Дальний восток россии китайцы считают "своей" территорией. Российский дальний восток как важный элемент в интеграционной политике россии в северо-восточной азии

Российский Дальний Восток — это обширный регион, в царские времена использовавшийся как место ссылки политических преступников. В белом аду Сахалина оказывались такие люди, как Достоевский (сам Достоевский на Сахалине не был, прим. переводчика). Места заключения назывались каторга, они были предшественниками коммунистических и нацистских лагерей. Вдоль реки Амур веками велись пограничные войны между Китаем и Россией, и споры еще не закончились.

Российский Дальний Восток включает Забайкалье, Амурскую область, Камчатку, остров Сахалин и такой город, как Владивосток. Экономика этой зоны бурно развивается благодаря минеральным богатствам территории (залежам железной руды, серебра и титана)

9 октября в Интернет был выложен видеофильм, в котором 4 главаря сепаратистов Амурского региона говорят спокойным тоном, но с пистолетами в руках. Речь идет о молодых людях, этнически русских, как и большинство населения области, которые намерены создать независимую от России республику со столицей во Владивостоке.

Согласно недавним опросам, большинство областей Дальнего Востока хотело бы отделиться от России, чтобы объединиться с Японией, с которой у России не решен территориальный спор о принадлежности Курильских островов (несколько дней назад их пытался посетить Медведев). Области требуют независимости. Согласно российским средствам массовой информации, амурские боевики-сепаратисты используют тактику, позаимствованную у моджахедов так называемого Кавказского эмирата, и многие из них якобы приняли ислам.

Этим летом российская печать много писала о действиях группы из 30 сепаратистов, в результате которых были убиты несколько российских милиционеров. Во главе этой партизанской группы стоит бывший полковник советских секретных служб Роман Муромцев.
Российский спецназ уничтожил 2 сепаратистов, а двое других были схвачены. Затем полковник Муромцев и его группа как будто бы перебрались в Сибирь, чтобы пройти военную подготовку и завербовать новых боевиков.

Среди комментариев к видеофильму есть вопросы, касающиеся «партизана Перми, который разрушил милицейский пост ГАИ и пытался заминировать газопровод Путина в Башкирии». Отсюда можно понять потенциальную угрозу этой асимметричной партизанской войны и то, что Путин и Газпром должны принять меры.

Вот отрывок из текста, объявляющего о партизанской войне:

Народ будет на нашей стороне, потому что на нашей стороне правда. Мы уже победили. Мы одержали победу в наших душах, потому что в них нет больше страха и трусости, и вы никогда не сможете одержать над нами верх.
Все что вы можете сделать — это терроризировать свой народ, беспомощный и покорный, привыкший к оскорблениям. Вся мощь империи, называемой Российская Федерация, полностью базируется на алкоголизме, страхе и трусости. В один прекрасный день она рухнет, и вы будете погребены под ее обломками. Вы можете обманывать простаков, которые в силу своей рабской природы не в состоянии понять, где правда и где ложь, но вам не удастся провести Всемогущего, ибо Он все видит.
Мы будем убивать вас из кустов, стрелять вам в затылок, так как вы этого заслуживаете.И да будет так. И вам этого не избежать. Пусть все, кто служит в ФСБ (бывшем КГБ), в судах и в тому подобных бандах, знают: ничто вас не спасет.
Мы не признаем ни федеральные, ни местные законы. Мы отрицаем все законы Российской Федерации и приветствуем любого, кто противостоит вам на Северном Кавказе, и других достойных, честных и благородных людей. Мы используем наше оружие, чтобы уничтожить вашу Российскую Конституцию, мы будем стрелять прямо по кокардам ваших военных фуражек с российским государственным гербом. Знайте это и трепещите.
Страна в разрухе. Общество в разрухе. Оглянитесь вокруг. Все пьют. Страна катится в пропасть, и мы поможем ей ускорить это движение, убивая и создавая хаос. Те, у кого есть глаза, должен взяться за оружие и стрелять, убивать, помогая нам этим или другим способом разрушить жилище этих бастардов
К оружию! Спасайте ваши души! Пока не стало слишком поздно.

Директор радиоканала «Эхо Москвы», принадлежащего Газпрому и КГБ/ФСБ, утверждает, что это заявление напоминает фетву исламского проповедника на Кавказе Саида Бурятского.

Китай продолжает активно осваивать российский Дальний Восток, вкладывая в него колоссальные инвестиции. На днях посол Китая в России Ли Хуэй, посетив Владивосток, заявил о том, что суммарные инвестиции КНР в развитие Дальнего Востока составили более 30 миллиардов долларов. Наибольшие инвестиции китайский бизнес направляет в нефтегазовую отрасль, сельское хозяйство, финансовый сектор.

Каждый год Китай вкладывает в зарубежные страны 116 млрд долларов, 7 млрд долларов из них приходится на Россию. Давно известно, что Дальний Восток и часть регионов Восточной Сибири представляют большой интерес для Китая. Учитывая, с одной стороны, близкое географическое соседство, а с другой стороны – богатейшие ресурсы этих российских регионов, интерес Китая вполне понятен. Сейчас китайские инвестиции составляют 85% от всех иностранных инвестиций в развитие Дальнего Востока. Только во Владивостоке и на территориях опережающего развития функционируют сегодня 20 китайских предприятий, причем очевидно, что в будущем их количество будет только расти.

