Братья лаптевы. Биография Харитон лаптев что открыл

Цель проекта. Пути достижения.Раскрыть роль
Х. Лаптева в
исследовании
Арктики.
1.
2.
3.
Поиск
информации о Х.
Лаптеве.
Поиск
информации о
его
исследованиях.
Выявить вклад Х.
Лаптева в
развитие
Арктике.

Х.П.Лаптев.

Харитон Прокофьевич Лаптев
является одним из крупнейших
русских полярных
исследователей.
Родился в деревне Пекарево,
расположенной недалеко от
Пскова, в 1700 году.
В 1715 г. юный Лаптев поступает
в Петербуржскую Морскую
академию, которую через три
года успешно заканчивает и
поступает во флот гардемарином.

Экспедиция в Арктику.

В 1737 г. Лаптев был
назначен командиром отряда
в Великую Северную
экспедицию.
В начале весны 1738 г. члены
экспедиции прибыли в Якутск.
9 июля 1739 году Харитон
Лаптев с заданием описать
берег Ледовитого океана к
западу от Лены, вышел из
Якутска на дубель-шлюпке
«Якутск» и 21 июля добрался
до океана.
В марте 1740 года Харитон
Лаптев послал геодезиста
Чекина описать берег от реки
Таймыры на запад до реки
Пясины.

Хатанга вскрылась 15 июня, но двинуться с
зимовки, за льдами стало возможно, только 12
июля и к 13 августу добрались до выхода в океан.
Через двое суток было решено покинуть судно.
Лаптев решил описать его берега сухим путём, на
собаках, к чему и приступил весной 1741 года.

Для описи берегов Таймыра
Лаптев разбил свой отряд
на три партии:
1. Партию Челюскина 17
марта 1741 года он
отправил на запад.
2. Геодезиста Чекина 15
апреля 1741 года Лаптев
послал описывать
восточный берег
Таймыра.
3. Сам Лаптев 24 апреля
1741 года пошел от
зимовья до озера
Таймыр, а далее по
долине Нижней Таймыры
достиг её устья -
Таймырской губы.

Лаптев пошел на запад
и 1 июня у мыса
Лемана встретился с
Челюскиным.
9 июня оба вернулись
к устью Пясины, где
вновь разделились:
1. Лаптев на лодке
поднялся по реке до
озера Пясино, а оттуда
на оленях до Енисея;
2. Челюскин же на
оленях вдоль берега
добрался до устья
Енисея и там догнал
Лаптева, а близ устья
реки Дудинки их
встретил Чекин.

Карта Таймыра, созданная Харитоном Лаптевым по результатам своей
экспедиции.
В 1743 году экспедиция возвращается в
Петербург, собрав множество ценных
сведений и успешно выполнив задание.

После экспедиции.

По возвращении из экспедиции, Лаптев
продолжает службу в Балтийском флоте.
Службу заканчивает капитаном первого ранга.
Уйдя в отставку, Лаптев уехал в родное село,
где умер в 1763 году.

Итоги экспедиции:

Харитон Лаптев внёс значительный вклад в исследование Арктики:
В честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия
Лаптева названо Море Лаптевых.
В честь Харитона Лаптева юго-западное побережье полуострова
Таймыр названо берегом Харитона Лаптева.
Открытые совместно Лаптевым и Челюскиным бухты, мысы и
прибрежные острова названы берегом Харитона Лаптева.

Море Лаптевых, фото и описание которого представлены в статье, принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана. Суровый нрав этого моря, как и всей Арктики, вызывает интерес у исследователей уже на протяжении нескольких столетий. Но только сегодня ученые могут дать достоверные ответы на вопросы, касающиеся особенностей климата, животного и растительного мира этого загадочного края. Хотя еще некоторое время назад такие задачи казались неразрешимыми.

Море Лаптевых на карте

В 1735-1742 году, благодаря усилиям и долгой работе русских исследователей, береговая линия моря была нанесена на географическую карту. Например, двоюродные братья Дмитрий и Харитон, в честь кого названо море Лаптевых, посвятили исследованию региона многие годы своей жизни. Находясь на службе военно-морского флота России, они являлись участниками грандиозного научного исследования, которое было организовано Петром I и получило название Великой Северной экспедиции.

Сегодня границы моря установлены совершенно точно, но начало этой трудной и опасной работы положили в те далекие годы именно такие самоотверженные люди, как братья Лаптевы - Дмитрий и Харитон, Семен Дежнев и многие другие наши соотечественники.

С запада море омывает восточные берега от мыса Арктический до материкового берега Хатангского залива. На севере морские границы проходят от мыса Арктический до северных берегов острова Котельный. В восточной части воды моря омывают западные берега островов Котельный, Малый и Большой Затем рубежи проходят по и Дмитрия Лаптева.
С юга граница моря проходит по северным берегам Евразии от мыса Святой Нос до Хатангского залива. Именно эти морские рубежи исследовали братья Лаптевы. Протяженность береговой границы составляет 5254 километра. Расстояние от юго-восточных берегов до северо-западных - 1300 километров. Это наибольший показатель, характеризующий размеры моря.

История исследования региона

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке - во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления. Уровень географических знаний тоже был не очень высок.

Неоценимый вклад в организацию работ по изучению северного побережья Евразии по всей его протяженности и морей бассейна Северного Ледовитого океана внесли отважные путешественники. Многие исследователи являлись офицерами русского морского флота.

Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.
В 1734 году Дмитрий Яковлевич Лаптев был введен в состав Великой Северной экспедиции как один из лучших офицеров русского флота. Репутация его была так высока, что он занял должность одного из помощников Витуса Беринга, который был назначен руководителем этого масштабного мероприятия.

Дмитрию Лаптеву предписывалось занять место погибшего капитана судна "Иркутск". Именно на нем была предпринята попытка исследовать воды морей, омывающих материк от устья Лены курсом на восток. Экспедиция оказалась крайне неудачной, так как в ее ходе от холода, цинги и других заболеваний погибла почти вся команда.
В августе 1736 года "Иркутск" под командованием Дмитрия Лаптева, выйдя из дельты реки Лены, снова оказался в открытом море. Но уже через несколько дней плавание пришлось прервать и повернуть корабль обратно, так как мощные льды преградили путь мореплавателей. Капитан, учитывая опыт предыдущей экспедиции, решил сохранить жизни людей и перезимовать на суше.

Трагичной была судьба и тех мореплавателей, которые на судне "Якутск" должны были двинуться от устья Лены в западном направлении (для исследования морских просторов). Обстоятельства сложились так, что Дмитрию Лаптеву лично пришлось отправиться в Петербург за получением инструкций, касающихся дальнейшего изучения региона. Сам он тоже имел план и готов был предложить его руководству, надеясь на понимание. Положительный исход экспедиции больше всего волновал русского офицера.

Братья Лаптевы

Итак, с 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна "Якутск" вместо погибшего в экспедиции Прончищева.
Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше.

Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне "Иркутск" смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Это понимает каждый, кто прикасается к изучению истории Поразительное упорство и целеустремленность, безграничная любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Геологическое строение дна моря

Глубина моря Лаптевых очень контрастна. Это обстоятельство было обнаружено еще более 200 лет назад, когда суда первых экспедиций неоднократно садились на мель. Нужно отметить, что наибольший показатель глубины составляет 2980 метров, наименьший - 15, а средний - 540 метров. Это можно объяснить крутым материковым склоном того участка, где находится море. Учитывая показатель глубины, его делят на южную и северную часть. Ориентиром при этом служит параллель, где расположен залив Вилькицкого.

На характер грунта дна моря Лаптевых большое влияние оказывают впадающие в него реки. Они несут большое количество песка, ила и других осадочных пород. Их накопление составляет 25 сантиметров в год. Кроме того, в мелководной зоне на дне моря встречаются валуны, крупная и мелкая галька.

Огромные ледники Северной Земли способствуют образованию айсбергов. В толще воды моря Лаптевых содержится большое количество льда. Его таяние и волноприбой активно разрушают береговую линию. Иногда в результате таких процессов уходят под воду небольшие острова.

Климатические условия

Существует несколько факторов, определяющих суровый климат региона.
Рассматривая море Лаптевых на карте, можно сделать следующие выводы:

  • оно расположено в высоких широтах Северного полушария;
  • близость Центрального Арктического бассейна не может не оказывать влияния на климат региона;
  • удаленность моря от Атлантического и Тихого океана лишают его возможности получать отепляющее воздействие вод.

Над морем большую часть времени преобладает спокойная малооблачная погода. Лишь циклоны, которые проходят южнее акватории, приносят обильные снегопады, сопровождающиеся сильными ветрами.

