Деградация дмитрия старцева в рассказе ионыч. Сочинение «Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова Ионыч. Возможно это вас заинтересует

Тема «маленького человека» традиционна для русской литерату­ры, и А.П. Чехов продолжает развивать классическую ситуацию - столкновение бесправного чиновника с генералом, представителем власти. Как правило, предшественники Чехова - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - сочувствовали униженному герою, это всегда было характерно для гуманистической позиции русского писателя. Чехов раскрывает эту тему по-новому. Его герой, чиновник с «говорящей» фамилией Червяков, почему-то не вызывает у нас со­чувствия. В театре он, чихнув, обрызгал генерала и хотел за это изви­ниться. Казалось бы, что особенного? Но герой так настойчив в своем чинопочитании, так мнителен и угодлив, что переходит все допусти­мые границы приличий. Пять раз он подходит к генералу со словами извинения, он готов унижаться, хотя никто его об этом не просит. И такое добровольное пресмыкательство страшно - оно говорит о пол­ном отсутствии в человеке внутренней свободы, о его самоуничиже­нии. Человек, не осознавший необходимости «по капле выдавливать из себя раба», не заслуживает авторских симпатий. Финал рассказа анекдотичен - чиновник, которого обругал генерал, пришел домой, «лег на диван и помер», не сумев преодолеть внутреннего рабства, страха в душе перед вышестоящими. И «маленький человек» здесь не только смешон и жалок - он страшен тем, что так незыблемы в нем основы этого добровольного самоуничижения, которое делает невоз­можным свободное развитие личности.

Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Доктор Старцев - герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Он, в принципе, обыватель: работает земским врачом, ходит пешком, в об­щем, обычный человек. Но когда он был молод, он хотел жить, лю­бить, творить. И это его отличает от простого обывателя.

Семья Туркиных была своеобразной отдушиной для него - эта се­мья стремилась жить, творить. Поэтому он и находит с ней так много общего, часто к ним ездит. В сущности, Туркины - такие же обывате­ли, как и Старцев, как и все, но они к чему-то стремятся, к чему-то вы­сокому, светлому. Ионыч влюбляется в Катю, но она не отвечает ему взаимностью. У нее другие идеалы: слава, известность. С этого момен­та Ионыч опускается до земли. Начинает любить деньги мало-помалу. Кстати, доказательством обывательства Ионыча может служить фраза: «А приданого, видать, немало дадут...» Уже тогда деньги для него иг­рали немаловажную роль. Когда Катя уехала, у Старцева не осталось любви, она исчезла вместе с Катей. Ему вдруг стало нравиться пере­считывать по вечерам деньги, наслаждаться их хрустом. Появилась тройка лошадей, дома в городе. Жизнь стала ограниченной. «Вы спра­шиваете. .. как мы поживаем тут?.. Старимся, полнеем, опускаемся.

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголи­ков, хрипунов, которых я терпеть не могу...». Вспомним эпизод с приездом Кати. Вспомним, как его все раздра­жало. А теперь вспомним его же с Катей наедине, в саду: «...ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек...». Ему за­хотелось жаловаться на жизнь, говорить с ней. Но тут вдруг Ионыч вспоминает, как он вынимает по вечерам бумажки из карманов, и ого­нек в его душе гаснет. После этого он уже не виделся с Катей.

В нем происходила борьба: то он хотел жить, любить, говорить, то опять возвращался в обывательство. И победили деньги, карты, а не любовь и труд. Редко вспоминая былые времена, он говорил: «Сколько хлопот, однако...»

И в конце рассказа Старцев уже ожиревший, пухлый и красный, ему живется скучно, его ничто не интересует. Когда-то желание люб­ви и жизни выделяло его из среды обывателей, теперь он стал таким же, как и они.

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как личную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тя­желый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екатери­ной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в душе, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Старцев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, кар­тежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удовольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за частные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства картежным азартом. Воз­можно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изме­нить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессио­нальные новинки - он весь ушел в зарабатывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговари­вать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо сопротивляться пошлости и бездуховности жиз­ни, нельзя плыть по течению, превращаясь в Ионыча.

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Судьба Раневской и Гаева типична для всего дворянского сословия, утратившего почву под ногами. Именно поэтому они относятся к «ге­роям прошлого». Финал пьесы полон недосказанности и неопределен­ности. «Жизнь-то прошла, словно и не жил», - говорит забытый Фирс в последней сцене, и его слова сопровождаются стуком топора в виш­невом саду. Эта сцена имеет глубоко символичный смысл - уходящее в прошлое дворянство, крушение надежд и неясное будущее, в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о лучших временах.

