Чем занимаются ученые морфологи. Морфология. История развития патологической анатомии

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка;

Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

Модернизацией старых форм работы и введением новых;

Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов и реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленностиявляется комплексной , т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Деятельность в лагере осуществляется по двум направлениям - декоративно-прикладное и художественно-эстетическое творчество.

Основной состав лагеря - дети от 6 до 16 лет включительно, учащиеся образовательных учреждений. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ « Об образовании»;

ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г № 124- ФЗ;

Трудовой кодекс РФ от2006г. № 197- ФЗ;

- «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ПриказМинобрнаукиРФ от 13. 07.2001г. № 2688);

Постановление Правительства Забайкальского края «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Забайкальском крае в 2010 году» от 12.01.2010 г

Концепция программы

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудностии достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое внимание. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической, технической, прикладной направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т.д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимотакже учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных семьях, у некоторых из них родители-пенсионеры. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда искудное, нерациональноепитание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.

По результатам анкетирования, 76% детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель : организация разностороннеразвивающего отдыха для детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего потенциала лета и окружающей среды.

Задачи :

Создать возможности для развития и раскрытия творческой активности каждого отдыхающего в лагере;

Организовать интересный познавательный и увлекательный досуг;

Привить навыки бережного отношения к природе;

Развить организаторские способности через участие детей в управлении лагерем (Приложение № 1).

Принципы:

Индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;

Гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;

Творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;

Доверия и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.

Механизм реализации программы

1. Подготовительный этап включает:

Подбор кадров;

Комплектование отрядов, разработка нормативно-правовой базы.

2. Организационный этап включает:

Знакомство;

Выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

Сплочение отрядов;

Формирование законов и условий совместной работы;

Подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

3.Основной этап включает реализациюосновных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации- организаторы программы:

Познают, отдыхают, трудятся;

Делают открытия в себе, в окружающем мире;

Помогают в проведении мероприятий;

Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

Развивают способность доверять себе и другим;

Укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, посвященные здоровому образу жизни, выставку рисунков. В лагере работает система жетонов, ежедневно выбирается «Герой дня» по количеству набранных жетонов.

4. Заключительный этап.

Анализ полученных результатов

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от ЗУН и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагогиДома детского творчества, прошедшиеобучениепо организации работы с детьми в летний период.

Сроки и условия пребывания: программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование осуществляется из бюджета.

Работа с активом лагеря. Выбор совета лагеря, подготовка мероприятий согласно плану-сетке, участие в управлении лагерем

Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:

Встречи с начальником лагеря, воспитателями;

Индивидуальные беседы;

Участие в различных мероприятиях.

Индивидуальная работа с детьми

Воспитательный процесс осуществляется на протяжении всей смены и включает в себя:

Беседы по правилам поведения, культуре общения;

Беседы по профилактике негативных ситуаций;

Беседы о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространствелагеря;

Укрепление здоровья воспитанников;

Развитие творческой активности каждого ребенка;

Укрепление связей между разновозрастными группами детей;

По итогам работы смены выбираетсялидер(ребенок, набравший наибольшее количество жетонов).

Приложение 1.

Органысамоуправления в лагере

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные на одну смену, и взрослые.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата;

Развития организаторских способностей.

Актив лагеря - это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.

Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют Совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.

В качестве равноправных членов актива входят взрослые: начальник лагеря, воспитатели

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих интересов и прав.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуру поведения.

Ирина Коршикова , заместитель директора по УВР Дома детского творчества Тунгокоченский район Забайкальский край, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».

В прикрепленных файлах:

Основное содержание программы и формы работы.

План-сетка мероприятий.


Фото: http://primamedia.ru/photo/show.php?f=131886&s=43&p=411

.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное ученическое самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно – творческих дел.

Ученическое самоуправление в нашей школе определяется работой детских общественных объединений «Росинка», «Радуга», «Единство».

Начнем с того, что объединение младших школьников «Росинка» является первоначальной ступенькой в формировании детского коллектива в прямом понимании этого слова. В объединении нет сложной структуры детского самоуправления как, например, в среднем и старшем звене школьников.

Ребят принимают в детское объединение, они получают первые поручения, а «лидером» классного коллектива учащихся является классный руководитель. В 4 классе детям доверяют первое общественное поручение (уборка Братской могилы), школьники вступают в пионерскую организацию района, участвуют во всех общешкольных мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа детского объединения «Росинка» является подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления нашей школы.

