Памятник герою отечественной войны рисунок нетрудно. Памятники ВОВ в наших путешествиях. Памятник плачущему коню

Они хранят память о маленьких людях войны. И даже о маленьких Божьих созданиях - верблюдах, осликах и голубях, которые помогали воевать. Это памятники мужеству и разрушенному миру. И надежде, конечно.

«Все вернемся к тебе»

У Прасковьи Еремеевны Володичкиной ушли на фронт одним призывом девять сыновей. Шестеро погибли на войне, трое скончались от ран, едва вернувшись домой. А следом ушла и сама Прасковья Еремеевна - не выдержала горя, доставшегося ей. А с младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но их часть сразу повезли на фронт. Он, когда проезжал Волгу, выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Не о похожей ли невозможной истории снят фильм «Спасти рядового Райана»? Такие жестокие совпадения, в которые люди стараются не верить («В одну воронку второй раз бомба не падает!») обнажают жестокость времени и судьбы. Это то, что - слишком. Но в России подобных семей было несколько, просто мы не обо всех знаем. Здесь же, в Алексеевке, пригороде Самары, определенным образом сложились обстоятельства. В 1980-е годы школьная учительница Нина Косарева, работающая в той же школе, в которой когда-то учились братья Володичкины, создала в одной из комнат их бывшего дома самодеятельный мемориальный музей. А инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти.

И вот на улице бывшей Красноармейской, а сейчас Братьев Володичкиных появился памятник - Прасковье Еремеевне, Александру, Андрею, Пётру, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Фёдору и Николаю.

Памятник плачущему коню

Его называют «памятник плачущему коню». Осиротевший измученный бронзовый конь склонил голову — оплакивая своего наездника, хозяина, друга. В наши дни мы, к счастью, редко видим плачущих коней. В Великую Отечественную их было много. К сожалению, кавалеристы были практически обречены на верную гибель. В гражданскую войну, которая закончилась (относительно начала Великой Отечественной) сравнительно недавно - всего каких-то двадцать лет назад, именно кавалерия составляла основу армии. Но между 20-ми и 40-ми годами прошлого века прогресс, в том числе и военный, развивался стремительными темпами - значительно быстрее, чем армейское администрирование. И в результате на фронт ушло множество всадников, которые были беспомощны перед вражескими танками и самолетами. Осетины же всегда были прекрасными наездниками. Не удивительно, что именно среди них оказалось множество погибших солдат-кавалеристов.

Почтальон

Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной. Их читали всей семьей, а в деревнях — и подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слез были над ними пролиты - слез веры, надежды, любви. Символ скорее тыловой, чем фронтовой. Тем не менее, ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, увековеченный на этом памятнике, погиб в 1944 году как раз на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги-армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем - а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. Так говорили на церемонии открытия сотрудники, ветераны, руководители отделений Почты России — все, кто участвовал в обдумывании и обсуждении памятника. Памятник создан при участии Почты России.

Мишка и Машка

Тяготы военного времени - это когда в качестве тягловой силы используют степных астраханских верблюдов. А ведь было и такое. В частности, верблюды Мишка и Машка участвовали в легендарной Сталинградской битве и дошли от Нижнего Поволжья до Берлина. Теперь они отлиты в бронзе, в привычном для них окружении - рядом с боевым орудием и солдатом с автоматом на коленях, который присел отдохнуть. И один из верблюдов, не долго думая, последовал его примеру. Устал.

Бронзовая страница журнала мод

Широкая бронзовая стела, а на ней - как будто бы на обычной одежной вешалке, на крючках, висит женская одежда. Всего 17 комплектов, словно на бронзовой странице из журнала мод. Одно лишь есть отличие, и оно весьма существенное - это не модные туалеты, а форменная одежда женщин, участниц Второй мировой войны. Это рабочая спецовка, шоферский комбинезон, защитная одежда сварщика, медицинская форма… Каски, френчи, галифе. Этот памятник называется очень просто - Женщины во Второй Мировой.

