Епископский замок в хаапсалу и призрак белой дамы. Замок хаапсалу в эстонии Средневековый замок. Хаапсалу

Хаапсалуский епископский замок - это не только интересная старая архитектура, но и музейный комплекс в здании конвента, выставочные залы с находками, сделанными на территории замка, а также таинственные сводчатые подвалы. Вы можете взять напрокат аудиогид, который говорит на шести языках.

Кроме этого здесь вы можете встретить наиболее известное привидение Эстонии – Белую Даму. Во рве находится стилизованный средневековый игровой парк для детей, большое шахматное поле, площадка для стрельбы из лука и керамическая мастерская. Заберитесь на 38-метровую колокольню и в полдень послушайте перезвон колоколов, который слышен по всему городу. Каждое лето в замке проходит множество самых различных мероприятий, среди которых каждый найдёт что-то для себя!

Александр Липилин из Москвы побывал в замке города Хаапсалу и делится своими фото

Епископский замок Хаапсалу находится в городе Хаапсалу (Haapsalu) на западе Эстонии. (GPS Координаты: 58.947182, 23.538766)


01 Крепость была основана в XIII столетии.


02 Необходимость строительства замка была вызвана формированием новой епархии, которую затеял архиепископ рижский Альбрехт фон Буксгевден.


03 Епископство было создано как вассальное государство Римской Империи в 1228 году, а уже в 1234-ом власти окончательно утвердили границы епархии.


04 Первая резиденция епископства находилась в местечке Лихула, но впоследствии ради избежания конфликтов с Орденом Меченосцев была перенесена в город Пярну, где с течением времени в ходе военных действий была сожжена литовцами.


04 Эти события предшествовали основанию хаапсалуского городища, где и началось строительство замка, продлившееся несколько столетий.


05 В XIX веке, когда Хаапсалу стал набирать популярность как курортный город, на прилегающей к замку территории был разбит парк.


06 Тогда же начались масштабные реставрационные работы в сохранившихся помещениях замка.


07 Сегодня здесь работает музейный комплекс, в котором можно посмотреть коллекцию средневекового оружия, а также посетить темницу Белой дамы, лабораторию медицины и алхимии и ознакомиться с экспозицией постоянной фотовыставки.


08 Основным назначением крепости на протяжении веков являлось обеспечение безопасности горожан и их защита от вражеского вторжения.


09 Внутренние блиндажи и траншеи были построены с учётом нужд артиллерии, но также могли выполнять функцию бомбоубежища.


10 С XVII века, когда власть на территории нынешней Эстонии принадлежала шведам, замок перестал выполнять военные функции.


11 В 1710 году в ходе Северной войны по приказу Петра I крепость была частично разрушена.


12


13


14


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38 Очень красивое место, огромная ухоженная территория, везде можно полазить, посмотреть. Внутри небольшой музей с небогатой экспозицией, но можно подняться на башню, с которой открываются красивые виды на город и морской залив.

Замок Хаапсалу был основан в XIII веке как центр Эзель-Викского епископства.

Первая резиденция Эзель-Викского епископства находилась в замке Лихула - каменном укреплении, построенном с помощью Ордена Меченосцев. Чтобы избежать конфликтов с влиятельным Орденом, епископ перенёс резиденцию епархии в Пернау, которая, спустя десять лет, была сожжена литовцами. Новый центр для епархии был выбран в Хаапсалу, где и было начато строительство епископского замка и собора, которое продолжалось в течение трех веков.

Строительство, расширение и реконструкция замка продолжались на протяжении нескольких веков, и архитектура менялась в зависимости от развития оружия. Крепость достигла своих окончательных размеров - площадью более 30.000 квадратных метров, толщиной стен от 1,2 до 1,8 м и максимальной высотой более 10 метров - во время правления епископа Йоханнеса IV Киевельского (1515-1527). В западной части замка расположена 29-метровая сторожевая башня начала XIII-го века, которая позже использовалась в качестве колокольни. Высота стен позднее была увеличена до 15 метров.

Внутренние траншеи и блиндажи, которые были построены для артиллерии и как укрытие от бомбежки, восходят к Ливонской войне (1558-1582), но во время этой войны крепость была существенно повреждена. Стены малого замка и внешние укрепления были частично разрушены.

