Нравственный выбор моего ровесника в рассказах астафьева и распутина. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства В. Г. Распутин

Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»

Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»

Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик Лидия Михайловна

Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.(« Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства »). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. (« Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся »). - Он учится преодолевать свои слабости. (« Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься »). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

1. Сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина « Уроки французского » . 2. Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. Домашнее задание

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой - обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок.

А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость - набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник - коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор.

Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна - ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше - на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки - слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Материал с сайта

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал - и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему - она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок - ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор.

И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости......

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

План урока литературы в 6 классе

Ф. Искандера.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование монологической и диалогической устной и письменной речи.

2. Создание условий для прогнозирования темы и цели занятия.

3. Организация работы в группах.

4. Создание условий для рефлексии достижения цели.

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Проверить умения учащихся понимать и анализировать художественный текст.

2. Организовать проблемную ситуацию через формулирование вопросов к тексту.

3. Активизировать учащихся на творческую работу в группах, предоставить возможность высказывания при обсуждении вопросов темы.

4. Сформировать умения строить устное и письменное высказывание по законам логики.

5. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Организация работы по ознакомлению с фрагментами произведений

Промежуточный контроль и демонстрация презентации

Знакомятся с презентацией, грамотно заполняют третью графу таблицы (узнал)

Организация индивидуальной работы по формулированию вопросов

Формулируют вопросы по предложенным фрагментам текстов, записывают во вторую графу таблицы (хочу узнать)

Организация фронтальной работы по обсуждению темы и цели урока. Тема: «Нравственный выбор моего ровесника»

Цель: собрать материал к сочинению.

Высказывают предположения о теме и цели урока.

Записывают в первой графе таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …» (домашнее задание к данному уроку)

Организация планирования работы в группах, в т.ч.

  • определение сроков выполнения работ
  • обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе.

Объединяются в группы по вариантам.

Планируют работу в группе.

Участвуют в обсуждении.

Организация работы в группах

Консультирование работы групп.

Работают в группах по обсуждению сформулированных вопросов и выбирают 3 наиболее интересных, по мнению группы.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы с обоснованием выбора вопросов.

Рефлексивный этап (10 минут)

Подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Участвуют в подведении итогов, выражая согласие или несогласие с выбором своей группы.

Завершение работы над таблицей

Оценивание деятельности каждого участника группы и самооценка.

Определение домашнего задания: написать сочинение по плану

  1. Что такое нравственный выбор и когда человек его делает?
  2. Пример из художественного произведения
  3. Вывод. Моё отношение к поступкам героя.

Запись домашнего задания

Учебные задания (УЗ)

  1. Прочитайте фрагмент художественного произведения, определите, откуда он взят. Если узнали, внесите в первую графу таблицы автора и название. Если не узнали, напишите во второй графе, что вы хотите узнать.
  2. Организация работы с таблицей
  3. Посмотрите презентацию и напишите в третьей графе (узнал) полное имя авторов и названия произведений, на которые вы сможете опираться в своём сочинении.
  4. Сформулируйте вопросы по данному вам фрагменту текста, отражая в них ваши размышления о поведении литературного героя (используйте в них слова: почему, зачем, с какой целью и т.п.).
  5. Выскажите предположения о теме нашего урока и его цели.
  6. Запишите на листочках тему и внесите в первую графу таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …»

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

Познавательные: общеучебные (поиск, выделение и структурирование информации)

Познавательные: общеучебные (смысловое чтение); логические (анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Работа в группах.

Объединитесь в группы по вариантам (один фрагмент текста).

Обсудите цели (надо выбрать 3 наиболее интересных вопроса по тексту) и критерии, по которым будете оценивать вклад каждого человека в работу группы.

Определите, кто будет представлять итоги обсуждения.

Познавательные: создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение договариваться и приходит

Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

Прочитайте выбранные вами вопросы, обоснуйте их выбор.

Дополните, если хотите, ответ вашего одноклассника.