Война изменила жизни семи миллионов британских домохозяек. Они заменили мужчин - и стали пожарными, бойцами противовоздушной обороны, работницами «женской земельной армии» и оборонных заводов, шоферами и механиками. А в надписи на памятнике использовался шрифт с продуктовых карточек военной эпохи.

Создать этот памятник в 1997 году предложил майор в отставке Дэвид Макнелли Робертсон. Идею поддержала спикер Палаты общин баронесса Бетти Бутройд, которая стала покровительницей проекта и собирала для него деньги на телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Около 1 миллиона фунтов дала королева Елизавета II, которая сама во время войны работала водителем. Остальные средства обеспечили различные благотворительные фонды.

Набережная бронзовых ботинок

Цветы ставят не только в хрустальные вазы, но и в бронзовые ботинки, намертво привинченные к набережной Дуная. Всего 60 пар - мужских, детских и женских, новых, элегантных, растоптанных, старомодных. В 1944 — 1945 годы здесь тоже стояло множество пар обуви, только не бронзовых, а настоящих - и разношенных, и сшитых по последней моде сороковых. Сделанных для того, чтобы долго служить своим владельцам, чтобы делать их красивыми и элегантными, чтобы им было удобно ходить. Но судьба у этой обуви - и у всего мира - сложилась по-другому. Перед расстрелом согнанных к берегу Дуная людей заставляли разуться - что б обувь не пропала. Она не пропала - пропали люди.

Все ослики попадают в рай

Воевали и погибали - не только люди. Этот памятник посвящен животным, участникам Второй Мировой. Не удивительно, что он появился в Англии - стране, где существует медаль Марии Дикин, высшая воинская награда для животных. Он изображает почтовых голубей, собаку, верблюдов, лошадей, мула, слона, волка, корову и кота. А медаль - впервые ее вручили в 1942 году - была вручена 60 животным: как раз собакам, голубям, осликам, и слону, и одному коту.

Кота, удостоенного высшей награды, звали Саймон (около 1947 — 28 ноября 1948). Он был корабельным котом с военного шлюпа «Аметист» Королевского флота Великобритании. Был награжден «за поднятие морального духа» моряков во время инцидента на реке Янзцы и за сохранение корабельных припасов от крыс. Во время боевого столкновения кот был ранен.

Надпись «У них не было выбора» лаконична и более чем красноречива. Памятник возведен на частные пожертвования.

Тёркин - кто же он такой?

Самый известный вымышленный фронтовик - Василий Теркин, придуман и воспет Александром Твардовским. Оба они - и автор, и его герой - сидят на биваке в центре Смоленска - родины Твардовского - и о чем-то весело балагурят. Таким образом Василий Теркин как бы воплотился, из придуманного сделался реальным - символом меткого слова, утешения, стойкости, смирения и бодрости духа - всего, что так надо на войне.

Голуби

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал.

И в свободный час всегда обычно

Голубей любимых выпускал.

Эту песню пела вся послевоенная страна. Во время оккупации Ростова-на-Дону немцы строжайше запретили мирным жителям разводить голубей, приравняв их к радиопередатчикам - они опасались использования голубиной почты. Подвиг подростка Вити Черевичкина заключался в том, что он, будучи заядлым голубятником, рисовал схемы расположения немецких частей в городе, и с голубями их переправлял брату в Батайск. За это его расстреляли. По другой же версии он просто защищал от оккупантов собственную голубятню. И это отнюдь не умаляет его заслуги - нужно обладать огромным мужеством, чтобы защищать от врага свою голубятню.

Самый верный - друг

И все же самый верный друг человека - собака. Везде - и в тепле, и в беде, и в горести, и в радости. В том числе и на фронте. Тут добавить нечего.

