Мое представление ученика 21 века. VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности. «Шутка греет человека»

Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности» проходила с 1 октября 2016 года по 20 апреля 2017 года. В олимпиаде принимали участие ученики 4-х классов, обучающиеся по системе УМК . Задания интеллектуальной Олимпиады соответствовали программе четвертого класса общеобразовательной школы по русскому языку, литературе и математике.

VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада собрала 850 человек на региональных турах, 425 из них прошли на заключительный заочный тур, который был проведен в Москве. Всего в олимпиаде приняли участие 28 регионов страны.

Публикуем имена победителей и призеров!

Личное первенство

  • 1 место - Геккиева Малика
    МОУ Гимназия № 5, г. Тырныауз, Эльбрусский район, Республика Кабардино-Балкария
  • 2 место - Желтухина Анастасия
    МБОУ СШ №9, г. Выкса, Нижегородская область
    учитель: Рябова Ольга Гариевна
  • 3 место - Локосова Мария
    МОУ «Гимназия им. Гарнаева», г. Балашов, Саратовская область

Номинация «Русский язык»

  • 1 место - Смирнова Юлия
    МАОУ СШ №1, г. Бор, Нижегородской область
    учитель: Смирнова Ирина Валентиновна
  • 2 место - Зиманов Александр
    МБОУ СОШ, с. Алферовка, Пензенская область
    учитель: Жукова Надежда Анатольевна
  • 3 место - Коробицын Александр
    МБОУ Устьянская СОШ, Архангельская область
    учитель: Истомина Юлия Николаевна

Номинация «Литературное чтение»

  • 1 место - Мищенко Богдан
    МАОУ СОШ №13, г. Балаково, Саратовская область
  • 2 место
    • Никулин Руслан
      МБОУ СОШ Вологодского муниципального района
      учитель: Дорошина Вера Васильевна
    • Скориантов Сергей
      ГБОУ СШ №316, г. Санкт-Петербург
      учитель: Ишутина Ирина Юрьевна
  • 3 место - Чаплыгина Мария
    МБОУ СОШ №49, г. Калининград
    учитель: Очкур Галина Борисовна

Номинация «Математика»

  • 1 место - Лафуткин Костя
    МОУ СОШ №3, г. Куйбышев, Новосибирская область
    учитель: Буреева Наталья Викторовна
  • 2 место - Агеева Полина
    МАОУ СОШ №71, г. Краснодар
    учитель: Окуневич Галина Николаевна
  • 3 место - Польевтова Екатерина
    МБОУ СОШ №50 г. Чебоксары, Республика Чувашия
    учитель: Максимова Елена Геннадьевна

Дополнительно жюри отметило специальными призами еще ряд участников.

В номинации «Лучшая творческая работа » по русскому языку:

  • Безе Елизавета, МОУ СОШ, р. п. Турки, Саратовская область
    учитель: Королева Светлана Викторовна
  • Гаврилова Анастасия, МАОУ Гимназия№4 г. Пермь
    учитель: Фадеева Валерия Борисовна
  • Караулова Дарья, МОУ СОШ 27, г. Чебоксары, Республика Чувашия
    учитель: Вотякова Ольга Владиславовна
  • Романова Варвара, МАОУ Гимназия №4, г. Пермь
    учитель: Фадеева Валерия Борисовна.

Приз жюри «З а значительные достижения в области изучения русского языка»:

  • Ахмеджанова Даная
  • Быстрова Анастасия , ГБОУ Гимназия 1504, г. Москва
    учитель: Назарова Ирина Николаевна
  • Виноградова Елизавета
  • Кетенчиев Мурат , МКОУ «СОШ №32», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Атмурзаева Лейла Тахировна
  • Круглова Таисия , МБОУ СШ №3, г. о. Кстово, Нижегородская область
    учитель: Мазурова Галина Александровна
  • Литуев Александр , Ветлужская СШ №1, Нижегородская область
    учитель: Соловьева Елена Николаевна
  • Логинов Вадим
    учитель: Шамурзаева Аминат Мухтаровна
  • Локосова Мария , МОУ «Гимназия им. Гарнаева», г. Балашов, Саратовская область
    учитель: Семенищева Татьяна Юрьевна
  • Малкаров Мухаммад , МОУ «Гимназия №5», г. Тырныауз, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Абулькина Маргарита Ишхановна
  • Мищенко Богдан , МАОУ СОШ №13, г. Балаково, Саратовская область
    учитель: Кокорина Ольга Викторовна
  • Налоев Али , МКОУ «СОШ №9», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Яковлева Ирина Николаевна
  • Нахушева Камилла , МКОУ «СОШ №3», г. о. Баксан, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Кокова Фатима Крымсултановна
  • Попов Ярослав , МБОУ СОШ №30, г. Волжский, Волгоградская область
    учитель: Воронова Елена Михайловна
  • Смирнова Екатерина , Ветлужская СШ №1, Нижегородская область
    учитель: Соловьева Елена Николаевна
  • Таубеков Тамерлан , МКОУ «Гимназия №4», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Губжокова Анна Николаевна
  • Цикишев Владислав , МКОУ «СОШ №11», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Шмойлова Галина Александровна
  • Этезова Малика , МОУ Гимназия №5, г. Тырныауз, Эльбрусский район, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Могилевец Татьяна Геннадьевна

Поздравляем победителей, призеров и всех участников с завершением очередного этапа олимпиады! VIII этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности» стартует в октябре 2017 года.

Положение о VII Всероссийской интеллектуальной олимпиаде
«Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности»
для школьников, обучающихся по системе УМК «Начальная школа XXI века»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о VII Всероссийской интеллектуальной олимпиаде школьников (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения VII Всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников, обучающихся по системе УМК , «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности» (далее – Олимпиада), ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде, оценивания результатов и определения победителей.

1.2. Олимпиада проводится ежегодно. Организатором является Отдел начального общего образования ИСРО РАО, авторский коллектив системы УМК при участии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА» (г. Москва).

