Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм". Экологические Факторы и их классификация

Конспект по экологии

В комплексе действия факторов можно выделить некоторые закономерности, которые являются в значительной мере универсальными (общими) по отношению к организмам. К таким закономерностям относятся правило оптимума, правило взаимодействия факторов, правило лимитирующих факторов и некоторые другие.

Правило оптимума . В соответствии с этим правилом для организма или определённой стадии его развития имеется диапазон наиболее благоприятного (оптимального) значения фактора. Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность организма. Этот диапазон называется зоной угнетения. Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки, за пределами которых существование организма уже невозможно.

К зоне оптимума обычно приурочена максимальная плотность популяции. Зоны оптимума для различных организмов неодинаковы. Чем шире амплитуда колебаний фактора, при которой организм может сохранять жизнеспособность, тем выше его устойчивость, т.е. толерантность к тому или иному фактору (от лат. толерация – терпение). Организмы с широкой амплитудой устойчивости относятся к группе эврибионтов (греч. эури – широкий, биос – жизнь). Организмы с узким диапазоном адаптации к факторам называются стенобионтами (греч. стенос – узкий). Важно подчеркнуть, что зоны оптимума по отношению к различным факторам различаются, и поэтому организмы полностью проявляют свои потенциальные возможности в том случае, если существуют в условиях всего спектра факторов с оптимальными значениями.

Правило взаимодействия факторов . Сущность его заключается в том, что одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов. Например, избыток тепла может в какой-то мере смягчаться пониженной влажностью воздуха, недостаток света для фотосинтеза растений – компенсироваться повышенным содержанием углекислого газа в воздухе и т.п. Из этого, однако, не следует, что факторы могут взаимозаменяться. Они не взаимозаменяемы.

Правило лимитирующих факторов . Сущность этого правила заключается в том, что фактор, находящийся в недостатке или избытке (вблизи критических точек), отрицательно влияет на организмы и, кроме того, ограничивает возможность проявления силы действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме. Лимитирующие факторы обычно обусловливают границы распространения видов, их ареалы. От них зависит продуктивность организмов.

Человек своей деятельностью часто нарушает практически все из перечисленных закономерностей действия факторов. Особенно это относится к лимитирующим факторам (разрушение местообитаний, нарушение режима водного и минерального питания и т.п.).

Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об экологических факторах и их классификацию. Изучается влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие основных законов экологии; оптимума, пессимума и ограничивающего фактора и их значения; закрепляются понятия - популяция, экосистема, биосфера. Данный урок может быть использован для обучающихся первых курсов технических специальностей среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Цели урока:

1 ) образовательные : изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть влияние этих факторов на живые организмы; ознакомиться с законами оптимума и ограничивающего фактора и их значением; закрепить понятия - популяция, экосистема, биосфера;

2) развивающие: способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;

3) воспитательные: воспитывать у обучащихся понимание практической значимости экологических знаний.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, задания для самостоятельной работы, дидактический мате-риал, схемы, таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Настрой учащихся на работу.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка усвоенных знаний.

1.Фронтальный опрос по вопросам:

Что изучает экология?

Назовите задачи экологии?

2. Индивидуальный опрос.

История развития экологии.

Разделы экологии.

Значение экологии.

3. Проверка и оценивание схем « Значение экологии в жизни человека и в освоении строительных специальностей».

4. Решение экологических задач.

а) Буквальное исполнение лозунга "Превратим Землю в цветущий сад!" опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?

Ответ: Реализация такой "мечты" несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, ибо цветущий сад - это уничтожение видового разнообразия на планете.

б) Множество растений в нашей стране – пришельцы из других мест, нередко даже с других континентов. Деревья и травы из Америки у нас не редкость, но это касается не только овощных растений и деревьев для озеленения, но растений вполне безразличных для человека. Не было ему смысла завозить семена этих поселенцев, а вот куда не глянь, они растут, можно встретить дурнишник калифорнийский, мелколепестник канадский, щирицу – это американские виды. Да и по Америке распространился наш подорожник. Как попадают на другие континенты такие растения, как они там распространяются?

Ответ: С кусочками почвы семена прилипают к обуви, одежде путешественников, с зерном, в щелях теплоходов, самолетов.

III. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя с элементами беседы.

