Вопросы викторины для библиотекаря на конкурс. Книжная викторина, вопросы викторины о книгах, о героях детских книг, книжек, сказок. День, неделя, праздник детской книги. Посвящение в читатели. Школьная библиотека. День библиотекаря. Интеллектуальный турн

КНИЖНАЯ ВИКТОРИНА

Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света?
(Александрийская библиотека.)


Какую библиотеку возглавлял древнегреческий поэт Каллимах (310-238 гг. до н.э.)?
(Знаменитую Александрийскую библиотеку. Он проделал титаническую работу, составив каталог её книг, который занял целых 120 томов.)


Известно, что такие крупнейшие библиотеки древности, как Александрийская и Пергамская, были уничтожены огнём. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала во время осады мидийскими кочевниками города Ниневия тоже попала в пожар, но сохранилась. Почему?
(Она состояла из глиняных дощечек.)


После появления христианства для библиомантии использовали Библию, до неё – «Энеиду» Вергилия, а ещё раньше – книги Гомера. Что такое «библиомантия»?
(Гадание по книге.)


Как называлась древнерусская «энциклопедия», в которой можно было прочесть обо всём, кроме имён её авторов?
(Азбуковник – русский рукописный толковый словарь или справочник 13-18 вв. со словами и терминами, размещёнными в алфавитном порядке.)

С ударением на первом слоге – это древнерусский сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в порядке годичных праздников, по дням богослужений. С ударением на втором слоге – это вступительная часть литературного произведения. Что это?
(Про лог – проло г.)


Всю жизнь Пётр I собирал книги – был библиофилом. Основой какого книжного собрания стала его библиотека?
(Его библиотека стала основой книжного собрания Академии наук.)


Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно?
(Библиотекарь.)

По высочайшему повелению какой царской особы 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге?
(Екатерины II. Для библиотеки построили специальное здание, в котором она находится и сегодня.)


Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени?
(Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)


Как раньше называлась самая большая в России Российская государственная библиотека, расположенная в Москве?
(Библиотекой имени Ленина, а ещё раньше – Румянцевской. Библиотеку граф Н.П. Румянцев, о котором Наполеон отзывался как о самом образованном в истории дипломате, создал на собственные средства, а затем передал в дар своему народу.)


Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)



Скажи, не стыдно ли, что на Святой Руси
Благодаря тебе не видим книг доселе?
К представителю какой профессии обращался А.С. Пушкин в этих строках?
(К цензору.)


Где в Санкт-Петербурге можно прочитать пушкинские строки в каменной книге?
(На Васильевском острове, на набережной Невы возле университета, против входа в старинное здание филологического факультета. Огромная раскрытая книга из гранита размером 365 на 240 см, символ просвещения и знания, учительства и ученичества. На её развороте пушкинские строки, начиная с признания: «Люблю тебя, Петра творенье...» и кончая торжественным пожеланием-заклинанием: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!» Памятник называется «Послание через века», его автор – петербургский скульптор и художник-график Эвелина Соловьёва. Торжественное открытие и освящение памятника на Университетской набережной состоялось в 2002 году.)


Это советское географическое издание весит более 7 кг и содержит 280 тысяч названий. По оценке специалистов, шедевр не имеет себе равных во всём мире. Что это за книга?
(Большой атлас мира.)


Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)


Кто является первым читателем новой книги?
(Редакторы, корректоры, наборщики, верстальщики.)


Как называется «след» цензуры в тексте произведения: купюра или банкнота?
(Купюра.)


Кем быть лучше: библиофилом или библиоманом?
(У библиомана любовь к собирательству книг просто патологическая, он уже забывает о культурной ценности предметов собирательства. Лучше быть библиофилом.)


Эту книжечку впервые выпустили в 1682 году, и предназначалась она для продавцов и покупателей. А сейчас её содержимое часто помещается на обложках школьных тетрадей и его наизусть знает каждый нынешний школьник. Как мы называем эту книжечку?
(Таблица умножения.)


Как называют книжку-худышку.
(Брошюра.)


Какая книга обязательно должна быть в каждом магазине?
(Жалобная.)


Как в шутку называют объёмистую тяжёлую книгу?
(Талмуд.)


Закончите известный афоризм: «Читатели читают, а почитатели…»
(Почитывают.)

Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?
А. Шарля Перро.
Б. Ганса Кристиана Андерсена.
В. Самуила Яковлевича Маршака.
Г. Астрид Линдгрен.

Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?
А. Био... В. Библио...
Б. Графо... Г. Крио...

Название какого из этих духовных произведений печати переводится на русский язык как «книга»?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Библия. Г. Талмуд.

Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?
А. Библиофил. В. Библиотекарь.
Б. Библиофоб. Г. Библиограф

Обладателя домашней библиотеки, не позволяющего другим пользоваться его книгами, в шутку называют библиотафом. «Библио» по-гречески – книга, а что же в переводе с греческого означает «таф»?
А. Жадина. В. Сундук.
Б. Могила. Г. Замок.

Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.

Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний . Г. Киносценариев.

Как называется одна из древнейших форм книги?
А. Свиток. В. Рулон.
Б. Клубок. Г. Гармошка.

Для чего в библиотеках древности стояли вёдра?
А. Для мусора.
Б. Для воды на случай пожара.
В. Для свитков.
Г. Для сидения на них (в перевёрнутом виде).

Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?
А. Князьями. В. Монахами.
Б. Торговцами. Г. Лесниками.

Как назывались российские комиксы в старину?
А. Береста. В. Лыко.
Б. Лубок. Г. Дранка.

Как называлась первая русская датированная печатная книга? Выпущена в 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым.
А. «Азбука». В. «Апостол».
Б. «Часовник». Г. «Псалтырь».

Изображение какого евангелиста украшало первую печатную русскую книгу?
А. Марк. В. Иоанн.
Б. Лука. Г. Матфей.

Какой российский правитель, восхищённый первой печатной книгой Ивана Фёдорова, велел открыть печатный двор?
А. Ярослав Мудрый. В. Александр Невский.
Б. Иван IV Грозный. Г. Пётр I Великий.

Какая книга в 1708 году была впервые напечатана новым гражданским шрифтом, введённым Петром Первым?
А. «Азбука». В. «Апостол».
Б. «Геометрия» . Г. «Часовник».

Какой нож раньше был необходим для прочтения книг?
А. Столовый. В. Охотничий.
Б. Разрезной . Г. Штык-нож.
(Ведь раньше книги продавались с неразрезанными листами.)

Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?
А. Настольная . В. Застольная.
Б. Прикроватная. Б. Подручная.

Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплётную крышку или обложку?
А. Фет. В. Блок.
Б. Грин. Г. Рид.

На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мёртвые и говорят немые»?
А. На мавзолеях. В. На гимнасиях.
Б. На библиотеках. Г. На стадионах.

Что в 1-м веке до н.э. погубило часть знаменитой Александрийской библиотеки?
А. Наводнение. В. Землетрясение.
Б. Пожар . Г. Нашествие читателей.

Как звали библиотекаря (патриаршей библиотеки в Константинополе), который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку?
А. Каллимах. В. Кирилл.
Б. Сергий. Г. Нестор.

Как на Руси называлась библиотека?
А. Книгочея. В. Книжица.
Б. Книговник. Г. Книголюб.

Кто основал первую библиотеку на Руси?
А. Ярослав Мудрый . В. Иван IV Грозный.
Б. Петр I Великий. Г. Екатерина II Великая.

Какой русский князь не только высоко ценил книги и много читал, но и сам написал книгу «Поучение детям»?
А. Ярослав Мудрый. В. Владимир Святославич.
Б. Владимир Мономах. Г. Всеволод Большое гнездо.

Загадочную библиотеку какого русского монарха до сих пор ищут в таинственных кремлёвских подземельях?
А. Ивана Грозного . В. Бориса Годунова.
Б. Петра I. Г. Павла I.

Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени.
А. Иван Андреевич Крылов.
Б. Сергей Владимирович Михалков.
В. Лев Николаевич Толстой.
Г. Самуил Яковлевич Маршак.

Какой известный русский учёный 12 лет был директором библиотеки Казанского университета? Он пополнил её новейшими научными книгами на разных языках, ввёл строгие правила сохранности фонда, открыл библиотеку для посторонних читателей.
А. Дмитрий Иванович Менделеев.
Б. Михаил Васильевич Ломоносов.
В. Николай Иванович Лобачевский.
Г. Иван Петрович Павлов.

В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?
А. Москва . В. Санкт-Петербург.
Б. Екатеринбург. Г. Новосибирск.