Чехову удалось наиболее ярко акцентировать внимание читателя на осуществлении процесса, связанного с изменениями человеческой души, на которую непосредственно влияют прожитые годы и среда. Почти все мечтают в юности об идеалах: чести, братстве, свободе, равенстве и труде. Хотя спустя время, многие люди меняются практически полностью внутри себя. Они желают пребывать в состоянии покоя и сытости, и вместе с тем выбирают обеспеченную жизнь. Чехов первым совершил вскрытие социальных причин этого патологического явления посредством написания

рассказа “Ионыч”.

Талантливый молодой врач по имени Дмитрий Старцев после окончания университета прибывает для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника высшей категории, на территорию губернского города С. Все свои силы он бросает на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Работа превращается в главный смысл его существования. Следовательно, врач не прекращает постоянно трудиться. Однообразие будней, наполненных бесконечными визитами больных, не вызывают у него поначалу раздражения. Старцева представляют семейству Туркиных, наиболее талантливому и необыкновенному, по мнению обывателей местного значения. Чехов стремиться, как можно наиболее мастерски нарисовать подобную “талантливость”, представленную в форме плоских острот главы семьи Ивана Петровича, бездарной игры на рояле дочки по имени Катерина и романов, сочинением которых занимается ее мать. Хотя все-таки нужно отдать должное этому дому – после больничных стен, грязных мужиков спокойно было и достаточно приятно разместиться в мягких креслах, не думая ни о чем. Вскоре Старцев влюбился в Катерину, и решил сделать ей предложение. Девушка отвечает отказом. Но доктор переживал по этому поводу недолго. Героя было “немного стыдно” по причине глупого и пошлого завершения истории.

У Старцева отсутствовала семья. По-видимому, не зная, куда девать деньги, он скупал недвижимость ради удовольствия. Чехов говорит читателям: “Не поддавайтесь…влиянию среды, …берегите в себе человека”. Поддавшись процессу, связанному с духовной смертью, Старцева с тягостным чувством осознает, какое мерзкое болото его затягивает, но бороться с этим явлением, он даже не стремится.


Другие работы по этой теме:

  1. Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч? Это...
  2. Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека – все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов...
  3. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатирических произведений писателя. Чехов старался уделять...
  4. В своем рассказе “Ионыч” А. П. Чехов не случайно рассказывает о судьбе доктора Старцева. Он хочет предостеречь нас, читателей, от того убогого существования, в которое...
  5. Желание служить общему благу должно Непременно быть потребностью души, Условием личного счастья. А. П. Чехов События рассказа “Ионыч” происходят в губернском городе С. Чтобы дать...
  6. Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и...

Цели урока:

Предметная:

  1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
  2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
  3. Учить исследовать средства художественной выразительности.

Мировоззренческая:

  1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу.
  2. Определить собственное отношение к героям, событиям.

Ход урока

I. Слово учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.

Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация.

Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

III. Организация поисковой деятельности по творческим группам.

(Зона поиска тексты, словари)

1. Группа “Весна жизни”.

Дать характеристику Старцеву в первый период;

  • Отношение к делу врача;
  • Впечатление от Старцева в начале.

Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

2. Группа “Семья Туркиных”.

Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.

  • Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;
  • Прямые авторские характеристики Туркиных;
  • Речевые характеристики Туркиных.

Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.

2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?

3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви.

Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?

  • Старцев и Котик;
  • Поездка на кладбище;
  • Внутренний мир самого Старцева;
  • Реакция Старцева на отказ Котика;

Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

4. Группа “Прошло четыре года”.

Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя.

  • Внешний и внутренний мир;
  • Старцев и обыватели;
  • Развлечения Старцева;
  • Старцев и Котик.

Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.

4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.

5. Группа. “Прошло несколько лет”.

Покажите необратимые последствия деградации Старцева.

  • “Языческий бог”;
  • Душа;
  • Отношение к больным;
  • Интерес к жизни;
  • “Вот и всё”

Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Почему рассказ называется “Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?

Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Введение
В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.
Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Проблема деградации личности Дмитрия Старцева
Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).
В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С. Такое решение темы тоже не является новым, так как не раз встречалось в русской литературе: в пьесах А.Н.Островского (Борис, Тихон из драмы «Гроза»), у И.С.Тургенева (Кирсанов-младший в романе «Отцы и дети»), у Ф.М. Достоевского (Мармеладов из романа «Преступление и наказание») и др.
Можно предположить, что Чехов посвящает традиционной теме целый рассказ потому, что у него есть новое решение, хотя оно неочевидно. Попытаемся проанализировать развитие, раскрытие темы в этом рассказе.
Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный, образованный (напевает романс М.Л.Яковлева на слова «Элегии» А.Дельвига: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия….»; романс А.Г.Рубинштейна «Ночь» на слова А.С.Пушкина «Мой голос для тебя, и ласковый, и нежный…»), обладает здравым смыслом и достаточной долей скепсиса, иронии, немногословен и практичен. Иначе говоря, он производит впечатление современного человека, обладающего всеми признаками тогдашнего модного поведения: нарочитая жёсткость и конкретность суждений, практицизм вместо сентиментальности, собранность, независимость. Старцев отличается от среды, то есть от окружающих людей, - он ведёт себя самостоятельно. Выслушав чтение романа о любви в исполнении автора, Веры Иосифовны Туркиной, Старцев не поддаётся всеобщему умилению, а думает про себя, что роман, конечно, о том, «чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать» (X, 26); спрашивает у Веры Иосифовны не печатает ли она свои романы в журналах. Слушая игру на рояли Котика, Екатерины Ивановны, он весьма иронично воспринимает творческий экстаз Котика и думает при этом, что «розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб» (Х, 27) Котик ему нравится. Старцев сохраняет здравый смысл и трезвое восприятие жизни: лакей Пава исполняет свой коронный номер («стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном: «Умри, несчастная!». И все захохотали. «Занятно», - подумал Старцев, выходя на улицу…» Х, 28). С этого начинается рассказ.
В конце рассказа Ионыч представляет собой совершенно иного человека. Теперь он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), теперь он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» (X, 40).
В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошла деградация личности Ионыча. Всё началось с того, что он попал в губернский город С. и познакомился с «самой образованной и талантливой» семьёй Туркиных. Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>» (X, 24). Однако при более близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет собственного живого голоса, он говорит только такими каламбурами и фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно», «покорчило вас благодарю» (Х, 28).
Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его поведение. 1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов, музыки, поступков.
Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. Старцев страстно увлекается Екатериной Ивановной, Котиком. Однажды ему удаётся вывести её в сад и, в сущности, признаться в любви. Котик, к удивлению Ионыча, суёт ему записку с предложением встретиться ночью на кладбище (Х, 30). Эта записка была шуткой вроде театральной позы Павы «Умри, несчастная!» Однако Ионыч, ещё не утративший живую душу, надежду, ожидание любви отправляется на кладбище. Там ночью он окончательно перерождается, так как сама ситуация тайного ночного свидания требовала продолжения такого же романтического. Незаметно для себя Ионыч оказался в роли любовника и его дальнейшее поступки определяются не его волей, а его ролью. Так он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает.
Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).
Больше того, в известной мере такое решение темы даже успело устареть, так как, например Достоевский показал, что ответственность за жизнь человека лежит не только на среде, но и на самом человеке. Что же нового содержится в рассказе Чехова? Какова художественная идея рассказа?
Новым здесь является тонкий психологический анализ. Чехов показал не только этапы и причины духовной деградации Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило. Обратимся ещё раз к тексту рассказа.
Слушая скучный и пустой роман Веры Иосифовны, Ионыч не только не даёт строгой оценки, но ищет оправдание: «читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и… не хотелось вставать». Среда, представленная в лице Веры Иосифовны, «убаюкивает» человека, а человек, Ионыч. Готов быть убаюканным! Кто виноват - человек или среда? Вероятно, степень вины примерно одинаковая.
Ионыч слышит ужасную игру Котик на рояле и музыка представляется ему звуком сыплющихся с горы камней «и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» (Х, 27). Однако он не даёт честной оценки этой музыки и вместе с другими говорит «прекрасно» (Х, 27), так как ему понравилась сама исполнительница. Но ведь это означает, что Ионыч добровольно принимает ложь, позёрство, принятые в этой среде.
Не сразу Старцев переродился, процесс деградации идет волнообразно. Увидев сценку лакея Павы Ионыч не расхохотался вместе со всеми, а молча подумал про себя («Занятно», Х, 28). Однако «вирус» ненастоящести в него уже поселился: засыпая, Ионыч вспомнил словечко Туркина «недурственно» и засмеялся (Х, 28). Зловещая сцена.
Честное, серьёзное и призрачное, игривое борются в Ионыче. Получив записку от Котика, он сразу понял: «Котик дурачилась. Кому в самом деле, придёт серьёзно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? <…>
