Хмурый полдень XXI век. Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память История миноносца стерегущий

Новиков Василий Николаевич , родился в 1879 году в деревне Андроново, Охотинского уезда, Пермской губернии. В 1896 году его семья переезжает в д. Еловка, Томского уезда, Томской губернии. В 1902 г. призван на службу в Порт - Артур, после окончания учебы назначен трюмным машинистом 2-ой. статьи миноносца "Стерегущий" . Новиков один из четырех матросов оставшихся в живых после боя миноносца с четыремя боевыми кораблями японцев 26 февраля (10 марта) 1904 г. По распространенной в то время легенде открыл кингстоны для затопления миноносца, чтобы не допустить захват поверженного корабля врагом.

Награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183 , 16 мая в день открытия памятника "Стерегущему" был всемилостивйше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36 .

После войны вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.


Новиков с земляками из Кузнецкого уезда Томской губернии, фото Порт - Артур 1904 г.


Василий Николаевич с семьей. д. Еловка 1918 г. Фотографии из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

1. Миноносец "Стерегущий".

"Стерегущий" принадлежал к серийным миноносцам типа "Сокол". Заложенный на Невском заводе в Петербурге, после разборки он был доставлен в Порт-Артур, где, уже окончательно собранный, 9 июня 1902 года был спущен на воду. При водоизмещении 259 тонн он имел длину 58 метров, ширину 5,7 метра и осадку 2,5 метра. Восемь котлов Ярроу и две главные машины мощностью 3800 л.с. давали возможность "Стерегущему" развивать скорость до 26,5 узлов (хотя на момент гибели из-за плохого технического состояния он мог давать только 20 узлов). Вооружение миноносцев типа "Сокол" состояло из 75-мм орудия, трёх 47-мм пушек и двух минных (торпедных) аппаратов. В этом они значительно уступали японским миноносцам, которые, как правило, имели на вооружении по 76-мм орудию и пять 57-мм пушек при таком же числе минных аппаратов. Экипаж "Стерегущего" состоял из 4 офицеров и 49 нижних чинов.

2. Афонин Н.Н. "Стерегущий", Санкт-Петебург - "Гангут" №4, 1992 г.

