«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (по творчеству А.С. Пушкина). Сочинение «Мой друг, отчизне посвятим, Души прекрасные порывы Мой друг отчизне

═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина


Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

ПУШКИНСКИЙ ДОМ ПОРОЧИТ ПУШКИНА

О том, кто и когда переделал пушкинскую «зарю» в советскую «звезду»

«Мы ленивы и нелюбопытны», - писал в свое время А .С. Пушкин. И он прав. Его слова справедливы уже на протяжении почти двух столетий. В том числе и в отноше нии меня (в порядке самокритики). Более тридцати лет в Моей домашней библиотеке лежал мертвым грузом боль шой том А.С. Пушкина за 1907 год «Полное собрание сочи нений в одном томе» под редакцией А. Скабичевского. Но я за это время даже ни разу не удосужился посмотреть, насколько дореволюционный текст соответствует совет скому (остальные издания у меня советского периода 40-х - 60-х гг.). И только в этом году обнаружил, что многие тексты не соответствуют и иногда очень значительно.

Когда же было написано стихотворение «К ЧЕДАЕВУ» и его точное название. Такое политически зрелое стихотворение написано совсем юным Пушкиным 6 января 1818 года.

Побывав в Пушкинском доме, узнал, что в начале 20-х годов XX века шли споры, кому принадлежит стихотворе ние. Пушкиновед Гофман выдвинул версию, что стихотво рение написал К. Рылеев. Эту точку зрения разделял и В. Брюсов, стоявший тогда во главе издательства «Художе ственная литература». Поэтому до 1925 года стихотворение «К Чаадаеву» не включалось в пушкинские издания. Имен но тогда Л. Гроссман доказал, что стихотворение написано А. Пушкиным, и его опять стали включать в собрание со чинений поэта.

Я решил проверить, соответствует ли советский текст дореволюционному и каково первоначальное название.

Неожиданно для меня оказалось, что и название, и текст довольно значительно отличаются. Я стал внимательно сравнивать каждую строчку и сделал вывод, что дореволюционное издание во всех отношениях лучше. Судите сами

1-я строфа - советское изменение :

Любви, надежды, ТИХОЙ славы

Недолго НЕЖИЛ нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как СОН, как утренний туман;

печать 1907 года:

Любви, надежды, ГОРДОЙ славы

Недолго ТЕШИЛ нас обман:

Исчезли юные забавы,

Как ДЫМ, как утренний туман!

Выделенные слова не соответствуют. В одной строфе целых три слова.

Сразу видно, что эпитет «гордой » гораздо больше под ходит, чем «тихой ». Пушкин мечтал, конечно, о гордой сла ве, а не о тихой. Глагол «тешил » также более уместен, чем «нежил ». Ну, и сравнение «исчезли, как дым » ярче, нагляднее, чем «как сон ». К тому же восклицательный знак в кон це больше соответствует тональности стихотворения, чем точка с запятой.

2-я строфа (советское изменение):

Но в нас ГОРИТ еще ЖЕЛАНЬЕ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЕ.

печать 1907 года:

Но в нас КИПЯТ еще ЖЕЛАНЬЯ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЯ.

Опять слова «кипят желанья » больше соответствуют с мыслу стихотворения, чем «горит желанье ». Много же ланий кипит, а не одно горит. К тому же слово «гореть » по вторяется в 4-й строфе: «Пока свободою горим...»

3-я строфа (советское изменение ):

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты ВЕРНОГО свиданья.

печать 1907 года:

Мы ждем, с томленьем упованья,

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты СЛАДКОГО свиданья.

И здесь слово «сладкого» уместнее, чем «верного». Обычно ждут «сладкого» свиданья, а верного и ждать нечего.

4-я строфа «Пока свободою горим...» полностью соответствует печатной 1907 года.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5-я строфа (советское изменение ):

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗВЕЗДА пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШУТ наши имена.

печать 1907 года:

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗАРЯ пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШЕТ наши имена.

Здесь удивляет совершенно некстати появившееся в советском изменении слово «звезда» вместо «заря». У Пушкина и в других стихах «заря». Например, в стихотворении «Деревня»:

...И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Заря всходит (занимается), окрашивая значительную часть неба, а звезда ничего не окрашивает . Поэтому и здесь «звезда» ухудшает качество. К тому же более уместно, что «Россия вспрянет ото сна и напишет наши имена» , чем (в советском изменении ) кто-то «напишет» .