1.3. Задания интеллектуальной Олимпиады соответствуют программе четвертого класса общеобразовательной школы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», носят как предметный, так и надпредметный характер.

2. Задачи Олимпиады

2.1. Выявить и поддержать талантливых учеников и инициативных учителей, создать условия для их творческого самовыражения и самореализации.

2.2. Создать условия для поддержки одаренных детей, обучающихся по системе УМК .

2.3. Повысить престиж системы УМК как программы, которая стимулирует учебную мотивацию учащихся, поощряет их познавательную активность, способствует формированию у школьников основных компонентов учебной деятельности и готовности к самообразованию, реализует в образовательном процессе право ребенка на индивидуальность.

2.4. Привлечь к активной работе со школьниками, обучающимися по данной системе учебно-методических комплектов, муниципальные органы управления образованием и методические службы.

3. Участие в Олимпиаде

3.1. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся 4-х классов, обучающиеся по системе УМК .

3.2. Интеллектуальная Олимпиада называется «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности», т. к. ее содержание и условия проведения позволяют каждому ребенку самореализоваться, поверить в свои силы, получить удовольствие от участия, проявить индивидуальные возможности и способности.

4. Организационно-методическое обеспечение Олимпиады

4.1. Олимпиада состоит из четырех туров:

– I тур (школьный этап) проводится оргкомитетом Олимпиады, созданном при общеобразовательной организации;

– II тур (муниципальный этап) проводится оргкомитетом Олимпиады, созданном при городском (районном) управлении образования;

– III тур (региональный этап) Олимпиады проводится оргкомитетом (по представленным работам учащихся–победителей II тура);

– IV тур (всероссийский этап) Олимпиады проводится заочно в г. Москве (по представленным работам учащихся победителей III тура).

4.2. Для организационно-методического обеспечения Олимпиады создается Региональный оргкомитет Олимпиады, который предоставляет до 1 декабря 2016 года в издательский центр заявку (см. Приложение 1) на участие в Олимпиаде.

4.3. Региональный оргкомитет Олимпиады:

– организует общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;

– определяет сроки проведения Олимпиады (I, II, III туров);

– обеспечивает материалами участников Олимпиады;

– инструктирует педагогов по проверке работ участников I (школьного) и II (муниципального) туров Олимпиады;

– организует проверку работ в III (региональном) туре Олимпиады;

– анализирует, обобщает итоги III тура Олимпиады и пересылает работы участников IV тура в Оргкомитет Олимпиады г. Москвы до 1 марта 2017 г. (см. Приложение 2).

4.4. Оргкомитет формирует состав жюри из нечетного количества членов. Председатель оргкомитета выполняет функции председателя жюри.

4.5. Списочный состав оргкомитета и жюри Регионального тура Олимпиады утверждается приказом.

5. Порядок проведения Олимпиады

5.1. Задания для I тура (школьный этап) составляются самостоятельно оргкомитетом Олимпиады, созданном при общеобразовательном учреждении.

5.2. Задания для II, III и IV туров Олимпиады и система оценивания составляются авторским коллективом системы УМК . Задания для II, III туров Олимпиады по каждому предмету даются в двух вариантах по каждому из предметов «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение». Выбор варианта Олимпиады определяется решением Регионального оргкомитета. Для проведения IV заключительного (заочного) тура представлены работы по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение» в одном варианте.

5.3. Задания для проведения II, III и IV туров Олимпиады высылаются Региональному оргкомитету после получения заявки на участие в Олимпиаде.

5.4. Порядок проведения I (школьного) тура Олимпиады.

5.4.1. Школьный тур Олимпиады проходит на базе образовательных организаций, работающих по системе УМК в октябре-ноябре 2016 года.

5.4.2. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа создаются школьные оргкомитеты и жюри.

5.4.3. В школьном туре принимают участие учащиеся 4-х классов данной образовательной организации, обучающиеся по системе УМК и изъявившие желание принять участие в Олимпиаде.

5.4.4. Каждая часть работы (по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика») оценивается жюри школьного тура определенным количеством баллов, которые суммируются.

5.4.5. Результаты проверки с указанием количества баллов по каждой части работы и итоговых баллов оформляются в итоговый протокол школьного тура и направляются в Муниципальный Оргкомитет до 1 декабря 2016 г.

5.4.6. Победители (I, II и III места) и призеры (в каждой номинации - по предметам) школьного тура Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговый протокол, представляющий таблицу результатов с ранжированным списком участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

5.4.7. Победителями признаются участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры.

5.4.8. Список победителей и призеров школьного тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.5. Порядок проведения II (муниципального) тура Олимпиады.

5.5.1. Муниципальный тур Олимпиады проходит на базе муниципальных образований в декабре 2016 – январе 2017 года.

5.5.2. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа создаются муниципальные оргкомитеты и жюри.

5.5.3. В муниципальном туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители и призеры школьного этапа Олимпиады.

5.5.4. Задания муниципального тура высылаются по электронной почте муниципальному координатору при условии подачи заявки на участие и представления в региональный оргкомитет итогового протокола с результатами школьного тура.

5.5.5. Каждая часть работы (по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика») оценивается жюри муниципального тура определенным количеством баллов, которые суммируются.

5.5.6. Результаты проверки с указанием количества баллов по каждой части работы и итоговых баллов оформляются в итоговый протокол муниципального тура и направляются в Региональный оргкомитет.

5.5.7. Победители (I, II и III места) и призеры (в каждой номинации - по предметам) муниципального тура Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговый протокол, представляющий таблицу результатов с ранжированным списком участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

5.5.8. Победителями признаются участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

5.5.9. Список победителей и призеров муниципального тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.6. Порядок проведения регионального тура Олимпиады.

5.6.1. Региональный тур Олимпиады проходит в феврале 2017 г.

5.6.2. В региональном туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители (I, II и III места) муниципального этапа Олимпиады.

5.6.3. Работы детей для проверки направляются в Региональный оргкомитет Олимпиады.