Китайские предприниматели давно и активно работают на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Конечно, в первую очередь их интересуют природные ресурсы. Раньше, столетие назад, китайские торговцы и полукриминальные элементы проникали на Дальний Восток за пушниной, женьшенем. Сейчас деятельность китайских бизнесменов в основном носит легальный характер. Однако, во многих городах Дальнего Востока – все больше и китайских фирм, и китайских работников. Известно, что китайское руководство отнюдь не препятствует «ползучему» переселению китайских работников в регионы Дальнего Востока, прекрасно понимая, что так оно повышает свое влияние на Дальнем Востоке и заодно решает проблемы перенаселенности северо-восточных и восточных провинций КНР, откуда и приезжает на Дальний Восток основная часть мигрантов.

Россия предпочитает дружить с Китаем, однако это не означает, что не следует беспокоиться по поводу китайской экономической экспансии на Дальнем Востоке. Во-первых, Дальний Восток – крайне малонаселенный регион России, особенно пропорционально его площади. Во-вторых, китайский бизнес, действуя достаточно экспансивно, отнюдь не способствует развитию собственно российского бизнеса. Ведь китайские компании действуют достаточно напористо и активно, не оставляя места для российских конкурентов.

Хотя, с другой стороны, повышается качество инфраструктуры на Дальнем Востоке, появляются рабочие места – в том числе и для местного населения, поступают все более внушительные денежные средства, часть из которых идет на развитие территорий. Китайские инвестиции не только развивают интересные проекты, но и способствуют дальнейшему росту экономической зависимости Дальнего Востока от соседнего Китая. Что и не удивительно, учитывая колоссальное расстояние до Центральной России и сложности транспортного сообщения.

Что делать России в этой ситуации? Попытки более активного освоения Дальнего Востока предпринимаются и российским правительством. Не зря был принят закон о дальневосточном гектаре – несколько «неуклюжий», но правильный в том, что он обращает внимание на очень актуальную проблему малой заселенности и неосвоенности дальневосточных территорий. Другое дело, что сможет ли Москва в нынешней ситуации соревноваться с Пекином, или придется признать, что инвестировать в развитие Дальнего Востока в будущем Китай будет все больше и больше, чем сама Россия.

Как следует из аннотации, в статье исследуются экономические предпосылки развития российского Дальнего Востока. Сделан анализ допущенных в ходе рыночных преобразований стратегических ошибок и их последствий. Определены позитивные и негативные аспекты осуществления программных мероприятий российского правительства и основные условия восстановления демографического и производственного потенциала региона».

В статье подчеркивается особая приоритетность задачи «…интенсивного освоения этой отдаленной, но поистине масштабной по запасам и уникальности природных ресурсов территории путем формирования здесь адекватного контингента населения, научно-технического и производственного потенциала».

Рассматриваются различные подходы к её решению. Обозначается необходимость устойчивых тенденций «…увеличения численности населения российского Дальнего Востока, развития Дальневосточного отделения РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов, морских портов, торгового и рыбодобывающего флота, создания целого ряда предприятий в сфере авиа- и приборостроения, судостроения и судоремонта, в горнодобывающей, цветной, лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности».

К сожалению, как пишется в статье, «проведенное относительно в сжатые сроки разгосударствление собственности с «дроблением» крупных инфраструктурно обеспеченных производственных объединений в базовых отраслях на большое количество мелких бизнес-структур не привело к ожидаемому росту эффективности производства», что «…положило начало разрушительным тенденциям в сохранении многими десятилетиями создаваемого демографического, прежде всего интеллектуального, потенциала Дальнего Востока».

Говорится в статье и о проблемах развития, вызванных «…стратегически неверными правительственными решениями», которые привели к стагнации промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока. «Непродуманность, а в отдельных случаях и безответственность принимаемых на федеральном уровне управленческих решений по сохранению статус-кво Дальневосточного региона в реализации общегосударственных функций определили стремительно ниспадающую траекторию его развития…».

В статье много статистики, подтверждающей правильность сделанных выводов, утверждающих, что «…главным приоритетом <…> должно стать создание комфортных условий для проживания и трудовой деятельности существующего в регионе населения, а не переселение сюда жителей слаборазвитых стран под залог предоставления жилья и земли». «Прежде всего, по мнению автора, необходимо коренным образом улучшить качество предоставляемых дальневосточникам государственных услуг: здравоохранения, образования, социального обеспечения, правой защиты и т. п.».

Обозначается так же «…необходимость реализации эффективных мер по стимулированию отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в производства по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, включая отмену таможенных пошлин для дальневосточных экспортеров продукции глубокой переработки и на импорт не имеющего аналогов технологического оборудования».

В качестве выводов. Статья, анализ которой я попытался сделать, весьма показательна. И очень важный момент, целенаправленно не озвученный мною в самом начале, это дата ее опубликования. Статья вышла в свет в … 2012 году. Сегодня 2018 год. Что мы имеем? Прямо противоположную картину: снижающийся уровень здравоохранения и образования, малая доля глубокой переработки вывозимых за рубеж полезных ископаемых и биоресурсов, огромное количество трудовых мигрантов на фоне отсутствия рабочих мест для местных жителей, низкие заработные платы.

И масса сомнительных проектов, типа «дальневосточного гектара», отдача от которых не очевидна даже школьнику. В этой связи могу сделать два важных вывода. Во-первых, очень приятно, что есть на Дальнем Востоке ученые, которые знают, как нужно развивать наш регион. Во-вторых, крайне досадно, что предложения дальневосточников абсолютно не волнуют федеральный центр, который со своей «колокольни» все пытается и пытается что-то сделать, но получается у него, откровенно, не очень. Люди продолжают бежать в центральную часть страны.