И название стихотворения издания 1907 года «Петру Яковлевичу Чаадаеву» звучит более уважительно, чем просто «К Чаадаеву».

Итак, стихотворение явно искажено и испорчено .

Проблема в том, что при Пушкине стихотворение не печаталось, а распространялось в списках. Оригинал, по-видимому, не сохранился.

В Пушкинском доме удалось выяснить, что последнюю версию (со звездой) впервые опубликовал в 30-е гг. М. Цяв ловский, известный пушкиновед и редактор академического издания 1937 года и 2-го тома (где помещено стихотворение «К Чаадаеву»). Он где-то нашел список со словом «звез да». Причем пушкиноеды, почему-то считают, что это изменение было самым достоверным. Даже если это так (в чем я очень сомневаюсь), то все равно школьники должны учить луч ший в художественном отношении подлинник, а не самый «до стоверный». Достоверный далеко не всегда лучший.

Вот подлинное послание:

Любви, надежды, гордой славы

Недолго тешил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как дым , как утренний туман !

Но в нас кипят еще желань я ,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призывань я.

Мы ждём с томленьем упованья

Минутывольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты сладкого свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напиш е т наши имена!

М.Н. Мухаревский. Рязань.

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Кавалергарда век недолог
И потому так сладок он.
Труба трубит, откинут полог,
И где-то слышен сабель звон.
Еще рокочет голос трубный,
И командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле…

1825-ый год… 14 декабря… Санкт-Петербург… Сенатская площадь… Этот день и это место стали ключевыми и поворотными в Российской истории. Потому что ни до, ни после этого не было такого беспрецедентного сплочения русского дворянства в борьбе против самодержавной власти и установления демократических прав. Этот день расколол общество на две части: тех, кто пострадал за свои идеалы, и тех, кто осуждал их.

Судьбы людей, посмевших смело высказать свое отрицательное отношение к власти, -драматичны и трагичны. Пятеро из них казнены. Кто-то на долгие годы заточён в сырые казематы Петропавловки, а остальные в кандалах сосланы в Сибирь, лишены дворянского звания, всех титулов и наград, заслуженных в боях за Родину. Лишены на долгие-долгие годы возможности общаться с близкими людьми, видеть как растут их дети…

Гражданская позиция декабристов- достойна уважения, а их участь вызывает сопереживание, горесть и восхищение их мужеством.

И когда мужчины- декабристы приняли страшную кару за свое стремление к идеалам, их жены преподали урок всему миру — урок Любви и Верности. Ни разу (подчеркну — ни разу!) в мировой истории не было явления, подобного этому. Россия поразила все. Мир ахнул, узнав об этой истории. Декабристы показали пример верности идеалам, благородства помыслов, истинной дружбы. Их подвиг встряхнул политическую Россию и Европу. А подвиг их жён окрасил политику
иными красками. Он не только высветил истинное лицо самодержца Николая I, отнимающего детей у их матерей, но и придал всей этой истории романтический человечный облик, воспел Любовь и Преданность, показал всему миру Красоту Русской Женщины! Ни в одной стране мира такого не было, нет и вряд ли когда будет…

Кто же они, женщины-декабристки?

Девушки, выросшие и воспитанные в лучших классических дворянских традициях, и девушки из простых сословий…

Дочери, сёстры и жены героев, стоявших насмерть на Бородинском поле, гнавших французов с родных земель, защитивших Родину от Наполеона…

Утончённые, привыкшие к прислуге, балам, блеску бриллиантов, и в большинстве своем за всю свою жизнь ничего тяжелее вышивальной иголки в руках не державшие, не умеющие ни стирать, ни готовить, ни вести хозяйство в-целом…

Нашедшие свою половинку по взаимной любви и вышедшие замух по велению родителей, не испытывая при этом к супругу ничего, кроме уважения…

Ставшие матерями и являющиеся примером для своих детей…

Исконно русские и приехавшие в нашу страну иностранки, нашедшие здесь свою любовь и свою судьбу…

Робкие молчаливые скромницы и бойкие веселые хохотушки…

Умницы и красавицы…

Задумчивые тихони и энергичные пробивные дамы…

Вот такие они- все разные, непохожие, с разными взглядами на жизнь и на своё место в этой жизни…

Объединило их одно- их Любовь! Их стремление быть рядом с любимым человеком в тяжелейшее для него время…

Они, как тигрицы, бросились на защиту своих поверженных мужей. А когда все тропки в кабинеты чиновников и в царские апартаменты были истоптаны безрезультатно, они нашли другой путь поддержать своих мужей.

