Огюст конт годы жизни. Философия позитивизма огюста конта. Контовская классификация наук

Введение

В данной работе раскрывается краткие биографические сведения, а так же основные идеи и разработки основателя позитивизма - философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта, основоположника социологии, как науки об обществе, Огюста Конта. Узнаем, как он относился к устройству общества его времени, а также религии и политики.

Краткая биография

Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье (Франция) в семье чиновника. С детства нескладный и физически непривлекательный, Конт рано проявил сильные умственные способности. В четырнадцать лет он пересмотрел свои религиозные и политические взгляды, объявив себя атеистом и республиканцем, чем разочаро-вал своих родителей, которые были ревностными католиками. Вдобавок ко всему он с юных лет был убежден, что динамика исторического прогресса требует коренного реформирования этики, политики, и религии для восстановления утраченного единства мысли и чувсва. Переехав в Париж, в пятнадцать лет он получил высшие отметки по все предметам на вступительных экзаменах в Высшую политехническую школу, но приняли его туда лишь через год. В 1816 году Огюст Конт заканчивает знаменитый Парижский иститут. Во время обучения в политехнической школе, а его учителями были великие ученые: Карно, Лагранж и Лаплас, он сочетал занятия с бунтарством. В результате студенческого выступления, в котором он сыграл немаловажную роль, школу закрыли за радикализм, а Конта отослали домой.

Вскоре, вопреки своей семье, Конт вновь приезжает в Париж, чтобы работать репетитором по математике. В это время он много читает и увлекается сочинениями Кондорсе о прогрессе человечества, скептической эпистемологией Юма, политэкономией Адама Смита и трудами многих других авторов. Через год, в 1818 году, он становится личным секретарем мыслителя-утописта Анри, графа де Сен-Симон. Их сотрудничество продолжается до 1824 года, когда Конт, бывший поначалу восхищенным учеником, резко порывает со своим учителем.

В 1825 году Конт женится. Его брак длится до 1842 года, но за это время Конт выступил с грандиозным курсом приватных лекций, которые были прерваны в самом начале нервным расстройством Конта, потребовавшее госпитализации и медленного выздоровления. Во время лечения Конт пытался покончить с собой, но вскоре он вернулся к своему курсу и лекции стали выходить в намеченном порядке.

С 1830 года по 1842 год он издает свой шеститомный труд «Курс позитивной философии». конт биография труд позитивный

После развода и выхода в свет «Курса» мыслитель предается осуществлению своей юношеской страсти к переустройству общества и религии, основывавшемся на интеллектуальном фундаменте, который обеспечивал, по его мнению, «Курс». Конт, несмотря на свою популярность никогда не занимал постоянную акакдемическую должность. Мыслитель зависел по большей части от подписок, собираемых его поклонниками в Англии и Франции.

В 1845 он встречается с мадам Клотильдой де Во, память о которой после ее смерти становится предметом поклонения для Конта.

Основатель позитивизма, основоположник социологии умер от рака в 1857 году, продолжая работать над очередной попыткой, примирить религию и науку.

Основные труды и их тематика

В своих произведениях Конт рассматривал широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они явились отпраными точками для дальнейшего развития социологической науки и позитивистской философии. Важное место он отводил классификации наук.

Свой грандиозный шеститомный труд «Курс позитивной Философии» Огюст Конт создавал с 1830 по 1842 годы, в котором он детально рассматривает науки в их логическом взаимоотношении друг к другу. В нем он описывает востребованность самых общих и охватывающих наук как логически необходимой подготовки для наук более частных.

Другой его крупный труд - «Система позитивной политики», разработанный им с 1851 года по 1854 год, был тесно связан с работой учрежденного Контом в 1848 году Позитивистского общества. Позитивное государственное устройство, разработанное в «Системе позитивной политики», представляет собой элитистискую мечту о рациональном, гармоническом обществе, все члены которого щедро живут друг для друга, а само оно вдохновляется и возглавляется альтруистичесими учеными-жрецами.

Акцентируя свое внимание на нравственности Конт иллюстрирует свой замысел при установлении логической структуры наук: все здание науки, поднимающееся от общности к конкретности, в конечном счете, концентрирует свое внимание на человеческом обществе и его нравственности. Однако, по мнению Конта нравственность должна быть мотивированной, а для человека основным мотиватором является религия. Он утверждал, что религия избавится от богов или от бога и найдет вдохновение в человечестве как в Высшем существе. Свои мысли он раскрыл в еще одной своей работе «Позитивистский катехизис, или Суммарная экспозиция универсальной религии», созданной им в 1852 году. Завершая ее Конт рассуждал относительно будущего универсальной позитивистской религии: «Хотя она столкнется с величайшими препятствиями - особенно в том, что касается ее сути - со стороны предрассудков и страстей, принимающих всевозможные формы и отвергающих любую целительную дисциплину, ее силу скоро ощутят на себе женщины и пролетарии… Однако наибольшую славу придаст ей исключительное умение Позитивного священства поддерживать повсюду все честное и мыслящее, благородно усваивая все наследие человечества».