В южной части моря Лаптевых холодно в течение девяти месяцев, а в его северных районах отрицательная температура фиксируется на протяжении 11 месяцев. Самый холодный месяц зимы - январь. Среднемесячная температура воздуха составляет 26-28 градусов ниже нуля. Известны случаи понижения ртутного столбика до отметки -61 о С.
прохладное лето здесь - далеко не редкость редкость. Скорее даже наоборот - значительное повышение температуры (например, до 24-32 градусов) - явление редкое и необычное. Самым теплым летним месяцем считается август. В это время термометры фиксируют +7...+9 градусов на юге и +1 о С в северной части моря. Главная отличительная характеристика климата моря Лаптевых - сильное и длительное охлаждение при относительно спокойном ветровом режиме.

Соленость и температура воды. Течения и ледники

На распределение солености воды в море Лаптевых существенное влияние оказывает тот факт, что крупнейшие реки материка несут сюда значительный объем пресной воды. В связи с этим соленость южных районов моря значительно ниже, чем северных. По этой же причине процент содержания соли повышается зимой, а в теплое время года наблюдается опреснение воды. Реки Лена, Хатанга, Яна, Оленек именно летом приносят до 90 % годового стока пресной воды. В это же время происходит интенсивное что тоже влияет на показатель солености. Необходимо отметить также, что этот показатель неодинаков в поверхностных и глубинных слоях толщи морской воды. На поверхности соленость ниже.

Глубина моря Лаптевых определяет температуру воды. Зависит данный показатель и от расположения вод относительно прибрежной части, влияния течений, времени года. Чаще всего он равен нулю. В летний период в отдельных прибрежных зонах и на мелководье температура равна 4-6 градусам по Цельсию. В бухтах, которых, к слову, насчитывается очень много, она приближается к отметке в 10 о С, а в открытом море не превышает двух градусов.

Система течений в море Лаптевых изучена недостаточно хорошо. Однако известно, что большую роль в этом снова-таки играют реки, несущие огромные объемы воды в море.
Среди постоянных течений моря Лаптевых можно назвать Новосибирское и Восточно-Таймырское. Нужно отметить, что скорость движения вод невелика, сила течений слабая неустойчивая.

В конце сентября на всей акватории начинается процесс образования льда, что значительно затрудняет судоходство. С октября по май воды моря Лаптевых скованы льдом. При этом приблизительно на 30 % его площади образуется припай, остальная часть покрыта дрейфующими льдинами. В июне и июле происходит их таяние. Однако лишь к августу большая площадь поверхности моря освобождается от ледяных оков.

Животный и растительный мир

Флора и фауна моря Лаптевых является типичной для Арктики. Фитопланктон представлен водорослями. Морские инфузории, копеподы и амфиподы, коловратки являются типичными представителями зоопланктона.

В морских глубинах распространены такие породы рыб, как сибирский сиг, омуль, нельма, осетр. Моржи, белухи, тюлени - представители отряда млекопитающих. В ледяных пустынях водится грозный житель Арктики - белый медведь.

Острова моря Лаптевых

На территории моря находится около двух десятков крупных и малых островов. Примечателен тот факт, что учеными на них были обнаружены останки мамонтов. Они хорошо сохранились, поэтому находки представляют большую научную ценность. Современными обитателями островов являются песцы и белые медведи.
Вблизи от побережья континента небольшие острова обычно располагаются группами. Речь идет о таких участках суши, как о-ва Комсомольской Правды, Фаддея, Петра, Аэросъёмки, Дунай. Имеются и более крупные, расположенные одиночно. К ним относится Большой Бегичев, Песчаный, Муостах, Макар.

Реки моря Лаптевых

Как говорилось ранее, крупнейшие реки, впадающие в море, оказывают значительное влияние на многие факторы. Их расположение в направлении с востока на запад выглядит следующим образом: Яна, Лена, Оленек, Анабар, Хатанга. Именно эти водоемы активно использовались исследователями края - Харитоном и Дмитрием Лаптевыми, в честь кого названо море Лаптевых.

Перечисленные реки влияют на уровень содержания соли в морской воде. Благодаря работе упомянутых водных артерий сформировался рельеф морского дна, очертания его береговой линии, состав осадочных пород и взвесей.

Перспективы развития региона

Сегодня море Лаптевых включено в программу исследований, которые ведутся совместными усилиями ученых России и Германии уже на протяжении двадцати лет. Современные ученые всегда помнят о том, что начало сему мероприятию было положено еще Петром I. А такие отважные путешественники, как Витус Беринг, Лаптевы Дмитрий и Харитон и многие другие полярники, навсегда вписаны в историю изучения Арктики.

Сейчас программа исследования моря Лаптевых и прилежащих к нему территорий получила статус международной. Около 15 российских и 12 немецких научных организаций различного профиля включены в упомянутую деятельность. Проведение работ рассчитано до 2015 года. И уже сегодня учеными сделано немало сенсационных открытий.

Результаты, полученные во время исследования рассматриваемых нами территорий, являются уникальными. Благодаря материалам, добытым в ходе морских и наземных экспедиций, ученые могут узнать много интересного о прошлых климатических эпохах Арктики, понять условия формирования климата, существующего в регионе сегодня.

Огромным хранилищем льда и пресной воды принято считать море Лаптевых.
Экспедиция, проводимая усилиями двух государств с использованием самой современной техники, приборов и научных методик, позволит расширить представления людей об Арктике, использовать полученные научные данные в практических целях.

20 декабря 1737 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела рапорты Беринга с приложенными к нему материалами и, не согласившись с ним, постановила продолжать картографирование морского берега в этом районе. Обоим отрядам были установлены новые сроки для выполнения работы и предписано продолжать ее "во окончание в другое или в третье лето таким же образом без малейшего потеряния удобного времени; а буде какая невозможность и в третье лето во окончание привесть не допустит, то и в четвертое лето по крайней ревности и прилежности стараться, чтоб всемерно работа была закончена".

Одновременно Адмиралтейств-коллегия утвердила новую, более подробную и точную, инструкцию для начальников отрядов. Согласно этой инструкции, отряды должны были готовиться к походам заранее, и сразу же, как только позволит состояние льдов, не теряя драгоценного летнего времени, отправляться в путь. Начальникам отрядов предписывалось выжидать изменения ледовой обстановки непосредственно в тех местах, где не удастся преодолеть льды, и при малейшей возможности идти дальше. Кроме того, инструкция рекомендовала останавливаться на зимовку возможно ближе к тем пунктам, где застигнет суда зима. Это должно было избавить отряды от лишней траты времени на переход вдоль уже известных берегов.

На этом же заседании Адмиралтейств-коллегия назначила начальником отряда, картографировавшего морской берег между устьями Лены и Енисея, Харитона Прокофьевича Лаптева. Дальнейшие события показали, что коллегия не ошиблась в своем выборе, направив на наиболее трудный участок работы экспедиции этого всесторонне образованного морского офицера, обладавшего исключительной энергией, силой воли и мужеством.

Х.П. Лаптев имел солидный опыт службы на флоте. До назначения в экспедицию он уже девятнадцать лет плавал на различных кораблях.

Но, несмотря на безупречное отношение Лаптева к своим обязанностям, служба шла у него.не гладко. В 1734 году, во время действий русского флота под Данцигом, посланный на разведку фрегат "Митау", на котором служил мичман Харитон Лаптев, был обманным путем захвачен французским флотом, выступившим за несколько дней до этого на стороне врага, о чем не знал командир русского фрегата. Все офицеры "Митау", в том числе и X. Лаптев, были преданы суду за сдачу корабля неприятелю без боя и приговорены к смертной казни. После дополнительного расследования обстоятельств дела, произведенного по решению правительства, стало ясно, что ни командир, ни остальные офицеры фрегата не повинны в сдаче корабля французам, а потому 27 февраля 1736 года все они были помилованы.

В 1736 году Лаптев участвовал в летнем походе Балтийского флота, а затем был послан на Дон "для изыскания удобнейшего к судовому строению места". В следующем году Лаптев был назначен командиром придворной яхты "Декроне", но узнав, что требуются офицеры для участия в Великой Северной экспедиции, попросил назначить его туда. Очевидно, полная лишений жизнь полярного исследователя больше привлекала Харитона Лаптева, чем спокойная и почетная служба при дворе.

В феврале 1738 года в Санкт-Петербург прибыл с журналами, отчетами и картами двоюродный брат Харитона Лаптева - Дмитрий Яковлевич Лаптев - начальник отряда, картографировавшего берег к востоку от Лены. Он сообщил Адмиралтейств-коллегий совершенно новые сведения об условиях работы близ устья Лены, в частности о скоплениях льда, которые из года в год наблюдаются в одних и тех же местах и препятствуют движению судов. Дмитрий Лаптев предлагал картографировать берег на таких участках, двигаясь по суше.

Ознакомившись с рапортом Дмитрия Лаптева, Адмиралтейств-коллегия 3 марта 1738 года подтвердила свое решение о четырехлетнем сроке работы обоих отрядов, но дала Харитону и Дмитрию Лаптевым совершенно новые указания относительно способов выполнения задания.

Лучшие дня

Командирам отрядов предписывалось в случае, если лед не позволит закончить плавание в первое и второе лето, отослать суда с частью команд в Якутск или поставить их в удобном месте на зимовку, а с остальными людьми продолжать работы, продвигаясь по берегу.