Презрев все титулы и звания, не слушая родителей, призывающих одуматься, декабристки кинулись вслед за мужьями в Сибирь. И мы знаем, чего им это стоило, какие жертвы были ими принесены.

На станциях, где приходилось останавливаться, у них отобрали практически все ценные вещи по ходу долгого путешествия: забрали кареты, драгоценности, деньги. Они смирились с унижением, хамством и тупостью. Некоторых из них прокляли родители. Они стойко выдержали суровые сибирские морозы, испытание голодом и опять же постоянными разлуками со своими любимыми. Многим из них разрешали встречу с супругом раз в месяц, а то и реже… И они жили там неподалеку от рудников, считая дни от встречи до встречи месяц за месяцем, год за годом… И самое страшное- у них отняли детей.

И всё во имя того, что зовётся Любовью!

И в итоге они победили! Каждая из них стала для своего мужа той путеводной звездочкой, которая освещает путь Мужчины, дает смысл его жизни. Декабристки всей своей жизнью доказали всему миру, при этом, по сути дела, не стремясь никому ничего доказывать, что слова «Любовь», «Честь, «Достоинство», «Верность» — не пустой звук!

Об этом фильме нельзя забывать, ибо он повествует зрителю о великом подвиге во имя Любви! Об этом нужно говорить и помнить, дабы не превратиться в Иванов, не помнящих родства.

Фильм «Звезда пленительного счастья» — единственный в своем роде. Ни одного другого фильма на эту тему до сих пор так и не снято. Хотя тема, на мой взгляд, безгранична и прекрасна!

Меня просто поражает, насколько в нашей стране быстро забыли своих героев!
Почему англичане, французы, американцы помнят великие моменты своей истории и чтят людей, кто их творил? И мы с вами смотрим эти фильмы и восхищаемся…
Почему же у нас забыли про декабристов? За что?
Почему западные режиссеры хватаются за любую мало-мальски необычную историю в попытках выжать из неё всё и худо-бедно создать нетленку?
Почему наш кинематограф игнорирует такой великолепный огромный пласт родной истории? Ведь если вложить в проект достаточно средств и создать хороший сценарий, это мог бы получиться шедевр мирового масштаба наравне с «Унесенными ветром»!
Почему наши корифеи Никита Михалков, Святослав Говорухин и др., везде и всегда позиционирующие себя как патриоты, не обращаются к этой теме?
Почему Михалков берется за бредового «Цирюльника», высосанного из пальца, вбухивает туда кучу денег и на выходе получает нечто невразумительное, пытающееся раскрыть западу загадочную русскую душу? Вот же где она, эта самая загадка, эта самая душа! И не надо ничего придумывать, все истории реальны, все судьбы описаны и в мемуарах, и в письмах, и в дневниках…
Почему нашим «гениям» интереснее снять очередной бандитский сериал, чем рассказать достойную историю о пяти погибших на Кронверкском валу?
Почему надо закупать никчемные латино-американские сопливые сериалы, вместо того, чтобы показать всем историю наших людей и их невыдуманную великую Любовь???

Простите, что я позволила себе отступить от темы, но наболело… Обидно и горько за страну…

Вернемся к фильму…

«Звезда пленительного счастья», на мой взгляд, — великолепный образец того, каким должен быть фильм о благородстве и любви, о мужестве и достоинстве, о верности и чести!

Мы видим на экране созвездие наших великих любимых актеров — Баталов, Ливанов, Янковский, Стриженов, Смоктуновский, Костолевский, Пороховщиков, Даль, Н. Бондарчук, Купченко, Панкова… Одни имена чего стоят! И, поверьте, фильм достойнейшим образом показывает зрителю их талант и мощную настоящую игру!

Чего стоит образ Николая I, злобного истерика, мстящего не столько за попытку надругаться над самодержавием, сколько из личной ненависти к людям, говорящим о свободе и совести… Мстящего изысканно и жестоко, даже женщинам, посмевшим пойти поперек его воли. Игра Василия Ливанова потрясает до мурашек! Куда вдруг пропал голос любимых всеми Холмса и Карлсона? Откуда вдруг возник противный и мерзкий крик, срывающийся на визгливую истерику? Это же надо так сыграть! Это же надо прочувствовать свой персонаж каждой клеточкой, чтобы выдать такое!

