Педразвитие. Как различать грамматические омонимы? Все ли самостоятельные части речи являются знаменательными

Что такое часть речи — это общность слов, которую можно выделить, основываясь на схожести и различиях их грамматических и семантических свойств.

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова;
  • набор грамматических значений;
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Какие бывают части речи

Русистами определены 13 частей речи: 9 самостоятельных и 3 служебных. Рассмотрим каждую из частей речи отдельно.

Самостоятельные части речи

Иначе называются знаменательными. Если посмотреть с позиции синтаксиса, они могут выступать ещё и подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением.

Имя существительное

Смысловое содержание: одушевлённый или неодушевлённый объект.

Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

Может выполнять функции подлежащего или дополнения. С позиции морфологии обладает такими характеристиками, как: род (муж., жен., сред., общ. и обоюдный), число, падеж, нарицательность (нарицательное и собственное).

Например, собака – сущ. ж. р., 1 скл., одушевл., Им. пад., нарицательное.

Остап – сущ. м. р., 2 скл., одушевл., Им. пад., собственное.

Имя прилагательное

Смысловая составляющая: признак объекта.

К нему подходят следующие вопросы: «Какой?», «Чей?».

В предложении играет роль определения, согласовываясь с предметами.

Выделяют также отдельно краткие прилагательные, чьей отличительной особенностью является их гетерогенность по набору параметров, так, например, очень сложным может быть включение в этот класс таких неизменяемых слов, как бордо.

Разряд может быть назван самым устойчивым признаком данного класса (качественный, относительный, притяжательный).

Качественные, несущие в себе признак или качество объекта, могут меняться: усиливаться/ослабляться. Например, самый добрый, преогромный. Достигать изменения степени выраженности признака путём сочетания с наречиями очень (чрезвычайно, бесконечно, крайне и др.). Например, бесконечно глубокое море.

Практически все представители этой группы способны преобразовываться в краткую форму: прекрасен, должен. Также их можно узнать по возможности наличия антонимов: большой – маленький.

Вместе с тем, у качественных прилагательных существуют следующие степени сравнения:

  • Положительная — «длинная дорога» ;
  • Сравнительная — «дорога из нашего города в Москву длиннее, чем дорога в Рязань» ;
  • Превосходная — «длиннейшая дорога» .

Относительные обладают следующими характеристиками:

  • отвечают на вопрос «Какой?»;
  • обозначают признак;
  • не соотносятся с усиливающими их наречиями;
  • имеют только положительную степень;
  • не бывают краткими;
  • не могут иметь антонимов.

Например — деревянный, бумажный, питерский, миллиметровый, телефонный (то есть прилагательные, обозначающие взаимосвязь одного объекта с другим).

Притяжательные прилагательные, как понятно из названия, дают представление о принадлежности объекта другому объекту. Они обладают теми же признаками (с 3-го по 6-й), что и представители предыдущей группы. Например, Верин, Серёжин, мамин, дядин, собачий.

Глаголы

Смысловая компонента: действие или состояние предмета.

Его можно узнать по вопросу «Что (с)делать?».

В предложении выполняет обязанности сказуемого. Глаголы имеют спряжение (изменение по лицам и числам).

Выделяют:

  1. Переходные (требует присоединения объекта, на который направлено действие, например — «он варит кашу» ) и непереходные (не сочетаются с дополнением, например — «он стоит» ).
  2. Возвратные (например, «обниматься», «радуется» ) и невозвратные («обняться», «обрадуется» ).

Кроме спряжения изменяется также в рамках следующих категорий: наклонения, залог и др.

Что касается изменения по временам, то здесь всё понятно: прошедшее (было), настоящее (есть), будущее (будет).

По наклонениям глагол меняется следующим образом:

  • в изъявительном наклонении: «я пою»;
  • в сослагательном наклонении: «спел бы»;
  • в повелительном наклонении: «спой!».

Числительное

Смысловое содержание: количество, число и порядок объектов.

На вопрос «Сколько?» отвечают количественные (девять, восемь, девятнадцать ), дробные (семь восьмых, восемь целых три десятых ) и собирательные (четверо ); на «Какой?» и «Который?» – порядковые (пятый, четырнадцатый ).

