Подробное описание объектов деконструктивизма захи хадид. Заха хадид сумасшедшая архитектура фото. Заха Хадид не так уж и помогает женщинам-архитекторам

Проекты Захи Хадид слишком дорогие



Хотя бюро Захи Хадид не отказывается ни от проектирования в малой форме, ни от создания крупных объектов, статус звезды и полёт фантазии архитектора выливаются в высокую стоимость проекта. Сама Хадид говорит , что любой проект должен быть «доступным», но, видимо, в оценке стоимости она всегда оглядывается на статус клиента, а это и российские олигархи, и небольшие государства-экспортёры нефти, и крупнейшие экономики мира. В местах вроде Азербайджана и Катара стоимость её зданий, кажется, не вызывает нареканий, чего не скажешь о странах с развитым гражданским обществом.

Продолжающаяся дискуссия вокруг нового стадиона в Токио, на котором должно пройти открытие Олимпийских игр 2020 года, во многом связана и с тем, что смета проекта Хадид составляет около $2 млрд. Японское правительство прислушалось к мнению местных архитекторов и жителей и объявило, что проект полностью пересмотрят. По мнению организаторов игр, у Японии ещё достаточно времени, чтобы начать работу заново. При этом по идее стадион должен быть готов к Кубку мира по регби 2019 года. Суммы, которые нужно заплатить за возведение проектов Хадид, вызывали нарекания и в Южной Корее. Возведение центра дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле, например, стоило $450 млн, и решение мэра О Се-Хуна, который перенаправил деньги с социальных проектов на архитектурные, критикуют до сих пор, хотя он ушёл с поста в 2011 году.

Стоимость зданий,
спроектированных Хадид

$2 млрд

Олимпийский стадион в Токио

$450 млн

Центр дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле

$150 млн

Музей MAXXI в Риме

$250 млн

Центр Гейдара Алиева в Баку

Проекты Захи Хадид иногда выглядят неуместно



Заха Хадид известна своим вычурным стилем. Её здания часто ассоциируются с космическими кораблями, органическими формами и как будто говорят о будущем человечества так, каким оно представлялось фантастам XX века. Она добивается таких форм во многом благодаря работе со сложными материалами: особенно Хадид любит композитные пластики. Но перетекающие друг в друга экспрессивные детали её проектов зачастую не нравятся чуть более консервативным (но оттого не менее талантливым) коллегам. Особенно сильно Хадид досталось за проект стадиона для Чемпионата мира по футболу в Катаре. После презентации модели стадиона в конце 2013 года критики обратили внимание на то, что здание напоминает женские половые органы. Такое решение многим показалось неуместным для арабской страны. Другие, наоборот, приветствовали проект Захи Хадид. Однако сама архитектор назвала эти ассоциации нелепыми и сказала, что вообще-то стадион призван напоминать традиционную арабскую лодку доу.

Заха Хадид

архитектор

«На самом деле унизительно, что они [критики] выдумали такой нонсенс. Что они вообще говорят? Всё, у чего есть отверстие, - это вагина? Это нелепо. Если бы стадион спроектировал мужчина… [никто бы о таком не подумал]».

Внешний вид другого стадиона Захи Хадид, для токийских игр, не понравился местным профессионалам. Японские архитекторы, среди которых Арата Исодзаки, Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото, подписали открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».

Арата Исодзаки

архитектор

«Стадион Захи Хадид похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё».

Заха Хадид проектирует
для авторитарных режимов



У богатых нефтяных государств достаточно денег, чтобы заказывать сооружения архитекторам-звёздам, но часто это жестокие и репрессивные режимы. Заха Хадид проектировала здания для Азербайджана, Саудовской Аравии, Катара, Ирака - стран, которые критикуют за недостаточно развитые демократические процессы и институты. Скандалом обернулось строительство объектов для Чемпионата мира по футболу в Катаре, где, по данным Международной конфедерации профсоюзов, по состоянию на март 2014 года погибли больше 1000 рабочих-мигрантов. Более того, те, кто работает на стройплощадках стадионов, возможно, находятся на положении рабов. Несмотря на то что к организационным процессам строительства Заха Хадид отношения не имеет, издание The New York Review of Books обвинило архитектора в наплевательском отношении к тому, что воплощение её проектов забирает человеческие жизни. Хадид ответила, что с этим вопросом должно разбираться правительство Катара, а не она. А на вопрос о том, волнует ли её происходящее в стране, ответила:

Да, но меня беспокоят и смерти в Ираке, так что мне делать по этому поводу? Я не принимаю это с лёгким сердцем, но я думаю, что об этом должно заботиться правительство. Это не мой долг как архитектора. Я не могу ничего сделать с этим, потому что мне не хватает власти.

