Что значит на дорогу пойду. Приметы и суеверия на дорогу. Приметы в дорогу. Незванный гость

КРАСНАЯ ДОРОГА И ЧЕРНАЯ ДОРОГА

Громовой Конь (Thunder Horse)

В жизни есть много дорог, но есть две, которые являются основными – Красная дорога и Черная дорога. Они соответствуют хорошему и плохому в жизни, и этот выбор людям приходится делать в жизни неоднократно. Красная дорога – хорошая дорога, хорошая позиция и правильный выбор. Эта дорога трудна из-за опасностей и препятствий, которые затрудняют наше путешествие по жизни. Черная дорога – плохая дорога, плохая позиция и неправильный выбор. Черная дорога широка и по ней легко идти. Красная дорога и Черная дорога представляются нам в жизни не дорогами, а олицетворением правильного и неправильного, хорошего и плохого, светлого и темного.

Лакота не знали стремления накапливать материальные блага. У них никогда не было тяги к стяжательству, лакота собирали ресурсы, чтобы переживать сложные периоды или помогать нуждающимся. У щедрости есть свои награды, а ее отсутствие имеет свои последствия. Для кочевого народа было непрактично слишком много накапливать, так как это только означало тащить еще больше вещей при перемещении лагеря – три или четыре раза в год. Чем больше вы имели, тем больше вам приходилось тащить.


Правда служит ориентиром вдоль дорог, по которым мы идем в жизни. На Красной дороге есть много указателей. Но если ты выбираешь Черную дорогу – там только иллюзия правды. Мы можем быть под влиянием правды или ее иллюзии. Порой правда подобна дыханию, ты не видишь ее, но можешь увидеть ее последствия. Правда также подобна восходу и закату солнца. Мы видим, как утром солнце всходит над горизонтом на востоке, а вечером заходит за горизонт на западе. От того, что земной шар вращается, с виду кажется, что солнце «встает» и «садится». В действительности же солнце не совершает ни того, ни другого. Живя скромной жизнью и помогая другим, человек идет по Красной дороге.

Правда – вывод из проб и ошибок в жизни, уроки, которые мы усвоили. Например: «Без зла добро было бы труднее осознать», или «Войны не бывает без потерь», или «Птица в руках стоит двух в кустах». Мы получили кое-какую пользу и от прежних иллюзий. В некоторых случаях правда бывает мучительной, но без нее имеет место только иллюзия. Правда заключается в том, что лакота до сих пор ходят по земле. И правдой является то, что лакота выдержали это травматичное изменение, став мудрее и сильнее. А иллюзия состоит в том, что лакота были побеждены более сильными, лучшими и более нравственными людьми, обладающими большими правами, данными им Богом. Правдой является то, что лакота были подавлены численным превосходством – большим количеством людей, лучше вооруженных и алчущих все больше и больше и стремившихся лишить лакота всего, что у них было. Но иллюзия состоит в том, что лакота – покоренный народ.

Жизнь продолжается, по-прежнему двигаясь по кругу. Солнце всходит каждое утро, а с ним приходит новая возможность, новая надежда. Независимо от того, каким был ушедший день и сколько бы побед не совершалось, каждый новый день – это шанс расставить все по своим местам, исправить ошибку, достигнуть новой цели и сделать еще один шаг на своем пути. Каждый новый день – это шанс переродиться, обновиться и получить еще одну возможность сделаться частью жизненного круга, зная, что это жизненный путь, а не гонки, и что человек не проходит его в одиночку.

Для того, чтобы идти по Красной дороге, предстоит изведать лишения и страдания, поэтому следует постичь смирение. Это возможность встать обнаженным перед Великой Тайной во всем, что касается своих проступков, малодушия, неумения сострадать и гордыни. Ибо идти по Красной дороге значит понимать, что ты можешь добиться большего. И ты понимаешь, что когда ты совершаешь что-то хорошее, то происходит это при помощи Великой Тайны, и потому ты благодарен... Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо знать, что ты находишься в равном положении со всеми живыми существами. Следует понимать, что если ты родился человеком, это не дает тебе никакого преимущества или превосходства над другими существами. Каждое создание обладает духовным знанием, и река знает больше, чем ты. Ветер более осведомлен, чем ты. Народы животных (Народ Бизона, Народ Орла, Народ Бобра и т.п. – прим. пер.) обладают величайшей мудростью, и ТЫ можешь учиться у каждого из них, потому что они обладают тем, чего нет у тебя. У них нет злых помыслов. Они не стремятся мстить, а ищут справедливости. У тебя есть данные Великой Тайной права, чтобы идти по Красной дороге: у тебя есть право молиться; есть право танцевать; есть право думать; есть право защищать; есть право иметь понятие о Матери; есть право мечтать; есть право на видение; есть право учить; есть право учиться; есть право горевать; есть право на счастье; есть право исправлять ошибки; есть право на правду и есть право на общение с духами. Для того, чтобы идти по Красной дороге, следует знать и чтить своих Предков и призывать их на помощь. Надо понимать, что есть добрые и злые чудодейственные силы. Надо понимать, что зло существует, но оно трусливо и часто бывает замаскированным. Помните, что есть злые силы, которые постоянно ищут способ стать сильнее за твой счет.

