Дому твоему подобает. Михайловский замок, впечатления от экскурсии

Михайловский замок, ставший последней резиденцией "русского Гамлета" - императора Павла I, давно привлекает внимание любителей городских легенд. Легенды о призраке убитого Павла пользовались популярностью в 19 веке.

Наследник Павла – император Александр I передал замок в управление своему брату Николаю, который открыл в здании Инженерное училище. Бывший дворец получил второе название – Инженерный замок, ставший для учеников-кадетов «местом ужаса». По ночам ребятам чудилось, будто по коридорам бродит неприкаянная тень императора.

Бытописатель Николай Лесков (можно сказать, блогер века 19) упоминал о легендах Михайловского (Инженерного замка) в своих «Кадетских воспоминаниях»:
«У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать, для разъяснения этого рода явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остается в прежнем положении.

В Петербурге во мнении многих подобною худою славою долго пользовалось характерное здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка. Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основаниям замка»

«Как сама постройка, так и все оборудование Замка бросают свет на характер и вкус почившего монарха » - писал современник Коцебу после смерти Павла.

Еще при жизни Павла ходили слухи, будто государь разговаривает с призраками и способен предвидеть будущее. Он предвидел революцию в России и гибель династии Романовых. Свои предсказания он изложил в письме, которое велел вскрыть спустя сто лет после своей смерти. Адресатом письма оказался Николай II... В письме были строки "святой император... сменишь ты корону на венец терновый..."

Известна легенда о встрече Павла с призраком прадеда. Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг рядом оказался человек, завернутый в широкий плащ. Павел обратился к Куракину:
- С нами кто-то идет рядом
Однако спутник никого не увидел.
Вдруг призрак заговорил:
- Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Подойдя к середине площади он произнёс:
- Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Уходя, незнакомец приподнял шляпу, Павел разглядел лицо Петра.
Слова призрака сбылись, именно на этом месте был установлен знаменитый Медный Всадник.

Лесков упоминает, будто не только Павел видел тень Петра Великого:
«Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. Последнее, без всяких опровержений, записано в заграничных сборниках, где нашли себе место описания внезапной кончины Павла Петровича, и в новейшей русской книге г. Кобеко. Прадед будто бы покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что дни его малы и конец их близок. Предсказание сбылось.

Впрочем, тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми к нему приближенными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок еще сбывающееся. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, еще более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. С тех пор дом утратил свое прежнее значение жилого дворца, а по народному выражению – «пошел под кадетов».

Павел правил недолго (4 года, 4 месяца и 4 дня), оставшись в тени матери Великой Екатерины и сына Александра - победителя Наполеона.

К личности Павла часто относятся предвзято, представляя карикатурно - глуповатым безвольным истериком. Историю обычно пишет победитель, выставляя предшественника в неприглядном образе.

Павел возглавлял Мальтийский орден (по одной из версий, именно мистические знания стали причиной его скорой смерти). Неужели глупый истерик получил честь стать хранителем вековых тайн ордена? Или рыцарям-мальтийцам понадобился "свой человек" на троне?


Император Павел - глава мальтийского рыцарского ордена. Государь желал соответствовать своему статусу, его резиденция строилась по примеру старинных рыцарских замков.

Прозвище "русский Гамлет" Павел получил во время путешествия по Европе, когда был царевичем. В честь приезда Павла в Венской Опере должны были представить "Гамлета" Шекспира, но кто-то заметил, что тогда в зале окажется два Гамлета: один на сцене, другой - в ложе. Вместо "Гамлета" будущему императору представили "Свадьбу Фигаро".

Выбор места постройки мистического замка тоже связан с легендами.

Согласно легенде, солдату-часовому в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Поэтому имя замку было дано - Михайловский.


Дворец Елизаветы Петровны, на месте которого был построен Михайловский замок

По другой версии к Павлу явился старец, который велел начать строительство нового дворца на месте, где он родился (Летний Дворец императрицы Елизаветы Петровны), и назвать замок в честь архангела Михаила.

Однако, несмотря на это благоволение свыше, замок оказался связан с мрачными предсказаниями.
Говорили, будто кудесники предсказали - Павел умрёт на том месте, где родился. Также существует предание о том, что император сам предрек свою кончину, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть».

Государь и его семья переехали в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, в день святого архангела Михаила, в честь которого и был назван замок.

Павел торопился въехать в новый дворец, в котором до конца не были завершены работы.
«Ничто не могло быть вреднее для здоровья, как это жилище. Повсюду видны были следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней, пробегающие с верху до низу по углам…. Но император был до того поглощен своим созданием, что самое осторожное порицание раздражало его» - свидетельствует Коцебу.