Конт провозгласил в этом труде создание новой религии - так называемой «религии человечества», но большого успеха эта его затея не имела.

В 1856 году Конт начал работу над «Субъективным синтезом», в котором он снова пытался примерить религию и науку. Ему удалось завершить только первый том.

Конт также составил позитивистский календарь, котором было тринадцать месяцев по двадцать восемь дней, каждый из которых был посвящен какому-нибудь герою человечества - например, Архимеду, Гутенбергу, Шекспиру или Декарту) для применения в культе всевозможных человеческих достижений.

Актуальность темы исследования определяется тем значением личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность — часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности. Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.

1. О. Конт как основоположник социологии

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798-1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице А. Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Н. Кондорсе и А. Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии А. Сен-Симона.

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) в своих «Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого духа» (1750) и затем в «Истории прогресса человеческого духа» утверждал, что все века связаны цепью причин и следствий между собой, что таким образом современное состояние общества соединяется с предшествующими . Особенно это заметно на примере языка и письма, которые дают возможность передавать идеи последующим поколениям и превращать знания отдельных людей в общее наследуемое достояние, которое может обогащаться с каждым веком благодаря новым открытиям.

Сам род человеческий представлялся Тюрго развивающимся (подобно индивидам - от детства к зрелости) и во многом зависящим от изменений в мире физических явлений. Все физические явления воспринимались людьми вначале как действия божественных сил, затем как действия неких сущностных сил и лишь на последнем, третьем этапе или стадии развития человеческого познания было подмечено механическое воздействие вещей друг на друга, поддающееся механическому выражению, эмпирическим обоснованиям или гипотетическим объяснениям. В этих трех состояниях человеческого понимания явлений внешнего мира уже намечены контуры предложенного Контом закона трех состояний, которые претерпевает человеческое познание и мышление (героическая, метафизическая и позитивная стадии прогресса человеческого познания мира). Другая область размышлений Тюрго была связана с обоснованием необходимости исследовать общие и частные причины общественных перемен, а также свободных действий великих людей в их отношении к природе самого человека и в их соотношении с механикой моральных сил.

Еще ближе для Конта был Жан Антуан Никола де Кондорсе (1743-1794) , которого можно считать основоположником взгляда на политику как на эмпирическую науку и как на область применения счетно-решающих приемов анализа и обобщений. Всю историю человечества Кондорсе воспринимал как такое поступательное движение, все ступени которого строго связаны естественными законами, поддающимися философскому выяснению и наблюдению. Причем в каждой эпохе прошлого философия способна обнаружить некую совокупность усовершенствований и перемен, оказывающих свое влияние на общество в целом либо на его части.

Историческое движение предстает у Кондорсе закономерным развитием человеческого духа в целом и научного знания в особенности.

К числу бесспорных завоеваний человеческого разума Кондорсе относил идею природного равенства людей в познании всех истин (такова была одна из идей Декарта), а также в стремлении людей к защите личных интересов, прав и свобод. В результате этого, отмечал Кондорсе, «никто уже не осмеливался разделять людей на две различные расы, у которых одна предназначена управлять, другая - подчиняться, одна призвана лгать, другая - быть обманутой…» . Поскольку в обществе все еще существует фактическое неравенство (неравенство богатства, социального положения и образования), главным приемом ослабления всех видов неравенства должно стать «искусство социального строительства», которое Кондорсе именовал также социальным искусством. Его задача - «обеспечивать всем пользование общими правами, к осуществлению которых люди призваны природой…» .

Рост и дифференциация знания об обществе, человеке, политике и политических переменах (особенно после первых европейских революционных потрясений конца XVII-XVIII в.), а также давняя конфронтация умозрительных и эмпирических приемов познания привели к началу XIX в. к упадку общественного престижа философии. Эта новая ситуация вызвала к жизни многочисленные попытки создать новую науку об обществе.