Объединения «Радуга» и «Единство» отличаются наиболее сложной и отлаженной системой ученического самоуправления.

Каждое объединение имеет свою символику, атрибуты, устав. За основу деятельности выбран вариативно – программный подход работы со школьниками. С учетом системы этого подхода разработаны и адаптированы программы деятельности общественных объединений. Это программы «Память», «Милосердие», «Сотрудничество», «За здоровый образ жизни», «Живи, земля», «Трудовые дела», «Учеба и мы», «Красотою мир спасется», «Свой голос», «Игра –дело серьезное».

Учащиеся каждого класса (кроме начальной школы) выбирают своих представителей (т.е. командира и его заместителя) которые представляют свой отряд в системе ученического самоуправления школы (Совет детских общественных объединений).

Самоуправление в молодежном объединении «Единство» строится на демократических отношениях между школьниками и педагогами. Приняты демократические принципы: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей.

Ученическое самоуправление работает во взаимосвязи с «Фондом поддержки» куда входят педагоги, школьная администрация, районные детские организации, поселковое объединение «Молодость Белгородчины», сельская администрация, и т.

Работа Совета объединений строится на взаимодействии нескольких блоков ученического самоуправления. Это Советы командиров детских объединений «Радуга», «Единство», Советы ответственных за работу программных направлений, например, Совет программы «Игра – дело серьезное» или Совет программы «Свой голос».

Основой отрядного самоуправления является актив класса и ответственные за работу направлений, которые выбираются на первом заседании классного коллектива. Определяется план работы на четверть, оформляется классный уголок. Формируются рабочие группы детей ответственные за организацию и проведение классных мероприятий.

Самоуправление является непременным признаком коллектива, его функцией, но если нет коллектива – бесполезно говорить и о самоуправлении. Значит, самоуправление не цель, а средство воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Ученическое самоуправление – одна из форм управления детским коллективом .

Классификация форм управления коллективом школьников

Самоуправление в детском отряде возникает только тогда, когда в отряде есть какая – то общая цель, имеющая значимость не только для отряда, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить самоуправление как демократическую форму организации коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации для достижения отрядных целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова:

Проанализируем каждое из них:

Развитие самостоятельности. Поэтапная передача пионерам прав и обязанностей по мере развития ученического коллектива и формирование готовности лидеров – организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Давайте проанализируем самостоятельности на конкретном примере. Пронаблюдаем рост или спад в умении лидеров (т.е.командиров) организовать деятельность своих товарищей на примере Совета командиров. Я оценила индивидуальную работу каждого командира за два года, получилась диаграмма «Уровень самостоятельности командира»

Исходя из результатов этой диаграммы, можно сказать, что командиры этих классов самостоятельно могут организовать коллектив детей на то или иное дело. Они являются активными участниками Совета командиров и помощниками для классных руководителей, у этих детей есть накопленные знания и опыт в работе системы ученического самоуправления. Поэтому для эффективной и полноценной деятельности классного и школьного актива я предлагаю выбирать командира класса 1 развв3 года.

Принятие и реализация управленческих решений. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Он говорит о реальной вовлеченности школьников в управлении делами своего коллектива.

В работе Совета командиров мы используем стандартные управленческие функции ученического самоуправления: мотивация, планирование, организация, анализ, оценка деятельности.

В начале учебного года активом разрабатывается и утверждается план работы Совета на год. Исходя из мотивации « нам это интересно» осуществляется планирование коллективно – творческих дел. Определяются цели, формируется «коллектив дела», где командирами собирается команда единомышленников со всех объединений. Актив решает как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей. Затем происходит реализация, например, подготовка к конкурсу – проектов «Мусору - вторую жизнь!». В каждом классном коллективе учащимися разрабатываются костюмы из сырья вторичного использования (пластиковые бутылки, пакеты, конфетные обертки т.д.) После мероприятия на Совете командиров учащимися анализируются удачные и неудачные моменты. Дается оценка деятельности Совета в реализации данного конкретного дела. Настоящая команда рождается лишь в процессе работы над задачами ученического самоуправления, преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает команду актива.

Отрядные цели. Наличие отрядных целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой стороны – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Главный показатель изменений, которые происходят в ученическом коллективе в процессе самоуправления, - это развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организуемое в объединении дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. И в помощь классным руководителям, для правильного развития ученического самоуправления я хочу предложить модель развития самоуправления в детском коллективе .

Модель развития самоуправления в детском коллективе.

Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие непременно. Будучи общественной, по своей направленности, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого учащегося к цели деятельности, наличия у него мотивов участия в этой деятельности.


