Проблема выбора профессии. По тексту Чехова. Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… (Аргументы ЕГЭ). Скучная история Кто то входит в переднюю проблемы


Как нужно подходить к выбору профессии? Чем руководствоваться? Кого слушать? Почему так часто не знаешь, кем хочешь быть? Эти и другие вопросы возникли у меня после прочтения текста А.П.Чехова.

В своём тексте автор поднимает проблему выбора профессии. Чтобы привлечь внимание к проблеме, писатель рассказывает о студенте медицинского факультета, который пришёл к преподавателю уже в шестой раз сдавать экзамен. Ему достаточно «удовлетворительно». Профессор видит, что «пиво и оперу он любит больше, чем науку». Он даёт совет молодому человеку уйти с факультета, если «нет ни желания, ни призвания быть врачом».

Но студент его не слышит. А профессор всё равно сдастся. За нерадивым студентом пришёл «молодой докторант», которому нужна тема для диссертации. Профессор возмущён, он не понимает, зачем брать чужую тему и работать под чьим-то руководством. Не лучше ли проявить самостоятельность и творческий подход? Но посетитель спокойно выслушал возмущённые речи, а профессор уступает. Автор подводит нас к пониманию, почему так происходит. И студент, и «молодой докторант» занимаются делом, которое не любят. Поэтому им проще приложить как можно меньше усилий при изучении неинтересных для них наук, воспользоваться чужими идеями, чтобы получить учёное звание. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о выборе профессии.

Позиция автора мне ясна: к выбору профессии нужно подходить очень ответственно. Пожалуй, это главный выбор в жизни. Прав профессор, нет ничего мучительнее, чем всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Работа должна нравиться, приносить удовлетворение.

Я согласна с автором. Выбор профессии – один из главных выборов в нашей жизни. К нему надо подходить чрезвычайно ответственно. Здесь, конечно, помогут советы взрослых, но не менее важно прислушаться к себе, понять, что нравится тебе. Сегодня мы выбираем профессии, ориентируясь на высокий заработок, престижность. Поэтому все мечтают быть юристами, экономистами, военными. А если, как говорится, душа не лежит? Работа должна нравиться. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Монтег работает пожарным уже 10 лет. Пожарным был его отец, он пошёл по его стопам. И до какого-то момента ему всё нравилось. Когда он начинает задумываться? Наверное, когда втайне от всех приносит с работы книги, пряча их за вентиляционной трубой. Он ещё не читает их, но приносит, совершая преступление, потому что работа пожарных – сжигать книги. Встреча с Клариссой и её исчезновение, очередное самоубийство Милдред, его жены, сжигание книг вместе с их хозяйкой, которая отказалась покинуть дом… Ему стала ненавистна его профессия. Он понял, что его призвание – вернуть книги людям, а не сжигать их. Получается, что когда-то Монтег сделал неправильный выбор профессии и впоследствии осознал это.

В романе В.Тендрякова «Свидание с Нефертити» мне запомнилось, как деревенский парень Фёдор Матёрин понял, чему он хочет посвятить жизнь. А помог ему школьный учитель рисования. Однажды Фёдор нарисовал на уроке ради озорства самого учителя, художника-самоучку, единственного в округе увлекающегося живописью. Рисунок попал к учителю. Все думали, что тот будет ругаться. А он неожиданно сказал: «Тот, кто это нарисовал, - талант». Он пригласил ученика в гости и подарил ему альбом и настоящие краски. «Рисуй, что хочешь, и мне приноси», - попросил Фёдора учитель, который впервые в жизни встретил родственную душу, художника. С тех пор он рисует постоянно, он понял, что это его призвание, дело его жизни. И пусть непросто сложится судьба у героя, но тогда, в детстве, именно учитель помог ему поверить в себя, в свой талант.

Таким образом, правильно выбрать профессию сложно. Но к выбору этому надо подходить очень ответственно. Больше читать, больше узнавать о различных профессиях, прислушиваться к мнению старших и, конечно, к себе. Работа должна приносить удовлетворение. Это важно, чтобы быть счастливым!

Обновлено: 2018-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Почему так важно ответственно подходить к выбору своей профессии? Нужно ли проявлять интерес к занятиям, учёбе? Что важнее: знания или диплом? Эти и другие вопросы появились у меня после прочтения текста А.П.Чехова.

В своём тексте автор поднимает проблему выбора профессии, своего жизненного пути. Почему так важно ответственно и самостоятельно подходить к выбору профессии? Чтобы привлечь наше внимание к проблеме, автор рисует красочную картину. К преподавателю-профессору приходит домой сначала нерадивый студент медицинского факультета, который пришёл на пересдачу. «Я держал у вас экзамен уже пять раз и… срезался», - говорит студент, который чрезвычайно удивлён таким обстоятельствам и выпрашивает хотя бы «удовлетворительно».