Кукла и чайник

Трое детей тепло и очень неуютно одетые. Девочка держит старую, некрасивую, любимую куклу. Мальчик держит большой чайник. Он старший в этой группе, ему нужно заботиться об остальных. Это - дети блокадного Ленинграда. А сам памятник стоит в Омске. Почему? Об этом сообщает подпись на постаменте: «Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей». Вот таких их и привозили - измученных, выдернутых из своей семьи (если семья еще была цела, жива), спасенных. Вывозили по легендарной Дороге жизни и с риском для этой самой, только-только еще начавшейся жизни.

Лидице

И снова - дети, дети, дети. Всего - восемьдесят два ребенка; их фигуры отлиты из бронзы в натуральную величину. Именно столько детей - 40 мальчиков и 42 девочки были убиты фашистами в 1942 году в чешском шахтерском поселке Лидице. Сам же поселок был полностью уничтожен. Это очень лаконичный, очень простой, сильный памятник.

В Подмосковье порядка трех тысяч памятников и монументов, посвященных сражениям Великой Отечественной. Некоторые знамениты на весь мир, о других, маленьких, но олицетворяющих знаковые события, не знают даже местные жители. В канун празднования Дня Победы мы отобрали для вас несколько мест с необычной историей.

«Подвигу 28»

Ольга Разгуляева / Подмосковье сегодня

Мемориальный комплекс в Дубосеково был создан в мае 1975 года, к 30-летию Победы. На памятной плите высечено: «Защищая Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года, на этом рубеже в жестокой схватке с фашистскими захватчиками стояли насмерть и победили 28 героев-панфиловцев». Шесть десятиметровых фигур олицетворяют представителей шести национальностей, которые здесь воевали.

По официальной версии, когда началось наступление немцев на Москву, 28 солдат из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка во главе с политруком Клочковым обороняли разъезд у деревни Дубосеково. В ходе четырехчасового боя они уничтожили 18 вражеских танков, при этом все погибли. Историки отмечают массу несоответствий в этой истории; многие уверены, что бойцов было больше, и что полегли не все. Однако по сей день история о 28 панфиловцах остается одной из самых известных рассказов о войне.

Кстати, знаменитую фразу «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва» приписывают именно политруку Клочкову.

«Перемиловская высота»

Wilberus / Wikimedia.org

Это место в черте современной Яхромы получило нынешнее название в 1941 году. Немцы не сомневались, что легко возьмут этот рубеж, ведь в наступление шла знаменитая 7-я танковая дивизия, с ходу овладевшая Парижем. Нашим солдатам и отбиваться было почти нечем: рота, державшая оборону по западной окраине Яхромы, не имела в арсенале даже ручных гранат. Немцы захватили город, форсировали канал им. Москвы, закрепились на его восточном берегу и устремились к Перемилово. На их пути встали бойцы 3-го батальона 29-й стрелковой бригады во главе с лейтенантом Лермонтовым. Разгорелся ожесточенный бой: немецкие танки в сопровождении пехоты с одной стороны, и горстка солдат с двумя орудиями - с другой.

В это время в Дмитрове находился командующий Первой ударной армией генерал-лейтенант Кузнецов. В его распоряжении были лишь стрелковая бригада, один бронепоезд, Дмитровский строительный батальон и дивизион «катюш» с одним боекомплектом. С этим запасом и решили идти на подмогу. Первый бой результата не принес, но уже утром 29 ноября под покровом темноты советские солдаты ворвались в деревню. Враг, потеряв несколько десятков солдат из 14-й мотодивизии и 20 танков 7-й танковой дивизии, в беспорядке отошел на западный берег канала. Больше шанса стремительно напасть на Москву с севера не было.

В 1966 году, в год 25-летия Битвы под Москвой, на Перемиловской высоте был установлен бронзовый памятник. А позже поэт Роберт Рождественский по просьбе яхромчан написал шестистишие, строки которого теперь высечены на гранитном постаменте:

Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный
Сорок пятый год.

Памятник Подольским курсантам

Wikipedia.org

Установлен в честь подвига командиров и курсантов военных училищ Подольска, которые вместе с 43-й армией обороняли юго-западные подступы к Москве.