Первая группа, в свою очередь, делится на:

  • определённо-количественные (десять, сто семьдесят семь ) и неопределённо-количественные (несколько, много );
  • на простые, состоящие из одной основы (с 11-ти до 20-ти, тридцать, четыре ), сложные, имеющие две основы (восемьсот, шестьдесят ) и составные, состоящие из нескольких основ (три тысячи двадцать девять ).

Наречие

Смысловая составляющая: признак: предмета, действия (в большей мере) или признака.

Можно определить по вопросам «Где?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?» и «Как?». Не изменяется!

Выделяют:

  • Определительные: количественные (крайне, слишком), качественные (ровно), сравнительно-уподобительные (по-мальчишески);
  • Обстоятельственные : по образу действия (по-зимнему, напоказ, поэтому, так, можно, видно), меры и степени (единожды), места (там, здесь), причины (неспроста, поневоле), времени (когда, всегда, иногда, уже, ещё), цели (нарочно).

Местоимение

Указывает на предметы, их признаки, количество, но не замещает их.

Выделяют следующие группы:

  • Личные (они);
  • Указательные (такова, этот, те, это);
  • Определительные (каждый, всё, весь, другой);
  • Относительные (сколько, кто, чей, который);
  • Отрицательные (ничей);
  • Неопределённые (кое-кто, где-то, что-то);
  • Притяжательные (свой, твой, мой);
  • Вопросительные (кем, чем).

Междометие

Учёные-языковеды в большинстве своём не относят их ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают эмоциональные и волевые проявления одушевлённых предметов.

Существует несколько их классификаций, основанных на их смысловой нагрузке, структуре и происхождении. К ним можно отнести обозначение быстрых действий («тыдыщ!»), фразеологизмы: «Батюшки мои!», «ну вот как-то так».

Причастие

Представляет собой особую форму глаголов, обозначающую признак предмета по действию.

Отвечает на вопрос «Какой?». При этом имеет признаки прилагательного и глагола.

Выделяют действительные (занимающийся, рисующий) и страдательные (поднимаемый, сдаваемый).

Деепричастие

Можно определить, задав вопросы «Что делая?», «Что сделав?».

Образовывается от глагола.

Добавляет дополнительное действие к основному. Обладает признаками как глагола, так и наречия.

От первого достались следующие свойства: возвратность, залог, переходность, вид, от второго перешли роль обстоятельства и неизменяемость.

Примеры: «делая», «сделав», «доделав».

Служебные части речи

Связывают представителей предыдущих классов и играют вспомогательную роль. Например — «Когда на улице холодно, я беру в (руки) книгу и сажусь на ковёр у камина с чашкой горячего какао».

Союзы

Связывают однородные члены и составные части предложений, бывают простыми (если, тоже, пока, чтобы) и составными (как будто).

Предлоги

Обозначают тип отношений субъекта и объекта, обеспечивая возможность подчинительной связи.

Бывают предлоги:

  • пространства («между лужайкой и парком», «около реки», «через дорогу»);
  • времени («на один час», «в пятнадцать минут второго»);
  • причины и цели («для»).

Частицы

Также исполняют вспомогательную роль, помогая окрасить эмоционально самостоятельные части речи. Кроме того, служат дальнейшему словообразованию.

Частицы бывают:

  • Вопросительные: неужели;
  • Указательные: вот;
  • Отрицательные: нет, ни;
  • Выделительные: лишь, только;
  • Усилительные: даже, уж;
  • Противопоставляющие: всё-таки.

Как определить часть речи в русском языке

Итак, чтобы понять, к какой из вышеуказанных категорий принадлежит лексема, необходимо установить:

  1. Во-первых, вопрос, на который оно отвечает, а также, что обозначает.
  2. Во-вторых, какими морфологическими признаками обладает (так, например, у существительного есть склонение, а у глагола спряжение), то есть как оно видоизменяется.
  3. В-третьих, какой частью предложения оно является.

Заключение

Таким образом, на основе семантических, синтаксических и, конечно, морфологических признаков делается вывод о принадлежности слова к вышеперечисленным классам.

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация слов - это разделение их по классам, которые называют частям речи .
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение
- это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению , которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному.