Архитектор подала в суд на автора статьи, но вскоре отозвала иск. Журналист принёс ей извинения, а Хадид направила некую сумму денег благотворительной организации, которая занимается правами рабочих. При этом забавно, что в своём интервью для Huffington Post спустя год после катарского скандала Хадид говорила о том, что архитектура всегда связана с политической ситуацией в стране.

Интересно, что во время скандала архитекторы Аксель де Стампа и Сильвен Мако из парижского университета Эколь д’Аркитектюр предложили проект небоскрёба из бетонных блоков в духе Захи Хадид, высота которого зависела бы от количества погибших рабочих. Один бетонный блок в нём соответствовал бы одной смерти.

Проекты Захи Хадид в «несвободных»
государствах
по классификации
Freedom House

Стадион Аль-Вакрах в Катаре

Центр Гейдара Алиева в Азербайджане

Станция метро в Саудовской Аравии

«Дом для Наоми Кэмпбелл» в России

Заха Хадид слишком много думает о самовыражении

Многие критикуют Хадид за то, что формальные эксперименты для неё зачастую важнее, чем функциональность проекта. Например, несмотря на то что проект музея современного искусства MAXXI в Риме многие сочли одной из лучших работ архитектора, для организации выставок он не так уж и подходит. Помимо того, что здание музея находится довольно далеко от центра города (где нельзя построить новые здания, не испортив архитектурного облика), сама структура музея максимально ограничила кураторов в возможностях сценографии. MAXXI - это огромный извивающийся одноэтажный лабиринт. Критики отметили, что не совсем понятно, какие объекты хорошо бы там смотрелись - разве что огромные металлические пластины Ричарда Серры. Из-за масштабов здания даже крупные живописные полотна выглядят там скорее как почтовые марки. Более того: Заха Хадид запретила вешать картины на стены музея. Вместо этого их стоит подвешивать на конструкциях, прикреплённых к потолку здания.

Ещё один неудачный с точки зрения функциональности проект Хадид - Центр водных видов спорта, построенный в Лондоне к Олимпиаде 2012 года. Зрители жаловались, что из-за выпуклого потолка здания тем, кто сидит на верхних рядах, просто не было видно, что происходит в бассейнах арены. Впрочем, бюро Захи Хадид заявило, что рассчитывало обеспечить места только для 5000 зрителей, в то время как организаторы расширили трибуны и продавали по 8000 билетов на каждое соревнование, не предупреждая об особенностях конструкции здания.

Заха Хадид не так уж и помогает женщинам-архитекторам

Хадид стала первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию, самую престижную в мире архитектуры. По сути, она - единственная женщина, которую можно назвать современным архитектором-звездой, и за это её принято считать локомотивом для остальных женщин, которые хотят проявить себя в этой отрасли: всё-таки в развитых странах среди архитекторов только около 20% - женщины.

Заха Хадид может вдохновлять других женщин-архитекторов, но то, чем она занимается, очень редко связано с социальными проблемами вообще и с социальным статусом женщин в частности. Её критикуют за то, что она видит архитектуру не как инструмент эмансипации, а лишь как форму искусства. Уже по истории с катарским стадионом понятно, что Хадид не устраивают трактовки её взгляда как женского. Пусть качество её работ находится на неоспоримо высоком уровне, это чаще объекты эстетического созерцания и функционального совершенства, а не выражение социального положения женщины.


Проекты выдающегося архитектора современности Захи Хадид вызывают у людей самый широкий спектр эмоций, но равнодушным они не оставляют никого. Через гармонию и пластику органических форм, в своих работах она будто бы заглядывала в фантастическое будущее человечества, материализуя его уже сейчас. Мы расскажем про 15 самых невероятных проектов Захи Хадид, каждый из которых можно смело назвать шедевром современной архитектуры.

В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, выигравшей Притцкеровскую архитектурную премию. На счету ее архитектурного бюро Zaha Hadid Architects уже более 950 успешных проектов, реализованных в 44 странах. Сегодня имя Хадид уже само по себе стало безоговорочно почитаемым в мире архитектуры брендом.