В 1939-1940 годах в Подольске были созданы артиллерийское и пехотное училища. До начала войны в них училось более трех тысяч курсантов. Пятого октября 1941 года почти две тысячи курсантов артиллерийского и полторы тысячи курсантов пехотного училища подняли по тревоге и направили на оборону Малоярославца. Несколько дней они сдерживали наступление многократно превосходящих силами немцев. Тринадцатого октября вражеские танки подошли с красными флагами, однако обман был раскрыт, и атаку удалось отбить. Вскоре немецкие войска захватили оборонительные рубежи на Ильинском боевом участке, и почти все курсанты, державшие там оборону, были убиты. Только 25 октября оставшихся забрали с поля боя и отправили пешим маршем доучиваться в Иваново. К тому моменту погибло почти 2,5 тысячи человек.

Танк Т-34 в Калиново

Tomcat / pomnivoinu.ru

Мемориал в Серпуховском районе поставили в память о танкисте Дмитрии Лавриненко и его экипаже. После боев под Мценском 4-ю танковую бригаду перебросили под Москву, на Волоколамское направление. Однако в 105 километрах от столицы одного танка не досчитались: экипаж Лавриненко, который ранее оставили для охраны штаба 50-й армии, прибыл лишь через сутки. Выяснилось, что, хотя танкистов отпустили догонять бригаду, добраться до своих по забитой автотранспортом дороге им не удалось.

Когда экипаж прибыл в Серпухов, на город уже шел большой разведывательный отряд - батальон немцев на мотоциклах, трех автомашинах с пушками и одна штабная машина. У города в резерве был только истребительный батальон, в котором служили старики и подростки. И тогда кто-то из солдат вспомнил - в городе же танкисты! Комендант поставил Лавриненко задачу остановить противника.

Замаскировав машину на опушке леса в районе нынешнего Протвино, танкисты стали дожидаться немцев. Те же были так уверены в себе, что даже не выслали разведку. Подпустив головную машину на 150 метров, Лавриненко расстрелял колонну в упор. Два орудия сразу же были разбиты, а третье немецкие артиллеристы пытались развернуть, но Лавриненко дал команду идти на таран. Танк выскочил на дорогу и, врезавшись в грузовики с пехотой, раздавил последнее орудие. Коменданту Серпухова было сдано13 автоматов, шесть минометов, 10 мотоциклов с колясками и противотанковое орудие с полным боекомплектом и несколько пленных. Немецкий штабной автобус Фирсов разрешил забрать в бригаду. Там оказались документы и карты, которые немедленно отправили в Москву.

Памятник Зое Космодемьянской на Минском шоссе

histrf.ru

Установлен неподалеку от деревни Петрищево, где партизанский отряд Зои Космодемьянской был обнаружен немцами, а сама Зоя замучена и убита. Тело девушки провисело посреди деревни для устрашения жителей больше месяца (по другим данным, три дня). Ее закопали в ближайшем лесу. В мае 1942 года прах Зои был с воинскими почестями перенесли из Петрищево на Новодевичье кладбище в Москву; указом Президиума Верховного Совета СССР ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас в Петрищево открыт ее мемориальный музей.

Противотанковые ежи в Химках

Snezny Bars / Wikimedia.org

Установлены 6 декабря 1966 года на 23-м километре Ленинградского шоссе в честь 25-летия разгрома фашистской армии под Химками. Чтобы поставить этот мемориал из железа, камня и железобетона, на месте пришлось осушить болото и вбить сваи. Композиция посвящена четырем московским и одной иваново-вознесенской дивизиям народного ополчения, которые в осенние дни 1941 года защищали столицу.

Памятник Воину-Освободителю в Серпухове

memory-map.prosv.ru

Авторский 2,5-метровый макет знаменитого монумента Вучетича, установленного в немецком Трептов-парке. Скульптор вспоминал, как после Потсдамской конференции его вызвал Клемент Ворошилов и предложил подготовить проект ансамбля, посвященного победе. Кто-то подсказал, что декларацию подписал Сталин, - значит, ему и быть в центре, решил скульптор. Он сделал проект, но остался им недоволен. И тогда он решил в качестве эксперимента создать второй - русский солдат, выносящий на руках немецкую девочку из огня. Своим автоматом от разбивает свастику.

