Л и мальцева русский язык. Л.и. мальцева н.м. смеречинская русский язык. всё для егэ. книга i. теория упражнения тематические тесты словари. издатель мальцев д.а

В данное пособие включены тесты, составленные в соответствии с требованиями, выдвигаемыми к уровню знаний старшеклассников по русскому языку, и ориентированные на подготовку к единому государственному экзамену.
Тесты распределены по следующим темам: Лексика и фразеология (Тест 1), Морфемика и словообразование (Тест 2), Морфология (Тест 3), Орфография (Тесты 4 - 8), Синтаксис (Тест 9), Пунктуация (Тесты 10-13), Нормы современного русского языка (Тест 14), Средства художественной выразительности (Тест 15), Комплексный анализ текста (Тест 16).
Каждый тест дан в восьми (8) вариантах, одинаковых по сложности подобранного материала. Варианты в зависимости от темы содержат от 7 до 14 заданий. В качестве заданий используются предложения как из классических, так и из современных произведений.
Пособие способствует расширению и углублению знаний учащихся по русскому языку и может быть использовано учителями как для контроля, так и в качестве источника домашних упражнений.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Учебные пособия АНО «Издательский дом «Народное образование» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях Приказом Минобрнауки России 16 от Л.И. Мальцева Н.М. Смеречинская РУССКИЙ ЯЗЫК Всё для ЕГЭ Книга I теория упражнения тематические тесты словари Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону Народное образование Москва

2 СОДЕРЖАНИЕ От авторов... 7 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И УПРАЖНЕНИЯ Речь. Языковые нормы Орфоэпические нормы Лексические нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) Синтаксические нормы (Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчинённых предложений) Синтаксические нормы (замена придаточного предложения причастным оборотом) Словообразование Морфология Орфография Правописание -Н- и -НН- в суффиксах разных частей речи Правописание корней Правописание приставок Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Правописание НЕ и НИ Слитное, дефисное, раздельное написание слов Синтаксис Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.виды сложных предложений по средствам связи частей

3 4 Содержание 5.3. Типы подчинительной связи в словосочетании Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные предложения Простое осложнённое предложение Сложное предложение Пунктуация Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи Речь.Текст Средства связи предложений в тексте Функционально-смысловые типы речи Лексика Выразительность русской речи РАЗДЕЛ II. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Словообразование (Состав слова. Основные способы словообразования.) Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест

4 Содержание Тест Орфография Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Синтаксис Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Пунктуация Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Языковые нормы Тест Тест Тест Тест Тест

5 6 Содержание Тест Тест Тест Тест Тест Комплексный анализ текста (I часть экзаменационной работы) Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Комплексный анализ текста (II часть экзаменационной работы) Тест Тест Тест Тест Тест Трудные случаи произношения слов и их форм Словарь трудностей русского языка (паронимы) Словарь литературоведческих и лингвистических терминов Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений Ответы

6 ОТ АВТОРОВ Данное пособие ставит целью помочь учащимся классов подготовиться к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие состоит из 2-х книг. Первая книга пособия содержит два раздела и словари. В первом разделе пособия имеется девять параграфов. Каждый параграф содержит ссылки, в которых указывается, какие именно знания проверяет то или иною задание экзаменационной работы. В параграф также включены правила, комментарии и упражнения. Правила позволяют быстро повторить материал, изученный на уроках русского языка. В комментариях даются рекомендации по выполнению заданий, подобных тем, которые содержатся в экзаменационной работе. Каждое упражнение включает 15 заданий, составленных в соответствии с выдвигаемыми требованиями подготовки к единому государственному экзамену. Во втором разделе пособия содержатся тематические тесты по основным разделам предмета «Русский язык», включённым в экзаменационную работу. Тест в зависимости от темы состоит из 5 7 заданий и позволяет проверить готовность к ЕГЭ по русскому языку. Первая книга пособия снабжена следующими словарями: 1. Трудные случаи произношения слов и их форм. 2. Словарь трудностей русского языка (толкование значений паронимов). 3. Словарь литературоведческих и лингвистических терминов. 4. Слитное и раздельное правописание наречий и наречных выражений Эти словари помогут вам подготовиться к выполнению ряда заданий экзаменационной работы. Вторая книга пособия также содержит два раздела: I раздел: Учебно-тренировочные тесты. II раздел: Подготовка к выполнению части 3 (С). 7

7 РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И УПРАЖНЕНИЯ 1. Речь. Языковые нормы 1.1. Орфоэпические нормы А1 надо уметь правильно определить постановку ударения в слове и формах слова. Комментарий Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет. Если вам трудно выбрать место ударения в слове или форме слова, то следует обратиться к орфоэпическому словарю. В данном пособии имеется словарь Трудные случаи произношения слов и их форм (с. 294). В этот словарь включены слова и формы слов, в которых на экзамене наиболее часто допускаются ошибки. Упражнение 1. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 1. 1) досуха 2) набранный 3) создала 4) пробуждена 2. 1) загнутый 2) дочиста 3) договор 4) добела 3. 1) средства 2) заняла 3) отрочество 4) коротка 4. 1) пахота 2) кухонный 3) дремота 4) издавна 5. 1) верба 2) счастлива 3) щавель 4) нацело 6. 1) форзац 2) ободрить 3) сервирует 4) холодно 7. 1) улучшит 2) ходатайство 3) кремень 4) премирует 8. 1) выборов 2) пепелище 3) опериться 4) пригубит 9. 1) зелена 2) повторит 3) августовский 4) черпать 10. 1) приговор 2) значимость 3) зачерпнутый 4) чиста 11. 1) щавель 2) обеспечение 3) облегчить 4) занята 8

8 1. Речь. Языковые нормы 12. 1) прожита 2) новостей 3) поднявший 4) начатый 13. 1) колосс 2) цыган 3) партер 4) когтей 14. 1) аэропорты 2) созыв 3) совестливы 4) насорит 15. 1) осознанный 2) откупорить 3) каучук 4) туфля Лексические нормы А2 надо знать лексические нормы, то есть уметь правильно употреблять слово в соответствии с точным его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Комментарий Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость. Нередко затруднения в выборе слов связаны с недостаточно чётким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов (так называемых паронимов). В пособии имеется Словарь трудностей русского языка (с. 301). При выполнении упражнения 2 обращайтесь к данному словарю. Это поможет вам запомнить смысловые оттенки слов-паронимов и даст практический опыт в умении определять лексическую сочетаемость слов-паронимов с другими словами предложения. Упражнение 2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. 1) В углу двора находится глубинный колодец. 2) На собрании родители нашего класса обсудили ряд важных вопросов. 3) Жёсткий голос преподавателя сразу же прервал наше баловство. 4) Весной кочевники гнали стада в травянистые степи. 2. 1) У этого вида насекомых жёсткие, прочные крылья. 2) В конце спектакля длинные рукоплескания превратились в овацию. 3) Эти органические свойства вещества нами уже изучены. 4) Лектор говорил на простом, понятном слушателям языке. 3. 1) Художник окунул игольчатый кончик кисточки в белую краску. 2) В этом месте воздух пахнет травянистой свежестью осоки.