Бесспорные заслуги в разработке исходных положений такой науки принадлежат А. Сен-Симону . В 1813 г. в «Очерке науки о человеке» он определил задачу возведения науки о человеке из разряда «гадательной науки» в степень наук, основанных на наблюдении . Наука эта должна разрабатываться методом, употребляемым в так называемой социальной физике (первое название для социологии), берущей истоки и образцы в теории Ньютона, школе физиократов (Тюрго и др.) и отчасти просветителей. Такой метод придает науке о человеке все объясняющий «позитивный» характер и конструктивную практическую направленность ее выводам и рекомендациям. В 1822 г. А. Сен-Симон и О. Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта - шеститомный «Курс положительной философии» был опубликован между 1830 и 1842 г. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии, - подчеркивал он, - выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных» . Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях - теологической, метафизической и позитивной.

В своих политических ориентациях Конт - в отличие от А. Сен-Симона - придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей» . Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения» .

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф. Бэкона, просветителей и А. Сен-Симона, получает у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс» как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми - банкирами, промышленниками и священниками позитивистской церкви.

В «Системе позитивной политики» (1851 - 1854) Конт высказывает предположение о возможности примирить легитимный порядок с прогрессом и сделать это на научной основе. В нормальном обществе главными интеграторами являются семья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мораль, которая по своим функциям важнее, чем право. В отличие от Сен-Симона политико-организационные замыслы Конта были в меньшей степени эгалитарными. Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществления власти и правителями. Сосуществование порядка и прогресса должно, по его замыслам, обеспечиваться так. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты - средства для их выполнения, а правители - их исполнить. Гражданину при этом остается роль социального функционера, всецело подчиненного власти. Таким образом, «позитивная политика» предполагает самое полное повиновение граждан. На этом основании можно сделать вывод, что порядок важнее, чем прогресс, а сама позитивная политическая философия, при всех своих притязаниях на вечность и соперничество в этой роли с католическим христианством, играет роль господствующей светской идеологии.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению, - когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Так и в жизни человека или растений. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий .

Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг .

Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе желательно поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом.

Все законы, сконструированные положительной философией, есть «всеобщие факты» или «вполне подтвержденные наблюдением гипотезы». Вместе с тем, «оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной» («Система позитивной политики»). Различные неизменные законы образуют некую «естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности» .

Подлинная философия имеет в виду систематизацию, насколько это возможно, всей жизни человека - индивидуальной и в особенности коллективной, рассматриваемой сквозь призму трех классов феноменов, ее характеризующих: мысли, чувства и действия. Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и «собственно политическая деятельность, рассматриваемая во всей полноте ее научного развития». Человеческое достоинство зависит, как и человеческое счастье, главным образом от «достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок (как искусственный, так и естественный) делает для нас доступным. Такова здравая оценка, и, согласно ей, сила духа должна непрерывно проявляться в благоразумном смирении индивидов и классов перед неизбежными недостатками общественной гармонии, крайняя усложненность которой не защищает ее от злоупотреблений» .

В этой грандиозной деятельности и общая фундаментальная цель, и обязанность философии заключаются в координации всех сторон жизни человека, именно в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями «систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики». Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого также Великим Существом, которое есть прежде всего «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». Согласно другой характеристике, «Человечество не только состоит из существ, поддающихся ассимиляции, но оно признает в каждом из них используемую часть, забывая о всяком индивидуальном отклонении» .

2 СоциологиЯ О.Конта как позитивная наука об обществе

Позитивизм Конта стал отражением заметных у странах Европы. В результате научной революции, начавшейся во второй половине XVII в., естествознание стало самое и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияние на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения «первоначал бытия и сознания», поскольку их познание Кант, принципиально недостижимо и практического имеет. Наука должна изучать факты, закономерности отношения. «Жить при полном свете, - писал Конт о задачах позитивизма, - …знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать» .

Конт утверждал, что социальная функция науки - предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике) - созданной им науке об обществе.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические и политические растущие противоречия бедности и богатства, столкновение между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками различных политических систем. Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.

История человечества, - утверждал Конт, - процесс становления и развития разума самого человека, история его самосознания и знаний о мире .

В 1822 году Конт вывел свой «Закон интеллектуальной эволюции человечества», или «Закон Трех Стадий». Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии. «Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным» .

1) Теологическая, или фиктивная стадия.

Все наши первоначальные проявления умозрения являются теологическими. На заре человечества еще младенческий ум человека уже стремился к абсолютному знанию и объяснению происходящих вокруг явлений. Он «жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные, основные причины различных поражающих его явлений и основной способ их возникновения», и он естественно удовлетворяет эту потребность, в силу своих возможностей .