5.6.4. Победителями регионального этапа Олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, призерами -

5.6.5. Список победителей и призеров регионального тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.6.6. Работы заключительного (всероссийского) тура не проверяются, запечатываются в конверт и отправляются в объединенную издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА» по адресу: 123308, г. Москва, ул. Зорге, д. 1. , центр Дошкольного и начального образования (оф. 718), Судьиной Е. А. - до 1 марта 2017 г. по почтовому штемпелю (см. Приложение 3).

5.7. Порядок проведения (заочного) тура Олимпиады.

5.7.1. Заключительный тур Олимпиады проходит заочно в г. Москве в марте 2017 г.

5.7.2. В заключительном (заочном) туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители (I, II и III места) III (регионального) тура Олимпиады.

5.7.3. Работы учащихся для проверки направляются в Жюри оргкомитета Олимпиады в г. Москве до 20 марта 2017 г. (включительно).

5.7.4. Победителями заключительного (заочного) тура Олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, призерами - участники, следующие в итоговой таблице за победителями, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

5.7.5. Список победителей и призеров IV (заочного) тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады до 20 апреля 2017 г.

6. Подведение итогов Олимпиады

6.1. Победители I (школьного) тура Олимпиады награждаются образовательным учреждением, победители II (муниципального) тура - муниципальным органом управления образованием.

6.2. По итогам III (регионального) тура Олимпиады определяются победители (I, II и III места), а также призеры в каждой номинации (по предметам). При наличии большого количества работ, заслуживающих поощрения и высокой оценки, жюри может учредить специальные номинации и отметить отдельные работы участников.

6.3. Все учащиеся, принявшие участие в III (региональном туре получают электронные сертификаты участников регионального тура Олимпиады.

6.4. По итогам (заочного) тура Олимпиады определяются победители (I, II и III места), а также призеры в каждой номинации (по предметам). При наличии большого количества работ, заслуживающих поощрения и высокой оценки, жюри может учредить специальные номинации и отметить отдельные работы участников.

Все учащиеся, принявшие участие в заключительном (заочном) туре получают электронные сертификаты участников Всероссийского заочного тура Олимпиады. Победители определяются в номинациях по предметам и награждаются дипломами и ценными подарками.

Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. О том, что это за навыки и почему без них нельзя обойтись в современном мире, мы побеседовали с профессором Мельбурнского университета Патриком Гриффином – руководителем крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.

Патрик Гриффин. Профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S).

– Профессор Гриффин, как один из ведущих специалистов в области оценки и преподавания навыков XXI века, не могли бы вы пояснить, что именно скрывается под словосочетанием «навыки XXI века»?

Если быть точным, то моя область – это анализ и оценка любых навыков, экзаменов и образовательных результатов. Навыки XXI века – лишь одно из направлений, которым я занимался в течение последних лет. Но это особое направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека.

– Существует мнение, что система образования в её современном виде сформировалась в ответ на начало индустриализации, когда стали появляться крупные промышленные предприятия, требующие большого количества рабочих, которые изо дня в день приходили бы на свои рабочие места и, не задавая лишних вопросов, по 8-10 часов стояли у конвейера, выполняя свои узкие операции. Это действительно так?

Да, это так. До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Сейчас происходит уход из эпохи индустриализации, которую вы совершенно верно описываете как эру конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям. А значит и людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Очень скоро учебные заведения будут вынуждены перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Подходы к преподаванию, соответственно, тоже будут меняться – сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся школ и вузов иногда обладают гораздо бóльшими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превратятся в педагогов-организаторов. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым. Учебные программы в пост-индустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. Как только какая-то рутинная, повторяющаяся часть того или иного производственного процесса автоматизируется, труд людей в этой части становится больше не нужен, и вспять такие процессы повернуть невозможно – нельзя вернуть ручной труд в те сферы, где его больше нет.

До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Но сейчас происходит уход из эпохи индустриализации – эры конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям.

Меняется всё, даже такие вещи как роль специалистов юридического профиля. В США сейчас около 80% личных судебных тяжб люди ведут сами, не нанимая для этого адвокатов, которые бы представляли их интересы. Оказалось, что люди способны судиться самостоятельно – они просто ищут похожие судебные дела в Интернете, сами собирают информацию и в услугах юриста уже не нуждаются. Или вот: в одной из программ британского ТВ рассказывалось о молодом человеке, который решил превратить старый коровник в загородный дом для своей семьи. И он сделал это самостоятельно, просто собрав необходимую информацию в Интернете.

Таким образом, всё, чему можно научиться в Интернете, сможет заменить многие из существующих профессий. Грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но в современном мире этого уже не достаточно. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее. Но пока у нас всё ещё есть учителя географии, истории, физики, химии, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности.

– То есть нужны кардинальные изменения всей системы?

Да. Учебные программы должны сначала вместить в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Сразу отказаться от привычного всем учебного плана дисциплинарного типа будет непросто, поэтому лучше идти к этому постепенно, сначала изменив то, как и в какой форме преподаются эти традиционные дисциплины.

– Некоторые эксперты утверждают, что само понятие «профессия» в будущем обречено на вымирание. Произойдёт это потому, что важным будет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь, а способность каждый раз, под конкретную задачу, пересобирать эти навыки. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим.

Совершенно верно. Думаю, что проектный и задачный подходы действительно начинают потихоньку вытеснять традиционные методы обучения. Сюда же стоит отнести и понятие «обучение обучению». Разговоры об этом ведутся ещё с 80-х годов прошлого века, но сейчас это превращается в насущную необходимость. Мы должны научить детей навыкам самообразования, самообучения – для этого должны активизироваться и перестроиться и сами учащиеся, и преподаватели.

– Вы акцентировали своё внимание на том факте, что ручной труд постепенно исчезнет. Но ведь в наше время всё ещё предостаточно людей, стоящих у конвейера… Более того, и во времена начала индустриализации требовались люди с навыками, которые вы обозначаете как обязательные в XXI веке. Ведь совершить промышленную революцию, не обладая критическим мышлением или не умея договариваться с окружением, вряд ли возможно. Так что же в действительности принципиально изменилось с тех пор?