Историк Пыляев описывает первый торжественный вечер в новом дворце, который походил на бал призраков.
«Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различать в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета».

Исследователи отмечают, что император предвидел свою трагичную судьбу.

«Из биографии императора Павла I известно, что видения и сны играли необычайную роль в его жизни. Накануне трагической ночи 11-го марта государю приснился кошмар, будто на него натягивали узкий парчовый кафтан и при этом с таким усилием, что он проснулся от боли. В следующую ночь (на 11 марта) Павел окончил свои дни…» - упоминает историк Плотников.

Другое предсказание связано с надписью на фасаде замка - цитатой из Библии "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" . Говорили, будто после постройки замка сама Ксения Петербургская предсказала - что император проживет ровно столько, сколько букв в тексте над главными воротами Михайловского замка. Он прожил сорок семь лет, что точно соответствует количеству символов в цитате - сорок семь.


Фасад замка с роковой надписью "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" - 47 букв

«Сообразно этому и толковал петербургский фольклор значение этой надписи для судьбы Павла: оно образует сумму из числа входящих в отрывок из Псалма букв: «число букв надписи точно соответствует числу лет, положенных Провидением для жизни убиенного императора - 47 лет» - пишет историк Плотников.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками в собственной спальне. Он прожил в замке всего сорок дней. Тоже мистическое число - сорок дней после смерти отведено душе находиться на земле.

Накануне своей смерти в 10 часов вечера Павел ушел к себе. Современники рассказывали, что вдруг он стал задумчив, побледнел и вместо обыкновенного прощания сказал: «Чему быть, того не миновать».


Печальный памятник императору. Скипетр Павла опущен - знак потери власти и жизни

Призрак императора не покинул замок. Работники музея рассказывают, что тень Павла бродит ночами по тёмным коридорам со свечою в руке. Даже заходя в кабинет царя, служащие всегда приветствуют призрачного хозяина "извините, что побеспокоили, Ваше Величество", а услышав скрип паркета или хлопанье двери произносят "Доброй ночи, Ваше Величество".

По легенде, в ночь своей гибели тень императора появляется у окна и ждет, когда мимо пройдет сорок семь прохожих. Если вы вдруг увидите в окне призрак Павла, будьте вежливы и пожелайте его величеству доброй ночи.

В 1819 году дворец стал Инженерным училищем, истории о привидениях особенно полюбились ученикам. Старые легенды дополнялись новыми. В училище появился свой призрак шутника-кадета, который решил нарядиться мертвецом-императором и попугать своих одноклассников. Шутника разоблачили, и он исчез из училища навсегда. Ученики шептались, будто хулиган умер от наказания розгами или его уволок в преисподнюю сам разгневанный Павел.

История несчастного кадета описана в рассказе Николая Лескова.
«Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, – а «малыши» этому верили.

Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то известный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там ее спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынею и становился в темном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.

Исполняя таким образом роль привидения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора.

Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Все это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив «примерное наказание на теле», исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением.


Внутренний двор замка

Товарищи начали его видеть «всего иссеченного» и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю».

Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.

Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго еще жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живет, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные «ложные сказатели чудес» сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность» - пишет Николай Лесков.

О гибели императора Павла и его комнате в следующем посте. Удалось записаться на экскурсию.
Моя заметка об убийства императора Павла и фото спальни, куда проникли заговорщики

Призрак Павла и роковое число букв на главном фасаде. Вокруг Михайловского замка, ставшего одним из самых мистических мест в Петербурге, ходит множество легенд и загадок. 9 марта ровно 220 лет назад был заложен первый камень в фундамент дворца. Лайф вместе с писателем-историком, исследователем петербургского городского фольклора Наумом Синдаловским вспомнил несколько самых известных легенд, связанных с последним пристанищем Павла I.

Замок построили по велению архангела Михаила

"На этом месте должен быть построен храм во имя архистратига Михаила". Такое сообщение якобы от самого архангела Михаила было доставлено Павлу I ночью 1797 года через часового дворца Елизаветы Петровны, стоявшего тогда на месте нынешнего Михайловского замка. Император в спешке приступил к выполнению божественной воли, однако внёс в неё свои коррективы. На месте храма спустя четыре года вырос роскошный загородный дом. Но домовая церковь на территории замка всё же была названа в честь архангела. Павел I вселился в резиденцию 1 февраля, но прожил там 40 дней: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит в собственной постели.

"Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней"

На Смоленском кладбище Ксения Блаженная предрекла: жить Павлу I столько, сколько букв в изречении над главным фасадом Михайловского замка. Надпись на фронтоне гласила: "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". После известия о смерти Павла петербуржцы сбежались к замку и лихорадочно стали пересчитывать буквы. Оказалось, 47. Ровно столько, сколько было императору, который родился в 1754 году.

Доброе утро, Ваше Величество!

Император со столь мистическим характером не мог просто так оставить свои владения после смерти. Когда замок был перестроен в Инженерное училище, кадеты, которые в нём учились, пугали друг друга, прогуливаясь по коридорам в простыне и со свечой в руках. Павел I превратился в страшилку времён царской России. Однако даже наши современники верят в неупокоенный дух сына Екатерины. Некоторые служители замка утром, обходя пустые залы, произносят "Доброе утро, Ваше Величество", сказанное в пустоту гулкого коридора. Или не совсем в пустоту…

Чему быть, того не миновать

Смерть Павла окутана загадками и домыслами. Самая распространённая история - о том, что император мог спастись. Якобы из его спальни был сооружён подземный ход к памятнику Петра I. Вот только воспользоваться им Павел не успел. Более того, его последний вечер с семьёй сопровождался намёками и полунамёками, которые впоследствии многие истолковывали как предсказания смерти. Покинул столовую император, бросив фразу "Чему быть, того не миновать". Это были его последние слова в ту роковую ночь.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея , работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят . В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал» .

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстско й). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 - 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 - 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

A лександр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. - император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 - 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 - 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) - Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 - 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 - 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 - 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 - 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

Поделюсь с вами историей о петербургском Михайловском замке, который также называют «Инженерным».

Когда о нем заходит речь, мне сразу приходит на память выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Именно здесь случилась таинственная трагедия рода Романовых – убийство Павла I. Может, храня за своими стенами страшные секреты, это здание, величественное и помпезное, также, по моим ощущениям, несёт через века и какую-то затаенную грусть.


Думаю, для всех любителей детективов и триллеров посещение его будет особо интересным. Тем более, что замок окутан флёром легенд, о которых написал прекрасное произведение «Приведение в Инженерном замке» Николай Семёнович Лесков.


Но развею мрачные впечатления. Замок красив и интерьеры его уникальны! Я сама побывала в нем впервые на приеме в числе гостей по случаю чествования русских переводчиков – победителей одного из итальянских конкурсов. Здание поразило меня своей торжественностью, а устроенные после церемонии награждения фуршет и камерный концерт как нельзя лучше дополнили атмосферу имперских времен.


Но, обо всём по порядку.

История замка

Я уверена, что любителям отслеживать таинственные нити, связующие какие-либо события, интересна будет история появления Михайловского замка.

Место расположения

Расскажу, что построен он на месте Летнего дворца дочери Великого - Елизаветы. В нём в 1754 году княгиня Екатерина родила будущего Государя Павла I, а потом во время дворцового «путча» 1762 года сама взошла на русский трон.


Её сын в начале своего царствования в 1796 году повелевает строить именно там для своего постоянного жительства «с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Государь не хотел жить в Зимнем дворце. Передам вам легенду, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».


Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

Возведение дворца

Надеюсь, вам будет интересно узнать то, что планировкой строения занимался сам Император. Вносить профессиональные коррективы Павел I доверил зодчему Василию Ивановичу Баженову, который и наставлял императора в архитектурных делах.


Ведь задумки свои Павел начал воплощать на бумаге ещё не будучи монархом - с 1784 года. За 12 лет до принятия решения о месторасположении дворца «коллекция павловских проектов» насчитывала 13 вариантов! Закладка замка случилась в феврале 1797 года в присутствии Государевой семьи. Баженова при этом не было по причине болезни. В марте того же года было оглашено царское решение о передаче управления строительством «нашему архитектору коллежскому советнику Бренне».


Этот мастер был согласен работать над «в великом поспешании» (чего не сделаешь от нужды?). Бренне являлся лишь декоратором, а не зодчим. В помощь ему были призваны Ф. Свиньин и К. Росси. Они сообща подкорректировали чертежи Павла I «соответственно основам и правилам искусства..." Но царь по-прежнему «держал руку на пульсе». Он приказал устроить внутренний двор восьмиугольной формы, в чём просматривалась его принадлежность к Мальтийскому ордену.

Павел I усиленно подгонял строителей. В помощь В. Бренна были выделены Ч. Камерон, Д. Кваренги и другие зодчие. Работы «вчерне» было приказано закончить к 1797 году. Стройка шла днём и ночью, когда использовались факелы. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, и Таврического дворца.


Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка. На фризе юго-восточного фасада теперь значилось: «Дому твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида).


И вновь по ходу предложу вам легенду. Говорили, что одна юродивая предсказала Павлу I, что тот умрет в возрасте, соответствующем количеству букв в этом изречении. Правда это или кривда, но по факту так и случилось. На тимпане (внутреннем поле) фронтона красовалось другое изречение - «История заносит на свои скрижали славу России». Украшали павловские хоромы П. Трискорни, Д. Скотти и другие модные тогда мастера. Кстати, обратите внимание, что на Садовую улицу смотрит фасад дворцового храма, увенчанный шпилем.


Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.


Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).


По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Государя. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».


Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.


На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.


Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Я нашла цифры, свидетельствующие о затратах на строительство, – более 6 миллионов рублей! Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века.

Кто и где проживал

На первом этаже разместились сын Павла I - Александр с женой.

На юго-западе находились покои второго государева чада – Николая, а в юго-восточной части - обер-шталмейстера И. И. Кутайсова. Сам царь облюбовал северо-западные помещения левее домового храма. С другой стороны от церкви проживал его третий сын Константин.


Со стороны парадного двора находились комнаты обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.


Императрице выделены были палаты на втором этаже.


Расскажу, что в её комнаты входила галерея, декорированная коврами с изображениями полотен Рафаэля Санти. Вообще картин знаменитых художников в замке было не мало. Парадная лестница удивляла колоннами из сибирского мрамора. За Тронным залом, декорированным зелёным бархатом, вы бы оказались в галерее Лаокоон, украшенной гобеленами и скульптурами. За ней шли гостиная и Мраморный зал. На третьем этаже поселились великие княжны. Словом, места было вдоволь. И всё бы ничего. Да вот только Павел I так торопился с переездом, что въехал в новый замок, не дождавшись даже просушки стен.

Сорок дней хозяйствования в замке

По-моему, какая-то мистика окутывает судьбу этого монарха. Он так жаждал жить в своём уникальном дворце, который именовал не иначе, как замок! Сам заблаговременно разрабатывал проекты постройки, в затем маниакально сфокусировал все силы на скорейшем возведении этого здания. А на деле? Наслаждался царь плодами своих (и массы народа) трудов всего сорок дней. Именно через этот срок его зверски убьют в собственной спальне!


Дополню, что жизнь в те дни во дворце отнюдь не была медовой. Здание, великолепное на вид, было жутко сырым и холодным. Приведу свидетельство современника, историка А. Коцебу. Он считал данное жилье ужасно вредным для здоровья. В залах даже при пылающих каминах на стенах виднелись ледяные следы. Правда, в покоях императора и его супруги дело обстояло получше. Стены их комнат были покрыты деревом, спасающим положение. Но остальным жильцам приходилось «терпеть жестоко». А что поделаешь? Монаршия воля! Может, царская спешка с переездом была не только из-за фобий или нетерпения реализовать давнюю мечту? Оказывается, вместе с Павлом I в Михайловский замок перебралась и его фаворитка – Анна Лопухина, покинув мужний дом.


Государь посредством тайной лестницы имел доступ к её покоям. И вот, ровно через сорок дней, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.монарх был убит. Александр Павлович, занявший престол, тяжело переживал это событие всю жизнь. Версии об его причастности к отцеубийству противоречивы. Но, в любом случае знать, каким путем тебе достался трон, конечно, было тяжелым бременем.


Я знаю версию, согласно которой Александр I, склонный к бегству от суетливого мира, инсценировал свою смерть. При его поездке в дело представили так, что царь внезапно скончался от тифа. При этом труп другого человека выдали за государев. А бывший император попросту доживал свои дни отшельником в сибирской глубинке под именем старца Федора Кузьмича.


Помните про «упёртость» Павла I, когда дело доходило до его прихотей? Возможно, что и сын, одержавший верх над Наполеоном, в 1822 году запретивший масонские ложи и вообще неоднократно проявлявший наследственное «твёрдоволие», в итоге также осуществил и своё сокровенное желание.

Последующая судьба замка

Я рассказывала, как молниеносно царская свита вселилась в Михайловский замок. После убийства Павла вся эта компания ещё скорее сбежала из тех ледяных хором. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.


Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.


Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Согласитесь, что обычно люди «льют воду на свою мельницу». Так произошло и здесь. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.


По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Легенда о призраке

Думаю, что всем знакомы имена И. М. Сеченова, Ф. М. Достоевского, Д. в. Григоровича. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке. У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.