Во время выступления вашего одноклассника записывайте в свой листочек понравившиеся вам вопросы.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли , умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей)

Поставьте себе оценку за урок.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Написать сочинение, выбрав произведение, на основе которого приведёте пример для обоснования своих рассуждений.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей).

Приложение № 1

Вариант № 1

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

Не в склад! - объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

Чего-о ты?!

Кто тебе сказал, что это я? - отперся он. - Приснилось, что ли?

Давай сюда! - Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

Давай сюда! - потребовал Вадик.

Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.

Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.

Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:

Переверну-у-ул!

Вариант № 2

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле.

Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.

Ну вот, - сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. - Сегодня среди нас есть раненые.

Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

И что случилось? - спросила она.

Упал, - брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.

Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Хи, упал! - выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. - Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

Я остолбенел от такого предательства. Он что - совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и з гудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность - нечего сказать.

Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, - не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. - Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне: - После уроков останешься.

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

Вариант № 3

Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки и у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды - и в рот их, в рот.

Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя! Вам можно, а мне, значит, нельзя? - зловеще спрашивал он, пока не съел все, что удалось собрать.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.

Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

Зато мне бабушка пряник конем купит!

Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!

А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

Слабо! - сказал он.

Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

Я еще у бабушки калач украду!

Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.

Вариант № 4

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. У меня решение никак не сходилось с ответом.


- Ну, как задача?
- Ничего, - говорит он, - решил. При этом он коротко и значительно кивнул головой в том смысле, что трудности были, но мы их одолели.




- Извините,- сказала доктор еще раз и, почему-то нерешительно помешкав, закрыла дверь.







- Значит, организованно?

- Но ведь нам сказали сначала в пятый "А",- заупрямилась эта Галочка и строго посмотрела на меня.

Какая разница, - сказала докторша и решительно повернулась.



Приложение № 2

Фамилия, имя ____________________________________класс_________________

Хочу узнать

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и подчеркните подходящий вам вариант ответа.

  1. Я удовлетворен (а) результатами занятия ДА; НЕТ
  2. Я удовлетворен (а) своим выступлением ДА; НЕТ

3.Во время выступления я испытывал (а) затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое______________________________________________

Приложение № 3

(Презентация

Настя возле черного пня.

Спасение Митраши.

Митраша в Блудовом болоте.

Рогатый великан лось.

Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

Приложение 1

Настя

«Как золотая курочка на высоких ножках»

«Волосы отливали золотом»

«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»

«Носик был чистенький и глядел вверх»

«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»

«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»

«Выгоняла своё любимое стадо»

«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша

«Десять лет с хвостиком»

«Коротенький, но очень плотный, лобастый»

«Упрямый и сильный»

«Мужичок в мешочке»

«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»

«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»

«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»

«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»

«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»

(Составление таблицы на доске и в тетради каждого ученика) –

Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока литерату ры в 6 классе

«Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В.Распутина, В Астафьева,

Ф. Искандера.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование монологической и диалогической устной и письменной речи.

2. Создание условий для прогнозирования темы и цели занятия.

3. Организация работы в группах.

4. Создание условий для рефлексии достижения цели.

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Проверить умения учащихся понимать и анализировать художественный текст.

2. Организовать проблемную ситуацию через формулирование вопросов к тексту.

3. Активизировать учащихся на творческую работу в группах, предоставить возможность высказывания при обсуждении вопросов темы.

4. Сформировать умения строить устное и письменное высказывание по законам логики.

5. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно – мотивационный этап (15 минут)

Актуализация знаний

Организация работы по ознакомлению с фрагментами произведений

Промежуточный контроль и демонстрация презентации

Знакомятся с презентацией, грамотно заполняют третью графу таблицы (узнал)

Организация индивидуальной работы по формулированию вопросов

Формулируют вопросы по предложенным фрагментам текстов, записывают во вторую графу таблицы (хочу узнать)

Организация фронтальной работы по обсуждению темы и цели урока. Тема: «Нравственный выбор моего ровесника»

Цель: собрать материал к сочинению.