Отрядам предписывалось обращать внимание на места, в которых будет встречаться стоячий лед, определять, как далеко он простирается, отмечать положение плавающего льда, его сплоченность, продолжительность нахождения у берега, а также места, "где сильного препятствия ото льдов нет". Отряды должны были определять возможность плавания в районе работ, измерять глубины, находить устья рек и другие удобные места для стоянок и зимовок судов.

Решение о продолжении работ с берега в случае невозможности движения судов по морю начальникам отрядов разрешалось принять только после консилиума со своими офицерами.

Из Петербурга Лаптевы выехали вместе. В Казани они получили такелаж для судов, в Иркутске - провиант, вещи для подарков жителям побережья Сибири и деньги. Харитон Лаптев потребовал, чтобы иркутская канцелярия подготовила на побережье оленей и собак на случай, если его отряду придется вести опись с суши, и переселила с устья Оленека в устья Анабара, Хатанги и Таймыры по две семьи промышленников, предписав им заняться заготовкой рыбы и постройкой жилищ на случай зимовки отряда в этих пунктах, одновременно Харитон Лаптев сообщил в канцелярию Туруханска о необходимости отправки летом 1739 года в устье реки Пясины провианта для его отряда.

В начале марта 1738 года Лаптевы прибыли в Усть-Кут, расположенный в верхнем течении Лены. Здесь для экспедиции строились небольшие речные суда. Весною, когда река вскрылась, на этих судах в Якутск были доставлены имущество и провиант для отрядов.

25 мая 1739 года Харитон Лаптев прибыл в Якутск. Дубель-шлюпка "Якутск" была уже готова к походу. Ее экипаж состоял из сорока пяти человек; почти все они были участниками плавания Прончищева.

Окончательно приведя все в порядок, Харитон Лаптев 5 июня повел свое судно вниз по Лене; дощаники с провиантом отправились вместе с ним.

В дельте Лены Лаптеву удалось найти вход в Крестяцкую протоку и к 19 июля он вышел на взморье.

21 июля "Якутск" направился на запад к Хатангской губе, а дощаники, не приспособленные к плаванию в открытом море, Лаптев приказал вести к устью Оленека и сложить провиант в старом зимовье Прончищева.

Возле устья Оленека судно вошло во "льды великие". Дубель-шлюпка шла под парусами и на веслах, команда расталкивала льдины шестами, а иногда пробивала дорогу во льду пешнями. Через неделю, 28 августа, Лаптев достиг восточного входа в пролив, отделяющий остров Бегичева от материка. Пролив был забит неподвижным льдом.

Посланному на берег для описи геодезисту Чекину показалось, что лед прижат к берегу, замыкающему залив с запада; поэтому он принял пролив за открытую с востока бухту, а остров Бегичева - за полуостров. Бухту нанесли на карту под названием Нордвик.

Отойдя от "бухты" Нордвик, "Якутск" направился к северу, чтобы обойти "полуостров" и войти в Хатангский залив. Стремясь избежать сжатия льдами, прижимаемыми ветром к берегу, Лаптев завел дубель-шлюп-ку в какую-то бухточку, где в течение пяти дней ожидал улучшения ледовой обстановки.

Пробившись через льды, Лаптев 6 августа ввел судно в Хатангский залив. На западном берегу залива виднелось зимовье. Лаптев решил свезти на берег часть провианта на случай, если придется зазимовать в этом месте. Но прежде чем удалось осуществить это намерение, опять задул северный ветер, нагнавший в залив лед.

Снова пришлось искать укрытия, и Лаптев повел дубель-шлюпку на юг вдоль берега. Вскоре показалось еще одно зимовье. Около него "Якутск" вошел в устье маленькой речки и простоял там целую неделю, которая ушла на выгрузку части провианта на берег.

14 августа, когда изменивший направление ветер отогнал лед, Лаптев повел судно вдоль берега к северу. При выходе из Хатангского залива от-,ом был открыт остров, названный островом Преображения.

17 августа "Якутск" миновал острова Петра и пошел вдоль берега на запад. Следующий день пришлось простоять из-за льда у островов Фаддея, а затем продвигаться во льду. Только 21 августа "Якутск" подошел к высокому мысу Фаддея. По одну сторону от мыса берег тянулся на юго-запад, а по другую - на запад. Дальнейший путь был прегражден неподвижным льдом. Определить границы льда из-за плотного тумана не представлялось возможным. Поэтому Лаптев послал Чекина на собачьих упряжках выяснить, как далеко в западном направлении простирается лед, а Челюскина - на мыс Фаддея, чтобы поставить там маяк. Вернувшись через двенадцать часов, Чекин доложил, что лед непроходим.

Наступили морозы. Надо было думать о зимовке. Осмотр берега дал неутешительные результаты: здесь не было плавника для постройки жилья. На консилиуме, устроенном Лаптевым 22 августа, было решено возвращаться к Хатангскому заливу. К 27 августа "Якутск" с трудом пробился к зимовью, у которого он находился в начале месяца. Лаптев повел судно дальше на юг. Войдя в Хатангу, он достиг устья ее правого притока - реки Блудной, где проживало несколько семейств безоленных эвенков.

Здесь отряд построил дом и остался на зиму.

К 25 сентября Хатанга стала. Начались тяжелые зимние работы отряда. Еще осенью Лаптев послал в Туруханск солдата Константина Хороших с требованием к воеводской канцелярии доставить на зимовку провиант и предоставить оленьи и собачьи упряжки. Теперь Лаптев на этих упряжках перебросил провиант, выгруженный ранее в устье Оленека и на берегу Хатангского залива. К этой работе были привлечены местные жители. Зимовщикам не хватало плавника для топлива, и за ним приходилось ежедневно ходить за несколько верст от зимовья.

Для предохранения команды от заболевания цингой Лаптев ввел в ежедневный рацион свежую мороженую рыбу, благодаря чему в течение всей зимы не было ни одного случая заболевания цингой.

Лаптев и во время зимовки продолжал собирать сведения о северном крае. Из рассказов местных жителей - русских, тавгийцев, якутов и эвенков - он узнал, что севернее реки Большой Балахни никто постоянно не живет, хотя на побережье моря есть зимовье, куда во время охоты приходят промышленники.

Чтобы изучить берег от устья Пясины до мыса Фаддея, Лаптев в конце октября 1739 года послал в устье Пясины на санях боцманмата* Медведева с одним солдатом. Добравшись до устья к началу марта 1740 года, Медведев отправился по морскому берегу на северо-восток. Но большие морозы и сильные ветры помешали ему произвести необходимые работы, и, проехав вдоль берега всего около сорока верст, он вынужден был вернуться в отряд.

23 марта 1740 года с зимовки выехал Чекин с заданием описать берег между устьями Таймыры и Пясины. Так как тогда считали, что залив Фаддея является устьем Таймыры, то Чекин, следовательно, должен был двигаться навстречу Медведеву. О том, что последний возвращается обратно на зимовку, Лаптев узнал только в конце апреля, когда Медведев прибыл в отряд. С Чекиным поехал один солдат и один якут, поселенный в устье Таймыры. В распоряжении Чекина находились две упряжки собак.

Чекин доехал до истока реки Таймыры и по ней отправился к устью, а затем по морскому берегу на запад. Он прошел около 100 верст и достиг пункта, в котором берег поворачивает на юг. Поставив здесь навигационный знак - пирамиду из камней, - Чекин был вынужден повернуть обратно, так как "себе провианта и собакам корму стало мало очень, с которыми далее в безвестное место ехать было опасно".

17 мая Чекин со своими спутниками вернулся на зимовье пешком, "с крайнею нуждою", потеряв от бескормицы почти всех собак и бросив нарты.

В апvреле того же года картографию побережья между устьями Пясины и Таймыры производил посланный Мининым штурман Стерлегов. Видимо, он прибыл в устье Пясины вскоре после того, как оттуда уехал Медведев. Чекин и Стерлегов двигались навстречу друг другу, и оба почти в одно и то же время повернули обратно. Между крайними достигнутыми ими точками оставалось около 200 километров.

Готовясь к очередному плаванию, Лаптев решил запастись продовольствием для своего отряда. С этой целью он послал в устье Таймыры двух промышленников для ловли и заготовки рыбы.

Хатанга вскрылась 15 июня, но из-за скопившегося з Хатангском заливе льда дубель-шлюпка смогла выйти из реки только 13 июля. Еще месяц ушел на то, чтобы "Якутск" смог преодолеть льды в заливе и выйти в море.

В течение первых суток после выхода из Хатангского залива судно довольно далеко продвинулось на север. Утром 13 августа на 75°26" северной широты "Якутск" подошел к кромке невзломанного льда, тянувшейся от берега на северо-восток. Лаптев направил судно вдоль кромки. Переменившийся вскоре ветер стал нагонять лед, и дубель-шлюпку затерло. Ветер крепчал, лед все больше сжимал судно, появилась течь.

