Анализ сказки "карлик нос". Жизненный и творческий путь В. Гауфа. Сказка «Карлик Нос» Гауф карлик нос чему учит сказка

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование:

  • распечатанный текст сказки;
  • музыкальное сопровождение.

Опережающее домашнее задание:

  • письма к злой ведьме;
  • рисунки по сказке;
  • инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». Давайте посмотрим, какначинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Мы посмотрели только что фрагмент из мультфильма, а теперь предлагаю насладиться инсценировкой отрывка из сказки Гауфа "Карлик Нос". Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

1. Инсценирование эпизода

Сцена № 1. На рынке

Якоб: Пожалуйста, сюда, господа! Взгляните на отменную капусту, душистую приправу! Ранние груши, яблоки и абрикосы! Покупайте, господа! У моей матушки низкие цены!

Травница : Вы ведь, Ханна, торговка овощами?

Ханна: Да, это я. Что вам угодно?

Травница: Посмотрим, посмотрим, прежде всего, траву, да есть ли у тебя то, что мне надобно. Дрянь товар, ничего подходящего из того, что мне нужно, пятьдесят лет назад куда как лучше было. Теперь все дрянь!

Якоб: Послушай, бессовестная старуха! Сначала ты копаешься своими противными пальцами в корзине, мнешь зелень и суешь пучки под длинный нос, кто это видел, уже их не купит, а потом обзываешь наш прекрасный товар дрянью, а ведь повар самого герцога закупает у нас овощи.

Травница: Ах, сыночек, сыночек! Тебе, значит, не нравится мой нос, мой красивый длинный нос! Погоди, у тебя появится такой же нос и вытянется до подбородка.

Якоб: Не тряси так противно головой. Шея у тебя такая тоненькая, вроде капустной кочерыжки, того гляди, надломится, и твоя голова полетит прямо в корзину! Кто у нас купит такой товар!

Травница: О, тебе нравится моя тонкая шея? Так у тебя вовсе ее не будет, а голова уйдет в плечи!

Ханна: Не болтайте ерунды, если вам надо что-то, так покупайте, а то разгоните всех покупателей.

Травница : Ладно, так и быть, я куплю у тебя эти шесть кочанов, но мне тяжело их нести одной, позволь сынишке отнести покупку до моего дома, а я отблагодарю его щедро, как он того заслуживает.

Якоб: Мама, я не хочу идти с ней до ее дома, посмотри, какая она отвратительная и страшная.

Хана: Не говори так, сынок, просто помоги ей и возвращайся.

Травница (дома отбросила палку и пригласила за стол): Присаживайся, сынок, ты верно с дороги очень устал, я сейчас наварю и накормлю тебя таким супчиком, который ты запомнишь на всю жизнь и тогда получишь все, что тебе во мне понравилось. Кстати, можешь и сам стать искусным поваром. А травки волшебной тебе не найти! И не вспомнить прошлое! Отчего не было ее в корзине твоей матери?! Это хорошо! Это навсегда! Мне нужны такие помощники.

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

3. Инсценирование второго эпизода

Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".

Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!

Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!

Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.

Отец: Господи, кто это пришел?

Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?

Отец : Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.

Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?

Отец : Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.

Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?

Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?

Якоб: При чем тут мой нос?

Отец : Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.

Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.

Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.

Якоб : Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?

Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!

Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...

4. Беседа по сказке.

Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

5. «Озвучь мультфильм»

Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.

Этот вид деятельности учит ребят быстро находить данный эпизод, подбирать убедительные, яркие цитаты и выразительно озвучивать их, не теряя заданного темпа, продолжая путешествие в волшебный мир сказки; при этом создается особый, неповторимый и творческий микроклимат, наполненный радостью и игрой.

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус : жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Самолюб никому не люб.
  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
  • За каждым вечером следует утро.
  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • Язык человека может принести ему славу, и позор.
  • Жить прожить - не поле перейти.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Вильгельм Гауф сказка "Карлик нос"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Карлик нос" и их характеристика

