Программа технологии начальная школа 21 века. Школьный гид. Контроль и оценка планируемых результатов


Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями:

    Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28;

    Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;

    Авторской программы для 1 класса Е.А. Лутцевой (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2015.

    Устава муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №3 г. Красный Кут Саратовской области.

В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого универсальные учебные действия. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также действия открывать новое, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

    развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;

    развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;

    развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

    развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

    формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

    воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, действие видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

    овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими УУД;

    расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими УУД.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических УУД, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование . Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение технологии 1 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности, описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

    положительно относиться к учению;

    проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

    принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;

    чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

    самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;

    бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

    осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

    под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные действия

    С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности;

    учиться проговаривать последовательность действии на уроке;

    учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    с помощью учителя

    с помощью учителя

    давать эмоциональную оценку

Познавательные УУД

    Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

    сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

    с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

    ориентироваться в материале на страницах учебника;

    находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

    делать выводы о результате совместной работы всего класса;

    преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

    учиться проговаривать последовательность действии на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

    с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся научатся:

    наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения:

    различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства;

    • знать названия инструментов ;

    различать однодетальные и многодетальные кон струкции несложных изделий;

    качественно выполнять изученные операции и при емы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

    использовать для сушки плоских изделий пресс;

    безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

    выполнять правила культурного поведения в об щественных местах на уровне общего представления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания;

    кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

    качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

    степень самостоятельности;

    уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В 1 классе оценка не выставляется. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п

Перечень учебно-методического обеспечения

    Рабочая тетрадь по технологии 1 «Вентана-Граф» 2013г.

    Учебник «Технология « 1 кл., автор Лутцева Е.А., . –Москва, «Вентана-Граф» 2012г

Список литературы. Перечень ИКТ.

    «Технология. Ступеньки к мастерству». 1 кл., автор Лутцева Е.А., под ред. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф» 2012 г. Пособие для учителя

    Интернет ресурсы сайта

    Технология. 1 класс./Технологические карты уроков по учебнику Е.А. Лутцевой/авт.сост. И.И. Головчак. – Волгоград: Учитель, 2013 – 135с.

    Архив учебных программ и презентаций

Учебно-тематический план и содержание тем учебного курса

Тема раздела

Учебный материал

Кол - во часов

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Классификация предметов по признакам. Умение классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные.

Подсказывает природа. Понятие «материал». Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?» Работа с пластилином.Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». Разыгрывание сказки «Колобок».

Из чего сделан рукотворный мир? Что сделано руками человека. Как устроены разные изделия

8 ч

Обобщённые технико-технологические знания и умения

Понятия: «машины» и «инструменты. Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия».

Способы соединения деталей. Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей

Целое и части. Изделие и его детали.

4 ч.

Технология обработки бумаги

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Работаем с бумагой и картоном.

Что можно сделать из бумаги. Свойства бумаги. Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации

Фантазия из бумаги. Вырезание деталей различной конфигурации. Много и ровно. Размечаем круги, прямоугольники, треугольники. Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами».

15ч

Технология обработки ткани

Какие бывают линии. Черчение линий различной конфигурации. Работаем с тканью. Из ниток и верёвочек. Плетение ниток. Аппликация из ниток. Свойства ткани. Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. Прямая строчка и её дочка. Выполнение прямой строчки. Учимся красиво вышивать. Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру. Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани. «Книжкина больница». Мелкий ремонт книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги.

Календарно-тематический план

п/п

Дата

Наименование разделов и тем.

Формы и виды контроля

Деятельгость учащихся

Универсальные учебные действия

план

Факт.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч)

Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.

03.09

Что ты видишь вокруг? Мир природы

Беседа по вопросам

«Кто назовет больше предметов окружающего мира» (классификация предметов по признакам – природные и рукотворные)

Личностные УУД

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности.

Осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека.

Регулятивные УУД

Учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Учиться программировать последовательность действий.