В связи с этим у меня лично возникает вопрос – может нужно Александра Павловича Латкина поставить министром по развитию Дальнего Востока? Есть и другие достойные люди. Что у нас в регионе мало ученых, труды которых есть в открытом доступе? Неужели это никому не приходило в голову?! Ответ на данные вопросы прост. Похоже, развивать Дальний Восток никто и не собирается. Вывоз ресурсов за границу – вот и все развитие. Поправьте меня, если я ошибаюсь. Я буду только рад…

В декабре прошлого года в Интернете произвела фурор петиция жительницы Ангарска на имя Президента России. Там говорилось, что в посёлке Листвянка около озера Байкал граждане КНР незаконно открывают гостиницы с ресторанами, скупая участки земли (и не платя никаких налогов), — мол, вскоре «старинный русский посёлок превратится в одну из китайских провинций». Обращение подписали 60 тыс. человек, и это говорит о следующем: люди на Дальнем Востоке, глядя на расположенный рядом огромный Китай, реально волнуются — не заключит ли их дружественный сосед в излишне тёплые объятия?

Сбежали из-за рубля

Начнём с того, что в северных провинциях Китая я встретил множество местных граждан, ранее работавших в Приморье и Сибири поварами, торговцами на рынках, официантами. Все они три года назад уехали домой. Причина проста — ослабление курса рубля. «Я бы и рад жить в России дальше, хотел к вам семью перевезти, — рассказывает экс-гастарбайтер Ван Кун . — Но не вижу в этом смысла — теперь средние зарплаты в Китае и у вас фактически равны. В Харбине я зарабатываю столько же, сколько в Приморье, — 4500 юаней, это примерно 40 тыс. рублей. Больше половины моих знакомых китайцев, работавших во Владивостоке и Благовещенске, покинули Россию». Экономика КНР растёт, и уровень жизни повышается. Удивительно, появились даже свои нелегалы — я сам был свидетелем уличной разборки в Шанхае, когда полиция гоняла пакистанцев, приехавших наниматься рабочими на стройки. Ещё не так давно небоскрёбы в Китае возводили полунищие крестьяне, а вот сейчас вкалывать за 200 долларов в месяц желающих нет.

Родители, приехавшие навестить своих детей - студентов университета города Уханя, спят на матах, выложенных на полу спортзала. Китайцы - люди непривередливые. Фото: www.globallookpress.com

«94% гигантского населения КНР проживает лишь на половине её территории! — утверждает доктор исторических наук Цзун Циньпин . — Другая половина фактически не заселена. А когда слушаешь некоторых российских политиков, создаётся впечатление, что китайцы стоят друг у друга на головах, словно в переполненном автобусе в час пик. Это неправда. Например, в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян люди даже не платят за отопление зимой — таким образом правительство тщетно пытается сдержать отток жителей, уезжающих на юг, в города с тёплым климатом и хорошими заработками. Мнение, что китайцы стремятся „колонизировать“ Сибирь с её вечными морозами и суровыми условиями, — миф. За 25 лет число граждан КНР в России осталось неизменным (около 250 тыс. человек), а в последнее время стало и вовсе сокращаться. Разговоры о сотне миллионов китайцев, стремящихся вскоре заселить Дальний Восток, — обычные дешёвые страшилки».

Проще глотать Африку

Действительно, если обратить внимание на миграцию внутри республики, жители КНР интересуются в основном тёплыми регионами. Зато экспансию за пределы Китая (кроме России) отрицать трудно. Скажем, количество китайских рабочих в Таджикистане достигло 100 тыс., им разрешили перевозить членов семей. Также десятки тысяч китайских фермеров переехали в Киргизию, занимаясь выращиванием овощей и фруктов. В Мьянму крестьяне из Китая вообще переселяются незаконно, и на севере страны возникли целые деревни из нелегалов. Тревожно? Да. Однако, если рассуждать в таком ключе, Китай давно должен поглотить Монголию — там всего-то 3 млн населения и плотность проживания — меньше двух человек на квадратный километр. Тем не менее иммигрантов из Поднебесной в Монголии негусто. Почему? Причина та же — неплодородная почва и морозы зимой под минус 30. Зато 500 тыс. китайцев переселились в Африку, а правительство КНР приобрело в аренду на этом континенте 3 млн (!) гектаров земли. Торговля с Китаем составляет 70% экспорта и импорта многих африканских государств вроде Эфиопии или Судана. Китайцы «привязывают» нужные им страны экономически, дабы получить доступ к природным ресурсам — будь то поля для выращивания риса, шахты с алмазами или нефтяные месторождения. «МИД КНР выпускает рекомендации, как обычному крестьянину переехать на сельскохозяйственные работы в Африку, — признаёт бизнесмен из Харбина Чэнь Лао . — Там говорится: это наша житница, источник еды, когда земля Поднебесной перестанет давать рис». Пограничные области России в таком смысле в Китае пока не рассматривают, хотя... ключевое слово в данном случае «пока»?