Грамматическое значение существительного - «предмет». Оно выражается словами, отвечающими на вопросы: Кто?, Что?
Примеры: Кто?, Что? - нога, лампа, сын, Москва, золото, серебро, дворянство, юношество, добро, жадность.
Эти слова, конечно, передают разные значения: конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные, собственные. Для морфологии важно, что эти различия в значении выражены на морфологическом уровне. Например, большинство существительных с конкретным значением обычно имеет формы единственного и множественного числа: нога - ноги, а все остальные - только одну форму: либо единственного числа, либо множественного: Москва (собственное) - ед.ч., золото (вещественное) - ед. ч., дворянство (собирательное) - ед. ч., добро (абстрактное) - ед.ч. Но все эти слова одного класса. Они отвечают на одни вопросы, что отличает их от других классов слов, например от глаголов, которые отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать? и выражают грамматическое значение «действия»: гулять, прыгать, смеяться, драться, учиться .


Морфологические признаки -
это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет,
  • какие наборы форм есть у сло´ ва,
  • какими окончаниями эти формы выражены,
  • что эти формы выражают.

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж , другие свойственны только одному классу слов, например время . Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род . У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении -
это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

§2. Части речи

Внимание:

Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи - это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи :

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Местоимения
  • Глаголы
  • Наречия
  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы
  • Междометия

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание - наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться) по-разному.


Причастия и деепричастия

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол , либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида, времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия - по падежам и числам, а в единственном числе - по родам, а краткие - по числам и в единственном числе - по родам. А деепричастия вообще не изменяются.

Интерпретация 1 : причастие и деепричастие - это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий - это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия: и деепричастия: возводя - это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2 : причастие и деепричастие - самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий - это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить , причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно , а ему жарко . Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жарко - громко, тихо различаются.

Интерпретация 1 : все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2 : наречия и слова категории состояния - это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться. Учебники однозначно утверждают: это так. Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше - оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте.

§4. Служебные - самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Внимание:

Междометие - особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной.

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

  • Существительные - «предмет»
  • Прилагательное - «признак предмета»
  • Числительное - «число, количество, порядок при счете»
  • Глагол - «действие»
  • Наречие - «признак признака, признак действия»
  • Местоимение - «указание»

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какая классификация строится на основании грамматического значения слов, набора их морфологических признаков и синтаксической роли слов в предложении?

    • Членов предложения
    • Частей речи
  2. Может ли один и тот же морфологический признак быть общим у слов разных частей речи?

  3. Может ли один и тот же морфологический признак быть изменяемым у одних слов и неизменяемым у других?

  4. Могут ли слова одной части речи быть разными членами предложения?

  5. Могут ли слова разных частей речи быть одним членом предложения?

  6. Верно ли считать, что знаменательные слова делятся на изменяемые и неизменяемые?

  7. Какой частью речи является междометие?

    • Самостоятельной
    • Служебной
    • Ни той, ни другой
  8. Каким частям речи противопоставлено междометие?

    • Служебным
    • Самостоятельным
    • И тем, и другим, то есть всем
  9. Склоняются ли числительные?

  10. Спрягаются ли местоимения?

  11. Все ли самостоятельные части речи являются знаменательными?

  12. Все ли знаменательные части речи являются самостоятельными?

Правильные ответы:

  1. Частей речи
  2. Ни той, ни другой
  3. И тем, и другим, то есть всем
  • Как изменяются слова в русском языке? (для старшеклассников и тех, кто хочет в этом разобраться)

Вконтакте

Часть речи (лат. pars orationis ) - категория единицы языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. Согласно этим признакам, существуют разные классификации частей речи в разных языках мира. частью речи можно назвать группу слов, которая имеет:

  1. Одно грамматическое значение и общий набор морфологических признаков ;
  2. Одно общее лексическое значение ;
  3. Одни выполняемые синтаксические функции .

В разных языках мира части речи делятся на категорию имен, которая противопоставляется глаголу, а они вместе противопоставляются различным служебным частям речи. Но это деление является прежде всего условным.

Признаки классификации частей речи в русском языке.

