Этрусская лига. Что римляне позаимствовали у этрусков? Предметы роскоши и ювелирные изделия

Есть ли у Этрурии своя история? Дюжина союзных друг другу городов, развитие которых шло не одновременно, и которые имели совершенно различные, а порой и противоположные судьбы могли ли они иметь общую и единую историю? Без сомнения, правильней было бы говорить об истории этрусской цивилизации, об истории людей, которые пользовались одним и тем же языком, и которых объединяла общая религия.

Фактически, эти города, одновременно столь различные и столь похожие, объединялись сознанием своей принадлежности к одной и той же нации и отмечали каждый год это единство, избирая в храме бога Воль­тумны , располагавшемся на территории Вольсинии,главу союза — rex Etruriae, символ их культурных и религиозных связей. Римляне, впрочем, рассматривали это несколько иначе говорили об этрусском господстве в Италии, не выделяя господства того или иного города.

Вопрос происхождения этрусков не является сегодня центральным.

С античных времен по поводу происхождения эт­русков выдвигались три версии: версия восточного происхождения, версия их прихода из северных аль­пийских стран и версия их местного происхождения.

После открытия в Вилланове (селении, расположенном неподалеку от Болоньи) В середине XIX века гробницы, которая была сочтена археологами при­ надлежащий к культуре, непосредственно предшествовавшей этрусской, весь период, растянувшийся от начала образования Этрурии до конца VIII века до н.э., стали называть виллановианским . Под этим термином подразумевается, таким образом, вся ранняя история этрусков.

Погребения, найденные в Вилланове, связаны с самой ранней в Италии практикой кремации мертвых ­ этот обычай, известный также в центральной Европе под названием культуры полей погребальных урн , не существовал на Апеннинском полуострове в эпоху бронзы. Захоронения этой « Апеннинской куль­туры» встречаются повсеместно во всех регионах, где говорили на италийских языках индоевропейского происхождения, одновременно с так называемой культурой «ямных погребений» (где мертвецов хоронили в могилах ­ямах в вытянутом положении вместе с предметами их повседневной жизни).

Таким образом, весьма соблазнительно идентифицировать появление этрусской цивилизации с обря­дом кремации в Тоскане. Однако это никоим образом не решает вопроса происхождения этрусков.

Следует запомнить две важные даты, связанные с формированием этрусской цивилизации: 1200 год до н.э. и 900 год до н.э. Первая дата соответствует появлению этой новой культуры и возможно, приходу групп людей, появившихся с Востока, хотя ничто не позволяет доказать это. Конец XIII века до н.э. был отмечен серьезными потрясениями, особенно на востоке Средиземноморья: падение империи xeттов, акты пиратства и попытки завоевания особен­но в Египте «народов моря»

Если имелись когда-то миграционные движения людей, пришедших с Востока, чтобы присоединиться к населению Тосканы с целью изменить куль­туру и привнести основы новой цивилизации, то их следует датировать началом XII века.

Вторая дата, 900 год до н.э. (начало железного века, после постепенного расширения практики кpe­мации на все то, что позже будет этрусской терри­торией), отмечает начало предурбанизации, которая знаменует собой новый рост и апогей виллановианс­кой культуры.

что касается городов, то в этот период наблюдается перегруппировка разбросанных зон обитания в места, которые в будущем станут крупными городамиВейи, Цере,Вольсинии, Вульчи.

Возьмем пример Тарквиний , священного города Этрурии. Раскопки многочисленных некрополей, расположенных на всех его холмах, обнаружили нескольких зон обитания, рассеянных на высотах, в частности, на плато Монтероцци.

При­ мерно в 750­-720 гг. до н.э. все эти зоны обитания были заброшены в пользу единственного места, где и был создан город Тарквинии, в то время как Монтероцци стало некрополем нового города. Здесь, как и в Риме, выбор единого места жительства был оп­ределен местом, предназначенным для погребения мертвых. Археолог Марио Торелли сравнивает эти два знаменитых города и отмечает общность в про­цессе перегруппировки окрестных жителей и в про­цессе их основания.

Подобное же в образовании городов наблюда­лось почти по всей Этрурии с некоторыми отличия­ ми в различных эпохах и регионах.