Высказывают предположения о теме и цели урока.

Записывают в первой графе таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …» (домашнее задание к данному уроку)

Технологический этап (20 минут)

Организация планирования работы в группах, в т.ч.

  • определение сроков выполнения работ
  • обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе.

Объединяются в группы по вариантам.

Планируют работу в группе.

Участвуют в обсуждении.

Организация работы в группах

Консультирование работы групп.

Работают в группах по обсуждению сформулированных вопросов и выбирают 3 наиболее интересных, по мнению группы.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы с обоснованием выбора вопросов.

Рефлексивный этап (10 минут)

Подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Участвуют в подведении итогов, выражая согласие или несогласие с выбором своей группы.

Завершение работы над таблицей

Оценивание деятельности каждого участника группы и самооценка.

Определение домашнего задания: написать сочинение по плану

  1. Что такое нравственный выбор и когда человек его делает?
  2. Пример из художественного произведения
  3. Вывод. Моё отношение к поступкам героя.

Запись домашнего задания

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Учебные задания (УЗ)

Универсальные учебные действия (УУД)

Постановка темы и цели занятия

  1. Прочитайте фрагмент художественного произведения, определите, откуда он взят. Если узнали, внесите в первую графу таблицы автора и название. Если не узнали, напишите во второй графе, что вы хотите узнать.
  2. Организация работы с таблицей
  3. Посмотрите презентацию и напишите в третьей графе (узнал) полное имя авторов и названия произведений, на которые вы сможете опираться в своём сочинении.
  4. Сформулируйте вопросы по данному вам фрагменту текста, отражая в них ваши размышления о поведении литературного героя (используйте в них слова: почему, зачем, с какой целью и т.п.).
  5. Выскажите предположения о теме нашего урока и его цели.
  6. Запишите на листочках тему «Нравственный выбор моего ровесника (по литературному произведению») и внесите в первую графу таблицы (знаю) продолжение предложения «Нравственный выбор – это …»

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

Познавательные: общеучебные (поиск, выделение и структурирование информации)

Познавательные: общеучебные (смысловое чтение); логические (анализ с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Работа в группах.

Объединитесь в группы по вариантам (один фрагмент текста).

Обсудите цели (надо выбрать 3 наиболее интересных вопроса по тексту) и критерии, по которым будете оценивать вклад каждого человека в работу группы.

Определите, кто будет представлять итоги обсуждения.

Познавательные: создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)

Организация публичного выступления

Прочитайте выбранные вами вопросы, обоснуйте их выбор.

Дополните, если хотите, ответ вашего одноклассника.

Во время выступления вашего одноклассника записывайте в свой листочек понравившиеся вам вопросы.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли , умение договариваться и приходит ь к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей)

Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке

Поставьте себе оценку за урок.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Определение домашнего задания

Написать сочинение, выбрав произведение, на основе которого приведёте пример для обоснования своих рассуждений.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных целей).

Приложение № 1

Вариант № 1

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы - если не окажется орла - собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

Не в склад! - объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, - иначе он не стал бы ее закрывать.

Ты перевернул ее, - сказал я. - Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, - решил я. - Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

За мной, ожидающе улыбаясь, стоял Птаха. Я oпeшил:

Чего-о ты?!

Кто тебе сказал, что это я? - отперся он. - Приснилось, что ли?

Давай сюда! - Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?

Давай сюда! - потребовал Вадик.

Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.

Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.

Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.

Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:

Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.

Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!

Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.

Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.

Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:

Переверну-у-ул!

Вариант № 2

Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле.

Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.

Ну вот, - сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. - Сегодня среди нас есть раненые.

Класс засмеялся, а Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

И что случилось? - спросила она.

Упал, - брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.

Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Хи, упал! - выкрикнул Тишкин, захлебываясь от радости. - Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

Я остолбенел от такого предательства. Он что - совсем ничего не понимает или это он нарочно? За игру на деньги нас в два счета могли выгнать из школы. Доигрался. В голове у меня от страха все всполошилось и з гудело: пропал, теперь пропал. Ну, Тишкин. Вот Тишкин так Тишкин. Обрадовал. Внес ясность - нечего сказать.

Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, - не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. - Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. Она подождала, пока растерявшийся, ставший сразу несчастиым Тишкин выйдет к доске, и коротко сказала мне: - После уроков останешься.

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

Вариант № 3

Старшой брал, брал ягоды да и задумался: он для дома старается, а те вон, дармоеды, жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку еще раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки и у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды - и в рот их, в рот.

Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя! Вам можно, а мне, значит, нельзя? - зловеще спрашивал он, пока не съел все, что удалось собрать.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.

Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:

Зато мне бабушка пряник конем купит!

Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!

Ты!

Жадный?

Жадный!

А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

Слабо! - сказал он.

Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

Я еще у бабушки калач украду!

Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.

Ладно!

Вариант № 4

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. У меня решение никак не сходилось с ответом.

Поэтому на следующий день я пришел в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного из них насчет задачи, оказалось, что и он ее не решил. Совесть моя окончательно успокоилась. Мы разделились на две команды и играли до самого звонка.
И вот входим в класс. Еле отдышавшись, на всякий случай спрашиваю у отличника Сахарова:
- Ну, как задача?
- Ничего, - говорит он, - решил. При этом он коротко и значительно кивнул головой в том смысле, что трудности были, но мы их одолели.

Между тем Харлампий Диогенович поздоровался с классом и уселся на стул. Он слегка вздернул рукава пиджака, медленно протер нос и рот носовым платком, почему-то посмотрел после этого в платок и сунул его в карман. Потом он снял часы и начал листать журнал. Казалось, приготовления палача пошли быстрей.
Но вот он отметил отсутствующих и стал оглядывать класс, выбирая жертву. Я затаил дыхание.
Класс замер. Но в это мгновение раскрылась дверь и в дверях появились доктор с медсестрой.
- Извините, это пятый "А"? - спросила доктор.
- Нет, - сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чувствуя, что какое-то санитарное мероприятие может сорвать ему урок. Хотя наш класс был почти пятый "А", потому что он был пятый "Б", он так решительно сказал "нет", как будто между нами ничего общего не было и не могло быть.
- Извините,- сказала доктор еще раз и, почему-то нерешительно помешкав, закрыла дверь.

И вот внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла. Я этого не мог так оставить.
- Можно, я им покажу, где пятый "А"? - сказал я, обнаглев от страха.
Два обстоятельства в какой-то мере оправдывали мою дерзость. Я сидел против двери, и меня часто посылали в учительскую за мелом или еще за чем-нибудь. А потом пятый "А" был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться, потому что она у нас бывала редко, постоянно она работала в первой школе.
- Покажите, - сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови.
Стараясь сдерживаться и не выдавать своей радости, я выскочил из класса.
Я догнал докторшу и медсестру еще в коридоре нашего этажа и пошел с ними.
- Я покажу вам, где пятый "А", - сказал я. Докторша улыбнулась так, как будто она не уколы делала, а раздавала конфеты.
- А нам что, не будете делать? - спросил я.
- Вам на следующем уроке, - сказала докторша, все так же улыбаясь.
- А мы уходим в музей на следующий урок, - сказал я несколько неожиданно даже для себя.
- А мы вас не пустим,- сказала докторша шутливо.
- Что вы, - сказал я, начиная волноваться,- мы собираемся во дворе и организованно пойдем в музей.
- Значит, организованно?
- Да, организованно, - повторил я серьезно, боясь, что она не поверит в нашу способность организованно сходить в музей.
- А что, Галочка, пойдем в пятый "Б", а то и в самом деле уйдут, - сказала она и остановилась. Мне всегда нравились такие чистенькие докторши в беленьких чепчиках и в беленьких халатах.
- Но ведь нам сказали сначала в пятый "А",- заупрямилась эта Галочка и строго посмотрела на меня.