Идя по Красной дороге, ты меньше боишься ошибиться, поскольку ты знаешь, что жизнь – это путь, непрерывный круг, священный обруч. Можно ошибаться и исправлять свои ошибки, если у тебя будет смирение, ведь если ты не сможешь быть смиренным, то не узнаешь, где и когда ты совершил ошибку. Если ты идешь по Красной дороге, ты знаешь, что любая скорбь приводит к лучшему осмыслению. Не все ужасные трагические события можно объяснить, однако они могут принести пользу. Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо уметь находить красоту во всем. Для того, чтобы идти по Красной дороге, надо понять, что однажды ты перейдешь в мир духов и не будешь ничего бояться.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Приметы в дорогу: когда лучше отправляться в путь

В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет. - В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам.

Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днём (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда-еще один постный день).

Приметы в дорогу

От слова «куда?» дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: «Куда идешь?», надо отвечать: «За Кудыкины горы». - Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это-лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности.

Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды.

Сказать, куда ты направляешься, - подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Поэтому и возникло слово «горы»: мол, так далеко, что тебе и не увидеть. Одновременно спрашивающему возвращается его слово, которое благодаря этому уже не имеет силы.

Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, - к удачному пути. - Считалось, что дождь (небесная вода) смывает все болезни и печали.

С языческих времен сохранилось и восприятие дождя, как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо - с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.

Подошвы чешутся - к дороге, ноги горят - к пути. - Скорее это не поверье, не примета, а шутка. Хотя человек, уже знающий, что ему предстоит долгий путь, вполне может испытывать подобные ощущения.

С левой ноги встанешь - пути не будет. - Это суеверие, как и многие подобные, идет от уверенности, что за левым плечом стоит у человека искуситель, черт, а за правым - ангел-хранитель.

Именно поэтому столь близки слова «правый» и «правда». Еще более древние корни приводят к следующему пояснению: с утра молясь солнцу, то есть обратясь лицом на восток, человек слева ощущал холод севера (злые силы), справа-тепло юга (силы добрые).

В сущности, на этом и основаны все приметы, поверья и суеверия, связанные с левой стороной: левую руку не подают при приветствии; елевой ноги нельзя начинать день; через левое плечо сплевывают, чтобы не произошло беды.

Если кто отправляется в путь и вдруг пойдёт дождь - к благополучному пути. Если кого-то называют именем уехавшего человека, то человек этот, когда приедет, будет сердит. Не подметают пол, когда уехал дорогой вам человек, чтобы не замести ему дороги к вашему дому.

Чего нельзя делать перед дорогой

Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола - это к удаче. - До нас дошел лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло свое отражение в фольклоре («Сколько за столом-столько и в Царстве Небесном» и т. п.).

Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.

Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это - к удачному пути. - Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз обдумывает, все ли он взял с собой? А молчание помогает сосредоточиться.

Перед дальней дорогой не мой волосы - беду накличешь. - Безусловно, здесь ярко выражено отношение к волосам, ибо в них, по верованиям древних, заключается жизненная сила.

Мотив волос находит свое отражение во всех важнейших событиях жизни человека: прядку волос малыша закатывают в воск; ребенка нельзя стричь до года; в определенные дни беременной женщине не позволяется не только стричь волосы, но и мыть их, и т. д.

Считалось, что по брошенным волосам можно навести порчу, лишить здоровья, -поэтому предостерегали от выбрасывания волос где попало. После мытья головы часть волос остается в воде, часть-на гребешке, что не приветствуется перед дорогой: все волосы должны быть с тобой.

Перед дорогой что-нибудь зашивать - удачи не видать. - По мнению предков, этим «зашивается удача».