Фазисами или формами этой стадии Конт называет фетишизм (поклонение каким-либо символам; высшая его форма – поклонение небесным светилам), политеизм (поклонение нескольким богам; изучение теологического духа в этот период является во всех отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального) и монотеизм (разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения; начало неизбежного упадка первоначальной философии) .

Но, тем не менее, говорит Конт, эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил, либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единственно мыслимого тогда духовного авторитета .

2) Метафизическая, или абстрактная стадия. Эта стадия играет роль перехода от первоначальной, теологической стадии, к высшему, позитивному состоянию человеческого ума. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий.

Но метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями, истинно характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии .

Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной .

3) Положительная или реальная стадия. Длинная цепь необходимых фазисов приводит наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности, или позитивной стадии мышления. «Установив самопроизвольно, на основании стольких подготовительных опытов совершенную бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии как теологической, так и метафизической, наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям» . Основным принципом умозрительной логики становится основное правило, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла. На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом.

Главной характерной чертой положительной философии является рациональное предвидение. То есть «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов» .

В положительном, позитивном состоянии, человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно сочетая рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов и явлений. Основная черта, характеризующая позитивную философию, состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех человеческих умственных усилий.

Конт говорит о том, что позитивизм имеет философскую природу и социальное назначение. Таким образом, позитивизм ищет точку опоры вне тех светских и духовных классов, которые ранее управляли человечеством. Конт считал, что позитивизм может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями, и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и помощниками новых философов.

Принцип позитивизма Конта проявляется как на уровне философии, на уровне индивидуального мышления, так и на уровне социальном и социально-политическом.

Позитивизм не допускает метафизического догмата о верховной власти народа. Он систематически извлекает из этого догмата все то, что в нем заключается действительно полезного и благотворного, устраняя огромные опасности, связанные с его применением. Позитивизм способен освободить нормальное предписание, которое содержит в себе метафизическая теория народовластия, от опасной примеси догматизма и увеличить тем самым ее социальное значение.

Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества.

Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов. В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.

Позитивную науку об обществе О. Конт первоначально назвал «социальной физикой» имея в виду, что настоящая, подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их наглядный убедительный характер, объективность, проверяемость, общепризнанность.
Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зрения статической и динамической. Поэтому социологию он разделил на две части – социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики — законов прогресса. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество «в состоянии покоя», объектом социальной динамики — общество «в состоянии движения» .

Общество рассматривается О. Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и солидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, составляет простейшую единицу, из которых складывается общество. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма .

Государство, по О. Конту, – это главный гарант общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам, считает О. Конт, – это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться прежде всего, на духовном, моральном единстве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка .

В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О. Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Социальная динамика – это теория общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Первичным, решающим фактором развития общества является духовное, умственное развитие. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются «состоянием человеческих умов».

Трем ступеням умственного развития – теологической, метафизической и позитивной соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О. Конта, является переходной эпохой, для которой характерно разрушение религиозных убеждений — фундамента общественного порядка. На этой стадии человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. Характерными чертами позитивной стадии являются расцвет промышленности, развитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука — социология.

В середине 40-х годов О. Конт решает «расширить» социологию за счет «субъективного метода» и превратить ее в «практическую науку» преобразования общества, которая должна стать новой «религией человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Противоречивость позиции О. Конта проявилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к социологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой — социология оказалась для него не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовать всю социальную жизнь, включая мораль, политику, религию и т. д.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям.

Заключение

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и еще более практической заинтересованности реализации послереволюционного права. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла апология действующего позитивного права; разработку программ революционного преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и его систематизация.

Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил формы и содержание учений о государстве. Они приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.

В конкретных исторических условиях первой половины XVIII в. либеральные лозунги о защите личности от государственной власти означали более всего требование «нейтральности государства» в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых государство в этих условиях практически выступало как чисто карательная сила, для вторых - как верный страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше взгляд на право как на «приказ власти» С этой точки зрения только личность не имеет прав и притязаний по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства зависит от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства. Особое место в идеологии этого времени принадлежит позитивизма Огюста Конта. Содержание работ основателя философского позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современное богатство этого содержания обусловило длительность научного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность восприятия его по существу главной идеи - социализации гражданского общества.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологически Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Мавалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца XIX в. и оказало влияние далее на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформатор-ством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX-XX в., но более всего на технократических концепциях (Д. Белл, Р. Арон) и теории менеджериальной революции (Дж. Бёрнхем). В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере у П. А. Кропоткина.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

    Ампигилова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / Е.В. Ампигилова, И.А. Дякина. – М.: Юристъ, 2003. – 673 c.