Этруски в Италии

Изучение влияний и конфронтаций на Апеннинском полуострове до появления Рима позволяет отметить огромную роль, которую этруски сыграли не только в Италии, но и во всем Западном Средиземноморье. Очевидно, что они занимали там главен­ствующее положение, в отличие от греков и карфагенян. Отношения между этими тремя народами по­стоянно усложнялись.

Можно сказать, таким образом, что этруски сыграли важнейшую роль в образовании Италии.

Италия стала трансформироваться под гречес­кую модель. Контакты, особенно торговые, городов Великой Греции с Кампаньей, Лацием и Этру­рией благоприятствовали эволюции этих регионов и способствовали их развитию. Тем не менее, надо отметить отсутствие греческих колоний на этрус­ской земле. При этом Этрурия, плодородная и богатая металлами, имела все, чтобы привлекать греков. Но этрусские города, которые к этому времени уже образовались, сами проявляли колонизаторские наклонности. Они сопернича­ли с греками на земле Италии.

VII век до н.э. ­ это время, когда Карфаген тоже задумал утвердиться в Западном Средиземноморье.В VI веке д.н.э греческое присутствие еще более усилилось: греческие колонии-полисы вознамери­лись перекрыть этрускам дороry в Сицилию.

Появление греческих колонистов на юге Италии сильно повлияло на обычаи этрусков. Этот период был отмечен наибо­лее высокой степенью изысканности этрусской цивилизации и благополучием таких крупных городов. Положение Рима стало еще более стратегическим, и этрусские города начали ссориться из-­за обладания этим пунктом.

Но блеск и изысканность этрусской культуры этого периода скрывали реальность упадка, который уже наметился в жизни Этрурии. В 545 году до н.э. была одержана победа над фокейцами при Ала­лии, но она поставила этрусков в еще более тяже­лое положение. Карфагеняне, объединившиеся с этрусками в борьбе против, отдали Алалию своим союзни­кам­ этрускам, а сами получили контроль над гораз­до большей частью острова. В то же самое время они обосновались в Западной Сицилии и начали

там войну против греков. При этом карфагеняне постоянно опирались на своих этрусских союзни­ков, С которыми у них был заключен договор о друж­бе. Однако этот пресловутый договор, похоже, навязывал этрускам нечто вроде карфагенского протектората.

К этим внешнеполитическим проблемам следует добавить внутренние потрясения в греческих колониях, начавшиеся с конца VI века до н.э., что не могло не отразиться на этрусках.

Тарквиний гордый правил в Риме, как тиран, вызывая ненависть римлян. В конечном итоге, Рим восстал и тирана с его семьей изгнали. Считается, что Тарквиний был выслан из Рима в 509 rоду до н.э.

Однако с изгнанием Тарквиниея борьба не кончилась. Тарквиний бежал к Порсенне , царю этрусского города Кьюзи. Порсенна, считая полезным для этрусков восстановление власти Тарквиния, пошел на Рим. По некоторым версиям, он захватил город.

После этого отряд этрусков под предводительством сына Порсенны Арунта двинулся против латинян, но был разбит греческим войском под начальством Аристодема .

Через некоторое время, в 474 roдy до н.э ., новый тиран Хиерон , объединив греческую коалицию, раз­бил под Кумами этрусков, союзных уже основательно ослабленным карфагенянам. Этруски, то они вынуждены были отступить за свои первоначальные границы, и, именно с этого поражения надо отсчитывать время, когда они окончательно оставили Рим.

Этруски в Риме

Есть мнение, что этруски придумали ле­генду, которая могла бы оправдать их присутствие во главе Рима с момента его основания. Мы знаем, что «официальная» легенда о Ромуле появлялась постепен­но и была оформлена только в IV веке до н.э... Согласно легенде, этрусский царь Tapхетий был дедом основателей Рима ­ Ромула и Рема.

Царствовал Тархетий в Альбе­-Лонrе и считался, очевидно, потомком Энея, то есть, в конечном счете, самого Зевса. В очаге его дома вдруг появился волше­бный фаллос, которого якобы и произошли римс­кие близнецы, вскормленные волчицей.