а) Среда обитания живых организмов.

- Что называется средой обитания?

- Какие есть среды обитания? Приведите примеры организмов, заселяющих данные среды жизни.

б) Экологические факторы.

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Действительно, животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, а в тесном взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.

Компоненты или условия среды, которые прямо или косвенно воздействуют на организ-мы называются экологическими факторами.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить на какие группы их можно разделить (три группы).

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучи в небе проплывают.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это - факторы природы.

Ответ: абиотические, биотические и антропогенные.

2. Поисковая беседа (схемы на столах).

На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды.

Вспомните из курса биологии, какие виды экологических факторов знаете?

1.Абиотические факторы - факторы неживой природы (вода, температура, воздух, климат, рельеф, почва).

2.Биотические факторы - факторы живой природы (все типы взаимоотношений живых организмов).

3.Антропогенный фактор - влияние деятельности человека на природу, может быть положительным и отрицательным (приведите примеры).

Экологические факторы действуют не по отдельности, а во взаимосвязи.

Биотические факторы – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других.

Внутривидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между организма-ми на популяционном уровне. В основе их лежит внутривидовая конкуренция.

Межвидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между различными ви-дами, которые могут быть благоприятными, неблагоприятными и нейтральными.

Соответственно, обозначим характер воздействия +, – или 0. Тогда возможны следующие типы комбинаций межвидовых взаимоотношений:

00 нейтрализм – оба вида независимы и не оказывают никакого действия друг на друга; в природе встречается редко (белка и лось, бабочка и комар);

0 комменсализм – один вид извлекает пользу, а другой не имеет никакой выгоды, вреда тоже (крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян растений (репейник), не получая ни вреда, ни пользы);

–0 амменсализм – один вид испытывает угнетение роста и размножения от другого (све-толюбивые травы, растущие под елью, страдают от затенения, а самому дереву это без-различно);

Симбиоз – взаимовыгодные отношения (актиния и рак-отшельник);

Мутуализм – виды не могут существовать друг без друга (инжир и опыляющие его пче-лы; лишайник);

++ протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не является обязательным условием выживания (опыление пчелами разных луговых растений);

Конкуренция – каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие (растения конкурируют между собой за свет и влагу);

+ – хищничество – хищный вид питается своей жертвой (щука и карась);

Другие экологические факторы и термины экологии.

Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточ-ной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар).

Несмотря на большое разнообразие экологических факторов и характера их воздействия на организмы, можно выявить ряд общих закономерностей.

Для жизни организмов необходимо определенное сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором.

Лимитирующий фактор (ограничивающий) – экологический фактор, выходящий за пределы максимума или минимума, снижающий жизнедеятельность организмов. Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Ю.Либих.

Почему зимой в водоемах происходит замор рыбы, почему карпы не живут в океане, почему после дождя на поверхности земли появляются черви.

Ответ (заморы рыб зимой в водоемах вызваны нехваткой кислорода, карпы не живут в океане (соленая вода), миграцию почвенных червей вызывает избыток влаги и недостаток кислорода).

Для форели ограничивающим фактором является количество кислорода (норма: 2мг на 1л воды).

Закон Либиха - лимитирующих (ограничивающих) факторов звучит следующим образом: фактор, находящийся в недостатке или избытке, отрицательно влияет на организмы даже в случае оптимальных сочетаний других факторов.

Оптимальный фактор, или оптимум.

Для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание факторов, оптималь-ное для его роста, развития и размножения. Оптимум, или оптимальный фактор – это наилучшее сочетание всех условий.

Закон толерантности или диапазон устойчивости (закон Шелфорда). В 1913 году В. Шелфорд сформулировал закон толерантности: толерантность - способность орга-низмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя (лат. «толеранция» - терпение).

Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. Диапазон между максимумом и минимумом и составляет пределы толерантности организма. Если фактор выходит за пределы толерантности, организм погибает.

Пессимум – наихудшее сочетание всех условий.

В экологии существуют следующие основные понятия: вид, популяция, биоценоз, биогео-ценоз, или экосистема, биосфера.

Вспомните определения этих терминов с курса биологии.

Популя́ция (от лат. Populatio-население) - это совокупность организмов одного вида , длительное время обитающих на одной территории и относительно изолированных от других особей этого вида.