  1. Якоб, он же Карлик Нос. В начале сказки веселый и бойкий мальчик 12 лет, которого украла злая колдунья. Он превратился в карлика, но остался добрым и честным.
  2. Мими, дочь волшебника Веттерброка. Превращена колдуньей в гусыню. Добрая и отзывчивая.
  3. Колдунья Крейтервейс, злая, уродливая старуха, которая превращала людей в животных
  4. Герцог. Самодовольный любитель хорошо поесть.
  5. Родители Якоба, простой сапожник Фридрих и его жена торговка Ханна.
План пересказа сказки "Карлик нос"
  1. Якоб и его родители
  2. Страшная покупательница
  3. Якоб ругает старуху
  4. Якоб несет капусту
  5. Старуха кормит Якоба супом
  6. Якоб прислуживает старухе семь лет в облике белки
  7. Якоб превращается в карлика
  8. Родители не узнают Якоба
  9. Повар герцога
  10. Гусыня Мими
  11. Князь и пирог королевы
  12. Травка "Чихай на здоровье"
  13. Превращение в юношу
  14. Спасение Мими
  15. Пирожный мир.
Кратчайшее содержание сказки "Карлик нос" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчик Якоб пошел относить покупки злой старухе и был превращен ею в белку.
  2. Якоб семь лет прислуживает старухе и становится отличным поваром
  3. Якоб нюхает травку, превращается в карлика и родители не узнают его.
  4. Якоб нанимается поваром к герцогу и покупает на базаре гусыню Мими
  5. Мими помогает Якобу найти волшебную травку и Якоб превращается обратно в человека
  6. Якоб относит Мими к ее отцу, и возвращается к родителям.
Главная мысль сказки "Карлик нос"
Доброе сердце значит гораздо больше, чем внешняя красота.

Чему учит сказка "Карлик нос"
Эта сказка учит верить в лучшее, не отчаиваться, бороться за свое счастье, уметь приспособиться к любым жизненным обстоятельствам. Учит не грубить покупателям. Также сказка учит помогать другим, быть добрым.

Отзыв на сказку "Карлик нос"
Это очень интересная сказка, которая мне сильно понравилась. На маленького Якоба нежданно обрушились суровые испытания. Он потерял семь лет жизни, стал карликом, его не приняли родители. Но Якоб не отчаялся. Он сумел найти свой путь в жизни, добился почета и уважения. А потом и смог расколдовать себя. Эта сказка увлекает и от нее невозможно оторваться.

Пословицы к сказке "Карлик нос"
Красота до вечера, а доброта навек.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Карлик нос"
Давным-давно жил в Германии сапожник Фридрих и его жена Ханна. И был у их сын Якоб, красивый и стройный мальчик. Ханна продавала на рынке овощи со своего огорода, а Якоб помогал покупателям донести корзинки с покупками. За это его часто благодарили.
Однажды к прилавку подошла сгорбленная старуха с огромным носом и стала ворошить разложенную на прилавке зелень. Все ей не нравилось и она сильно ругалась. Маленький Якоб не выдержал, назвал старуху бессовестной и упомянул ее длинный нос.
Старуха пообещала, что у мальчика гос будет еще больше.
Дальше она ворошила капусту, а Якоб продолжал ругаться и упомянул ее тонкую шею.Старуха пообещала, что Якоба вообще не будет шеи. Ту уж заругалась мать Якоба.
Старуха купила шесть кочанов капусты и попросила, чтобы Якоб помог их донести. Якоб боялся старуху, но ему пришлось нести покупку. Они шли целый час и пришли в старый дом на окраине города.
Старуха открыла дверь и Якоб остолбенел от удивления. Внутри было все мраморное и пол очень скользкий. Откуда-то прибежали на задних лапках морские свинки и принесли старухе тапки. Она надела их и перестала хромать.
Старуха провела Якоба в кухню и предложила отдохнуть, ведь носить человеческие головы - работа не легкая. Якоб с ужасом увидел, что вместо кочанов он нес человеческие головы.
Старушка пообещала накормить его супом. Старуха стала крутиться возле печи, а помогали ей морские свинки и белки, все одетые как люди.
Наконец суп был готов и старуха дала его Якобу, пообещав, что когда тот его съест он станет хорошим поваром.
Якоб поел, потом заснул и видел удивительный сон. Будто он превратился в белку, его одели в одежду, и он прислуживал старухе год за годом, ловил пыль из солнечного лучика, собирал росу с цветов и готовил пищу. Якоб стал отличным поваром и прожил у старухи семь лет.
Однажды Якоб полез в шкаф за приправой и открыл дверцу, которую раньше не замечал. Там росли удивительные травы и Якоб почувствовал запах того супа, которым его когда-то накормила старуха. Он чихнул и проснулся.
Он вскочил с дивана и поспешил домой. Он звал с собой белок, но те не хотели уходить.
Якоб прибежал на рынок, но мать не узнавала его и называла карликом. Она сказала, что Якоба украли семь лет назад. Тогда Якоб пошел к отцу, надеясь, что тот узнает его. Но сапожник тоже не узнал Якоба и рассказал, как злая колдунья, которая раз в 50 лет приходит закупать провизию, семь лет назад украла его Якоба.
Сапожник предложил карлику сделать футляр на нос. Якоб ощупал руками нос и понял, что тот просто огромный. Он подошел к лавке цирюльника и попросил зеркало. Он увидел, что стал карликом с огромным носом и почти без шеи. Все над ним смеялись.
Якоб пошел к матери и рассказал все, что с ним случилось. Ханна не знала что и думать и повела Якоба к отцу. Но сапожник рассердился, сказал, что сам только что рассказал карлику про Якоба и ремнем отхлестал Якоба.
Бедный Якоб не знал что делать, но вспомнил, что он стал отличным поваром и решил наняться поваром к герцогу.
Он пришел ко дворцу и попросил, чтобы к нему вызвали начальнику кухонь. Над Якобом все смеялись, но все-таки привели его на кухню и разрешили попробовать приготовить суп с гамбургскими клецками.
Якоб правильно назвал все ингредиенты, и упомянул травку "утешение желудка" про которую не слышал даже повар. Потом он быстро и ловко приготовил клецки. Смотритель и повар были в восторге.
Герцог попробовал суп и он ему очень понравился. Он велел позвать нового повара, потешался над его видом, но решил взять на службу, положив ему жалование в 50 дукатов в год и дав прозвище Карлик Нос.