Команда непрерывно вычерпывала воду и бревнами ограждала борта дубель-шлюпки от напора льда. Но это не спасло "Якутск". Вскоре льдом был выломан форштевень, а к утру 14 августа судно было в совершенно безнадежном состоянии. Лаптев приказал выгрузить на лед тяжелый груз, надеясь облегчить этим положение дубель-шлюпки: были сняты пушки, якоря, провиант и другие грузы, а затем, когда стало ясно, что судно спасти нельзя, его покинули и люди.

Через сутки, когда образовался достаточно прочный лед, Лаптев повел команду на берег. Моряки несли на себе провиант; провиантом же были до предела нагружены нарты собачьей упряжки, имевшейся на ду-бель-шлюпке. Обогревшись у костра, уставшие люди занялись постройкой землянки и переброской на берег грузов, оставшихся возле судна.

Эта работа продолжалась до 31 августа, когда пришедшим в движение льдом были уничтожены дубель-шлюпка "Якутск" и оставшиеся еще на льду грузы.

Двигаться на юг, к населенным местам, не представлялось возможным из-за ледохода на реках. Только 21 сентября отряд смог отправиться в путь. На пятый день он дошел до зимовья Конечное, в котором находились промышленники. Здесь осталось двенадцать больных, а остальные воспользовались транспортом промышленников и к 15 октября прибыли на зимовку у реки Блудной. Вскоре на зимовку прибыли и промышленники, которых Лаптев послал еще весной в устье Таймыры для заготовки рыбы. Им удалось в течение короткого лета успешно выполнить задание.

Опыт плаваний Прончищева в 1736 году, а также собственные исследования Лаптева в 1739 и 1740 годы убедили его в том, что пройти морем вдоль берега между устьями Пясины и Таймыры нельзя. Да к тому же и единственное судно отряда - "Якутск" - было потеряно. Оставалась одна возможность - выполнить картографические работы с суши.

8 ноября 1740 года Лаптев устроил консилиум со своими подчиненными - Челюскиным, Чекиным и Медведевым. Консилиум согласился с мнением Лаптева, что "состояние льдов и глубины заливов и рек описывать иного времени, по здешнему климату нет, как начать с июня и про-вождать июль и август месяцы, усматривая их состояние, ибо во оное время... льды ломает как на море, так и в губах и в реках, а [в] протчая времена стоят". Поэтому решено было не закартографированный еще берег описать с суши.

Но производить опись с берега летом не было никакой возможное ти, так как собачьи и оленьи упряжки, служившие единственным транспортным средством, могли передвигаться по тундре только зимой. Учтя это, консилиум решил проводить картографирование в зимнее время, хотя результаты их могли оказаться менее точными и полными.

Все эти решения вместе со своим рапортом Лаптев 25 ноября отправил на утверждение Адмиралтейств-коллегий. Приводя ряд доводов в польз решения консилиума, он сообщил, что может начать работу в апрел 1741 года и что свободных от работы людей он отошлет на Енисей "в жилое место, где имеется довольно провианта, к тому же и места здорс вые".

Посланец Лаптева матрос Козьма Сутормин быстро по тому вре мени доставил рапорт и журналы отряда в Петербург, и уже 7 апреля 1741 года Адмиралтейств-коллегия приступила к рассмотрению этих материалов. Она согласилась с решением консилиума и разрешила произ водить опись морского берега с суши.

Лаптев приступил к осуществлению своего плана задолго до получе ния предписания Адмиралтейств-коллегий. Он решил производить опис; сразу тремя партиями. Одна партия должна была работать между устьями Хатанги и Таймыры, вторая - от устья Пясины на восток до встречи с третьей партией, двигавшейся от устья Таймыры на запад. Такое распределение маршрутов объясняется тем, что в то время Лаптев по-прежнем> считал, что устье Таймыры находится в районе мыса Фаддея, то есть намного восточнее его истинного положения. Поэтому участок побережья от Хатанги до Таймыры казался значительно более коротким, чем он есть на самом деле, а участок между Таймырой и Пясиной, наоборот, очень большим.

Для выполнения описи с суши требовалось сравнительно немного людей. Лаптев оставил при себе Челюскина, Чекина, одного унтер-офицера, четырех солдат и плотника, а остальных двумя группами (одну - 15 февраля, другую - 10 апреля) послал на оленях в Дудинку на Енисее. Со второй группой была отправлена часть имущества, спасенного с дубель-шлюпки. Наиболее тяжелые грузы остались в складе на месте зимовки.

В это же время Лаптев получил сообщение от Туруханской воеводской канцелярии о том, что его требования относительно заготовки корма для собак в устье Пясины и в других "удобных местах" на побережье, посланные в канцелярию еще осенью 1740 года, выполнены. Однако это известие оказалось ложным: запасов корма нигде сделано не было, и все партии отряда Лаптева испытывали в связи с этим чрезвычайные трудности.

17 марта 1741 года из зимовья отряда выехала на трех собачьих упряжках вторая партия - Челюскин с двумя солдатами.

15 апреля зимовье отряда покинула первая партия - Чекин с солдатами и якутом, а 24 апреля - третья партия, которую возглавил сам Ха-ритон Прокофьевич Лаптев.

Через шесть дней партия Лаптева достигла озера Таймыр, пересекла его и, выйдя к истоку Таймыры, двинулась по ее долине дальше на север. 6 мая Лаптев прибыл к устью Таймыры и убедился, что он находится значительно западнее залива Фаддея. Это заставило его изменить план своей работы. Увидев, что Чекину предстоит произвести опись побережья на значительно большем участке, чем он предполагал, Лаптев решил идти навстречу Чекину, то есть на восток, а не на запад. Закартографировав берег, Лаптев подошел к месту, в котором образовалось многолетнее скопление льда. Он обнаружил это скопление по различным пластам льда, образовавшимся в течение ряда лет. В тех местах, где "летом льды ломает", в зимнее время было видно, "что местами есть торосы свежие". Больше всего торосов было возле берега, а вдали от него располагались льдины "с летними проталинами". Подводя итог своим наблюдениям, Лаптев пришел к выводу, что летом ледяной покров взламывается, и скопление торосов происходит там, где движущийся лед встречает препятствие - неподвижный лед или берег.

Этот вывод Х.П. Лаптева подтвердили и более поздние исследования. Он справедлив и в наши дни.

13 мая, добравшись до широты 76°42", Лаптев был вынужден остановиться из-за вьюги и тумана. Кроме того, у него и сопровождавшего его солдата началась снежная слепота. Дальнейшее продвижение могло лишь усилить заболевание. Переждав непогоду, Лаптев решил вернуться к устью Таймыры, где он рассчитывал найти продовольствие.

Однако продовольствия в устье Таймыры, куда Лаптев прибыл 17 мая, не оказалось. Заготовленную здесь рыбу съели песцы и белые медведи, а завезенный сюда запас корма был нужен Чекину для питания собак.

Таким образом, взять что-либо для своих четырех упряжек Лаптев не мог. Поэтому он решил отправиться на запад, навстречу Челюскину, рассчитывая получить у него "вспоможение кормом".

19 мая, когда боль в глазах несколько утихла, Лаптев тронулся в путь 24 мая он подошел к мысу, от которого берег поворачивал на юг. Определив широту мыса (76°39") и поставив на нем приметный знак, Лаптев поехал дальше.

1 июня Лаптев встретился с Челюскиным близ знака, поставленного в 1740 году Стерлеговым в конечной точке его маршрута. Собаки Челюскина также были истощены, так как корма для них и у него оказалось в обрез. Лишь удачная охота на белых медведей выручила путешественников.

Приближалась весна, и Лаптев, боясь застрять на пустынном берегу моря на продолжительный срок, торопился добраться до зимовий в устье реки Пясины. К 9 июня он вместе с Челюскиным достиг устья Пясины, где вынужден был пережидать половодье. Только через месяц им удалось отправиться на лодках вверх по течению реки. Путь был крайне тяжелым, но, к счастью, отряд вскоре повстречал кочевавших в низовьях Пясины ненцев и к концу июля добрался с ними на оленях до Гольчихи, а затем на попутном судне вверх по Енисею к Дудинке.

Здесь уже был и Чекин. Оказалось, что ему удалось добраться только до широты 76°35", то есть до островов Петра. Следовать дальше он не смог из-за снежной слепоты.

В Дудинке Лаптев узнал, что часть его отряда, отправленная с Хатанги еще 15 апреля, до сих пор сюда не пришла. Пришедший в Дудинку матрос рассказал, что, когда их группа добралась на оленях до реки Ду-дыпты, хозяева оленей - тавгийцы - сбросили грузы и ушли на летнее кочевье в тундру. Раздобыв лодки, моряки спустились по Дудыптедо Пясины. Здесь они остались ждать помощи. Лаптев отправил за ними собранных в Дудинке ненцев и тавгийцев.