Присутствие тосканских торговцев в Ри­ме за­ долго до правления Тарквиния не вызывает сомнений, но этрусское господство так глубоко изменит город в таком множестве областей, что потребуется чересчур долго составлять исчерпывающий спи­сок.

Наиболее ярко этрусское влияние проявилось в области благоустройства. Мастерство инженеров­ гидравликов позволило осушить болотистую землю Форума, создать первый водосток и фактичес­ки новый городской пейзаж. Был оборудован Капи­толий и построен храм Юпитера ­ по образцу этрусских храмов, сооружены каменные здания, по­крытые черепицей. Они были украшены раскрашен­ными изделиями из терракоты, остатки которых об­наружены во всех важных местах центра (Форум, Капитолий), оборудован Большой цирк (Circus Maximus), проложено несколько улиц на террито­рии Форума, в том числе знаменитая Vicus Tuscus (улица тосканцев) со статуей бога Вертумнуса.

Этрусские цари не довольствовались тем, ­что изменили городской пейзаж. Они также ввели некоторые церемонии (триумф, игры), установили календарь и ­ главным образом, благодаря Сервию Туллию ­ провели важные реформы, создав новые общественные и военные структуры. Все граждане Рима были разделены на классы согласно их состоянию, и эти классы стали представлены в армии разными отрядами с разным уровнем вооружения.

К этим основным изменениям можно добавить ряд нововведений юридического и культурного порядка, которые надолго укоренились в нравах и обычаях римлян, до такой степени, что они и сами стали забывать об их происхождении. Наиважнейшим:

из этих нововведений являлся, без сомнения, алфавит, который этруски са­ми позаимствовали у греков.

Все это означает, что, несмотря на стремление самих римлян к преуменьшению этрусского влияния, присутствие этрусков в Риме было реально и оставило очень глубокий след.

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморьяизобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Этру́ски (итал. etruschi , лат. tusci , др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί-тиррены, самоназв. Rasenna, Rasna или Raśna ) - древние арийские племена хеттско-праславянского древа, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия , современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и сформировавшую ее.Часто то,что относят к римлянам,является остатками этрусков.Римская триумфальная арка - это не что иное как городская арка этрусков. Капитолийская волчица создана в Этрурии.