Два года прожил Карлик Нос у герцога и стал уважаемым человеком. Он сам ходил покупать продукты и вот однажды решил купить трех гусей у женщины, которую никогда прежде не видел. Карлик Нос купил гусей и понес их во дворец. При этом он заметил, что одна гусыня сидела грустная, как будто больная. Он решил сразу прирезать ее.
Вдруг гусыня заговорила и попросила не убивать ее. Карлик Нос сразу подумал, что гусыня не всегда была гусыней. И это оказалось правдой.
Гусыня сказала, что ее зовут Мими и она дочь волшебника Веттербока. Гусыня рассказала, что ее заколдовала злая колдунья, а Карлик Нос рассказал свою историю. Мими сказала, что помочь ему может только та волшебная травка.
Однажды к герцогу приехал в гости князь, большой лакомка, и Якоб старался изо всех сил, чтобы угодить ему. На прощанье князь захотел попробовать пирог королевы и Якоб пообещал сделать его.
Но Якоб не знал рецепта этого блюда и горько плакал. Это увидела Мими и спросила, почему тот плачет. Якоб рассказал про пирог королевы, а Мими ответила, что отлично знает, как его приготовить. Якоб приготовил пирог по рецепту Мими, но князь остался недоволен. Он сказал, что в нем не хватает травки "чихай на здоровье".
Герцог пришел в сильную ярость, он пообещал отрубить Якобу голову, если тот к вечеру не сделает пирог как следует.
Якоб поделился горем с гусыней и Мими сказала, что нужная травка растет только под каштанами. Якоб и Мими отправились в дворцовый сад и стали искать под деревьями нужную травку. Но ее нигде не было.
Наконец они перебрались по мосту через озеро и Мими нашла травку "чихай на здоровье". Она сорвала причудливый цветок и принесла его Карлику. Якоб задумчиво повертел цветок, понюхал его и объявил, что это та самая травка, которой его заколдовали. Мими сказала ему собрать все деньги и испробовать действие травки.
Якоб завязал все вещи в узелок, понюхал травку и вдруг стал самым обычным юношей, очень красивым.
Якоб взял Мими на руки и, никем не узнанный, вышел из дворца. Он отправился на остров Готланд к волшебнику Веттерброку. Волшебник расколдовал Мими, дал Якобу много денег и тот вернулся к родителям, которые были счастливы возвращению сына.
А герцог не мог найти Карлика, поссорился с князем и они долго воевали. А потом заключили мир и князь угостил герцога пирогом королевы. Тот мир так и стали называть Пирожным миром.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Карлик нос"

Название произведения: Карлик Нос

Год написания: 1826

Жанр: сказка

Главные герои: Якоб - сын сапожника, превратившийся в карлика по кличке Нос, Мими - дочь колдуна, превращенная в гусыню, старая колдунья- травница.