Учиться готовить рабочее место.

Познавательные УУД

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Находить ответы на предлагаемые вопросы используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД

Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников. Понимать возможность различных точек зрения.

Обсуждать предложенную или выявленную проблему.

10.09

Мир рукотворный

Творческаяработа

Как засушить листья. Экскурсия «Как люди нашего города относятся к природе»

17.09

Окружающий мир надо беречь

Беседа по вопросам

Любимое занятие, работа

24.09

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?

Беседа по вопросам

Экскурсия в школьный краеведческий музей

01.10

Если захочешь - сделаешь

Наблюдение учителя

Разгадывают загадки, составляют рассказ, работают в группе

08.10

Готовим праздник Подари сказку «Колобок».

Беседа по вопросам

Ждем гостей. Изготовление приглашений для родителей

15.10

Подари сказку «Колобок»

Беседа по вопросам

Лепка героев сказки

Обобщённые технико-технологические знания и умения (4 ч)

22.10

Какие свойства у разных материалов?

Практическая работа

Сбор природного материала

Личностные УУД

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Регулятивные УУД

Объяснить выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные УУД

Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий

Анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД

Умение вступать в диалог с учителем.

Формирование умения договариваться, находить общее решение

29.10

Как устроены разные изделия? Изделие и его детали.

Беседа по вопросам

Игра «Чья деталь?» (определение целого по его части). Творческая работа «Нарисуй свой предмет – загадку».

12.11

Как соединяют детали?

Практическая работа

Слушают рассказ, оценивают свою деятельность, отвечают на вопрося
наблюдают за предметами разной конструкции,

19.11

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

Практическая работа

Оценивают свою деятельность,Выделяют общее,

26.11

Неразъемная конструкция изделия с неподвижным соединением

Беседа по вопросам

Проговаривают порядок изготовления изделия, рассказывают о своей работе

Технология обработки бумаги (15 ч)

03.12

Что можно изготовить из бумаги, а что из картона?

Беседа по вопросам

Игра «Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани» (классификация материалов по видам)

Личностные УУД

Умение самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родителей, друзей, для себя.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

Познавательные УУД

Делать простейшие обобщения. Группировать предметы и их

образы по общему признаку.

Ориентироваться в материале на страницах учебника

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

10.12

Как соединить детали?

Практическая работа

Подставка из бумаги для кисточки.

17.12

Технология изготовления панно в технике плоской аппликации

Практическая работа

24.12

Новогодние сюрпризы из бумаги

Выставка поделок

Учим кисточку работать аккуратно. Правила по ТБ при работе с ножницами

14.01

Зачем человеку нужны помощники?

Выставка поделок

Изготовление аппликаций из бумаги

21.01

Познакомимся с ножницами. Почему они такие разные?

Практическая работа

Приручаем ножницы. Изготовление аппликации из резаных цветных кусочков бумаги

28.01

Фантазии из бумаги

Практическая работа

Выполняют рваную аппликацию,порядок на рабочем месте

04.02

С кем дружат линии? Какие бывают линии?

Беседа по вопросам

Составление узоров из разноцветных линий

11.02

Из ниточек и веревочек

инструктаж

Изготовление салфеток с рисунком из веревочки

18.02

Резание бумаги ножницами по размеченным линиям

инструктаж

03.03

Разметка круглых деталей

Выставка работ

Разметка и вырезание кругов. Изготовление аппликации из круглых деталей

10.03

Разметка прямоугольников и треугольников

Разметка и вырезание прямоугольников. Изготовление карточек домино (групповая работа)

17.03

Без инструментов: разметка деталей сгибанием

Практическая работа, выставка

Разметка и вырезание треугольников. Из одного квадрата. Мозаика. Аппликация «Цирк»

26

24.03

Преобразование заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

Практическая работа

Тренируй сообразительность. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами

Технология обработки ткани (6 ч)

27

07.04

Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки

Беседа по вопросам

Изучают св-ва бумаги и ткани

Личностные УУД

Под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности.

