Сообщение о жанре литературного послания. Примеры из творчества русских писателей. Послание Что значит послание в литературе

Послание - один из жанров лирического стихотворения. Оно ведет свою историю еще от поэтов Древней Греции и Рима. В русской литературе жанр послания представлен очень широко. Их писали Г. Державин. В. Жуковский, В. Одоевский, А. Пушкин.

Жанр делится на "дружеское" и "высокое послание".

Отличительными особенностями послания является его адресность - связь с определенными историческими или биографическими событиями. Иногда послание имеет и конкретного адресата, к которому обращается автор.

По форме послание - монолог, состоящий из обращения, основной части и заключительного призыва. Поэт обращается к своим друзьям, единомышленникам с призывами к совместной борьбе. Поэтому голос поэта звучит в послании непосредственно, не прикрываясь образом лирического героя.

Русское классицистическое послание складывается на пересечении собственно русской традиции (апостолическое письмо, древнерусское публицистическое послание как духовного, так и светского характера) и традиции европейской. Последняя проникала в Россию тремя путями: через собственно греческие и римские эпистолярные тексты, получившие в XVII-XVIII веке популярность в России; через европейскую поэтическую эпистолу, возникшую в подражание древним и отмеченную чертами европейского классицизма; наконец, через польские трактаты об искусстве и собственно вирши, где специфика европейской эпистолы дополнялась "славянским колоритом" и некоторыми чертами барокко. Общим для всех источников являлось наличие адресата и своеобразие диалога: беседа-спор [Пронин В.А. Теория литературных жанров - М.: Проспект 2009 С.90].

Русское классицистическое послание складывается на пересечении собственно русской традиции (апостолическое письмо, древнерусское публицистическое послание как духовного, так и светского характера) и традиции европейской. Последняя проникала в Россию тремя путями: через собственно греческие и римские эпистолярные тексты, получившие в XVII-XVIII веке популярность в России; через европейскую поэтическую эпистолу, возникшую в подражание древним и отмеченную чертами европейского классицизма; наконец, через польские трактаты об искусстве и собственно вирши, где специфика европейской эпистолы дополнялась "славянским колоритом" и некоторыми чертами барокко. Общим для всех источников являлось наличие адресата и своеобразие диалога: беседа-спор или беседа [Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики -М.: Интер -книга 1995]

В веке девятнадцатом роман в письмах пошел на убыль. Пушкинский замысел эпистолярного романа о судебном процессе над Марией Шонинг и Анной Гарлин остался неосуществленным, сохранилось только начало переписки героинь. Однако эпистолярные фрагменты входят в контекст романов Бальзака, Стендаля, Мюссе, Диккенса. Как правило, в письмах речь идет о поворотных событиях в сюжете, вспомним письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне, письма Германа к Лизе в "Пиковой даме", переписку Алексея с Акулиной в "Барышне-Крестьянке".

В давние времена письмо - важное событие в духовной жизни того, кто его писал и кто его получит. Письмо в идеале обладало искренностью исповеди, и вместе с тем посланию свойственна отстраненность, ибо общение между автором и адресатом не совпадает по времени и в пространстве.

Впрочем, в истории русской литературы есть диковинное явление - "Переписка из двух углов". В предисловии от издательства "Алконост" сказано: "Письма эти, числом двенадцать, писаны летом 1920 года, когда оба друга жили вдвоем в одной комнате в здравнице для работников науки и литературы в Москве" [Зинина Е.А. Жанры лирики: Лирическое стихотворение. Ода. Романс, песня. Послание. Элегия.-М.: Дрофа 2009].

Послание могло быть любовным, дружеским и сатирическим, но жанровая специфика послания - в подразумеваемой диалогической форме с реальным или воображаемым собеседником ("Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Разговор с фининспектором о поэзии" Маяковского, "Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым" Багрицкого).

Перечисленные примеры заставляют обратиться к генезису поэтического послания. Источника жанра два: христианский и языческий - античный. В Новый завет вошло 21 письмо, из которых наиболее авторитетны послания апостола Павла. Авторы других писем - неизвестные или предполагаемые авторы. От посланий апостола Павла к римлянам и коринфянам возникла традиция поиска истины и справедливости, благочестия и любви к ближнему в эпистолах.