25 февраля 1904 года, через месяц после начала войны с Японией, новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров назначил миноносцы "Стерегущий" и однотипный ему "Решительный" в разведку к островам Эллиот. Старшим отряда был капитан 2 ранга Ф.Э.Боссе, командир "Решительного". "Стерегущим" командовал лейтенант А.С.Сергеев, принявший миноносец за неделю до получения задания. Около 19 часов оба миноносца вышли из Порт-Артура в море. Через два часа с головного "Решительного" заметили отблески прожектора японского корабля, стоявшего у входа в залив Талиенван. Решив атаковать неприятеля, Боссе приказал увеличить ход, но едва скорость превысила 16 узлов, как из труб миноносцев стали вырываться языки пламени. Эти факелы заметили японские миноносцы, стоявшие под берегом. Они попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой и уменьшив ход до малого, укрылись в тени острова Южный Саншантао. Этот маневр увенчался успехом - японцы потеряли наши корабли из виду и прошли мимо.
Потеряв много времени на отрыв от неприятеля, наш отряд уже не успевал до восхода Луны к главной цели операции - островам Эллиот, где, как предполагалось, японцы устроили временную базу для своих миноносцев. К тому же момент внезапности был утерян и, посовещавшись, оба командира решили возвращаться в Порт-Артур. Через три часа, когда в утреннем тумане уже обозначились очертания горы Ляотешань, с русских миноносцев заметили силуэты четырёх кораблей. Это были японские миноносцы "Усугумо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Они пришли на рейд Порт-Артура прошлой ночью с целью атаковать находившиеся там русские корабли. Но рейд оказался пуст. Тогда японцы сбросили в воду светящиеся буйки. В темноте они должны были имитировать огни неприятельских кораблей, вводя в заблуждение русских артиллеристов, которые зачастую открывали по ним огонь. И в этот раз, осветив буйки, береговые батареи произвели несколько выстрелов. Считая задачу "вызвать напрасный расход неприятельских снарядов" выполненной, японские миноносцы около 6 ч утра направились на юг на соединение с главными силами адмирала X. Того, который рассчитывал подойти к Порт-Артуру на рассвете.
Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили, "Решительный", а вслед за ним и "Стерегущий" резко повернули в открытое море: Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс, пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, "Решительный" и "Стерегущий", развивая предельную скорость, устремились к Порт-Артуру. Увеличив ход и повернув вправо, японский отряд попытался сблизиться с русскими кораблями. Сохраняя еще некоторое преимущество в скорости, "Рёшительный", а за ним и "Стерегущий" предприняли отчаянную попытку обойти строй японских кораблей с фланга. Но и этот маневр был разгадан! Повернув еще на восемь румбов, японские "истребители" легли на параллельный курс, имея головным "Акебоно", и открыли огонь.
Если "Решительный", находившийся впереди "Акебоно", успешно отбивался от него, то шедший вторым "Стерегущий" оказался на траверзе сразу двух миноносцев - "Акебоно" и "Сазанами" - и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских миноносца. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.
Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем" . Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой. Пробив борт "Акебоно", русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя, но вскоре вернулся в строй, заняв место между "Синономе" и "Усугумо". Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.
Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант A. C. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.
В 7 ч 10 мин орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и "Сазанами" направился к "Стерегущему"...
Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам "Баян" и "Новик" готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур "Решительный" сообщил о бедственном положении "Стерегущего". Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на "Новик", уже разворачивавшийся для выхода из гавани...