    Анн Робер Жак Тюрго. Двух рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого дух [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн. – М.: Высшая школа, 2000. – 275 c.

    Анн Робер Жак Тюрго. Истории прогресса человеческого духа [Текст] / Тюрго Жак Робер Анн, –М.: Прогресс, 2001. – 190 c.

    Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе[Текст] / Э. Баденэр, Р. Бадентер. – М.: Ладомир. 2001. – 310 c.

    Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений / В.И. Власов, Г.Б. Власова [Текст]. –М.: Юристъ, 2003. – 850 c.

    Левандовский А. Сен-Симон[Текст] / А. Левандовский. – М. Молодая гвардия, 1973. – 280 c.

    Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской философии. [Текст] / Е.В. Осипова. – М.: Высшая школа, 1997. – 89 c.

    Рассолов М. М. История политических и правовых учений для студентов вузов [Текст] / М.М. Рассолов. –М.: ИНФРА-М, 2005. – 680 c.

    Сен-Симону А. Очерк науки о человека [Текст] / А. Сен-Симону. – М.: Прогресс, 2003. – 324 c.

    КОНТ Огюст
    (Comte, Auguste)

    (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Получил образование в лицее в Монпелье. В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже - питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Когда школа была временно закрыта в 1816 в связи с подозрением в распространении республиканских идей, он направил свои усилия на занятия математикой и другими науками, изучал труды политэкономов и историков своего времени. В 1817 Конт стал секретарем эксцентричного социального реформатора А.Сен-Симона, оказавшего на него значительное влияние; впрочем, сила этого влияния до сих пор оспаривается учениками того и другого. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824 и впоследствии не уставал поносить его при каждом удобном случае. Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать. По-видимому, Конт никогда полностью не оправился от болезни и в последующие годы вел странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики (Systme de politique positive, ou Trait de sociologie instituant la religion de l"humanit, 1851-1854), - одна из самых путаных работ в истории философии. Хотя многие из его бывших учеников, такие, как Дж.С.Милль, утверждали, что поздний мистицизм Конта резко отличается от рационализма, который присущ его Курсу, другие не менее видные ученые усматривали уже в Курсе все симптомы, очевидные в Позитивной политике. В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики. В 1832-1845 Конт зарабатывал на жизнь, работая учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Лишенный этой должности, он жил всю оставшуюся жизнь на средства своих английских учеников (с которыми его свел Д.С.Милль). После смерти его жены единственным романтическим увлечением в жизни Конта стала в 1844 Клотильда де Во, которая после ее смерти от туберкулеза в 1846 была обожествлена согласно контовской "религии человечества". Конт умер в Париже 5 сентября 1857.
    Философия. Наиболее известная теория Конта по крайней мере частично заимствована у Сен-Симона и Тюрго (1750), это - знаменитый "закон трех стадий", применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как "идеи", "силы" и "последние сущности". На третьей, или позитивной, стадии - в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить - разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий. Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества. По Конту, естествознание уже вступило в позитивную стадию, тогда как социальные науки далеко от него отстали. Необходима "социальная физика", в которой человек получил бы то же значение, какое атом имеет в физике или планета - в астрономии, а именно занял бы свое место в процессе детерминации, строго определенном и однозначном. Конт предложил назвать эту науку об обществе социологией. Социология также может выступить как наука, в которой будет осуществлен синтез всех других областей знания, имеющий практическую цель - реорганизацию общества на базе полученного о нем знания. Конту также принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику, основным понятием которой является "прогресс". Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий ("иерархия наук"). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.
    Политические взгляды. Из-за связей в ранний период с Сен-Симоном и благодаря расхожему причислению к социалистам сен-симонистского толка Конта часто ошибочно считают либо либералом, либо социалистом. На самом деле он был крайним реакционером. За два месяца до смерти он писал: "С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции". Конт всецело отвергал идеалы Французской революции и считал "верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство - недостойной ложью". Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации. Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его "позитивистской диктатуры", сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных. Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами. Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему, на место Бога позитивизм ставит "Высшее Существо" ("Le Grand Etre"). Конт предлагал заменить традиционную религию - религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т.п. Гражданин контовской утопии должен видеть "достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании". Бывшему ученику Конта Дж.С.Миллю не оставалось ничего другого, как заключить, что его учение было "самой полной системой духовного и светского деспотизма, которая когда-либо была порождена человеческим мозгом, за исключением разве что учения Игнация Лойолы". Среди других работ Конта - Рассуждение о духе позитивизма (Discours sur l"esprit positif, 1844); Рассуждение о позитивизме в целом (Discours sur l"ensemble du positivisme, 1848); Позитивистский катехизис (Cathchisme positiviste, 1852); Субъективный синтез (Synthse subjective, ou systme universel des conceptions propres l"tat normal de l"humanit, 1856).
    ЛИТЕРАТУРА
    Конт О. Курс позитивной философии, тт. 1-2. СПб, 1899-1900 Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910

    Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

    Смотреть что такое "КОНТ Огюст" в других словарях:

      Огюст Конт Auguste Comte философ Имя при рождении … Википедия

      - (Comte) (1798 1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познаёт не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трёх… … Энциклопедический словарь

      Огюст Конт философ и социолог Дата рождения: 19 января, 1798 Дата смерти: 5 сентября, 1857 … Википедия

      - (Comte) (1798 1857) французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех… … Политология. Словарь.

      Конт Огюст - Огюст Конт и позитивизм во Франции Закон трех стадий Огюст Конт (1798 1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен Симона, а также выпускником знаменитой… … Западная философия от истоков до наших дней

      Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. В 1817 22 был секретарём А. Сен Симона, затем экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже … Большая советская энциклопедия

      Конт, Огюст - КОНТ (Comte) Огюст (1798 1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. В 1817 22 был секретарем К.А. Сен Симона. Наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      КОНТ ОГЮСТ - (Comte, Auguste) (1798 1857) французский социальный мыслитель, внедривший термин социология. Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен Симона… … Большой толковый социологический словарь

      Конт Огюст - (1798 1857) основатель позитивизма философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Основоположник социологии. Конт родился в Монпелье (Франция), в семье чиновника. Учился в… … Великие философы: учебный словарь-справочник

      КОНТ ОГЮСТ ( - 1798 1857) – французский философ, социолог, основоположник позитивистской философии. Основная работа: «Курс позитивной философии» в 6 томах (1830 1842). В разработке методологических основ позитивизма опирался на идеи французского философа А. Сен … Философия науки и техники: тематический словарь

    Огюст Конт Биография Французский философ основатель позитивизма и позитивной социологии Огюст Конт,родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

    В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: "Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости".

    В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

    В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного "Курса позитивной философии".

    Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным.

    На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсео естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:1. Реальное - противоположность химерическому.2. Полезное - противоположность бесполезному.3. Достоверное - противоположность сомнительному.4. Точное - противоположность смутному.5. Положительное - противоположность отрицательному.Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.

    В творчестве Конта принято различать три периода.

    Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, "опускулов". Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей "Системы позитивной политики" (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В "опускулах" он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии "анархии" человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы "позитивной политики"; и, наконец, знаменитый "закон трех стадий".

    Второй период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный "Курс позитивной философии" (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

    Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная "Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества" (1851-1854), "Позитивистский катехизис" (1852) и "Субъективный синтез" (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно "субъективную" точку зрения и "субъективный" метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии "сердце". Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия "позитивная философия", "позитивный дух", "рациональная позитивность", то в это время он уже чаще говорит о "позитивизме" как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется: если в "Курсе" Конт подчеркивает "естественный" характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с "субъективной" точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

    По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.

    Контовская классификация наук

    Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основныенауки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так какопирается на их достижения.В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные иконкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология исоциология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку обобществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя аступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, это означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победунауки над схоластикой и метафизикой.

    Социология в представлении Огюста Конта

    Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном процессе.Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

    Социологические методы

    Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности эмпиризма (Философское направление оно утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений)- с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования. По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходныеданные социологии. Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При его помощи сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе. Социальная динамика Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества,по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность,Его сравнивают с гением - отцом диалектики. Он заложил фундамент социологии как науки.

    Санкт-Петербургский Государственный

    Университет Информационных Технологий,

    Механики и Оптики.

    Огюст Конт как основатель социологии

    _________________

    группа 4810

    Преподаватель:

    _________________

    Санкт-Петербург

    Введение

    Зарождение социологии как науки.

    Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.

    Основные идеи.

    Классификация наук

    Идея «социальной системы»

    Семья в понимании О. Конта

    . «прикладная социология»

    Закон трех стадий.

    Теологическая стадия

    Метафизическая стадия

    Позитивная стадия

    Предмет и задачи социологии

    Методы социологии

    Заключение.