Профессор замечает, что молодой человек – «широкая натура», что «пиво и оперу он любит больше, чем науку». Таких студентов ежегодного у профессора набирается человек семь. Он советует им «совсем оставить медицинский факультет», если «нет ни желания, ни призвания быть врачом». Но никто не уходит, и профессор рано или поздно сдаётся, поставив «удовлетворительно». После студента к профессору приходит «молодой докторант», которому нужна тема для диссертации. Преподаватель пытается объяснить коллеге, «что сочинение, написанное на чужую тему и под чужим руководством, называется иначе». Но его не слышат. В конце концов, он уступает. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, как важно правильно выбрать профессию.

Позиция автора мне понятна: человек должен очень ответственно подходить к выбору своей профессии. Профессия – это важная часть жизненного пути, она должна нравиться и приносить удовлетворение. Нет ничего хуже, чем «потом всю жизнь заниматься делом, которого не любишь». Отношение к учёбе должно быть серьёзным. Если ты не любишь науки и не готов тратить время на их изучение, о каком профессионализме в профессии может идти речь?!

Я согласна с автором. Как часто сегодня мы выбираем профессии, ориентируясь на высокий доход и престижность. Юрист, экономист, стоматолог… Как часто выбираем профессию по наставлению взрослых. А где наш самостоятельный выбор? Нужно прислушиваться к себе, чем любишь заниматься ты. В идеале профессия должна совпадать с хобби. Любишь путешествовать – иди в туристический бизнес, любишь писать статьи – в журналистику или литературу. Но, к сожалению, очень часто люди выбирают профессии, с которыми «мучаются» потом всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Попробую это доказать, обратившись к произведениям А.П.Чехова.

В повести «Палата № 6» мы встречаем доктора Рагина, главного врача городской больницы, который сначала старался что-то изменить: приобрести оборудование, навести порядок, бороться с воровством и антисанитарией, но очень быстро охладел к своим обязанностям. В результате совсем запустил больницу, так ничего и не изменив. Он равнодушен к пациентам, он закрывает глаза на беззакония, что творятся в больнице: воровство и грубость, жестокость сторожа Никиты. Он сидит дома, тратит все средства на научные журналы, чтобы быть в курсе медицинских открытий, читая их, пьёт пиво, а вечерами разглагольствует по вечерам с единственным другом, начальником почты, о том, что совсем не осталось умных людей, поговорить не с кем. Зачем было учиться на доктора, зачем занимать чужое место, обманывая себя и других, что сделал для больницы всё, что мог? Нужно заниматься любимым делом, чтобы действительно принести пользу обществу.

В рассказе «Ионыч» мы встречаем молодую девушку Екатерину Ивановну Туркину, пианистку. Родители называют её ласково Котик. Каждый вечер в семье Туркиных устраивались приёмы. Мама читала странные длинные романы, папа весело острил, а Котик играла на пианино, играла громко, шумно, старательно, но бесчувственно. Все в этой семье считали себя чрезвычайно талантливыми. В этом их убеждали гости, которые громко им аплодировали и, принюхиваясь к ароматам кухни, не могли дождаться обильного ужина. Котик мечтает покинуть семейное гнёздышко, поступить в консерваторию, она убеждена, что у неё талант. Девушка отказывается от предложения главного героя. А через четыре года возвращается, поняв, что её данных не достаточно для профессиональной карьеры. Конечно, в том, что она ошиблась с выбором, нет ничего странного. А вот родители ввели дочь в заблуждение фальшивыми комплиментами. Может, стоило нанять учителей-профессионалов?

Таким образом, выбор профессии – дело серьёзное и очень важное. Человек должен самостоятельно, ответственно подходить к выбору своей профессии, чтобы не заниматься всю жизнь делом, к которому безразличен. Помните об этом, выбирая дело всей своей жизни.

Источник задания: Решение 5960. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет... (2)Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. (3)Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. (4)Таких молодцов, которых я, выражаясь на студенческом языке, гоняю или проваливаю, у меня ежегодно набирается человек семь. (5)Те из них, которые не выдерживают экзамена по неспособности или по болезни, обыкновенно несут свой крест терпеливо и не торгуются со мной; торгуются же и ходят ко мне на дом только сангвиники, широкие натуры, которым проволочка на экзаменах портит аппетит и мешает аккуратно посещать оперу. (6)Первым я мирволю, а вторых гоняю по целому году.

- (7)Садитесь, - говорю я гостю. - (8)Что скажете?