9 10 РАЗДЕЛ I. Теоретический материал и упражнения 3) Чтобы организм быстрее и лучше освоил пищу, её надо хорошо приготовить. 4) Масленая улыбка Ирины вызвала у меня неприятное ощущение. 4. 1) В магазин привезли сборную мебель. 2) Врачи установили, что у солдата имеется органическое расстройство нервной системы. 3) Получив хороший, понятный ответ, учитель похвалил Игоря. 4) Травянистая крыша сарая не спасала нас от дождя. 5. 1) Вновь застучал по крыше дождь, наводящий тоску осени. 2) На сборном пункте было уже много людей. 3) Этот небольшой штрих был органическим элементом в общей композиции картины. 4) В декабре самые длинные ночи. 6. 1) Глубинные социальные процессы коснулись всех сторон жизни общества. 2) В этом месте травянистая растительность состояла из папоротников. 3) Ирина Викторовна задала ученику наводящий вопрос. 4) Цветная гамма шёлкового занавеса соответствовала окружающему интерьеру. 7. 1) Катя внимательно рассматривала цветную иллюстрацию. 2) Будущее представлялось мне только в радужном свете. 3) Спустя несколько часов наводящий мост соединил берега реки. 4) Без помощи наук трудно освоить передовые методы производства. 8. 1) Иван Иванович сказал, что он очень доволен таким понятным ребёнком. 2) К счастью, радужная оболочка глаза не была повреждена. 3) Перед работниками была поставлена задача освоить новую технологию труда. 4) Глубинные бомбы представляют для подводной лодки большую опасность. 9. 1) В этой сборной команде имеется много хороших игроков. 2) Рыбаки сейнера совершают глубинный лов рыбы. 3) Для того времени жёсткая расправа над пленными была делом обычным.

10 1. Речь. Языковые нормы 4) В данной ситуации Ольгой двигали горделивые устремления) Среди товарищей Алексей слыл неисправимым идеалистом. 2) С помощью специального знака Илья нанёс на топографическую карту лесистый холм. 3) На солнце блестят игольчатые кристаллы снежинок. 4) Вскоре в нашем цехе начались сборные работы) И тут сестра впервые осознала, что допустила непоправимую ошибку. 2) Радушные мечты воплощаются в действительность только тогда, когда стремишься к их осуществлению. 3) Каменная кладка здания была на столько крепкой, что её пришлось взывать. 4) Игольчатые ветви сосны были опущены снегом) Бабушка долго вдевала нитку в маленькое игольчатое ушко. 2) Старик перестал улыбаться, и лицо его вновь приняло каменное выражение. 3) На Вову все смотрели как на неисправимого чудака. 4) Вскоре между Россией и Турцией были восстановлены дипломатические отношения) Горделивые люди часто не вызывают симпатий у окружающих. 2) Врачи это люди самой гуманной профессии на земле. 3) Перед моим взором открылась величественная даль степи. 4) Я открыл шкатулку и увидел в ней черепаший гребень) Вдали раздался призывный крик птицы. 2) Экономические движения этого юноши произвели на нашего тренера должное впечатление. 3) Хищническое истребление лесов может привести к нарушению баланса в природе. 4) Виктор привёл ряд убедительных доводов, и мы согласились с его мнением по данному вопросу) Логичный поступок Ольги вызвал одобрение сестры. 2) Наши частые встречи не приносили моей душе облегчения, а рождали непонятное чувство тревоги. 3) Преподаватель посмотрел на студентов ледяными глазами и вышел из аудитории. 4) Этот студент умеет кратко и точно формировать свои мысли. 11

11 РАЗДЕЛ II ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Тест 1 1. В каком слове имеется приставка ВЫ-? 1) высокий 2) выходец 3) вышка 4) высотный 2. В каком слове нет приставки ВОЗ-? 1) возвратить 2) возглавить 3) воззвание 4) возмужать 3. В каком слове нет суффикса -ЯН-? 1) водяной 2) полянка 3) слюдяной 4) крестьянка 4. В каком слове есть суффикс -ИВА-? 1) распахивать 2) проживать 3) разливать 4) набивать 5. Укажите слово, состоящее из корня и суффикса. 1) сражение 2) способность 3) углубить 4) тренировка 6. Какое слово имеет нулевое окончание? 1) доверчивость 2) каменный 3) инструкция 4) распашет 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. В степи, недалеко от липового парка, поблескивает в отлогой балке маленькая река Каменка (К. Паустовский). Тест 2 1. В каком слове имеется приставка ВОС-? 1) воспрещать 2) восточный 3) восторг 4) восхитить 2. В каком слове нет приставки ДО-? 1) доверху 2) доделать 3) доброта 4) дозорный 3. В каком слове нет суффикса -УШК-? 1) дубинушка 2) верхушка 3) веснушки 4) ватрушка 206

12 Словообразование 4. В каком слове есть суффикс -ЧАТ-? 1) кокетничать 2) сводчатый 3) различать 4) встречать 5. Укажите слово, имеющее корень, два суффикса и окончание. 1) уединение 2) разломать 3) темнота 4) наценка 6. Какое слово имеет окончание? 1) заранее 2) зарево 3) далеко 4) высоко 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Вечером вся семья собралась в гостиной. Тест 3 1. В каком слове нет приставки В-? 1) вдохновение 2) вдыхать 3) вдогонку 4) вдвигать 2. В каком слове имеется приставка ДО-? 1) доблестный 2) доверие 3) добротный 4) докладчик 3. В каком слове нет суффикса -ОВ-? 1) дарование 2) действовать 3) гнездовой 4) грозовой 4. В каком слове есть суффикс -ЧАТ-? 1) репчатый 2) губчатый 3) взрывчатый 4) клетчатый 5. Укажите слово, состоящее из корня и суффикса. 1) излишний 2) точный 3) дирижёр 4) завязка 6. Какое слово имеет окончание? 1) вовремя 2) задаром 3) наглухо 4) братство 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. С яблони цвет облетает густой (М.Исаковский). Тест 4 1. В каком слове имеется приставка В-? 1) вторить 2) вторжение 3) вступление 4) встречный 2. В каком слове нет приставки У-? 1) увезти 2) уживчивый 3) уединение 4) ударение 207