По своей форме спортивный объект, расположенный в столице Великобритании и построенный специально для Олимпийских Игр, не является самым сложным проектом Хадид, но по своей популярности он даст фору многим. Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге назвал Центр водных видов спорта «подлинным шедевром». Согласно задумке автора, формы этого здания имитируют движение воды, а плавная геометрия в совокупности с криволинейными поверхностями выделяют его на фоне других городских объектов.

2. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан





Планируется, что новый культурный центр Гейдара Алиева сыграет одну из ключевых ролей в увеличении значимости и туристической привлекательности города Баку. Его усовершенствованная форма и передовые технологии дизайна способны добавить старому городу современной атмосферы и свежести. В структуре здания используется максимально возможное количество стекла, что, учитывая своеобразный местный климат, способствует достаточной естественной вентиляции всех помещений.

3. Центр искусств в Абу-Даби, ОАЭ




Согласно проекту Захи Хадид, здание Центра искусств будет располагаться на острове Саадият в Абу-Даби. По своей художественной составляющей это здание высотой в 10-этажный дом - настоящее произведение искусства. Оно будет вмещать шесть театров (в том числе один - оперный), мюзик-холл и концертный зал. Бионическая по своей природе структура будущего Центра искусств довольно динамична. Внешне он напоминает ветвь, протянувшуюся к морю и состоящую из сложной и запутанной системы путей.

4. Музей современных искусств MAXXI в Риме, Италия





Одна из самых неоднозначных работ Захи Хадид, Музей современных искусств MAXXI в Риме, была удостоена премии Стирлинга в области архитектуры в 2010 году. Конструктивная система этого шедевра современной архитектуры отходит от идеи традиционного музея и лишь отдаленно перекликается с выставленными внутри него произведениями искусства. Стены создают плавное и динамичное перетекание интерьеров в наружное пространство здания.

5. Здание центрального офиса BMW в Лейпциге, Германия





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры RIBA. Этот комплекс отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения.

6. Частная резиденция Capital Hill в Барвихе, Россия





Подмосковный особняк спроектирован специально для российского миллиардера Владислава Доронина и его скандальной невесты, супер-модели Наоми Кэмпбелл. Главной фишкой этого дома является 22-метровая башня, имеющая форму перископа. Это практически полностью остекленное здание с невероятными видами на русскую природу является, пожалуй, самым футуристичным проектом именитого архитектора.

7. Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае, Китай






Четыре башни обтекаемой формы, соединенные между собой озелененными небесными мостами, образуют супер-современный торгово-офисный комплекс Sky SOHO. Огромные по площади рекреационные пространства, невероятные виды на город и взаимосвязь между различными переходами делают Gky SOHO еще одним выдающимся проектом Захи Хадид.

8. Лыжный трамплин в Инсбруке, Австрия



Горы Бергисель в Инсбруке не похожи на то место, где можно встретить один из шедевров Захи Хадид, однако именно здесь в рамках реконструкции проекта Олимпийской Арены она спроектировала лыжный трамплин. Этот объект оснащен двумя лифтами, на его крыше располагается площадка для отдыха с кафе и террасой, откуда открывается потрясающий вид на горы.

9. Новый национальный стадион в Токио, Япония





Лондонский центр водных видов спорта - далеко не единственный спортивный объект, спроектированный Захой Хадид. В 2018 году к началу Кубка мира по регби планируется официальное открытие ее нового шедевра - Национального стадиона Японии, рассчитанного на 80 тысяч мест. Перетекающие друг в друга кривые, изысканная крыша - здесь все будет выполнено в фирменном стиле Хадид. Стадион также будет включать в себя музей, демонстрирующий спортивную историю и традиции страны. После открытия этот объект станет одним из главных символов современной Японии.

10. Научный центр Phaeno в Вольфсбурге, Германия






Открывшийся в 2005 году научный центр Phaeno в Вольфсбурге позволяет заглянуть в будущее архитектуры и дизайна. Это здание получило немало положительных отзывов от критиков со всего мира, поражая их своим влиянием на современную архитектуру, и укрепило место Захи Хадид на пьедестале современной архитектуры. Объект, внутри которого можно встретить искусственные холмы, долины и кратеры, был включен в список «7 современных чудес света».

11. Многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, ОАЭ





Название комплекса Signature Towers (с англ. уникальные, значимые башни) говорит само за себя. У каждого крупного города есть свой собственный, узнаваемый пейзаж. Столица ОАЭ - не исключение. Целью возведения многофункционального комплекса является формирование нового городского облика. В трех башнях комплекса будут находиться многочисленные офисы, гостиницы и апартаменты. Это здание, как и многие постройки Захи Хадид, отличает революционность форм и невероятный, ни с чем не сравнимый силуэт.

12. Культурный центр в Вильнюсе, Литва





Если большинство проектов Захи Хадид выделяются своими кривыми линиями, то культурный центр, расположенный в столице Литвы, поднимает философию искусства проектирования на новый уровень. Это футуристическое здание будто парит в воздухе благодаря своей консольной конструкции. При этом создается ощущение абсолютной легкости и подвижности. Фасад культурного центра по большей части остеклен, что вполне соответствует стилю автора, а его криволинейная и плавная структура ярко выделяется на фоне более статичного и прямоугольного городского пейзажа.

13. Здание гражданского суда в Мадриде, Испания





За счет упругой структуры здания, сдвинутого по вертикальной оси, создается впечатление, что оно парит над землей. Его фасад состоит из подвижных металлических панелей, которые представляют собой двойную оболочку с саморегулируемой системой вентиляции - панели способны открываться и закрываться в зависимости от погодных условий. На крыше комплекса находится большое количество солнечных батарей. Центральное внутренне пространство образуется с помощью полукруглого застекленного атриума, сквозь который в залы судебных заседаний на первом этаже попадает естественное освещение. Революционная форма здания призвана существенным образом изменить образ Мадрида.

14. Дом на площади Хокстон в Лондоне, Великобритания



Дом, напоминающий по своей форме призму, расположен в Лондоне. Он является примером того, как, имея богатое воображение, можно создать что-то уникальное из простых геометрических фигур. Главной целью архитектора было создание системы регулируемого освещения. В состав дома входят офисы, двухуровневая галерея и восемь квартир. Из окон большинства помещений открываются захватывающие виды столичного мегаполиса.

15. Центр лечения раковых заболеваний имени Мэгги Кэсвик в Файфе, Великобритания






Основанный и названный в честь покойной Мэгги Кэсвик Центр лечения раковых заболеваний ежедневно помогает сотням людей бороться со страшным заболеванием. Главной задачей Захи Хадид как архитектора было формирование красивого и спокойного образа здания, расположенного в уединенном месте. Это здание выделяется своим необычным дизайном, который создает безмятежную атмосферу для пациентов, больных раком. Большой навес крыши визуально расширяет здание, а также создает живописную тень на стеклянном фасаде. Помещения Центра делятся на общие, где больные могут пообщаться друг с другом или встретиться с гостями, и индивидуальные, где они могут побыть в одиночестве.

Заха Хадид не перестает удивлять своих поклонников всё новыми новыми шедеврами, среди которых и .

31 марта 2016 года в Майами умерла Заха Хадид. Ей было 65 лет, и многие говорят, что для архитектора это очень ранняя смерть. Хадид начала воплощать свои проекты в жизнь поздно, но сразу получила статус одного из главных архитекторов современности. Её проекты выбиваются из истории архитектуры: они цепляются за историю модернистского и современного искусства и одновременно делают вид, будто никакой истории искусства и не существовало. The Village рассказывает, из чего состояло творчество Захи Хадид и почему её дело будет жить.

Учёба у Рема Колхаса

Заха Хадид родилась в Багдаде в богатой семье, в детстве ездила за границу, училась в Американском университете в Бейруте, а затем отправилась изучать архитектуру в Лондон, где и встретила Рема Колхаса. Проработав в его бюро OMA в Роттердаме с 1977 по 1980 год, она вернулась в Лондон, где начала независимую практику. Междисциплинарный подход OMA явно повлиял на Хадид, которая внедряла в свою практику понятия из изобразительного искусства и естественных наук. Постоянное теоретизирование, которым занимались в бюро Колхаса, тоже было важным для Хадид, для которой признание её идей в первые годы работы заменяли воплощение проектов.

Работа в стол

Если посмотреть на список проектов Захи Хадид, то первое, что бросается в глаза, - это почти полное отсутствие осуществлённых проектов в 1980-е годы. При этом проектов, оставшихся в виде визуализаций и чертежей, много - для разных городов и разных масштабов. Её проекты выигрывали международные конкурсы, но оставались на бумаге, потому что были слишком смелыми - и технологически, и контекстуально. Первое здание по проекту Хадид начали строить лишь в 1986 году в Берлине. В этом ей помогли немецкие феминистки, которые пытались увеличить присутствие женщин в современной архитектуре Германии. Строительство жилого дома IBA завершили в Берлине в 1993 году.