Кем и где были славяне до того, как их стали так именовать? Археологические открытия последнего столетия на Апеннинском полуострове и Балканах стали революционными для историографии Европы: они привели к возникновению новой области историографии - этрускологи, затронув не только античное и раннее римское время. Полученные сведения дали исчерпывающий материал, который позволил полностью идентифицировать культуру этрусков, включая язык, религию, традиции, обряды, быт. Эти признаки культуры позволили проследить историю развития этрусско-римской цивилизации вплоть до нашего времени. Они пролили свет на многие "белые пятна" истории и "темные времена" исторической литературы. Они дали ответы на фундаментальные вопросы, касающиеся предыстории славян. Общий вывод заключается в том, что этруски являются протославянами: большое число материальных данных демонстрируют тождественность культур этрусков и древних славян, и нет ни одного факта противоречащего этому. Все фундаментальные признаки культур этрусков и древних славян совпадают. Кроме того, все фундаментальные признаки, объединяющие культуры этрусков и славян, являются уникальными и отличаются от других культур. Нет ни одного другого народа, который бы обладал хотя бы одним из этих признаков. Иными словами, культура этрусков не похожа ни на кого, кроме славян, и наоборот, славяне не похожи ни на кого в прошлом, кроме этрусков, т.е. у этрусков нет других потомков, кроме славян. Это основная причина того, почему этрусков настойчиво пытаются "похоронить".
Достоверные данные показывают, что родиной народов, которых именуют ныне славянами, является юг Европы. Есть два фундаментальных достоверно подтвержденных факта истории Византии: во-первых, население европейской части Византии с V века постепенно стало именоваться также и славянами; с другой стороны, до образования славянских княжеств территории Римской и Византийской империй: от Черного мора до Альп и Апеннин, побережье Адриатики - это единственно достоверно установленные территории постоянного присутствия культуры древних славян . Имя "славяне" не было ни оригинальным названием народа, ни их самоназванием. Это название, восходящее к слову "славный", сложилось в средние века как общее название части византийского и бывшего византийского населения, стойко исповедовавшего языческий монотеизм бога Перуна, и в именах которых было распространенным окончание "слав" (Мирослав, Ростислав и т.д.). Речь идет о развитом оседлом народе с государственной социальной культурой, народе, структура языка, дохристианская религия и традиции которого восходили к античным временам Рима. Как же возник этот народ со столь высокой государственной культурой,- культурой, которая нарабатывается многими веками, складывается непросто и далеко не всеми народами прошлого была достигнута? Где истоки столь высокого уровня развития славянских княжеств в X-XII веках? Какова предыстория славян, или, иначе, предславянская история народа, названного этим именем (термин "славяне" появился только в X веке н.э.). Кто же действительно и где были предки славян? Что есть мифы, гипотезы, а что - реальность?
К сожалению, историография славян не может опираться на достоверные письменные источники. Проблема невыживаемости и недостоверности выживших исторических письменных источников общая, но в случае предыстории славян она критическая - предысторию славян на основе одних лишь сведений из немногих сохранившихся и неоднократно переписанных памятников исторической литературы, которым удалось выжить, достоверно реконструировать нельзя. Сохранившаяся литература средних веков о славянах скудна и отражает лишь противостояние между нарождающимся христианством и монотеистическим язычеством бога Перуна, который проповедовали древние славяне (приверженность императоров Византии Христу-Радимиру и Перуну также колебалась, часть императоров были язычниками, часть - христианами).
Но отсутствие правдивых письменных сведений - это еще не конец историографии. Ведь народ идентифицируется не тем, что высказали автор или более поздний переписчик памятника исторической литературы о тех, кого принято сейчас называть древними славянами. Существуют объективные признаки народа и критерии его идентификации.
Народ идентифицируется своей культурой (всеми ее частями), то есть тем, что нарабатывается многими веками. Тремя фундаментальными признаками культуры, которые самодостаточны для идентификации народа, являются: язык, его структура, дохристианская религия, традиции, обряды и обычаи. Иными словами, если эти фундаментальные признаки культуры совпадают у двух народов настоящего и прошлого, то это - один и тот же народ в разное время. Культура - это несравнимо больше, чем просто название народа. Названия многих народов Европы были разным, менялись со временем, и это явилось источником путаницы в письменных и источниках и предметом спекуляций в более позднее время. Обьективное значение имеет лишь самоназвание. Для исторической идентификации народа важен также четвертый фундаментальный признак - уровень социальной культуры: оседлый государственный, полукочевой, кочевой.