Какая разница, - сказала докторша и решительно повернулась.

Убедившись, что они не передумают, я побежал вперед, чтобы устранить связь между собой и их приходом.
Когда я вошел в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трех действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог. Вот он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли.
"Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас". Хотелось быть ласковым и добрым.

Приложение № 2

Фамилия, имя ____________________________________класс_________________

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и подчеркните подходящий вам вариант ответа.

  1. Я удовлетворен (а) результатами занятия ДА; НЕТ
  2. Я удовлетворен (а) своим выступлением ДА; НЕТ

3.Во время выступления я испытывал (а) затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое______________________________________________

Приложение № 3

Ребята, взгляните на рисунки. Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

(Презентация

Настя возле черного пня.

Спасение Митраши.

Митраша в Блудовом болоте.

Рогатый великан лось.

Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению)

Приложение 1

Настя

«Как золотая курочка на высоких ножках»

«Волосы отливали золотом»

«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»

«Носик был чистенький и глядел вверх»

«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»

«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»

«Выгоняла своё любимое стадо»

«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша

«Десять лет с хвостиком»

«Коротенький, но очень плотный, лобастый»

«Упрямый и сильный»

«Мужичок в мешочке»

«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»

«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»

«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»

«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»

«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»

(Составление таблицы на доске и в тетради каждого ученика) –

Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?

По вариантам работа:

Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.


Средняя оценка: 4.2

«Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром. В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования».
Ю. В. Лебедев

Что означает «нравственность»? Обратимся к толковому словарю Ожегова и определим лексическое значение этого слова. Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Что же такое «нравственный выбор»? Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе.

В рассказах В. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» мы встретили своих ровестников - двух мальчиков. Оба героя совершили плохие поступки: один смошенничал и обманул бабушку, а другой играл на деньги в «чику».

Герой В.П. Астафьева, чтобы доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку, обманул ее. Но совесть замучила его: «Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.» Видно, что герой раскаялся в своем поступке, мучился и плакал от совершенного им мошенничества. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила. Она преподнесла мальчику настоящий урок доброты.

Герой рассказа В.Г. Распутина тоже встал перед нелегким нравственным выбором. Сначала он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, чтобы учиться. Вторым испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть на деньги. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Гордый мальчик считал унизительным для себя получать помощь от учительницы в виде обеда или посылки, а игру на деньги считал честным заработком. Тогда учительница стала играть с ним, точно зная, что мальчик обыграет ее и сможет купить себе молоко. Лидия Михайловна открыла герою рассказа двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу.

Герои обоих рассказов находят в себе смелость признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь. В.П. Астафьев и В.Г. Распутин вспомнили эти случаи из своего детства: «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

См. также: Экранизация рассказа В. Распутина «Уроки французского» (Мосфильм, 1978 г).

Вместе с сочинением «Нравственные проблемы рассказов В. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»» часто ищут

Урок «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе
В. Распутина «Уроки французского»

Учитель русского языка и литературы Липнина Е.М.
ГБОУ СОШ №348 Невского района СПб

Заключительный урок по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Следующий урок – подготовка к сочинению.

Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные проблемы, поднимаемые автором, а именно ответственности человека за свой выбор
Развивать навык анализа художественной прозы.
Способствовать воспитанию нравственных качеств, формированию художественного восприятия мира.

Оборудование:

Презентация
отрывок из фильма «Уроки французского»
рисунки учащихся
таблички с литературными терминами, названиями произведений, в которых герои стоят перед выбором
посылка с макаронами и гематогеном

Предварительные задания:

Раскрыть понятия: автобиография, антитеза, композиция, нравственность, нравственный выбор, дискуссия, пейзаж, художественная деталь.