Архитектурная графика

Известность в архитектурных кругах пришла к Хадид задолго до осуществления первого проекта. В начале 1980-х она выиграла конкурс на проект застройки пика Виктория в Гонконге. Во многом это случилось благодаря графической работе Хадид, чьи рисунки одновременно и передавали концепцию её архитектурного проекта, и могли работать как вполне самостоятельные произведения изобразительного искусства. Живописные визуализации её проектов можно посмотреть на сайте бюро Zaha Hadid Architects.


Архитектор как художник

Вообще, весь подход Хадид к архитектуре и дизайну можно назвать художественным. Хадид отвергала и модернистский функционализм, и постмодернистскую иронию. Её проекты как будто появлялись из какого-то параллельного мира со своей историей искусства. Собственная фантазия была для неё важнее всего, но из-за этого её и критиковали. Так, проект музея современного искусства MAXXI в Риме посчитали совершенно неподходящим для экспонирования живописи и объектов, так что во многом он стал памятником самому себе, а его архитектуру помнят лучше, чем его коллекцию. Её дизайн-объекты - от мебели до ваз и туфель - выглядят как уменьшенные копии её зданий, и уже не так важно, удобно ли ими пользоваться.


Русский авангард

Хадид часто говорила, что сильное влияние на её творчество - и как художницы, и как архитектора - оказал русский авангард, особенно в лице Казимира Малевича. Многие её живописные работы напоминают его супрематические композиции, а в названиях присутствует слово «тектоника», важное для конструктивистов. Если поместить один из её первых проектов, пожарную станцию Vitra , рядом с, допустим, клубом Русакова Константина Мельникова, связь Хадид с утраченными в России идеями авангарда становится очевидной - хотя и не без иронии.


Параметризм и композитные пластики

От ручного подхода бюро Захи Хадид впоследствии перешло к параметрическому, то есть вычислительному, в рамках которого обрабатываются большие объёмы данных, на основе которых затем формируется структура здания настолько сложная, что она часто с трудом может быть воспринята человеческим мозгом. Именно благодаря этому подходу Заха Хадид стала известна как автор проектов причудливых форм - вроде Центра Гейдара Алиева в Баку. Но их воплощение в жизнь не было бы возможно без использования композитных пластиков, чьи свойства позволяют строить здания нестандартных форм.


Женское

Заха Хадид, по сути, единственный звёздный архитектор женского пола, первая женщина - лауреат Притцкеровской премии. Казалось бы, она могла бы служить ролевой моделью для многих женщин, которые хотят сделать карьеру в мире архитектуры, однако её жизнь как будто бы строилась по этакой мужской модели. Хотя на первом этапе её карьеры ей помогли феминистки, сама Хадид для движения за эмансипацию женщин сделала не так много. Даже если посмотреть на список сотрудников её бюро, мужских имён там значительно больше, чем женских. Особенно в высших эшелонах.

Скандалы в Азии

Последние годы жизни Хадид были отмечены скандалами, связанными со строительством спортивных объектов в Азии. Во время строительства её стадиона в Катаре погибли рабочие - и СМИ, естественно, обратили внимание в первую очередь на известного архитектора. Хадид попросила журналистов тщательнее проверять факты: дизайн здания сам по себе не был опасным для рабочих, а вина лежала на властях Катара и девелопере, которые не обеспечили должного соблюдения техники безопасности на объекте. Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину. Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.


Патрик Шумахер

Патрик Шумахер - партнёр бюро Zaha Hadid Architects, который с 1988 года вместе с Хадид работал над ключевыми проектами студии. Старший дизайнер бюро, он участвовал в разработке проектов пожарной станции Vitra и музея MAXXI. 28 лет совместной работы не могли пройти даром: Шумахер разделяет принципы Захи Хадид и работает как теневой правитель её бюро. Так что со смертью Захи её дело не погибнет: её призрак останется с нами.


ФОТОГРАФИИ : обложка – Kevork Djansezian / AP / ТАСС, 1, 4 – Christian Richters / Zaha Hadid Architects , 2, 3, 6 – Zaha Hadid Architects , 5 – Helene Binet / Zaha Hadid Architects , 7 – Иван Анисимов

Женщину-архитектора, которую зовут Заха Хадид, считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира. Можно сказать, что Заха Хадид — это современный Гауди. Этого автора зовут настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.