Экосисте́ма - биологическая система (биогеоценоз ), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз ) и среды их обитания (биотоп ).

Основным ключевым понятием в экологии является термин «экосистема», который был предложен английским учёным А. Тенсли (1935год) или «биогеоценоз», предложенный русским ученым В.Сукачевым (1942 год).

Биосфе́ра (от греч. «биос»-жизнь и «сфера»- шар) - геологическая оболочка Земли , заселённая живыми организмами , находящаяся под их воздействием, или совокупность всех экосистем планеты Земля.

IV. Закрепление изученного.

  1. Работа по таблицам.

а) Распределите животных соответственно их среде обитания.

Животное

Наземно-воздушная

Водная

Почва

Другие организмы

Акула белая

Лягушка травяная

Крот обыкновенный

Аскарида человеческая

Рак речной

Морская звезда

Амёба дизентерийная

Дождевой червь

Утка кряква

Дождевой червь

Нематода свекловичная

4. Свет.

5. Распашка земель.

6. Солёность.

7. Волк в лесу.

8. Свиной цепень в организме.

9. Загрязнение воды нефтепродуктами.

10.Блохи в шерсти животных.

11.Выхлопные газы автомобилей.

12. Захоронение радиоактивных отходов в почве.

2. Беседа по вопросам.

- Что вы узнали нового на уроке?

Чему научились, изучая основы экологии?

Где можно применить полученные вами знания, умения и навыки?

3. Определение типов экологических взаимодействий (работа по карточкам).

V. Домашнее задание : учебник, конспект, составить схемы и рисунки биотических взаимоотношений.


В комплексе действия факторов можно выделить некоторые закономерности, которые являются в значительной мере универсальными (общими) по отношению к организмам. К таким закономерностям относятся правило оптимума, правило взаимодействия факторов, правило лимитирующих факторов и некоторые другие.

Правило оптимума . В соответствии с этим правилом для организма или определённой стадии его развития имеется диапазон наиболее благоприятного (оптимального) значения фактора. Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность организма. Этот диапазон называется зоной угнетения. Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование организма уже невозможно.

К зоне оптимума обычно приурочена максимальная плотность популяции. Зоны оптимума для различных организмов неодинаковы. Чем шире амплитуда колебаний фактора, при которой организм может сохранять жизнеспособность, тем выше его устойчивость, т.е. толерантность к тому или иному фактору (от лат. толерация - терпение). Организмы с широкой амплитудой устойчивости относятся к группе эврибионтов (греч. эури - широкий, биос - жизнь). Организмы с узким диапазоном адаптации к факторам называютсястенобионтами (греч. стенос - узкий). Важно подчеркнуть, что зоны оптимума по отношению к различным факторам различаются, и поэтому организмы полностью проявляют свои потенциальные возможности в том случае, если существуют в условиях всего спектра факторов с оптимальными значениями.

Правило взаимодействия факторов . Сущность его заключается в том, что одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов. Например, избыток тепла может в какой-то мере смягчаться пониженной влажностью воздуха, недостаток света для фотосинтеза растений - компенсироваться повышенным содержанием углекислого газа в воздухе и т.п. Из этого, однако, не следует, что факторы могут взаимозаменяться. Они не взаимозаменяемы.

Правило лимитирующих факторов . Сущность этого правила заключается в том, что фактор, находящийся в недостатке или избытке (вблизи критических точек), отрицательно влияет на организмы и, кроме того, ограничивает возможность проявления силы действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме. Лимитирующие факторы обычно обусловливают границы распространения видов, их ареалы. От них зависит продуктивность организмов.

Человек своей деятельностью часто нарушает практически все из перечисленных закономерностей действия факторов. Особенно это относится к лимитирующим факторам (разрушение местообитаний, нарушение режима водного и минерального питания и т.п.).

Среда обитания — часть природы (совокупность конкретных условий живой и неживой природы), непосредственно окружающая живой организм и оказывающая прямое или косвенное влияние на его состояние: рост, развитие, размножение, выживаемость и т.п.

Условия существования — это совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живой организм не может существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва и т.д.).

Экологические Факторы и их классификация

Экологические факторы — это отдельные элементы среды обитания, способные оказывать влияние на организмы, популяции и природные сообщества, вызывая у них приспособительные реакции (адаптации).