Произошло два крупных, в сущности, революционных сдвига. Первый – в 50-60-х гг. XX века, когда был изобретён компьютер и сама идея цифровых вычислительных устройств. Вторая революция тоже произошла в середине прошлого века. Вы, наверное, удивитесь, но я имею в виду изобретение противозачаточной таблетки. На первый взгляд может показаться, что это две никак не связанные друг с другом вещи. Однако это не так. Развитие компьютерных технологий навсегда изменило то, как мы работаем. Благодаря этому поменялись средства труда, средства обучения и способ нашего мышления. А вот разработка таблетки изменила природу и структуру рабочей силы: появление возможности избегать нежелательной беременности привело к тому, что доля женщин в общей массе занятого населения приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла лишь очень малую величину. Таким образом, одновременно происходят два процесса: количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства, а количество людей, включённых в производство, почти удваивается, поскольку мужчины и женщины уже практически сравнялись в части возможностей своего трудоустройства. Такова сегодняшняя реальность и именно в этой реальности нам необходимы образованные кадры, которые смогут совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы. Что же касается вашего замечания, что большое количество людей до сих пор заняты на конвейерах, то это лишь потому, что их компании не могут себе позволить автоматизировать производство. В будущем такие компании неизбежно обанкротятся, потому что их конкуренты будут выполнять то же самое с гораздо меньшей себестоимостью, ведь стоимость человеческого труда выше, чем стоимость машинного.

Но эти процессы приводят и к образовательным проблемам. Возникает вопрос: а что делать с теми учащимися, которых готовили к ручному труду, с теми ребятами, кто выучился на исчезающие ныне профессии?

Изменения, которые претерпело производство, резко перенаправили вектор развития общества. И система образования должна тоже очень быстро двигаться в этом направлении. Творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика.

Ключевыми навыками, определявшими грамотность человека в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. Но сегодня акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

– Вы ни разу не упомянули о таком факторе как предпринимательская деятельность – способность находить новые идеи и превращать их в бизнесы. А ведь значительная часть из тех навыков, которые вы обозначили, уж точно являются первоочередными для предпринимателя-новатора.

Совершенно верно. На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу Даби, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее). Другой пример: в начале прошлого года The Economist опубликовал результаты исследования 19 бизнес-секторов в 26 странах мира, и предпринимательское мышление было названо в числе важнейших навыков современного человека. Некоторые исследователи говорят также, что критическое мышление, любознательность и творческий подход – это и есть навыки, составляющие основу предпринимательства. Хотя те же исследователи забывают об умении принятия рисков, которое, бесспорно, является одной из ключевых составляющих предпринимательства. Действительно, если вы не готовы рисковать, вы попросту не сможете заниматься бизнесом.

Предпринимательская способность – умение находить новые идеи и превращать их в бизнесы – становится одной из основных характеристик человека, которые необходимо развивать в современном мире.

– Скажите, а что вас побудило взяться за исследование такой проблемы? Какие-то особенности и недостатки образовательной системы Австралии или определённые глобальные тенденции?

Мне представилась хорошая возможность заняться этим, и я её не упустил. Вице-президенты трёх крупнейших компаний – Microsoft, Cisco и Intel выступили с инициативой запуска проекта по разработке новой системы образования, так как сочли, что школы и университеты не готовят выпускников, которые бы могли хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства. По их заказу американский учёный Боб Козма написал исследование под названием «Призыв к действию», которое дало этим компаниям основание обратиться к правительствам шести стран – Австралии, Сингапура, Португалии, Финляндии, Великобритании и США – с просьбой начать крупный проект по исследованию оценки и преподавания навыков XXI века. В трёхдневной конференции, посвящённой этой теме, приняло участие около 250 представителей промышленных компаний и научных кругов. В качестве ведущей организации был выбран Мельбурнский университет, а возглавить проект попросили меня. Дело в том, что я специализируюсь на психометрии в области образования и, следовательно, владею научными методами разработки конкретных заданий и учебных программ под те или иные навыки.

Нашим первым шагом стала разработка перечня навыков XXI века. Специалисты в области образования со всего мира написали об этом цикл статей. Мы проводили круглые столы, семинары и конференции. На общей встрече в 2010 году мы решили, что навыки критического мышления, решения сложных задач и взаимодействия можно объединить в один комплексный навык – навык коллективного решения сложных задач. В том же году начались исследования того, как можно использовать социальные сети для обучения этим навыкам школьников и студентов. Это было шесть лет назад; сейчас же мы уже находимся на этапе разработки конкретных шаблонов и методов, которые позволят развивать эти навыки у учащихся.

– Сколько стран включено в ваш проект сейчас?

В 2010 году в проекте участвовало шесть стран. По причине экономического кризиса Португалия и Великобритания сошли с дистанции, но вместо них пришли Нидерланды и Коста-Рика. Огромные деньги вкладываются в эти исследования в США, речь о десятках миллионов долларов. Кроме того, заметный интерес к проекту проявляет Латинская Америка (прежде всего, Аргентина, Чили и Колумбия), Китай, Южная Корея и Таиланд. Присматривается к проекту и Япония. В ноябре прошлого года я был в Москве – в Высшей школе экономики ведётся работа по переводу наших материалов на русский язык, то есть это затронуло и вашу страну. В целом в той или иной мере в проекте занято около 20 стран.

Сегодня многие правительства хорошо начинают понимать, что переход к новой образовательной системе неизбежен. В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила тестирование нашего изобретения – навыка совместного решения сложных задач – в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Тест состоялся в 53 странах мира – исходя из этой цифры, можете себе представить, какого охвата проект достиг и как быстро он развивается.

– Вы сказали, что в США в проект вкладываются огромные деньги. А кто именно инвестирует – правительство или крупные компании вроде Microsoft?