Остановившись недалеко от "Стерегущего", "Сазанами" спустил вельбот, и мичман Хирата Ямазаки с пятью матросами получил приказ подготовить русский миноносец к буксировке. В 7 ч 25 мин вельбот подошел к "Стерегущему", и Ямазаки с матросом 1-й статьи Абе вскарабкались на искореженный полубак. Подняв на миноносце японский флаг, они обошли корабль. "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, - писал в своем донесений Ямазаки, - в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя". В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию" .
Каково же было его удивление, когда среди этого искореженного, залитого кровью металла и мертвых тел японские матросы наткнулись на двух живых защитников "Стерегущего" - легко раненного кочегара А. Осинина и трюмного машиниста В. Новикова. Вместе с ранее подобранными из воды Ф. Юрьевым и И. Хиринским только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды "Стерегущего" погибли в этом бою. Переправив обоих пленных на "Сазанами", японцы приготовились к буксировке. Осмотрев миноносец и выбросив за борт все горючие предметы, Ямазаки распорядился закрепить поданные с "Сазанами" буксиры у правого носового рыма "Стерегущего", а сам опробовал руль, но из-за перебитых штуртросов он не действовал, что значительно усложняло буксировку. Тем не менее в 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и "Сазанами", постепенно увеличивая скорость, потащил "Стерегущий" в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт. Однако буксировка наполовину затопленного миноносца, да еще на волнении, оказалась делом далеко не простым - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на "Сазанами", который вернулся к "Стерегущему" и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура "Новик" и "Баян" с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение "Стерегущего" водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера "Читосе" приказ: бросить захваченный миноносец и расстрелять его!
Командир "Сазанами" приказал мичману Ямазаки покинуть "Стерегущий". Спустив японский флаг и прихватив в виде трофеев компас и найденные на миноносце бинокли, японцы спустились в подошедший вельбот, на котором, несмотря на его сильные повреждения, благополучно добрались до "Сазанами". Причем, как только они перебрались на корабль, вельбот тут же у борта затонул. Сам же миноносец повернул к крейсеру "Токива", чтобы передать пленных, а также раненых и убитых моряков. Добить израненный русский корабль начальник отряда поручил "Усугумо", который и направился к "Стерегущему". Однако в это же самое время корабли подошедшего 4-го боевого отряда, подняв стеньговые флаги, приготовились открыть огонь по русским крейсерам. "Усугумо" мог очутиться между сражающимися сторонами. Оценив обстановку, М. Цуция отменил свой приказ и направил "Усугумо" к флагманскому броненосцу "Микаса", где и доложил адмиралу X. Того о событиях этой ночи.
Оставленный "Стерегущий" еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио "Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.
В 10 ч 45 мин "Сазанами" подошел к борту "Токива", и четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!" Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой, женой командира "Стерегущего", на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото говорилось: "Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда". Далее прилагались сведения, собранные японцами в результате опроса моряков со "Стерегущего". Один из них, минно-машинный квартирмейстер Федор Юрьев, исполнявший обязанности боцмана и находившийся все время на верхней палубе у машинного телеграфа, вспоминал, что видел командира, "лежащего на палубе миноносца, от раны под коленом он казался почти мертв". Так как бой был "в самом разгаре", TO, по словам Юрьева, "никто из нас не мог подоспеть ему на помощь". Три других участника боя утверждали, что их командир, будучи раненым, был убит попавшим ему в голову осколком снаряда. Тело его осталось на миноносце . В заключение вдове в весьма учтивых выражениях высказывались "самые глубокие соболезнования" и сожаления, что она лишилась своего "славного супруга, погибшего за Отечество".