«Откройте публикации в дореволюционных газетах Российской империи и увидите то же самое — заголовки „Тень жёлтого монстра“, „Жёлтая угроза“ и „Жёлтая опасность“, — возмущается Лян Фынь (он просит называть себя Федя. — Авт.), учивший русский язык в 1995-1997 гг. в Петербурге, а ныне владелец отеля в Харбине. — Большого соседа с огромной территорией не любят и боятся всегда. Вам это знакомо — ведь точно такое же отношение у Запада к России. Какими бы хорошими и милыми вы ни старались быть для Европы и США, вас обвиняют невесть в чём — то в заговоре с целью поставить президентом Трампа , то в планах по захвату ЕС. Никого в России не волнует, что за сто лет паники вокруг „жёлтого монстра“ общее число китайцев в вашей стране не увеличилось. Что касается вопроса с нелегальными гостиницами на Байкале — да, это бардак. Я был в Листвянке — там сотни частных отелей, и в лучшем случае 10% из них имеют лицензии. Их владельцы — граждане России, а не китайцы. Я допускаю, что бизнесмены из КНР на Байкале ведут себя некрасиво, но почему мухлёж с налогами называют „превращением в китайскую провинцию“? Пусть полиция в Листвянке займётся своей работой, тогда „китайская проблема“ исчезнет сама собой».

«Есть у нас дураки»

Так что же, интересно, будет дальше? Из тех китайцев — бывших гастарбайтеров, с кем я беседовал в провинции Хэйлунцзян, никто в ближайшее время не планирует возвращаться в Россию. «В мою парикмахерскую во Владивостоке перестали приходить клиенты, да ещё и рубль упал, — разводит руками Ван Чжоу (конечно, он представляется как Ваня. — Авт.). — У меня в планах переселиться в Шэньчжэнь, недалеко от Гонконга, — там зимой температура плюс 20 и платят хорошие деньги. К вам, извините, больше не собираюсь». Я спрашиваю «Ваню», как он относится к мнению: дескать, Китай поглотит Сибирь, тот машет рукой: «У нас есть горстка дураков, на интернет-форумах обсуждают — о, Дальний Восток — исторически китайская земля. Но Россия не Мьянма, связываться с сильной страной с ядерным оружием не рискнёт и самый откровенный идиот».

Мимо меня, оживлённо беседуя, проходит китайская супружеская пара — мужчина и женщина с мальчиком лет пяти, везут в коляске новорождённую девочку. С 1 января 2016 г. снят запрет правительства КНР иметь более одного ребёнка в семье, и многие уже успели этим воспользоваться. Пусть миф о заселении китайцами Дальнего Востока остаётся скорее пугалом, чем реальностью, но в будущем ситуация может измениться: всякое ведь случается. Лучший вариант здесь — предотвратить отток людей из Приморья и Сибири, сделать их жизнь достойной, чтобы они спокойно рожали детей и не помышляли об отъезде. А китайских бизнесменов на Байкале заставить соблюдать законы РФ — надеюсь, местная полиция займётся своими прямыми обязанностями. Тогда и фантазий о «жёлтой угрозе» станет меньше.

Основы дальневосточной политики России в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона заложены в прошлом, когда только началось в XVII веке освоение восточных территорий России. Исторические предпосылки свидетельствуют, что с открытием Дальнего Востока начался процесс освоения новых земель. Многочисленные походы русских землепроходцев открыли новые земли на восточной части страны. В свою очередь присоединение дальневосточных земель к России имело в основном положительное значение для коренного населения, и Царское правительство учитывало стратегическую необходимость этого региона. Дальний Восток России обладал колоссальными богатыми природными ресурсами, и на протяжении долгих десятилетий оставался сырьевым придатком страны. В течение всего советского периода Сибирь и Дальний Восток рассматривались в качестве сырьевой и энергетической базы экономики государства.

В результате открытия, изучения и хозяйственного освоения территории Дальнего Востока в XVII-XIX вв. этот край стал нераздельной частью России, связавшей континентальные районы Урала и Сибири с Тихим океаном, зарубежными странами Восточной Азии. Становление сельского хозяйства и промышленности на Дальнем Востоке в XVII веке способствовало интенсивному развитию торговли. Происходил обмен товарами между регионами, устанавливались со временем феодальные отношения. Вместе со значительным экономическим потенциалом эти восточные территории явились мостом, соединяющим Россию со странами АТР.

Таким образом, в центре внешней политики России на Дальнем Востоке в течение почти двух столетий (XVII-XIX вв.) оставалась главная проблема- урегулирование отношений с двумя наиболее крупными соседями - Китаем и Японией, поскольку между Россией и этими странами существовали серьезные разногласия по территориальному вопросу.

Налаживание сотрудничества России с Китаем рассматривалась как возможность дальнейшего продвижения России в Восточную Азию. Политический вес Китая в регионе имел влияние на внешнеэкономическую деятельность и мирную политику в целом, которые явились основополагающими факторами в международных связях. Это характеризовалась сугубо напряженными отношениями двух стран, в связи с серьезными разногласиями вокруг территориальных границ. Определение этих границ между Россией и Китаем сопровождалось многочисленными переговорами, в результате которых межгосударственные отношения сторон были закреплены в Нерчинском договоре от 1689 года, где решение амурской проблемы было перенесено с военной - в дипломатическую сферу.

Это позволило продолжить внешнеэкономические отношения между Россией и Китаем, так как оба государства понимали, что без развития внешнеторговых связей не добиться подъема национальной экономики. Таким образом, Россия получила возможность вести свободную торговлю на китайской территории, что способствовало стабилизации политической и международной обстановки на Дальнем Востоке. По существу в развитии русского Дальнего Востока за годы первой и гражданской войн усилились черты геополитической амбивалентности, делавшие эту тихоокеанскую окраину России потенциальным объектом силовых переделов территорий и сфер влияния. В обстановке неопределенности восточных границ России, где намерения Китая овладеть этими территориями были слишком очевидны. Поэтому в 1856 году министр иностранных дел А.М.Горчаков твердо определил линию русско-китайских отношений и линию мирного урегулирования Амурского вопроса. Китайское же правительство ввиду освоения Приамурья Россией, отказывалось от установления добрососедских отношений и заявило о своих притязаниях на земли Приамурья, примыкающие к островам Большого Уссурийска и Тарабарова.