13 208 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты 3. В каком слове имеется суффикс -ЕВ-? 1) танцевать 2) одушевить 3) размежевать 4) одолевать 4. В каком слове нет суффикса -ЫВА-? 1) рассказывать 2) промывать 3) оглядываться 4) обыгрывать 5. Укажите слово, имеющее три приставки и два суффикса. 1) возвращение 3) неувядаемый 2) несовместимость 4) перерыв 6. Какое слово не имеет окончания? 1) вначале 2) уважение 3) решение 4) убежище 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Через неделю было окончено расследование происшествия на заводе (А. Толстой). Тест 5 1. В каком слове нет приставки О-? 1) оценить 2) очевидно 3) очарование 4) очертание 2. В каком слове имеется приставка ВЗ-? 1) вздорить 2) взводный 3) взморье 4) взятка 3. В каком слове нет суффикса -ЧИК? 1) газетчик 2) мальчик 3) буфетчик 4) валютчик 4. В каком слове есть суффикс -ОЧК-? 1) звёздочка 2) ласточка 3) булочка 4) ёлочка 5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня и суффикса. 1) залоговый 2) запросто 3) засуха 4) заступник 6. Какое слово не имеет окончания? 1) вещество 2) пальто 3) брюшко 4) крыло 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Вблизи рассыпанные сёла дымились по утрам (В. Жуковский).

14 Словообразование Тест 6 1. В каком слове имеется приставка О-? 1) охранный 2) охота 3) очерк 4) ощущать 2. В каком слове нет приставки ВЗ-? 1) взбегать 2) взаймы 3) взрослый 4) взрыв 3. В каком слове есть суффикс -ИК? 1) критик 2) малинник 3) ключик 4) медик 4. В каком слове нет суффикса -ОЧ-? 1) выборочный 2) иголочный 3) байдарочный 4) заочный Укажите слово, состоящее из корня и суффикса. 1) ничком 2) ничейный 3) ниспровергать 4) нисходящий 6. Какое слово не имеет окончания? 1) изредка 2) косыночка 3) насмешка 4) основание 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. В классе новенького почему-то сразу невзлюбили. Тест 7 1. В каком слове имеется приставка ВС-? 1) встречный 2) всухую 3) всхожесть 4) вспышка 2. В каком слове нет приставки СО-? 1) совершить 2) согласие 3) сожжённый 4) современник 3. В каком слове нет суффикса -ЕВ-? 1) огневой 2) лучевой 3) коричневый 4) марганцевый 4. В каком слове есть суффикс -ИН-? 1) дробинка 2) картинка 3) каминный 4) именины 5. Укажите слово, состоящее из корня и суффикса. 1) исходный 2) богатый 3) историк 4) ботинок 6. Какое слово имеет нулевое окончание? 1) заяц 2) героика 3) песня 4) красота

15 210 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. В несколько дней стихи распространились по стране, а затем стали известны всей грамотной России (И. Андронников). Тест 8 1. В каком слове нет приставки ПОД-? 1) подвижник 2) подкладка 3) подкрасить 4) подбородок 2. В каком слове нет приставки ОБ-? 1) обзорный 2) обливание 3) обидеть 4) облицовка 3. В каком слове имеется суффикс -К-? 1) крепкий 2) клубника 3) классика 4) заказчик 4. В каком слове нет суффикса -ОВ-? 1) бытовой 2) вдовец 3) вековой 4) дворцовый 5. Укажите слово, состоящее из двух приставок и корня. 1) привидение 3) наперерез 2) разведочный 4) незрелый 6. Какое слово не имеет окончания? 1) маёвка 2) небеса 3) спеша 4) любимица 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Звёзды ярко светили вверху, а волны тихо били о скалистый берег. Тест 9 1. В каком слове имеется приставка ПЕРЕ-? 1) передний 2) перенять 3) переход 4) перепелиный 2. В каком слове нет приставки ВОС-? 1) воспламенение 3) воспринять 2) восхвалять 4) воспитывать 3. В каком слове нет суффикса -ЕЦ? 1) гвардеец 2) братец 3) конец 4) румянец 4. В каком слове есть суффикс -К-? 1) тонкий 2) броский 3) плоский 4) русский

16 Орфография 5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня и двух суффиксов. 1) пренебрегать 3) подвижность 2) выслуга 4) заседание 6. Какое слово не имеет окончания? 1) отчётливый 2) образцовый 3) наверное 4) лягушка Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Художник должен стремиться к равновесию в нём силы воображения с силой логики (М. Горький). Тест В каком слове нет приставки ОБ-? 1) обмануть 2) облицовка 3) обжаловать 4) обменный 2. В каком слове имеется приставка ПРЕД-? 1) предатель 2) предписание 3) предельный 4) предприятие 3. В каком слове нет суффикса -К-? 1) лакомка 2) картонка 3) звонкий 4) пластика 4. В каком слове есть суффикс -ОЧК-? 1) весточка 2) сорочка 3) оболочка 4) ботиночки 5. Укажите слово, состоящее из корня и суффикса. 1) гусиный 2) заготовка 3) боксёр 4) прозрачный 6. Какое слово не имеет окончания? 1) вдохновение 2) заседание 3) значение 4) рисуя 7. Укажите способ образования выделенного слова в предложении. Издали по цвету зелени можно было отличить заросли ольхи от берёзовых рощ и сосен (К. Паустовский). ОРФОГРАФИЯ Тест 1 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