Понемногу вкладываются все. Например, в Принстонском университете для исследования и оценки потенциала преподавания навыка совместного решения сложных задач собрали бюджет в 35 миллионов долларов. Насколько мне известно, в 2017 году они будут проводить это исследование в масштабах всей страны. Можно ожидать, что такое событие повлечёт за собой цепную реакцию по всему миру.

В 2010 году в проекте участвовало всего шесть стран – Австралия, Сингапур, Португалия, Финляндия, Великобритания и США. Сегодня в той или иной степени к проекту подключились уже более 20 государств. Ведущую роль в финансировании проекта играют США.

– Разработанная вами концепция в большей степени применима для среднего или высшего образования?

Эта концепция применима ко всем уровням обучения – и школа, и вуз, и обучение на рабочем месте. Уже есть те, кто применяет или собирается применять новые подходы. Университет Чиангмай в Таиланде планирует преподавание навыков XXI века на факультете бизнеса. То же самое собирается сделать Университет Монаша в Мельбурне. В Финляндии, в Университете Йювяскюля, эту концепцию уже включили в программу подготовки учителей. Делаются шаги к её включению в университетскую программу в Стелленбосе, Южная Африка. Университеты включаются в эту работу медленнее, чем школы. Но судя по тому, как быстро это распространилось на уровне школ, я думаю, что и в университетах концепция в скором времени приживётся. Что касается производственных компаний, здесь появляются совершенно неожиданные для нас сферы применения наших исследований. Например, Британский Совет изучил проблемы безработицы в странах Ближнего Востока. Так, в Египте 56% выпускников вузов оказываются не способны найти работу по той простой причине, что экономика этой страны не подстроена под такое количество работников с высшим образованием. В связи с этим Британский Совет планирует провести исследование на нашем материале, чтобы понять, приобретение каких навыков позволит этим выпускникам обеспечить себя работой.

– Как развитие информационно-коммуникативных технологий, появление Интернета и социальных сетей сказалось на образовании? Можно ли, с вашей точки зрения, использовать их более разумно и эффективно, чем это делается сейчас?

Безусловно. Технологии развиваются с поразительной скоростью – трёх-четырёхлетние дети часто обращаются с планшетами и компьютерами лучше, чем их родители. Преподаватели вроде меня, проработавшие в этой области более 50 лет, часто сталкиваются со студентами, которые гораздо лучше разбираются в высокотехнологичных устройствах, чем мы. Многие учителя старшего поколения попросту боятся компьютерных технологий и вообще не знают, как их использовать! Сегодня утром я прочитал, что девочку-пятиклассницу в Америке взяли в Силиконовую долину, потому что она написала приложение для «айфона», чтобы научить свою младшую сестрёнку различать животных, и приложение стало популярным, известным по всему миру. Пятый класс школы! Это же невероятно!

Сейчас многие ратуют за то, чтобы ввести программирование в школьную программу. Думаю, что эта идея очень скоро выльется во что-то существенное, и это тоже окажет влияние на всю систему образования, потому что новое, подрастающее поколение будет уметь программировать, что откроет для них безграничные творческие возможности. Сейчас даже в научных исследованиях моей области – оценке образовательных результатов и психометрии – я не могу нанять себе помощника, если он не является ещё и программистом, потому что сейчас эта научная сфера целиком зависит от цифровых технологий. И с преподаванием скоро произойдёт то же самое.

– А как, по-вашему, вообще должна измениться школа? Как должен измениться вуз? Какие изменения должны произойти в образовательном процессе? Должны ли ученики всё так же ходить на лекции и семинары, решать лабораторные работы и сдавать экзамены?

Думаю, было бы странным пытаться изменить вообще всё – это невозможно, да и не нужно. Образование очень консервативная система, и любые подвижки здесь происходят медленно. В нашем Мельбурнском университете нам удалось полностью изменить структуру программ педагогического образования, так что они стали более современными и основанными на фактических научных данных и критическом мышлении. Но пока нам не удаётся отойти от дисциплинарного подхода, потому что все мои коллеги – это преподаватели математики, географии, естественных наук и других подобных дисциплин, и здесь нужно менять не только то, что они преподают, но и как. Что касается экзаменов, практических заданий, лабораторных работ – всё это останется, но изменится характер оценки результатов учащихся. Экзаменаторы будут проверять не то, сколько фактов способны запомнить студенты, а то, как они умеют мыслить и обучаться самостоятельно. Форма экзаменов, тестов тоже в скором будущем станет новой. В тех тестах, которые мы разрабатываем, от студентов не потребуется найти значение икса в уравнении, запоминать названия столиц стран, формулы, исторические даты и тому подобное. Вместо этого они, общаясь друг с другом посредством компьютерных устройств, совместно будут решать различные задачи, а компьютер записывать их шаги – всё, что они говорят и пишут. После этого мы будем просматривать эти записи и, исходя из них, оценивать их навыки коммуникации, критического мышления, творческие способности и так далее.

Мы изучаем возможности применения такой системы оценки и для массовых открытых онлайн-курсов – там есть свои нюансы в плане объективности и субъективности, но мы находим определённые рычаги для того, чтобы упростить и автоматизировать процесс оценки. Университетам здесь есть куда развиваться – в будущем исследовательская сторона университетов станет более ярко выраженной, тогда как преподавание станет более автоматизированным, в том числе и за счёт массовых онлайн-курсов.

– Означает ли это, что учителей, преподавателей станет меньше?

Боюсь, что да. Преподаватель перестанет быть специалистом по передаче определённых знаний и станет специалистом по тому, как помогать людям учиться. Уже сейчас появляется такая вещь, как «перевёрнутая классная комната», где студенты самостоятельно читают, узнают какие-то факты, а придя на урок, систематизируют полученные знания и закрепляют их. И в этом будет заключаться новая роль учителя: это организация самостоятельной работы учеников дома и в классе. Профессор Гарвардского университета Эрик Мазур, который разработал эту систему, получил за неё очень престижную премию. Насколько я знаю, вашему журналу удалось пообщаться с ним лично и обсудить эту тему в разговоре.

