Написать сочинение. Противопоставление жизненного выбора сыновей тараса бульбы Отношение тараса бульбы к товариществу и родине

Ответ оставил Гость

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», - говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он - в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками - действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)

Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье - родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».)

Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)

Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)

Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)
Тарас Бульба больше склонен к охоте и борьбам, он любил своих сыновей.

В повести Гоголя «Тарас Бульба» перед нами предстает героический мир запорожских казаков. Свободолюбивые, гордые, мужественные и сильные духом, казаки, как былинные богатыри, становятся на защиту Родины и православной веры. Нет ничего ценнее для них, чем «узы товарищества» и долг чести перед Отечеством.

Трагическая история жизни и смерти Тараса и его сыновей, Остапа и Андрея, изображена Гоголем на фоне борьбы запорожцев с поляками.

Наша первая встреча с сыновьями Тараса происходит в тот момент, когда они возвращаются домой из бурсы. «Остап и Андрей только слезли с коней. Это были два дюжие парни, которые смотрели исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва ». Кажется, что похожие друг на друга, как две капли воды и ждет их Запорожская Сечь, чтобы произвели они множество подвигов и прославились как герои. Но первое впечатление обманчиво. Перевернув несколько страниц книги, мы понимаем, какие они разные. Остап учиться в бурсе не хотел: четыре раза закапывал он в землю свой букварь. И только после угрозы отца, не возьмет сына на Сечь, взялся за ум. Андрей же учился с легкостью.

Оба мечтали они о победоносных подвигах, о том, как поедут с отцом на Сечь. Но пока осуществляли только набеги на соседние сады. Если попадался Остап, то никогда, лежа под розгами, не выдавал своих товарищей. За это любили и уважали его в бурсе.Андрей же, хотя часто руководил набегами, как мог изворачивался, чтобы избежать наказания.

Ничто не оставляло глубокого следа в душе Остапа, пока он учился. Мысли о предстоящих битвах и победоносные подвиги занимали его ум и сердце. В душе же Андрея, который «имел чувства несколько живее и более развиты», нашлось место и для первой любви: никак не мог забыть он потом свою встречу с прекрасной полячкой.

Сбылась мечта — попали сыновья Тараса на Сечь. Как равных приняли их там. Быстро завоевали они уважение товарищей, поскольку выделялись «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Недолго пришлось ждать парням своего первого боя. Не подвели они своего отца, выдержали испытания. Остап был осторожен в бою. Тарас, который внимательно наблюдал за сыновьями, говорил: «О, и из него будет со временем добрый полковник! Ей-богу, хороший полковник, да еще такой, что и отца за пояс заткнет! «Андрея наоборот, бой пьянил, парень весь погружался в« музыку мечей и пуль ». Ни о чем не думал он, врезаясь в гущу врагов. И о нем тепло отзывался Тарас: «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, хороший воин».

Но не оправдал надежд Тараса младший из сыновей. «Добрым воякой» стал, но в запорожском войске, а в польском. Изменил он своих товарищей, отца и веру. Изменил ради своей любви к леди. «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты … И все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну … »

Разные дороги выбрали Остап и Андрий. И смерть их была различной. Андрея, как собаку, убил Тарас, не простил сыну предательства и позора. «Я тебя породил, я тебя и убью» — вынес он свой приговор сыну.

Остап же попал в плен к ненавистным ляхов. Как не пытали его, не издевались, ни слова не сказал мужественный казак. «Остап выносил пытки и истязания, как великан … ничего даже похожего на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его». И смерть свою принял как подобает настоящему запорожец.

Выбор Остапа — это выбор честного, отважного и преданного своему долгу воина. Путь Андрея — это путь предательства, позора и бесчестия.

Когда я читал повесть, чувства и мое отношение к Тараса сыновей менялось.Сначала я любовался и восхищался двумя парнями. Мне казалось, что оба они станут прекрасными казаками на гордость отца. И Андрей вызвал даже уважение тем, что и к обучению был способен, и душу имел тонкую и ранимую. Но дальнейшие события отвлекли меня от Андрея и вызвали все большее восхищение Остапом. Ведь Остап ради Отечества и товарищей принял мученическую смерть, а Андрей через свою любовь предал и Родину, и своих товарищей.

отношение тараса бульбы к товарищам и получил лучший ответ

Ответ от Alexx[гуру]
К своим товарищам по оружию Тарас относится трогательно, бережно, ради их спасения ему не жаль даже собственной жизни. Казаки ценят такое отношение, и за мудрость, мужество, опыт, воинскую доблесть и отвагу запорожцы выбирают Тараса Бульбу своим атаманом в трудную для них минуту.
Когда казаки, расположившись на отдых после первого боя под Дубно, узнали, что во время их отлучки на Сечь пришли татары и забрали в плен многих оставшихся там казаков, кошевой предлагает немедленно "гнаться за татарином". Однако Тарас не соглашается, возражая: "Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? " Уйти, не выручив товарищей, надеющихся на спасение из плена, кажется Тарасу Бульбе невозможным.
Перед решающим, самым страшным боем, выбранный атаман Тарас Бульба находит нужное слово, чтобы подбодрить и объединить людей. Он "знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце". Речь, свидетельствовавшая о мудрости Тараса, немалом его опыте и убежденности в правоте своего дела, глубоко тронула казаков: "Всех.. . разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца". Горячий отклик в душах запорожцев находят слова атамана, что "нет уз святее товарищества! "

Ответ от Даниил павлушов [новичек]
да он был умным


Ответ от Ёаша Камынин [новичек]
хехех


Ответ от Вита Васильева [новичек]
он был храбрым


Ответ от Ѐоман Кеткин [новичек]
он был добрым


Ответ от BoSS Like [новичек]
ЗБС Мужик)


Ответ от Игорь петрин [новичек]
спс


Ответ от 3 ответа [гуру]

Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.

Что являет собой товарищество и любовь

Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.

Любовь и убийство сына

Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

  1. нет ничего крепче казацкого товарищества;
  2. любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
  3. родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.

оварищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.



Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

Нет ничего крепче казацкого товарищества;
любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.
)))))))

Любовь к родине

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иноземцами (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения - рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын - отступник и изменник Андрий.

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, не раз бывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями - Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков.

В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это тогда, когда Андрий получает весть от девушки, в которую он встретил и полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины.

Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну быть с красивой девушкой, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них - это непустые слова: Тарас Бульба и Остап готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ.

Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит «адские муки» во время казни, и его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого человека. Сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям-казакам спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

см. также: Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
Краткое содержание Тарас Бульба, Гоголь
Сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.
Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.
Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.