Подвиг "Стерегущего" не мог пройти незамеченным и на родине, но здесь он получил самый неожиданный резонанс. Одно из первых сообщений о бое и гибели "Стерегущего" появилось в газете "Новое время" (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: со ссылкой на корреспондента английской "Таймс" (он, в свою очередь, ссылался на слова "японского донесения") сообщалось, что когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на "Стерегущем" два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только "не сдались врагу, но вырвали у него добычу"; открыв кингстоны, они "наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах". Попав на газетные полосы, это сообщение обошло всю Россию. В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка в память о гибели "Стерегущего" и двух матросов-героев, на которой изображались миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига, а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:

"Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской,
Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда
О тех, кому могилою - глубокая вода,
Герои безыменные, не нужно вам имён:
Вы гордость нашей Родины, краса её знамён."

Одновременно в большом количестве разошлись по стране репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшей момент открытия двумя матросами иллюминатора на гибнущем "Стерегущем". В ногах у матросов был изображен маховик от кингстона. Скульптор К. Изенберг использовал эту композицию. Созданная им модель памятника "Двум неизвестным морякам-героям" в августе 1908 года удостоилась "высочайшего одобрения" царем, и 22 июня следующего года со скульптором был заключен контракт на сооружение памятника. Причем в виде платы за выполнение всех работ Изенбергу с разрешения Совета министров отпускался со складов Морского министерства медный лом на сумму 60 тыс. рублей.
Однако в распоряжении Исторической части Морского генерального штаба не оказалось ни одного документа, в котором содержалось бы упоминание о "подвиге двух неизвестных матросов", открывших кингстоны. Исследование, проведенное и. о. начальника Исторической части МГШ старшим лейтенантом Е. Н. Квашниным-Самариным, установило, что первое сообщение о бое "Стерегущего" было составлено капитаном 2 ранга Г. Г. Селецким со слов В. Н. Новикова и A. A. Осинина и адресовано французскому консулу в Кобе, заинтересовавшемуся подробностями боя во время посещения им лагеря для военнопленных в Мацуяме.
Из сохранившейся в делах Архива Исторической части МГШ копии этого сообщения следовало, что "...видя неминуемую гибель миноносца, машинист Василий Новиков, оставшийся в живых и помогавший раненому и умирающему сигнальщику Василию Кружкову уничтожить сигнальные книги, бросается в машинное отделение и открывает клинкеты и кингстоны, чтобы имевший большую течь от массы подводных пробоин миноносец скорее затонул; затем он с двумя ранеными берет снаряды, заворачивает их не только в кормовые, но и в сигнальные флаги и бросает их за борт... Когда миноносец заметно стал погружаться, то подошедшие шлюпки поспешили снять раненых, которым и была подана медицинская помощь в самом непродолжительном времени" .
Узнав о строительстве памятника двум "неизвестным героям", Е. Н. Квашнин-Самарин попытался приостановить его открытие. "Грустно видеть, - писал он, - в великой России кто-то на авось пропагандирует постановку памятника несуществовавшим морским героям, когда вся история нашего флота... полна настоящими подвигами", и далее настаивал на исключении из надписи, проектируемой на памятник, "рассказа о потоплении "Стерегущего" двумя неизвестными матросами", считая, что кингстоны открыл В. Н. Новиков. Так как версия о двух неизвестных матросах была уже доложена императору Николаю 11, то начальник Морского генерального штаба вице-адмирал A. A. Эбергард, чтобы обосновать изменение надписи, затребовал собрать все сведения, "какие только возможно". Учитывая, что версия о неизвестных героях попала в газеты со ссылкой на "японское донесение", по просьбе МГШ морской агент (атташе) в Японии и Китае A. H. Воскресенский 27 августа 1910 года направил в Историческую часть подлинную справку о деле "Стерегущего", выданную по его просьбе Морским министерством в Токио, и сделанный им перевод. Этот документ представлял собой копии донесений начальника 3-го отряда "истребителей" капитана 2 ранга М. Цуция, командира миноносца "Сазанами" капитан-лейтенанта Ц. Кондо и мичмана X. Ямазаки, но никакого упоминания "о двух неизвестных" в них не было...
Внимательно ознакомившись с показаниями оставшихся в живых моряков со "Стерегущего", члены Исторической части обратили внимание на многочисленные встречающиеся в них противоречия "и даже явную несообразность". Так, письмо В, Н. Новикова, датированное 26 июня 1907 года, еще больше запутывало дело. Из него следовало, что Новиков уже в ходе буксировки спустился в машинное отделение, открыл кингстоны, а затем, поднявшись на верхнюю палубу, порвал сигнальные книги и бросил их за борт. "Миноносец начал тонуть, а оставшаяся на нем прислуга стала бросаться в воду", после чего он, Новиков, "тоже кинулся за борт" и тут "уже ничего не помнит". Показания A. A. Осокина в целом подтверждали слова Новикова: "Василий Новиков пошел, открыл кингстоны в машине, пошла сильно вода, стали ожидать с чистой совестью смерти, так что могли - сделали, в это время подошла японская шлюпка и все втроем (?) спустились в шлюпку". В показаниях Ф. Юрьева вообще ничего не говорилось о потоплении миноносца. "Как утонул миноносец, не знаю, не ведаю", - значилось в его письме от 10 мая 1906 года. Несмотря на многочисленные противоречия, эти показания сходились в одном - в них также ничего не говорилось о "неизвестных матросах". Таким образом, хотя члены Исторической части склонялись к мнению, "что придавать показаниям оставшихся в живых нижних чинов команды миноносца "Стерегущий" значение исторически верных документов едва ли представляется достаточно обоснованным", версия его затопления двумя неизвестными матросами была еще менее правдоподобна. "Палубные горловины, - говорилось в одном из документов, подготовленных Исторической частью, - которые задраили за собой два неизвестных матроса, могли быть открыты и с верхней палубы и, сомнительно, чтобы японцы, прибывшие на миноносец и пробывшие на нем около 40 минут во время его буксировки, успевшие выбросить с него горючие материалы, не открыли бы при этом с палубы этих горловин и не обнаружили бы двух людей, если таковые были бы в затопленном до половины машинном отделении" .
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, "есть выдумка" и "как выдумка она не может быть увековечена в памятнике", Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на "высочайшее имя", где спрашивал, "надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца "Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"?". "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"", - такова была резолюция Николая II. 26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник "Стерегущему" открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса "Стерегущего" получили награды. 10 мая 1913 года по "высочайшему повелению" памятник передали городу Петербургу "при описи и особом акте", а гипсовую модель памятника - Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью "СТЕРЕГУЩИЙ" украшает один из красивейших проспектов города на Неве.