Этапы развития самоуправления в отряде.

1этап (первый год членства в объединении)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Пути достижения целей определяются на основе совместного решения коллективом педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
Основные направления на данном этапе:


  • Сплочение коллектива отряда;

  • Формирование актива отряда;

  • Участие отряда в делах объединения и общешкольных мероприятиях
2этап (второй, третий годы членства в объединении)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и школьниками. Постепенно пионерам предоставляется возможность самостоятельно определять цели своей деятельности.

Пути достижения целей определяются при консультативной роли педагога.

Основные направления работы на данном этапе:


  • Участие в организации и проведении общих мероприятий в объединении.

  • Участие в самоуправлении школьных объединений

  • Самостоятельное планирование работы отряда.

3этап (третий и последующие годы членства в объединении)

учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагога.

Пути достижения целей также определяются ими самостоятельно.

На данном этапе деятельности любое отрядное событие должно стать самостоятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может по следующим этапам:


  • Объявление конкурса на лучший проект коллективно – творческого дела.

  • Создание временных групп по разработке проектов.

  • Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь.

  • Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Данные этапы развития ученического самоуправления (по Григорьеву к.п. наук) возможно использовать для формирования любого детского коллектива.

Кроме этого существуют другие методики по работе с детским коллективом «Сделай себя сам» - позволяет учащимся точно определить цель своей деятельности. Ж., «Воспитание школьника» №4 2003 год, стр.56.

«Найди свое место» - определение основных тенденций поведения человека в реальной группе. Ж., «Воспитание школьника», 2003 год №3, стр48.

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения пионеров и предоставления им свободы действий.


Мастер- класс «Определение лидера в классном отряде»

  1. «Мозговой штурм» как динамичная форма мониторинга.

  2. Анкета «Лидер ли я»

В нем принимают участие ведущие морфологи и молодые специалисты, аспиранты и студенты из медицинских вузов и ведущих научных учреждений Российской Федерации и зарубежья, в том числе известные ученые из Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана .

С приветственным словом к участникам конгресса обратилась з аместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия В.В.Улич: «Проведение конгресса для нас почетно и ответственно. Без базовых знаний невозможно идти в вперед, поэтому ваши сообщения, заявленные к обсуждению, имеют важное значение для практического здравоохранения и определения стратегии развития отрасли. Надеюсь, у вас будет возможность оценить профессионализм карельских ученых».

Проректор по научно-исследовательской работе В.С.Сюнев отметил, что Петрозаводский государственный университет на протяжении многих лет активно занимается наукой в области морфологии. «У истоков медицинского образования в ПетрГУ стояла морфолог Н.Б.Лихачева. Традиции научной школы в этой области продолжают и развивают молодые ученые университета», - сказал проректор.

Участники конгресса получили возможность доложить о результатах своих исследований в области общих закономерностей морфогенеза и регенерации, современных аспектах возрастной и экологической морфологии, а также принять участие в научных дискуссиях, обменяться мнениями.

О значении данного мероприятия высказали мнение некоторые из его участников:

Президент Международной ассоциации морфологов профессор Д.В.Баженов: «В медицинском институте ПетрГУ активно развивается такое направление, как экологическая морфология. Все больше кафедр и ученых включаются в эту работу. У медицинского института есть перспектива выйти в лидеры по этому направлению, потому что этим занимаются немногое, но это очень востребовано. Желаю, чтобы работа в этом направлении продолжалась, успехов на этом пути!»;

Директор медицинского института А.Т.Балашов: «Конгресс - важное событие не только для ПетрГУ, медицинского института, но и для всей медицинской общественности республики. Здесь прозвучат лекции ведущих ученых и будут представлены новые образовательные технологии, используемые в настоящее время в преподавании базовых дисциплин, а также пройдут круглые столы и состоится общение с коллегами из других регионов, что послужит поводом для сотрудничества с учеными других регионов нашей страны и других стран. Конгресс - это еще и признание заслуг ученых ПетрГУ, которые в последние годы активизировались в публикационной части. Кроме того, завкафедрой анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии, судебной медицины И.Г.Пашкова в прошлом году защитила докторскую диссертацию, в настоящее время готовятся к защите еще две докторские диссертации»;

Ректор Ярославского государственного медицинского университета, завкафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии А.В.Павлов: «Конгрессы Международной ассоциации морфологов - отличный формат для обмена мнениями специалистов в области морфологии, они позволяют увидеть точки роста. Главным образом, участники мероприятия - это вузовские работники, поэтому трендом становится обсуждение вопросов преподавания, что сегодня динамично развивается»;

А.К.Усович, завкафедрой анатомии человека Витебского государственного медицинского университета (Беларусь): «Конгресс - возможность пообщаться с коллегами, узнать, что нового сделали коллеги за прошедшие годы, завязать новые контакты. О ПетрГУ слышал только положительные отзывы, в чем и сам теперь убедился. В рамках договора, заключенного между Петрозаводским государственным университетом и Витебским государственным медицинским университетом, мы надеемся активизировать работу по академической мобильности студентов, проведению совместных мероприятий».