Приметы на защиту в дороге

Защита в дороге: Полынь

Бери с собой полынь - путь благополучным будет. - В данном случае полынь рекомендована как одно из действенных средств, предохраняющих от сглаза. Положительное, очищающее действие оказывает сам запах полыни. В некоторых местах из полыни делают веники и выметают ими в доме, «чтобы ведьма не могла войти и чтобы колдун испугался». С такою же целью, как полынь, используются почти все растения, имеющие резкий запах: укроп, чеснок, лук, душица, кориандр, фиалка, тмин, чабрец, мандрагора, мята и др.

Защита в дороге: Чертополох

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. - Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus)- колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек.

Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, но и у других европейских народов.

Защита в дороге: Бузина

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. -Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах.

Это основано на ее целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника.

Приметы о встречах в дороге

Перебежит собака дорогу - худа в том нет, но и особого добра не жди. - Какова примета, таково и пояснение: с одной стороны, собака похожа на волка, с другой - она друг дома.

Если перебежала дорогу черная кошка - не видать удачи в этот день. Чтобы от этого избавиться, нужно: повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново; разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу; скрестить пальцы; взяться за пуговицу.

Встретится лысая лошадь или свинья - удачи в пути не жди. - «Лысая лошадь» - это лошадь с длинным белым пятном на лбу. Поверье основано на отрицательных последствиях любой встречи с «мечеными» (в том числе и с людьми).

О свинье исследователь фольклора СВ. Максимов пишет, что это суеверие в народе уже совершенно исчезло и «встречи со свиньей опасаются только продавцы раков, убежденные опытом в том, что свиной запах их убивает, то есть они засыпают».

Встретить монаха - к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. - Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега.

С.В. Максимов в своих «Крылатых словах» поясняет это следующим образом: «Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен.

Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви... Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых».

Встретишь утром первым мужчину - к удаче, женщину - к неудаче. - Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина.

Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся

Встретишь утром первым мужчину - к удаче и т. д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае - раскроет таимый секрет).

Если кто-то идет навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу.

Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, что в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, - главное, что оно не пустое.

Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами - к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу - к плохим вестям.

Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием «встреча» («Возьми в кумовья первого встречного» и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу.

Значит, всякая встреча - знак Судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется «девка» (девица).

Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной - встреча с беременной женщиной и теми, кто несет что-либо наполненное.

Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.

Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце - не к добру. - Считается, что встречный определенным образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь.

Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле.

Встреча при выходе из дому-это и возможный запретный вопрос «Куда идешь?», обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию-к удаче.- Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую «подорожну»: кусок холста, хлеб, свечу и монету.

Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником.

Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, -счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.

Если в день экзамена встретишь на улице старика с палочкой - к большим неприятностям.

Если кто-то чужой по твоим следам идет, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу. - След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы.

Физически это связано с тем, что идущий по проторенному пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает.

Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищенным (аналог - человек без тени). В некоторых местностях, особенно на Украине, есть еще более мрачное поверье: если идти по чьим-то следам, то в семье этого человека вскоре кто-то умрет.

Сон про дорогу

Если больному в бреду мерещится дорога - значит, он скоро умрет. - Безусловно, суть приметы основана на простой ассоциации дороги и «последнего пути», о котором думает или который предчувствует больной.

Приметы в дорогу: если пришлось вернуться

Если вернулся зачем-то с полпути - перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик - тоже помогает. - Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало).

Заодно и дать понять, что ее не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек.

Приметы в дорогу. Возвращение

Кто, домой возвращаясь, споткнется - с домашними поссорится. - Споткнуться - вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство.

Приметы в дорогу. Предметы на дороге

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое - к неприятностям. - Первоначальный смысл-в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу).

Если же что-то острое направлено в сторону путника - значит, он мистическим образом «пронзен», лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это - к воспоминанию близких о нем.

Приметы в дорогу. Незванный гость

Незваный гость на двор - и беда на двор. Незваного гостя берегись.- Поверье, которое поначалу трудно понять, ведь в русском народе отношение к гостям всегда было доброжелательным. Корни поверья-еще в том времени, когда Русь находилась под игом монголо-татар.

Поработители («незваные гости») вели себя как хозяева, входили в любой дом и забирали все, что нравится, чаще всего - девушек. Естественно, что это осталось в исторической памяти народа и перешло в устойчивое поверье.

Что касается «незваного гостя» в отрыве от этих тяжких страниц истории, то отношение к нему остается все-таки непростым, с уклоном в отрицательное, поскольку он нарушает планы хозяев, ставит их в неловкое положение.

Приметы в дорогу. Чтобы вернуться

Хочешь вернуться в понравившуюся местность - брось в ближайший водоем монетку. - Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая («мертвая вода» - очищение, «живая вода» - сотворение заново, оживление).