Признаки классификации - это признаки, которые определяют принципы классификации частей речи в русском языке. Существует четыре таких признака в русском языке:

  • Семантический - этот признак определяет общее значение части речи (например, глагол имеет значение действия)
  • Синтаксический - это признак , который определяет роль части речи в предложении (например, глагол чаще всего выступает сказуемым).
  • Морфологический - это полный набор форм и парадигм слова, а также деление слов языка на изменяемые и неизменяемые.
  • Словообразовательный - этот признак характеризует набор моделей и средств словообразования той или иной части речи.

Виды частей речи в русском языке.

В русском языке есть десять основных частей речи :

Принципы классификации частей речи.

Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные части речи и служебные части речи . Самостоятельные части речи - это части речи, которые имеют собственное значение (предметность, признак, действие, количество и др.). Служебные части речи - это слова, которые не имеют собственного значения, но служат для связки слов в предложениях, сравнения, противопоставления и других целей.

К самостоятельным частям речи относятся:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие

К служебным частям речи в русском языке относятся:

  • Предлог
  • Частица

Таковы основные части речи в русском языке , каждую из которых мы рассмотрим и изучим отдельно.

Ученые-русисты по-разному выделяют части речи. Наша статья расскажет о тех частях речи, которые изучаются в школьном курсе. Это 12 частей речи, которые делятся на самостоятельные и служебные. Давайте рассмотрим подробнее, какие части речи бывают в русском языке.

Самостоятельные части речи

Имя существительное – это часть речи, которая носит самостоятельный характер и отвечает на вопросы "что?" "кто?", а также обозначает предмет. По своему значению все существительные можно разделить на одушевленные (мальчик, лошадь) и неодушевленные (табуретка, блокнот), на имена собственные (Москва, Петя, газета "Комсомольская правда") и нарицательные (многочисленные названия предметов и явлений: стол, монета, сердце, общество, любовь и т.д.).

Имя прилагательное – это часть речи, выражающая признак предмета, отвечающая на вопросы "какой?" "каков?" "чей?" и т.д. Прилагательные делятся на относительные (деревянный, читальный), качественные (большой, красивый) и притяжательные (сестрин, лисий).

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество предметов и число, порядок при счете. Имена числительные по грамматическим признакам и значению делятся на порядковые (десятый, второй) и количественные (десять, два).

Местоимение – это часть речи, указывающая на признаки, предметы и их количества, но не называющая их. В предложениях местоимения чаще всего употребляются в качестве подлежащего либо определения, редко в качестве обстоятельства. Иногда местоимения употребляются даже в качестве сказуемого.

Глагол – это часть речи, обозначающая состояние предмета или действие, при этом отвечает на вопросы "что делать?", "что сделать?" и т. д. Глаголы делятся на совершенные и несовершенные, действительного и страдательного залога, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные. Также глаголы имеют начальную форму или инфинитив. В предложении глаголы чаще всего являются сказуемыми, но могут выступать в роли подлежащего или определения.

Причастие – это специальная форма глагола, обозначающая признаки предмета по действию. Причастие отвечает на вопросы: "какой?", "что делающий?", "что делавший?", "что сделавший?", "что сделанный?" и т.п. Причастия делятся на страдательные и действительные. Действительное обозначает признак предмета, производящего действие, а страдательное – признак того предмета, который испытывает на себе это действие. ("читающий мальчик" - мальчик, который читает сам; "читаемая книга" - книга, которую кто-то читает, то есть кто-то производит действия с этой книгой).

Деепричастие – это форма глагола, обозначающая добавочное действие, в то время как имеется основное действие. Деепричастие отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?". Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида ("выпрыгнув" - соверш. вид, "прыгая" - несоверш. вид).

Наречие – это часть речи, выражающая признак действия или другого признака (делать красиво, очень красивый). Наречие – это неизменяемая часть речи, которая в предложении чаще всего является обстоятельством.

Служебные части речи

Теперь давайте рассмотрим, какие служебные части речи включает в себя система частей речи русского языка.

Предлог – это часть речи, выражающая зависимость имени существительного, местоимения и числительного от остальных слов, имеющихся в словосочетании и в предложении. Предлоги не могут изменяться, а также не являются членами предложения. Предлоги могут быть производными и непроизводными (непроизвод.: а, к, от, с; производ.: напротив, вдоль, вследствие, благодаря).