– Да, мы с ним действительно беседовали… Но хотелось бы услышать ваше мнение ещё относительно одной инициативы – того, что делает Илон Маск. Недавно он создал собственную школу для собственных детей, в которой учатся также дети некоторых сотрудников его компании SpaceX. Особенность школы - в ином подходе к обучению. Там нет первого, второго или третьего класса. Все дети проходят обучение одновременно. Маск утверждает, что личные интересы школьников гораздо важнее их возраста, поэтому и обучение нужно проводить с учётом их возможностей и отношения к предметам. Может ли школа такого формата развивать все те навыки, о которых вы говорите?

Думаю, что да. Фактически, чем больший акцент делается на самообразовании и самообучении, тем менее важными оказываются классы и уровни обучения. Когда в 60-х годах я впервые пришёл в школу работать учителем математики и провёл тестирование в своём седьмом классе, то с ужасом обнаружил, что уровень детей колебался от второго до девятого класса. Я спросил своих коллег: как мы сможем учить детей, когда в рамках одного класса у них настолько разный уровень? И мы решили, что классов и уровней у нас не будет, а вместо этого позволили каждому из учеников работать в свою силу и в удобном для себя темпе, фактически исключив возможность «неуда». Мы давали им учебные материалы разного уровня сложности, практиковали индивидуальный подход, старались заинтересовать детей, но и применяли некоторые механизмы контроля. Я проработал в этой школе пять лет, и все эти пять лет мы не давали детям никаких домашних заданий – это было невозможно из-за их разного уровня. Но родители жаловались, что дети делают очень много домашней работы по математике! Выяснилось, что их настолько увлёк этот предмет, что они сами придумывали себе задания и посвящали математике всё свободное время! Они были в восторге от неё, потому что их мотивировала возможность успеха. Тогда не существовало никаких концепций, которые бы провозглашали преимущества подобных методов, это казалось просто здравым смыслом.

На фото: Патрик Гриффин, совместно со своими азиатскими коллегами обсуждает будущее мирового образования.

– И в заключение: расскажите, какими вы видите основные будущие шаги вашего проекта – в течение ближайших 3-5 лет.

В ближайшие 3-5 лет нашу работу подхватит новое поколение исследователей, а я уже, вероятно, выйду на пенсию. Особенный интерес к этому направлению проявляют молодые учёные в странах Латинской Америки. Впереди разработка новых методов определения и оценки навыков, поиск новых заданий, новых сфер применения нашей концепции. Количество занятых в нашем проекте исследователей стремительно растёт, и я думаю, что в ближайшее время нас ждут очередные прорывы в этой области. Та работа, которую делали мы, была новаторской, первопроходческой. Выражаясь образно, пока мы изобрели лишь колесо, но в скором времени стоит ожидать появления «Роллс-ройса», а потом и космических ракет. Но мы очень гордимся нашим колесом. Это лишь небольшой шажок, но он открыл целое новое научное направление, которое будет продолжать развиваться. Я надеюсь, что через 5-6 лет нас ждут новые подходы и методы к оценке и преподаванию навыков XXI века – думаю, более эффективные, чем нынешние.

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее

XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы Российской Федерации. Принятый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед педагогами новую цель - создание условий для развития современной, творческой, разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.

Ученик XXI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками в разных предметных областях. Молодой человек «нового поколения» - это целостная личность, обладающая яркой индивидуальностью, способная к рефлексии, увлекающаяся, бросающая вызов себе и обществу. Особенно это касается учеников музыкальной школы, натур творческих, амбициозных, ярких.

В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания дисциплин, в том числе и музыки, выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». «Образовательное партнерство» трактуется как вовлечение равноправных участников - ученика и учителя - в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.

Цель деятельности педагога детской музыкальной школы можно сформулировать следующим образом:

обогащение духовного мира подрастающего поколения;

развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов, чувств;

формирование потребности, интереса к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства.

Особенности педагогической деятельности в детском музыкальном образовательном учреждении состоят в том, что средства музыкального искусства призваны решать обозначенные нами ранее педагогические цели. Современный учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, владеющим:

специальными и общенаучными знаниями;

актуальной методикой преподавания дисциплины;

умениями и навыками педагогической деятельности.

Личностное самосовершенствование выступает ключевым моментом в деятельности преподавателя. Педагог в музыкальной школе - это непременно творческая личность, способная своей любовью к музыке, постоянным отслеживанием музыкальных новинок увлечь учащихся независимо от их музыкальных предпочтений. педагог школа музыкальный урок

Конечно, передача знаний начинается с освоения учениками классических канонов музыки. Это процесс сложный, требующий и от педагога, и от юного дарования терпения, усердия, порой даже дотошности. Молодой человек, часто увлекающийся, движимый собственным нетерпением, эмоциональными порывами, может проявить несдержанность, начать приходить на занятие неподготовленным. Современный преподаватель собственным примером, виртуозным мастерством, тактом и вниманием должен буквально «заразить» учащегося тягой к знаниям, привить способность к труду. И эта возможность видеть будущий результат своей музыкальной деятельности позволит ученику начать отрабатывать навык игры на музыкальном инструменте.

Современный образовательный процесс ставит перед музыкальной школой цель подготовить адаптированную к взрослой жизни личность. Организация преподавателем творческих вечеров, концертов, конкурсов сформирует у учащегося психологическую готовность к публичным выступлениям, адекватное отношение к критике и конкурсной борьбе.

Собственное поведение педагога на этих мероприятиях, его беспристрастность, порядочность и профессионализм заложат в ученике основы культуры человеческих взаимоотношений не только в творческой среде. Итак, в ходе наших размышлений мы подходим к важному заключению - учитель XXI века должен стать для ученика эталоном в профессии, жизни и общении.