- (9)Извините, профессор, за беспокойство... - начинает он, заикаясь и не глядя мне в лицо. - (10)Я бы не посмел беспокоить вас, если бы не... (11)Я держал у вас экзамен уже пять раз и... и срезался. (12)Прошу вас, будьте добры, поставьте мне удовлетворительно, потому что...

(13)Аргумент, который все лентяи приводят в свою пользу, всегда один и тот же: они прекрасно выдержали по всем предметам и срезались только на моём, и это тем более удивительно, что по моему предмету они занимались всегда очень усердно и знают его прекрасно; срезались же они благодаря какому-то непонятному недоразумению.

- (14)Извините, мой друг, - говорю я гостю, - поставить вам удовлетворительно я не могу. (15)Подите ещё почитайте лекции и приходите. (16)Тогда увидим.

(17)Пауза. (18)Мне приходит охота немножко помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку, и я говорю со вздохом:

По-моему, самое лучшее, что вы можете теперь сделать, это совсем оставить медицинский факультет. (19)Если при ваших способностях вам никак не удаётся выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом.

(20)Лицо сангвиника вытягивается.

- (21)Простите, профессор, - усмехается он, - но это было бы с моей стороны по меньшей мере странно. (22)Проучиться пять лет и вдруг... уйти!

- (23)Ну да! (24)Лучше потерять даром пять лет, чем потом всю жизнь заниматься делом, которого не любишь.

(25)Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать:

Впрочем, как знаете. (26)Итак, почитайте ещё немножко и приходите.

- (27)Когда? - глухо спрашивает лентяй.

- (28)Когда хотите. (29)Хоть завтра.

(30)И в его добрых глазах я читаю: «Прийти-то можно, но ведь ты опять меня прогонишь!»

- (31)Конечно, - говорю я, - вы не станете учёнее оттого, что будете у меня экзаменоваться ещё пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. (32)И на том спасибо.

(33)Наступает молчание. (34)Я поднимаюсь и жду, когда уйдёт гость, а он стоит, смотрит на окно, теребит свою бородку и думает. (35)Становится скучно.

(36)Голос у сангвиника приятный, сочный, глаза умные, насмешливые, лицо благодушное, несколько помятое от частого употребления пива и долгого лежанья на диване; по-видимому, он мог бы рассказать мне много интересного про оперу, про свои любовные похождения, про товарищей, которых он любит, но, к сожалению, говорить об этом не принято. (37)А я бы охотно послушал.

- (38)Профессор! (39)Даю вам честное слово, что если вы поставите мне удовлетворительно, то я...

(40)Как только дело дошло до «честного слова», я махаю руками и сажусь за стол. (41)Студент думает ещё минуту и говорит уныло:

В таком случае прощайте... (42)Извините.

- (43)Прощайте, мой друг. (44)Доброго здоровья.

(45)Он нерешительно идёт в переднюю, медленно одевается там и, выйдя на улицу, вероятно, опять долго думает; ничего не придумав, кроме «старого чёрта» по моему адресу, он идёт в плохой ресторан пить пиво и обедать, а потом к себе домой спать.

(46)Звонок. (47)Входит молодой докторант в новой чёрной паре, в золотых очках и, конечно, в белом галстуке. (48)Рекомендуется. (49)Прошу садиться и спрашиваю, что угодно. (50)Не без волнения молодой жрец науки начинает говорить мне, что в этом году он выдержал экзамен на докторанта и что ему остаётся теперь только написать диссертацию. (51)Ему хотелось бы поработать у меня, под моим руководством, и я бы премного обязал его, если бы дал ему тему для диссертации.

- (52)Очень рад быть полезным, коллега, - говорю я, - но давайте сначала споёмся относительно того, что такое диссертация. (53)Под этим словом принято разуметь сочинение, составляющее продукт самостоятельного творчества. (54) Не так ли? (55)Сочинение же, написанное на чужую тему и под чужим руководством, называется иначе... (56)Докторант молчит. (57)Я вспыхиваю и вскакиваю с места.

- (58)Что вы все ходите, не понимаю? - кричу я сердито. - (59)Лавочка у меня, что ли? (60)Я не торгую темами! (61)В тысячу первый раз прошу вас всех оставить меня в покое! (62)Извините за неделикатность, но мне, наконец, это надоело!

(63)Докторант молчит, и только около его скул выступает лёгкая краска. (64)Лицо его выражает глубокое уважение к моему знаменитому имени и учёности, а по глазам его я вижу, что он презирает и мой голос, и мою жалкую фигуру, и нервную жестикуляцию. (65)В своём гневе я представляюсь ему чудаком.

- (66)У меня не лавочка! - сержусь я. - (67)И удивительное дело! (68)Отчего вы не хотите быть самостоятельными? (69)Отчего вам так противна свобода?

