Рабочие материалы. «Конспект урока по литературному чтению на тему И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно… Рисунок на тему полна моя спать беспробудно

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"

Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

Http://zabava.ru/people/nikolay_pershin/

Дата:11.10.2016

Предмет: Литературное чтение

Класс:3б

Учитель: Аксентьева Оксана Викторовна

Студентка: Конева Ирина Витальевна

Руководитель практики: Яковлева Татьяна Николаевна

Тема: стихотворения И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать непробудно», «Встреча зимы»

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомиться со стихотворениями И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» и «Встреча зимы»

Задачи:

Образовательные: познакомиться с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки; .

Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Уметь работать с стихотворением (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.

Коммуникативные: умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные УУД: . установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

Средства обучения: учебник, презентация.

Ход урока: -Здравствуйте, дети.

Речевая разминка (слайд 1)

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Прочитайте с чувством удивления, с восхищением, с горестью.

Ребята, поэты часто пишут стихи о природе. Как вы думаете, почему?

Сегодня на уроке мы продолжим размышлять об этом.

Размышляют.;

Рассуждают.

Комментируют.

Объясняют.

Природа это источник вдохновения многих людей

2. Актуализация знаний.

Дыхательная гимнастика

Ребята, на дворе осень. В это время года всегда ветрено. И сейчас мы с вами попытаемся сами изобразить ветер.

Сядьте прямо, возьмите бумажные полосочки. Делаем глубокий вдох носом, и медленный выдох ртом (это слабый ветер), а теперь попробуем сделать глубокий вдох и сильный выдох (это сильный ветер).

Проверка д. з.

Ребята, с чем вы знакомились на прошлом уроке?

Какое было у вас домашнее задание?

Оценивает 3-4 человека

Подготовка к восприятию нового пр-я.

Какое сейчас время года?

А какое ваше любимое время года?

Почему?

- Ребята, а каких авторов вы знаете, которые пишут о природе?

Выполняют дыхательную гимнастику.

Берут листики, пытаются изобразить ветер

- Мы познакомились со стихотворением…….

Выучить наизусть стихотворение на с.65

Читают стихотворение наизусть.

Отвечают, рассуждают

Осень

Объясняют

Рассуждают

Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, В. Гаршин, И. Тургенев и др.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Почему мы так много говорим сегодня о природе, как вы думаете?

Мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого посвящены красоте окружающего мира - Ивана Саввича Никитина.

- Ребята а вы уже знакомы с его творчеством? (рассказывают, кто что знает)

Рассказ учителем(слайд 3)

Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году Никитин поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.

Несмотря на тяжелую семейную обстановку в те годы, он продолжил писать, занимался самообразованием.


Иван Никитин скончался в 1861 году. Всего им было написано 200 стихотворений. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, на его стихи написаны песни и романсы, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.

Прочитайте название стихотворения. Рассмотрите иллюстрации к нему.

Как вы думаете, о чем оно?

Отвечают.

Внимательно слушают. Смотрят презентацию.

– Сегодня мы знакомимся с творчеством И.С.Никитина и его стихотворениями «Полно степь моя спать беспробудно».

Рассуждают

Объясняют

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Первичный синтез.

Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно»

- Послушайте ст-е и попробуйте представить себе картины, изображённые в нём.

Первичное чтение произведения. Выразительное чтение текста учителем.

(Дети закрывают глаза и под мелодичную музыку слушают стихотворение)

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Какие картины вы представили?

Прочитайте самостоятельно, отметьте не совсем понятные вам слова.

Читают самостоятельно.

Ребята скажите, какие слова вам непонятны?

Словарная работа

Объясните значение слов, как вы их понимаете

(слова на слайде)

Беспробудно

Мурава

Летят караваном

Ковыль

Анализ ст-я

-Прочитаем вслух

К чему обращается Никитин?

Как поэт обращается к степи?

Докажите строчками из текста.