Работа по группам над темами

 «Нравственный выбор в литературе и жизни»
 Герой – близкие
 Герой – учитель
 Герой – сверстники (инсценируют мимику, жесты взгляд компании Вадика)
 Внимательные читатели (готовят вопросы по тексту; иллюстрации, и к ним вопросы)
Задание проверяется в течение 2-х недель. Нужно создать «поле» для изучения темы. Выступают учащиеся с сообщениями, в которые включают лишь необходимую для урока информацию.

Тип урока – проектное обучение

Работа над проектом:
определение проблемы, вытекающих задач
гипотеза, обсуждение методов исследования
оформление конечных результатов
анализ полученных данных, подведение итогов
корректировка, выводы
использование метода отчетов, просмотров

Ход урока:
До урока 2-3 человека проверяют знание текста у желающих
Разминка (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Узнай героя по описанию

Группа №4

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» (герой)

Иллюстраторы. Рисунок, к нему – 3 вопроса
Задание:
Монетки «Чем продавщицы на базаре, где герой покупал молоко, были недовольны? Что они предполагали, глядя на гнутые монетки? //Монетки были гнутые. Продавщицы думали, что мальчик стоит на паперти – попрошайнисает//
Молоко «Почему герой покупал молоко?» // Ему нужно было пить молоко – у него было малокровие//
Сапоги «Как вы помните, герой ходил в школу в самодельных башмаках – ни у кого в классе не было такой чудной обувки. Когда появились сапоги? Откуда мама героя взяла деньги на столь дорогую покупку?» //через год мама купила ему сапоги, продав самую дорогую ценность – швейную машинку//
Топор «Расскажите, когда в тексте появляется топор?» //мальчик открывает им посылку, которую прислала Л.М.//
Пластинка «Где мы встречаем эту пластинку?» //у Л.М., она ставит герою французские песни»//

Ещё до урока начинает звучать музыка. Урок начинается под музыку (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ)
1 мин

Виктор Берковский
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Слово учителя (МОТИВАЦИЯ) 2 мин

Вы услышали слова песни «каждый выбирает…». Это эпиграф к нашему уроку.
Мы собрались здесь для беседы. Напоминаю вам, что главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад собирал великий мыслитель Сократ своих учеников, чтобы вместе обсудить различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому, что эти Мысли с большой буквы – честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.

Перед вами правила сократовской беседы (не зачитывать, на слайде):

Не могу молчать.
Уважай ближнего своего.
Платон мне друг, но истина дороже.
Заговори, чтоб я тебя увидел.

Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.

Что же такое нравственный выбор? Посмотрите на слайд.
Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор - совесть, свобода выбора, ответственность за поступки//запись в тетрадь

Группа №5 3 мин

Литературоведы (выступают два человека от команды)
Нравственный выбор в произведениях Виктора Петровича Астафьева,
Юрия Яковлева, Николая Семёновича Лескова

1 Человек часто оказывается перед выбором. Нашёл деньги, смотришь – никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь – первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор.
Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

2 В литературных произведениях мы также часто видим, кто герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами. Герой рассказа «Рыцарь Вася» стоит перед выбором – спасать малыша-первоклашку, рискуя жизнью или, как его одноклассник Димка, подождать помощи.

1 На мой взгляд, Вася не выбирает. Выбор у него один. Он даже не раздумывает – просто идёт на помощь слабому, как истинный рыцарь.

2 Герой рассказа «Человек на часах» - Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.

Тема урока (на слайде) запись в тетради
Работаем мы сегодня по плану (план проецируется, но не зачитывается)

Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? //узнать, что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?//

Существует мнение, что нравственный выбор – самый выгодный. Мнение спорное. На слайде вы видите определение этого слова. Мы сегодня либо докажем, либо опровергнем эту мысль.

ВЫГОДА
выгоды, ж. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный).

Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором.
Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.

Группа №1

На новом месте 4 мин

Задание - Подумайте, какая информация очень важна в этом тексте?