Регулятивные УУД

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать выводы о результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

28

14.04

Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок

Практическая работа

Планируют предстоящую деятельность

29

21.04

Прямая строчка и её дочки

Практическая работа

Обсуждают и оценивают работы

30

28.04

Учимся красиво вышивать

Практическая работа

Действуют в соответствии с инструкцией учебника

31

05.05

Бант-заколка

Практическая работа

Учатся завязывать узелок, рассказывают порядок работы

32

12.05

Ремонт книг

Практическая работа

Помогают друг другу, оценивают качество работы

33

19.05

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Практическая работа

Тестирование?

Самостоятельно работают с тестами

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Боец

Ершовского района Саратовской области»

Доклад

«Технология системно- деятельностного метода обучения по УМК «Начальная школа XXI век».

Выступление на педагогическом совете Ромазановой Н.И.,

учителя начальных классов, первой квалификационной категории

МОУ «СОШ п. Красный Боец»

Ершовского района Саратовской области.

Декабрь 2014 г.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" - это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вступили в силу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Рабочая программа

По (предмету) технология

Класс 1 «А»

Всего часов на учебный год 33

Количество часов в неделю 1

Составлена соответствии с_программой Образовательная система УМК «Начальная школа 21 век» 2009 г.

Учебник. Технология. Лутцева Е.А.

Учитель:

Фамилия: Ипполитова

Имя: Татьяна

Отчество: Борисовна

Стаж работы: 27лет

2017-2018 уч.год

Рабочая программа по технологии 1 класс.

УМК «Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Технология» для 1 класса составлена на Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.

Задачи курса:

    Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно - логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).

    Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.

    Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

    Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.

    Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры

Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии

Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания.

Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Курс реализуется, прежде всего в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

    Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.

    Степень самостоятельности.

    Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Объём программы:

На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю или 33 часа в год. Из них ____ часов на 1 полугодие,

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

Представлен следующими учебными пособиями:

Учебник:

Е. А. Лутцева Технология , 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год

Рабочая тетрадь:

Е. А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

    О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

    О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

    О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

    О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

    О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

    Что такое деталь (составная часть изделия);

    Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

    Какое соединение деталей называют неподвижным;

    Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

    Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

    Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

    Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

    Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

    Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

    Различать материалы и инструменты по их назначению;

    Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

    Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

    Использовать для сушки плоских изделий пресс;

    Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

    Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

    Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;

    Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

    Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;

    Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

    Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Разметка:

На глаз (свободным рисованием);

Сгибанием,

По шаблону,

По трафарету

Разметка:

С помощью чертежных инструментов (плоские формы),

Копирование

(через копировальную бумагу, с помощью кальки).

Разметка:

С помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

По масштабной сетке.

Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Отрывание;

Резание ножницами

Выделение детали из заготовки:

Выделение детали из заготовки:

Резание макетным ножом

Формообразование

Сгибание,

Складывание,

Сминание,

Скручивание

Сборка изделия:

Склеивание

Сборка изделия:

сшивание (прямая строчка и ее варианты)

Сборка изделия:

С помощью проволоки;

Щелевые замки;

Сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

Сборка изделия:

Сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

Отделка:

Раскрашивание;

Аппликация;

Рисование и др.

Отделка:

Вышивка;

Блестки;

Бусины и др.

Отделка:

Пуговицы,

Кнопки и др.

Технология

Тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Измерителя

Страницы

Примечание

Что нас окружает?

Что ты видишь вокруг

экскурсия

Классификация предметов по признакам

Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные

практический

Мир природы

комбинированный

Природа в жизни человека

Знать, какое значение имеет природа в жизни человека

Мир рукотворный

экскурсия

Что сделано руками человека. Особенности разных профессий

Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой

практический

Окружающий мир надо беречь

экскурсия

Охрана природы. Зависимость природного мира от человека

Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе.

практический

Кто где живёт?

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?