❖ Классификация экологических факторов по характеру действия:

периодические факторы (действуют постоянно и имеют суточную, сезонную и годичную цикличность: смена дня и ночи, приливы и отливы, чередование времен года и др.);

непериодические факторы (действуют на организмы или популяции внезапно, эпизодически);

❖ Классификация экологических факторов по происхождению:

абиотические факторы — все факторы неживой природы: физические , или климатические (свет, температура, влажность, давление), эдафические , или почвенно-грунтовые (механическая структура почвы, ее минеральный состав), топографические, или орографические (рельеф местности), химические (соленость воды, газовый состав воздуха, pH почвы и воды) и др.;

биотические факторы — разнообразные формы влияния одних живых организмов на жизнедеятельность других. При этом одни организмы могут служить пищей для других, быть для них средой обитания, способствовать размножению и расселению, оказывать механические, химические и другие воздействия;

антропогенные факторы — разнообразные формы деятельности человека, изменяющие природу как среду обитания других видов или непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение окружающей среды отходами промышленности, охота и др.).

Закономерности действия экологических Факторов на организмы

❖ Характер действия экологических факторов на организмы:

■ как раздражители они вызывают приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

■ как ограничители обусловливают невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях;

■ как модификаторы определяют морфологические, структурно-функциональные и анатомические изменения организмов;

■ как сигналы они свидетельствуют об изменениях других факторов среды.

❖ По силе воздействия на организм экологические факторы подразделяются на:
■ оптимальные;
■ нормальные;
■ угнетающие (стрессовые);
■ предельные;
■ ограничивающие.

Пределы выносливости организма — это диапазон интенсивности фактора, в границах которого возможно существование организма. Этот диапазон ограничен крайними пороговыми точками минимума и максимума и характеризует толерантность организма. При интенсивности фактора, меньшей точки минимума (нижнего предела) или большей точки максимума (верхнего предела) организм погибает.

Биологический оптимум — наиболее благоприятная для организма интенсивность фактора. Значения интенсивности фактора, лежащие вблизи биологического оптимума, составляют зону оптимума.

Зоны стресса, угнетения (или пессимума ) — диапазоны с резким недостатком или избытком фактора; в этих зонах интенсивность фактора лежит в пределах выносливости, но выходит за границы биологического оптимума.

Зона нормальной жизнедеятельности находится между зоной оптимума и зоной пессимума (стресса).

Толерантность — способность организмов выносить отклонения экологического фактора от оптимальных для себя значений.

■ Одна и та же интенсивность фактора может быть оптимальной для одного вида, угнетающей (стрессовой) для другого и выходить за пределы выносливости для третьей.

Эврибионты — организмы, способные выдерживать значительные отклонения от биологического оптимума (т.е. имеющие широкие пределы выносливости); пример: карась способен жить в различных водоемах.

Стенобионты — организмы, для существования которых необходимы строго определенные, относительно постоянные условия среды; пример: форель обитает только в водоемах с высоким содержанием кислорода.

Экологическая валентность — способность организма заселять разнообразные среды обитания.

Экологическая пластичность — способность организма адаптироваться к определенному диапазону изменчивости факторов среды.

Взаимодействие экологических Факторов. Ограничивающий Фактор

Комплексное воздействие факторов: экологические факторы воздействуют на живой организм комплексно, т.е. одновременно и совместно, причем действие одного фактора в определенной степени зависит от интенсивности другого фактора. Примеры: жара легче переносится в сухом воздухе, чем во влажном; замерзнуть можно быстрее при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду и т. п..

Эффект компенсации — явление частичной компенсации недостатка (избытка) одного экологического фактора избытком (недостатком) другого фактора.

Независимое приспособление к действию факторов: к каждому из действующих факторов организмы приспосабливаются относительно независимым путем. Степень выносливости к какому-либо фактору не означает аналогичной выносливости к действию остальных факторов.

Экологический спектр — совокупность способностей организма существовать в условиях действия различных факторов среды.

Ограничивающий (лимитирующий) фактор — это фактор среды, значения которого выходят за пределы выносливости организма, что делает невозможным существование этого организма в данных условиях.