17 262 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты 6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Обычно мираж появляется в виде скал, кустов, деревьев, которые отражаются в воде. 2) Голодные моряки жевали бычью кожу, из которой была сделана обшивка парусов. 3) Горная река, которая несётся через пороги, приносит в долину огромное количество обрывков тропической растительности. 4) В Междуречье было достаточно плодородной земли, которая давала богатые урожаи. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (I часть экзаменационной работы) Тест 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 6. (1) (2) И начала пробуждаться в человеке мысль о том, что любовь приносит счастье только при взаимности, а следовательно, человек обязан платить земле лаской к ней, не жалея усилий и не останавливаясь перед загадками природы. (3) человек в своей темноте долго удивлялся, как это удаётся земле выращивать сладкое и кислое, пряное и горькое, красное и зелёное, как удаётся ей взметать одни плоды на деревья, а другие холить под своим покровом, человек уразумел главное: земля ласковая мать его, которая становится недоброй мачехой, если не прикладывать к ней рук, если не помогать ей, если не бороться за неё. (4) Да, время мудрейший учитель. (5) Человек-потребитель постепенно превращался в человека-творца, и это превращение сопровождалось большими и малыми открытиями законов земледелия и плодородия. (6)Земля щедро платила за это человеку добром. 1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте? 1) Уходящая вглубь тысячелетий история человека неразрывно связана с землёй.

18 Комплексный анализ текста 263 2) Земля, на которой обитал человек, кормила его своими дикорастущими плодами, злаками, травами. 3) Земля являлась для человека ареной борьбы с природой и себе подобными. 4) Земля будто сознательно избрала человека своим властелином. 2 Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? 1) Не смотря на это 3) Как раз 2) Наверное 4) И хотя 3 Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста? 1) человек удивлялся 3) человек уразумел 2) земле удаётся выращивать 4) земля мать 4 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложноподчинённое 3) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 4) сложносочинённое 5 Укажите предложение в котором имеется качественное прилагательное в форме превосходной степени. 1) 2 2) 3 3) 4 4) 5 6 Укажите значение слова время из четвёртого (4) предложения текста. 1) период, эпоха 2) пора года 3) определённый момент, в который произошло что-нибудь 4) последовательная смена часов, дней, лет Тест 2 Прочитайте текст и выполните задания 1 6. (1) Жемчуг богатство преимущественно южных морей, хотя и в северных реках живут пресноводные жемчужницы моллюски, в мантии которых образуется жемчуг. (2) Сейчас пресноводная

19 276 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты 1) Когда 3) Действительно 2) Итак 4) Лишь 3 Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) неудачи подхлёстывали (предложение 3) 2) люди могут (предложение 11) 3) писатель стал (предложение 8) 4) знания позволили (предложение 6) 4 Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста. 1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) простое осложнённое 4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 5 Укажите верную морфологическую характеристику слова надеясь из пятого (5) предложения текста. 1) глагол несовершенного вида 2) действительное причастие 3) деепричастие несовершенного вида 4) глагол совершенного вида 6 Укажите значение слова увлечение из четвёртого (4) предложения текста. 1) расположение к кому-нибудь 3) большой интерес 2) воодушевление, восторженность 4) влюблённость КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (II часть экзаменационной работы) Тест 1 Прочитайте текст и выполните задания (1)Над краем царила вечная, чёрная ночь. (2)Гнилые туманы поднимались над болотистой землёю и стлались в воздухе. (3)Люди рождались, росли, любили и умирали в сыром мраке. (4)Но иногда дыхание

20 Комплексный анализ текста 277 ветра разгоняло тяжёлые испарения земли. (5)Тогда с далёкого неба на людей смотрели яркие звёзды.(6)наступал всеобщий праздник. (7)Однажды звёзды на небе горели особенно ярко.(8) Люди толпились на площади и в немом благоговении возносились душою к вечному свету. (9)Вдруг из толпы раздался голос Адеила: Томится душа моя, нет ей жизни и воли в вечной тьме. (10)Кто знает, быть может, есть путь к звёздам. (11)Пойдёмте же его искать, пойдёмте искать света для жизни! (12)И поднялись многие юноши и девушки. (13)И пошли за Адеилом. (14) Пошли в тёмную, грозную даль. (15)И тьма поглотила их. (16)Прошло много времени. (17)И вот однажды над тёмным краем земли небо слабо осветилось мерцающим светом, сверкнула яркая точка. (18)По дороге тихим шагом шёл Адеил и высоко держал за луч сорванную с неба звезду. (19)Он был один. (20)Его спросили: Где же остальные? (21)Обрывающимся голосом он ответил: Все погибли, прокладывая путь к звёздам. (22)Ликующие толпы окружили звездоносца: Слава принесшему свет! (23)Прошли дни. (24)И вот с воплем выбежал на площадь человек. (25)В безумии бешенства он кричал: Долой звезду! (26)Мы мирно жили во мраке, мы любили наши милые жилища, нашу тихую жизнь. (27)Пришёл свет, и нет уж отрады ни в чём. (28)Он врывается в наши дома, и вот мы видим: все они облеплены грязью; грязь въелась в стены (29)И подхватили другие: Только горе и проклятье приносит людям свет звёзд (30)И ответил Адеил: Не этого ждал я, когда по крутым скалам карабкался к звёздам, когда вокруг меня обрывались и падали в бездну товарищи (31)Я думал: хоть один из нас достигнет цели и принесёт на землю звезду. (32)И в ярком свете наступит на земле яркая, светлая жизнь. (33)Но когда я при свете небесной звезды увидел вашу жизнь, я понял, что безумны были мои мечты (34)Впрочем, могу вас утешить: светить моей звезде недолго. (35)Сорванная с неба, снесённая на землю звезда может светить лишь питаясь

