Стефаненко Т. Этнопсихология. Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии

Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27

Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58

Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115

Литература 171

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Annotation

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Стефаненко Т. Г.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Этнический парадокс современности

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире

1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

2.1. Что такое этнос?

2.2. Культура как психологическое понятие.

2.3. Что такое этнопсихология?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ

1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии

1.2. Изучение психологии народов в Германии и России

1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания

1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

2.1. Конфигурации культур

2.2. Базовая и модальная личность

2.3. Предмет и задачи психологической антропологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии

3.2. Немного о тестах интеллекта

3.3. Зрительные иллюзии

3.4. Цвет: кодирование и категоризация

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм

4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.

4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ

ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия

1.2. Этнография детства

1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования

1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых»

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность?

2.2. Национальный характер или ментальность?

2.3. Проблема нормы и патологии

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ

3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии

3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста

3.3. Экспрессивное поведение и культура

3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

4.1. Регулятивная функция культуры

4.2. Индивидуализм и коллективизм

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные

1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений

1.3. Социальная и этническая идентичность

1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности

2.1. Этапы становления этнической идентичности

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности

2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности

2.4. Проблема изменения этнической идентичности

2.5. Модель двух измерений этнической идентичности

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности

3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации

3.5. Социальная каузальная атрибуция

Литература для чтения

Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

4.1. Определение и классификации этнических конфликтов

4.2. Этнические конфликты: как они возникают

4.3. Этнические конфликты: как они протекают

4.4 Урегулирование этнических конфликтов

Литература для чтения

Глава 5. Адаптация к новой культурной среде

5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление

5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации

5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде

5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов

5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию

5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности

Литература для чтения

Литература

Стефаненко Т. Г.

Этнопсихология

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

Отдавая отчет в том, что возникновение любой науки – процесс длительный, многосложный и однозначному толкованию не поддается, рискну назвать две группы причин, взаимодействие которых обусловило утверждение социальной психологии как системы научного знания на рубеже столетий. Первая – глобальные общественно-исторические преобразования, достигшие апогея в...

Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27

Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58

Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115

Литература 171

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках - от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Выход современного учебника «Этнопсихология» в завоевавшей признание читателей благодаря публикации психологической классики «Библиотеке социальной психологии» – закономерен и своевременен. Не только потому, что в работе Т. Г. Стефаненко подытожены и обобщены результаты этнопсихологического исследований за столетие, минувшее со времени первой публикации представленных в «Библиотеке» фундаментальных трудов В. Вундта, Г. Лебона, Г. Тарда, А. Фуллье и других основоположников этнопсихологии. Но и потому, что этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и – уверен – будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера.

Известно, что истоки социально-психологического знания отчетливо обнаруживаются уже в философских трактатах древности. «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция – убедительные и не единственные свидетельства того, что история социально-психологического мышления столь же стара, как и попытки понять природу взаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции. Каким образом из противоречивых и изменчивых человеческих стремлений вырастают устойчивые формы социального общежития? Как в условиях стандартизирующего людей давления общества и жесткого социального контроля рождается и выживает свободная и неповторимая индивидуальность? Можно ли и как облегчить бремя извечного конфликта индивида и общества, не уничтожив первого и не взорвав второго? Лишь перечень имен мыслителей, на протяжении столетий ставивших и решавших эти центральные для социальной психологии проблемы, занял бы не одну страницу. Однако, сколь ни важен их вклад в становление социально-психологического знания, только во второй половине прошлого века оно перестает быть уделом отдельных интеллектуалов и к началу нынешнего приобретает статус относительно самостоятельной и признанной науки. Почему и как это произошло?

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ 11
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 12
1.1. Этнический парадокс современности 12
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 13
1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности 15
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 18
2.1. Что такое этнос? 18
2.2. Культура как психологическое понятие. 20
2.3. Что такое этнопсихология? 22
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 27

1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 27
1.2. Изучение психологии народов в Германии и России 28
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания 31
1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 32
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 35
2.1. Конфигурации культур 35
2.2. Базовая и модальная личность 36
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии 38
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 41
3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии 41
3.2. Немного о тестах интеллекта 42
3.3. Зрительные иллюзии 44
3.4. Цвет: кодирование и категоризация 46
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 50
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм 50
4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. 51
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 54
Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58
ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 58
1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 58
1.2. Этнография детства 61
1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования 64
1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых» 69
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 74
2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность? 74
2.2. Национальный характер или ментальность? 77
2.3. Проблема нормы и патологии 82
ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 86
3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии 86
3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89
3.3. Экспрессивное поведение и культура 92
3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции 96
ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 101
4.1. Регулятивная функция культуры 101
4.2. Индивидуализм и коллективизм 103
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля 108
4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 111
Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115
Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы 115