На мой взгляд преподаватель в своей работе демонстрирует:

Любовь к трудовой деятельности;

Постоянную практику;

Стремление к самосовершенствованию;

Способность аргументировать свою позицию;

Умение работать в коллективе;

Честность, открытость, порядочность, воспитанность;

Лояльность к чужой точке зрения.

Эти и многие другие характеристики станут для представителя «нового поколения» тем стандартом, которого он будет придерживаться всю жизнь.

Обучение в музыкальном образовательном учреждении формирует в молодом человеке способность видеть прекрасное, откликаться на эмоциональный посыл произведения, трактовать авторский замысел. Умение думать, анализировать, интерпретировать, не бояться нестандартной позиции - это характерные черты, востребованные в новом тысячелетии. При этом не стоит забывать и о прошлом. В ходе процесса обучения у учащегося расширяется кругозор, определяется собственный вкус, закладываются знания о классическом искусстве. Таким образом, на преподавателя музыки возлагается серьезная ответственность, а именно формирование культурных основ личности ученика.

Но поколение XXI века стремится к продуцированию собственных музыкальных течений. Поэтому, специфика деятельности преподавателя музыки во многом состоит в раскрытии творческого потенциала подрастающего поколения. Альтернативная культура, резко контрастирующая с классическим наследием прошлого, не всегда серьезно воспринимается взрослыми. Однако стоит помнить, что включение в образовательную программу знакомства с современными музыкальными течениями, искренняя заинтересованность педагога в изучении новых направлений и есть практическое воплощение в стенах детской музыкальной школы «образовательного партнерства ученика и учителя».

Нестандартные формы уроков, сочинение музыкальных композиций, сравнение классических и современных стилей позволят сделать процесс обучения разноуровневым, содержащим в себе необычные формы знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться активность учащихся, деятельность характер мышления, тяга к самостоятельности.

Современная музыка - это отражение нашей жизни, ее ценностей, проблем и устремлений. Музыкальное творчество ученика в одном из альтернативных стилей представляет собой попытку найти себя в настоящем времени, раскрыть собственные таланты. Поддержка педагога, его критика и похвала, совместное творчество сделают процесс обучения в детском музыкальном образовательном учреждении наполненным яркими, незабываемыми моментами созидания.

Я предполагаю, что в дальнейшем характер совместной деятельности «ученика и учителя» в детской музыкальной школе станет еще более неформальным и живым. Классические каноны музыкального образования будут оттенены альтернативными явлениями современного искусства. Поколение XXI века - активное, свободно мыслящее, творчески развитое, не боящееся по-разному проявлять себя в музыкальном творчестве. Для них педагог музыки должен стать равноправным партнером, способным понимать стремления молодого поколения и принимать субъективные продукты творчества.

Творческая индивидуальность учителя музыки детской музыкальной школы, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, стремление создать на уроке творческую лабораторию - актуальная задача, поставленная современностью перед педагогическими коллективами.

Список использованной литературы

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002.

Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2002.

Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001.

4. Чудинова В.П., Социализация личности ребёнка и медиа: острые проблемы. 2004.№4

То, что я сегодня ученица 9 класса Новоселицкой средней школы №8 накладывает на меня определенную ответственность. В школьные годы нужно многое постичь, многому научиться. Ведь. 21 век- век компьютерных и нано технологий. Поэтому из знаний, которые даются мне в школе, я должна построить крепкий и надежный фундамент моей будущей, взрослой жизни. Родители и учителяне только учат меня любить весь мир, Бога, свою страну, но и свою Малую Родину, своих родных и близких.

Я люблю село в котором я живу, свой дом, моих родителей и сестер. Уважаю и ценю своих одноклассников, своих школьных друзей и горжусь своим Новоселицким районом.

Мне нравятся все школьные предметы, которые я изучаю, но особое внимание я уделяю изучению английского языка. Я считаю, что без знания иностранных языков сегодня современному человеку не обойтись.

Мне нравится играть на гитаре. В 2011 году я закончила художественное отделение детской школы искусств. Некоторые из моих работ я сегодня хочу продемонстрировать вам. Мне нравитьсязаниматься фотографией, снимать видео ролики. Я люблю помогать маме по дому, воспитывать и играть с моими маленькими племянницами.

Развитие творческих способностей обогащает мой ум, интеллект помогает сосредоточиться на учебе и видеть главное.

Так, например.

В 2008-2009 учебном году, я принимала участие в Краевой многопредметной дистанционной, олимпиаде школьников «Интеллект по русскому языку».

Была награждена Почетной грамотой за хорошую учебу,активное участие в общественной жизни школы и района, за участие в конкурсе «Знатоки ПДД».

Награждена Почетной грамотой за участие в районных соревнованиях по шахматам IV Спартакиады учащихся за III командное место и II место в личном зачет.

В 2009-2010 учебном году приняла участие в краевой многопредметной дистанционной олимпиадешкольников « Интеллект» - по английскому языку(3 место в школе), по русскому языку(1 место в школе), по информатике(5 место в школе), по математике(4 место в школе).

В 2010-2011 учебном году приняла участие в Краевоймногопредметной дистанционной олимпиаде школьников «Интеллект» по интеллектуальным способностям(1 место в школе), по русскому языку(1 место в школе), по математике(1 место в школе), по физике(4 место в школе), по английскому языку(4 место в школе).

Награждена грамотой за отличную учебу и активную концертную деятельность в МОУ ДОД НРДШИ.

Награждена почетной грамотой главы Новоселицкого муниципального района и села Новоселицкого А.Г. Князева, за 2 место в районном конкурсе сочинений «Село мое родное» в честь 225-летия села Новоселицкого.

Награждена Дипломом призера школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

Мне интересно принимать участие во всех конкурсах иолимпиадах, проверять свои знания и проявлять нестандартное мышление.

А еще я люблю сочинять стихи, готовить и писать сочинения.

Думаю что главные мои работы еще впереди, а это начало и проба пера.