В первом тысячелетии до н.э. большую часть территории Апеннинского полуострова, южной части Альп и побережья Адриатики занимали этруски. Они определяли развитие этого региона в последнем тысячелетии до н.э. и в первой половине 1-го тысячелетия новой эры. В период возникновения Рима территория этрусских городов простиралась от Альп, от Венето-Истрийского района до Помпеи. Этo была одна из самых развитых античных цивилизаций. Уникальные особенности этрусской культуры - наличие письменности в современной буквенной форме, наличие полноценной развитой религии, а также уникальная социальная и федеративная организация общества,- определили развитие этого региона и всей Европы на многие века.
Археология свидетельствует о высокой степени общности культуры населения Аппенинского полуострова, Альп и Адриатики. Степень этой общности была по ряду признаков (по крайней мере в социально-политическом развитии) более высокой, чем общность разрозненных греческих городов того времени. Это не удивительно, ибо население проживало значительно более компактно ввиду уникальности полуострова и его географического положения и имело более тесные связи, чем население греческих городов, разбросанных на тысячекилометровых расстояниях по побережьям различных морей.
Рим как реальное стабильное поселение возник как один из городов этрусской федерации - лиги городов и, как все другие этрусские города, первоначально управлялся королями. Во времена правления Сервия Туллия и Супербуса Тарквиния Рим становится самоуправляемым, хотя и экономически еще зависимым городом. В Риме действовали этрусские религия, письменность, цифры, календарь, праздники. После изменения политического устройства Рима - перехода к республиканскому правлению, давшему некоторые права плебеям ("latum pedes") - город стал более самостоятельным, но это имело экономические последствия. Не имея своей области, Рим испытывал трудности с продовольствием. Хлеб и другие продукты завозились с моря, через Остию (Устию) в устье Тибра. Риму была необходима своя сельскохозяйственная область. В результате переговоров с этрусскими королями и военных кампаний, в основном с самнитами, небольшая область к юго-востоку от Рима была к нему присоединена. В присоединенный район вошли некоторые этрусские города (Тускулум, Прэнесте, Рутула), а также часть прилегающих к ним земель сабинов, марсов, самнитов, вольсков. Этот "интернациональный" регион стал называться "Latium" - оно переводится с латинского языка как "расширение, окружение". В античные, доримские времена, населением этой области были этрусски, сабины, марсы, самниты, осканы, умбры. Из племен известны лишь племена помптиниев, уфентиниев, герников. Среди проживавших здесь античных народов латины не числились. Археологические данные показывают, что в Латии также преобладала этрусская культура. На одном из живописных Белых Холмов этой области рядом с этрусским городом Тускулум, в котором родились такие известные этруски, как Катон Прискус и Цицерон, была установлена одна из статуй главного античного бога этруссков Иеовы (Юпитера). Рим предложил новую политическую систему - республику, которая через несколько веков утвердилась во всей этрусской федерации. Ношение этрусской туники (тоги) было признаком римского гражданства.
Установлено, что основой письменности Рима является этрусский алфавит и письменность. Никто, кроме этрусков, в период возникновения Рима буквенной письменностью не обладал. Этруски интенсивно контактировали с финикийцами (Карфаген), которые, как известно, передали свой алфавит грекам. Самый ранний известный в истории буквенный текст - инскрипция на "чаше Нестора", найден на территории проживания этрусков. Алфавит Рима (латинский алфавит) - это (римский) вариант этрусского алфавита. Так же, как, скажем, ионический, афинский, коринфский и другие являются вариантами греческого алфавита. В Риме был изменен шрифт витиеватых этрусских букв на более простые и легкие в начертании. Этрусский шрифт продолжал использоваться священниками и в особых случаях. Язык Рима имеет структуру этрусского языка. Словарь латинского языка сформировался на основе этрусского языка и языка других этнических групп, прибывавших в Рим, в основном сабинов. Пантеон античных богов Рима составили античные боги этрусков. Служба в храмах Рима проходила по античным этрусским книгам. Не только короли, но и часть будущих римских императоров и многие выдающиеся деятели были этрусками по происхождению.
В современной историографии существует неразрешимая проблема, состоящая в том, что нет никаких достоверных исторических данных, ни письменных, ни археологических, подтверждающих реальность античных племен "латинов"; они не были известны ни до возникновения Рима, ни в течение трех-пяти веков после основания города. Следует различать термины "античные латины" и "латины" (поздние). В раннеe римское время античное население территории будущего Латия состояло из различных народов, среди которых античное племя "латинов" известно не было. Они не были известны ни самым первым античным авторам - современникам возникновения Рима и авторам греческой мифологии Гесиоду, Гомеру, ни более поздним историкам Фукидиду и Геродоту, писавшим уже спустя 300 лет после основания города. Нет слов с основой "латин", "латинский" и в первом опубликованном своде законов Рима "XII таблиц", написанном спустя два века после возникновения города. Первое литературное употребление термина "социум латины" появилось лишь более чем через пять веков после возникновения Рима и обозначало обычно неполных граждан республики. Нет также никаких археологических данных, подтверждающих существование античного племени "латины", нет ничего, что можно было бы как-то с ними связать. Широкие и массированные попытки найти какие-нибудь реальные доказательства существова-ния племени "латинов" на территории Латия были предприняты еще раз во второй половине прошлого века. Но они вновь нужного результата не дали: в Латии было обнаружено еще несколько этрусских городов.