(70)Говорю я много, а он всё молчит. (71)В конце концов я мало-помалу стихаю и, разумеется, сдаюсь. (72)Докторант получит от меня тему, которой грош цена, напишет под моим наблюдением никому не нужную диссертацию, с достоинством выдержит скучный диспут и получит ненужную ему учёную степень.

(По А. П. Чехову)

Задание 25. «Герой-рассказчик - видный профессор одного из университетов - в общении с посетившими его студентом и докторантом сдержан и рассудителен, в его речи часто встречается синтаксическое средство - (А)____(в предложениях 19, 26, 31). Тем не менее у его выдержки и самообладания есть предел: после встречи с докторантом в речи рассказчика появляются синтаксическое средство - (Б)____(предложения 60-62) и приём - (В)____ (предложения 68-69). Отношение профессора к научной деятельности докторанта ярко характеризует лексическое средство - (Г)____ ("грош цена" в предложении 72)».

Список терминов:

1) анафора

3) олицетворение

4) вводные слова

5) книжная лексика

6) фразеологизм

7) парцелляция

8) восклицательные предложения

9) обращения

Решение.

1.Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А, Б – синтаксическое средство.

В – приём.

Г – лексическое средство.

2.Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Приёмы: 1.

Синтаксические средства: 4, 7, 8, 9.

Лексические средства: 5, 6.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 1 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3.Выберем правильный термин.

А – в предложениях 19, 26, 31 есть вводные слова, 4.

Б – восклицательные предложения, 8.

В – одинаковое начало предложений, анафора, 1.

Г – фразеологизм, 6.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.

«Герой-рассказчик - видный профессор одного из университетов - в общении с посетившими его студентом и докторантом сдержан и рассудителен, в его речи часто встречается синтаксическое средство - (А) вводные слова (в предложениях 19, 26, 31). Тем не менее у его выдержки и самообладания есть предел: после встречи с докторантом в речи рассказчика появляются синтаксическое средство - (Б) восклицательные предложения (предложения 60-62) и приём - (В) анафора (предложения 68-69). Отношение профессора к научной деятельности докторанта ярко характеризует лексическое средство - (Г) фразеологизм ("грош цена" в предложении 72)».

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

Инструкция

Для формулировки проблемы надо понять, каким должен быть студент, как он должен относиться к своему основному труду – приобретению знаний для будущей полезной для общества деятельности.

Сочинение можно начать так: «Русский классик А.П. Чехов затрагивает проблему отношения к учению».

Кратко ответив на вопросы:
- О чем рассказывает автор? Как относятся к учению студенты? – можно получить комментарий, который выглядит примерно так: «В тексте говорится о том, как студент, который не смог с первого раза сдать экзамен, приходит сдавать его снова. Преподаватель, зная все оправдательные аргументы студентов, предлагает серьезнее отнестись к экзаменам. Другой студент просит помочь в написании диссертации».

Когда раскрываем позицию рассказчика, обращаем внимание на то, чтό он утверждает, например: «Рассказчик-преподаватель утверждает, что в ходе обучения человек должен проявлять самостоятельность, должен относиться к учению творчески».

Собственное отношение к позиции рассказчика надо пояснить, например: «С таким утверждением я согласна. На любой ступени обучения – будь то ученик или студент – человек должен быть ответственным всегда. У многих обучающихся найдется немало причин неуспеваемости. Но нужно честно преодолевать трудности обучения, не откладывать учебную работу на потом, не накапливать незнание, которое потом может превратиться в значительные неудачи на экзаменационных испытаниях».

Читательский аргумент №1 может выглядеть так: «Не желающим повышать образовательный уровень показан главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков. Он не привык трудиться, поэтому для него учение – тяжёлое занятие. О самостоятельности, о настойчивом и творческом отношении к занятиям и речи не идет. Митрофанушка не знал самого элементарного. Когда его спросили, какой частью речи является слово «дверь», он вместо ответа спросил, какая дверь. Он рассуждал так: та, которую навесили, является именем прилагательным, потому что она приложена к своему месту. А вот дверь у чулана будет именем существительным, потому что пока еще не навешена».

Еще один читательский аргумент, может быть, например, таким: «Серьезным, ответственным отношением к учебе отличался мальчик – главный герой автобиографического рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он рос «башковитым», как его в деревне называли, учился хорошо, целеустремленно. Несмотря на тяжелые условия жизни после войны, вдали от семьи, в районной школе, он продолжал интересоваться знаниями. Только в изучении французского языка его подводило произношение. Когда учительница иностранного языка Лидия Михайловна решила проводить дополнительные занятия, он согласился. Интерес к знаниям, несмотря на материальные трудности, у мальчика не угасал».