С другой стороны, Квинт Гораций Флакк ознаменовал завершение своего творческого пути созданием в гекзаметрах двух книг "Посланий" (в 20 и между 19 и 14 гг. до н. э.). Первая книга включает двадцать посланий философского и сатирического звучания. Вторая книга состоит из трех посланий "К Августу", "К Флору" и "К Писонам". В послании "К Августу", выражавшему желание получить письмецо от самого прославленного поэта, который, как он понимал, обессмертит его имя, речь идет об архаической и современной поэзии. Во втором послании к юному поэту Флору Гораций размышляет о быстротечности времени и роли поэта в сохранении памяти о прошлом. Но особенно значимо послание к знатным братьям Писонам. Оно вошло в историю литературы под названием "Искусство поэзии" ("Ars poetica"). В нем сформулировал Гораций цели и принципы лирической поэзии, оно послужило образцом для многих последующих эстетических манифестов. Один из наиболее часто обсуждаемых вопросов в дружеских посланиях - о цели и назначении искусства. В послании "К Писонам" Гораций рассмотрел всю историю античной поэзии от Гомера до современности.

Уже из посланий Горация ясно, что, несмотря на указания, кому они адресованы, в сущности эти письма без адреса, так как они обращены к любому заинтересованному читателю и могут стать ему известны. В посланиях Горация, а вслед за ним и других поэтов обсуждаются не частные вопросы, а общечеловеческие проблемы. Жанр послания в лирике по-своему уникален, потому что в нем зримо представлено индивидуальное и всеобщее. Неслучайно в лирике распространены стихотворения под названием "Читателю" или "Поэту", а иногда во множественном числе. Автор лирического послания в этих стихах обращается ко всем сразу, иногда предваряя тем самым последующий текст [Артёмова СЮ. Об особенностях жанра лирического послания ("Одиссей Телемаку" И. Бродского) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 2002. С. 129-130].

Поздний римский поэт Авсоний (IV в.) написал цикл стихотворений "Домашние стихи" - о своих предках и внуках. Однако интимность тематики кажущаяся. Большинство стихотворений написаны в жанре посланий. Открывается цикл пространным обращением "К читателю", в котором Авсоний говорит о своей генеалогии. А в итоге подчеркнуто:

Вот я, Авсоний, каков; не будь же высокомерен,

Добрый читатель, приняв эти писанья за труд.

Поэтическое послание XVIII века имеет две модификации: "высокое" гражданское послание и послание дружеское. Обе модификации зарождаются в классицизме. Но если пик популярности гражданского послания приходится на конец XVIII века, то дружеское развивается и становится популярным к 20-м годам XIX века, именно тогда формируется его жанровая специфика, и стихотворения Жуковского, Пушкина, Дельвига, Батюшкова, Вяземского и многих других могут считаться классическими образцами дружеского послания. Высокое и дружеское послания представляют собой две разновидности одной жанровой модели.

В XIX веке возрастает роль автора и "авторского мира". Поэтому вариации жанра послания соотносятся не только с традицией канонического жанра, но и с авторской установкой. В этом случае появляется возможность проследить, как та или иная вариация жанра становится "традиционной" на определенный период и для определенного круга писателей.

лирический послание жанр литература

Тезаурус русской деловой лексики

Послание

Syn: письмо

Словарь Ефремовой

Послание

  1. ср.
    1. :
      1. Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное).
      2. Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным лицам или учреждениям в форме письма.
    2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-л.
    3. Одно из произведений раннехристианской литературы, приписываемых церковью апостолам.

Энциклопедический словарь

Послание

поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, "Наука поэзии" ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее - единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания - характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

Словарь Ожегова

ПОСЛА НИЕ, я, ср.

1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какомун. важному государственному, политическому вопросу. П. президента конгрессу.

2. Вообще письмо, письменное обращение (устар. и ирон.). Любовное п.

3. Поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к комун. Стихотворное п.

Словарь Ушакова

Послание

посла ние , послания, ср. (книж. ).

1. Письменное обращение к кому-нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой . «Я получил твое посланье.» Лермонтов . Любовное послание.