Сюжет

Жена и сын сапожника торговали на рынке свежими овощами с их огорода. Однажды к ним пришла за покупками безобразная старуха с огромным носом. Она попросила мальчика помочь донести ей корзину до дома. Там она угостила его вкусным супом, после чего мальчик заснул. Во сне он увидел, что работал на старуху-колдунью в течение семи лет, превращенный в белку. Проснувшись, он побежал домой, но отец и мать его не узнали, они сказали, что их сын пропал семь лет назад, а этот безобразный карлик с огромным носом вовсе не их дитя. Тогда Якоб устроился поваром на кухню к герцогу, очень любившему вкусно покушать. Там он встретился с Мими, которая помогла юноше отыскать волшебную траву, необходимую не только для приготовления особого блюда для обжоры – герцога, но и для освобождения от злых чар. После того как Якоб и Мими вновь стали людьми, они отправились к отцу девушки во дворец.

Вывод (мое мнение)

Как и во всех волшебных сказках, герои должны доказать, что они достойны счастья. А это можно сделать, только не изменив себе и своему слову, быть честным, добрым и ясно видеть цель, к которой стремишься.

Безусловно, первое, что бросается в глаза при беглом знакомстве с биографией этого немецкого писателя, – ее краткость. Прожил Вильгельм Гауф полных 24 года, хотя жизнь у него сложилась вполне счастливая, без чрезмерных любовных мук и участия в дуэлях. Появился на свет сказочник в 1802 году. Первым жизненным испытанием мальчика стала смерть отца, которого посадили в тюрьму по несправедливому обвинению в подготовке мятежа. Считается, что этот штрих биографии впоследствии найдет отражение в сказке «Маленький Мук». Вильгельм Гауф после случившегося переехал в дом деда. Там мальчик впервые получил образование – в старинной библиотеке среди десятков стеллажей.

Обучался будущий сказочник на факультете теологии и философия. Естественно, молодой человек не стремился стать пастором. Не отличался он особым смирением, а всегда был в душе забиякой, мятежником. Он даже организовал орден «факелоносцев», надевал несколько экстравагантные красные штаны и даже не преминул перекрасить ноги святому Георгию (то есть его статуи). Причиной же, по которой Вильгельм Гауф выбрал именно это направление учебы, была стара как свет – бедность. Полноценное образование в семье будущего писателя могли позволить только одному ребенку. Им оказался не Вильгельм, а его старший брат. И только учеба на теологическом факультете в те времена предполагала стипендию.

Покинув альма-матер, молодой человек нанялся репетитором в один из домов. Посещение Парижа, Брюсселя, Бремена – эти и другие поездки успел совершить Вильгельм Гауф. Сказки, которые он сочинял специально для детей баронессы фон Хёгель, заставили поверить писателя в свои силы и выпустить «Альманах...» в 1826 году. Однако дебютом в искусстве слова стал отнюдь не сборник сказок. До этого был издан роман «Человек с Луны», и эта проба пера, надо признаться, вызвала небольшой скандал. Дело в том, что Вильгельм Гауф опубликовал свою книгу под именем одного популярного в те времена беллетриста, проза которого служила образцом безвкусной литературы. Однако она пользовалась популярностью, а значит, когда читатели видели на обложке знакомое имя, не задумываясь покупали «Человека с Луны». И каково же было негодование публики, когда она обнаружила не знакомое чтиво, а ироничную пародию на него! Гауфа разоблачили, его обязали заплатить штраф. Ну и что, зато он стал настоящей знаменитостью! После издания двух «Альманахов...» (третий увидел свет уже после смерти писателя) Вильгельм Гауф продолжает работать. Создает стихотворения, новеллы, становится редактором «Утреннего листка» и... женится на кузине, которую давно любил.

Сюжет.

В одном безымянном городе Германии жил сапожник. Его жена Ганна и сын Якоб успешно торговали на рынке овощами. Когда к их лотку однажды подошла безобразная старуха, Якоб рассердился на её привередливость и раскритиковал женщину. На это старуха обещала, что и он станет таким же. Дело в том, что она оказалась ведьмой, и её звали Травозная (нем. Kräuterweiss - знающая толк в травах).