1) Почему его решили отправить в город?

Герой жил в деревне. Отец его, видимо, погиб на фронте. Учился он хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше добавляя от себя. Но особенно в него верили, когда дело касалось облигаций. Считалось, что у него счастливый глаз. Его выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала сына в город, хотя до того никто из деревни в районе не учился.

2) Голод в городе. Чем голод в деревне отличался от голода в городе? Как пейзажные зарисовки помогают понять состояние героя?

Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. В деревне, особенно осенью, всегда можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. В городе для героя все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Он как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков. Больше не ходил – бесполезное занятие. В словосочетании «небольшая речушка» видно отношение героя, привыкшего к простору, лугам, Ангаре, к городу. Речушка похожа то ли на ручеёк, то ли на лужу. Повторение слова «чужие» помогает понять состояние героя – он словно в тюрьме. Нет ощущения простора, свободы

Работа с текстом. Что для героя было самым страшным? Читаем. 3 мин.

Задание:
Найдите выразительные средства. Как они помогают понять состояние мальчика?

Самое страшное начиналось, когда герой приходил из школы. В школе он невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там его тормошили ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. Но как только он оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Ведь никогда раньше он даже на день не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так ему было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой.
И он мог бы уехать…

Выбор 1 – фильм «Мальчик бежит за уезжающей мамой» 5 мин

Перед мальчиком выбор – поехать домой или остаться в городе.

В самом начале эпизода мальчик груб с мамой: не обнимет её, сидит и хмурится. В чём причина?// При ней я крепился, не жаловался и не плакал.//

Почему мама, как только садится в машину, сразу отворачивается, не смотрит на сына, а смотрит вперёд? //ей очень тяжело, возможно, она тоже плачет//

Что она испытывает?

Почему герой всё же не уезжает в деревню?
//Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться. //
Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника.
Герой выбирает и - остаётся в городе.

Как он учится? (текст)
//Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки. С французским у меня не ладилось из-за произношения.//

Найдите фразеологизм. Как он помогает понять характер героя? Какой он человек? Ученик?

Герой и сверстники 3 мин

Есть ли у него друзья? Скажите, почему у героя нет друзей? (текст)

//От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому, не оставлявшей никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один - потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много//.
Какой эпитет помогает понять, насколько сильно герой скучал по дому?
У героя нет друзей, но появились знакомые. Вадик и его компания играли на деньги.

Выбор 2
Из-за чего герой решился играть на деньги? (текст)
//Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.» //
Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь.

Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? //Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать//.

Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? //Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми//

Физкультминутка 2 мин.

Сейчас мы проведём эксперимент. Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело.
Какой же Вадик? Представьте, как стоит Вадик. Каковы его движения? Выражение лица? Как отбрасывает волосы со лба?
//Правда, и играл он хорошо. Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся - шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.. «зло прищурившись».//

Попробуем повторить (чёлка, руки в карманах, походка, взгляд)? Ребята готовились. Сейчас они покажут свои заготовки. Попробуйте повторить. Что чувствуете? //презрение к окружающим, смотрю свысока, злость, неискренность//.
Давайте примем позу открытого, уверенного в себе человека, доброжелательно настроенного к окружающим. Плечи расправлены, спина выпрямлена, открытая улыбка, взгляд – внимательный и доброжелательный. Присаживайтесь

Наверно, так же доброжелательно и уважительно смотрела на свой класс Л.М.

Герой и Учитель 4 мин

1) История Лидии Михайловны. Откуда она приехала? Какая она была в детстве (по её же собственным словам)
2) Какою её видят дети? Чем она отличается от других учителей?
3) Мальчик глазами Лидии Михайловны
4) Как себя чувствует Л.М. в городе?

Л.М. узнала, что её ученик играет на деньги. (зачитываем)

Чему она так удивляется? (молоко?!)
ТЕКСТ
- Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
- И больше не играешь?
- Нет.
- А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
- Покупаю молоко.
- Молоко?