2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-нибудь (лит. ). Послание, написанное ямбом. "Послание в Сибирь" (стихотворение Пушкина декабристам). "Послание Меценату" (горация).

| Нравоучительное произведение в форме письма, обращения к кому-нибудь (ист. , церк. ). Соборное послание. Послания апостолов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Послание

1) - прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: Послание Ивана Грозного князю Андрею Курбскому

2) - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц.

Рб: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример: А. Пушкин. "Послание в Сибирь"

В. Маяковский. "Послание пролетарским поэтам"

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Послание

(épî tre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П. говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: "De arte poetica". Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этого рода позтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных П. от имени женщин, и "Ex Ponto" - П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; к П. могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме П. писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество П. - Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро (см.), давший первые образцы П. во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два П. к королю - первое "pour sa dé livrance" и второе "pour avoir été desrobbé "; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Ep î tre chagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало (см.), который нашел в П. литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage du Rhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695); как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильное влияние Горация. В XVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине ("Elev é d"Apolion, de Vénus et de Mars, qui sur ton tröne auguste as placé les beaux-arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu"on pense etc.", со знаменитым стихом: "C"est du Nord aujourd" hui que nous vient la lumi è re"), писателям, своим друзьям и врагам, актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau, а Horace). Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар ("Ep î tre а Clandine"), Берни ("Ер. sur la paresse"), Седэн ("Ер. а mon habit"), Буффлер ("Ер. а Voltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники П. Виеннэ - "Ep î tres et satires" (1845) и Отрана - "Ep î tres rustiques". П. - довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его "Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). В немецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писали Виланд (" Zwö lf moralische Briefe", 1752), Гекинг ("Аn meinen Bedienten"), Глейм, Якоби, Шмидт, Уц, Николаи, I. В. Михаэлис; особенно известны П. Шиллера "Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B ü hne brachte", Гете - "Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bü cher", и Рюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль (см). В Италии известны П. Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма П. (также под названиями "письмо, эпистола, стихи") была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира ("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского ("Эпистола от российския поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П. прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободных художеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины", "К председателю муз" и др.), Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" и др.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана ("Российской музы П. к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "К прекрасной"), Виноградова ("Епистола Александру Петровичу Ермолову"), Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П. Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие П. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин ("К Плещееву", "К женщинам", "К бедному поэту"), Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. П. Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу ("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П. также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для, адресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. к Батюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют П. "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии П. теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уже ничего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характером запечатлены П. Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке", "Кн. А. А. Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского, Надсона ("Письмо к М. В. В.").

Ар. Гр .