Когда Якоб помог ей донести покупки, в своём доме, где прислуживали антропоморфные морские свинки и белки, Травозная накормила его вкуснейшим супом. Он заснул и увидел сон про то, как семь лет служил старухе в обличье белки и даже стал отличным поваром. Когда мальчик проснулся и вернулся на рынок, оказалось, что действительно прошло семь лет, а он превратился в уродливого карлика. Родители не признали его и не поверили ему. Тогда Якоб устроился к герцогу гурманов младшим гоф-поваром (в качестве испытания он приготовил датский суп с красными гамбургскими фрикадельками). Герцог ел его стряпню да нахваливал.

Однажды карлик Нос, как его сейчас называют, среди прочего купил на рынке гусыню Мими (которая в результате оказалась заколдованной девушкой). Она помогла ему испечь паштет «Сузерен» для герцога и его гостя - князя, а также найти для паштета очень нужную приправу - травку Вкусночиху (нем. Niesmitlust - чихай с удовольствием), в которой Якоб узнал компонент того самого супа. В своей комнате он понюхал травку и вернулся в прежнее состояние.

Сначала они с гусыней отправились к отцу Мими - волшебнику Веттербоку, который отблагодарил Якоба. Последний вернулся к родителям с приличной суммой денег.

Смысл и значение сказки

Через весь текст сказки «Карлик Нос» проходит идея торжества справедливости, преимущества внутреннего мира перед внешним. Главный герой сказки - ребёнок, похищенный ведьмой и превращённый ею в уродливого карлика. Сбежав от неё, он пытается возвратиться домой. Но родители не узнаю́т его. Работая на королевской кухне, он спасает девочку Мими, превращённую ведьмой в гусыню. Дружба помогает им преодолеть все препятствия и освободиться от колдовских чар.

Анализ сказки Красивая жена . Выбор данного произведения обусловлен его юмором (и, если брать начало, то современной распространенностью). Цитаты выделены.

“После свадьбы Чжан совсем перестал работать <...> дома сидит, молодой красавицей женой любуется <...> из-за жены обо всём на свете забыл.”

В общем-то, тут анализировать нечего: нашёл объект - больше ничего не надо. Такой инфантильный герой у нас. Это даже не про “нашёл первичный объект”, потому как по сказке жена ждёт от него действий (то есть не является матерью-опекуном, задатки отношений соответствуют ожидаемой норме), она “стала корить мужа ”, что он днями только дома сидит. Тут-то мы и понимаем мотивацию анально-инфантильного парня: “уйду, а она с другими любезничать станет ” (анального - потому что мотивации для таких мыслей нет в предыстории ситуации).

Далее случается столкновение с реальностью. Пока он так сидел - сам не ходил, её не пускал - жить стало не на что, и приданое всё распродали и заложили. “... понял, что они с голоду умрут, если завтра же он не заработает на хлеб. Рано утром <...> пошёл в соседнюю деревню искать работу ”. Казалось бы, его патология вот-вот разрешится, достаточное погружение в подобную рутину убедит его, что всё в порядке, и они смогут жить нормально. Но не так всё просто, сказка ведь. По пути на заработки он встречает старика и, спрашивая дорогу, жалуется, что оставил такое сокровище дома, называя себя “несчастный человек ” (тоже, к слову, интересная особенность, не позволяющая ощущать здоровое счастье, когда все необходимые для него факторы налицо, поскольку счастье патологических требований является единственно видимым). Попутчик предлагает идеальное для нашего героя решение - “а ты посади жену в бутылку, уж чего проще! ”, и тут же даёт волшебную бутылку. Герой, как и следовало ожидать, “весело напевая, поспешил домой ”. Столкновение с реальностью на необходимом уровне не произошло.

Естественно, какое-то время наш Чжан ходит зарабатывать, беря с собой жену в бутылке. Можно, наверное, развить тему, что попадает она туда, когда он на неё смотрит и дует в горлышко бутылки, находя тут и фалличность, и гомосексуальность, и оральность, но это было бы лишними домыслами. У него всё хорошо, “успокоился Чжан, теперь никто его жену не увидит ”. Полное впадание в идеальную патологию.