Когда Лаптев подвел итоги работы всех трех партий, выяснилось, что картографические работы полностью не выполнены, так как остался не нанесенным на карту участок побережья между мысом Фаддея на востоке и крайней точкой на западе, до которой дошел он сам. Съемку этого участка Лаптев отложил на следующую зиму, а пока решил отправиться в Туруханск, чтобы затребовать от властей необходимый для поездки на побережье транспорт, провиант для людей и корм для собак, а также устроить на зимовку свободных от работ людей отряда.

29 сентября Лаптев со всеми людьми, которые были с ним в Дудинке, прибыл в Туруханск, а 15 сентября туда же прибыла часть отряда, вывезенная с озера Пясина. Впервые за этот год в Туруханске собрался весь отряд. Началась подготовка к последнему походу. К декабрю все приготовления были закончены. 4 декабря 1741 года из Туруханска выехал на пяти собачьих упряжках Челюскин с тремя солдатами, а 8 февраля 1742 года, также на пяти упряжках, - сам Х.П. Лаптев.

Челюскин направлялся к устью Хатанги, а оттуда на север, вдоль берега. Путь Лаптева был более сложным и длительным. Доехав по Енисею до Дудинки, группа Лаптева повернула на восток и через тундру добралась до Пясины, а затем вдоль нее до Дудыпты. Отсюда Харитон Лаптев повернул на север, пересек реку Большую Балахню и подъехал к южному берегу озера Таймыр. Дальнейший путь лежал по льду через озеро и вдоль Таймыры к ее устью.

Прибыв к устью Таймыры в начале мая, Лаптев послал навстречу Челюскину солдата Хороших и одного якута с запасом провианта и корма для собак. В это время Челюскин уже достиг самого северного мыса Азии и картографировал северное побережье.

15 мая Челюскин встретился с людьми, посланными Лаптевым, и вместе с ними отправился к устью Таймыры, чтобы встретиться с начальником отряда, так как опись участка была им к этому времени закончена. От устья Таймыры Харитон Лаптев и Челюскин поспешили в Туруханск, а оттуда отряд в полном составе отправился в Енисейск, картографируя по пути берега Енисея. 27 августа 1742 года отряд прибыл к месту назначения. Возложенная на него задача была выполнена.

Теперь уже можно было представить Адмиралтейств-коллегий новую, более верную карту полуострова Таймыр. Конечно, сведения, собранные отрядом Харитона Лаптева, нельзя было считать абсолютно точными. Это знал и он сам, и его товарищи по экспедиции. Они располагали несовершенными инструментами и способами определения долготы, дававшими весьма приблизительные результаты. В то время еще не существовало даже хронометра (этот прибор был изобретен только в 1772 году). Кроме того, отряд Харитона Лаптева работал в зимнее время, когда снежный покров не позволял установить точные очертания береговой линии.

Все это и определило ошибки на карте, составленной Лаптевым, на которой восточный берег полуострова Таймыр нанесен значительно восточнее, чем он расположен на самом деле, а острова, лежащие севернее полуострова Таймыр, обозначены как мысы (например, мыс Северо-Западный).

Однако все это ни в коей мере не умаляет заслуг Харитона Лаптева - первого исследователя одного из самых суровых участков Северного Ледовитого океана.

13 сентября 1743 года Х.П. Лаптев подал Адмиралтейств-коллегии рапорт, в котором изложил результаты работ отряда и свои личные записки, представляющие большую научную ценность. Лаптев объяснял, что составил эти записки "для известия" потомкам, что он вносил в них то, что считал "неприличным дописывать в журнал", как не относящиеся к выполняемой отрядом работе. Он назвал их "Берег между Лены и Енисея. Записки Лейтенанта Харитона Прокофьевича Лаптева".

Записки состояли из трех частей. В первой части он дает краткое описание берега от острова Столб на реке Лене до устья Енисея. В сжатой форме, но достаточно полно им описаны характер берега, прибрежные глубины, "пристойные места", их грунт, состояние льда, устья рек, их ширина и глубина, приведены данные о приливах и отливах и другие весьма важные для науки сведения.

Во второй части последовательно описаны реки, начиная от Лены и далее на запад до Енисея. Каждой реке дана характеристика - откуда вытекает, какой длины, где кончается лес и начинается тундра, в каких местах живут люди и чем занимаются. Далее описывается озеро Таймыр. Рассказывается "о тундре, лежащей около озера Таймурского", "о мамонтовых рогах" (то есть о клыках). Много места в этой части уделено быту, занятиям, нравам и обычаям жителей Туруханска.

В третьей части, озаглавленной "Наконец сего описания прилагается о кочующих народах, у северных мест лежащих во Азии Сибирских мест, в каком суеверстве содержут себя, и о состоянии нечто о них", Харитон Лаптев систематизирует сведения этнографического характера о народностях, населяющих полуостров Таймыр.

Эти наблюдения полностью подтверждаются современными данными. Характерной чертой этнографических описаний Х.П. Лаптева является отсутствие высокомерия по отношению к представителям северных народностей. Харитон Лаптев с похвалой отзывается, например, об эвенках - "тунгусах". Сообщая о том, что местные жители едят сырое мясо и рыбу, он не высказывает никакого презрения к ним за подобную "дикость". Наоборот, Лаптев отмечает необходимость питания в северных местах сырой строганиной, которая "не допускает до цинги быть больному, а между тем застарелую выгоняет; того лучше действо и от мерзлого мяса строганного, оленьего, в той же болезни лечатся".

Записки Харитона Прокофьевича Лаптева, представляющие собою огромную научную ценность, были высоко оценены передовыми учеными России и других стран.

Продолжал служить во флоте после экспедиции и Харитон Проко-фьевич Лаптев. Весной 1757 года он был назначен в Штурманскую роту для обучения будущих штурманов. Вплоть до 1762 года Лаптев занимал строевые должности, командуя в летние месяцы кораблями. К этому времени он имел чин капитана 1-го ранга. 10 апреля 1762 года Лаптев был назначен обер-штер-кригс-комиссаром флота. 21 декабря 1763 года он скончался.

Родина не забыла имен героических участников Великой Северной экспедиции - руководителей отряда, описавшего побережье между устьями Лены и Енисея. Их имена остались на карте мира, напоминая потомкам о научном подвиге их соотечественников.

На восточном берегу полуострова Таймыр несколько севернее островов Комсомольской Правды находится мыс Прончищева. Восточный берег этого полуострова, простирающийся от островов Петра до входа в Хатангский залив, называется берегом Василия Прончищева.

В 1913 году приблизительно в середине берега Василия Прончищева русской экспедицией на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" был открыт большой залив, названный ею бухтой Марии Прончищевой. На морском побережье между устьями рек Анабар и Оленек расположен невысокий горный кряж Прончищева.

Часть западного побережья полуострова Таймыр, лежащая между.устьями Пясины и Таймыры, носит название берега Харитона Лаптева.

Против средней части берега Харитова Лаптева, ближе к устью Таймыры, в сложном архипелаге лежит остров пилота Махоткина. Два северо-восточных мыса его называются: один мысом Лаптева, другой мысом Харитона, в честь Харитона Лаптева. На восточном побережье полуострова Таймыр против островов Комсомольской Правды, в том месте, где берег круто поворачивает на запад к заливу Терезы Клавенесс, в море выдается мыс Харитона Лаптева.

Названия эти напоминают нам об отважных русских морских офицерах, более двухсот лет назад руководивших первым исследованием самого северного участка побережья Азии.

На первый взгляд он был неудачником по всем параметрам. Ему катастрофически не везло. Все корабли, на которых он служил, так или иначе потеряны или разобраны еще при его жизни.

Его постоянно обходили чинами и наградами. Он был свидетелем и непосредственным участником одного из самых позорных эпизодов истории русского флота. Он знал, что такое плен и тюрьма. И тем не менее его имя носит целое море и значительная часть побережья полуострова Таймыр. Был еще разведывательный корабль ВМФ СССР. Но — именно что был. Такое впечатление, что магия «неудачного» имени воздействовала даже на корабли — судно связи проекта 850, ССВ «Харитон Лаптев», было затоплено в 1992 году.

Но вот море Лаптевых и берег Харитона Лаптева никуда не делись. Равно как и память об этом человеке. К сожалению, она стала несколько куцей — его биографию не столько рассказывают, сколько обозначают невнятной скороговоркой. Да и ту стараются уложить в маловразумительное «русский полярный исследователь». Меж тем Харитон Прокофьевич Лаптев происходил из старинного дворянского рода. Впрочем, старинным он может считаться лишь по нынешним меркам. В 1700 году, когда на свет появился маленький Харитон, Лаптевы владели своей вотчиной, деревенькой Пекарево Слауцкого стана Великолукской провинции, едва ли семь десятков лет. Что не мешало им возводить свой род к легендарному адыгейскому князю Редеде. Тому самому, чье единоборство с русским князем Мстиславом Храбрым воспето в «Слове о полку Игореве»: «И зарезал Мстислав Редедю пред полками касожскими». Таким происхождением действительно можно было гордиться. Кстати, от того же Редеди ведется и другая прославленная флотом русская фамилия — Ушаковы. Более того, изрядно постаревший Харитон Прокофьевич, будучи преподавателем Морского кадетского корпуса, наставлял в навигацкой премудрости маленького Федю Ушакова, будущего великого флотоводца и даже святого.