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные 115
1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 117
1.3. Социальная и этническая идентичность 119
1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности 120
Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности 124
2.1. Этапы становления этнической идентичности 124
2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности 126
2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 127
2.4. Проблема изменения этнической идентичности 128
2.5. Модель двух измерений этнической идентичности 131
Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 135
3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 135
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства 137
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности 139
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации 141
3.5. Социальная каузальная атрибуция 142
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 146
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов 146
4.2. Этнические конфликты: как они возникают 148
4.3. Этнические конфликты: как они протекают 152
4.4 Урегулирование этнических конфликтов 155
Глава 5. Адаптация к новой культурной среде 159
5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление 159
5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 160
5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 162
5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 165
5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию 166
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности 168
Литература 171

Стефаненко Татьяна Гавриловна - заведующий факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (2006-2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ (2009).

Т.Г. Стефаненко окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Специализировалась по кафедре этнографии, где пробудился её интерес к возрождавшейся в то время в СССР области знаний – этнопсихологии, определивший весь её жизненный путь.

После окончания исторического факультета пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым больше уже не расставалась, пройдя путь от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» (научный руководитель Г.М. Андреева). Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.: «Социальная психология этнической идентичности». Учёная степень доктора психологических наук присуждена в 2000 г., учёное звание профессора присвоено в 2002 г.

Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма - рассмотрения её в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Являлась одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.

Член Учёного совета факультета психологии и трёх докторских диссертационных советов (в МГУ, СПбГУ, ЮФУ).

В МГУ читала курс лекций по этнопсихологии, спецкурс по психологии межгрупповых отношений.

Под её руководством защищено более 50 дипломных работ, в том числе за последние годы:

  1. Двуязычие как фактор этнической идентичности;
  2. Установка на здоровье в культурах разного уровня индивидуализма/коллективизма;
  3. Контекстность культуры и межэтнические различия в процессах атрибуции;
  4. Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их представления о стереотипах местных жителей;
  5. Особенности этнической идентичности людей, следующих традициям другой этнической группы;
  6. Взаимосвязь значимости этнической идентичности и предубеждений по отношению к этническим меньшинствам;
  7. Разработка и апробация тренинга психологической адаптации японских студентов в России;
  8. Восприятие справедливости российской молодежью;
  9. Особенности социальной идентичности испанских «детей войны»;
  10. Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их представления о русском человеке;
  11. Влияние ценностных ориентаций на адаптацию китайских студентов в России;
  12. Особенности стратегий совладания подростков с ситуациями дискриминации по этническому признаку;
  13. Факторы удовлетворенности супружескими взаимоотношениями в российско-американских браках;
  14. Дифференциация негативных этнических установок как фактор уменьшения предубеждений;
  15. Взаимосвязь особенностей территориальной идентичности иногородних и их предубежденности к москвичам;
  16. Принятие индуизма как фактор трансформации этнической идентичности;
  17. Социальные и когнитивные факторы развития этнических предубеждений у младших школьников;
  18. Трансформация межкультурной компетентности в процессе адаптации к инокультурному окружению;
  19. Трансформация ценностных ориентаций и образ России у китайских студентов московских вузов;
  20. Особенности переживания одиночества российскими студентами в процессе их адаптации к инокультурному окружению;
  21. Ослабление этнической предубежденности студентов в ситуации социальной напряженности;
  22. Представления об активном социальном меньшинстве в современном российском обществе;
  23. Взаимосвязь особенностей этнической идентичности и культурной памяти народа (на примере воспоминаний армян о геноциде);
  24. Представления о государственной власти в обыденном сознании россиян и в печатных СМИ;
  25. Трансформация образа России в процессе адаптации китайских студентов;
  26. Факторы дискриминации при приеме на работу в российских мегаполисах;
  27. Ценностные ориентации в семьях мигрантов как фактор стратегии их адаптации;
  28. Кросс-культурный анализ социальных переживаний вины и стыда;
  29. Ценностные ориентации как фактор формирования социальных представлений о взаимодействии народа и власти;
  30. Анализ стратегий выхода из конфликтов китайских студентов с различным сроком пребывания в России.

Являлась научным руководителем девяти аспирантов, успешно защитивших диссертации по темам:

  1. Развитие этнической идентичности детей и подростков (О.Л. Романова)
  2. Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т. Уталиева)
  3. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации (О.В. Краснова)
  4. Межкультурные различия представлений о сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая)
  5. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления (А.М. Арбитайло)
  6. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (Н.Г. Малышева)
  7. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга (А.С. Купавская)
  8. Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений (М.В. Котова)
  9. Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев)
  1. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  2. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
  3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
  4. Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный редактор).
  5. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
  6. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
  7. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
  8. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
  9. Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
  10. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
  11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014.

См. также:

  • (27 ноября 2018).