Между тем в деле "Стерегущего" так и не было ясности. Версия с открытием кингстонов В. Н. Новиковым также вызывала определенные сомнения. Два раза Историческая часть приглашала представителя Морского технического комитета с чертежами миноносца, пытаясь разобраться с системой трубопроводов и забортных отверстий. Результатом стал вывод, сделанный членами Исторической части при подготовке к выходу в свет официального издания по истории войны, где говорилось: "Необходимо заметить, что разновременные показания упомянутых 4 живых свидетелей боя настолько сбивчивы и разноречивы в подробностях, что считать их достоверными нет достаточных оснований. Вода вливалась в пробоины, и внутренность миноносца была затоплена водою по показаниям как наших матросов, так и японского офицера, буксировавшего "Стерегущий". Поэтому сомнительно, чтобы можно было в это время пробить трубу холодильника (конденсатора - авт.), так как кингстонов затопления на миноносце в машинном отделении не было" .
В заключение нам остается только предоставить слово Евдокиму Николаевичу Квашнину-Самарину, писавшему в далеком 1910 году: "Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг,Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 ФЕВРАЛЯ 1904 ГОДА В БОРЬБЕ С СИЛЬНЕЙШИМ ВРАГОМ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ "СТЕРЕГУЩИЙ", ПОТЕРЯВ КОМАНДИРА, ВСЕХ ОФИЦЕРОВ, 45 ИЗ 49 МАТРОСОВ, ПОСЛЕ ЧАСОВОГО, ДО ПОСЛЕДНЕГО СНАРЯДА БОЯ, ПОШЕЛ КО ДНУ, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!"

ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 58.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 38.
Георгий Гаврилович Селецкий - капитан 2 ранга, командир парохода Добровольного флота "Екатеринослав", который 24 января 1904 года у острова Цусима был захвачен японским броненосцем береговой обороны "Сайен" и отведен в Фузан. Став одним из первых военнопленных русско-японской войны, Селецкий позднее написал свои воспоминания "646 дней в плену у японцев", вышедшие в свет в 1910 году.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 5.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1,д. 5925, л. 18.
Русско-японская война 1904-1905 гг.: Работа Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе. Кн. 1. СПб., 1912. С. 465-466.

3. Деловой сайт Приморья. Конкурент.ru №9 от 9.03.04. Гибель миноносца "Стерегущий": Легенды и быль.

100 лет назад, в марте 1904 г., в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями погиб миноносец русского флота "Стерегущий". Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: "Тем, кто больше жизни чтил Родину". .....

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Пылкий, даже бесшабашный, он азартно играл в карты, нередко проигрывая все до последней копейки. Если влюблялся, то - безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить. Таким был Сергей Исаевич Уточкин - пионер русской авиации.

Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…

Вряд ли кто-то всерьёз задумывался о том, почему в европейском фольклоре смерть обычно приходит с косой. Как ни странно, но ответить на этот вопрос может специалист по военной истории Средневековья, описав грозное оружие простолюдинов, созданное из обычной крестьянской косы.

Какие самые распространённые билеты в наши дни? Вариантов масса: концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, казначейский и ещё много-много разных. Какие-то из них продаются за деньги, другие выдаются по службе или учёбе, третьи - вручаются самой судьбой.

Когда мы говорим о троглодитах, перед глазами сразу встаёт картинка - обросшее шерстью звероподобное существо с низким лбом, нависающими надбровными дугами и массивной дубиной в ру… то есть лапе. А между тем потомки троглодитов, точнее трогодитов, живут и сегодня. И лица у них вполне человеческие…

«Некрасова я знал хорошо, а лучше бы и не знал. Тяжёлый был человек, хотя и не без дарования, если бы не карты, вино, женщины, поджоги и убийства. Без этого и творить не мог. Придёт, бывало, в клуб, метнёт фальшивую талию, выиграет и сейчас же бежит. - Не могу, говорит, у меня вино, карты, женщины. И всё это меня дожидается». Этот отрывочек из пародии Аркадия Бухова, напечатанной в 1928 году, гораздо ближе к истине, чем увесистые тома панегириков, посвящённые Николаю Алексеевичу Некрасову.

Романы Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Таинственный остров» - книги всем известные и всеми читаемые. Один из главных героев этих произведений - загадочный капитан Немо, инженер, изобретатель, учёный-океанолог, создатель фантастического подводного корабля «Наутилус». А вот интересно, были ли прототипы у данного литературного персонажа? Постараемся ответить на этот вопрос.