Почему Л.М. не повела его к директору?
//Лидия Михайловна видит, что перед ней мальчик, которому нужна помощь – живёт далеко от дома, у чужих людей, недоедает. //

Как она пытается ему помочь?

Посылка /ставим на стол посылку, открываем/ 6 мин

Почему герой не принял посылку? (читаем по цепочке по 1 предложению)
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул одну трубочку, глянул, дунул в нее, и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я так просто не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.
И вдруг я поперхнулся. Макароны… Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. Это что же тогда получается? Торопливо, в отчаянии и надежде, я разгреб макароны и нашел на дне ящичка несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил: посылку отправляла не мать. Кто же в таком случае, кто? Я еще раз взглянул на крышку: мой класс, моя фамилия - мне. Интересно, очень интересно.

Найдите выразительные средства (эпитеты, метафору), которые помогают понять, что чувствует герой?

Почему мальчик всё же не взял посылку. Поднимите руку те, кто считает, что посылку нужно было взять? Кто считает, что герой поступил верно? Аргументируйте.

Л.М. решила играть с учеником на деньги? Текст 3 мин
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету.
- Что вы делаете? - возмутился я.
- Я? А что я делаю?
- Зачем вы ее подвинули?
- Да нет же, она тут и лежала, - самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

Почему мальчик так реагирует? //Ему неприятно, когда обманывают, играют, поступают нечестно//

Чем заканчивается рассказ?

Итоговые вопросы 6 мин

Мог ли герой поступить иначе?

Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?

Что и кто влияет на нравственный выбор героя?

Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику?
//Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце//
Итак герой не раз выбирает. Он слышат свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.
Вернёмся к плану. Все ли пункты выполнены? Достигнута ли цель?

Согласны ли вы с тем, что нравственный выбор – самый выгодный? В чём выгода для этого мальчика? //он становится личностью. Этот мальчишка вырос в замечательного писателя – Валентина Распутина. Совестливого, думающего, понимающего//
Откройте текст и прочитайте вступление. Как вы понимаете эти слова?

//Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него.
Человек, не зависимо от возраста, часто встаёт перед нравственным выбором. Когда он уходит далеко от добра, тогда чувствует свою вину перед людьми, которые видят в нём добро и свет, которые в него верят. //

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом. Этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Э.Б. Межелайтис)
В начале урока мы говорили, что существуют мысли с большой буквы. Такими мыслями с нами поделился В.Г. Распутин.
Скажите, какая мысль пришла вам в голову, Мысль, навеянная сегодняшним уроком.
Чью мысль ты бы хотел услышать?

Разговор, который мы начали сегодня, не заканчивается: он продолжается для каждого из нас. Я желаю, чтобы мы были открыты истине, добру и красоте. И тогда мы сможем сделать единственно правильный для нас нравственный выбор.
Помните, самый выгодный выбор – нравственный.

Домашнее задание 1 мин

Написать письмо от имени учителя или героя
Выбрать, сколько лет прошло – 1 год или 20-40 лет
Здравствуйте, Лидия Михайловна…
(рассказать, как мальчик жил после этой истории)
Здравствуй, …(рассказать, то произошло потом с учительницей)

Оценка за урок 3 мин
складывается из трёх оценок, самооценка по критерию (на слайде, не зачитывается)
Критерии:
Цель достигнута? Задачи выполнены? 2 б.
Материал найден? Интересный, нужный, познавательный? 1 б.
Удалось рассказать свободно, выразительно? Слушали внимательно? 2 б.

Самооценка (записывают оценку на листочках, которые сдают)
- Оценка группы (список с этими оценками уже у учителя, туда выставляются оценки за выступление и самооценка)
- Выступление

Благодарю за мысли:…..за умение слышать собеседника:…за материал:…

Приложение:
http://mm-festival.letitbit.net/download/344f562560a0e0b3d48a835c214b5ad9b/LipninaEkM.zip.html