Вода - граница между тем и этим светом, вся она в конечном счете - с небес. Бросить в воду монетку - значит задобрить ее, умиротворить, выказать свое уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время - словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернешься).

Дор’ога , — и, женский род.
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога Большая дорога (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устарелое ). Обочина дороги. При дороге (около дороги).
2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также переносное значение. : то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-нибудь (дать пройти, проехать; также переносное значение. : дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу кому-нибудь куда-нибудь (переносное значение. : дать возможность действовать, продвигаться в какой-нибудь области). Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь (также переносное значение. : мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь). Перебежать (перейти) дорогу кому-нибудь (также переносное значение. : помешать кому-нибудь, опередить в каком-нибудь деле; разговорн. ).
3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
4. переносное значение. Образ действий, направление деятельности. Труд дорога к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).
Дороги чьи (кого) разошлись о тех, кто пошёл по разным жизненным путям.
Дорога жизни (высокое ) путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом.
По дороге
1) во время пути. По дороге увидел много интересного;
2) с кем, по одному направлению, по тому же самому пути, по пути (в 1 значен. ). Пойдём вместе, нам по дороге;
3) с кем (чем), о совпадении целей, задач какой-нибудь деятельности, по пути (во 2 значен. ). С халтурщиком мне не по дороге.
Туда и дорога кому (разговорн. неодобрител. ) пусть уходит, не жалко.
уменьшительное существительное дорожка, — и, женский род. и дороженька, — и, женский род. (к 1 значен. ).
прилагательное дорожный, — ая, — ое (к 1 и 3 значен. ). Дорожное строительство. Дорога костюм.

Примеры использования слова дорога в контексте

    . Широкая песчаная дорога со старыми тенистыми липами приводит к холму, на котором стоит сельская церковь.
    . Пролетариям дорога в партию практически закрыта.
    . Мне эта подковочка дорога как память.
    . А дальше дорога такая широкая, что три телеги разъедутся, тут не ошибетесь. - Шумилов П. Р. Слово о драконе
    . Убежище было хорошее, но дорога туда - очень опасна.

Поддержание связи между камерами в тюрьме -- святое дело. У заключенных считается нормальным рисковать ради чужих контактов. Могут передаваться устные сообщения, записки и мелкие вещи.
Одним из самых простых являются "ноги" - баландер или даже иногда контроллер. Во время раздачи пищи, пока этот процесс идет, с таким арестантом можно поговорить, передать какую-то информацию на словах или даже передать маляву или "груз". Как не трудно догадаться, этот способ не является самым оптимальным - скорее всего, все, что услышит баландер, будет известно и куму (оперу). Поэтому в такой способ передается, как правило, только нейтральная информация - просьба помочь куревом или чаем, поиск определенных людей. Возле баландера в момент раздачи пищи всегда находится контроллер и весь этот процесс происходит с его молчаливого согласия, на что ему соответственно дал разрешение кум. Сигареты, да и прочие мелочи часто можно передать самим контроллером. Как уметь договориться и какая "постанова" на тюрьме. Способы связи зависят от устройства самой тюрьмы - или это один корпус, или несколько, куда выходят окна. При размещении в одном корпусе, да и еще колодцем, с окнами, обращенными внутрь, все несколько проще. При размещении в нескольких корпусах, да еще значительно друг от друга удаленными, сложнее. В таком случае без помощи хозобслуги не обойтись.


Информация также может передаваться еще несколькими каналами. Во-первых, людей из разных корпусов при вывозе на суды, следственные действия собирают на сборке, где и происходит обмен. Даже если нужные люди не попадают в один бокс, как правило, можно что-то прокричать через дверь. Могут наказать, но обычно проходит. Здесь же в боксах можно оставлять какие-то записи карандашом на стенах - обычно так сообщают о своем местонахождении (напр.: Вася Херсонский, х.140, 20.05.2001), приговорах, об уходе на этап на зону, ищут знакомых. Исписаны также и стены боксов в судах, где содержат подсудимых во время перерывов и даже стены автозаков.

Каждый порядочный арестант обязан интересоваться такими образцами настенной графики, особенно свежими, и при возвращении в хату сообщать все, что он смог запомнить. Такой своеобразной "доской объявлений" служат обычно и стены бани и прогулочных двориков. Периодически их закрашивают, но за каждым ведь не уследишь. Часто стены в таких местах стараются сделать непригодными для письма с помощью так называемой "шубы" - грубой рельефной штукатурки. Но все равно пишут - только приходится это делать очень мелко. Такие записи - это пассивный способ передачи данных, более или менее рассчитанный на авось. Второй способ передачи информации, уже активный - это общение, которое происходит как голосом, так и письмом. Письма в арестантской лексике именуются "малявами", "мальками" (вероятно из-за своих минимальных размеров).

