И составьте тест по данному произведению (10 вопросов). И составьте тест по данному произведению (10 вопросов) Кому продает невода Митрофан Петров

Данные об авторе

Беспалова Ирина Владимировна

Место работы, должность:

Краснодарский край, Лабинск, МОУ СШ№2, учитель русского языка и литературы

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Задача: подготовка к ЕГЭ Цели: - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемое оборудование:

Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты


Краткое описание:

Ход урока.

1. Орг.момент.

Мотивация познавательной деятельности.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи , а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?Постараемся ответить на этот вопроссегодня на уроке.

Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колесапролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведетпереписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека .

Откуда она? Что питает ее? Конечно его творчество.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.

2. Тема, цели.

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Ощущаешь ли ты себя одиноким?

3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитатьрассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.

Тест по тексту.

1. в какое время суток происходит действие? (вечер)

2. имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)

3. кто выслушал Иону? (никто)

4. кто жена Ионы? (сырая земля)

5. какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

Итак, рассказ называется «Тоска»

В. Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?

Тоска ж.

Тоска ж

В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)

Индивидуальная работа по карточкам.

Инструкция.

Время работы - 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.

Во время сдачи ЕГЭважно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй;сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся - толпы бегут - толпы снуют )

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Карточка №4 .

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова(от презрительного лошаденка, к нейтральному - лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)

Прокомментируйте.

Вместе найти: мотив одиночества.

Чувство одиночества- одинок- тоска-тоска громадная- отдается тоске -тоска -ему невмоготу.

В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)

В. Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе? (цифра 3)

В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)

В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)

В. Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.

В .Прочитайте выразительно последнее предложение.Как вы объясните многоточие?

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Самостоятельная работа.

Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска , которое более всего подходит к рассказу Чехова.

Карточка №5

Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Тоска ж

1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//

2.разг. Скука, уныние,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.

Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»

Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною - пустота,

Но за спиною - тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И - нет небес.

Варлам Шаламов 1938 год

В. Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.

(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).

Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.

Итоги

Д/Зстр.27, вопр.7

Тест по литературе Тоска (А.П. Чехов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Пота­пов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только воз­можно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…
— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона воз­гласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по­-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме си­пенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай… — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибает­ся на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выра­жающее его главную мысль?

2. Как называется описание природы в литературном произведении?

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…

3.

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.

4.

Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.

5. Как называется изобразительное средство?

Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…

Задания с развернутым ответом

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.

2. Как называется описание внешности героя литературного произ­ведения?

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

3. Укажите название изобразительного средства:

Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?

Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегу­щих людей, тому нельзя не думать…

5. Укажите название изобразительного средства:

Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Задания с развернутым ответом

7. Каким предстает Иона в данном эпизоде?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений А.П. Чехова «Тоска» и И.С. Тургенева «Муму». Чем похожи переживания героев и их эмоциональное состояние?

Фрагмент произведения И.С. Тургенева «Муму»

Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивал­ся, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели. Когда же на другой день Герасим вышел из каморки, в нем особенной перемены нельзя было заметить. Он только стал как будто поугрюмее, а на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания. В тот же вечер они оба с гусями под мыш­кой отправились к барыне и через неделю женились. В самый день свадьбы Герасим не изменил своего поведения ни в чем; только с ре­ки он приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку; а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шата­лась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.
Все это происходило весною. Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой… Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память крас­ный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослези­лась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Ге­расимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему по­казалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Гера­сим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Ответы на тест по литературе Тоска (А.П. Чехов)
1 вариант
1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение

Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.
Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
- Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видитвоенного в шинели с капюшоном.
- На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.
Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
- Куда прешь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. - Куда черти несут? Пррава держи!
- Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
- Какие все подлецы! - острит военный. - Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
- Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
- Сворачивай, дьявол! - раздается в потемках. - Повылазило, что ли, старый пес?
Гляди глазами!
- Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем.
Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?

2. Как называется описание природы в литературном произведении?
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки...

3. Укажите название изобразительного средства: Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.

Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.

5. Как называется изобразительное средство?
Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

2 вариант

1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.

2. Как называется описание внешности героя литературного произведения?
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

3. Укажите название изобразительного средства: Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?
Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

5. Укажите название изобразительного средства:
Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

ОТВЕТЫ

1 вариант

1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора // олицетворение
5. эпитет

2 вариант

1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение

Урок по (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, огромный выбор развлекательных программ отодвигает чтение на второй план. С другой стороны, чтение не представляет для большинства никакого интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где изучаются художественные произведения, вызывают сложности у школьников и учителей.

Использование на уроках приема технологии критического мышления чтение с остановками делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок.

Текст рассказа «Тоска» не читается детьми заранее, делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в «Дереве предсказаний» и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. Рассказ необыкновенно ценен тем, что позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, «Дерево предсказаний», чтение с остановками, эссе.