Одна из главных форм античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век "мужей апостольских" это была почти единственная форма сочинений, излагавших христианское вероучение и нравоучение, а равно устройство взаимных отношений и внешний быт христиан. Таковы послания Климента римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, апостола Варнавы. Простота этой формы вполне соответствовала, с одной стороны - степени образования этих отцов церкви, не владевших образованием внешним, с другой стороны - потребности христианского общества в элементарном и общедоступном изложении учения, для чего особенно удобна форма П. или письма. По мере того, как в состав церкви вступают, уже во II в., люди образованные и ученые и, наряду с верой церкви (πίστις της έχχλησίας), возникает христианское "знание" (γνώσις της έχχλησίας), над "П." в христ. литературе берет верх форма сочинения (на Востоке - λόγος, на Западе - tractatus), дававшая место систематическому и диалектическому раскрытию предмета. Но и на долю "посланий" во II и III вв., а также и в последующее время, осталась обширная область. Прежде всего сюда относится вся область церковного права и проекты решения разных спорных вопросов церковной практики. Так появились П. канонические (напр., каноническое П. св. Григория Неокесарийского о степенях покаяния, Дионисия Александрийского и др.), П. с извещением о ересях, появлявшихся в епархиях и просьбой о содействии к их уничтожению (напр., П. Александра, епископа александрийского, по поводу ереси Ария), П. приветственные и ободрительные (во время гонений) от одной церкви к другой (напр., Феоны и Памфила), увещательные - по поводу внутренних смут и раздоров, П. пасхальные епископов александрийских - о времени празднования Пасхи в данном году, об однообразном устройстве церковного благочиния (Кирилл Александрийский), о вопросах догматических (напр., папы Льва Вел. - об евтихианской ереси, Иоанна Постника - о девстве). Некоторые из этих П., одобренные церковью, составляют один из первоисточников христ. учения, как часть священного предания, наряду с прочими творениями св. отцов; другия содержит в себе так назыв. частные мнения св. отцов. С посланиями св. отцов не следует смешивать их письма , которые хотя издателями их часто именуются также "посланиями", но отличаются от них тем, что назначались не для целой или поместной церкви, а для отдельных лиц, связанных с корреспондентами узами родства, дружбы или официальными отношениями. Эти письма часто имеют важное историческое значение, заключая в себе массу деталей о церковном, общественном, государственном быте данной эпохи. Эразм и более поздние критики, оценивая эти письма с литературной точки зрения, иногда ставят их наряду с лучшими произведениями литературы античной. Таковы, напр., письма Киприана Карфагенского, блаж. Августина и Иеронима и св. Василия Вел. (о последних см. ст. И. А. Чистовича в "Христ. Чтении", 1866). На Западе, после Григория Вел., также развилась обширная литература П. разных духовных лиц по разным обстоятельствам; но она малоизвестна и мало разработана на самом Западе, так как с установлением в катол. церкви принципа абсолютизма деятельность частных лиц затмевалась догматической и административной деятельностью самого папы или соборов. Единственное почти исключение составляют в этом отношении П. св. Бернарда Клервосского (XII в.). П., воспроизводящие тип святоотеческих П. патристического периода, вновь появляются в духовной литературе с основанием русской церкви. Таковы П. первых русских митрополитов Леонтия - "Об опресноках", Георгия, Иоанна II и Никифора о посте, о варяжской вере, позже - П. Симона, епископа владимирского к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину, митрополита Фотия, Геннадия, архиепископа новгородского и др. Тот же самый тип патристического периода представляют П. позднейших иерархов восточной церкви и русского святейшего синода. Лучшие образцы этих позднейших П. - "П. восточных патриархов в ответ лютеранам на присланное ими аугсбургское исповедание Лютера" и "П. пастве константинопольского патриархата от лица константинопольского патриарха по поводу папской энциклики о соединении церквей"; образец современного П. русского синода - "П. к старообрядцам". С церквами англиканской и старокатолической русский св. синод сносится также "Посланиями".

ПОСЛАНИЕ

Поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОСЛАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОСЛАНИЕ
    ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТУ - одна из важнейших форм взаимодействия между главой государства и общенациональным представительным органом. Представляет собой, как правило, ежегодный …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    БЮДЖЕТНОЕ - см БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ …
  • ПОСЛАНИЕ. в Литературной энциклопедии:
    1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, 172 любовного или дружеского характера — популярный литературный жанр в античной и европейской …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    эпистола (греч. epistole) литературный жанр - стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (1 в. до н. э.), …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ("Наука …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОСЛ́АНИЕ, поэтич. или публицистич. произв. в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотв. П. как жанр существовали от античности …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    посла"ние, посла"ния, посла"ния, посла"ний, посла"нию, посла"ниям, посла"ние, посла"ния, посла"нием, посла"ниями, посла"нии, …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОСЛАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). б) Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    послание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Орфографическом словаре:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и ирон. вообще - письмо, письменное обращение Любовное п. послание поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к кому-нибудь …
  • ПОСЛАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, …
  • ПОСЛАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому-н., письмо. Послание, полное яду. А.К. Толстой. Я получил твое посланье. Лермонтов. Любовное …

Иногда - что более свойственно посланию - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому оно обращено.

Особенно свойственными стилю послания старая поэтика считала изящество, остроумие , лёгкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих , но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в посланиях оригинальным трёхстопным ямбом .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    2-8. Послание Иакова 1 глава 13-18 стихи. Ю. К. Сипко

    Стихи из Библии (Первое послание к Тимофею 4:16) @biblevideosverse

Субтитры

Примеры посланий

Классическая литература

Классические литературы не знали посланий до Горация , создавшего этот литературный жанр и давшего его образцы, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 послания, посвящённые литературе, особенно послания к Пизонам: «De arte poetica».