Все общение можно также разделить на монологи и диалоги. Бывают и целые "чаты" - когда вопрос выносится на всю тюрьму или корпус или коридор - в зависимости от возможности, предоставляемой их устройством. Явление редкое и проводится только по особо важным вопросам, когда зачастую игнорируется вопрос опасности последующих репрессий - это обычно вопросы бунта, иных форм протеста (голодовка, массовые жалобы).

Монологи - "объявы", т.е. объявления о каких-то событиях. О назначении или избрании смотрящего и его местонахождении, о поиске, о признании (объяве) кого-то сукой, крысой, курицей, петухом, балаболом. Это часто делается, когда кого-то за тяжелый косяк "ломят" с хаты. После такой объявы на всю тюрьму его уже вряд ли примут в какую-либо хату, кроме "обиженки" или "ментовской". Такие объявы могут делаться и в виде "прогонов" - письменных сообщений, которые путешествуют из хаты в хату и зачитываются в голос. Таким же образом движутся воровские прогоны - своеобразные предписания и наставления по понятиям и их трактовке, воровской жизни. Такие прогоны пишутся коронованными законниками, подписываются ими и путешествуют между зонами и тюрьмами. Подписываются и те, кто переписал - кто, когда, где. Правда, установить, кто их в действительности написал, и кто корректировал, простым смертным не представляется возможным - может и опер на досуге пографоманил...

Крики, разговоры между хатами - дело достаточно индивидуальное в зависимости от конструкции и порядков ("постановы") на тюрьме. Где-то за один звук могут сразу на карцер отправить, а где-то это дело вполне привычное. Разговаривать можно через решку или через тормоза (дверь).

Разговаривать можно и с помощью некоторых нехитрых приспособлений, которые уменьшают риск быть услышанным на коридоре. Это в первую очередь "тромбон", т.е. обычная металлическая кружка. Вы можете испытать ее действие даже дома (помнится, в детстве мы с братом так иногда слушали "концерты", которые происходили за стеной у наших соседей - не знал я тогда, что придется и во взрослой жизни "поиграться"). Кружку или чашку (последнее хуже) приставляют открытой стороной к стене, а ухо прикладывают к дну. Если повернуть инструмент наоборот и плотно приложить к губам, то можно "прокричать" даже метровую стену. Особенно легко таким образом говорить по трубам отопления - тогда можно общаться не только с соседней камерой. Тромбон прикладывают к батарее и вперед - слышимость вполне терпимая. Для выхода на связь существуют условные сигналы - несколько ударов в стену или по трубе. Общение происходит по правилам одноканальной связи - по порядку, только при передачи "трубки" говорят обычно не "Прием", а "Говори" или что-то еще.

Еще один способ - разговор через "кабуры" - отверстия в стенах или перекрытиях. Их проковыривают подручными средствами - ручками от ложек или супинаторами из подошв, металлическими полосами от шконарей. Предварительно договариваются с соседями о координатах точки (например, десять (спичечных) коробков от окна, семнадцать от пола) и движутся одновременно с двух сторон. При очередном большом шмоне их заделывают, и все начинается с начала. Благо времени хватает. Через кабуры происходит и движение грузов. Иногда кабуры бывают достаточно большими, достаточными даже чтобы пожать друг другу руки.