экскурсия

Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище

Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища

практический

Если захочешь - сделаешь

экскурсия

Экскурсия на пришкольный участок

Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города

практический

Подари сказку «Колобок»

комбинированный

Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».

Разыгрывание сказки «Колобок»

Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место

Готовим праздник

урок - праздник

Классный праздник

«День именинника»

Знать, чем порадовать именинника.

Уметь работать в коллективе

практический

Из чего сделан рукотворный мир?

экскурсия

Что сделано руками человека

Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала

практический

Азбука мастерства

Подсказывает природа

комбинированный

Понятие «материал».

Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?»

Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов

исследовательский, текущий

Как устроены разные изделия?

комбинированный

Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей

Знать термин «конструкция».

Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания

Целое и части. Изделие и его детали

комбинированный

Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия»

Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам

Как соединить детали

комбинированный

Способы соединения деталей

Знать, с помощью чего можно соединить детали

Шаг за шагом «Пластилин- волшебник»

комбинированный

Планирование своей работы

Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

комбинированный

Классификация материалов

Уметь классифицировать материалы по видам

Работаем с бумагой и картоном

Что можно сделать из бумаги

комбинированный

Свойства бумаги

Знать свойства бумаги.

Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку

исследовательский, практикум

Учимся наклеивать детали

комбинированный

Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации

Знать способы наклеивания.

Уметь выполнять обрывочную аппликацию.

практический

Помощники мастера

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник

комбинированный

Понятия: «машины» и «инструменты»

Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.

исследовательский

Фантазия из бумаги

комбинированный

Вырезание деталей различной конфигурации

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

практический

Сначала рисуем

Какие бывают линии

комбинированный

Черчение линий различной конфигурации

Уметь различать и чертить линии различной конфигурации

практический

Из ниток и верёвочек

комбинированный

Плетение ниток. Аппликация из ниток

Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе.

Уметь выполнять аппликацию из ниток

исследовательский, практикум

Много и ровно

Размечаем круги

комбинированный

Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания.

Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания.

Уметь выполнять разметку по шаблону.

практический

Размечаем прямоугольники

комбинированный

Обсуждение. Разметка прямоугольников для последующего наклеивания.

Уметь размечать прямоугольники и наклеивать их.

исследовательский, практикум

Размечаем треугольники

комбинированный

Обсуждение. Разметка треугольников для последующего наклеивания.

Уметь размечать и наклеивать треугольники.

самостоятельная работа

Без инструментов

комбинированный

Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами».

Знать приём сгибания как способ разметки.

Уметь работать в технике «оригами».

творческий

Научись несложным приёмам сгибания

комбинированный

Работаем с тканью

Свойства ткани

комбинированный

Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани.

Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами.

Исследовательский, текущий

Иглы и булавки

комбинированный

Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания.

Знать различные виды игл, их строение.

Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону.

Исследовательский, практикум

Прямая строчка и её дочка

комбинированный

Выполнение прямой строчки

Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.

практический

Учимся красиво вышивать

комбинированный

Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру.

Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру.

практический

«Книжкина больница»

комбинированный

Мелкий ремонт книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги.

Знать способы ремонта книги.

Уметь ликвидировать разрывы страниц, вклеивать выпавшие листы, исправлять повреждения на обложке.

практический

В разработке представлены основные психолого-педагогические технологии. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.Как использование современных образовательных технологий, обеспечиваетх личностное развитие ребенка.