Заха Хадид (Zaha Hadid) — арабский архитектор , родилась в 1950 году в Багдаде. В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно. Заха Хадид является настоящим талантом. Она стала одной из самых ярких фигур в стиле, который описывался выше. Её дома и строения так высоко оцениваются, что в 2004 году она получила Притцкеровскую премию, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа.

Как уже говорилось, её здания и сооружения находятся в разных странах мира, в том числе и в России: футуристический особняк на Рублёво-Успенском шоссе в Москве, бизнес-центр Dominion Tower в Москве в районе Дубровки и другие. Кроме того, её малые работы находятся в таких музеях, как , немецком музее DAM и др. Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров.

Заха Хадид

40-этажный отель в Макао, Китай

Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Жилой дом в Манхеттене, США

Золотая станция метро в Эр-Рияде

Международный центр культуры и искусства Чанша в Китае

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Небоскребы Signature Towers в Дубаи, ОАЭ

Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония

Павильоны Бернема в Чикаго, США

31 марта 2016 года, всемирно известная архитектор Заха Хадид скончалась в возрасте 65 лет. Она родилась в Багдаде в 1950 году. Изучала математику до вступления в архитектурную ассоциацию Лондона в 1972 году. К 1979 году основала студию Zaha Hadid Architects, и начала двигаться к всемирной известности. Работая с партнером Патриком Шумахером студия использовала целый ряд инновационных технологий, которые часто приводили к неожиданным и динамическим архитектурным формам.

Ниже приведены мысли, высказанные Захой Хадид в интервью разных лет.

Что изначально побудило Вас к изучению архитектуры и способствовало появлению желания стать архитектором, и какие конкретные моменты Вашей личной истории и воспитания сформировали Ваши принципы и философию дизайна? Например, Вы упоминали Казимира Малевича, как человека, оказавшего наибольшее художественное влияние на Вашу работу. Как и в какой степени другие творческие сферы продолжают информационно воздействовать на Вашу архитектуру?

ЗХ: Еще маленькой девочкой я хотела быть архитектором. Мои самые ранние воспоминания об архитектуре связаны с возрастом 6 или 7 лет, когда моя тетя строила новый дом в Мосул на севере Ирака. Архитектор был близким другом моего отца, и, бывало, он приходил к нам домой с чертежами и моделями. Я помню, как видела одну модель в нашей гостиной, и я думаю, что это включило что-то во мне, так как я была совершенно заинтригована ею.

С первых дней обучения в архитектурной ассоциации я всегда интересовалась концепцией фрагментации и идеями абстракции и взрыва, где мы анализировали идеи повторности и массового производства. Моя работа сначала была связана с ранним русским авангардом, картинами Мохоли-Надь, скульптурами "prouns" Эль Лисицкого и Наума Габо, но, в особенности, с работой Казимира Малевича - на раннем этапе он оказал влияние на меня как представитель современного авангардного пересечения между искусством и дизайном. Малевич открыл абстракцию как экспериментальный принцип, который может продвинуть творческую работу на ранее неслыханные уровни изобретения; эта абстрактная работа позволила добиться значительно более высоких уровней творчества.

Сегодня наше сотрудничество с другими творческими сферами дает нам возможность выражать наши идеи через различные призмы и во многих средах. Мы рассматриваем это как часть длительного процесса непрерывного изучения дизайна. Это двусторонний процесс - мы используем архитектурные исследования и экспериментальный подход к дизайну, но мы также в значительной степени учимся в процессе сотрудничества с другими, теми, кто занимает лидирующие позиции в своей сфере. Отличный дизайн всегда выиграет от вклада, сделанного другими. Конечно же, сейчас стерты границы между искусством, архитектурой и модой – дисциплины намного больше взаимно обогащают друг друга, но это не про конкуренцию, это касается сотрудничества и того, что такие практики и процесс могут дать друг другу.

Вы работаете на разных уровнях, от стульев и столов до небоскребов. Есть ли у Вас единый подход, которым можно охарактеризовать Вашу работу? В работе Вы часто используете новые виды технологий и материалов, в какой степени прогресс дает Вам возможность реализовать свое творческое видение в полном объеме?