ОТ НЕДОРОСЛЯ ДО МИЧМАНА

Но это было потом. Пока что Харитон и сам ходит в недорослях. Учится у местного попа чтению, письму, началам арифметики, а у отца… Чему там можно было научиться? Отец владел деревней в пять дворов, где жили всего лишь 17 крепостных душ. Так что помещичье хозяйство Лаптевых мало чем отличалось от мужицких. Харитону приходилось не только упражняться в умении его вести, но и самому участвовать в крестьянских работах.

Иными словами, перспектив никаких. Но тут очень кстати подоспел указ Петра I 1715 года о недорослях. В частности, «дворянские недоросли новогородских, псковских, великолукских и иных северных провинций, яко живущие при водяных сообщениях» попадали в первый набор только что организованной Морской академии. О конкурсах и экзаменах даже не помышляли — кадровый голод молодого русского флота был слишком велик. Харитона и его двоюродного брата Дмитрия зачисляют без проблем.

Здесь, как и в случае со «старинным родом», нужно внести некоторые поправки. Академия. Звучит солидно и весомо. На деле же это заведение по нынешним стандартам недотягивало даже до мореходного училища и напоминало обучение по системе «взлет-посадка, а остальное — лишнее». Полный курс — всего лишь три года. Список предметов вызывающе скуден и предельно рационален. Никакой военной истории. Никакой тактики и стратегии. Арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия. Навигация как таковая — «счисление пути судна». Плюс штурманское дело, устройство и парусное вооружение кораблей, а также азы их строительства.

В результате выпускникам даже не присваивалось офицерского звания — добирать недостающие навыки и умения им приходилось уже на службе, по ходу дела. Что вполне понятно — шла Северная война, шведский флот был еще слишком силен, а недоученный человек в строю все же лучше, чем пустое место.

Так что два года Харитон прослужил на Балтике гардемарином и первый сколько-нибудь приличный чин получил лишь в 1720 году. Зато в «унтер-офицеры и подштурманы» его произвел сам Петр. Честь великая. Но на карьере это не сказалось никак. До мичмана, а это первый, низший офицерский чин, ему оставалось еще шесть лет. Они не были совсем уж пустыми. Скорее наоборот — масса возможностей. Например, флотская миссия в Италию длиною в целый год. Кому иному это стало бы отличной стартовой площадкой. Харитон же все больше думал не о военных делах и не о продвижении по службе, а о проходимости норвежских шхер — именно они по какой-то загадочной причине запали ему в душу. И еще о морских картах — у мичмана оказались явные способности к рисованию. На что, впрочем, никто не обратил внимания — то война, то поход, здесь не до рисунков, здесь надо лямку тянуть.

ИЗ АРЕСТАНТОВ — В ПРИДВОРНЫЕ

Мичманом он оставался и в возрасте 34 лет, когда судьба дала ему еще одну возможность отличиться. Война за польское наследство обещала быть легкой прогулкой. Провозгласивший себя королем французский ставленник Станислав Лещинский уже бывал не единожды бит. Всего-то и дел, что осадить польский порт Гданьск, где находился самозваный король, с суши и блокировать его с моря. Для обеспечения блокады в 1734 году в море вышел русский флот. В частности, фрегат «Митава».

Впоследствии, при разборе полетов, имя самого младшего офицера этого корабля, мичмана Харитона Лаптева, упоминалось редко. Тем не менее он, равно как и остальные 192 человека команды, по Морскому уставу Петра Великого должен был «подвергнуться смертной казни через расстреляние». Причем, если судить формально, наказание было заслуженным. Злополучный фрегат стал первым в отечественной истории боевым кораблем, который без единого выстрела сдался противнику и спустил флаг.

Согласно морскому праву, военный корабль может остановить для досмотра любое судно, если заподозрит его в пиратстве. Именно этим пунктом воспользовалась французская эскадра из пяти кораблей, когда обнаружила одинокий фрегат. Он шел под шведским флагом. Завидя патруль, странный корабль спустил шведский флаг и поднял русский. После недолгой погони судно было окружено. Французы потребовали к себе на борт капитана. Русский офицер Петр Дефремери спокойно сел в шлюпку и отчалил. У него потребовали сообщить цели крейсерства и показать капитанский патент, угрожая в противном случае признать капитана пиратом. Дефремери предъявил патент и заявил, что возвращается на свой корабль, однако в ответ услышал, что французы задерживают русский фрегат, поскольку в данный момент они служат Станиславу Лещинскому, который ведет военные действия с Россией. «Митаву» обложили шлюпки и баркасы с абордажными партиями, которые «российских вооруженных служителей насилием развезли по своим кораблям, обобрав письма и багаж, и фрегат отдали под свой конвой". В их числе был мичман Лаптев.



Поступок французов можно трактовать и как военную хитрость, и как подлость. Поведение русского капитана — как излишнее доверие к морскому праву или крайний идиотизм. В любом случае команда фрегата была ни в чем не виновата. В конце концов, вернувшиеся из плена моряки «были одеты в рванье, до крайности обобраны и выглядели сильно оголодавшими». Тем не менее Харитон провел на родине в тюрьме целых два года — именно столько длилось разбирательство. Единственный плюс — офицерам дозволялось пользоваться библиотекой. В течение этих лет Лаптев занимался любимым делом — упражнялся в составлении и рисовании морских карт.

Он, как и остальные члены команды, был все же оправдан. Шла война с Турцией, и пускать в расход кадровых морских офицеров казалось расточительством. К тому же его картографические штудии были замечены и приняты во внимание. Восстановленный в правах мичман отправляется на Дон и к Азовскому морю «для изыскания места, удобнейшего к судовому строению». А вернувшись, внезапно получает высокое, даже высочайшее назначение — теперь Харитон Лаптев командир придворной яхты «Декроне».

ИЗ ТЕПЛОГО МЕСТА — В ЭКСПЕДИЦИЮ НА КРАЙ ЗЕМЛИ

Казалось, судьба наконец-то сменила гнев на милость. После всех злоключений, после плена, тюрьмы и провала карьеры получить к 37-летию по-настоящему царский подарок. Императрица Анна Иоанновна держит яхту лишь для престижа, потому что «так положено». За все годы своего правления она не совершила не то что ни одного вояжа — даже ни одной захудалой морской прогулки, хотя бы в Кронштадт. Но ассигнования на придворное судно поступали, и немалые. А отчета по средствам почти не требовали. Это не просто синекура — это золотое дно! Особенно для пожилого по тем меркам мичмана, который детство и отрочество провел в мужицких холщовых портах. К тому же Лаптев, выйдя из тюрьмы, женился. Да как — на бесприданнице, что была его моложе на двадцать лет. Самое время превратить захудалую вотчинную деревушку в нормальное поместье. А то и прикупить еще пару-тройку деревень да крепостных душ этак с пятьсот — казна не обеднеет.



Так думали и так поступали многие, не видя в казнокрадстве ничего зазорного. Но придворную службу Лаптев использовал иначе. Будучи вхож в высочайшие круги, он часто виделся и беседовал с почти всесильным вице-канцлером Остерманом. Поскольку тот занимался в числе прочего и флотом, в его ведении была Камчатская экспедиция, которой командовал Беринг. Остерман ею явно тяготился и имел неосторожность пожаловаться, что помянутый Беринг похоронил уже двух отрядных начальников.

Реакция Харитона Лаптева была мгновенной. А по мнению окружающих, еще и безумной. «Понеже ныне в Камчацкой экспедиции есть ваканцыи, прошу меня от флота лейтенанта пожаловать и послать в вышереченную экспедицию».

Чем руководствовался Лаптев, принимая такое решение, понять почти невозможно. Добровольно оставить придворную должность и проситься на верную смерть! Немыслимо. Если не брать в расчет самый простой резон. Он наконец-то обнаружил свое предназначение. То самое настоящее дело, ради которого можно и даже нужно бросить все, поскольку иначе окажется, что жизнь прожита впустую.

В марте 1738 года, оставив свою Наталью и совсем маленького сына в родовом сельце, Харитон отправляется в путь. Раньше он прикасался к Большой Истории случайно, лишь по приказу вышестоящих. Теперь он сам — Большая История. Или еще один безымянный холмике в вечной мерзлоте — это уж как повезет.

ИЗ АВАНТЮРИСТА — В ПОЛКОВОДЦЫ

Пунктир на карте — самый наглядный вариант. Весна 1738-го — последним санным путем Харитон прибыл в Казань. Далее — Кама и Чусовая. Тюмень. Тобольск. Река Лена, поселок Усть-Кут. Зимовка. И наконец пункт назначения — Якутск. Дубель-шлюпка, тоже «Якутск». Путешествие длиной в год понадобилось для того, чтобы только выйти на старт.