педагогичекие технологии.doc

Картинками

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Основные образовательные технологии в УМК «Начальная школа 21 века». 1

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В чём же отличие технологии от методики? В.И.Загвязинский так даёт определение методики и технологии: Методика – совокупность методов и приёмов, используемых для достижения определённых целей. Может быть вариативной, динамичной. Технология – достаточно жёстко зафиксированная последовательность действий и операций, характеризующих получение заданного результата. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Критерии технологичности: Концептуальность (опора на научную концепцию) Системность (логика, взаимосвязь, целостность) Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование, диагностика) Эффективность (гарантировать достижение) Воспроизводимость (повторение, воспроизведение другими субъектами) Среди основных причин возникновения новых психолого­педагогических технологий можно выделить следующие:    необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно ­ деятельностным подходом; возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения. Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно­ ориентированное, гуманно­личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в 2

школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог­мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Традиционная технология. Положительные стороны Систематический характер обучения. Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала. Организационная четкость. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Отрицательные стороны. Шаблонное построение. Нерациональное распределение времени на уроке. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности. Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день). Слабая обратная связь. Отсутствие индивидуального обучения. Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезреть учителя. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести: ­развивающее обучение; ­проблемное обучение; ­разноуровневое обучение; ­коллективную систему обучения; ­технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); ­исследовательские методы в обучении; ­проектные методы обучения; ­технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; ­обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); ­информационно­коммуникационные технологии; ­здоровьесберегающие технологии и др. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ 3

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он ­ цель образовательной системы, а не средство достижения чего­либо отвлеченного. Особенности личностно – ориентированного урока 1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке. 2. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. 3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. 4. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний. 5. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения (Т.И.Шамова, Г.К.Селевко, В.В.Гузеев и др.) УД предполагает многоуровневое планирование результатов. «3» ­ репродуктивный тип учебной деятельности (узнал, вспомнил, воспроизвёл): решение шаблонных задач. «4» ­ реконструктивный тип учебной деятельности (частично­поисковая, аналитическая деятельность): решение сходных, вариативных задач. «5» ­ творческий тип учебной деятельности: решение нестандартных задач. Проектирование уровневого обучения на уроке 1. Трёхуровневая цель урока (только обучающая): а) повторить за учителем рисунок (репродуктивный уровень); б) передать породу дерева (клён, ель, сосна, берёза) (реконструктивный уровень); в) создать дерево­образ (злое) на основе двух других уровней (творческий уровень). 2. Опрос на разных уровнях (д/з). 3. Объяснение нового материала на высоком уровне (от простого к сложному). 4. Контрольный срез (сначала на базовом уровне, разноуровневый срез после обобщающего урока). 5. Д/з на разных уровнях. 6. Рефлексия (осмысление своей деятельности): * знает, * понимает, * умеет. 4

2.Технология коллективного взаимообучения, КСО (коллективные способы обучения по Риверу) Усвоение учебного материала: лекция – 10%, аудио­видео материалы – 30%, обучение + практика – 40%, работа в группах – 50%, обучение других – 70%. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости. Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.      Преимущества технологии коллективного взаимообучения: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация пред­ шествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;  формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей,  достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо­ циативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. 3. Технология сотрудничества Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, присущие всем индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. 4. Технология модульного обучения Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, 5

но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух­ и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини­блоком и имеет жестко определенную структуру. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно ­ опережающего обучения (С.Н. проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев). Лысенкова), игровые, 1. Технология перспективно ­ опережающего обучения (С.Н.Лысенкова) Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего). С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой­то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой - опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно­ следственных зависимостей. 3. Технологии проблемного обучения Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:   осознание общей проблемной ситуации; ее анализ, формулировку конкретной проблемы; 6

  проверку их); проверку правильности решения. решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную «Единицей» учебного процесса является проблема - скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого­дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энцикло­ педии без какого­либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать). Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций. 1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями. 2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. 3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала. 4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Существуют четыре уровня проблемности в обучении. 1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система). 2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично­поисковый метод). 3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод). 4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод). В проблемном обучении главным является исследовательский метод - такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные. Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Методика развивающего обучения - это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка. 7