21 278 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты кровью держащего её. (36)Я чувствую, что жизнь моя, как по светильне, поднимается по телу к звезде и сгорает в ней. (37)И нельзя никому передать звезду: она гаснет вместе с жизнью несущего её, и каждый должен добывать звезду вновь. (38)И к вам обращаюсь я, честные и смелые сердцем! (39) Идите же в далёкий путь и несите сюда новые звёзды. (40)А при неугасающем их свете невозможной станет такая жизнь, как теперь. (41)И те, которые теперь в ярости кидаются на звезду, волей-неволею возьмутся за переустройство жизни. (42)Прошли годы. (43)По-прежнему в сыром мраке рождались, росли, любили и умирали люди. (44)По-прежнему мирною и спокойною казалась жизнь. (45)Но глубокая тревога и неудовлетворённость подтачивали её во мраке. (46)Люди не могли забыть того, что осветила мимолётным своим светом яркая звезда. (47)То и дело разносилась весть, что некий юноша или некая девушка ушли из родного гнезда. (48)Куда? (49)Не по пути ли, указанному Адеилом? (По В.Вересаеву) 1 О чём говорит высказывание героя: «И нельзя никому передать звезду: она гаснет вместе с жизнью несущего её, и каждый должен добывать звезду вновь»? 1) Звезда, как хищник, забирает жизнь героя. 2) Герой испытывает чувство страха оттого, что он погибнет. 3) Герой не трус, поэтому никому не хочет передавать принесённую им звезду. 4) Каждый должен самостоятельно добиваться осуществления поставленной перед собой цели. 2 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложение 28 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 27 текста. 2) Предложение 2 содержит описательный фрагмент. 3) В предложениях представлено рассуждение. 4) В предложениях представлено повествование. 3 Укажите слово, которое используется в тексте в переносном значении. 1) горели (предложение 7) 3) свет (предложение 32) 2) выбежал (предложение 24) 4) звезда (предложение 46)

22 Комплексный анализ текста 279 Ответы к заданиям 4 6 запишите словами. 4 Из предложения тридцать семь (37) выпишите слово, образованное неморфологическим способом. 5 Из первого (1) предложения выпишите качественное прилагательное. 6 Из седьмого (7) предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Ответы к заданиям 7 11 запишите цифрами. 7 Среди предложений 7 16 найдите односоставное определённо-личное предложение. Напишите его номер. 8 Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 9 Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение, содержащее в своём составе два придаточных предложения: времени и изъяснительное. Напишите номер этого предложения. 10 Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 11 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

23 280 РАЗДЕЛ II. Тематические тесты В.В. Вересаев, используя такой троп, как (предложения 4,5), создаёт настроение ожидания чего-то необычного. Это настроение писатель усиливает с помощью (предложение 6) и (предложения 12,13). И вот перед заворожённым взором читателя возникает образ звездоносца, держащего за луч звезду и окружённого ликующей толпой. Отношение героя к жизни передано при помощи (предложение 32). Список терминов: 1) олицетворение 6) сравнение 2) антонимы 7) градация 3) эпитеты 8) метонимия 4) фразеологизмы 9) парцелляция 5) инверсия Тест 2 Прочитайте текст и выполните задания (1) Смотрю теперь и вижу, как в телевизоре, свою старую родину и понимаю теперь, что всегда её любил, но всегда чего-то не хватало, и я не мог не только сам ею хвалиться, но не очень верилось, когда кто-нибудь другой говорил, что так-то уж она хороша. (2) Не в поисках ли какой-то новой, лучшей родины я бродил по северу и записывал народные сказки? (3) Не помогали, однако, и сказки, и грандиозные явления северной природы. (4) Теперь, когда мне открылась вся моя родина, понял я, что и тогда родное там, на севере, я себе находил. (5) А то почему же среди великих, почти ежедневных открытий я схватился именно за северный мёд, и так крепко, что захотелось мне рассказать, как он открывался и какие милые люди его открывали. (6) Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно и бывалое в природе с тех пор, как первая пчела нашла где-то цветок. (7) Но это известное и бывалое в природе вещество привезено к нам из такого места, где пчёл никогда не было, и обильный мёд, заключённый в нектарниках цветов тундры, без пчёл человеку был недоступен. (8) Вот этот мёд, что светится сейчас на столе, можно сказать по полному пра-

24 СЛОВАРЬ ТРУДНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПАРОНИМЫ) В Словаре сопоставляются слова близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении. В словарной статье раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления в речи. Каждое приведённое в словаре значение слова иллюстрируется примером. Во многих словарных статьях даётся анализ особенностей сочетания слова с другими словами. После некоторых сопоставляемых слов имеется раздел «Обратите внимание!». В нём приводятся примеры различающихся по смыслу сочетаний паронимов с одними и теми же словами: динамика диалога развитие диалога; динамичность диалога живость, напряжённость диалога. АБОНЕМЕНТ Право пользования чем-нибудь в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право. Абонемент на концерт. Продажа абонементов. АБСОЛЮТИСТСКИЙ Характерный для абсолютизма, свойственный абсолютистам. Абсолютистский режим. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ Являющийся автобиографией. Автобиографическая повесть. АВТОРИТАРНЫЙ 1. Основанный на беспрекословном подчинении власти. Авторитарное правление. 2. Стремящийся утвердить своё влияние, властный. Авторитарное руководство. А АБОНЕНТ Тот, кто имеет право пользования чем-либо в течение определённого срока. Абонент телефонной сети. Абонент не отвечает. АБСОЛЮТНЫЙ 1. Безусловный. Абсолютное право. 2. Совершенный, полный. Абсолютная тишина. Абсолютное знание. АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ То, что содержит лишь элементы автобиографии. Роман включает автобиографичные факты. АВТОРИТЕТНЫЙ 1. Пользующийся авторитетом. Авторитетный учёный. 2. Заслуживающий безусловного, полного доверия. Авторитетный научный труд. 301

25 302 Словарь трудностей русского языка (паронимы) АДРЕСАНТ Отправитель письма, телеграммы, посылки. АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ Основанный на аллегории (иносказании). Аллегорическая повесть. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ Свойственный аристократии или аристократу. Аристократическое общество. Аристократические манеры. БЕЗВРЕМЕННОСТЬ Преждевременность. Безвременность кончины. БЕЗГОЛОСНЫЙ Глухой звук, произносимый без голоса. Безголосный согласный звук. БЕЗОБРАЗИЕ 1. Очень некрасивая внешность, уродство. Он стыдился своего безобразия. 2. Возмутительный поступок. Впредь не допускайте такого безобразия. БЕЗОТВЕТНЫЙ 1. Не получающий и не дающий ответа. Безответный вопрос, взгляд, голос. Безответная любовь. 2. Неспособный возражать, прекословить. Безответный человек, ребёнок, мальчик. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ 1. Безвозмездно оказывающий материальную помощь нуждающимся. Благотворительное общество. 2. Организованный в целях получения средств для оказания помощи нуждающимся. Благотворительный концерт. Б АДРЕСАТ Получатель письма, телеграммы, посылки. АЛЛЕГОРИЧНЫЙ Содержащий аллегорию. Аллегоричная речь. АРИСТОКРАТИЧНЫЙ Изысканный, утончённый. Юноша казался слишком уж аристократичным. БЕЗВРЕМЕНЬЕ Пора невзгод. Безвременье начала войны. БЕЗГОЛОСЫЙ Без голоса, с плохим, слабым голосом. Безголосый певец. БЕЗОБРАЗНОСТЬ Свойство, качество, вызывающее отвращение. Игоря потрясла безобразность уличной драки. БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ Не сознающий своей ответственности, не желающий отвечать за свои действия. Безответственный ученик, студент. БЛАГОТВОРНЫЙ Оказывающий хорошее воздействие, приносящий большую пользу, благо. Благотворный климат, дождь, труд. Благотворное влияние.