А как великолепен Алексей Баталов в роли князя Трубецкого! Достойнейшая роль! Красивая, благородная личность… Человек, запутавшийся в своем стремлении найти свой идеал. Один из руководителей Северного общества, князь Трубецкой не явился на Сенатскую площадь, отчего прослыл предателем в глазах своих товарищей и изменником в глазах императора. Сложная личность, офицер, любящий муж… Баталов раскрыл образ героя великолепно. Никого другого, кроме Баталова, я в этой роли не представляю.

А какой восхитительный образ воплотил на экране Игорь Костолевский! Юный кавалергард Иван Анненков, благородный юноша из старинного дворянского рода, пошедший наперекор воли своей суровой и властной, самодурной и сумасбродной, но при этом горячо любящей, бабушки (шикарно сыгранной Татьяной панковой!). Юный Анненков влюбился не в ту девушку, которую хотела бы видеть рядом с внуком бабушка. Он влюбился во француженку-модистку Полину Гебль, девушку, что называется «без роду, без племени». Он встал в ряды своих товарищей на Сенатской в то злосчастное утро 14 декабря… Всем этим он разочаровал, расстроил бабушку и «опозорил» род Анненковых. История любви Анненкова и его возлюбленной мадемуазель Поли режиссер владимир Мотыль расскрывает нам на протяжении всего фильма…

Один из самых моих любимых эпизодов в фильме, когда Поли едет в коляске, а Анненков догоняет ее, верхом на лошади, сам в белой форме, прекрасный и влюбленный, он осыпает девушку полевыми цветами, ярко сияет солнце, они счастливы и беззаботны в тот момент, звучит чудная музыка, и, кажется, их счастье будет вечным… Но судьба распорядится иначе.

Эта девушка, Поли Гебль, помчалась за возлюбленным на край света, даже не будучи замужем за ним. И это ведь реальная история, а не выдумки! Актриса, воплотившая образ Поли — Эва Шикульска, прекрасна! Ее Полина мила, кокетлива, как все красавицы, и отважна, как все любящие женщины!

Великий образец супружеской верности показан нам на примере истории взаимоотношений Марии Волконской, в девичестве Раевской, дочери боевого генерала Раевского, командовавшего артиллерийской батареей при Бородине. Она вышла замуж за князя Волконского (великолепный Олег Стриженов), который был намного старше ее, он был другом ее отца. Мария Волконская стала прообразом Татьяны Лариной в бессмертном «Евгении Онегине». «Но я другому отдана и буду век ему верна.» Эти строки Пушкин писал, вспоминая Марию… Она одна из первых отправилась к своему мужу, именно она привезла в Сибирь знаменитое Пушкинское послание декабристам «Во глубине сибирских руд…» Наталья Бондарчук справилась со своей ролью на отлично! Вспоминаю эпизод, когда Мария, перенеся все тяготы путешествия, наконец-то встречается со своим мужем в руднике, она видит его, прикованного кандалами, изможденного, измученного, кидается к нему на шею… Когда я это вижу, в горле стоит комок, а на глазах слезы. Это один из самых сильных эпизодов в фильме!

Так почему же сейчас упоминание о подвиге декабристок всё чаще в людях вызывает недоверчивую усмешку, это в лучшем случае, а в худшем- совсем нездоровый скепсис и издевательства на заданную тему?
Неужели мы все стали такими отъявленными циниками???
Не хочу и не могу поверить в то, что большинство людей- такие!
Не хочу и не могу поверить в то, что люди, хоть раз в жизни посмотревшие этот фильм, не были потрясены этой великой драматической историей, включающей в себя и историю исканий и любви князя Трубецкого и его супруги;
и пронзительную чистую историю любви Анненкова и Полины Гебль;
и трагическую историю князя и Марии Волконских, потерявших сына;
и истории сотен благородных и красивых людей…

Ваши имена на века выбиты золотыми буквами в мировой истории. Вас именуют ДЕКАБРИСТАМИ и ДЕКАБРИСТКАМИ. И мы Вас помним!

Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
И на осколках самовластья
Напишут ВАШИ имена!

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Анализ стихотворения «к Чаадаеву».

Тема свободы продолжается и в других стихотворениях поэта, но самое яркое и значительное из юношеских вольнолюбивых произведений — «К Чаадаеву» (1818).