Также для коммуникации используются канализационные трубы. Стояк проходит сверху вниз через все этажи и к нему с двух сторон - двух соседних камер, сходятся сливы от унитазов и умывальников. Чтобы поговорить по такому "телефону" (именно так этот способ связи называется), надо удалить водную пробку из очка или унитаза. Для этого используют тряпку, которой воду вымачивают и затем выкручивают тряпку в какую-либо емкость или умывальник. Этот вид деятельности, кстати, не считается "в западло", несмотря на прямой контакт с табуированным предметом. Если в хате есть обиженный, то это поручается ему, если же нет - то не воспрещается и нормальным пацанам. Дело ведь общее. Когда воды нет, то, наклонившись почти вплотную к очку, можно спокойно вести диалог даже через несколько этажей. "Труба" также интенсивно используется для передачи грузов. Для этого надо сначала "словиться", т.е. установить дорогу - протянуть шнур через трубу из камеры в камеру. В начале делают "ежик", представляющий собой несколько связанных обломков ручек зубных щеток или пластмассовых корпусов авторучек, которые над огнем изгибают самым причудливым образом, образуя крючки и спирали. Если надо словиться с соседней камерой, то такие ежики с привязанными к ним шнурами достаточной длины с обеих сторон бросают в очко и затем по условному сигналу - удар в стену - одновременно сливают большим количеством заранее заготовленной воды. Ежики уходят в общую трубу и под действием потока воды зацепляются и закручиваются друг за друга. Остается только аккуратно вытащить их в одну из камер и дорога готова. Если словиться надо на разных этажах, то верхние вначале опускают "ежика" на нужную высоту, а нижние сливают воду. Затем к дороге (шнуру) привязывают плотно упакованный и запаянный в целлофан груз и переправляют по назначению. После использования оставляют контрольку - тоненький шнур, который закрепляют и оставляю до следующего раза. При необходимости к контрольке привязывают уже рабочий прочный "канатик" и гонят груз или малявы. Таким образом чаще всего связывались с карцером и смертниками - других дорог, из-за повышенного контроля, туда не было. В Калининграде основным врагом такого способа передачи была не администрация (которая никак не могла ему противостоять), а... крысы. Они наложили свою лапу на транзит и снимали дань, нападая на грузы, моментально перегрызая канатики. Для них путешествия канализационными трубами не представляли труда и иногда они среди ночи "выныривали" в очке унитаза и могли потянуть беспечно оставленную пищу.

Самым распространенным способом связи являются внешние дороги по наружным стенам тюрьмы и между корпусами с помощью т.н. коней - самодельных канатов и канатиков, технология изготовления которых представляет собой целое искусство. Самое сложное в этом деле - это словиться и установить дорогу. Проще всего это делать расположенным друг над другом камерам. Верхние опускают коня, нижние с помощью крючка (загнутой пластмассовой ручки на длинной палке скрученной из газеты и проклеенной хлебным клейстером, которую называют удочкой) затягивают внутрь. Чтобы словиться с соседней хатой на одном этаже, надо уже больше изобретательности. Если сквозь решетку можно просунуть руку, то тогда на конец веревки привязывают грузик и, раскручивая его, забрасывают на выставленную из соседнего окна удочку. Можно также, подвесив на удочке груз на канатике достаточной длины, начать постепенно раскачивать, пока его не поймают удочкой с окна камеры, расположенной внизу по диагонали. Затем только остается поднять коня на этаж вверх и боковая дорога установлена. Если хотя бы кто-то по вертикали установил такую боковую дорогу, то, передавая друг другу коней по вертикали, такие дороги может установить каждый этаж. Днем оставляют контрольки - тоненькие шнуры, которые можно легко при угрозе шмона убрать. Контрольки все равно периодически отшманываются, но в тот же день изготовляются новые. Вообще слежение за дорогами, это святая обязанность правильных пацанов - братвы. Никого не интересует как - дороги должны быть установлены или быть готовыми в любой момент. Иначе камера "морозится" и исключается из "карты дорог", которую держат в голове "дорожники", а ее население попадает под подозрение. При попадании с замороженной хаты в нормальную, любому, претендующему на звание "нормального" пацана придется держать ответ, почему у них не было связи и что они сделали для ее установления. То, что транспортируется по таким дорогам, зависит от пропускной способности решеток - размеров отверстий в них. Чтобы противостоять такому движению администрация использует несколько способов. Один из них - установка снаружи на окна металлических жалюзи ("ресничек", "баяна"), с просветом не более 2 см. Такие реснички закрывают также и обзор, придавая и без того угрюмым камерам мрачный вид.

Второй вариант - щиты (они же намордники). Они представляют собой цельнометаллические щиты, иногда с небольшим количеством маленьких, около 1 см, отверстий, превышающие по размерам окно и крепящиеся напротив окна на расстоянии 10-15 см, пропуская, таким образом, немного воздуха.

Еще одним средством борьбы с такой тюремной системой связи являются жестяные козырьки над окнами, препятствующие установке дорог по вертикали. Края козырьков делаются зазубренными, таким образом, чтобы грузы застревали и канатики перетирались.

Также для этого применяются решетки с очень мелкими ячейками ("фарш") или сетка-рабица - это, как правило, дополнительное средство к ресничкам.

Арестантский народ со своей стороны, конечно, изобрел множество противоядий этим мерам. На козырьки бросают тряпки. Реснички разгибают полосами или трубами, отломанными от шконарей, отдолбливают края стен и подоконников, чтобы расширить проход, вплоть до того, что распиливают фарш или реснички.