Как назывался культурно-просветительский пункт в российской деревне до начала 70-х гг. прошлого века?
А. Книжная палата. В. Изба-читальня.
Б. Библиохата. Г. Читальный двор.

На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й . Г. На 77-й.

Как называются условные регистрационные знаки на книге, определяющие её место на библиотечных полках («адрес» книги)?
А. Штрих-код. В. Шифр.
Б. Экслибрис. Г. Вензель.

Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр .

Какая часть произведения не принадлежит перу автора книги?
А. Заглавие. В. Эпиграф.
Б. Вступление. Г. Заключение.

Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?
А. Автограф. В. Автоним.
Б. Монография. Г. Факсимиле.

Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?
А. Прокламация. В. Аннотация.
Б. Презентация. Г. Пролог.
(Как правило, на обороте титульного листа книги.)

Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?
А. Библиотечная. В. Букинистическая.
Б. Буколическая. Г. Антикварная.

Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов?
А. Альманах. В. Антология.
Б. Дайджест. Г. Антропология.

Чем является городская телефонная книга?
А. Словарём. В. Энциклопедией.
Б. Справочником . Г. Хрестоматией.

Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?
А. Беллетристика. В. Бестселлер.
Б. Многотиражка. Г. Буклет.

Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?
А. «Жизнь знаменитых личностей».
Б. «Жизнь замечательных людей».
В. «Жизнь звёзд литературы».
Г. «Жизнь забытых литераторов».

Какой герой комедии Грибоедова «Горе от ума» сказал: «... Уж коли зло пресечь: / Собрать все книги бы да сжечь»?
А. Фамусов. В. Чацкий.
Б. Молчалин. Г. Софья.

Как называют книжную вошь, поедающую книги?
А. Книгоед . В. Буквоед.
Б. Книголюб. Г. Графоман.

Какое птичье название имеет издательский дом (Москва), специализирующийся на выпуске учебной литературы?
А. «Аист». В. «Пеликан».
Б. «Дрофа». Г. «Цапля».

По мнению Дюма-сына, имеют настоящее те книги, которые люди читают. А какие книги, по его же мнению, имеют будущее?
А. Те, которые не читают.
Б. Те, которые перечитывают.
В. Те, которые оцифрованы.
Г. Аудиокниги.

По какой книге на Руси выбирали имя новорожденному?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Святцы. Г. Библия.

Как называют книгу с репродукциями?
А. Буклет. В. Брошюра.
Б. Альбом . Г. Хрестоматия.

Какие книжки выпускают для малышей?
А. Книжки-гамаки. В. Книжки-раскладушки .
Б. Книжки-кроватки. Г. Книжки-коляски.

Как называют три литературных произведения одного автора, связанные единством замысла?
А. Триада. В. Триптих.
Б. Трилогия . Г. Триллер.

Какой из этих работников книжного издательства выполняет работу, которая напоминает проверку диктанта учителем?
А. Верстальщик. В. Корректор .
Б. Наборщик. Г. Переплётчик.

Как называют доброго книжного доктора, о котором есть такие детские стихи: «Заболела эта книжка, / Изорвал её братишка. / Я больную пожалею, / Я возьму её и склею»?
А. Педиатр. В. Аниматор.
Б. Реаниматор. Г. Переплётчик.

Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?
А. Бродячий словарь. В. Шагающий справочник.
Б. Ходячая энциклопедия . Г. Гуляющий решебник.

Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?
А. «Чудо». В. «Диво».
Б. «Волшебство». Г. «Чары».

Как называется книга с рецептами приготовления вкусной и здоровой пищи?
А. Готовальня. В. Обедня.
Б. Поваренная книга . Г. Сборник жареных фактов.

Как называется краткое изложение содержания готовящейся или выпускаемой книги?
А. Бульвар. В. Тротуар.
Б. Проспект . Г. Магистраль.

До 16-го века крышки переплётов книг были... Какими?
А. Каменными. В. Железными.
Б. Деревянными . Г. Картонными.

Что можно найти в каждой книге?
А. Наган. В. Винтовку.
Б. Обрез. Г. Автомат.
(Это обрезанный край, кромка.)

Как называется часть переплёта книги?
А. Дружок. В. Корешок.
Б. Братан. Г. Корефан.

Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.

Как называют красочную бумажную обложку поверх переплёта книги?
А. Ультраобложка. В. Экстраобложка.
Б. Суперобложка . Г. Гранд-обложка.