Участников Конгресса поприветствовал Академический хор ПетрГУ.

Материалы, присланные на конгресс, будут опубликованы в журнале «Морфология». Организатор научного мероприятия - Международная ассоциация морфологов (МАМ), медицинский институт Петрозаводского государственного университета.

Институт морфологии человека был организован на осно­вании приказа Министерства здраво­охранения СССР № 495 от 28 ноября 1960 г. и начал свою деятельность с начала 1961 г., располагаясь первоначально на базе патолого­ана­томического отделения крупного многопрофильного клинического учреждения – Московского областного научно-исследовательского института им. М.Ф. Вла­ди­мирского. В 1973 г. Институт морфо­ло­гии человека переселился в собственное здание на улице Цюрупы.

У истоков создания института стояли выдающиеся отечественные патологи и морфологи – Н.А. Краевский, И.В. Давыдовский, Д.А. Жданов, В.В. Португалов, Я.Л. Рапопорт, М.А. Скворцов, А.И. Струков, Р.Д. Штерн.

Основателем института и его первым директором был академик АМН СССР Александр Павлович Авцын .

Институт морфологии человека является преемником Института нормальной и патологической морфологии АМН СССР, созданного после окончания Великой Отечественной войны и руководимого виднейшим патологом страны академиком Алексеем Ивановичем Абрикосовым. Этот институт просуществовал всего 5 лет и был необоснованно закрыт в 1950 г. в ходе перегибов культа личности под флагом борьбы с так называемым вирховианством. Через 10 лет 20 апреля 1960 г. под председательством академика-секретаря отделения медико-биологических наук Академии медицинских наук СССР академика АМН СССР Н.А. Краевского состоялось совещание специалистов-морфологов, на котором было принято важное решение о необходимости создания в системе АМН СССР единственного в своем роде Института морфологии человека, который призван объединить наиболее квалифицированных специалистов-морфологов различного профиля и обе-спечить успешное развитие морфологических исследований и подготовку научных кадров в области морфологии.

Упомянутым приказом Минздрава СССР перед институтом были поставлены следующие задачи: научно-методическое руководство патологоанатомическими учреждениями органов здраво-охранения, координация научных исследований по линии изучения патологической анатомии важнейших заболеваний человека, анализ причин смерти, а также дефектов диагностики и лечения, статистическая разработка патологоанатомических материалов, организация научных исследований по важнейшим проблемам здравоохранения с участием специалистов-морфологов различного профиля (патологоанатомов, анатомов, гистологов, эмбриологов), разработка и внедрение в практику морфологических лабораторий современных методов морфологических исследований, подготовка высококвалифицированных кадров в области нормальной и патологической морфологии человека. Основная задача научно-исследовательской деятельности института была определена как комплексное изучение морфологии человека в норме, патологии и индивидуальном развитии.

Наиболее существенный период деятельности института связан с именем А.П. Авцына, который возглавлял институт на протяжении 27 лет вплоть до 1988 г. и в последующем работал в институте до конца своей жизни (20 апреля 1993 г.) на посту советника дирекции. Те, кому посчастливилось лично знать Александра Павловича и общаться с ним, навсегда сохранят в памяти его светлый образ, образ человека огромного масштаба, обладавшего энциклопедическими знаниями, мощным интеллектом, высочайшим профессионализмом, большим человеческим обаянием и мудростью. Он видел предназначение института в органическом единении глубоких фундаментальных разработок для познания основополагающих медико-биологическиих закономерностей и прикладных исследований, для решения наиболее актуальных для здравоохра-нения задач клинической практики. С этой целью он привлек в институт выдающихся специалистов из Москвы и разных регионов Советского Союза. Первые лаборатории института возглавляли такие известные ученые, как И.В. Давыдовский, Д.А. Жданов, А.И. Струков, М.А. Скворцов.