Между арестантами и администрацией существовала некая договоренность - если отверстие не превышает диаметра пластиковой полуторалитровой бутылки, то его вроде бы и не замечают. Меня поразил эпизод, когда на зиму вставляли оконные рамы. Сержант зашел, посмотрел - "так, где вы тут коней гоняете?" и показал плотнику-зеку - "форточку ставь с той стороны". Так он и сделал - форточка оказалась там, где была пропилена дыра в сетке-фарше и разогнуты реснички. Учитывая ужасную переполненность камер, администрация была вынуждена идти на уступки, лишь бы арестанты не жаловались и не бунтовали. Арестанты также дорожили достигнутым компромиссом и старались больше не наглеть.

Перепиливание и разгибание проходило по принципу "не пойман - не вор", т.е. если умудрились проделать дорогу, - молодцы, пользуйтесь, если попались - карцер. Периодически администрация пыталась эти ходы заваривать, но зеки с упорством муравья грызли решетки снова и снова, отстаивая свой кусочек свободы. Кусок ножовочного полотна ("акулу") можно было получить по тем же дорогам от коллег-арестантов.

Есть и другие способы - с помощью соли. Кстати соль в больших количествах в тюрьме по этой причине до сих пор считается предметом запрещенным и дается в камеру только с разрешения оперчасти. Один из способов помогает сжать достаточно толстые полосы металла ресничек, образовав в одном месте больший проход. Для этого делается очень насыщенный раствор соли и в нем мочится полотенце. Затем плотно обвязывают им реснички. По мере высыхания полотенце стягивается и этой силы бывает достаточно, чтобы прогнуть полосы металла. При необходимости процедуру повторяют.

Еще один способ использования соли - в насыщенном растворе вымачивается тоненький прочный канатик. После высыхания кристаллы соли превращают этот канатик в неплохое гибкое ножовочное полотно - "струну", наподобие того, которым пользуются сантехники и спецназовцы. В медицине оно носит название пилы Джильи. Основа такого полотна в арестантском варианте конечно менее прочная и их надо постоянно менять, для чего их изготавливают в избытке. Оно вполне пригодно для перепиливания нетолстых прутов решетки - фарша и тем более сетки-рабицы. Если же возле места перепиливания установить свечку так, чтобы она постоянно грела металл, то такой пилой вполне можно перепилить и более толстые пруты. Для этого конечно надо немало времени, но это как раз то, что есть у арестанта в избытке. Чтобы не допустить такого, в тюрьмах каждый день или раз в несколько дней проводят "простукивание" - контроллер с деревянным молотком на длинной ручке стучит по решеткам и шконарям, по звуку определяя возможные непрочности в конструкциях.

Канатные дороги бывают короткими (с соседними камерами вдоль стен) и длинные - с соседними корпусами. Что бы установить дальнюю дорогу (обычно это делается естественно ночью), тоненькую легкую контрольку, изготовленную обычно из нитки полусинтетических носков или женских колгот (последнее - большой дефицит в тюрьме). Если используют носки, то, распуская их, аккуратно отделяют синтетическую нить (лайкра, полиэстер) от хлопчатобумажной, и сплетают по спецтехнологии шнур почти неограниченной длины.

Затем делают "ружье" - с газет сворачивается длинная трубка, которая проклеивается клейстером. Делается "пуля" - бумажная воронка по диаметру соответствующая диаметру "ружья", на конец которой крепится небольшой грузик из хлебного мякиша и конец контрольки. Затем "пуля" по принципу духового ружья силой выдоха выстреливается в нужном направлении. При небольшом расстоянии и гарантированной точности так даже иногда "застреливают" и сами малявы.

При попадании в реснички существует вероятность, что "пуля" там застрянет, но при больших расстояниях с противоположной стороны устраивают "карниз" - с двух соседних окон высовывают "удочки" и протягивают между ними канатик. Теперь достаточно попасть в промежуток между окнами выше "карниза", и "пуля" падает на него и остается ее втащить внутрь. При мне опытные арестанты "застреливали" с первого раза на расстояние до 70 метров, которое было между корпусами. Такие "ружья" делали также и с изгибом в 90 градусов - тогда ими легко можно установить связь с боковыми камерами.Вообще ружья должны быть достаточно длинными, и чтобы их удобно было прятать, их делали разборными - несколько коротких трубок - колен, которые при необходимости соединяются в длинное - прямое или изогнутое "ружье".
Для длинных дорог используются достаточно прочные канаты, которые изготавливаются в основном из свитеров. Для движения между корпусами на расстоянии 70 метров нужен соответственно канат двойной длины - 140 метров. Его прочность такова, что может спокойно выдержать вес человека. Рассказывали о случае, когда зеки, спасая дорогу, вытащили по стене на третий этаж вертухая, который попытался с земли оборвать ее, схватив и обмотав вокруг руки. А совсем незадолго до моего пребывания в Калининградской тюрьме с ее крыши с пятого этажа сбросили одного из охранников, попытавшегося зацепить дорогу кошкой. Тот разбился насмерть. Позже уже для обрывания дорог использовались кошки с заточенными внутренними краями крюков, чтобы канаты об них перерезались, и при выходе на крышу охрана теперь уже крепила себя страховочными тросами.