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Трагедия одиночества человека в мире других людей.

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска».

(урок внеклассного чтения)

7 класс МОУ СОШ №132

I. Методический комментарий

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ). Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, огромный выбор развлекательных программ отодвигает чтение на второй план. С другой стороны, чтение не представляет для большинства никакого интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где изучаются художественные произведения, вызывают сложности у школьников и учителей.

Использование на уроках приема технологии критического мышления чтение с остановками делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок.

Текст рассказа «Тоска» не читается детьми заранее, делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в «Дереве предсказаний» и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. Рассказ необыкновенно ценен тем, что позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, «Дерево предсказаний», чтение с остановками, эссе.

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

II. Цели и задачи урока

Учебные:

  1. заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
  2. сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие:

  1. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  2. умение решать проблемы;
  3. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  4. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  5. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  6. в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитательные:

  1. воспитывать социальную ответственность;
  2. воспитывать эстетически подготовленного читателя;
  3. формирование содержания понятий «маленькие люди», «ничтожные люди», «одиночество человека»

III. Оборудование:

1. Текст рассказа А. П. Чехова «Тоска» , разделенный на пять частей, каждая из которых выдается школьникам в процессе чтения;

2. На доске записана тема урока - Рассказ А.П. Чехова «Тоска», проблемный вопрос: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?», «Дерево предсказаний» для составления прогноза в процессе чтения.

3.Компьютер, проектор, презентация

План урока:

1. Введение в урок. Выстраивается ассоциативный ряд к слову тоска, работа с толковыми словарями.

2. Рассказ «Тоска». Стадия вызова: обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения. «Корзина идей».

3. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

4. Рефлексия. На этой стадии текст опять рассматривается как единое целое.

5. Поведение итогов. Завершается урок написанием эссе на тему Занятие заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.

7. Оценка работы на уроке.

Ход урока

  1. Введение в урок.

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово «тоска», без сообщения имени автора и названия урока, чтобы добиться «чистой» рефлексии.

Тоска…Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко. Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова)

ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля )

ТОСКА́ , -и, ж. 1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Это название рассказа А. П. Чехова. Почему оно кажется необычным для этого писателя? Судя по названию, это не юмористический рассказ. В чем особенность серьезного рассказа Чехова, над этим сегодня будем размышлять.

Запись на доске и в тетради:

Трагедия одиночества человека в мире других людей. Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска».

Сообщение цели и задач урока.

Цели и задачи урока: показать трагедию одиночества человека в мире других людей в рассказе А.П. Чехова «Тоска», исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его.

Слово учителя . Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

- А какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится А. Чехов – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

2. Вызов.

На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».

Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:

не интересно,

думают о своем,

не считаются с твоей точкой зрения,

игнорируют сознательно,

не хотят.

Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Люди глухи!»

3. Осмысление - чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Посмотрим, как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска»

(Рассказ заранее не читается).

ТОСКА

Кому повем печаль мою?..

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег... Его лошадёнка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Первая остановка

Возможный вопрос:

С описания чего начинается рассказ? (С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на все вокруг и на Иону.)

Где происходят события? (Городской пейзаж. (Цитата) Это пейзаж – настроения. Для чего он дается автором? (На его фоне раскрываются душевные переживания героя)

Кто герой произведения? Почему в таком состоянии мы видим Иону Потапова? (Горе, тоска).

Почему Иона находится в таком состоянии? Ваш прогноз.

Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона.- Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облеплённые снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

На Выборгскую! - повторяет военный.- Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

Куда прёшь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из тёмной, движущейся взад и вперёд массы.- Куда черти несут? Пррава держи!

Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошадёнки. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Какие все подлецы! - острит военный.- Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

Что? - спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:

А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

Сворачивай, дьявол! - раздаётся в потёмках.- Повылазило, что ли, старый пёс? Гляди глазами!

Поезжай, поезжай...- говорит седок.- Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся... Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку. Проходит час, другой...

Вторая остановка

Возможные вопросы:

Видим ли мы в рассказе портрет героя? (Нет, описано внутренне состояние – это важно ).

В чем причина горя, тоски? (Сын умер)

Как реагирует военный (слышит ли) на рассказ Ионы о смерти сына? (Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?

Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов?

на доске «Дерево предсказаний» :

По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

Извозчик, к Полицейскому мосту! - кричит дребезжащим голосом горбач.- Троих... двугривенный!

Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак - для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попрёков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

Ну, погоняй! - дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы.- Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти...

Гы-ы... гы-ы...- хохочет Иона.- Какая есть...

Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

Голова трещит...- говорит один из длинных.- Вчера у Дукмасовых мы вдвоём с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

Не понимаю, зачем врать! - сердится другой длинный.- Врёт, как скотина.

Накажи меня бог, правда...

Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

Гы-ы! - ухмыляется Иона.- Ве-есёлые господа!