    Список литературы

    Введение:

    Огюст Конт является одной из самых значимых фигур в социологии. Его деятельность совпала с периодом в истории, когда рушились старые идеалы, и появилось пространство в общественном сознании для нового подхода к общественному строю, порядку, к наукам, семьё и пр. Все эти важнейшие аспекты жизни человека рассматривались Контом и главной идейной основой выступал позитивизм.

    В данной работе оговорены основные идеи Конта, понятия которые он ввел в рассмотрение, его научный подход к обществу и, конечно же, принципы позитивной философии, которые главным образов выделяют Конта на фоне других общественных деятелей и ученых социологов.

    Зарождение социологии как науки.

    Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.

    Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само арождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

    Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе, которая бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в область социального познания начали вторгаться не только строгие научные методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм, структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследования, что определялось соответствующим уровнем развития естествознания. И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле социологии и специфике ее познавательных средств.

    Огюст Конт - основатель позитивизма

    и позитивистской социологии.

    Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.

    На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона. Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классовый мир и категорически защищал частную собственность, чем и объясняется холодное отношение к нему Маркса и его последователей.

    Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах - «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4 томах). Умер О. Конт в бедности, забытый своими учениками и последователями.

    Основные идеи

    Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.

    Идея объединения наук, сведения всей совокупности знания к ограниченному числу простых и ясных положений, например к законам Ньютона, была популярной еще в XVIII веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически не сводятся к простым законам физики. «Я имею в виду рассмотреть - писал Конт, - как каждая из основных наук относится ко всей позитивной системе и какой характер ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее существенные методы и ее главные результаты».

    Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания. Социология напротив - непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. В своей классификации наук Конт пытался избежать упрощенного редукционизма. Появление социологии он связывает не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и укрепления духа «позитивных» наук, без использования методов экспериментального естествознания социология невозможна. Она возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Каждая предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Но «высшие» науки несводимы, как по содержанию, так и по методам, к низшим. Наиболее близкой и родственной социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система, поэтому в биологии и социологии нельзя следовать аналитическим путем, т. е. двигаться от части к целому. Сообщество животных или человеческое общество - это не механический агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта целостность существует самостоятельно и определяет свойства составляющих ее частей Соответственно движение познания должно идти от целого к части. Идеи системности общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его критика сторонников социологического номинализма, в том числе «социальной физики» Кегле, решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки - социология.

    В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значительно более стабильны. В обществе же каждое состояние определяется предшествующим и влияет на будущее.

    Социальные явления по своей природе историчны. Однако в качестве общего предмета социологии Конт, следом за Кондорсе, объявляет глобальное общество, Человечество. Конта интересует не столько смена общественных систем (как, например, в теории формаций К. Маркса), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формальнологическим анализом общества как такового нашло свое выражение в делении социологии на социальную статику и социальную динамику, что потребовало от Конта общих определений понятий социальной целостности, ее структуры, порядка и прогресса. Социологической концепции Конта не чужд диалектический подход, ибо предполагается, что социальная статика и социальная динамика направлены на изучение синхронного действия законов функционирования и развития общества. Задача социальной статики - систематическое исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок.

    Как и многие другие мыслители ранее, Конт начинает анализ «социальной статики» с семьи, видя в ней основную клеточку социального организма. Семья выступает у Конта спонтанным источником морального воспитания, естественной базой политической организации. Распад семьи равносилен гибели общества. Семья - это первичная, естественно складывающаяся, основанная на силе чувств форма объединения людей, из которой вырастают более широкие общности: племя, народ и др. Свои социальные качества индивид приобретает прежде всего в семье. Конт романтизирует традиционную патриархальную семью с ее авторитетом, четким разделением обязанностей, развитым чувством долга.

    Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет самые важные функции: социализации, сохранения культурного наследия, согласования устремлений различных поколений, способствуя равновесию между традицией и новаторством. Конт воспроизводит консервативные рассуждения о положении и роли женщины в семье, оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной. Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естественных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль. В отличие от либеральных сторонников свободной конкуренции Конт считал, что экономические связи сами по себе не гарантируют стабильности общества, не могут обуздать разрушающее влияние эгоизма и агрессивности.

    Они должны быть дополнены политическим принуждением. Но и этого недостаточно для нормального функционирования общества, так как устойчивая социальная связь предполагает определенное единство верований, убеждений и социальных чувств. Это совершенно необходимое согласие обеспечивается религией и церковью.