Гиперболизировались слухи о призраке именно в среде училища (явный ученический фольклор, вошедший в произведение Лескова, уже упомянутое мною). Ясно, что старшие ученики таким макаром запугивали младших.


Хотя, сообщу вам, что даже в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям (есть и такая) при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Правда, чего-то существенного они, видимо, не накопали. Иначе желтая пресса уже «расскричала» бы сенсационные новости.

Предреволюционные события в замке

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.


К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция, ясно дело, была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.


Отмечу, что инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках фашистами Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.


Добавлю, что с 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. И вышло, словно в поговорочке «у 7 нянек – дитё без глазу». При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: залы перегорожены тут и там, настенные росписи закрашены, лепнина уничтожена…

Период конца XX века по наши дни

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. Отмечу, что его в 1994 году передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).


Замок отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.


Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль. Сегодня в Михайловском замке для нас с вами открыты замечательные экспозиции. С ними вы можете познакомиться .


Возможно, кого-то из вас обрадует информация о том, что в замке часто проводятся лекции, встречи, концерты и даже балы.


О них читаем . Я уже упоминала, что мне однажды посчастливилось слушать в этих стенах классическую музыку. Наверное, форма так же творит содержание, как и оно форму. И музыкальные шедевры очень гармонично воспринимаются именно в подобной обстановке. Кстати, ни мне, ни моим знакомым бродящее по коридорам приведение не повстречалось!

Как добраться

Сюда (3) вы доберетесь, доехав до станций метро «Гостиный двор» (2) или «Невский проспект» (1).


Предстоит небольшая пешая прогулка по старым петербургским улицам. Возможные маршруты указаны мною на карте.

Время работы и стоимость билетов

«Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое».
Павел I



Уходящий год ознаменовался 210-летием убийства заговорщиками в Михайловском замке Императора Павла I.

Начавшийся с марта 2011 года от Р.Х. отсчет 211-го года печального события отмечен занятной такой игрой цифр с доминированием четверки (сумма). 4 считается роковым числом Павла I: царствовал он ровно 4 года 4 месяца и 4 дня, в своем замке прожил 40 дней и т.д.
Я не поклонник нумерологии, но почему-то очень захотелось еще раз увидеть место действия своими глазами. Возможно, по созвучию эпох и настроений. "И погода какая-то темная, нудная, - пишет один из очевидцев тех лет. - По неделям солнца не видно, не хочется из дому выйти, да и небезопасно... Кажется, и Бог от нас отступился".

ОБИТЕЛЬ ПАЛАДИНА
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец
(А.С.Пушкин. Ода «Вольность»)

Это современный вид рыцарской твердыни Императора (южный, главный фасад со стороны площади Коннетабля).
Михайловский замок - «архитектурный автопортрет» своего хозяина. Необычный для Петербурга замысел средневековой цитадели, рвы, подъемные мосты, пушки и причудливое сочетание разных стилей. Эскизы будущего строения рисовал сам Павел. Первоначальный проект В.Баженова был отвергнут, и заказ на доработку и строительство в кратчайшие сроки получил Винченцо Бренна, "дикий Бренна", как назовут его современники.

Так выглядел замок в изначальном виде

А так его воспринимали современники


Худ. Ф.Я.Алексеев (1753-1824).Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге (ок.1800)


Он же. Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки (ок.1800)

Современный вид арки Воскресенских ворот

Восьмиугольный внутренний двор

Здесь в 2003г. был установлен памятник Павлу I (скульптор В.Э.Горевой, арх. В.И.Наливайко). На мой взгляд, один из немногих действительно удачных и вписавшихся в городскую ткань современных монументов.

Чтобы почувствовать характер «гения места», надо вспомнить, что на территории замка ранее стоял Летний дворец Императрицы Елизаветы Петровны, построенный в 1742-1744гг. самим Ф.Б.Растрелли.

Это, наверное, самый загадочный из несохранившихся дворцов Санкт-Петербурга. До нас не дошли ни предметы его убранства, ни даже их воспроизведения. Но он был запечатлен на нескольких картинах и рисунках современников, в частности, основоположника русского архитектурного пейзажа М.И.Махаева (1718-1770).

Глядя на эту радостную красоту русского барокко, вспоминается клавесинная музыка Рамо и Куперена. Здесь в 1754г. родился Павел I.
И он же в первый месяц своего царствования повелевает снести дворец «за ветхостью».

Монарх, при всей своей склонности к мистицизму, совершает странные поступки, во многом объясняющие сакральный смысл Михайловского замка и цепочку последующих событий.
Он заявляет: «Хочу умереть на том месте, где родился» и строит на нем свою резиденцию.
Он способствует распространению легенды о чудесном явлении Архангела Михаила, повелевшего построить на сем месте храм в его честь.