В XVII веке замок больше не используется как оборонительное сооружение шведами, которые в то время правили эстонской провинцией Швеции. В ходе Северной войны в 1710 году, Эстония попала под власть России и стены были частично разрушены по приказу Петра I, превратив замок в руины.

С замком Хаапсалу связана легенда о Белой Даме.

Во времена Эзель-Викского епископства каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил Хаапсалу снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.

Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.

Большое впечатление производит Домский собор, который построен в 1270 году. Он имеет великолепную акустику и часто используется для проведения концертов.

Wiki: ru:Замок Хаапсалу en:Haapsalu Castle de:Bischofsburg Haapsalu es:Castillo de Haapsalu

Это описание достопримечательности Замок епископа в Хаапсалу, Ляэнемаа (Эстония). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Уже в 1279 г. епископ Герман I предоставил Хаапсалу права города. В своей грамоте епископ писал: «Мы, основав главную церковь в Хаапсалу и обеспечив наших каноников необходимыми жилыми помещениями и доходом, определили одно место для закладывания города, куда все бы сходились и там собирались, кто вместе с нами там пожелали бы поселиться и при необходимости покровительствовали бы церкви своей посильной поддержкой».

В эти времена был заложен просторный форбург с замком типа кастелла с двумя воротами друг против друга. Собор Евангелиста Иоанна стал однонефной, трехтравейной постройкой, без самостоятельного хорового помещения. В восточной травее собора свод с нервюрами – восьмичастный; в других – четырехчастный. Стрельчатые формы подпружных арок и окон принадлежат ранней готике, но зато капители полуколонн с декором в виде свитков и растительных мотивов говорят о романском стиле и принадлежат к кругу кельнского мастера, работавшего в рижском соборе Св. Марии (Домском). В 1297-1302 гг. Ливонский орден оккупировал земли епископства, и об этом осталась память в облике замкового собора в Хаапсалу. Магистр ордена Бруно велел прорубить бойницы в помещении над сводами церкви, которое служило убежищем для церковных деятелей в случае опасности.

Во второй половине 14 в. была построена новая резиденция для Сааре-Ляэнемааского епископа в Курессааре на острове Эзель (Сааремаа). Но строительство замка в Хаапсалу продолжалось и в конце 14 - начале 15 века. Тогда были расширены основные зальные помещения в северном флигеле, замок обрел окончательную форму кастеллы с внутренним двором. Над собором был надстроен дополнительный этаж. На западной стороне была возведена круглая сторожевая башня высотой 31 м. О статусе обоих замков пишется в хронике Реннера (ок. 1561 г.): «В Саареском епископстве следующие замки: Курессааре, который находится на упомянутом острове и является главным замком, напротив него на материке у моря располагается Хаапсалу, где находятся Домская церковь и епископское кресло». При этом следует понимать, что замки не располагались в буквальном смысле друг напротив друга: в действительности их разделяло около сотни километров суши и водного пространства.

Укрепления Хаапсалу занимают площадь в 2 га. Последний значительный этап в строительстве замка относится к концу 15 – началу 16 века. Окончательные размеры замок приобрел во времена правления епископа Иоганна IV Кивеля (1515-1527 гг.), когда была построена мощная стена, раширившая форбург на восток. Стену укрепили башнями с бойницами для огнестрельных орудий, ее высота достигала от 8 до 12 м, толщина от 1,2 до 1,8 м. Общий периметр стен составлял 803 м, и имел 7 башен. Предположительно тогда же на западной стороне замка была возведена круглая сторожевая башня. Одновременно были построены новые ворота и над ними установлена рельефная плита с гербом епископа Иоганна IV Кивеля и с датой: 1515. Она, вероятно, свидетельствует об окончании строительных работ.

Почти 300 лет Хаапсалу был центром епископства. В 1524 г. епископ Иоганн IV Кивель позволил проповедование лютеранства, но Домский собор в Хаапсалу остался католическим. Собор со своими нервюрными сводами, достигающими высоты 15,5 м и площадью в 425 кв.м. является крупнейшим однонефным собором во всей Прибалтике. Начало сооружения собора относится к 1260-м годам и полностью соответствовало строительным требованиям, принятым в монашеском ордене цистерцианцев. В частности, поэтому у собора отсутствует башня-часовня, интерьер весьма скромен по своему убранству, а над порталом расположено окно в виде розы. Завершение одного из этапов строительства относится к периоду перехода от романского к готическому стилю. На романский стиль указывает растительный орнамент на уздечках полуколонн в помещении церкви, готический стиль проявляется в остроконечных дугообразных линиях свода.