Казалось бы, пора задуматься о том, почему она безвольна, или почему с ней так обращаются, но не тут-то было. В определенный момент Чжан ушёл в баню, оставив жену дома. Естественно, велел ей никуда не отлучаться. Естественно, хоть куда-то отлучиться ей было необходимо (как-никак личное пространство никто не отменял), и она убегает стирать бельё. В его рубахе она нащупала волшебную бутылку и удивилась, что он не взял её с собой. По этому поводу тоже интересно, но мне не видится разумного объяснения - настолько анальный человек не должен был так легко упустить из виду такую важную деталь; с другой стороны, он уже в идеальном мире и может простить себе несколько неосторожностей. Так вот, тут жена приметила “что на другом берегу красивый юноша стоит, на неё смотрит <...> поглядела на него красавица, застыдилась, голову опустила. Нечаянно дунула в бутылочку (да, смешно с точки зрения возможностей анализа, но не имеет фактического отношения к данной ситуации), глядь - молодой человек пропал ”.

Идиллия продолжается ровно до следующего дня. Герой так же задул жену в бутылку (третий раз можно подумать на тему этой бутылки, теперь как аддикцию, но не стоит) и пошёл в поле. Вернулся он домой, опрокинул бутылку - а перед ним “рядом с женой прекрасный юноша стоит ”.

“Как мог юноша в закрытую бутылку влезть? А ведь правда, как ни стереги, не убережешь молодую красивую жену!”

Сказка Карлик нос начинается с ситуации семьи, где ребенок является нарциссическим продолжением матери. На данный момент отец у него отсутствующий, и ему только и остаётся, что ходить повсюду за мамой в свои 12 лет. Она работала на рынке, где наш герой служил носильщиком и привлекал покупателей своей красотой.

Как-то раз к ним заявилась ужасная старуха, которая всё ругала. Мать героя “все больше и больше боялась этой старухи ”, но “не могла сказать ей ни слова - покупатель ведь имеет право осматривать товар ”. В сказках стоит говорить о том, что негативный женский образ в виде ведьм и аналогичных персонажей представляет собой негативную материнскую фигуру. И мальчик активно противостоит ей, ругая старуху со словами “Эй ты, бессовестная старуха! <...> Да не тряси ты так противно головой! ”, ставя границу между хорошей и плохой матерью. Фактическая мать же, даже понимая негативное её воздействие на своего ребёнка (“Не говорите мальчику таких глупостей!”), не в силах пересилить своё желание выглядеть хорошей в глазах остальных. Поэтому, когда старуха просит помощи отнести покупки и мальчик плачет от нежелания, “мать строго приказала ему слушаться - ей казалось грешно заставлять старую, слабую женщину нести такую тяжесть ”.

Они доходят до дома старухи, где “старуха сразу перестала хромать ”, подтверждая образ плохой матери обманом. Там она символически кормит его волшебным супом, причём “ничего лучше этого супа ему еще не приходилось пробовать ” (читай - молоком матери), после чего он видит волшебный сон. В этом сне он в образе белки (то есть, обезличен) прислуживает старухе 7 лет, пока не находит случайно волшебную траву. Понюхав её, он “просыпается” и спешит к матери. Мать его прогоняет, потом его прогоняет отец, и, только увидев себя в зеркало, наш герой осознаёт свой образ безобразного карлика (хотя, бежав к матери и потом к отцу, трудно не заметить свои же конечности). Ноги у него маленькие, шеи вообще нет (то есть, опора у него отсутствует), а руки с длинными пальцами и нос огромные. Был он символическим фаллосом матери (все его хвалили, она - особенно), а стал фактически образно его передавать. Цирюльник предлагает ему работать зазывалом, но наш герой не хочет быть пугалом, и убегает ночевать в церковь после ещё одной неудачной попытки объясниться с родителями.

Наутро он придумал план действий. Научившись хорошо готовить за время службы у старухи, он решается идти во дворец к местному правителю (герцогу), чтобы стать поваром. Над ним смеются, но он с блеском проходит испытание, и его принимают на работу. Это служит началом садо-мазохистических отношений (хотя это раскрывается позже) между ним и герцогом. Сначала эти отношения выглядят идеальными - несмотря на то, что раньше герцог частенько ругался и наказывал поваров, нашего героя все только хвалят.