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

Вместе с вами попробуем найти эпитеты и сравнения в этом стихотворении.

Какая картина изображена вслед за весной?

О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Ребята, как вы думаете, почему Никитин не просто описывает степь, а обращается к ней, как к живому существу?

Что его могло побудить к написанию этого ст-я?

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

А вы знали, что ковыль -это степная трава?

Кто видел ее?(слайд)

А кто был в нашем Курском заповеднике?

Что вы там видели, что о нем знаете? (слайд заповедника)

Краткая информация о заповеднике

Заповедник Центрально - Чернозёмный, созданный в 1935 году, является одним из старейших в России. Уже из названия заповедника можно понять, что главной достопримечательностью здесь являются чернозёмы. По запасам питательных веществ местные черноземы не имеют себе равных в Европе. Там очень много видов редких растений около 80 видов на один квадратный метр. Центрально - Черноземный заповедник носит имя своего основателя профессора В.В. Алёхина. Профессор В.В. Алёхин называл луговые степи заповедника " Курская растительная аномалия ".

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Внимательно слушают, закрывают глаза.

Высказывают свое мнение

Не разбудить

Трава

Летят стаей, клином,

Злаковое растение

Поэт обращается к степи

Как к живой

Ищут строчки из текста

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Поэт траву называет мурава.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Олицетворения:
Степь спать, царство прошло, сохнет скатерть.

Тени бегут.

Отдохни степь, усни.
Сравнение:
Как невеста.

Следом за весной поэт изобразил картину лета

Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

Внимательно смотрят иллюстрации, объясняют что изображено.

Скорее всего он побывал в степи и увидел всю ее красоту

Описывают.

Рассуждают

Для своей картины мы бы выдрали яркие, сочные краски

Внимательно слушают

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Теперь мы будим учиться выразительно читать -это стихотворение.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётком, громко произнося слова, или напевно, медленно.

При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд.

(Смотрят прочитывает один в слух)

(слайд)

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

Тренировка прочтения в парах.

Читают четверостишиями.

Знакомство со стихотворением «Встреча зимы»

А сейчас мы с вами перенесёмся в зиму.

(звучит запись стихотворения)

Как описан снег?

Что поэт пишет о зимнем лесе?

Как пишет поэт про крестьянских детей?

ЧИТАЮТ

РАССУЖДАЮТ

ОБЪЯСНЯЮТ

Внимательно смотрят памятку.

ЧИТАЮТ

Открывают стихотворение, слушают запись.

Зачитывают

Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Он говорит, что Русь Святая

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

С творчеством, какого поэта познакомились на уроке?

Какие ст-я прочитали?

Вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока: почему поэты часто пишут стихи о природе? Как бы вы на него ответили?

Если у вас будет желание, вы можете попробовать сочинить ст-е о природе или нарисовать рисунок.

Продолжите предложения:

На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Запишите домашнее задание

Сравните два стихотворения.

Выразительно прочитайте их.

На выбор

Нарисовать иллюстрации или выучить отрывок из стихотворения.

Мы познакомились с творчеством И.С.Никитин.

Его стихотворения называются «Полно, степь моя, спать беспробудно» «Встреча зимы»

Высказывают своё мнение.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

ЗАПИСЫВАЮТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель:

Руководитель практики:

Оценка:

Конспект урока по литературному чтению.
УМК: Школа России
Учебный предмет: Литературное чтениеКласс 3 А Дата проведения: 3.10.2017Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»Цель урока: познакомиться со стихотворениями И. С. НикитинаПланируемые достижения:Предметные: Знания: формировать сведения о поэте; формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства.Умения: читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Метапредметные:Регулятивные УУД:1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;Познавательные УУД:1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.2. Ориентироваться на развороте учебника3. Находить ответы на вопросы в учебнике.Коммуникативные УУД:1.Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3.Оформлять свои мысли в устной форме.Личностные УУД:1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Ресурсы:
-для учителя: конспект урока, учебник, проектор, презентация
-для ученика: учебник.
Ход урока:
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Здравствуйте! Садитесь.
Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?
Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
Здравствуйте.
Думающим, внимательным. Актуализация знаний
Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:



Личностные УУД:

Ребята, какой раздел учебника изучаем?
-Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?
-Какое произведение понравилось больше всего? Чем?
-Какое домашнее задание было вам задано?
Опрос домашнего задания.
-Почему ты выбрал именно эту интонацию?
-Что помогает стихотворению быть таким красивым? Какие средства выразительности речи?
-Выберите нужное: эпитет, сравнение, олицетворение.
-Почему так думаешь? Поясни.
-Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

Беседа об авторе.- Сегодня на уроке мы вновь встретимся с удивительным поэтом, который тонко чувствовал природу, умел радоваться любым ее проявлениям. Поэтическая тетрадь
«Весенняя гроза», «Листья», «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»
Ответы детей
Выучить стихотворение поэта А. А. Фета.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Эпитет – это красочные прилагательные.
Сравнение – это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку.
Олицетворение – это выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица,
наделенного свойствами данного понятия
Постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. Посмотрите на слайд, что на нем изображено?
Что такое степь?

Степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев.
Степь, это довольно однообразный пейзаж, там нет ни гор, ни лесов.
Как вы думаете, что бы мог написать поэт о степи? Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное?
Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении?
Давайте узнаем, так ли это. А для этого познакомимся с творчеством поэта Ивана Саввича Никитина.
И тема нашего урока И. С. Никитин.
Сформулируйте цель урока, опираясь на тему нашего урока.
Слайды 1. - Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
-Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.
-Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?
Физминутка
Степь
Равнина, поле без деревьев или их там очень мало.
Ответы детей
Да
Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина
Ответы детей Открытие нового знания
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД:
1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.
2. Находить ответы на вопросы в учебнике.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Подготовка к восприятию произведения.
- Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?
- Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль.
Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно...»
1.Первичное чтение произведения.
-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин.
2.Эмоционально-оценочная беседа.
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-К кому обращается поэт Никитин?
3.Вторичное чтение.
-Ребята, самостоятельно прочитайте жужжанием это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина.
- Понравилось вам стихотворение? А о чем оно?
- Какие вам слова были непонятны?
- Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение
4. Беседа по прочитанному
- Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их.
- Как называет автор траву?
- К кому обращается поэт?
- Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?
- Объясните значение слов.
Полно (спать беспробудно) -
Ковыль -
В угоду косцам -
Копна -
5. Подготовка к выразительному чтению
- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно.
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
(слайд)

(Работа в парах над выразительностью чтения)
10. Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называется его стихотворение?– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.– Какова основная мысль стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд)
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд)
Ответы детей
К степи
(О том, как наступает весна.)
Ответы детей
Чтение стихотворения
(Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, по которому плывут тучки.)
(Муравой.)
(Поэт обращается к степи.)
(Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, в ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...)
(Предположения детей.)
значит, хватит.
степная трава.
удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой).
небольшой округлый стог сена, снопов.
(Будем читать медленно, напевно.)
Памятка "Как читать выразительно".
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению
Ответы детей
Ответы детей
И. С. Никитина
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Ответы детей
Да Рефлексия.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. 1.Составление синквейна.
-Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.
- Вспомните, что такое «синквейн»
(слайд)
Проверка задания.
С творчеством какого поэта мы познакомились?
Достигли цели нашего урока?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.
Спасибо за урок!

Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)
И. С. Никитина
Да Подпись учителя _______________________________ Подпись методиста____________________________________

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»

Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.

Ход урока

    Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

Что хотите сказать?

Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям...

Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

Какие сравнения использует поэт?

Как обращается поэт к степи?

Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

IV. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Что особенно понравилось, заинтересовало?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.