Тьфу, чтоб тебя черти!..- возмущается горбач.- Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка её кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько её!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращённую к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается ещё раз и бормочет:

А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

Все помрём...- вздыхает горбач, вытирая после кашля губы.- Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезёт?

А ты его легонечко подбодри... в шею!

Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

Гы-ы...- смеётся он.- Весёлые господа... дай бог здоровья!

Извозчик, ты женат? - спрашивает длинный.

Я-то? Гы-ы... ве-есёлые господа! Таперя у меня одна жена - сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в тёмном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что её не увидишь днём с огнём...

Третья остановка

Возможные вопросы:

Кто следующие пассажиры? (Трое молодых людей).

- Чего ему теперь хочется, чего не хватает? (Внимания и сопереживания. Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться.)

Какая деталь подтверждает наши наблюдения? («Троих... двугривенный! Иона дёргает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак - для него теперь всё равно, были бы только седоки...»)

Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? («Все помрем»). Почему они так говорят? (Молодость, равнодушие)

Стало ли легче Ионе после разговора с молодыми людьми? («Утихшая ненадолго тоска появляется вновь…»).

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

Милый, который теперь час будет? - спрашивает он.

Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдаётся тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дёргает вожжи... Ему невмоготу.

«Ко двору,- думает он.- Ко двору!»

И лошадёнка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота... Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой...

«И на овёс не выездил,- думает он.- Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий своё дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...»

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

Пить захотел? - спрашивает Иона.

Стало быть, пить!

Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про неё нужно поговорить... Да мало ли о чём он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить ещё лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

Четвертая остановка.

Возможные вопросы:

К кому еще обращается Иона? (К дворнику, молодому извозчику).

Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).

Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду? (Жажда сильна, как сильно желание рассказать).

Вопрос-прогноз: - Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? Обращаемся к «Дереву предсказаний» (Лошади) Почему?

Найдите в 1 абзаце текста деталь, которая указывает на то, что только лошадь и сможет «выслушать» Иону, «понять» его. (О лошади сказано: «Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…» Здесь лошадь становится своего рода аlter еgo Ионы: оба они оторваны от дома, от деревенского мира, привычной среды.) Казалось бы, ситуация откровения с лошадью, может вызвать улыбку, но внимания читателя автор сумел сконцентрировать на одиночестве, страданиях героя.

После обсуждения текст дочитывается до конца.(как вариант - предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Карусель»)

«Пойти лошадь поглядеть,- думает Иона.- Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»

Он одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

Жуёшь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза.- Ну, жуй, жуй... Коли на овёс не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё...

1886

Какое чувство вызывает финал рассказа?

4. Рефлексия.

На этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. На стадии рефлексии сначала обращаемся к эпиграфу «Кому повем печаль мою?..»

Вопрос:

Перед нами риторический вопрос. Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Люди не хотят меня слышать, они глухи, поэтому я могу обратиться к Богу, который не сможет мне отказать).

Слово учителя: Эпиграф, предваряющий рассказ, вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, владыко мой,
Известна печаль моя.

Имя извозчика тоже вызывает библейские ассоциации: Иона - самый древний из пророков, чьи писания вошли в Библию. Перед нами не просто история маленького человека с его горестями и болью, но история Человека, одинокого в мире других людей.

Затем обращаемся к записанным на доске ответам учащихся в начале урока, когда использовался прием «корзина идей» и выбираем наиболее точный из списка. (Не хотят).

Вот и закончился этот рассказ Чехова. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

Взгляд Чехова на человека оптимистичен или пессимистичен?

Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что бы вы сделали на месте пассажиров Ионы?

Что бы мы посоветовали себе и другим людям, проходящим мимо горя людского?

5. Поведение итогов.

Написание эссе (под музыку Брамса) на тему «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?» Цель эссе - размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом - рефлексивная оценка изученного. Занятие заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.

Запись в тетради вывода:

В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное - быть сострадательными, уважать ближних.

И в этом одна из тайн чеховского искусства. Вы еще встретитесь с ним.

Чеховские произведения лишены учительства. Чехов не собирался учить, навязывать свое мнение. Современные Чехову критики порой обвиняли его в объективизме. Дескать, он не обвиняет, не ругает, не жалеет… А разве не жалко нам Иону и других героев? Чехов так подает их образы в рассказах, что сердце читателя сжимается. В его произведениях доверие к читателю, разговор на равных, расчет на отзывчивость, впечатлительность, жизненную наблюдательность, сопереживание.

Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется ""второе зрение"", и он будет видеть между строк. С этим связано домашнее задание.

6. Объяснение домашнего задания.

Написать продолжение рассказа на тему «Разговор Ионы с лошадью».

7. Оценка работы на уроке.

  1. оценка учителем и школьниками индивидуальной работы учащихся;
  2. оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.

Дроздова Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №132 г. о. Самара