Портал главного входа в церковь также был выполнен в романском стиле, завершался полукруглым сводом с декорированными импостами; над его вимпергом и располагалось окно-«роза». Во фронтоне портала находилась ниша с изображением святыни, покровительствующей церкви и атрибутом хранителя Сааре-Ляэнемааского епископства Св. Иоанна. К северной стороне собора примыкала первоначальная ризница, которая в ходе усовершенствования замка была снесена. Новая двухэтажная ризница, которая имела и оборонное значение, была пристроена к южной стене собора. Под полом собора в Хаапсалу так же, как и в других церквях, хоронили священников и лиц дворянского звания.

Уникальной для Прибалтики является возведенная в 14 или 15 веке круглая капелла, вероятно, служившая баптистерием. В стенных нишах капеллы, как и в самом соборе, были размещены алтари и стены покрыты декоративной росписью. Именно здесь на внутренней стене в августовское полнолуние появляется видение призрака - т.н. Белой Дамы.

По преданию это была некогда заживо замурованная в стену капеллы девушка, которую полюбил молодой каноник (в др. версиях легенды просто монах, или даже глава Домского капитула), служивший при соборе епископского замка. В те времена, когда епископ Эзельский правил в этих краях, обитателям замка было предписано вести добродетельную жизнь. Однако монах встретил красивую деревенскую девушку, и они страстно полюбили друг друга. Но поскольку родня хотела выдать дочь за местного богача, девушка переоделась в костюм мальчика-хориста и стала тайно жить некоторое время в замке, чтобы потом соединиться узами брака с любимым. Некоторое время отношения каноника и «хориста» оставались в секрете. Но юный певец своей хрупкой внешностью и нежным голосом вызвал подозрения у епископа. Тогда-то секрет был раскрыт, и возлюбленных жестоко покарали. Монаха бросили на медленную смерть в подземелье замка, а невинную девушку живьем замуровали в одну из стен с куском хлеба и кружкой воды. Несколько дней были слышны ее мольбы о пощаде. С тех пор каждый год в августе, в ночь полнолуния призрак девушки в белом появляется в одном из окон епископского замка. Вначале люди пугались призрака, но потом выяснилось, что Белая Дама помогает влюбленным обрести счастье. И повстречаться с ней можно только раз в году. Так и повелось: тысячи людей ежегодно стремятся попасть на «свидание» к доброму призраку. Это легенда послужила литературным материалом для создания спектакля о Белой даме, который ежегодно показывают в Хаапсалу.

В 1541 г. Сааре-Ляэнемааским епископом стал Иоганн V Мюнхгаузен. В 1559 г. он продал свой диоцез датскому королю Фредерику II, который передал его своему младшему брату герцогу Магнусу. Новый епископ Магнус начал с того, что в 1560 г. перевез из Хаапсалу в Курессааре весь архив епископства и наиболее ценные предметы культа для дальнейшей переправки их в Данию. Во время Ливонской войны (1558-1583) Эстония приняла лютеранство, и католический собор Хаапсалу превратился в лютеранскую приходскую церковь и ее стали называть замковой церковью. В это же время на территории замка были построены земляные укрепления, в частности, внутренние рвы крепости.

Во время Ливонской войны замок был разрушен, частично были разрушены кастелла и стены предзамка. В результате Ливонской войны в 1581 г. епископство перешло к шведам и стало с тех пор одной из областей Эстонии. Шведы, проведя ревизию остатков замка, исключили его в 17 веке из списка оборонительных сооружений Шведского королевства. В 1625 г. шведский король Густав II Адольф продал город Хаапсалу и замок с окрестностями графу де ла Гарди, при котором церковь была восстановлена, построили орган и новый алтарь. Предположительно к этому времени относится и появление в капелле крестильного камня, изготовленного в 1634 г. Иоахимом Винтером. Грандиозные планы по реконструкции замка, которые предполагали осуществить де ла Гарди, были реализованы лишь частично. В 1641 г. по проекту аугсбургского архитектора Матиаса Голля начали перестройку замка в стиле барокко. Верхняя часть наружных стен была снесена, а замковые бойницы трансформировались в дворцовые окна. Однако пожар 1688 г. положил конец всем перестройкам, оставив лишь разрушающиеся стены.