Французская литература

Истинное отечество посланий - Франция , где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая болтовня (causerie) о чём угодно, легко укладывающаяся в рамки посланий. Клеман Маро , давший первые образцы посланий во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его послания из тюрьмы Шатле к его другу Лиону Жаме и два послания к королю - первое «pour sa délivrance» и второе «pour avoir été desrobbé»; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта , умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением.

В XIX веке во Франции послания писали Делавинь , Ламартин , Гюго ; есть отдельные сборники посланий Вьенне - «Epîtres et satires» (1845) и Отрана - «Epîtres rustiques».

Английская литература

Послание - довольно распространенная литературная форма и в Англии . Классическими считаются четыре послания Поупа , составляющие его «Опыт о человеке», а равно «Элоиза к Абеляру » (1716).

Немецкая литература

В немецкой изящной литературе послание приняло лирическую окраску. Послания писали Виланд («Zwölf moralische Briefe», 1752), Гекинг («An meinen Bedienten»), Глейм , Якоби (Johann Georg Jacobi), Шмидт, Юнг , Николаи, И. В. Михаэлис; особенно известны послания Шиллера «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die Bühne brachte», Гёте - «Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bücher», и Рюккерта . Из последующих поэтов послания писал Рудольф Готшалль .

Итальянская литература

В Италии известны послания Киабреры («Lettere famigliare»), который ввёл эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (Carlo Innocenzo Frugoni ), (XVIII век).

Русская литература

В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма посланий (также под названиями «письмо, эпистола, стихи») была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший послания. Наиболее известны послания Кантемира («Письма» к Трубецкому, Потёмкину, «К стихам моим»), Тредьяковского («Эпистола от российския поэзии к Аполлину»), В. Петрова , Княжнина («Послание прелестницам», «Послание трём грациям», «К российским питомцам свободных художеств» и др.), Козодавлева , Кострова («Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины», «К председателю муз» и др.), Сумарокова (пять «эпистол» - «О русском языке», «О стихотворстве» и др.), который оставил их очень много; между ними есть и настоящие послания в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву , императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали послания также Карамзин («К Плещееву», «К женщинам», «К бедному поэту»), Гнедич («Перуанец к испанцу») и др.

Послания Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических посланий; послание к Дельвигу («Череп») вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие послания также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для адресата. В лирике Пушкина послания занимают видное место, особенно послание к Батюшкову, «Городок», Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому («Моему Аристарху»), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют послания «В Сибирь» и «Овидию».

См. также

Послание, эпистола это литературный жанр: стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (например, послание к Пизонам «Наука поэзии»), продолжает существовать в латинской новоязычной поэзии Средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма 17-18 веков (Н.Буало, Вольтер, А.Поуп, А.П.Сумароков). В эпоху романтизма послание теряет жанровые признаки (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, «Послание цензору», 1822, А.С.Пушкина), а к середине 19 века перестает существовать как жанр. Формальный признак послания - наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевания и пр. Содержание по традиции (от Горация) - преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков послания стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (Поуп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд», 1827, А.С.Пушкина).

Послания в Древней Руси

В Древней Руси послания это один из жанров публицистики , получивший особое распространение в творчестве писателей-полемистов 15-17 веков. От собственно художественного жанра публицистическое послание отличается наличием непосредственной связи его содержания с конкретными, как правило, синхронными времени написания фактами, проблемами и явлениями действительности; существованием конкретного адресата и определенной установки. Генетически это явление в древнерусской литературе связано с посланием апостолов (Новый Завет), «отцов церкви» и византийской публицистикой. В средневековой Европе жанр также был достаточно распространен: в публичной богословской полемике широко применялась межмонастырская переписка. На Руси, где форма открытой публичной дискуссии не была развита, полемическое ораторство осуществлялось посредством послания и писем, рассчитанных на копирование и распространение. Примеры публицистических посланий - переписка Ивана IV Грозного с князем А.М.Курбским; послание старца Филофея; Иосифа Волоцкого и его оппонента Вассиана Патрикеева; Фёдора Карпова (16 век), протопопа Аввакума (17 век).

Слово эпистола произошло от греческого epistole.