Экипаж, 47 человек, отнесся к новому командиру с опаской и подозрением. Из столицы. Придворный. Строг или нет? Самодур или дельный?



Поначалу склонялись к тому, что самодур. Привез казну. Вскрыл ящик. Выдал жалованье, которое не выплачивали уже более года. Однако пить запретил под страхом сурового наказания. Зачем-то взял на борт упряжку с ездовыми собаками и корм для них, чего прежние командиры никогда не делали, — это было против всех уставов. А вот людской припас сократил — поначалу его вес составлял 64 тонны, после загрузки собак и их пайка — 59 тонн.

В плавание отряд, включавший в себя, помимо дубель-шлюпки, ялбот с дровами, дощаник с припасами и каяк с мукой, отправился 8 июня. Все шло неплохо и по плану. Из устья Лены на взморье вышли 19 июля. Далее — строго на север. Новые острова и земли. Лаптев, в отличие от предшественников, отлично понимал, что открытие только тогда полноценно, когда получает собственное название. Он следовал примеру испанских мореплавателей, которые новооткрытым землям давали имена святых. Святцы у Харитона были всегда под рукой. Карта украсилась именами св. Павла, св. Игнатия, Преображения, св. Петра, св. Андрея, св. Фаддея, св. Самуила… Но уже 21 августа «Якутск» уперся в сплошной лед. Пути на север больше не было. Или был?

Команда уже успела понять, что их новый командир не придворный щеголь. Но всю мужицкую предусмотрительность, всю практическую сметку Лаптева оценили только сейчас. Без собак не было бы ни единого шанса узнать, насколько далеко простираются эти льды. А так суточная разведка геодезиста Чекина на собачьей упряжке показала, что пути все же нет. И надо не играть в героев, а сворачивать на зимовье, к устью реки Хатанги и далее вверх по течению.

Место нашли 28 августа — весьма вовремя, поскольку настоящие морозы ударили уже 15 сентября. За этот короткий срок успели построить неплохую базу — пять жилых домов, а также «пушечный, парусный, провиантский и иные анбары». Сложили печи из сланцевых плит. Иными словами, подготовка к зиме была проведена быстро и искусно. Свидетельством тому судовой журнал, в котором отмечено, что из 47 человек за зиму умер только один: «20 октября помре Якуцкого полку солдат Гаврила Баранов, который был обдержим французскою болезнью».

А вот цинга, она же скорбут, этот бич арктических широт, экспедицию Лаптева не затронула. По собственной инициативе он ввел в рацион любопытный продукт — воду, настоянную на горохе и крупах. Применялся также настой распаренной хвои. Не брезговали поучиться у местных — многие якуты пили свежую оленью кровь.

Первая зимовка прошла благополучно. Теоретически можно было бы снова и снова пытаться штурмовать Северный Ледовитый океан в поисках морского пути. Но главным заданием все же оставалось картографирование. И Харитон Прокофьевич поступил в полном соответствии со старинной военной мудростью: «Хороший полководец воюет не криком «ура!», а лопатой и кашей".


ТРИУМФ НОВОЙ СТРАТЕГИИ

В течение зимовья он продумывал свою полярную стратегию. Впоследствии ее в общих чертах повторят многие исследователи, вплоть до покорителей Северного и Южного полюсов.

Прежде всего он пришел к выводу, что морской путь короче и на первый взгляд проще, однако море ошибок не прощает. А потому следует утроить количество собачьих упряжек и продублировать их оленьими. Заранее предусмотреть варианты отступления и на ключевых позициях устроить дровяные и продуктовые склады. Ну и разумеется, разведка и сбор информации. А это значит плотный контакт с местным населением. В Туруханск и Якутск были посланы «матрозы» для пополнения запасов холста, сукна, бисера и табака — самых ходовых валют среди местных якутов и долган.

Впрочем, к новому штурму океана готовили и корабли. Но второй морской поиск оказался коротким и безрезультатным. Стихии в 1740 году явно были против — лед на Хатанге сошел лишь 12 июля. А уже 12 августа дубель-шлюпка «Якутск», не совершив ни одного открытия, оказалась затертой во льдах. Начался дрейф. Он был недолог и, по сути, представлял собой отчаянные попытки спасения судна — льды сдавили корпус и сломали его в нескольких местах. Что бывает за несоблюдение Морского устава Петра Великого, Лаптев уже знал. И потому «Якутск», как и положено, боролся за жизнь «до елику возможно будет». Доходило до самопожертвования: «Засыпали пробои мукой, но тем пособу не получили, что- бы унять течь». 15 августа «Якутск» затонул. На берегу оказались вымокшие, замерзшие люди, которые тем не менее смогли спасти солидную долю запасов с погибшего судна. Теперь надо было думать лишь о выживании.

Здесь снова, и уже в который раз помогли опыт и изворотливость лаптевского ума. Он приказал спешно вырыть круглые ямы, выстлать в них дно плавником, а из остатков такелажа и парусов соорудить перекрытия, которые поверху еще завалили дерном. Получились, по его словам, «юрты земляные» с печами-каменками. В принципе, такие жилища могли выдержать полярную зиму.

И они выдержали. Однако второй раунд противостояния Лаптева и Арктики закончился с прискорбным результатом. От холода и болезней умерли три человека. Один раз командир был вынужден применить силу: «Солдат Годов и матроз Сутормин работать отказались, говоря, что все едино померзнем и не дойдем до зимовья, за что штрафованы были кошками».

Задания Адмиралтейств-коллегии также никто не отменял. Съемка местности, ради которой и затевалась вся экспедиция, так и не была проделана.

Вот тут в полной мере сказалась новая, еще толком не опробованная стратегия Лаптева. Отряд был разбит на три группы — штурмана Челюскина, геодезиста Чекина и самого Лаптева. Кампания 1741 года начиналась поистине новаторски. Вместо кораблей — собачьи и оленьи упряжки. Вместо уставной европейской или, на худой конец, русской одежды — местные комбинезоны-парки. И строгий наказ — кроме собственно картографирования заниматься еще и сопутствующими делами. Например, сбором этнографических сведений, по возможности — описанием флоры и фауны, а также кое-каких полезных ископаемых.



Это был триумф. За весну 1741-го был положен на карту неизведанный морской берег между устьями рек Нижняя Таймыра и Енисей. Весной 1742 года Челюскин дошел до самой северной точки Евразии, а потом сомкнул свой маршрут со съемкой предыдущего года. Стало ясно, что экспедицией открыт полуостров. Теоретически задание можно было считать выполненным. Но Лаптев по личной инициативе предпринял поиск во внутренние районы полуострова. В том же 1742 году 8 февраля он стартует из Туруханска. А 19 марта оказывается уже в районе нынешнего Норильска: «Приехали на устье реки Норыльской, по которой ехали вверх 10 верст в Норыльское зимовье ночевать». Если верить журналу, получается, что зимовье располагалось в том месте, где в реку Норильскую впадает речка Валёк. То есть примерно там, где сейчас находится одноименный поселок. Заложив петлю по Таймыру и блестяще описав внутренние районы полуострова, особенно озерные, Лаптев отправился в обратный путь. 20 июля в городе Мангазейске его настиг Челюскин. «7 августа вышли из Мангазеи на дощанике, 6 сентября 1742 года прибыли в город Енисейск». В журнале отряда Харитона Лаптева на этом ставится точка.

ИЗ ГЕРОЕВ — В ЗАБВЕНИЕ

Но не в жизни. Он торопился отчитаться об экспедиции. Он сделал больше, чем было приказано. Кроме карты неизведанных доселе земель, Лаптев привез в столицу самое ценное — знание о том, как можно без потерь или с потерями малыми жить и работать в невыносимых условиях. Он понял алгоритм исследования Арктики. Он разработал внятную и доступную стратегию, которую можно претворить в жизнь.

Он не учел одного. Сменилась власть. Принято считать, что правление Анны Иоанновны было кромешным мраком коррупции и казнокрадства, отягощенных неметчиной и лично «исчадием ада Бироном». Анну сменила «дщерь Петрова», новая императрица Елизавета. С ней связывали самые радужные надежды. Но тщетно.

Внезапно оказалось, что Великий Северный проект, частью которого была экспедиция Лаптева, был возможен лишь при «мраке бироновщины». Да-да, Анна Иоанновна оставила по себе государственный бюджет с профицитом в два миллиона рублей — сумма гигантская. На два миллиона в свое время Петр Великий смог полностью переформатировать российскую армию и создать флот. Логично было бы предположить, что его родная дочь продолжит дело.