26 Словарь трудностей русского языка (паронимы) 303 БЛАГОУСТРОЙСТВО Приведение в порядок. Благоустройство территории возле дома. БЛУЗА Просторная рубаха, которую носят без пояса. Блуза художника. БОЛОТИСТЫЙ Изобилующий болотами, топкий. Болотистая местность. БЛАГОУСТРОЕННОСТЬ Наличие условий для удобной жизни. Его интересовала благоустроенность квартиры. БЛУЗКА Женская кофточка. БОЛОТНЫЙ 1. Относящийся к болоту. Болотные испарения. 2. Предназначенный для работы на болоте. Болотные сапоги. 3. Произрастающий, живущий на болоте. Болотная птица. Обратите внимание! Прилагательные болотистый и болотный могут образовывать различающиеся по смыслу словосочетания с одними и теми же словами: болотистая тропинка топкая, сырая тропинка; болотная тропинка тропинка, идущая по болоту. БРОДЯЖИЙ БРОДЯЧИЙ Относящийся к бродяге, принадлежащий, свойственный бродяге. Бродяжий (-ья, -ье) посох, шапка, поведение. Беспрестанно передвигающийся с места на место, странствующий, кочующий. Бродячий (-ая, -ее) актёр, труппа, существование. Обратите внимание! Прилагательные бродяжий и бродячий могут образовывать различающиеся по смыслу словосочетания с одними и теми же словами: бродяжья жизнь жизнь, как у бродяги; бродячая жизнь жизнь, связанная с постоянной переменной места жительства. БУДНИЙ Не праздный, рабочий. Прилагательное будний сочетается с очень ограниченным кругом слов, обозначающих понятие времени. Будний день. Будняя пора. БУДНИЧНЫЙ 1. Не праздный, рабочий. Будничный день, будничная одежда. будничное время. 2. Скучный, однообразный, безрадостный. Будничный голос, ответ, день. Будничная жизнь, пора. Будничное поручение.


Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2014 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Контрольные

Составила Фаизова Д.А., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (КАРТОЧКИ) - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2013 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Спецификация контрольных

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2012 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Спецификация контрольных

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ по подготовке к по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (старшая школа) 1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2012 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Спецификация контрольных

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2016 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Контрольные измерительные материалы позволяют установить

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Назначение экзаменационной работы Контрольные измерительные материалы

Частное общеобразовательное учреждение «Венда» Среднее общее образование Рабочая программа Русский язык 11 класс Москва Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Спецификация контрольных

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 ЧЕТВЕРТЬ 5 класс 1. Что вам известно об однородных членах предложения? 2. В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет?

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным

9 Рабочая программа 1. Факультатив «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один обучения. Программы соотнесена с требованиями

Кодификатор элементов содержания, русский язык, 10-11 классы Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых при выполнении итоговой контрольной работы по русскому языку в 10-11 классах, составлен

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 86» РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол от 28 августа 207г. /Мусаева Н.Б./ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по русскому языку «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно по русскому языку I. Общие сведения о языке

Во исполнение Приказа Управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.8.213 396, общегородского плана мероприятий по подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обязательным предметам в 213-214

Общие сведения о языке Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Фонетика, графика и орфография Звуки речи: гласные и согласные звуки.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения диагностической контрольной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор элементов содержания

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» (АНО ВО «ИЭУ») СОГЛАСОВАНО Решение Ученого Совета Протокол 27/02 от «27» февраля 2017 г. ПРОГРАММА вступительных

Приложение 3.1. к образовательной программе основного общего образования Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень на 2016-2017 учебный год Разработана: МО учителей русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Говорим и пишем правильно» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература: русский язык Группа 13- Т (очно-заочное отделение) Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по русскому языку Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор

Проект СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по русскому языку 1. Назначение экзаменационной работы Контрольные измерительные материалы позволяют установить

2 необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 40. Часть А 30 заданий. Часть В 10 заданий.

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области УТВЕРЖДЕНА приказом директора 432/ОД МБОУ Щёлковской гимназии МО от 29.08

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерных программ и авторской программы под редакцией М.Т.Баранова «Программы общеобразовательных

I. Пояснительная записка 1. Аннотация. Программа вступительного испытания по русскому языку предназначена для подготовки абитуриентов, поступающих в Негосударственное образовательное учреждение высшего

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА Экзамен по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» проводится письменно за счёт времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД дистанционного курса по дисциплине «Русский язык» (подготовка к ЕГЭ) п/п Тема видеолекции Содержание МОДУЛЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7 г. Кировска» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи» 11 класс Учитель:

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, поступающих на бакалавриат на базе среднего общего образования. Требования составлены на основе федерального государственного

В учебнике даны необходимые теоретические сведения по основным разделам курса русского языка; приведены упражнения для закрепления полученных знаний и выработки умения анализировать языковой материал,

Москва 2017-2018 учебный год Экзаменационный словарь ГИА государственная итоговая аттестация, экзамен, предполагающий определенную процедуру проведения. ЕГЭ единый государственный экзамен, форма государственной

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

2. Смысловой анализ текста. От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста». 1. Внимательно и вдумчиво прочитайте

Текст 3. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для поступающих в Российский университет дружбы народов Программа подготовлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного)

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Порядок проведения экзамена Экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. 10 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 2018 ГОД ПРОГРАММА Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИМЕНИ Э.А. ДИДОРЕНКО» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку Подготовила: Борщева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чехломеевская ОШ» 2. Смысловой анализ текста. От ученика

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральский государственный медицинский университет Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Календарно-тематическое планирование по _русскому языку для 11 класса (заочное обучение) на 2 полугодие 2018-2019 учебного года. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Авторы: В.Ф. Греков,

Календарно-тематическое планирование по _русскому языку для 11 класса (заочное обучение) на 1 полугодие 2018-2019 учебного года. Базовый учебник: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

Русский язык. ЕГЭ 2014. Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.

