Революционные плакаты 1917 года. К столетию Октябрьской Революции.Агитационные плакаты периода гражданской войны. Революционные плакаты советского союза


Верю, сотую встретим годовщину (Ю. Бонди, 1920)

23 февраля (н. ст.) 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание Военного главнокомандующего» Н. Крыленко, которое заканчивалось словами: «<…> Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам.» Впоследствии был сочинён миф о победе, одержанной в этот день над немцами под Псковом и Нарвой. Так началась Гражданская война.

Белое движение было разбито не только на полях сражений. Белые потерпели сокрушительное поражение и на пропагандистском фронте. Для пропаганды абсолютно не важно соответствует ли информация на плакате или листовке действительности (впрочем перегибать палку с недостоверной информацией тоже не стоит). Важно только одно - листовке, плакату, газете должна верить "целевая аудитория". А как уж там оно на самом деле - неважно. Белые пропагандисты могли предложить своей аудитории выборы в Учредительное собрание и Единую Россию (одноименной партии еще не было, а лозунг уже был). Красные предлагали: землю - крестьянам, фабрики - рабочим, и мир - народам. И кто в итоге победил? А пресловутый террор был и красный, и белый, и зеленый, и просто террор без политических лозунгов. Гражданская война без "эксцессов" не обходится.

А мы предлагаем вам подборку агитационных плакатов тех лет, как красных, так и белых.

Плакаты Красных.

Плакат с Троцким "Будь на страже"

Весьма необычный плакат - еврей, большевик и борец с церковью Троцкий в роли христианского святого Георгия-победоносца.

Вступай в ряды милиции.1920

Петрограда не отдадим! (Д. Моор, 1919)

Что дала Октябрьская революция трудящимся (1919)

Ты записался добровольцем? (Д. Моор, 1920)

Врангель идет! (Н. Кочергин, 1920)

Плакаты Белых

Отчего вы не в армии? (1918?)

За единую Россию (1919)

Cчастливый рабочий в Совдепии (1919)

Ваши родные и близкие стонут под игом большевистских комиссаров, они мрут от насилия и голода, они зовут вас. Идите же спасать их! (1919)

Что несет народу большевизм (1918)

Мои русские друзья! Я, англичанин,во имя нашего общего союзного дела прошу вас: ещё немного продержитесь такими молодцами, какими вы были всегда. Я доставлял и ещё безгранично доставлю всё, что вам будет нужно, и, самое главное, доставлю вам новое оружие, которое истребит этих отвратительных, кровожадных красных чудовищ.

Родина-мать зовет.

Политический плакат как вид печатной художественной графики – крупное, яркое, символическое изображение, с кратким текстом, выполненное в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях, известен в Европе с конца XIX в. В России плакаты появились на рубеже XIX - XX столетий.

Стилистика и образный ряд лубочной картинки и зрелищного плаката явились основой художественных решений российского политического плаката, возникшего и сформировавшегося в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и революционных событий 1917 г.

Революционное время всегда предполагает активное вовлечение широких масс в политическую жизнь страны, побуждение в умах и сердцах людей эмоционального отклика на происходящие события. Агитационная печатная графика воздействует на сознание зрителя путем художественных приемов и позволяет добиться этого отклика.

Февральская революция 1917 г. была восторженно воспринята в России, как начало новой эпохи в истории страны. Все политические силы страны понимали значение художественной агитации и пропаганды в битве за умы соотечественников.

Первые российские политические плакаты являются неоценимым историческим и художественным источником. Они отражают ход событий 1917 года в стране, а также зарождение и формирование основных жанрово-стилистических особенностей искусства отечественного плаката, в которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи, представляемых зрителю для восхищения или гнева.

Сатирический плакат

С давних времён юмор придавал людям силы и помогал в тяжёлых испытаниях. Наиболее популярная составляющая смеховой культуры – карикатура. Поэтому во времена серьёзных внутренних и внешних потрясений она становится одним из главных инструментов пропаганды и ей уделяется особое внимание. В период революционных событий 1917 г. средством массовой агитации стала сатира, основным направлением которой являлась дискредитация представителей свергнутого монархического строя – царя, его приближённых, министров и высших чиновников.