Следует отметить, что территориальные споры также наблюдались и в отношениях России с Японией. В результате продвижения россиян на Курильские острова с севера, а японцев - с юга к середине XIX века российско-японская граница сложилась между островами Итуруп и Уруп. В ходе русско-японской войны 1904 года, Россия уступила Японии часть острова Сахалина южнее пятидесятой параллели северной широты. Так продолжалось вплоть до окончания второй мировой войны, пока не вступило в силу Ялтинское соглашение 1945 года, по которому было получено юридическое подтверждение передачи СССР Курильских островов. Однако Россия и Япония до сих пор продолжают считать пределы Курильских островов исконно своими и тем самым препятствуют установлению доверительного партнерства между этими странами.

В начале ХХ века на Дальнем Востоке России наблюдается стремительный рост интернационализации хозяйственно-культурной жизни региона, чему немало способствовали интенсивные торгово-экономические связи с сопредельными странами Восточной Азии. Первоначальный курс на интеграцию советского Дальнего Востока в быстрорастущую тихоокеанскую экономику был преждевременным из-за слабой заселенности и удаленности от снабжающих центров СССР. Это было основным препятствием для реализации задачи "мощного хозяйственного роста" при опоре на внешние ресурсы. Дальний Восток России при советской власти, вместо экономически процветающего региона превратился - в военную зону.

В марте 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика, включающая в себя Забайкалье, Приамурье и Приморье. После образования Дальневосточной республики Советское правительство пыталось наладить отношения с Китаем, используя этот регион в качестве буфера. Таким образом, к концу 1920-х годов на Дальнем Востоке была обеспечена надежная и эффективная защита тихоокеанских рубежей СССР, которая в полной мере оправдала себя в годы второй мировой войны. Присутствие военно-морской базы Тихоокеанского флота СССР не позволило совершить акт агрессии японским милитаристам от которых пострадали многие страны АТР.

В 1950-1960-е годы внешняя политика СССР на Дальнем Востоке осуществлялась в рамках административно-командной системы и предполагала не согласование, а подчинение регионов интересам государства. Региональная политика со стороны государства ограничивалась лишь внешней безопасностью и территориальной целостностью. Военно-политическая обстановка в РДВ затормозила его и экономическое развитие и "открытие" внешнему миру. Страны АТР были крайне обеспокоены наращиванием военного потенциала в этом регионе, о чем свидетельствует Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 1972 года. В нем говорится об усилении и дополнительном развитии оборонных производств на Дальнем Востоке. Такие меры диктовались поддержанием военно-политического паритета в условиях холодной войны. Военно-морской флот на восточных границах страны считался наиболее приоритетным. Это форпост военной мощи на Тихом океане, в котором заключалось превосходство СССР над другими странами.

Вплоть до конца 1980-х годов во внешнеполитической стратегии СССР акцент делался на развитие военной составляющей в ущерб экономической. В результате СССР оказался вытесненным из района Северо-Восточной Азии и в экономическом и в политическом плане. Несмотря на непропорциональность развития РДВ, тем не менее, наблюдался подъем его экономической деятельности. Давай обратимся к фактам: в 1985 году на долю ДВР приходилось более 40% общесоюзного вылова рыбы и добычи морепродуктов, до 13% вывоза леса, что вывело Дальневосточный район в ряд приоритетных регионов страны. Этому способствовала также принятая в сентябре 1987 года Долговременная государственная программа экономического и социального развития Дальневосточного района и Забайкалья на период до 2000 года. Предполагалось, что эта программа в процессе реализации поможет преодолеть социально-экономические трудности сложившиеся в РДВ. Однако реформы 1990-х годов частично приостановили эту программу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Население этого региона до сих пор испытывает большие трудности, вызванные перестройкой.

В 1990-ые годы, Дальний Восток России, оставшись наедине с трудностями, отдалился от центральной части страны, и счел необходимым установить сотрудничество с внешним миром. Между этими внешними силами стала разворачиваться борьба за сферы геополитического и геоэкономического влияния, главной целью которой было их стремление получить доступ к природным ресурсам Дальнего Востока России. Соответственно регион, оказавшись в центре внимания целого ряда зарубежных стран, особенно стран Восточной Азии, ориентировался на экономическое сотрудничество с ними. Это своего рода стала преимущественной стратегией в социально-экономическом развитии РДВ и опиралась на сырьевой сектор экономики.

На рубеже XXI века геополитические изменения во многом повлияли на структуру международных отношений с возрастающим уклоном на региональные связи. В этом отношении Россия претерпела колоссальные изменения: 70% российских границ остались (незащищенными) опасными и ненадежными. Сопредельных государств стало втрое больше, чем было несколько лет назад. Соответственно увеличилось относительная значимость азиатского компонента. Неосвоенная гигантская Сибирь все более становится геополитическим центром державы. Однако прежнее место России в АТР и в мире рассматривалась уже не как великая держава, а скорее как региональная на постсоветском пространстве. В этом отношении Россия и 24 субъекта РФ впервые оказались в положении приграничных территорий с 30% населением. На их территории расположены важные стратегические объекты вооруженных сил, объекты промышленного комплекса, транспортной коммуникации, АЭС и предприятия с потенциальной экологической опасностью, уязвимость которых осложняет подготовку и осуществление мероприятий стратегического характера.