    Общий механизм социальной интеграции (порядка) и структура общества вытекают таким образом из антропологической концепции человека как преимущественно эгоистического существа, склонного к агрессии, руководствующегося скорее чувствами, чем разумом. Это обстоятельство делает необходимым существование специальных институтов, регулирующих поведение индивидов как бы изнутри, через мир чувств и эмоций. Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием - «позитивная философия». Такая религия объединит разум и чувства. Конт с большим энтузиазмом и педантичностью разрабатывал культ новой религии, систему обрядов, освящавших все важные события в жизни. В своей утопии он ставил задачу объединения всех людей почти полного подчинения индивидуального общественному. В осуществлении своего проекта Конт возлагал надежды на пролетариат при условии его освобождения от развращающего влияния социалистических учений. В этой всемирной федерации будут царствовать мир и согласие, богатство и собственность будут служить общим интересам.

    Конт высоко оценивал разделение между светской и духовной властями в феодальной Европе. В своем проекте, который он противопоставлял классическим утопиям как научно обоснованный, вытекающий из естественноисторического хода событий, Конт предлагал отделить моральный авторитет от экономической власти. Последняя находится в руках промышленников и специалистов. Моральный авторитет поддерживает каста философов, художников, поэтов. Конт категорически отстаивал принцип частной собственности как необходимую основу стимулирования и организации труда и накопления богатства.

    В своей попытке создать «прикладную социологию» Конт столкнулся с проблемой ценностей и способов воздействия на внутренний духовный мир человека. Предложенный им «субъективный метод», направленный на изучение этого специфического мира, противоречил ранним позитивным установкам. Однако различия между ранними и поздними работами Конта не столь существенны, как это часто представляется в историко-социологической литературе. Проект «позитивной религии» не означал возвращения общества к старому состоянию, к вере в сверхъестественные начала. Он логично вытекал из антропологических и функционалистских идей основоположника позитивизма. Новая религия должна была выполнять функциональную роль регулятора социального поведения, обеспечивать единство верований и чувств, без которых, как предполагал Конт, не может существовать ни одно общество.

    Закон трёх стадий

    Как теоретик исторического процесса Конт менее оригинален, чем как исследователь социальной структуры. Основные идеи его исторической концепции заимствованы из трудов французского историка XVIII века Тюрго, Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика у Конта призвана раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Как уже отмечалось, Конт подчеркивал взаимозависимость всех элементов социального организма, однако решающая роль здесь отводится духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех стадии»: теологической, метафизической и позитивной.

    Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а следовательно, и общества продолжалась, по Кошу, до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов.

    Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая стадия развития общества . Эта стадия, стадия распада прежнего общественного порядка, по его мнению охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения, суть которого заключается в абстрактно-олицетворенном истолковании сущности вещей и явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Метафизика, пишет Конт, пытается, как и теология, объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов (как это делает теологическое мышление), она их все более и более заменяет сущностями или олицетворенными абстракциями; в метафизической стадии умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать.

    Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции войны и т. д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новые экономические и политические идеалы и т. д.), все же «метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. В какой-то мере это ненормальное состояние общества, которое нуждается в порядке и дисциплине в нормализации социальной целостности. Для этого обществу необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению Конта, и выкристаллизовывается по мере развития научного (т. е. позитивного) знания.

    Суть «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, начинается с 1800 года, заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. «В позитивном состоянии, - пишет Конт, - человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов». С социальной точки зрения новое общество характеризуется победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно развитой системе. Вместе с тем подчеркивается, что и в новом обществе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон.

    Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

    1. Реальное - противоположность химерическому. 2. Полезное - противоположность бесполезному. 3. Достоверное - противоположность сомнительному. 4. Точное - противоположность смутному. 5. Положительное - противоположность отрицательному.

    Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.

    В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.

    Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан. Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь. Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира.

    Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов.

    Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а собственников - как служителей человечества.

    В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть необходимо отделить от ивдитического и хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства.

    Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены на ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.

    Предмет и задачи социологии

    Представление Конта о предмете и задачах социологии формировалось под влиянием либерально-консервативных взглядов. Конт в равной мере выступал как против традиционалистов, так и против радикалов, объявлявших единственным условием прогресса революционное разрушение. Стремясь преодолеть характерное для эпохи Просвещения противопоставление социального порядка и прогресса, Конт мечтал об обществе, в котором социальный порядок не приводит к застою, а прогресс - к революционной анархии. Соответственно главная задача социологии понималась им как описание взаимодействия законов функционирования и развития общества и выработка оптимальной с этой точки зрения политики. «Основное согласование между порядком и прогрессом, - писал Конт, -составляет еще более неотъемлемое преимущество позитивизма. Ни одна доктрина даже не пыталась произвести это необходимое слияние...