Пётр Яковлевич Чаадаев — одна из ярких и недюжинных натур пушкинской эпохи.
Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году в доме Карамзиных. Чаадаеву 22 года, он корнет лейб-гвардии гусарского полка, овеянный славой сражений войны 1812 года, дошедший с русской армией до самого Парижа. Пушкин — лицеист, ему 17 лет. Они быстро сблизились и, несмотря на разницу в возрасте, стали приятелями, а потом и друзьями. Пушкин восхищался Чаадаевым, впитал, как губка, его свободолюбивые речи, рисовал друга на полях своих рукописей.

Вот к какому человеку обращено одно из лучших стихотворений Пушкина.
Прочитаем его.

Каково его звучание? Какие интонации в нём преобладают?

Стихотворение звучит приподнято, торжественно, оно воодушевляет на борьбу за счастье Отчизны, призывает служить ей. Именно этот высокий призыв является ведущей интонацией произведения.

В чём стихотворение «К Чаадаеву» созвучно оде «Вольность»? Какие его образы перекликаются с ней?

И «К Чаадаеву», и «Вольность» посвящены одной теме, и в том и в другом произведении звучит страстный призыв к борьбе за свободу:
«Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы»

«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!».

Многие образы в них перекликаются: «самовластительный злодей» — «обломки самовластья», «Вольность святая», -неправедная власть» — «под гнётом власти роковой».

Какой из этих образов, на ваш взгляд, является ведущим в стихотворении «к Чаадаеву»? Это «Вольность святая», которой жаждут Отчизна и лирический герой стихотворения, её он ждёт «с томленьем упованья».

Какой вам видится эта «Вольность»? Нарисуйте словесный её портрет.

Девятиклассники чаще рисуют образ молодой девушки в белом платье, стоящей на вершине какого-то утёса или скалы. Ветер треплет её распущенные волосы, развевает платье. Над головой девушки мчатся тучи, подсвеченные лучами солнца, а у подножия скалы бушует море …

Как вы думаете, что же в стихотворении Пушкина подсказало вам образ девушки?

Да само чувство поэта, который нетерпеливо ждёт встречи с «Вольностью святой», «как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья». Вольность ассоциируется у него с возлюбленной.

О чём заставляет задуматься это сравнение поэта?

Вольность для него желанна так же, как любимая: она вызывает в его сердце томление, трепет, надежду …
Как связаны в стихотворении образы Вольности и Отчизны?

Отчизна взывает к помощи («Отчизны внемлем призыванье»), потому что страдает «под гнётом власти роковой», она ждёт освобождения от него, ждёт «Вольности святой».

Вольность — это то, что необходимо ей, как воздух, как хлеб, как вода … Вдумайтесь в полные юношеской силы призывные слова поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В каком смысле употреблено здесь слово «честь»?

Честь здесь является синонимом совести — внутреннего призыва к добру, отрицания зла, благородства. Если «сердца для чести живы», значит, не останешься равнодушным к судьбе Отчизны, значит, вступишь в бой за её свободу.

И благодаря общим усилиям верных сынов Отчизны над Россией обязательно взойдёт «звезда пленительного счастья», то есть она станет свободной, от самодержавия останутся только «обломки», на которых напишут имена тех, кто
посвятил «души прекрасные порывы» Отчизне.

Обратите внимание на то, что это стихотворение будто обрамлено мотивом сна:
«исчезли юные забавы, как сон … » и «Россия вспрянет ото сна … »,
Какой смысл имеет этот мотив в начале стихотворения и какой в конце?

В начале сон — это иллюзия, связанная с надеждой на перемены, которых «с томленьем упованья» ждут горячие молодые сердца. В конце сон ассоциируется с вековым оцепенением России в оковах рабства — крепостного права, именно от этого оцепенения должна воспрянуть страна. Иллюзия «тихой славы», мирного обращения к справедливости рассеивается, «как сон, как утренний туман», слышнее становится «Отчизны призыванье».

Именно те, кто слышат это «призыванье», способны разрушить вековой сон России и вернуть её к свободной, полноценной жизни.

Рассмотрите иллюстрацию Г Клодта к стихотворению Пушкина «К Чаадаеву». Что напоминает она? (Эмблему, герб.)

ФОТО
Расшифруйте символы этой эмблемы: факел — символ свободы, горящей в груди лирического героя, цепи — символ рабства, свитки символизируют поэтическое слово, призыв к действию и одновременно своими очертаниями напоминают лиру.

Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль?