Храм Император построил, но дворцы и замки бесплотным силам не нужны. Позже монах Авель задал Павлу I вопрос: «А почто, Государь, повеление Архистратига Михаила не исполнил в точности?». И тут же дал ответ-предсказание: «Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию... Зрю в нем преждевременную гробницу твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков твоих, как мыслишь, она не будет».

На фронтоне парадного входа в замок в 2003г. была восстановлена ранее существовавшая надпись:
ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ

По преданию, Св. Ксения Петербургская предсказала: сколько букв в этой надписи, столько лет и проживет император. Букв 47. Павел I был убит вскоре после переезда в замок на 47-м году жизни, полных сорока семи ему не исполнилось.
Девиз над портиком является искаженным заимствованием из 92 псалма Давидова: "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний". Такие тексты изменять нельзя.

Зайдем внутрь замка и проследуем к месту трагических событий.
Парадная лестница

Вензель Императора, фонарь




Скульптура Клеопатра (копия работы 1789г. Паоло Трискорни)

Сейчас замок принадлежит Русскому музею. Здесь работает выставка «Святая Русь». Она организована по очень-очень высокому указанию, и всякая фотосъемка запрещена. При малейших ее попытках отовсюду появляются энергичные пожилые дамы с недобрыми взглядами горящих глаз. Тем не менее, кое-то снять удалось.

Тронный зал Императрицы Марии Федоровны

Замковая церковь в честь Михаила Архангела








Продвигаясь по 1 этажу, выходим на ту самую винтовую лестницу, по которой убийцы прошли к покоям Императора

Поднимемся по лестнице на 2 этаж. Мы попадаем в помещение бывшего Овального будуара, позже ставшего притвором церкви Св.апостолов Петра и Павла


Старинное зеркало и барельеф Александра II. Плафон «Вознесение Богоматери»




Мы вплотную подошли к месту трагедии: в смежном помещении находилась спальня Павла I. Запомните ее окна – 2-е и 3-е слева на втором этаже западного фасада замка со стороны нынешней Садовой ул. (помечены черной рамкой).

ХРОНИКА ПУТЧА
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

События ночи с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 г. описаны бессчетное число раз и разобраны почти по минутам. Например, у Д.С.Мережковскогов драме «Павел Первый», где монарх умирает с именем Александра на устах.

Чтобы отделить вымысел, воспользуемся записками беспристрастного современника – Н.А.Саблукова (1776-1848), командира эскадрона Конногвардейского полка. Он был одним из немногих лиц, близко стоящих ко двору, которым удалось удержаться на службе в течение всего четырехлетнего царствования Павла I.

Саблуков пишет о характере Императора: «Это был человек в душе вполне доброжелательный, великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках. Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и безпощадно npeследовал всякия злоупотребления, в особенности же лихоимство и взяточничество. К несчастию все эти похвальныя и добрыя качества оставались совершенно безполезными, как для него лично, так и для государства, благодаря его несдержанности, чрезвычайной раздражительности, неразумной и нетерпеливой требовательности безпрекословнаго повиновения. Малейшее колебание при исполнении его приказаний, малейшая неисправность по службе влекли за собою жестокий выговор и даже наказание без всякаго различия лиц».

В марте 1801 г. главный вдохновитель заговора, автор идеи регентства граф Н.Панин находился в ссылке в Москве. Непосредственное руководство путчем осуществляли граф П.Пален и братья Зубовы.

За четыре или пять дней до 11 марта во время верховой прогулки Павлу вдруг сделалось плохо. «Он вдруг остановил свою лошадь и, обернувшись к шталмейстеру Муханову, ехавшему рядом с императрицей, сказал сильно взволнованным голосом: «Мне показалось, что я задыхаюсь и у меня не хватает воздуха, чтобы дышать. Я чувствовал, что умираю... Разве они хотят задушить меня?»
Муханов отвечал: «Государь, это, вероятно, действие оттепели». Император ничего не ответил, покачал головой и лицо его сделалось очень задумчивым. Он не проронил ни единого слова до самого возвращения в замок».
11 марта эскадрон Саблукова должен был выставить караул в Михайловском замке. Однако Павел по научению Палена принимает роковое решение удалить верных конногвардейцев по причине их «якобинства».