Суть в том, что большинство восточных территорий России неэффективны в плане разработки их недр и остаются неосвоенными в силу недостаточной инфраструктуры. Истинной причиной нынешнего состояния Дальнего Востока России является недостаточно зрелая хозяйственная деятельность, слабая экономика и инфраструктура, порожденные географической удаленностью от основных, экономически развитых районов страны. Несомненно, эти регионы вносят вклад в развитии нашей страны для подъема экономического благосостояния России.

В 2000 году Дальний Восток России был переименован на Дальневосточный Федеральный Округ. ДВФО включает десять субъектов Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. ДВФО самый большой экономико-географический район России, территория которого составляет - 6 млн. 215,9 тыс. кв. км., то есть 36,4% территории России. Более 80% территории Дальнего Востока России отнесено к Крайнему Северу, почти? - горные местности. Население по данным 2002 года составляет 7 млн. 107 тыс. человек, или 4,91% российского населения. Эта цифра по данным 2004 года весьма изменилась, что показывает о постепенной сокращаемости населения Дальнего Востока России с численностью 6 млн.634 тыс.чел. Дальневосточный регион производит 4-5% ВНП России. Тенденции восстановления хозяйственных отраслей дальневосточной экономики на сегодняшний день таковы:

По данным Госкомстата на 01.01.2000 года численность населения составляла 7,2%, а в конце 2015 года предположительно ожидается 6,6%.

§ Хозяйство Дальнего Востока нацелено на развитие промышленности связанной, прежде всего, с особенностями его природных условий и ресурсов. В морях Дальнего Востока морях сосредоточены огромные рыбные ресурсы. Ни один рыболовецкий район страны не располагает таким разнообразием добываемых рыб, морских животных и водорослей, каким характеризуется Дальневосточный бассейн.

§ В число профилирующих отраслей Дальнего Востока входит также лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Её основой служат богатые и разнообразные лесные ресурсы.

§ Добыча цветных металлов и минералов по-прежнему остается доминирующей отраслью Дальневосточного Федерального округа.

§ В народном хозяйстве Дальнего Востока преобладает горнодобывающая промышленность и первичная переработка природного сырья.

§ Морские порты Дальнего Востока, как известно, играют важнейшую роль в обеспечении транспортно-экономических связей между отдельными территориальными частями Дальнего Востока и странами зарубежья.

Однако трудности экономического и политического характера не должны повлиять на развитие интеграционных процессов со странами Восточной Азии. Здесь важно развивать привлечение новейших разработок в области информационных технологий и источников финансирования. Активизация России в интеграционных процессах с сопредельными странами АТР как приоритетное направление содействует их укреплению и во многом зависит от стабильности внутренней обстановки, которая в свою очередь обусловливает характер межгосударственных отношений.

Российский Дальний Восток как экономико-геостратегическая зона находит стимул к развитию в привлечении иностранного капитала и включает в себя горнодобывающую промышленность, рыбо-хозяйственный комплекс, лесную индустрию, природно-ископаемые ресурсы, железнодорожный и морской транспорт. Таким образом, Дальневосточный регион России больше всего стремится к подъему своего экономического благосостояния и для этого имеет все рычаги для сотрудничества с зарубежными странами и тем самым служит укреплению России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегический интерес стран АТР к России вызван взаимовыгодным сотрудничеством в области энергетики и природопользования. Дефицит собственных ресурсов в этих странах вынуждает к сотрудничеству с Дальним Востоком России. В этом отношении наиболее показательно развитие многостороннего сотрудничества, которое в настоящее время реализуется лишь в рамках ТЭК Сахалинского и в перспективе - Туманганского проектов. Однако проекты эти слишком медленно воплощаются в жизнь из-за пассивности стран-партнеров. Прежде всего, инвесторы не торопятся вкладывать средства в условиях неразвитой экономики Дальневосточного региона. К тому же, они часто сталкиваются с трудностями российского законодательства, отсутствием благоприятного инвестиционного климата, низкой результативностью и эффективностью. Ситуация осложняется нависшей угрозой терроризма, теневой экономикой, коррупцией, тенденциями национализма и экстремизма.

Кроме того, экономическая нестабильность РДВ крайне затрудняет внешнеполитический курс России. Здесь открывается широкое поле деятельности для региональной дипломатии. В первые годы перестройки парадипломатия опиралась в основном на инициативу и действия региональных властей. Они осуществляли свои прерогативы вне конституции страны, поскольку считали, что ситуация лучше просматривается на местах, чем из Центра. Было понятно, что несогласованность отношений между регионами и Центром непосредственно сказывается на авторитете российского государства в мире, состоянии его обороноспособности, экономики, политических и социальных процессах. Однако удаленность и относительная экономическая и географическая обособленность от европейского центра России делает российский Дальний Восток естественным партнером для стран АТР.

Некоторые зарубежные исследователи в своих прогнозах идут еще дальше, полагая, что Дальний Восток России и Сибирь могут быть втянуты в орбиты влияния Японии и Китая и даже "вовлечены в войну по перетягиванию каната между этими двумя государствами". Проведение Россией гибкой политики в АТР позволяет множественность самых разных противоречий и конфликтов между тихоокеанскими государствами. Автор убежден, что полноценное участие российского Дальнего Востока способствует активизации внешнеполитической стратегии России, в частности, региональному сотрудничеству с Японией и Китаем. Поэтому интеграция России в АТР через дальневосточные территории может произойти ускоренными темпами в случае полномасштабного развития ДВР как потенциально привлекательной зоны для международного сотрудничества. Общее состояние Дальневосточного региона в немалой степени отражается участием сопредельных стран АТР в совместных программах и предприятиях, активностью международных симпозиумов, конгрессов, семинаров по вопросам регионального и мирового масштаба по внешним связям. Весь этот процесс позволит оценить уверенные представлениями АТР о привлекательности сотрудничества с Россией. Уместно заметить, что после затянувшегося периода "проб и ошибок" - наблюдается взаимовыгодное сотрудничество субъектов России со странами внешнего мира, где развитие региональных отношений проводится между Хабаровским краем, Приморским краем и Сахалинской областью с такими странами как Китай, США, две Кореи и Япония.