Говорят, Сталин долго изучал оба макета. «Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот… с усами?», - сказал он, указав мундштуком на основной проект. И выбрал второй. Только посоветовал дать солдату что-то более вечное, символичное, чем автомат. Так у воина-освободителя появился меч.

В 1964 году макет скульптуры из Берлина привезли в Серпухов, где с 2008 года он установлен на Соборной горе у братской могилы. Уменьшенные копии памятника есть также в подмосковной Верее, в Советске Калининградской области и в Твери.

Василий Теркин в золоте

DeerChum / Wikimapia.org

Позолоченный памятник солдатику с гармонью в Орехово-Зуево на самом деле представляет вполне конкретную личность. Это Василий Теркин, с легкой руки Твардовского ставший олицетворением простого русского парня на Великой Отечественной войне. Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 годах, будучи корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской кампании. Имя герою и его образ придумывали сообща редколлегией газеты. В частности, помогал и Самуил Маршак. В 2015 году журнал «Русский Репортер» присвоил поэме 28 место в Топ-100 самых популярных в России стихотворений.

В еликая Отечественная война стала одной из самых значимых тем в советском искусстве - литературе, живописи, кино. Портал «Культура.РФ» вспомнил самые важные скульптурные памятники, посвященные трагедии этого времени .

«Родина-мать зовет!» в Волгограде

Фотография: 1zoom.ru

Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота грандиозного монумента - 85 метров, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства памятника.

«Перекуем мечи на орала» в Москве

Фотография: Оксана Алёшина / фотобанк «Лори»

Статуи Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», изображающие рабочего, который перековывает оружие в плуг, находятся в нескольких городах мира. Самая первая была установлена в 1957 году у Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке - это был подарок Штатам от Советского Союза в знак дружбы. Другие авторские копии памятника можно увидеть неподалеку от ЦДХ в Москве, в казахском городе Усть-Каменогорске и в Волгограде. Эта работа Евгения Вучетича получила признание не только в СССР, но и за его пределами: за нее он был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Героическим защитникам Ленинграда» в Санкт-Петербурге

Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, - Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным. Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы за Ленинград - Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада», отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных пожертвований горожан.

«Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») в Мурманске

Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»

Один из самых высоких российских памятников, 35-метровый мурманский «Алеша», был возведен в Мурманске в память о неизвестных воинах, отдавших жизнь за советское Заполярье. Памятник расположен на высокой сопке - 173 метра над уровнем моря, поэтому фигуру солдата в плаще с автоматом за плечом видно из любой точки города. Рядом с «Алешей» горит Вечный огонь и стоят два зенитных орудия. Авторы проекта - архитекторы Игорь Покровский и Исаак Бродский.

«Героям-панфиловцам» в Дубосеково

Фотография: rotfront.su

Мемориальный комплекс в Дубосеково, посвященный подвигу 28 воинов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат. Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит - это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть. Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов.

Могила Неизвестного Солдата в Москве

Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1966 году в Александровском саду у Кремлевской стены был сооружен мемориал, посвященный Неизвестному Солдату. Здесь захоронен прах одного из погребенных в братской могиле воинов и каска времен Великой Отечественной войны. На гранитном надгробии высечена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» . С 8 мая 1967 года на монументе непрерывно горит Вечный огонь, который был зажжен от огня на Марсовом поле. Другая часть мемориала - бордовые порфирные блоки с изображением золотой звезды, в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинграда, Волгограда, Тулы и других).

Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Мемориал Славы.
(г. Орск)
Мемориал славы находится в Ленинском районе на площади Победы у проспекта Мира.
Открыт 9 мая 1965 года. В 1967 году зажжен Вечный огонь. Мемориал сооружен на братской могиле воинов Советской армии, умерших в годы Великой Отечественной войны в орских госпиталях (1941-1945). 27 апреля 1965 года останки 216 воинов были перезахоронены с закрытого городского кладбища на месте будущего мемориала в 12 урнах. Первоначально была установлена глыба неполированной орской пестроцветной яшмы и бронзовой доски, на которой рельефно изображался памятник советскому солдату в берлинском Трептов-парке. Перед камнем была установлена чаша с Вечным огнем. Все сооружение размещалось на бетонном постаменте. Авторы памятника - орские архитекторы Е.Я. Марков, Б.Г. Заводовский, А.Н. Силин. В 1975 году памятник был реконструирован: братская могила была облицована полированной орской яшмой красного цвета.
В центре ее - Вечный огонь, над которым зависает бронзовый венок Славы. За могилой стена из черного камня с надписью"Родина! Земля русская, орошенная кровью своих солдат, чтит их память вечно" . За стеной - ели. Авторы - орские архитекторы П.П. Приймак, Г.И. Соколов, В.Н. Якимов. В ходе реконструкции мемориала в 1988 году заменена облицовка воинской могилы на змеевик зелено-черного цвета, по периметру мемориала установлены мраморные плиты с фамилиями солдат, умерших в орских госпиталях, орчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также погибших в Афганистане.
Надпись из черного камня перенесена на белые мраморные плиты по центру мемориала.
В 1995 году установлены дополнительные мемориальные пилоны с фамилиями орчан, погибших в 1941 - 1945-м годах, в афганской войне 1979-1989 годов, в горячих точках России (Северный Кавказ) в 1990-е годы.
В апреле - августе 2000 года проведена реконструкция сквера Славы, установлена вторая линия пилонов, куда внесено дополнительно более 8000 фамилий орчан, погибших в военных действиях. Основная часть мемориального комплекса обустроена газонами, цветниками и посадками деревьев лиственных и хвойных пород.
8 мая 2008 года, в канун Дня Победы на территории сквера Славы состоялось открытие Аллеи Героев. Мемориал меняет свой облик уже четвертый раз, становится все лучше и значительней.
Идея этого проекта появилась еще в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда, учитывая пожелания ветеранов войны, главный художник Орска П. Приймак работал над проектом реконструкции сквера и предусмотрел открыть Аллею Героев. Но установить девять бронзовых бюстов Героев Советского Союза и два Героев России удалось только сейчас, благодаря решению нынешнего главы города.
Подготовка к реализации проекта аллеи началась с 2008г., когда в Челябинск были отправлены необходимые фотоматериалы. Ваяла бюсты орчан-героев творческая группа челябинских скульпторов под руководством председателя Челябинского отделения Союза художников России Е. Варгота. Профессионалам удалось передать не только внешнее сходство защитников Родины, но и их характер. Как уверяют сами скульпторы, образы создавались, исходя из личной истории каждого героя. Устанавливали бронзовые бюсты весом около 2 тонн каждый на гранитных постаментах специалисты МУП "Реквием".
На пилонах, воздвигнутых по обе стороны аллеи, размещены имена героев орской земли, завоевавших Победу и отстоявших свободу не только россиян, но и других народов.

Литература

  1. Мемориал Славы // Орская городская энциклопедия. - Оренбург, 2007. - С. 219.
  2. Пост № 1 // Орская городская энциклопедия. - Оренбург, 2007. - С. 234 - 235.
  3. Мемориал Славы: фотоснимок // Орск: фотоальбом. - М. 1995. - С. 87.
  4. Иванов, А. Бюст Героя пополнил Аллею Славы / А. Иванов // Орская газета. - 2008. - 5 сентября. - С. 2.
  5. Светушкова, Л. "Наследие" - городу / Л. Светушкова // Орская хроника. - 2008. - 5 сентября. - С. 2.
  6. Гончаренко, В. Десять бюстов Героев войны установлены на колоннах / В. Гончаренко // Орская хроника. - 2008. - 22 апреля. - С. 1, 2.
  7. Резепкина, Н. Это нужно живым / Н. Резепкина // New Ведомости. - 2007. - 9 мая. - С. 3.
  8. Ефимова, Т. без прошлого нет будущего / Т. Ефимова // Орская хроника. - 2000. - 31 августа. - С. 2.
  9. Карандеев, А. Цветы к обновленному мемориалу возложили орчане / А. Карандеев // Орская хроника. - 2000. - 13 мая. - С. 2.