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Стержневая идея развивающего обучения - опережающее развитие мышления, обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. что Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта. Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Учитель постоянно побуждает ученика анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. На первых порах школьник лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса учебной деятельности. Отличительная особенность развивающего обучения - отсутствие традиционных школьных отметок. Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним. Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным ребенку способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей. Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между учителем и учащимися, так и между ними. Взаимодействие сторон учебного процесса По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации. 1. Традиционный для современной школы вариант дидактического общения «учитель- ученик» используется лишь для постановки проблемы. Работа в паре «ученик-ученик». Она особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. 2. 3. 5. 6. Групповая работа, в которой учитель выступает в роли консультанта. Постепенно коллективные действия способствуют индивидуальному решению учебных задач. 4. Межгрупповое взаимодействие, организуемое при обобщении, выведении общих необходимых для формулировании фундаментальных положений, закономерностей, последующего этапа работы. Обсуждение той или иной задачи учеником дома с родителями, а на следующем занятии рассказ в классе об этом, точки зрения учеников по проблеме. Индивидуальная работа ученика, включающая овладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач. 8

Действия учителя в учебном процессе традиционной школы напоминают проводника по незнакомой местности. В развивающей школе акцент смещается на собственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей учителя становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения школьников. Функции учителя в развивающем обучении 1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся. Функция сопровождения. Для того чтобы изнутри направлять учение школьников, 2. 3. учитель должен стать непосредственным участником общего учебного поискового действия. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. рефлексии - Цели осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, предвосхитить полученные результаты и др. вспомнить, выявить и Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно­познавательной деятельности школьников по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик?), а отношение ученика к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого. Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т.е. блок занятий. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов. Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно­мотивационного, поисково­ исследовательского, практического (применение результатов деятельности на предыдущих этапах) и рефлексивно­оценочного актов. Ориентировочно­мотивационный акт включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема. В поисково­исследовательском акте педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания. Рефлексивно­оценочный акт предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний. 9

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы: Технология: программа: 1-4 классы / Лутцева Е.А. — М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа XXI века).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Лутцева Е.А. Технология. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
  • Лутцева Е.А. Технология. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс - 1 час в неделю, 33 часа в год
  • 2 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 3 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
  • 4 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год

ЦЕЛИ:

  • практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка;
    становление социально значимых личностных качеств школьника;
  • формирование системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

ЗАДАЧИ:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой как источника не только сырьевых ресурсов, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
  • усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам.
  • Проявлять интерес к историческим традициям своего края и России.
  • Испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.
  • Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
  • Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско — технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
    Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи).
  • Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
  • Выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
  • С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет.
  • Открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
  • Преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
  • Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
  • Уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Знать характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
  • Узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла.
  • Соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
  • Знать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани).
  • Читать простейший чертеж (эскиз) разверток.
  • Знать простейшие способы достижения прочности конструкций.
  • Уметь конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям.
  • Изменять конструкцию изделия по заданным условиям.

1 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания – 5 ч.
  • Мир человеческих отношений – 3 ч
  • Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания) – 4 ч
  • Технология обработки бумаги - 1 ч
  • Свойства бумаги, способы соединения – 2 ч
  • Инструменты, механизмы, приспособления – 1 ч
  • Основы графической грамоты – 3 ч
  • Разметка деталей (по шаблону, сгибанием) – 7 ч
  • Технология обработки ткани – 7 ч.

2 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции
    Основы культуры труда, самообслуживание — 8 ч.
  • Технология ручной обработки материалов.
    Элементы графической грамоты — 15 ч.
  • Конструирование и моделирование — 9 ч.
  • Использование информационных
    технологий (практика работы на компьютере) — 2 ч.

3 класс

  • Информация и ее преобразование – 8 ч
  • Человек – строитель, созидатель, творец – 8 ч
  • Конструирование и моделирование – 10 ч
  • Преобразование энергии сил природы – 8 ч

4 класс

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание - 14 ч
  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты - 8 ч
  • Конструирование и моделирование - 5 ч
  • Использование информационных технологий – 7 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
  • Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
  • Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках технологии. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
  • Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
    Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
  • Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.