Следовательно, для России развитие экономического благосостояния Дальнего Востока - элемент ее геополитики. Региональная стратегия развития Дальнего Востока - инструмент и часть геополитической стратегии России. Стратегия геополитической переориентации России на Азию состоит в последовательном усилении своего экономического и политического влияния и участии в хозяйственных процессах с АТР. Это, прежде всего, проявляется в том, что Россия выступает в качестве связующего звена между странами АТР и Европы. И с образованием соответствующих интеграционных структур Россия может стать одним из конкурентоспособных государств в мировой экономике. Следует отметить, что транспортно-хозяйственное развитие азиатской части России характеризуется созданием новых трансконтинентальных магистралей, зон хозяйственного освоения и развития. Суть этого развития в том, чтобы привлечь иностранный капитал в хозяйственном освоении восточных регионов России. Им требуется создание технологически завершенных межотраслевых комплексов с ярко выраженной экспортной направленностью на страны Северо-Восточной Азии: транспортного, энергетического, агропромышленного, рыбопромышленного, лесной и дерево обрабатывающей промышленности, металлургического, горно-химического и нефте-газохимического. Автор полагает, что энергетическая структура РДВ нуждается в ориентированном и рациональном использовании ресурсов Тихого океана с экспортной ориентацией, прежде всего на создание транспортных связей России со странами АТР.

Достаточно вспомнить какую важную роль российский Дальний Восток между странами Северо-Восточной Азии играет Транссибирская железнодорожная магистраль. Дальнейшее развитие этого проекта, так называемого международного Транссибирского контейнерного моста, связан с транскорейской железной дороги для создания транспортного хода между Азией и Европой. Этот проект позволит в перспективе обеспечить перевозки грузов, в частности, международных контейнеров из Кореи и Северо-Восточного Китая, которые не могут не миновать территорию Дальнего Востока России как будущую свободно экономическую зону.

На огромном пространстве Дальнего Востока и Забайкалья его природный и интеллектуальный потенциал является решающим фактором в мирохозяйственной деятельности. Но в связи с малонаселенностью территории эти не в силах обеспечить социально-экономический подъем Дальневосточного региона в целом. Российская экономика нуждается в иностранной рабочей силе из Китая и Северной Кореи.

Для них наш регион привлекателен, так как помогает повысить собственное благосостояние. Представители этих стран испытывают большие бытовые трудности, решение которых видят за пределами своих границ. Для их пересечения они пользуются легальными и нелегальными средствами. В основном они оформляют туристические визы, которые позволяют им оставаться на территории другого государства. Таким образом, восточные территории постепенно были заселены огромным количеством рабочей силы из Китая и Северной Кореи, которые послужили причиной возникновения проблем миграции. Этот контингент лиц на территории России не гнушается сложными условиями труда, не требует особых привилегий и пользуется доверием местных властей. В то же время жители РДВ выражают свое недовольство, так как мигранты занимают их рабочие места. Таким образом, Россия и Китай до сих пор не имеют четких контуров взаимодействия в урегулировании проблем нелегальной миграции.

Относительно других стран СВА, таких как Япония и Республика Корея, то они представляют интерес для РДВ и России в целом их передовыми технологиями и экономико-инвестиционными планами сотрудничества. Они выступают в роли финансового донора, позволяющего превратить РДВ в конкурентоспособный регион в мировой экономике и во внешних связях. Исходя из динамики регионального сотрудничества Россия должна ориентироваться не только на Запад, но и на Азиатский регион - в политическом плане гораздо более хрупкий и противоречивый. В данном отношении Дальний Восток России выступает надежным ключом России к воротам Азиатско-Тихоокеанского Региона. Этому способствует геополитическое расположение Дальневосточного региона, которое дает возможность проводить более тесные доверительные отношения с ведущими странами Восточной Азии.

Президент РФ В.В.Путин отметил тем, что полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана - естественно и неизбежно. Сегодня перед нами открыт весь спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике, по вопросам экономики, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов. Такая точка зрения характерна для многих ведущих специалистов в области внешних связей РДВ с АТР (П.А.Минакир, Л.В.Ларин, П.Я.Бакланов, Л.В.Забровская и др.).

Границы внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии способствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества. Долговременной и геостратегической задачи России - обеспечение военно-политического и экономического влияния России в бассейне Тихого океана, контроль над важными стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе эксплуатации в систему международного разделения труда в этом регионе мира.

Таким образом, экспорт сырья может компенсировать сокращение внутреннего спроса и поддержать динамику общеэкономической конъюнктуры, тогда преодоление кризиса Дальнего Востока России позволит обеспечить умеренное освоение и поднятие социально-экономической жизнедеятельности, процветание Дальнего Востока России, создание благоприятного и стабильного общества. Следует отметить, что структура внешнеэкономической деятельности ДВР и федерального правительства России не всегда соответствует друг другу и единой внешнеполитической стратегии России в АТР. На наш взгляд, создание в данной сфере прочной нормативной базы для регулирования деятельности субъектов Российской Федерации и разграничения их полномочий даст возможность упрочить роль субъектов во внешних связях.