ЗХ: В плане формы все проекты для меня одинаково интересны, хотя, безусловно, масштаб и процесс значительно отличают их друг от друга. Идея здания может появиться так же быстро, как и идея какого-то предмета, но когда дело касается процесса, то есть много отличий. Все они начинаются с чего-то одного; все проекты каким-то образом взаимосвязаны. Здесь отличается восприятие архитектуры, потому что это более захватывающий опыт - он о том, как человек размещает себя в пространстве, а мода относится к тому, как вы размещаете объект на человеке.

На самом деле, наши проекты становятся более сложными, когда мы видим новые возможности, создаваемые технологией других сфер. Существует сильная обратная зависимость, при которой наше более перспективное видение дизайна способствует непрерывному развитию новых цифровых технологий и технологий изготовления, а эти новые разработки в свою очередь вдохновляют нас продвигать среду проектирования еще дальше. Нынешнее состояние архитектуры и дизайна требует широкого сотрудничества и исследовательского отношения, и мы продолжаем изучать и развивать новые технологии.

Опишите Ваш стиль так, как его мог бы описать Ваш хороший друг.

ЗХ: Виртуоз элегантности. Личное расследование, исследование, он нагружен таким количеством идей, что нельзя выделить из них одну, нет одного официального состава. Два года назад я сосредоточилась на одной квартире, чтобы увидеть, сколько вариантов можно придумать в данном пространстве с одними и теми же параметрами. Я работала над этим неоднократно целыми днями, и вы видите, что есть, вероятно, семьсот вариантов для одного пространства. Это упражнение дает вам представление о степени, в которой вы можете интерпретировать организацию пространства, она не бесконечна, но она очень велика. Представьте, если умножить ее на масштаб большего пространства, а потом в масштабах города. Это похоже на пианиста, который постоянно упражняется, та же степень интенсивности. Это безмерно увеличивает содержание, оно становится просто непредсказуемым. Некоторые люди действительно живут и работают в пределах одной доктрины, одного чертежа с одной и той же логикой. Мы делаем много чертежей, с которых можно начинать, и именно поэтому у нас очень объемное содержание.


Автор : Фото с сайта Doublespace

Можете ли Вы описать эволюцию Вашей работы?

ЗХ: Есть несколько очень похожих моментов в ранних работах, где основной акцент делался на рисовании, абстракции и фрагментации. Затем он переместился на развитие идей. Позже это все стало тем, чем должна быть архитектура, и что является более текучей организацией. Это уже было не столько "изменение", сколько "развитие".


Автор : Hélène Binet

Какой из Ваших проектов принес Вам наибольшее удовольствие?

ЗХ: "Пиковый проект" (клуб отдыха в Китае), потому что это была очень важная поездка для меня. Вообще, их много, и каждый раз делаешь какое-то открытие... Даже не могу точно сказать, потому что разные проекты дают разное удовлетворение. Центр BMW в Лейпциге и научный центр в Вольфсбурге, это были очень интересные проекты. Я просто посетила центр современного искусства в Риме, транслирующий множество идей, которые я мечтаю реализовать.

Для кого Вы хотели бы что-нибудь спроектировать?

ЗХ: Было бы очень интересно разрабатывать предметы для повседневной жизни, нечто, что являлось бы проводником для передачи идей обществу. Изделия имеют практическую законченную форму, чего не скажешь об архитектуре. Мне также всегда было интересно комбинировать архитектуру с социальной проблематикой, и я на самом деле думаю, что вы можно инвестировать и изобретать в больницах и жилых постройках.

Вы обсуждаете Вашу работу с другими дизайнерами или архитекторами?

ЗХ: В офисе, конечно же, с другими дизайнерами... Я не люблю много говорить о себе. Мы обсуждаем идеи моих друзей.

Где Вы обычно работаете над своими проектами?

ЗХ: Везде. Я не использую компьютер. Я делаю наброски, очень быстро, и часто делаю их более 100 в одном и том же формальном исследовании.

Какой для Вас самый лучший момент дня?

ЗХ: Обычно это очень поздняя ночь... если я в Лондоне, то может быть иначе, нежели в каких-либо других местах.

Какую музыку Вы слушаете сейчас?

ЗХ: Классическую.

Читаете ли Вы журналы по дизайну и архитектуре?

ЗХ: У нас в офисе есть много таких журналов, но мы обычно не читаем их.

Откуда Вы узнаете новости?

ЗХ: Из газет.

Есть ли какие-то предметы гардероба, которые Вы стараетесь не надевать?