Таким образом, история не располагает никакими данными, ни письменными, ни археологическими, подтверждающими реальность существования античных племен "латинов". Термины "латинский язык", "Латий", "латины" возникли через 3-5 веков после возникновения Рима. Эти термины непосредственно не связаны друг с другом, однако имеют общий лингвистический корень - латинское слово "latum", означающее "широкое, общее". Слово "латинский" может быть переведено с "латинского" языка как "широкий, общий", и ничего дополнительного не требует для обьяснения своего значения и происхождения. Такое нейтральное название языка не уникально в истории - такое же название возникло и для первого общего греческого языка; он назывался "коине диалектос", что в греческом языке имеет то же самое значение, что и "латинский язык" в латинском - то есть "общий язык". Народ "коине" также никогда не существовал. Впоследствии это первое название греческого языка перестало широко употребляться, и вопрос о возможном существовании племен "коине" сам собой отпал. Но с названием языка Рима этого не произошло, оно сохранилось и породило гипотезу античных латинов. Нечто сходное наблюдается и сегодня в процессе усвоения английского языка отсталым населением тихоокеанских островов. Образовавшийся гибрид получил презрительное наименование "пиджин-инглиш", или просто "пиджин", т.е. буквально: "свиной английский". И не исключено, что через две тысячи лет историки будут настивать на существовании отдельного народа "пиджин".
Язык, именуемый "латинским", сформировался в Римской республике через несколько веков после возникновения Рима в результате смешения нескольких языков. Подобное "латинское" название получил и небольшой аграрный регион Латий, что переводится с латинского языка как "расширение, окружающее". Социально-правовой термин "латины" не был этническим и относился к любому жителю Римской республики, который не имел полного римского гражданства и не обладал всеми "римскими" правами. Римлянин, например, не мог быть в рабстве у другого римлянина; в то же время римлянин мог иметь у себя раба из латинов.
Через два века после перехода к республике официальный язык Рима и язык армии стали называться "латинскими", но сама республика, ее граждане, право, затем империя, императоры, все структуры власти остались "римскими". Термины "римский" и "латинский" неэквивалентны, у них разное происхождение и разное содержание.
Термины "латинский", "Латий", "латины" - не единственные термины, этимология которых восходит к общему корню "latum". Верховный бог античного пантеона богов этруссков Иеова (Юпитер) в Римской республике называли еще и "Латиаром" (еще один алтарь Иеовы находился в это же время в Македонии); "latus fundus" означало "большое хозяйство, латифундия", "lati-clavus" означает "широкая полоса" и знаменита тем, что ее носили на своих тогах сенаторы, "latum pedes" - плебеи и основная часть римской армии и т.д. Иными словами, все латинские слова с основой лати(н) происходят от одного общего корня - прилагательного "широкий, общий". И история не располагает никакими данными говорящими в пользу какого-либо этнического содержания этих слов.
Основной лингвистический факт истории Европы состоит в том, что латинский и славянские языки имеют общий генетический корень. Происхождение языка не может быть установлено просто лишь на основании совпадения некоторых слов, т.к. множество слов в результате развития контактов перешли из одного языка в другой. Во всех современных языках есть большое число слов, заимствованных из латинского языка.
Генетическим корнем языка является структура его грамматики. Слова могут легко меняться, заимствоваться и переходить из одного языка в другой, но грамматический строй, структура языка, его морфология, синтаксис при этом не меняются. Структура языка, в отличие от словаря и фонетики, консервативна и не меняется, как показывает история, тысячелетиями. Устойчивость грамматики демонстрируют все известные языки с долгой историей. Примерами могут служить греческий и латинский языки. Грамматика греческого языка не изменилась за 2800 лет. Сохранились все принципы грамматики, категории, изменились лишь некоторые окончания в нескольких типах склонений и фонетика. (Фонетика может отличаться в одно и то же время в разных местах проживания.) В то же время словарный запас греческого языка изменился почти полностью, и менялся он не один раз.
Такую же устойчивость демонстрирует и грамматика латинского языка: структура грамматики, все ее категории, принципы, формы, конструкции сохранились. Изменились лишь некоторые окончания. В то же время словарный запас латинского языка менялся. Вообще любой живой язык являет собой пример того, как сильно менялся его словарный запас за относительно небольшой промежуток времени. У каждого европейского языка в настоящее время есть т.н. "старый язык" - его предшественник, которым пользовались всего 7-8 веков назад. Но то, что объединяет каждый язык со своим "старым языком" - это структура языка и грамматики.
(продолжение следует)

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.