В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга?
А. Венера Милосская. В. Мыслитель.
Б. Статуя Свободы . Г. Медный всадник.

Русский писатель Владимир Алексеевич Гиляровский, писавший о нравах и обычаях Москвы, часто страдал от того, ему не возвращали книги из его библиотеки. Тогда он придумал своеобразный экслибрис, который он ставил на каждой книге. А что было написано на экслибрисе?
А. Кто возьмёт её без спроса, тот останется без носа.
Б. Не забудьте вернуть через десять дней.
В. Эта книга знаменитого В.А. Гиляровского.
Г. Эта книга украдена из библиотеки В.А. Гиляровского.

После выхода сериала «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (с Евгением Мироновым в главной роли) образовались очереди... Где?
А. В кинотеатрах. В. В библиотеках.
Б. В пунктах проката видеодисков. Г. В больницах.

Кто раньше занимался уличной книжной торговлей?
А. Книголюбы. В. Книгоноши.
Б. Книгочеи. Г. Букмекеры.

Назовите фамилию Ивана Дмитриевича – крупнейшего книгоиздателя дореволюционной России, чья автобиография называется «Жизнь для книги».
А. Елисеев. В. Филиппов.
Б. Демидов. Г. Сытин.

Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный . В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
(Это книги на компакт-дисках.)

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Юлия Кучеренко
Игра-викторина «Путешествие по страницам любимых книг»

Цель: приобщать детей к книгам для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности; выявлять знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям, закреплять умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, кратко передавать содержание произведений; воспитывать желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Ход игры- викторины.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, проведём игру - викторину, которая называется "Путешествие по страницам любимых книг". Путешествие волшебное, сказочное, каждый его будет совершать на своём транспорте, который сам выберет. Для этого надо закрыть глаза, 3 раза сказать про себя волшебные слова: "Лечу в волшебную страну!"(еду, плыву и т. д)

Волшебной стране Литературии мы побываем в 5 городах:

1. в городе Литературных персонажей;

3. в городе Волшебников;

4. в городе Поэтов;

5. в Загадочном городе.

Итак, в путь! Закрываем глаза, 3 раза говорим волшебные слова. и вот мы в 1 городе Волшебной страны книг:

Город Литературных персонажей.

Здесь вам надо вспомнить, кто кем был из следующих литературных персонажей:

1. Мойдодыр (умывальник, К. И. Чуковский "Мойдодыр")

2. Дядя Федор (мальчик, Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот")

3. Страшила (соломенное чучело, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

4. Матроскин (кот, Э. Успенский Дядя Федор, пёс и кот)

5. Гена (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

А теперь, дети, наш путь лежит в город Авторов (говорим волшебные слова).

Здесь, ребята, вам надо по отрывку определить автора и название произведения:

1) "Свет мой, зеркальце! Скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"

2) "У меня зазвонил телефон

Кто говорит? - Слон"(К. И. Чуковский "Телефон")

3) "В доме восемь дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью "Каланча""(С. В. Михалков "Дядя Степа")

4) "Не горюй, хозяин, а лучше дай мне мешок да закажи для меня пару сапог, чтобы не было больно ходить по камням"(Ш. Перро, "Кот в сапогах")

5) "Зато на птичьем дворе над малышом потешались.

Посмотрите, какой уродливый! До чего же гадкий этот утёнок! кричали вслед ему. "(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

Путешествие в 3 город - город Волшебников.

О каких волшебниках говорится в следующих отрывках сказок:

1) "У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора (Бастинда, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

2) "Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною. (Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)"

3) "Он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу!"(Людоед, Ш. Перро "Кот в сапогах")

4) "А она не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква вдруг превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс"(Фея, "Золушка", Ш. Перро)

5) "Попала она ему в ведро и говорит человеческим голосом: - Не ешь меня! Пусти опять в воду, счастлив будешь, только скажешь: по щучьему велению, по моему хотению, всё будет исполнено"(щука, "Емеля", р. н. с.)

Ну молодцы, дети, теперь отправляемся в город Поэтов.

1) А лисички взяли спички, к морю синему пошли.