Союз – это служебная часть речи, связывающая однородные члены, находящиеся в составе простого предложения, а также несколько простых предложений в составе сложного. Союзы бывают подчинительные (поэтому, чтобы, что) и сочинительные (а, и, но).

Частица – это часть речи, вносящая различные оттенки в предложения и служащая для образования новых форм слов (уж, давай, ну-ка, пускай, б). Частицы не являются членами предложения и не изменяются.

Междометие – это особая часть речи, выражающая чувства, но не называющая их. Оно не входят ни в группу служебных частей речи, ни в группу самостоятельных (ох, ах, хи-хи-хи, тьфу, бррр).

Таким образом, можно заметить, что все части речи в русском языке разнообразны и не похожи друг на друга. Только сочетаясь друг с другом, они могут образовывать словосочетания и предложения.

Гарифуллина Рамзия Миргазизовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Макуловская СОШ"
Населённый пункт: с.Русское Макулово Ресаублика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные"
Дата публикации: 23.09.2018
Раздел: начальное образование

Урок русского языка в 4 классе

Учитель Гарифуллина Р.М.

Тема, Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Тип урока Решение частных задач

Педагогич

еские

задачи

Создать условия для ознакомления с грамматическими признаками частей речи; совершенствовать знания учащихся

об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений;

совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать

развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса

к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируе

предметн

результат

Познакомятсяс понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за

грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным

признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять

морфологический разбор слова

Метапред

метные

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе

изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат

своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и

понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая

правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностн

результат

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой

составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной

деятельности на уроке

Организационная структура урока

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

учащегося

Организа

– Посмотрите, какой сегодня солнечный день.

Солнце освещает всю землю, оно всех нас

любит и греет. Так пусть же каждый его

лучик заглянет к нам в класс и не только

обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности,

уверенности в знаниях

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют уровень самоготовности

(настроен ли я слушать учителя,

воспринимать материал урока)

Принимать

и сохранять организационные

Актуализ

Проверка

домашнег

о задания

– Прочитайте отрывок стихотворения В.

Степанова. Назовите пропущенные буквы.

– Над словами укажите изученные части речи.

Что мы (местоим.) Родиной (сущ.)

зовем (гл.)?

Солнце (сущ.) в (предлог) небе (сущ.)

голубом (прил.)

И (союз) душистый (прил.),

золотистый (прил.)

Хлеб (сущ.) за (предлог)

праздничным (прил.) столом (сущ.).

Выделять существенную

информацию

из текста загадки. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию

личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимать и сохранять

учебную цель и задачу

чистопис

Проводит минутку чистописания.

– Урок русского языка учит нас грамотному и

красивому письму. На минутке чистописания

мы будем прописывать 2 буквы, а какие – нам

нужно угадать, так как тучки закрыли

карточки с буквами.

Находят на каждой тучке «лишние»

Посмотрите на первую тучку и скажите, как

вы думаете, какие буквы мы будем

прописывать? Почему?

Выполняют чистописание.

Чч Рр Чр Рч

словами с

непровер

написани

– Отгадайте загадку:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые … (облака).

Скопление

атмосфере

кристаллов

плотного

Скопление мелких летучих частиц чего-либо

в воздухе. Слово «облако» заимствовано из

старославянского

ОБЛАКАТИ

«одевать».

ОБЛАКАТИ

«одевать».

О д н о к о р е н н ы е

о б л а ч к о,

облачность, облачный, облачно, заоблачный,

безоблачно, безоблачный.

С и н о н и м: туча.

Ф р а з е о л о г и зм ы:

СПУСТИТЬСЯ С ОБЛАКОВ – от мечтаний

обратиться к действительности.

С ОБЛАКОВ УПАСТЬ (СВАЛИТЬСЯ) – о

неожиданном появлении кого-нибудь.

Подбирают однокоренные слова,

синонимы к словарному слову.

Вспоминают пословицы, поговорки,

крылатые выражения со словарным

словом, составляют предложения

Определе

ние целей

игра «Найди чужака».

– Прочитайте слова и найдите «лишнее»

– Как называются слова в 1-м столбике? Что

такое существительное?

– Как называются слова во 2-м столбике? Что

такое прилагательное?

– Как называются слова в 3-м столбике? Что

Находят «лишнее» слово в каждом

столбике таблицы.