Результатом грандиозного эксперимента, проводившегося в университете Тускеджи на протяжении сорока лет, стал шок. И дело вовсе не в громких научных открытиях - их не было вовсе. Тускеджийский эксперимент вписал одну из самых позорных страниц в историю Соединённых Штатов Америки.

Миноносец «Стерегущий» был заложен в 1900 году на Невском заводе. Первоначально он носил название «Кулик». В 1902-м корабль спустили на воду в Порт-Артуре. На Дальний Восток судно доставили по частям по железной дороге. Русско-японская война началась именно в Порт-Артуре, на внешнем рейде которого японский флот внезапно атаковал 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Спустя месяц, утром 26 февраля (10 марта) 1904 года, возвращаясь с разведки у островов Эллиота, «Стерегущий» и «Решительный» встретили четыре японских миноносца, к которым затем присоединились еще два крейсера. Противник имел преимущество в артиллерии и скорости. Спеша к Порт-Артуру, русские корабли пытались отстреливаться, однако силы сторон были неравными.

Командир «Решительного» спас корабль после разрыва барабанных перепонок

Командир «Решительного» был контужен, но даже с разрывом барабанных перепонок смог увести корабль в Порт-Артур. У «Стерегущего», на котором японцы сосредоточили основной огонь, дела обстояли хуже. Один из снарядов разорвался в угольной яме и повредил два котла. После этого миноносец начал терять скорость. Следующим снарядом были выведены из строя остальные котлы, и корабль окончательно остановился. Его орудия замолчали.

Командир «Стерегущего» Александр Сергеев

Японцы прекратили бой и взяли корабль на буксир. Когда к разрушенному остову приблизилась шлюпка противника, вода уже наполнила жилую палубу. Из-за пробоин миноносец начал погружаться на дно. Пока японцы возились с буксировкой (они успели поднять над судном свой флаг) к месту боя подошли крейсера «Новик» и «Боян». Подкрепление открыло огонь по вражеским миноносцам, и те отступили. «Стерегущему», однако, помочь уже было нельзя. Дымящаяся груда металла затонула в 7 милях от Ляотешаня.

В марте 1904 года в английской газете «Times» со ссылкой на японские источники появился рассказ о двух русских моряках, открывших кингстоны, чтобы не допустить сдачи корабля. Впервые эта версия была опубликована в газете «Новое время». В 1911 году в присутствии Николая II в Санкт-Петербурге был открыт памятник, посвященный героической гибели миноносца и изображающий этих матросов.

Русские миноносцы отправляли на разведку без подкрепления

Историческая комиссия при Морском Генеральном Штабе, изучавшая подробности всех боев русско-японской войны, не смогла подтвердить версию про кингстоны. Было отмечено, что показания выживших участников боя слишком разноречивы и сбивчивы, чтобы считать их достоверными. Комиссия заключила: «Пусть легенда живет и живит новых героев на будущие беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом миноносец «Стерегущий» после часового, до последнего снаряда, боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».


Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Экипаж корабля состоял из 52 человек (48 погибли, уцелели 4). Погиб и командир Александр Сергеев (в его память был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев»). Точно так же присваивалось российским и советским судам имя самого «Стерегущего».

В бою были тяжело повреждены «Акебано» и «Сазанами». Раненых русских моряков японцы доставили в Сасебо. Пленным зачитали письмо морского министра: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защитили его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю Вас — вы молодцы». После возвращения на родину выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Героизм экипажа мог и бы не потребоваться, если бы два миноносца не были отправлены на разведку без поддержки, в то время как было известно, что рядом с Порт-Артуром курсируют японские корабли. Адмирал Макаров извлек урок из гибели «Стерегущего» и в дальнейшем отправлял миноносцы на разведку только под прикрытием. Он же командовал крейсерами, пришедшими на помощь тонущему кораблю. Капитан 1-го ранга Владимир Семенов отмечал, что «отныне адмирал мог смело говорить: «моя эскадра». Отныне все эти люди принадлежали ему и душой, и телом». 31 марта (13 апреля) Степан Макаров погиб при обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск».