Мне нравится принимать участие в жизни моей школы и моего класса. Участвовать в проведении общешкольных мероприятий, конкурсов, играть в шахматы, защищать честь школы, участвовать в факельном шествии, параде в честь Дня победы. Конечно, не все и не всегда у меня получается гладко, но я стараюсь. Главное, мне очень интересно учиться в нашей замечательной школе.

С особой благодарностью я отношусь к своим родителям, которые всегда поддерживают меня в моей учебе и в творчестве. Мама шьет для меня всякие наряды и вкусно готовит. Папа покупает для меня музыкальные инструменты и играет со мной в шахматы. Я очень люблю своих родителей.

Мое жизненное кредо.

Никого не осуждать, быть искренней и естественной, больше дружелюбия и хорошего настроения и друзья сами к тебе потянутся. Тянутся к солнышку, а от дождя прячутся. В общем, секреты не хитрые, позитива - как можно больше! А негатива как можно меньше!

Разрешаю себе быть иногда смелой, веселой и высказывать свое мнение!

Мое мнение выражает меня.

Мне важно знать для себя: «Кто я?» и «Куда я иду?».

Иногда я задумываюсьнад тем, кто такой самодостаточный человек? А иногда прихожу к выводу, что главное, надо не бояться думать и даже если это неправильно. Пусть мне еще мало лет и у меня небольшой жизненный опыт. Главное, что я есть, и мое мнение имеет право быть, так же как и любое другое. Пусть это мнение для кого-то покажется смешным и глупым, главное что оно есть. Мое мнение выражает меня и мое Я.

Мой кодекс школьной дружбы.

1. Дружба рождается из улыбки и слов поддержки, из переживания вместе с другим человеком радости и печали.

2. Друзья дома не скучают.

4. Дружба- это радость общения, это что-то очень важное в нашей жизни.

5. Дружба для меня - это все!

Технологические достижения изменили многие сферы жизни. Иным в XXI веке стало общение, сотрудничество, обучение и преподавание. С новыми явлениями в языке появились понятия: цифровые аборигены – ровесники цифровой революции, цифровые иммигранты – представители старшего поколения, пользующиеся современными технологиями, поколение Z и учитель XXI века. Преподавание изменилось вслед за появлением цифровых технологий: изучать можно что угодно, как угодно, где угодно. Учителя больше не являются носителями уникальных знаний, но никто не отнимет у них мастерство педагогики, которое помогает адаптировать информацию для учащихся, общаться с ними, вдохновлять.

Что должен знать и уметь педагог, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к предмету у современных учеников? Ниже мы приводим 5 характеристик учителя XXI века.

Придерживается персонального подхода

Все учащиеся разные, у каждого есть свои интересы и потребности. Один с удовольствием ходит на уроки литературы, обожает читать книги, собирается стать филологом, другой может проводить часы за написанием кода, но за книгу его усадишь только под угрозой лишить компьютера. Первый ученик с удовольствием проведёт литературный анализ произведения, второй хочет знать содержание романов и поэм ровно для того, чтобы привести аргументы в выпускном сочинении. Когда ученик знает, что может выбрать задание в соответствии со своими интересами, мотивация и качество выполнения задач повышаются.

Вдохновляет на создание контента

56% россиян ежедневно выходят в интернет, из них более 80% – это дети 6-10-х классов, по данным исследования «Всероссийского центра изучения общественного мнения» 2017 года и опроса «Регионального общественного центра интернет‑технологий» 2016 года. Большинство людей регулярно используют этот мощнейший инструмент для развлечения. Так, по данным опроса компании ESET, 48% школьников в интернете играют в онлайн‑игры, слушают музыку, смотрят видеоролики, фильмы. 27% учеников готовят школьные задания и занимаются самообразованием. У нынешних учащихся есть устройства, благодаря которым они имеют возможность создавать блоги, инфографику, видеоролики, но этими возможностями пользуются лишь 16% школьников.

Цифровые инструменты можно использовать в образовательных целях. Современный педагог предложит учащимся задание, для которого нужно использовать навыки творческой работы с современными технологиями. Пусть в качестве домашнего задания ученики создадут цифровую историю для блога, запишут видеоролик, сделают интерактивную инфографику. Результатом такой работы они смогут гордиться, делиться с друзьями, собирать в портфолио.

Не боится новых технологий

Не используют новые технологии на занятиях 20% преподавателей до 29 лет, 10% – в возрасте 40-59 лет. Такая неожиданная статистика приведена в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России» . Предложить студентам новые инструменты для решения задач может преподаватель, который имеет знания и практический опыт в использовании информационных технологий на уровне уверенного пользователя. Умение пользоваться облачными технологиями, обучающими приложениями, интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации, онлайн‑уроки лишь небольшая часть технологических умений, которые помогут сделать уроки удобными, увлекательными и полезными для будущего учеников.

Не против гаджетов на уроке

Задача современного учителя показать, что технологии – это не игрушки, а инструмент для получения знаний. Ученик может не узнать, как использовать гаджеты с умом, если не увидит это на примере. Учитель XXI века не должен запрещать пользоваться смартфонами и планшетами на уроке. Его миссия – воодушевить учащегося на самостоятельный поиск ответов на вопросы с помощью устройств, научить проверять источники. Тем более учитель не ходячая энциклопедия, он имеет право сказать: «Я не знаю ответ на этот вопрос. Используй Google и поделись тем, что узнал с остальными».

Экономит бумагу

Ученики выбрасывают или в лучшем случае запихивают подальше домашние задания в тетрадях и раздаточные материалы на листах бумаги. В XXI веке созданы все условия для организация обучения в онлайн‑формате. Совместное использование ссылок, работа над общими документами, обсуждение учебных вопросов в чатах, работа с инструментами планирования и выполнения задач стимулируют студентов использовать интернет для организации учебной деятельности.

Учитель XXI века прежде всего сам прилежный ученик, следящий за новыми тенденциями в образовании, которые обогатят его педагогический опыт . Только тот, кто успешно учится сам, сможет научить другого. Что ещё должен знать современный педагог? Делитесь мнением в комментариях.