Вечером того же дня заговорщики разделились на небольшие кружки. «Ужинали у полковника Хитрово, у двух генералов Ушаковых, у Депрерадовича (Семеновскаго полка) и у некоторых других. Поздно вечером все соединились вместе за одним общим ужином, на котором присутствовали: генерал Бенигсен и граф Пален. Было выпито много вина и многие выпили более, чем следует. В конце ужина, как говорят, Пален будто бы сказал: «Rappelez-vous, messieurs, que pour manger d"une omelette il faut commencer par casser les œufs» (вспомните, господа, чтобы съесть яичницу, сначала надобно разбить яйца).


Н.А.Саблуков

За этим ужином лейб-гвардии Измайловскаго полка полковник Бибиков.<...> будто бы, высказал во всеуслышанье мнение, что нет смысла стараться избавиться от одного Павла; что России не легче будет с остальными членами его семьи и что лучше всего было бы отделаться от них всех сразу. Как ни возмутительно подобное предположение, достойно внимания то, что оно было вторично высказано в 1826 г., во время последняго заговора, сопровождавшаго вступление на престол императора Николая I.

Около полуночи большинство полков, принимавших участие в заговоре, двинулись ко дворцу. Впереди шли семеновцы, которые и заняли внутренние коридоры и проходы замка.
Заговорщики встали с ужина немного позже полуночи. Согласно выработанному плану, сигнал к вторжению во внутренние апартаменты дворца и в самый кабинет императора должен был подать Аргамаков, адъютант гренадерского батальона Преображенского полка, обязанность которого заключалась в том, чтобы докладывать императору о пожарах, происходящих в городе. Аргамаков вбежал в переднюю государева кабинета, где недавно еще стоял караул от моего эскадрона, и закричал: «Пожар!»

В это время заговорщики, числом до 180-ти человек, бросились в дверь. Тогда Марин, командовавший внутренним пехотным караулом, удалил верных гренадер Преображенского лейб-батальона, расставив их часовыми, а тех из них, которые прежде служили в лейб-гренадерском полку, поместил в передней государева кабинета, сохранив, таким образом, этот важный пост в руках заговорщиков».

МЕСТО ЦАРЕУБИЙСТВА
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

«То была длинная комната, в которую входили через дверь а, и так как некоторыя из стен замка были достаточно толсты, чтобы вместить в себе внутреннюю лестницу, то в толщине стены, между дверями а и b была устроена такая лестница, которая вела в апартаменты княгини Гагариной, а также графа Кутайсова. На противоположном конце, кабинета была дверь с, ведшая в опочивальню императрицы, и рядом с нею камин д;
на правой стороне стояла походная кровать императора е, над которою всегда висели: шпага, шарф и трость его величества. Император всегда спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле; с рукавами».

«Два камер-гусара, стоявшие у двери, храбро защищали свой пост, но один из них был заколот, а другой ранен. Найдя первую дверь, ведшую в спальню, незапертою, заговорщики сначала подумали, что император скрылся по внутренней лестнице <...>. Но когда они подошли ко второй двери, то нашли ее запертою изнутри, что доказывало, что император несомненно находился в спальне.

Взломав дверь, заговорщики бросились в комнату, но императора в ней не оказалось. Начались поиски, но безуспешно, несмотря на то, что дверь, ведшая в опочивальню императрицы, также была заперта изнутри. Поиски продолжались несколько минут, когда вошел генерал Беннигсен, высокого роста, флегматичный человек; он подошел к камину, прислонился к нему и в это время увидел императора, спрятавшегося за экраном. Указав на него пальцем, Беннигсен сказал по-французски: «le voilà» (вот он), после чего Павла тотчас вытащили из его прикрытия.

Князь Платон Зубов, действовавший в качестве оратора и главного руководителя заговора, обратился к императору с речью. Отличавшийся обыкновенно большою нервностью, Павел на этот раз, однако, не казался особенно взволнованным и, сохраняя полное достоинство, спросил, что им всем нужно.
Платон Зубов отвечал, что деспотизм его сделался настолько тяжелым для нации, что они пришли требовать его отречения от престола.

Император, преисполненный искреннего желания доставить своему народу счастье, сохранять нерушимо законы и постановления империи и водворить повсюду правосудие, вступил с Зубовым в спор, который длился около получаса и который, в конце концов, принял бурный характер. В это время те из заговорщиков, которые слишком много выпили шампанского, стали выражать нетерпение, тогда как император, в свою очередь, говорил все громче и начал сильно жестикулировать. В это время шталмейстер граф Николай Зубов, человек громадного роста и необыкновенной силы, будучи совершенно пьян, ударил Павла по руке и сказал: «Что ты так кричишь!»
При этом оскорблении император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова, на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол. В ту же минуту француз-камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарятин, офицер Измайловского полка, сняв висевший над кроватью собственный шарф императора, задушил его им. Таким образом его прикончили. <...>