Но Лаптева с его докладом при новых порядках приняли крайне сухо. Вот выдержка из заседания Адмиралтейств-коллегии: «4 ок- тября 1743 года. Слушали лейтенанта Харитона Лаптева доношение… и приказали оное доношение, морскую карту и другую меньшую… с описанием, принять к наряду и внести в генеральный о Камчацкой экспедиции экстракт. Отсель его, Лаптева, определить в здешнюю корабельную команду…»

Всё. То есть совсем. Ни благодарности за дополнительную работу, ни наград. Да что там награды — всех, вернувшихся из экспедиции, считали «промотчиками казны», так что Харитону пришлось отдельно подавать отчет о потраченных средствах. Когда же речь зашла о том, что теперь стало понятно, как именно можно продолжать исследование Арктики, вопрос был поставлен и того жестче: «На подобные прожекты денег в казне нет». Оно и ясно — новая императрица была нацелена на другой «прожект» — не менее амбициозный. Затевалось строительство нового Зимнего дворца, нынешнего Эрмитажа. Исследованиям новых земель не было места при новой власти.

Место едва нашлось самому Харитону. Следующий чин, капитана второго ранга, он получил лишь спустя семь лет, в 1750 году. Дальше была обычная лямка солдата. Преподавал в Морском корпусе. В Семилетнюю войну командовал линейным кораблем, участвовал в осаде прусского города Кольберг. Капитана первого ранга получил уже при восшествии на престол Екатерины II — в 1762 году. Незадолго до этого стал обер-штер-кригс-комиссаром Балтийского флота. То есть заведующим всеми интендантскими делами. Снова более чем хлебная должность. И снова Лаптев, вместо того чтобы набивать карманы, служит на совесть. А в родовом сельце Пекарево большие проблемы. Сосед, помещик Авраам Абарютин, захватил часть земель, тяжба идет уже который год, а денег на взятки судейским взять неоткуда…

Смерть пришла к Харитону Прокофьевичу 21 декабря 1763 года. Уже не к капитану — к помещику. Похоронили его без воинских почестей у деревенской часовни. Списками с его карт пользовались еще полтораста лет — настолько они оказались точны. Но автор уже не был никому интересен. Имя самого Харитона Лаптева на географических картах окончательно закрепилось лишь в советское время.

Фотография на обложке: Сергей Горшков
Текст: Константин Кудряшов
Иллюстрации: Наталья Олтаржевская

21.12.1763 (3.1). – Умер Харитон Прокофьевич Лаптев, исследователь Арктики и русского Севера, капитан 1-го ранга.

(1700–21.12.1763) – полярный исследователь, создатель карты Таймыра, вписавший славную страницу в историю освоения русского Севера. Родился в 1700 г. в семье мелкопоместных дворян в деревне Пекарево Великолукского уезда (позже в составе Псковской губернии). Первое образование получил в Троицкой церкви под руководством священников. В 1715 г. продолжил учебу в Морской академии Петербурга, окончив ее в 1718 г.

Начал службу на флоте в 1718 г. гардемарином. Весной 1726 г. его произвели в мичманы. В 1734 г. участвовал в войне за польское наследство на фрегате "Митава", который был обманом взят в плен французами. После возвращения из плена и признания невиновным Лаптев вернулся во флот. В 1737 г. командовал придворной яхтой "Декроне" и был произведен в лейтенанты. Однако спокойная служба в столице не соответствовала его характеру, и, услышав, что идет набор офицеров для дальней экспедиции на Камчатку и в Арктику, он подал прошение о зачислении.

В декабре 1737 г. был назначен начальником одного из отрядов с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. О том, насколько трудоемка была эта задача и как далеко на север уходит арктическая оконечность земной материковой суши (ныне ) тогда представления не имели.

В июле 1739 г. Лаптев со своими людьми вышел из Якутска на дубель-шлюпке "Якутск". Выйдя в океан и постоянно борясь со льдами, идя то под парусом, то под веслами, то толкаясь шестами среди льдов, почти через месяц он добрался до устья реки Оленек. Описав часть устья, прошел до Хатангской губы, где был задержан льдами. Только 21 августа подошел к мысу Святого Фаддея в 76°47" северной широты. Здесь встретил сплошные льды и вернулся к Хатангской губе, где пришлось зимовать по соседству с несколькими семьями эвенков. Пользуясь их опытом, для защиты команды от цинги Лаптев включил в ежедневный рацион строганину (мороженую свежую рыбу). Во время зимовки собирал информацию местных жителей о северном побережье, учитывая ее в своих планах.

На следующий год к августу вновь добрались до выхода в океан. На широте 75°30" судно затерло льдами, носило по морю, ежеминутно грозя раздавить. Через двое суток было решено покинуть судно, давшее течь, через день оно было раздавлено и затонуло вместе с основной частью груза. Перетащив часть жизненно важных запасов на берег по льду, после изнурительно похода 15 октября вернулись к старому зимовью. Таким образом двухлетние усилия обогнуть морем северную оконечность Евразии не удались (это и в наше время не каждый год удается даже большим кораблям). Лаптев решил описать берега по суше, передвигаясь на собаках, к чему и приступил весной 1741 г. с наступлением светлого времени года. Полярный день (когда солнце не заходит под горизонт, описывая в небе круги) на Таймыре длится около четырех месяцев, и непредвиденной помехой для исследователей стала снежная слепота.

Отправив излишних людей на оленях в Дудинку, для описи берегов Таймыра Лаптев оставил геодезиста Никифора Чекина, четырех солдат, одного плотника и унтер-офицера. Оставшихся Лаптев разделил на три группы. Челюскина он поначалу отправил на запад для описи реки Пясины и западного берега от устья Пясины до реки Таймыры. Чекин был послан описывать восточное побережье, двигаясь на северо-запад (то есть ему предстояло открыть самый северный мыс), но из-за снежной слепоты он описал только 600 километров и вынужден был вернуться к зимовью. Сам Лаптев в апреле-мае 1741 г. пошел от зимовья до озера Таймыр и далее вдоль Нижней Таймыры достиг океана. Затем, изменив первоначальный маршрут, он двинулся на северо-восток вдоль берега на предполагаемую встречу с Чекиным. Однако, также страдая от снежной слепоты, Лаптев смог дойти только до 76°42’с.ш., оставил там для Чекина знак и вернулся в Таймырскую губу. Заготовленный там ранее склад с продовольствием для экспедиции растащили и съели белые медведи и песцы. Едва оправившись от болезни глаз и надеясь найти продовольствие у Челюскина, Лаптев пошел на запад, осмотрел несколько островов (из архипелага Норденшельда), повернул на юг и 1 июня у мыса Лемана (в заливе Миддендорфа) встретился с Челюскиным. Однако корма у Семена Ивановича также оказалось в обрез, а его собаки были сильно истощены, пришлось охотиться на белого медведя. Далее в совместном походе они выявили и нанесли на карту ряд бухт, мысов и прибрежных островов в Карском море. Весь этот участок Северного Ледовитого океана впоследствии назвали берегом Харитона Лаптева (а именем Челюскина называли знаменитый северный мыс, открытый годом позже).

9 июня 1841 г. оба вернулись к устью Пясины, где вновь разделились: Лаптев на лодке поднялся по реке до озера Пясино, а оттуда на оленях вышел к Енисею, Челюскин на оленях вдоль берега также добрался до устья Енисея и там догнал Лаптева, а близ устья реки Дудинки их встретил Чекин. В августе все перебрались на Енисей и зимовали в Туруханске, чтобы накопить сил и подготовиться к описанию самой недоступной северной части Таймырского полуострова. Решили это начинать в условиях полярной ночи. Туда в декабре 1741 г. был послан С.И. Челюскин вместе с сопровождавшими его тремя солдатами и грузом на пяти собачьих упряжках. 7 мая 1742 г. Челюскин добрался до этого мыса и затем произвел опись от мыса Святого Фаддея до реки Таймыры, куда Лаптев выехал к нему на встречу. После этого они вернулись в Туруханск, и Лаптев поехал в Петербург с донесениями и отчетами, которые содержали ценные сведения о ранее неизведанном побережье Арктики протяженностью свыше двух тысяч километров и о полуострове Таймыр с его озерами и реками.

Впоследствии Лаптев продолжил службу на судах Балтийского флота. С 1746 г. он командовал кораблем "Ингерманланд". В 1754 г. произведен в капитаны 3-го ранга, в 1757 г. – 2-го ранга. В ходе , командуя кораблем "Уриил", ходил к Данцигу и Карлскрону, в 1758 г. произведен в капитаны 1-го ранга. В 1762 г. назначен обер-штер-кригс комиссаром, который ведал обезпечением вооруженных сил всем необходимым. В этой должности Лаптев работал до самой смерти в своей родной деревне Пекарево 21 декабря 1763 года.

В честь Харитона Лаптева юго-западное побережье полуострова Таймыр названо берегом Харитона Лаптева. Два мыса острова Махоткина названы мысом Лаптева и мысом Харитона. В 1913 г. Русское географическое общество утвердило название Море Лаптевых в честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича Лаптева (он также участвовал в Великой Северной экспедиции, описывая берега к востоку от реки Лены до устья реки Колымы).