В 1988 г. Институт возглавил видный ученый академик РАМН Николай Константинович Пермяков. В тяжелое для страны и науки время социально-экономических перемен, в условиях почти полного прекращения государственного финансирования он сумел сохранить научный коллектив, здание и оборудование НИИ морфологии человека. На базе Института морфологии человека Н.К. Пермяков организовал и возглавил кафедру патологической анатомии факультета последипломного профессионального образования врачей Московской медицинской академииим. И.М. Сеченова, которая внесла весомый вклад в подготовку кадров врачей-патологоанатомов для системы здравоохранения Москвы и Московской области. Николай Константинович внес в научную проблематику института новое направление - патологическая анатомия экстремальных состояний. Основной проблемой исследований, проводимых в руководимой им лаборатории, было изучение патогенеза терминальных состояний и шока, в частности, эндотоксинового.

После ухода из жизни Н.К. Пермякова (1999 г.) директором Института стал ученик академика А.И. Струкова член-корреспондент РАН, профессор Лев Владимирович Кактурский, президент Российского общества патологоанатомов. Под его руководством была создана система сертификации патологоанатомических исследований и проводится работа по совершенствованию патологоанатомической службы Российской Федерации. В 2015 г. Л.В. Кактурский занял пост научного руководителя Института.

В апреле 2015 года руководство институтом было возложено на ученицу академика А.И. Струкова профессора О.В. Макарову. Помимо административной, она вела большую научную и педагогическую деятельность, являясь профессором кафедры клеточной биологии и гистологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и заведующей лабораторией иммуноморфологии воспаления ФГБНУ НИИМЧ, в которой изучаются половые и индивидуальные различия реакции иммунной системы при стрессорных воздействиях и инфекционно-воспалительных заболеваниях.

С 15 февраля 2019 года НИИ морфологии человека возглавляет ученица академика А.П.Авцына профессор Людмила Михайловна Михалева, кадровый сотрудник Института, прошедшая в его стенах путь от ординатора до заведующего лабораторией клинической морфологии. Научную деятельность в области онкоморфологии и морфологии воспалительных заболеваний Л.М.Михалева успешно сочетает с практической и педагогической работой.

Основные направления научной работы Института – фундаментальные и прикладные исследования структурно-функциональных и молекулярно-биологических основ жизнедеятельности человека в пре- и постнатальном онтогенезе в норме и патологии, включая проблемы патологической анатомии, патогенетических механизмов важнейших заболеваний человека, функциональной морфологии интегративных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), молекулярных и клеточных механизмов воспаления и регенерации, разработки основ клеточных технологий, экспериментального моделирования заболеваний человека.

Научные разработки Института направлены на получение результатов, имеющих приоритетное значение для теории и практики отечественного здравоохранения. В области онкоморфологии разработаны молекулярно-биологические критерии, определены диагностические и прогностические маркеры прогрессии опухолей, востребованные клиницистами для выбора таргетной терапии. Выявлены клинико-морфологические особенности оппортунистических заболеваний при ВИЧ-инфекции. Проведены уникальные исследования по влиянию эндокринных дисрапторов на иммунную и эндокринную системы потомства, установлению механизмов невынашивания беременности при патологии в системе «мать-плацента-плод», определению нейро-эндокринных механизмов пренатального развития островков поджелудочной железы с идентификацией ключевых моментов, способствующих развитию сахарного диабета. Установлены иммунобиологические механизмы половых и возрастных различий течения инфекционно-воспалительных заболеваний как обоснование подхода к персонифицированной медицине. Открыт универсальный характер инфрадианных биоритмов с прогнозированием их фаз с целью повышения защитных сил и работоспособности человека в экстремальных условиях.

Институт ведет активную образовательную деятельность по подготовке научно-педагогических кадров в области морфологии в соответствии с аккредитацией и лицензией на образовательную деятельность по специальностям: патологическая анатомия (аспирантура, ординатура), клеточная биология, гистология и цитология (медицинские и биологические науки). Диссертационный совет Д 001.004.01 при ФГБНУ НИИМЧ проводит защиты докторских и кандидатских диссертаций по указанным специальностям.

Консультативно-диагностический центр Института в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность осуществляет прижизненную морфологическую диагностику заболеваний человека и доклиническую морфологическую оценку эффективности действия фармакологических препаратов.

Институт издает включенный в Перечень ВАК РФ научно-практический журнал «Клиническая и экспериментальная морфология».

На базе Института функционируют Российское общество патологоанатомов и его Московское отделение, работает Автономная некоммерческая организация «Система добровольной сертификации патологоанатомических исследований».