Первые революционные лубочные картинки были выпущены в марте 1917 г. петроградским книгоиздательством «Парус». Для создания лубков с сатирой на рухнувший строй были приглашены Владимир Маяковский, получивший ранее известность как автор нескольких ярких военных картинок, выпущенных в издательстве «Сегодняшний лубок», и популярный карикатурист Алексей Радаков. Их работы стали своего рода предшественниками «Окон РОСТА».

Агитационный плакат

До Октября 1917 года представители почти всех политических движений декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Правительство нуждалось в денежных вкладах населения для финансирования боевых действий. Дореволюционный «Военный заём» стал теперь «Займом свободы».

В августе 1917 г. Особое совещание при Временном правительстве опубликовало Положение о выборах в Учредительное собрание - орган власти, который должен был решить судьбу государственного устройства России. Началась первая в истории России всеобщая избирательная компания - яростная и бескомпромиссная борьба за голоса российского народа. В выборах участвовало несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Крупнейшими из них были партии социалистов-революционеров, социал-демократов (большевиков и объединённая), конституционных демократов (Партия народной свободы). Предвыборные плакаты этих партий – предтеча всемирно признанного «бренда» - советского политического плаката.

Последний плакат, посвящённый Учредительному собранию, был издан в конце 1917 г. Он призывал граждан выйти на манифестацию в защиту законно избранного органа власти. Первое его заседание, прошедшее 5 (18) января, оказалось и последним.

Информационный плакат

Плакат, как одно из основных средств коммуникации, несет на себе информативную функцию, сообщая о кардинальных изменениях в стране. Отречением 2 (15) марта 1917 года Николая II от престола и формированием Временного правительства ознаменовалась новая страница в истории России. В связи с традиционной персонификацией исторических событий и необходимостью популяризации новых лиц во власти, начали издаваться портреты лидеров революции.

Большое значение придавалось и художественному воплощению на бумаге народных настроений в период великого перелома. Так Московская типография Товарищества И.Д. Сытина выпустила серию, посвящённую дням Февральской революции в регионах страны.

Еще один немаловажный вид агитации, применявшейся большевиками в ранние годы - это плакатная агитация. Особенно велика роль плаката в годы гражданской войны. Можно сказать, что в тех условиях плакаты заменяли собой недостаток газет. Плакат нагляден, доступен для понимания даже малограмотному человеку.

О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов. Запрещалось срывать или портить плакаты с политическим содержанием.

Из статьи Чаус Н. В. «Советские плакаты 1917-1920 гг. основное средство пропаганды социалистической идеологии»:

«Строжайше воспрещается срывать и заклеивать плакат- виновные будут привлекаться к ответственности», - было напечатано на многих плакатах. «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело». Так гласило суровое предупреждение, печатавшееся во времена гражданской войны на политических плакатах, расклеенных на стенах домов, на заборах, на вагонах железнодорожных составов, отправлявшихся на фронт.


В1917 - 1920-е гг. агитбригады () практикуют такую форму работы, как плакатная выставка.


Вагон агитпоезда

В1920-х. агитационные плакаты начинают активно использовать, как социальную рекламу: борьба за всеобщую грамотность, здоровье (борьба с туберкулезом, пьянством, неправильным уходом за детьми), женское равноправие, борьба с беспризорностью и т.д.


Дом ребенка, 1920

Е. Е. Лежень в статье «Плакат как средство политической агитации в1917 -1930-е годы» пишет:

Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники , и русские импрессионисты (А.А. Рылов, К.Ф. Юон), и мирискусники (Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский), и участники объединения «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян), и сторонники «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов). Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В.В. Кандинский и К.С. Малевич.

Революция рождала новые направления. Русский революционный авангард «Уновис» («Утвердители нового искусства», 1919 - 1920 г.: К.С. Малевич, М.З. Шагал, Л.М. Лисицкий) объявил борьбу за«чистое» искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» («Новое общество живописцев») было близко к бубнововалетовцам. Пролеткульт предпринял попытку создания организации новой пролетарской культуры«на руинах прошлого», отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго.