Данное пособие состоит из двух частей. В части I собран и систематизирован весь теоретический материал, необходимый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В части II даны 25 авторских учебно-тренировочных тестов, составленных в соответствии с кодификатором Министерства образования РФ.

В пособии имеются приложения, которые окажут помощь при выполнении заданий С1.

Это пособие будет полезно всем выпускникам, готовящимся к ЕГЭ по русскому языку. Оно также может быть использовано учителями, преподающими язык в старших классах, как для контроля знаний учащихся, так и в качестве источника домашних упражнений.

Формат: djvu / zip

Размер: 2,65 Мб

Формат: pdf / zip

Размер: 13,4 Мб

ОглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ 7КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК 9§ 1. Фонетика и орфоэпия 91.1. Буквы и звуки 91.2. Некоторые правила произношения согласных звуков 101.3. Некоторые правила произношения гласных звуков 101.4. Орфоэпические нормы (ударение в словах и формах слов) 11L4.1. Ударение в именах существительных 111.4.2. Ударение в именах прилагательных 121.4.3. Ударение в глаголах 131.4.4. Ударение в причастиях 13§ 2. Лексическое значение слова 152.1. Прямое и переносное значение слова 152.2. Омографы. Омонимы. Омофоны. Паронимы 16§ 3. Морфемика и словообразование 173.1. Морфемы русского языка 173.2. Морфемный анализ слова 173.3. Основные способы словообразования 183.4. Определение способа образования слова 20§ 4. Морфология 224.1. Самостоятельные части речи 224.1.1. Имя существительное 224.1.2. Имя прилагательное 244.1.З. Имя числительное 264.1.4. Местоимение 274.1.5. Глагол 294.1.6. Причастие 324.1.7. Деепричастие 344.1.8. Наречие 354.2. Служебные части речи 364.2.1. Союз 364.2.2. Предлог 374.2.3. Частица 384.3. Междометие 394.4. Звукоподражательные слова 39§ 5. Орфография 405.1. Правописание корней 405.1.1. Правописание безударных гласных в корне слова 405.1.2. Правописание корней с чередующимися гласными 405.1.3. Правописание Е,3 в корне слова 415.1.4. Правописание согласных в корне слова 425.1.5. Правописание О-Е(Ё) после шипящих в корне слова 425.1.6. Гласные Ы-И после Ц в корне слова 425.2. Правописание приставок 435.2.1. Правописание согласных и гласных в приставках 435.2.2. Приставки на 3- и С- 435.2.3. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 445.2.4. Гласные ЫиИ после приставок 455.3. Правописание суффиксов 455.3.1. Правописание суффиксов в именах существительных 455.3.2. Правописание суффиксов в именах прилагательных 465.3.3. Правописание суффиксов глаголов 475.3.4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени 485.3.5. Правописание -НИ- и -Н- в суффиксах различных частей речи 485.3.6. Правописание 0, Е(Ё) после шипящих в 515.4. Правописание окончаний 515.4.1. Личные окончания глаголов. 515.4.2. Буквы 0 и Е(Ё) после шипящих в окончаниях слов 535.5.Употреблением правописание Ъ и Ь 535.5.1. Употребление и правописание Ъ 535.5.2. Употребление и правописание Ь 535.6. Слитное, дефисное и раздельное написание 555.6.1. Правописание сложных существительных 555.6.2. Правописание сложных прилагательных 565.6.3. Правописание наречий 575.6.4. Правописание частиц(кроме НИ и НЕ) 595.6.5. Правописание частиц НИ и НЕ 595.6.6. Правописание союзов 615.6.7. Правописание предлогов 63§ 6. Синтаксис 646.1. Словосочетание. Связь слов в словосочетании 646.2. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения 666.2.1. Подлежащее 666.2.2. Сказуемое 666.2.3. Второстепенные члены предложения 686.2.4. Грамматическая основа предложения 696.3. Основные виды предложений 696.3.1. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания, по наличию или отсутствию членов предложения 696.3.2. Двусоставные и односоставные предложения 706.3.3. Простое осложнённое предложение 716.3.4. Сложное предложение 74§ 7. Пунктуация 807.1. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) 807.2. Знаки препинания при обособленных членах предложения 827.2.1. Согласованные и несогласованные определения 827.2.2. Обособленные приложения 847.2.3. Обособленные обстоятельства 867.2.4. Обособленные дополнения 887.3. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 897.3.1. Вводные слова 897.3.2. Вводные предложения 917.4. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 917.5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 927.6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 94§ 8. Нормы современного русского языка 968.1. Лексические нормы 968.2. Морфологические нормы 998.2.1 Употребление форм существительных 998.2.2. Употребление форм прилагательных 1058.2.3. Употребление форм числительных 1068.2.4. Употребление местоимений 1088.2.5. Употребление форм глаголов и причастий 1098.2.6. Употребление некоторых предлогов 1098.3. Синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений 1118.3.1. Построение предложений с деепричастными оборотами 1118.3.2. Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом 1128.3.3. Управление 1128.3.4. Нормы согласования 1148.3.5. Некоторые ошибки и недочёты в построении сложного предложениями§ 9. Стилистика и речь 1199.1. Стили русского языка 1199.2. Функционально-смысловые типы речи 1209.3. Смысловая и композиционная целостность текста 1219.4. Средства связи предложений в тексте 1229.5. Средства художественной выразительности текста 123УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ 130Вариант 1 130Вариант 2 140Вариант 3 149Вариант 4 159Вариант 5 168Вариант 6 178Вариант 7 188Вариант 8 197Вариант 9 208Вариант 10 217Вариант 11 227Вариант 12 237Вариант 13 246Вариант 14 256Вариант 15 265Вариант 16 274Вариант 17 284Вариант 18 294Вариант 19 304Вариант 20 314Вариант 21 323Вариант 22 332Вариант 23 341Вариант 24 351Вариант 25 ПРИЛОЖЕНИЯ 371I. Инструкция по выполнению задания С1 и критерии его оценки 371П. Памятка: «Как писать сочинение?» 375III. Практикум: «Пишем сочинение» 382IV. Цитаты 394V. Трудные случаи произношения слов и их форм 401VI. План экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку 408СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 415