Обычно в тюрьме для связи используются все описанные мною способы исходя из конкретных условий. Где-то груз идет через "кабуры", где-то по "трубам", где-то по воздуху, где-то "ногами". Такая система позволяла доставить в том же Калининграде любую почту (я даже достаточно толстые книги переправлял, только твердый переплет снимал, пересылали обувь, одежду) в любую камеру тюрьмы (кроме карцера и смертников - там дороги делались по определенным дням) на протяжении самое большее 20-25 минут. Такой отлаженной системы видеть больше не довелось.

Вечер - часов после 20, начиналась самая активная деятельность. "Один четыре ноль! Один четыре ноль! Строимся!" (номера хат произносятся именно так, а не "Сто сорок" - такой способ более надежный, при плохой слышимости легче различать). Дорожники начинали движуху - строились или восстанавливались по контролькам боковые дороги, по ним с корпуса на корпус передавались концы длинных, где было надо - дороги "застреливались". Имелось несколько ключевых длинных дорог, к которым стекалась почта корпуса и затем уходила пачками на другой. Нередко длинные дороги в процессе стройки накладывались друг на друга - тогда надо было перебрасывать их - менять местами. Конец дороги по коротким боковым дорогам пускался вокруг - например, наверх-две хаты, вправо-две хаты, вниз-три хаты, влево-две, вверх. Весь этот процесс координировался опытными дорожниками, часто с противоположного корпуса, которым было виднее, где происходит перехлест и как его обойти. В общем в течении часа все дороги, как правило, были в полной боевой готовности и работали до утра - часов 7. Ночью, в свете прожекторов, картина была весьма интересная - паутина из полутора десятков дорог между четырьмя корпусами, по которым постоянно что-то движется. Иногда ночью охрана устраивала облавы - внезапно выбегала с кошками на крышу или во двор. Первый заметивший их кричал "Мусора!", затем этот крик подхватывали остальные и в течении меньше минуты все дороги, в первую очередь длинные, сворачивались. В одну из ключевых хат мог одновременно вломиться с шашками наголо, прорубая себе дорогу в массе тел к решкам, резерв. За секунды, что нужны для открытия двери и пробиться к окну, дорожники обычно успевали скинуть дорогу, малявы, которые остались неотправленными, уничтожить. Работа дорожника связана была, таким образом, с самопожертвованием - легко было попасть под дубинал или угодить в карцер. За такую работу они получали сигареты и чай с общака, да и арестанты обычно уделяли им что-то с передач.

В любом случае рассчитывать на надежность системы не приходится и писать следует с осторожностью. Время от времени почта таки перехватывается, менты организовывают свои хаты на дороге, читая и ксерокопируя нужные малявы (отправляя затем дальше, чтобы не возникло подозрения), вербуют дорожников, которые читают малявы необходимых адресатов. Когда кому-то необходимо было писать о чем-либо серьезном (договориться с подельником, например), то устанавливали прямую дорогу, если это было технически возможно, и общались без посредников.

Интересна система условных сигналов. Три удара в стену означало "прими коня" или "подай коня", т.е. либо прими груз, либо отпусти дорогу, чтобы мы могли отправить тебе груз. Два удара - "коня принял" (использовалось не всегда). Один удар - "забирай коня" - груз отцеплен или прикреплен, можешь тянуть. Несколько беспорядочных ударов в ответ на три удара - "расход", т.е. означает, что сейчас принять не могу - "запал" или занят. Четыре удара - "выйди на решку" - поговорить с соседями. Пять ударов - выйди на "телефон". Удары делаются размеренно, с оттяжкой. Несколько быстрых и часто больше пяти ударов - сродни крепкому мату, когда дорожники начинали пороть косяки. Чем ударов больше и их частота выше, тем возмущение сильнее. Благодарность соседям за помощь ("грев") выражалась аналогично, только удары более равномерные. С небольшими вариациями и перестановками подобная система существует во всех тюрьмах. Удары могут делаться и по трубам, только это не совсем удобно, так как звук распространяется по ним на несколько камер, и не всегда понятно, кому именно адресовано послание.