Моор, Красный подарок, 1920. На картине изображены: Дом матери и ребенка, Совет рабочих и крестьянских депутатов, Детский сад, Школа для взрослых, Библиотека, Клуб работниц


В 1919-х появились так называемые «Окна РОСТа» :

В послереволюционные годы В. Маяковский способствовал организации так называемых «Окон РОСТа» (Российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М. Черемных и Д.С. Моор. В то время художники привлекались к созданию агитационно-пропагандистских материалов, доступных для понимания малограмотным населением. Плакаты выставлялись телеграфным агентством в окнах первого этажа, отсюда и появилось название организации - «Окна РОСТа».



В.В. Маяковский. Плакат об электрификации для Окон РОСТА. Декабрь 1920


В. В. Маяковский. «Каждый прогул — радость врагу…» 1921

Искусствовед Игоршина Татьяна Сергеевна пишет :

Для плакатных произведений первых революционных десятилетий были характерны авангардные композиционно-графические и стилистические приёмы. Это - активное использование в изображении фотомонтажа, дополняемое шрифтовыми композициями и рисованными элементами фона; эксцентричные диагональные композиции, составленные из графической иллюстрации, букв, стрелок, растровых мотивов, восклицательных знаков. В социальных плакатах использовались доминантные фигуры в необычных ракурсах и позах, усиливающих призывность и эмоциональность плаката. Авангардные эксперименты художников-конструктивистов (А. М. Родченко, В. В. Маяковский, Л. Лисицкий, братья В. А. и Г. А. Стенберги, Д. А. Буланов, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин и другие) в плакатном жанре обогатили мировую плакатную графику самобытными средствами художественной выразительности.



Д.Моор, Всероссийскйи субботник, 1919


Малютин, 1920

Советский социальный плакат - явление очень неоднозначное и многоплановое, его содержание изменялось в соответствии с основными вехами социалистического прошлого. Поэтому при рассмотрении данной темы, возникает необходимость разделить долгий советский период на временные отрезки.Ниже представлены работы Зальцмана и Кустодиева 1917 г.

В первые годы после Революции, когда страна находилась в разрухе и упадке, главной задачей большевиков было привить новоиспеченным советским гражданам новую систему ценностей, проведя жесткую черту между ними и гражданами западных стран, которых брезгливо называли «буржуазией». Поэтому характерным приемом в работах многих плакатистов становится контраст. Разумеется, буржуа изображались гротескно - все возможные недостатки были гипертрофированы. Таковы, например, плакаты художника Дени «Капитал» и «Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Если карикатурное изображение обрюзгшего господина, сидящего на куче золота, еще не вызывает вопросов, то обращение к теме нечистой силы во второй работе приводит в недоумение. Непропорциональное изображение Ленина создает впечатление, что он летит на метле. Интересно, догадывался ли плакатист об этом забавном эффекте.

Поощрение трудящихся - еще одна распространенная тема этого периода. Вместе с тем, большой массив социальных плакатов был посвящен осуждению вредных привычек и безответственного отношения к работе. Также пропагандировалось всеобщее образование, особый акцент делался на просвещении женщин. Характерна работа художника Изнара «Женщина, грамотность - залог твоего раскрепощения» 1920 г.

Работа Кудряшова 1920 г.

Работа Маяковского 1920 г.

Во время Гражданской войны советские плакатисты старались поддерживать Красную армию соответствующими работами. Примечателен плакат Дени «На могиле контрреволюции» 1920 г.

Отдельно стоит остановиться на работе Моора «Помоги» 1921 г, посвященной голоду в Поволжье. Изображение истощенной фигуры со вскинутыми руками на простом черном фоне производит сильное впечатление. Эмоциональный образ даже не нуждался в дополнительных деталях, за исключением тонкого колоска позади фигуры.

Еще один плакат на эту тему - работа Симаова "Помни о голодающих" 1921 г.

Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие (и мужчины, и женщины) рисовались в характерной одежде и с соответствующей атрибутикой: молот, коса, красные косынки, рабочие комбинезоны и прочее. Своими плакатами художники стремились остановить, обескуражить зрителя, внушить ему определенный образ мыслей.