Дважды легендарный миноносец

11 марта 1904 года в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий».

С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально - в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения - героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

А вот как это было на самом деле. «Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Водоизмещение нормальное 340 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с, скорость хода максимальная 26,5 уз, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1- 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 - 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 52 человека и 3 офицера.

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания.

В тихую, темную ночь на 10 февраля стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами.

в гавани Порт-Артура

Так началась война и боевая служба «Стерегущего». Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку. Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане.

Степан Осипович Макаров

Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 10 на 11 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев.

отряд миноносцев в Порт-Артуре

Первый отряд направился в Ляодунский залив.

Ночью миноносцы "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный" вышли из гавани навстречу огням. Как вскоре обнаружили, огни горели на четырех японских миноносцах - "Сиракумо", "Асасиво", "Касуми" и "Акацуки".

Эскадренный миноносец <Сиракумо>, Япония, 1902 г. Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 342 т, полное 428 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,34 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7000 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата.

Всего построено две единицы: <Сиракумо> и <Асасиво>.

Эскадренный миноносец <Инадзума>, Япония, 1899 г. Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 306 т, полное 410 т. Длина наибольшая 68,4 м, ширина 6,27 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов, Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Инадзума>, <Икадзучи>, <Акебоно>, <Сазанами>, <Оборо>, <Нидзи>, <Акацуки> и <Касуми>. Последние два отличались увеличенной мощностью механизмов (6500 л.с.) и скоростью (31 уз.). <Нидзи> погиб в результате навигационной аварии 29.7.1900, <Акацуки> - от взрыва на мине 17.5.1904, <Инадзума> - в результате столкновения в декабре 1909 года, <Икадзучи> - от взрыва котла 10.10.1913. <Касуми> в 1913 году переоборудован в плавучую мишень и сдан на слом в 1920 году, остальные списаны в 1921 году.

Было решено внезапно напасть на неприятеля.

миноносец “ Выносливый “

Русские корабли, под прикрытием темноты и горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную.

Завязывается бой. Японцы, несмотря на внезапность атаки, быстро пришли в себя и на полном ходу открыли ответный огонь. Два из четырех японских миноносцев сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед "Выносливом", один из снарядов попадает в машинное отделение, и русский миноносец лишается хода. Окружив миноносец с трех сторон японские миноносцы начинают заваливать его снарядами. На "Выносливом" критическая ситуация, в кормовой части вспыхивает пожар, взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда. На полном ходу к "Выносливому", ведя огонь из всех орудий, спешит миноносец "Властный". Командир "Властного" Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец. Японцы стопорят машины, намереваясь уклониться от атаки миноносца и протаранить его. Карцев поворачивает “ Властный “ и выпускает в борт одного из вражеских кораблей две торпеды. Японский миноносец после двух взрывов крениться и тонет.

Через несколько минут к "Властному" подбирается японский миноносец "Касуми" и, высветив того прожектором, начинает обстрел, но, не выдерживая ответного огня, гасит прожектор и начинает отходной маневр.В это время миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" ведут бой с "Акацуки". После попадания в машинное отделение вражеский корабль теряет ход, и превращается в неподвижную мишень. Но уничтожить миноносец противника русским морякам не удается, в ходе постоянного маневрирования темнота скрывает его (миноносец "Акацуки"). На смену ему в бой вступает миноносец "Кацуми". Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня, где согласно инструкции находится место встречи. "Внимательный" берет на буксир сильно поврежденный "Властный", после чего отряд без происшествий прибывает на базу.

Второй - в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно. Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура.

Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских.

Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С. Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин.

От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством. Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда.

Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем. В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя - к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками.

Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт. Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию. Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос.

При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул.

В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера - “ Баян “ и “ Новик “. Это адмирал С. О. Макаров шел на выручку миноносцу.

крейсер “ Баян “

крейсер “ Новик “

Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул. Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический. Но героических кораблей в нашем флоте было немало и далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего».

Здесь мы подходим ко второй легенде. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года. Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» - так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года. Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда. Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

памятник “ Стерегущему “

БПК “ Стерегущий “ Тихоокеанского флота СССР

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.