Само стихотворение во многом сродни эмблеме борцов за свободу, об этом говорят образы-символы, образы-эмблемы, которые мы встречаем в произведении.

В гербе и эмблеме все символы имеют своё значение, несут определённую идею, они сами разворачиваются только при взгляде на них; так и в стихотворении Пушкина образы — символы не требуют разъяснения, они сами ведут за собой и зрительный, и смысловой ряд, подсказывая мысли, действия, поступки.

Вот почему это стихотворение так было любимо будущими декабристами, вот почему практически у всех арестованных по делу восстания были найдены его списки.

ЕЩЁ ОДИН АНАЛИЗ

Это стихотворение — одно из самых известных
политических произведений Александра Сергеевича
Пушкина. Оно написано в жанре дружеского посла-
ния. В XIX веке это был распространенный литера-
турный жанр, к которому Пушкин обращался неред-
ко. Дружеское послание подразумевает предельную
искренность, но это вовсе не означает, что стихо-
творение создано только для названного лица — оно
обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать
послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение,
записанное со слов поэта во время чтения в узком
кругу друзей, стало передаваться из рук в руки
и вскоре сделалось широко известным, хотя опу-
бликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря
ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а
стихотворение до сих пор называют литературным
гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечатель-
нейшик людей своего времени и близкому другу
Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет
Чаадаев вступил в гвардейский Семеновский полк, с
которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818
году, когда было написано стихотворение, он служил
в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал извест-
ным философом и публицистом. Он был для Пушкина
образцом приверженности освободительным идеям
(в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабрист-
ского общества «Союз благоденствия »).
в первых строчках послания «К Чаадаеву » содер-
жится намек на беззаботную юность двух молодых
людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды
на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман …
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что
друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о
том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит
емкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний
туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего
тумана не остается ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование
правлением Александра 1. Известно, что первые
шаги молодого императора вселили в подданных
надежду, что его царствование будет либеральным
(Александр 1 даже обсуждал с ближайшими друзья-
ми планы превращения России в конституционную
монархию), однако надежда эта не оправдалась.
В условиях политического гнёта и бесправия «тихая
слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём … минуты воль-
ности святой » , Эпитет святая свидетельствует
о высоком понимании «вольности ». Сравнение:
«Как ждёт любовник молодой / Минуты верного
свиданья », — подчеркивает страстное желание поэта
дождаться «вольности святой» И даже уверенность в
осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа:
«власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая
(власть) — жестокая, бесчеловечная. А родину поэт
называет отчиеной; выбирая из ряда синонимов
самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих
чувствах — он выражает мысли и желания многих
своих единомышленников: «Но в нас горит ещё же-
ланье»; «Мы ждём С томленьем упованья»,
Что же означает «звезда пленительного счастья»,
которая должна взойти? В политической лексике
той эпохи слово «звезда» часто символизировало
революцию, а восход звезды — победу в освободи-
тельной борьбе. Недаром декабристы Кондратий
Рылеев и Александр Бестужев назвали свой аль-
манах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не
случайно выбрал это слово в послании, обращённом
к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом:
«Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные
порывы», — поэт выражает уверенность в том, что
«Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовла-
стья / / Напишут наши имена!», Слова «обломки са-
мовластья» означают грядущее падение самодержа-
вия. Поэт призывает к самоотверженному служению
родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «па-
триотизм» И «свобода» неотделимы друг от друга. Но
Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки
царь не согласится. Именно поэтому в последних

строчках стихотворения содержится открытый при-
зыв к борьбе с самодержавием. Так открыто и смело
подобная идея была высказана впервые.
Послание «К Чаадаеву» участники общества « Союз
благоденствия» восприняли как призыв к действию.
Впоследствии, когда восстание декабристов потерпе-
ло поражение, многие представители знатных дво-
рянских фамилий были сосланы в Сибирь. Пушкин
понимал, что и он мог бы разделить их участь, ведь
именно его стихотворение, его страстный призыв
вдохновляли будущих декабристов. Вот почему в
истории имя Пушкина неразрывно связано с дека-
бристами.
Послание « К Чаадаеву » включает в себя целый
ряд слов, характерных для политической лексики
пушкинской эпохиг «отчизна», «свобода», «честь»,
« власть », « самовластье » , Поэт употребляет слова
высокого литературного ряда: «внемлем», «упо-
ванье », « вспрянет », И это соответствует высокому
пафосу, которым проникнуто всё произведение.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

3 / 5. 2