В ходе Северной войны российский император Петр I приказал еще уменьшить высоту стен крепости. С тех пор замок находится в руинах. Во время пожара 23.03.1688 г. была уничтожена медная крыша собора, которая была восстановлена, однако ураган 1726 г. вновь разрушил крышу. Государство не было заинтересовано в восстановлении крыши потерявшей военное значение и непригодной для жилья церкви, у церковного прихода же не было средств и потому функции собора перешли к городской церкви Иоанна. Развалинам замка в 19 веке стали придавать форму романтического замкового парка, следуя моде на старые руины, царившей в то время по всей Европе. С 1825 года Хаапсалу известен как морской курорт, славящийся морскими грязями. Поскольку курорт посещали члены императорской фамилии, были построены вокзал, курзал и другие здания, и вполне вероятно, что именитые особы посещали и руины старого замка. В 1867 г. в Хаапсалу провел лето известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Здесь он начал писать свою первую оперу «Воевода». Хаапсалу посвящен цикл пьес для фортепиано «Воспоминание о Гапсале», в который вошли три пьесы «Развалины старого замка», «Песнь без слов» и «Скерцо».

Реставрация собора началась в 1886 г. и продолжалась в течение трех лет. Полуразвалившийся портал романского стиля заменили псевдоготическим порталом, закрасили сохранившиеся фрагменты настенной росписи, вынесли из церкви надгробные плиты… Вид церкви с обломками этих плит был запечатлен на рисунке Унгерна-Штернберга. Западный фасад замка был сильно изменен в ходе этой реконструкции 1886-89 гг. 15.10.1889 (по старому стилю) состоялась первая служба, посвященная Св. Николаю, в честь которого теперь называлась церковь. Она была открыта для богослужения только в летние месяцы, т.к. помещение не отапливалось.

В 1940 г. церковь закрыли для богослужения, некоторое время она была открыта во время немецкой оккупации. Весной 1944 г. была разорена и потом долго находилась в запустении. Одно время ее использовали в качестве зернохранилища, предполагалось устроить здесь бассейн. Начиная с 1960-х гг. проводится регулярная консервация крепостных стен. В 1971 г. была начата реставрация церкви, которую хотели приспособить под концертный зал подобно многим другим церквям.

В конце 1980-х гг. церковь была возвращена приходу для богослужений. Реставрация помещений, часовни, ризниц проводилась по проекту Калви Алуве, интерьер – Аала Булдас, текстильные работы осуществлял Маасике Маасик. На рождество 1990 г. была проведена первая служба и церковь была снова освящена в честь Св. Николая. В день Матери в 1992 г. был освящен т.н. Материнский алтарь в капелле для крещения в память о погибших в советское время эстонских матерях. Алтарь был заказан врачом Хейно Ноором, чья мать была выслана в Сибирь. Алтарную фигуру Богоматери с младенцем изготовила скульптор Хилле Пальм.

Хаапсалу (до 1917 г. - Гапсаль) расположен на западном побережье Балтийского моря, в 110 км от Таллина. После сожжения литовскими войсками замка Сааре-Ляэнемааского (Эзель-Викского) епископа в Вана-Пярну (Старый Пярну), в 1263 г. резиденцию было решено перенести вновь на север, но теперь не в Лихула, а в Хаапсалу. В конце 1260-х гг. было построено регулярное здание главного замка, напоминающее в плане монастырь, в южном крыле которого располагалась не просто капелла, а собор. Собор в являлся главной церковью Сааре-Ляэнемааского епископства, т.е. был кафедральным собором, тут же размещался епископский престол и действовала епископская духовная коллегия – Домский капитул.

Уже в 1279 г. епископ Герман I предоставил права города. В своей грамоте епископ писал: «Мы, основав главную церковь в и обеспечив наших каноников необходимыми жилыми помещениями и доходом, определили одно место для закладывания города, куда все бы сходились и там собирались, кто вместе с нами там пожелали бы поселиться и при необходимости покровительствовали бы церкви своей посильной поддержкой».