К чему поведёт этот роман? <…> А в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище <…> Он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его» (Х, 30-31).
До эпизода с кладбищем мы склонны к презрительному отношению к Ионычу, так легко и безропотно сдающегося лживой среде. Но ночное кладбище открывает ещё одну сторону этой истории. Далёко не случайно кладбище напоминает сад, в этом есть древний ритуальный смысл: воспоминание о рае. Кладбище в ритуальном смысле место встречи двух миров; живые хоронят умершего в саду, тем самым как бы помогая ему попасть в райский сад; умершие, если они видят нас живых, смотрят оттуда на кладбищенский сад с воспоминаниями об утраченных радостях земной жизни. И в том, и в другом случае кладбище напоминает человеческой душе о потерянном рае, об утраченной гармонии, цельности, полноте жизни.
Именно это ощущение испытал Ионыч ночью на кладбище (всюду ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела). Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе: оказывается, что не слабостью характера и не порочностью объясняется стремление Ионыча солгать, что Котик играла прекрасно, не критиковать роман Веры Иосифовны и нежиться в лени, поверить в записку Котика - это объясняется ещё и глубоким, сокровенным желанием человека вернуться в райское состояние гармонии, беззаботности, бесконечной любви, благости, желанием скрыться от пошлого и жестокого реального мира. За такое душевное движение осудить Ионыча мы не можем. Кроме того, волен ли Ионыч (и любой другой человек) управлять такими желаниями; скорее всего нет, значит перед нами не только конфликт человека и среды, а внутренний конфликт человека, труднообъяснимый, не сводимый к двум простым полюсам «хорошо» и «плохо». Иначе говоря, идея рассказа Чехова «Ионыч» заключается не в изображении духовной деградации человека с подробным рассмотрением причин и обстоятельств этого процесса, а в мысли о том, что нельзя однозначно судить о виновности среды или человека в случившемся, человек «устроен» гораздо сложнее, чем привычно о нем судят обыватели.
Чем ближе к финалу рассказа, тем более сложным и непонятным становится смысл истории об Ионыче.
Получив отказ от Котика, Ионыч срывает с себя маску, роль («…Он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью. Ему было немножко стыдно…», Х, 34). Ни читатель, ни автор, ни сам Ионыч до конца не понимают, что с ним происходит. Ясно одно: ненасыщенная любовью, страстью, азартом желаний жизнь становится скучной. Может быть лучше даже такая ненастоящая романтическая любовь, создающая волнение, порождающая сильные впечатления, чем отсутствие всякой любви?.. Скука превращает Ионыча в банального обывателя: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти <…> Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При этом обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал» (Х, 37) Его умершую душу уже не пробуждает запоздалый интерес к нему Котика: «<…> Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился". Он стал прощаться <…>» (Х, 39)
Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», - материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной - Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание.
В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) - «нечто романообразное» (I, 215).
Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек. При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. - это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием.
Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном - «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).
Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40). Всё это явно напоминает судьбу «толстых чиновников» по классификации Чичикова: «<…> У толстого <…> глядь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями». Чичиковская типология чиновников наглядно показывает механизм вырождения человека и превращения его в мёртвую душу чиновника. Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, - поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке - от Гоголя до Чехова).
Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость». У Пушкина дон Гуан влюбляется в донну Анну на кладбище, именно на кладбище он затем, переодевшись в монаха, ведёт с донной Анной греховные искусительные разговоры. Пушкин намеренно совмещает в едином конфликте любовь и смерть, возводя тем самым конфликт между доном Гуаном и убитым им командором до состязания любви и смерти, помогая философски осмыслить их неслиянность и нераздельность, а главное - колоссальную мощь жизненной стихии, противостоять которой или даже понять которую человек не в состоянии. С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Изд. 3-е, доработ. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – 511 с.
2. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Флинта/Наука, 1999.
3. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
4. Турков А. А. П. Чехов и его время. – М.: Худож. лит-ра, 1980. – 408 с.
5. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. Том X. – М.: Наука, 1986.
6. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Сов. писатель, 1986. – 384 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Ответ:

Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.


Статьи по теме:

Место выбранного произведения в творчестве писателя
Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость обще...

Анализ романа "Омон Ра"
Виктор Пелевин за достаточно короткий промежуток времени успел стать культовой фигурой для совершенно разных слоев российского общества. Его читают и тинэйджеры, утонувшие в мировой паутине, и сорокалетние менеджеры, едва пережившие кризи...

Рембо и связь двух веков поэзиию Подлинный Рембо
В истории французской поэзии Рембо занимает исключительное место. Онтворил в момент, когда задача разрушить старый мир до основания во имясовершенно нового общества становилась насущнейшей. В своей сфере, в поэзии,Рембо самозабвенно предал...