Проходит два года. Карлика Носа уже все узнают как лучшего кулинара при дворе. Таким образом, принятия как личности он добиться не смог, получилось только принятие как профессионала своего дела. В один день на рынке он покупает гусей, и одна гусыня просит её не убивать. Они сближаются на основе “товарищей по несчастью”; она верит ему, что он не карлик и был белкой, а он верит ей, что она заколдованная дочь великого волшебника.

К герцогу в гости приезжает князь, известный лакомка. Герой успешно справляется со сложными кушаньями, пока наконец с него не требуют незнакомый ему пирог. Он тут же расстраивается, но гусыня припоминает рецепт. Князь говорит, что пирог не такой вкусный, как он привык, потому что в нём не хватает какой-то травы. Герцог на это обещает украсить стену дворца головой карлика, если завтра же пирог не удовлетворит гостя, и герой убегает к гусыне снова. Гусыня говорит, что помнит, но им надо идти искать вместе. Когда они находят нужную траву, Нос вспоминает, что это та же трава, которую он нюхал во сне, и нюхает её. Колдовство рассеивается, и он, уже в перевернутой, садистической позиции по отношению к герцогу (до этого ему угрожают расправой, а теперь он сам “наказывает”), сбегает вместе с гусыней и частью заработанных денег к её отцу. Её отец расколдовал дочь-гусыню и “дал Якобу много денег и подарков ”. Герой, вместо того, чтобы сыграть ожидаемую читателем свадьбу, “немедля вернулся в свой родной город. Отец и мать с радостью встретили его - он ведь стал такой красивый и привез столько денег!

Вообще, сказка получается с печальным концом. Можно её рассматривать как параллель расщепления - с одной стороны реальный мир с родителями, для которых он нарциссическое продолжение (с матерью понятно, а отец, хотя сначала отсутствует, в конце радуется именно красавцу с деньгами. и когда герой предстаёт перед ним в образе карлика жалуется, что “И в ремесле уже кое-что смекал, и красавец был писаный. Он бы уж сумел приманить заказчиков, не пришлось бы мне теперь класть заплатки - одни бы новые башмаки шил ”). С другой стороны, мир старухи - плохой матери и герцога - супер-эго.

В самом конце упомянуто, что из-за побега из дворца развязалась война. Так, вернувшись к своим первичным объектом (а ему на этот момент примерно 21-22 года), его супер-эго взбунтовалось. Но был достигнут мир. Печально.

“Вот и вся история о Карлике Носе”.

Студент 1 курса, Vadim Korostiev-Rykov

Жили-были старик со старухой. Они репку посеяли на поле. Вот и повадился медведь репу-то воровать.

Старик пошел смотреть репу: много нарвано ее да набросано. Старуха-то и говорит: «Кто же это нарвал? Люди? Дак унесли бы! Поди-ка ты, старик, карауль репу!»

Старик и пошел караулить на ночь; лег под зарод. Вот и пришел медведь и рвет репу-ту. Нарвал беремя, да и потащил за огород. (Репа-та хрупкая была). За огород как перескочил, старик набежал, бросил топором, да и отсек лапу медведю. Топор бросил тут, а сам убежал, спрятался.

Медведь ушел на трех лапах, а старик вылез, взял медвежью лапу, да и унес домой. Унес домой, ободрал ее, да и варить поставил - есть хотел. «А шерстку-ту отдал старухе: «На», - говорит, - старуха, опреди медвежью-то шерстку - пригодится!»

Вот старуха села прясть. Медведь сделал липовую ногу да идет; а нога та поскрипывает: студено было. Вот медведь идет да и говорит:

Скрипи, скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
Все по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит -
На моей коже сидит,
Мою то лапу варит,
Мою шерстку прядет!

Старуха-то учуяла это, да и говорит: «Поди-ка ты, старик, запирай двери: медведь идет». Старик вышел на улицу, да и говорит медведю: «Медведюшка-братанушка! Ты возьми верхи, а мне отдай низы!» - «Ладно!» - медведь говорит: он не знает толку-то в репе, не понимает ничего. Старик стаскал домой репу-ту, а медведю оставил одну нетину.

Вот старик хлеб жать пошел. Медведь и пришел к нему на поле-то: «Нет, - говорит, - старик, отдай мне теперь низы, а верх себе возьми! Не сладко!» Вот старик и говорит: «Возьми, медведушка! Возьми, братанушка! Да тогда неси исподь-от, как обмолотим».