❖ Роль ограничивающих факторов:
■ они определяют географические ареалы видов;
■ они сильнее других факторов влияют на жизнедеятельность организма и действуют по правилу минимума;
■ их действие является жизненно важным для организма, несмотря на благоприятное сочетание остальных факторов. Примеры: распространение организмов в Арктике ограничивается недостатком тепла, в пустынях — недостатком влаги и др.

Раздел 5

биогеоценотический и биосферный уровни

организации живого

Тема 56.

Экология как наука. Среда обитания. Факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы

1. Основные вопросы теории

Экология – наука о закономерностях взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой. (Э. Геккель, 1866 г.)

Среда обитания – все условия живой и неживой природы, при которых существуют организмы и которые прямо или косвенно на них влияют.

Отдельными элементами среды являются экологические факторы:

абиотические

биотические

антропогенные

физико-хими-ческие, неорганические, факторы неживой природы: t , свет, вода, воздух, ветер, соленость, плотность, ионизирующее излучение.

влияние организмов или сообществ.

деятельность человека

прямая

косвенная

– промысел;

– строительство плотин.

– загрязнение;

– уничтожение кормовых угодий.

По периодичности действия – факторы, действующие

строго периодично.

без строгой периодичности.

По направленности действия

факторы направленного

действия

факторы неопределенного действия

– потепление;

– похолодание;

– заболачивание.

– антропогенные;

– загрязняющие вещества.

Адаптация организмов к факторам среды


Организмы легче адаптируются к факторам, действующим строго периодично и направленно . Адаптационность к ним наследственно обусловлена.

Трудна адаптация организмов к нерегулярно-периодическим факторам, к факторам неопределенного действия. В этом специфика и антиэкологичность антропогенных факторов.

Общие закономерности

действия факторов среды на организмы

Правило оптимума .

Для экосистемы, организма имеется диапазон наиболее благоприятного (оптимального) значения экологического фактора. За пределами зоны оптимума лежат зоны угнетения, переходящие в критические точки, за которыми существование невозможно.

Правило взаимодействующих факторов .

Одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов. Однако каждый из экологических факторов незаменим.

Правило лимитирующих факторов .

Фактор, находящийся в недостатке или избытке, отрицательно влияет на организмы и ограничивает возможность проявления силы действия других факторов (в т. ч. находящихся в оптимуме).

Лимитирующий фактор – жизненно важный фактор среды (вблизи критических точек), при отсутствии которого жизнь становится невозможной. Обусловливает границы распространения видов.

Ограничивающий фактор – фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма.

Абиотические факторы

Солнечное излучение .

Биологическое действие света обусловлено интенсивностью, периодичностью, спектральным составом:

Экологические группы растений

по требованию к интенсивности освещения

Световой режим приводит к возникновению многоярусности и мозаичности растительного покрова.

Фотопериодизм – реакция организма на продолжительность светового дня, выражающаяся изменением физиологических процессов. С фотопериодизмом связаны сезонные и суточные ритмы.

Температура .

N : от –40 до +400С (в ср.: +15–300С).

Классификация животных по форме терморегуляции

Механизмы адаптации к температуре

Физический

Химический

Поведенческий

регулирование теплоотдачи (кожные покровы, жировые отложения, потоотделение у животных, транспирация у растений).

регулирование теплопродукции (интенсивный обмен веществ).

выбор предпочтительных положений (солнечные/затененные места, укрытия).

Адаптация к t осуществляется через размеры и форму тела.

Правило Бергмана : при продвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются.

Правило Аллена : у животных одного вида размеры выступающих частей тела (конечности, хвост, уши) тем короче, а тело тем массивнее, чем холоднее климат.


Правило Глогера: виды животных, обитающих в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела (черную или темно-коричневую), чем обитатели теплых и сухих областей, что позволяет им аккумулировать достаточное количество тепла.

Приспособления организмов к колебаниям t среды

Правило предварения : южные виды растений на севере встречаются на хорошо прогреваемых южных склонах, а северные виды у южных границ ареала – на прохладных северных склонах.

Миграция – переселение в более благоприятные условия.

Оцепенение – резкое снижение всех физиологических функций, неподвижность, прекращение питания (насекомые, рыбы, земноводные при t от 00 до +100С).

Спячка – понижение интенсивности обмена веществ, поддерживающегося за счет запасов жира, накопленных ранее.