Ежегодно, 9 мая, отмечается праздник — День Победы в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками.

Своей свободой мы обязаны войнам героям, пролившим свою кровь, и всему нашему народу, вставшему на защиту своего Отечества.

Идут года, но мы не имеем права забывать наше наследие. Важное значение для сохранения на долгие года исторических событий и их героев имеют памятники.

Памятник «Родина — мать зовёт».

Например, выдающийся памятник, посвященный борьбе нашего народа против фашизма — «Родина — мать зовёт» (Волгоград, Мамаев Курган).

На постаменте — статуя женщины. В её руке — меч. Он направлен вверх и вперед. Обернувшись назад, другой рукой она призывает следовать за собой своих сыновей.

Несмотря на большой размер статуи, (фигура 52 метра, длина меча 33 метра), ощущается стремительность и легкость в движениях. Убедительно выражен образ.

Удивительная история создания памятника «Алёша» в болгарском городе Пловдиве.

Памятник посвящен советским солдатам — освободителям.

Прообразом его стал русский солдат, сибиряк Алексей Иванович Скурлатов.

В августе 1941 года был призван в армию. Ему было 19 лет. Сначала

Служил в артиллерийской разведке, потом из-за ранения стал связистом.

Осенью 1944 года, когда советские войска вошли в Болгарию, он прокладывал связь от Софии к Пловдиву.

Болгарский народ встречал советских солдат радушно.

Алексей подружился с участником Болгарского сопротивления Ш.Витановым и подарил ему свою фотографию, а тот передал его фото местному скульптору В. Родославову. Фотография была использована при работе над памятником (1954-1957 годы).

Памятник установлен на холме Бунарджик в Пловдиве « Холм Освободителей».

На 6-метровом постаменте стоит 11,5 метровая фигура солдата, ощущаешь силу, спокойствие и внутреннюю чистоту. Никакой бравады.

Болгары любят « Алешу» и стараются защитить от попыток сноса памятника некоторыми политиками, любителями переделывать историю.

Их раздражает историческая правда. Ведь на постаменте барельефы: « Советская армия бьёт врага», и « Народ встречает советских войнов».

Но история продолжается.

В1966 году, поэт Ваншенкин и композитор Колмановский написали свою знаменитую песню « Алеша», а в ней есть слова: — Стоит над горою « Алеша» — в Болгарии русский солдат».

Через несколько лет, случайно, эта песня была услышана на Алтае, где после войны жил и трудился Алексей Иванович. Он вспомнил, что тоже был там»

Оказывается солдата давно разыскивали по всей стране.

После тщательной проверки было официально подтверждено, что именно он является прообразом « Алеши».

Прожил Алексей Иванович 91 год как воевал, так и трудился, с полной отдачей сил.

В последние время возникло новое патриотическое движение — «Бессмертный полк».

В день Победы демонстранты проносят с собой портреты своих родственников, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, как на фронте, так и в тылу.

В заключение — стихотворение « Бессмертный полк».

Бессмертный полк

Посвящается участникам Великой Отечественной войны (1941-1945).

Давно те бои отгрохотали,

Солдаты полегли,

За Родину, свободу,

Иначе не могли.

Не удалось им многим

Даже на свадьбе своей отгулять,

А суждено в боях смертельных

Ценою жизни

Родную Землю отстоять.

Родина Вас никогда не забудет.

На все времена «Бессмертный полк»

Живым Вам памятником будет!

И каждый год, весной,

Когда победный май придет

Вместе с нами по площадям страны

«Бессмертный полк» пройдет…

Май 2017. Рыбалкина М.С