Как обмолотили, медведь и сносил к себе в берлогу солому-ту, а хлеб-от старик домой привез.

Я предположила, что в данной сказке разыгрывается сценарий положительного Эдипа.

Сказка начинается с фразы: «…жили-были старик со старухой…», т.е. мы можем предположить, что жила обычная полная семья, в которой есть и отец и мать. И сажали они (старик со старухой) на своем огороде репу. З. Фройд в своей теории психосексуального развития обращался к мифам. Поэтому я тоже позволила себе немного поразмышлять на тему значения символа «Засеянное поле /огород» у древних славян и обнаружила, что его относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности». И если мы предположим, что старик со старухой засеяли поле репой, то видимо, речь идет о родительской спальне и первофантазме: откуда рождаются дети?

И вот тут в сказке появляется еще один персонаж – медведь. Я предположила, что это их непослушный, непоседливый ребенок, которому настолько любопытно интересно, что же происходит за закрытой дверью спальни родителей, что он повадился туда забираться и воровать репу (даже не воровать, а просто раскидывать). Видимо, речь здесь идет о том, что маленький мальчик постоянно по ночам просится в родительскую постель к матери. И здесь важно обратить внимание на то, что матери это нравится, так как медведь повадился воровать репу, а значит, мать не справлялась с цензурой любовницы. Так вот, нашему старику ситуация с похищением его места рядом с любимой женщиной надоела и решил он подкараулить медведя. И действительно, ночью приходит медведь и рвет его репу. Разозлился тут старик, «…набежал, бросил топором, да и отсек лапу медведю…». «Топор бросил тут, а сам убежал, спрятался». Что же за страх испытал старик, и кого он испугался больше – медведя, которого он победил, или себя, своего гнева, ярости.

По сути, медведя кастрировали (отрубили часть тела – лапу). Медведь отправляется к себе, ковыляя на трех лапах, а старик, выбрался из укрытия, взял отрубленную лапу и отнес этот трофей старухе, как настоящий воин – победитель из архаических сказаний. «…ободрал ее, варить поставил – есть хотел. А шерстку отдал старухе».

Ну а мишка, оправился от травмы, что старик все-же сильнее и сделал себе «липовую ногу». Если вновь обратиться к ассоциациям на тему слова «липовый», то можно предположить, что это слово означает не только состав (то что сделано - из липы), но и то чего «нет», ненастоящее, поддельное. В народе часто можно услышать выражение «липовый ученый», «липовый писатель». И в этом случае, первая часть сказки, возможно про то чего не было, а значит про фантазии, страх кастрации, любовь сына к матери и некое всемогущество и превосходство над отцом, когда он (мальчик) занимает его место.

Также мы можем размышлять о том, что «липовая нога» - это некое разочарование ребенка, про нарциссический шрам в его душе, про недостаток.

Итак, медведь испытывает перевозбуждение, идентифицирует себя с агрессивным стариком, который лишил его части тела, делает себе липовую ногу и отправляется вновь к старухе.

«Скрипи, скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
Все по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит -
На моей коже сидит,
Мою то лапу варит,
Мою шерстку прядет!»

Испугалась старуха: «Поди ка ты старик, запирай двери – медведь идет»

Но старик, оказался мудрее и решил справиться с навязчивым влечением сына к матери хитростью.

В начале он предлагает медведю взять верх от репки, а низ оставить ему. Медведь соглашается, однако, когда он понимает, что его обманули, вновь отправляется к отцу на «поле», когда тот сажает пшеницу и молвит: «Нет. Отдай мне теперь исподь, а верх себе возьми. Не сладко!» На что, конечно же, старик соглашается.

На этом сказка заканчивается, благодаря, которой мы видим, как разрешается Эдипальный конфликт.

Медведь отказывается от сладостей огорода, так как получает мощный запрет; понимает, что старик взрослее, умнее, мудрее и хитрее. С ним ему (мальчику) не справиться. Таким образом, на примере, данной сказки, мы получаем возможность увидеть завершение инфантильного невроза. О котором писал в своей работе З.Фройд «Три очерка по теории сексуальности».

Интересно отметить, что есть несколько вариантов окончания данной сказки. В одной из, медведь съедает старика и старуху, и этот вариант также интересен, тем что ребенок интериоризует родителей, то есть реальные объекты помещает во внутренние представления и структуры.

Студентка 1 курса, Антонова Юлия