В эти времена был заложен просторный форбург с замком типа кастелла с двумя воротами друг против друга. Собор Евангелиста Иоанна стал однонефной, трехтравейной постройкой, без самостоятельного хорового помещения. В восточной травее собора свод с нервюрами – восьмичастный; в других – четырехчастный. Стрельчатые формы подпружных арок и окон принадлежат ранней готике, но зато капители полуколонн с декором в виде свитков и растительных мотивов говорят о романском стиле и принадлежат к кругу кельнского мастера, работавшего в рижском соборе Св. Марии (Домском). В 1297-1302 гг. Ливонский орден оккупировал земли епископства, и об этом осталась память в облике замкового собора в Хаапсалу. Магистр ордена Бруно велел прорубить бойницы в помещении над сводами церкви, которое служило убежищем для церковных деятелей в случае опасности.

Во второй половине 14 в. была построена новая резиденция для Сааре-Ляэнемааского епископа в Курессааре на острове Эзель (Сааремаа). Но строительство замка в продолжалось и в конце 14 - начале 15 века. Тогда были расширены основные зальные помещения в северном флигеле, замок обрел окончательную форму кастеллы с внутренним двором. Над собором был надстроен дополнительный этаж. На западной стороне была возведена круглая сторожевая башня высотой 31 м. О статусе обоих замков пишется в хронике Реннера (ок. 1561 г.): «В Саареском епископстве следующие замки: Курессааре, который находится на упомянутом острове и является главным замком, напротив него на материке у моря располагается Хаапсалу, где находятся Домская церковь и епископское кресло». При этом следует понимать, что замки не располагались в буквальном смысле друг напротив друга: в действительности их разделяло около сотни километров суши и водного пространства.

Укрепления занимают площадь в 2 га. Последний значительный этап в строительстве замка относится к концу 15 – началу 16 века. Окончательные размеры замок приобрел во времена правления епископа Иоганна IV Кивеля (1515-1527 гг.), когда была построена мощная стена, раширившая форбург на восток. Стену укрепили башнями с бойницами для огнестрельных орудий, ее высота достигала от 8 до 12 м, толщина от 1,2 до 1,8 м. Общий периметр стен составлял 803 м, и имел 7 башен. Предположительно тогда же на западной стороне замка была возведена круглая сторожевая башня. Одновременно были построены новые ворота и над ними установлена рельефная плита с гербом епископа Иоганна IV Кивеля и с датой: 1515. Она, вероятно, свидетельствует об окончании строительных работ.

Уникальной для Прибалтики является возведенная в 14 или 15 веке круглая капелла, вероятно, служившая баптистерием. В стенных нишах капеллы, как и в самом соборе, были размещены алтари и стены покрыты декоративной росписью. Именно здесь на внутренней стене в августовское полнолуние появляется видение призрака - т.н. Белой Дамы.

По преданию это была некогда заживо замурованная в стену капеллы девушка, которую полюбил молодой каноник (в др. версиях легенды просто монах, или даже глава Домского капитула), служивший при соборе епископского замка. В те времена, когда епископ Эзельский правил в этих краях, обитателям замка было предписано вести добродетельную жизнь. Однако монах встретил красивую деревенскую девушку, и они страстно полюбили друг друга. Но поскольку родня хотела выдать дочь за местного богача, девушка переоделась в костюм мальчика-хориста и стала тайно жить некоторое время в замке, чтобы потом соединиться узами брака с любимым. Некоторое время отношения каноника и «хориста» оставались в секрете. Но юный певец своей хрупкой внешностью и нежным голосом вызвал подозрения у епископа. Тогда-то секрет был раскрыт, и возлюбленных жестоко покарали. Монаха бросили на медленную смерть в подземелье замка, а невинную девушку живьем замуровали в одну из стен с куском хлеба и кружкой воды. Несколько дней были слышны ее мольбы о пощаде. С тех пор каждый год в августе, в ночь полнолуния призрак девушки в белом появляется в одном из окон епископского замка. Вначале люди пугались призрака, но потом выяснилось, что Белая Дама помогает влюбленным обрести счастье. И повстречаться с ней можно только раз в году. Так и повелось: тысячи людей ежегодно стремятся попасть на «свидание» к доброму призраку. Это легенда послужила литературным материалом для создания спектакля о Белой даме, который ежегодно показывают в Хаапсалу.