Море синее зажгли. Море пламенем горит, выбежал из моря. (кит, К. Чуковский "Путаница")

2) "Сел он утром на кровать. Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки - Оказалось, это. " (брюки, С. Маршак "Вот какой рассеянный")

3) "Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед,

Спать ложился дядя Степа - ноги клал на. " (табурет, С. Михалков, "Дядя Стёпа")

4) "Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусалось, как. "(оса, К. Чуковский, "Мойдодыр")

5) "Пиф-паф! - и Буйвол наутёк,

За ним в испуге. "(носорог, К. Чуковский "Крокодил")

6) "Стыдно старому реветь - ты не заяц, а. "(медведь, К. Чуковский "Краденое солнце")

7) "Но как чёрная железная нога.

Побежала, поскакала. "(кочерга, К. Чуковский "Федорино горе")

8) "Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу. "(проглотил,К. Чуковский "Тараканище")

9) "Кто дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке. Кто на чердаке

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в. "(сундуке,К. Чуковский "Крокодил")

10) "А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем, как человечек,

За кусток, под мосток и. "(молчок,К. Чуковский "Муха -Цокотуха")

А теперь наш путь лежит в город, который называется Загадочный, где вам предстоит разгадать авторские загадки.

1) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за то что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч, С. Маршак)

2) Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (ёж, К. Чуковский)

3) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки, Е. Благинина)

4) Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и сиделка на носу? (очки, С. Маршак)

5) Хожу - брожу не по лесам,а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (гребешок, К. Чуковский)

Подведение итогов.

Подсчет фишек, выбор победителей, награждение их медалями:

"Лучший знаток детских книг"

Книжная викторина об истории книг, библиотек и русских знаменитых писателях

  1. Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света? (Александрийская библиотека)
  2. Как называют книжку- худышку? (Брошюра)
  3. Как в шутку называют объёмистую тяжёлую книгу? (Талмуд)
  4. Какую библиотеку возглавлял древнегреческий поэт Каллимах (Знаменитую Александрийскую библиотеку)
  5. Чей день рождения 2 апреля отмечается ежегодно как Международный день детской книги? (Ганса Кристиана Андерсена)
  6. Название какого духовного произведения печати переводитс на русский язык как книга? (Библия)
  7. Как называют людей, которые совершенно не любят книги? (Библиофоб)
  8. Как на латинском языке звучит слово «книга»? (Кодекс)
  9. Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу-источник…»: (знаний)
  10. Как называется древнейшая форма книги? (Свиток)
  11. Для чего в библиотеках древности стояли вёдра? (Для свитков)
  12. Кем были первые создатели рукописных книг на Руси? (Монахами)
  13. Как назывались российские комиксы в старину? (Лубок)
  14. Как называлась первая русская датированная печатная книга? Выпущена в 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым. («Апостол»)
  15. Какой российский правитель, восхищённый первой печатной книгой Ивана Фёдорова. Велел открыть печатный двор? (Иван Грозный)
  16. Какая книга в 1708 году была впервые напечатана новым гражданским шрифтом, введённым Петром Первым? («Геометрия»)
  17. Какой нож раньше был необходим для прочтения книг? (Разрезной)
  18. Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу? (Настольная)
  19. Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплётную крышку или обложку? (Блок)
  20. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мёртвые и говорят немые»? (На библиотеках)
  21. Что в 1-м веке до н.э. погубило часть знаменитой Александрийской библиотеки? (Пожар)
  22. Как звали библиотекаря, который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку? (Кирилл)
  23. Как на Руси называлась библиотека? (Книговник)
  24. Кто основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый)
  25. Загадочную библиотеку какого русского монарха до сих пор ищут в таинственных кремлёвских подземельях? (Ивана Грозного)
  26. Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени. (Иван Андреевич Крылов)
  27. Какой известный русский ученый 12 лет был директором библиотеки Казанского университета? Он пополнил её новейшими научными книгами на разных языках, ввёл строгие правила правила сохранности фонда, открыл библиотеку для посторонних читателей. (Николай Иванович Лобачевский)
  28. В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека- Росссийская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира? (Москва)
  29. Как назывался культурно- просветительский пункт в российской деревне до начала 70-х гг. прошлого века? (Изба-читальня)
  30. На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп? (На 17-й)
  31. Как назывются условные регистрационные знаки на книге, определяющие её место на библиотечных полках(«адрес» книги)? (Шифр)
  32. Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя? (Читательский формуляр)
  33. Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов? (Антология)
  34. Как называют книгу с репродукциями? (Альбом)
к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).