Именно полномочия субъектов Федерации с зарубежными странами позволят проводить взаимовыгодный процесс во внешнеэкономической деятельности. Правы те авторы, которые утверждают, что необходимо определить геополитическое значение восточных границ и законодательно придать им особый статус, разграничив обязанности государства и местной власти, с учетом факторов отдаленности, национальности и климатических условий. Диссертант полностью разделяет точку зрения В.И.Ишаева, согласно которой для Дальнего Востока и Забайкалья необходимо особое нормативно-правовое поле, действующее в регионе и отвечающее характеру, его особенностям не только в силу отличия от общероссийских стандартов, но и обеспечивающие условия для смены парадигмы развития.

В этом плане важным элементом механизма координации международных и внешнеэкономических связей регионов стал созданный в 1994 году Консультативный совет (КС) субъектов Российской Федерации при МИД России. Основополагающими документами послужили федеральные законы: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г., "О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ" 1996 года., "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г.

Указ Президента Российской Федерации "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" от 12 марта 1996 г.

Необходимо сказать, что без соответствующих законов не было бы полноправного и юридически обоснованного участия субъектов РФ в развитии внешних связей. В зависимости от принимаемых законов, региональный фактор в межгосударственных отношениях характеризуется укреплением внешнеполитического курса России в Северо-Восточной Азии. Важен еще один нюанс, который следует учитывать: распоряжением министра иностранных дел Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 января 2003 г. был создан Совет глав субъектов Российской Федерации. Его целью является содействие повышению эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов Российской Федерации.

Структура внешнеполитического курса России может усилиться в случае активизации внешнеэкономических связей России. В настоящее время доля российского экспорта в страны АТР составляет более 20%. На Дальневосточный регион приходится около 10% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Структура притока иностранных инвестиций в ДВР в целом состоит в основном из японских инвестиций. Их доля за последние 26 лет составила в регионе около 620 млрд. долл., из которых Россия получила 0,054% от общей суммы, а российский Дальний Восток - 0,025 %.

Южная Корея

В данной таблице отражен, что больший удельный вес инвестиций приходится на Японию, но это отнюдь не значит, что развитие Дальнего Востока России полностью зависит от японского капитала. Мы убеждены, что здесь важна не величина капитала отдельно взятого государства, а непосредственное участие ведущих стран Северо-Восточной Азии, которые так или иначе способствуют экономическому подъему восточных границ России. Социально-экономические трудности и проблемы демографии Дальневосточного региона являются наиболее актуальными проблемами последнего десятилетия.

Демографический потенциал Дальнего Востока России, несравнимо меньше с центральной частью страны. К тому же в этом регионе есть свои структурные особенности: численность населения в северной части (Магаданская и Сахалинская области и Республика Саха) гораздо меньше чем в южной (Приморский, Хабаровский, Амурский края). В 1989-1990-е гг. по имеющимся оценкам пределы Дальнего Востока покинуло 11,3 тысяч местного населения. Этому способствовали обвал экономики и социально-политические катаклизмы. Этот период оказался критической отметкой в плане уменьшения численности населения в регионе. На 1.01.1998 г. на Дальнем Востоке проживали всего лишь 7336,3 тысяч человек - это на 9% меньше, чем в 1991 году. В настоящее время эта тенденция сохраняется. Численность населения ДВР на 1.01.2004 г. составило 6634,1 человек.

Обращаем внимание на тот факт, что демографический спад в Дальневосточном регионе, не может обеспечить его полномасштабное развитие, требующее огромное количество высокотехнологических и людских ресурсов. Тогда за счет чего этот регион будет осваивать те 50-60% ресурсов планеты, которые содержатся в её недрах. Ведь общеизвестно, что Россия имеет все шансы для возрождения и обретения статуса великой державы, если сравнимой по мощи с ведущими государствами мира, если сможет эффективно распоряжаться богатствами своих недр. Но дело не только в наличии полезных ископаемых России, главное - умело сочетать экономическую стабильность России с полноценным включением региона в мирохозяйственные связи с ведущими странами СВА. В этом отношении РДВ должен стать не столько витриной России для стран АТР, сколько привлекаемой экономической зоной для внутри региональных и внешних связей. Согласно высказыванию министра иностранных дел С.В.Лаврова, "опыт последних лет подтверждает, насколько правильным был выбор, сделанный еще в 90-е годы прошлого века Министерством иностранных дел и руководством субъектов Федерации в пользу налаживания самого тесного взаимодействия в деле развития международных и внешнеэкономических связей российских регионов".

Таким образом, укрепляется сотрудничество РДВ с близлежащими странами Восточной Азии, оно становится более эффективным и результативным, усиливается роль РДВ как равноправного партнера в Тихоокеанском регионе. Следует подчеркнуть, что решение долговременной стратегической задачи экономического подъема российского Дальнего Востока также зависит от создания тихоокеанской стратегии РФ. В рамках данного исследования автор попытался рассмотреть РДВ в контексте внешней политики и понять, как формируется структура геополитической стратегии переориентации и как влияет она на динамику международных связей приграничных территорий. Теоретический анализ разрабатываемой стратегии позволит специалистам осмыслить этот материал на практике. Для комплексного подхода к этой проблеме необходимо изучить динамику интеграционных связей России со странами Северо-Восточной Азии.