Называли имена некоторых лиц, которые выказали при этом случае много жестокости, даже зверства, желая выместить полученные от императора оскорбления на безжизненном его теле, так что докторам и гримерам было нелегко привести тело в такой вид, чтобы можно было выставить его для поклонения, согласно существующим обычаям. Я видел покойного императора, лежащего в гробу. На лице его, несмотря на старательную гримировку, видны были черные и синие пятна. Его треугольная шляпа была так надвинута на голову, чтобы, по возможности, скрыть левый глаз и висок, который был зашиблен. <…>

Так умер 12-го марта 1801 года один из государей, о котором история говорит как о монархе, преисполненном многих добродетелей, отличавшемся неутолимой деятельностью, любившем порядок и справедливость и искренно набожном».

Вот современный вид помещения, где произошла трагедия (стена, где была дверь b).

В 1857 г. по указанию Императора Александра II в помещении покоев Павла I была обустроена домовая церковь Николаевского инженерного училища. Работы проводились по проекту арх. К.А.Ухтомского на средства Вел. кн. Николая Николаевича (старшего). Алтарь находился на месте кровати (е) где совершилось цареубийство. На дополнительно сооруженной стенке находился иконостас

Стены храма были отделан дубовыми панелями. На них - мраморные черные доски с именами павших в сражениях воспитанников училища.

На месте камина была сооружена круглая печь, сохранившаяся до сегодняшних дней.
В этой церкви, как говорят, любил проводить время в полном одиночестве Император Александр II.
Именно отсюда наилучшим образом видны купола Храма Спаса на Крови. Действительно, над Михайловским замком тяготеет какой-то рок.


И вот, наконец, самое сакральное место замка.
Здесь стояла кровать Императора (е на приведенной выше схеме), а позже был алтарь церкви.

Сейчас это проходной коридор, образовавшийся при большевицкой перепланировке ликвидированного в 1918 г. храма. Над местом кровати убиенного монарха находится щит электропитания.

ЭПИЛОГ. НАСЛЕДНИК
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

«Нельзя без отвращения упоминать об убийцах, отличавшихся своим зверством во время этой катастрофы. Я могу только присовокупить, что большинство из них я знал до самого момента их кончины, которая у многих представляла ужасную нравственную агонию в связи с самыми жестокими телесными муками» (Н.А.Саблуков).

Граф П. Пален был сослан летом 1801 г. приказом Императора Александра I в свои курляндские имения. Он закончил жизнь в полном забвении. Совершенно не выносил одиночества в своих комнатах, а в годовщину 11 марта регулярно напивался к 10 часам вечера мертвецки пьяным, чтобы опамятоваться не раньше следующего дня. Умер в начале 1826г. через несколько недель после кончины Александра I.

Опала гр. Никиты Петровича Панина, незаурядного человека и государственного деятеля, которого декабристы называли «духовным отцом своего свободомыслия», продолжалась 33 года и закончилась с его смертью.

Имена других участников убийства долгое время были неизвестны молодому Императору - он узнал их только через несколько лет. Некоторые из них к этому времени уже умерли, другие были сосланы на Кавказ, где и погибли.

Иногда кажется, что многие современники совсем не понимали характера нового монарха.

Н.И.Греч: «Он мог снести все - лишения, оскорбления, страдания, но мысль о том, что его могут подозревать в соучастии с убийцами отца, приводила его в исступление. И даже великий Наполеон пал жертвой оскорбления в нем этого чувства».
В марте 1804г. в Германии по приказу Наполеона был арестован герцог Энгиенский, потомок Бурбонов. Он был привезен в Париж и расстрелян. По этому поводу император Александр I выразил протест, в особенности против нарушения нейтралитета Германии.

В ответной ноте Наполеон допустил ужасную ошибку, в конечном счете стоившую ему трона и самой жизни.
Он писал: «На моем месте русский император поступил бы точно так, если бы знал, что убийцы Павла I собирались для исполнения своего замысла на одном переходе от границ России, не поспешил ли бы он схватить их и сохранить жизнь, ему драгоценную?»

В завершение поста экспонаты выставки в Царицино. Подлинная ночная рубашка Павла I, в которой он был убит и офицерский шарф.

И еще в качестве пожелания ГРМ: очень хотелось бы увидеть воссозданной домовую церковь. Или, по крайней мере огороженным от проходного коридора место цареубийства. Желательно в текущий 211-й год с его даты.

Записки Н.А.Саблукова читаем .

В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ: А.КУПРИН.