Как скачивать и открывать книги в различных форматах pdf, djvu - смотрите здесь

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК 9
§ 1. Фонетика и орфоэпия 9
1.1. Буквы и звуки 9
1.2. Некоторые правила произношения согласных звуков 10
1.3. Некоторые правила произношения гласных звуков 10
1.4. Орфоэпические нормы (ударение в словах и формах слов) 11
L4.1. Ударение в именах существительных 11
1.4.2. Ударение в именах прилагательных 12
1.4.3. Ударение в глаголах 13
1.4.4. Ударение в причастиях 13
§ 2. Лексическое значение слова 15
2.1. Прямое и переносное значение слова 15
2.2. Омографы. Омонимы. Омофоны. Паронимы 16
§ 3. Морфемика и словообразование 17
3.1. Морфемы русского языка 17
3.2. Морфемный анализ слова 17
3.3. Основные способы словообразования 18
3.4. Определение способа образования слова 20
§ 4. Морфология 22
4.1. Самостоятельные части речи 22
4.1.1. Имя существительное 22
4.1.2. Имя прилагательное 24
4.1.З. Имя числительное 26
4.1.4. Местоимение 27
4.1.5. Глагол 29
4.1.6. Причастие 32
4.1.7. Деепричастие 34
4.1.8. Наречие 35
4.2. Служебные части речи 36
4.2.1. Союз 36
4.2.2. Предлог 37
4.2.3. Частица 38
4.3. Междометие 39
4.4. Звукоподражательные слова 39
§ 5. Орфография 40
5.1. Правописание корней 40
5.1.1. Правописание безударных гласных в корне слова 40
5.1.2. Правописание корней с чередующимися гласными 40
5.1.3. Правописание Е,3 в корне слова 41
5.1.4. Правописание согласных в корне слова 42
5.1.5. Правописание О-Е(Ё) после шипящих в корне слова 42
5.1.6. Гласные Ы-И после Ц в корне слова 42
5.2. Правописание приставок 43
5.2.1. Правописание согласных и гласных в приставках 43
5.2.2. Приставки на 3- и С- 43
5.2.3. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 44
5.2.4. Гласные ЫиИ после приставок 45
5.3. Правописание суффиксов 45
5.3.1. Правописание суффиксов в именах существительных 45
5.3.2. Правописание суффиксов в именах прилагательных 46
5.3.3. Правописание суффиксов глаголов 47
5.3.4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени 48
5.3.5. Правописание -НИ- и -Н- в суффиксах различных частей речи 48
5.3.6. Правописание 0, Е(Ё) после шипящих в суффиксах 51
5.4. Правописание окончаний 51
5.4.1. Личные окончания глаголов. 51
5.4.2. Буквы 0 и Е(Ё) после шипящих в окончаниях слов 53
5.5.Употреблением правописание Ъ и Ь 53
5.5.1. Употребление и правописание Ъ 53
5.5.2. Употребление и правописание Ь 53
5.6. Слитное, дефисное и раздельное написание 55
5.6.1. Правописание сложных существительных 55
5.6.2. Правописание сложных прилагательных 56
5.6.3. Правописание наречий 57
5.6.4. Правописание частиц(кроме НИ и НЕ) 59
5.6.5. Правописание частиц НИ и НЕ 59
5.6.6. Правописание союзов 61
5.6.7. Правописание предлогов 63
§ 6. Синтаксис 64
6.1. Словосочетание. Связь слов в словосочетании 64
6.2. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения 66
6.2.1. Подлежащее 66
6.2.2. Сказуемое 66
6.2.3. Второстепенные члены предложения 68
6.2.4. Грамматическая основа предложения 69
6.3. Основные виды предложений 69
6.3.1. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания, по наличию или отсутствию членов предложения 69
6.3.2. Двусоставные и односоставные предложения 70
6.3.3. Простое осложнённое предложение 71
6.3.4. Сложное предложение 74
§ 7. Пунктуация 80
7.1. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) 80
7.2. Знаки препинания при обособленных членах предложения 82
7.2.1. Согласованные и несогласованные определения 82
7.2.2. Обособленные приложения 84
7.2.3. Обособленные обстоятельства 86
7.2.4. Обособленные дополнения 88
7.3. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 89
7.3.1. Вводные слова 89
7.3.2. Вводные предложения 91
7.4. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 91
7.5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 92
7.6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 94
§ 8. Нормы современного русского языка 96
8.1. Лексические нормы 96
8.2. Морфологические нормы 99
8.2.1 Употребление форм существительных 99
8.2.2. Употребление форм прилагательных 105
8.2.3. Употребление форм числительных 106
8.2.4. Употребление местоимений 108
8.2.5. Употребление форм глаголов и причастий 109
8.2.6. Употребление некоторых предлогов 109
8.3. Синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений 111
8.3.1. Построение предложений с деепричастными оборотами 111
8.3.2. Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом 112
8.3.3. Управление 112
8.3.4. Нормы согласования 114
8.3.5. Некоторые ошибки и недочёты в построении сложного предложениями
§ 9. Стилистика и речь 119
9.1. Стили русского языка 119
9.2. Функционально-смысловые типы речи 120
9.3. Смысловая и композиционная целостность текста 121
9.4. Средства связи предложений в тексте 122
9.5. Средства художественной выразительности текста 123
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ 130
Вариант 1 130
Вариант 2 140
Вариант 3 149
Вариант 4 159
Вариант 5 168
Вариант 6 178
Вариант 7 188
Вариант 8 197
Вариант 9 208
Вариант 10 217
Вариант 11 227
Вариант 12 237
Вариант 13 246
Вариант 14 256
Вариант 15 265
Вариант 16 274
Вариант 17 284
Вариант 18 294
Вариант 19 304
Вариант 20 314
Вариант 21 323
Вариант 22 332
Вариант 23 341
Вариант 24 351
Вариант 25 361
ПРИЛОЖЕНИЯ 371
I. Инструкция по выполнению задания С1 и критерии его оценки 371
П. Памятка: «Как писать сочинение?» 375
III. Практикум: «Пишем сочинение» 382
IV. Цитаты 394
V. Трудные случаи произношения слов и их форм 401
VI. План экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку 408
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 415