– Мы будем учиться распознавать

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание

в устной форме

такое глагол?

– Какое общее название можно дать этим

– Прочитайте тему урока. Что предстоит

узнать на уроке?

части речи, находить их в тексте,

задавать вопросы; определять

грамматические признаки, известные

Объяснен

ие нового

материал

языковым

материал

учебнику

– Вспомните по таблице грамматические

признаки частей речи. Слова какой части речи

могут относиться к разряду одушевленных?

неодушевленных? собственных?

нарицательных? (Имена существительные.)

Приведите примеры.

– Какие части речи могут иметь род; число;

падеж; время; лицо? (Род имеют имена

существительные, имена прилагательные,

глаголы в прошедшем времени. Число имеют

имена существительные, имена

прилагательные, местоимения, глагол.

Выводят языковые закономерности,

лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или

Анализируют формулировку правила

(понятия), данную в учебнике.

Проводят наблюдения на материале

связных текстов.

По таблице рассказывают, каким

членом предложения может быть

каждая из частей речи.

Осуществлять анализ объектов

с опорой на визуализацию

Время имеет глагол. Лицо имеют

местоимение и глагол.)

– Как изменяются имена существительные?

(Имена существительные изменяются по

числам, падежам.)

– Как изменяются имена прилагательные?

(Имена прилагательные изменяются по

Главные члены

числам, родам, падежам.)

– Как изменяются глаголы? (Глаголы

изменяются по временам, числам, лицам (в

настоящем и будущем времени).)

– Как изменяются глаголы в прошедшем

времени? (Глаголы прошедшего времени

изменяются по родам.)

– Как изменяются местоимения 3-го лица?

(Местоимения 3-го лица изменяются по родам

и числам.)

– Каким членом предложения может быть

из частей речи?

Второстепенные члены

Первично

закрепле

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А

как бы вы ответили на вопрос первого

предложения?

Можно ли на рисунке изобразить тишину?

Выполняют аналитические

упражнения. Участвуют в

обсуждении вопросов по теме.

Списывают стихотворение.

Осознанно и произвольно

строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать

учебнику

Указывают род имен

существительных. Указывают

грамматические признаки

выделенных слов

– Какими частями речи являются выделенные

слова? Какие грамматические признаки

можно у них определить?

– Спишите. Укажите род имен

существительных

За тучами – сущ., нариц., неодуш.,

Т. п., мн. ч.

Гуляют – гл., наст. вр., мн. ч., 3

Чудную – прил., В. п., ж. р., ед. ч.

Картину – сущ., нариц., неодуш., В.

п., ж. р., ед. ч.

Я – мест., 1 лицо, ед. ч.

Увидел – гл., прош. вр., ед. ч., м. р.

Выполняют морфологический

разбор слова «увидел».

Увидел – глагол, что сделал?,

начальная форма – увидеть,

совершенный вид, прошедшее время,

ед. ч., м. р., сказуемое.

мнение. Согласовывать усилия

по решению учебной задачи

Закрепле

ние и

обобщен

приобрет

енных

знаний и

умений.

учебнику

Организует дискуссию, выслушивает мнения,

подводит итог.

– Прочитайте. Чем интересны выделенные

слова? (Выделенные слова звучат и пишутся

одинаково, но являются разными частями

– Какой частью речи является каждое

выделенное слово?

Уп р а ж н е н и е 118.

Понимать

на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить

понятные для собеседника

высказывания.

Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять

анализ с целью нахождения

соответствия заданному

эталону. Формулировать свое

мнение и позицию

Организует работу в тетради.

Упражнение 117

Составляют из слов предложения

И записывают

Работа по

карточка

тест

Проверяют свои знания

Рефлекси

– Что особенно заинтересовало вас во время

– Что нового узнали на уроке?

– Что было самым трудным?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Если было интересно, легко на

уроке, во всем разобрались – синий

Если иногда были трудности,

Осуществлять самоконтроль

учебной деятельности

карточки

сомнения, не совсем понравилась

работа – зеленый квадрат.

Если не разобрались, было не очень

интересно – красный квадрат

Проговаривает и объясняет домашнее

задание. Формулирует задачи выполнения

упражнения, дает сопутствующие