Анабиоз – временная обратимая остановка жизнедеятельности.

Влажность .

Механизмы регулирования водного баланса

Морфологический

Физиологический

Поведенческий

через форму тела и покровы, через испарение и органы выделения.

посредством высвобождения метаболической воды из жиров, белков, углеводов в результате окисления.

через выбор предпочтительных положений в пространстве.

Экологические группы растений по требованию к влажности

Гидрофиты

Гигрофиты

Мезофиты

Ксерофиты

наземно-водные растения, погруженные в воду только нижними частями (тростник).

наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности (тропические травы).

растения мест со средним увлажнением (растения умеренной зоны, культурные растения).

растения мест с недостаточным увлажнением (растения степей, пустынь).

Соленость .

Галофиты – организмы, предпочитающие избыток солей.

Воздух : N 2 – 78%, О2 – 21%, СО2 – 0,03%.

N 2 : усваивается клубеньковыми бактериями, в виде нитратов и нитритов поглощается растениями. Повышает засухоустойчивость растений. При подводном погружении человека N 2 растворяется в крови, а при резком подъеме выделяется в виде пузырьков – кессонная болезнь .

О2:

СО2: участие в фотосинтезе, продукт дыхания животных и растений.

Давление .

N : 720–740 мм рт. ст.

При подъеме: парциальное давление О2↓ → гипоксия, анемия (увеличение количества эритроцитов на единицу V крови и содержание Нв ).

На глубине: парциальное давление О2 → повышается растворимость газов в крови → гипероксия.

Ветер .

Размножение, расселение, перенос пыльцы, спор, семян, плодов.

Биотические факторы

1. Симбиоз – полезное сожительство, приносящее пользу хотя бы одному:

а) мутуализм

обоюдовыгодное, обязательное

клубеньковые бактерии и бобовые растения, микориза, лишайники.

б) протокооперация

взаимовыгодное, но необязательное

копытные и воловьи птицы, актиния и рак-отшельник.

в) комменсализм (нахлебничество)

один организм использует другой как жилище и источник питания

бактерии ЖКТ, львы и гиены, животные – распространители плодов и семян.

г) синойкия

(квартирантство)

особь одного вида использует особь другого вида только как жилище

горчак и моллюск, насекомые – норы грызунов.

2. Нейтрализм – сожительство видов на одной территории, которое не влечет для них ни положительных, ни отрицательных последствий.

лоси – белки.

3. Антибиоз – сожительство видов, приносящее вред.

а) конкуренция

– –

саранча – грызуны – травоядные;

сорняки – культурные растения.

б) хищничество

+ –

волки, орлы, крокодилы, инфузория-туфелька, растения-хищники, каннибализм.

+ –

вши, аскарида, цепень.

г) аменсализм

(аллелопатия)

0 –

особи одного вида, выделяя вещества, угнетают особей других видов: антибиотики , фитонциды.

Межвидовые отношения

Трофические

Топические

Форические

Фабрические

связи

Пищевые.

Создание одним видом среды для другого.

Один вид распространяет другой.

Один вид строит сооружения, используя мертвые остатки.

Среды жизни

Среда жизни – совокупность условий, обеспечивающих жизнь организма.

1. Водная среда

однородна, мало изменчива, стабильна, колебания t – 500, плотная.

lim факторы:

О2, свет, ρ, солевой режим, υ течения.

Гидробионты:

планктон – свободно парящие,

нектон – активно передвигающиеся,

бентос – обитатели дна,

пелагос – обитатели водной толщи,

нейстон – обитатели верхней пленки.

2. Наземно-воздушная среда

сложная, разнообразная, требует высокого уровня организации, низкая ρ, большие колебания t (1000), высокая подвижность атмосферы.

lim факторы:

t и влажность , интенсивность света, климатические условия.

Аэробионты

3. Почвенная среда

сочетает свойства водной и наземно-воздушной сред, колебания t невелики, высокая плотность.

lim факторы:

t (мерзлота), влажность (засуха, болото), кислород.

Геобионты,

эдафобионты

4. Организменная среда

обилие пищи, стабильность условий, защищенность от неблагоприятных воздействий.

lim факторы:

симбионты



© 2024. srcaltufevo.ru. Саморазвитие. Здоровье. Истории успеха. Отношения. Наши дети.