Бурная биография крейсера «Аврора. Легендарная «Аврора» вернулась домой


Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге – легендарный военный корабль, пришвартованный у Петроградской набережной северной столицы. На корабле постоянно несут боевую службу моряки Военно-Морского флота. Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге является одним из символов северной столицы.

Из истории крейсера Аврора

Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Построенный по проекту К.М.Токаревского в 1900 году он был спущен на воду. Это был третий из серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». В 1904-1905 гг. корабль совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток и принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись на Балтику, корабль использовался как учебный. В 1811 году он участвовал в торжествах во время коронации сиамского короля в г. Бангкоке в Тайланде.

Корабль активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца . До 1940 года корабль был в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая город на его подступах. Во время блокады корабль стоял у г. Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах и на броненосце "Балтиец". В 1944 году был поднят с грунта и поставлен на ремонт. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на "вечной стоянке" у причальной стенки Большой Невки. Он стал учебной базой Ленинградского нахимовского училища.

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге как филиал музея

С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея . После капитального ремонта в 1984-1987 гг. судно было воссоздано заново. При посещении музея Вы увидите машинное и котельное отделения, радиостанцию и фотографии. На борту корабля посетители также осмотрят вооружение начала 20 века. В музее хранятся документы и личные вещи экипажа.

В 1924 году легендарный корабль был награжден орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 году - орденом Красного Знамени и в 1968 году - орденом Октябрьской революции. В 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг как символ морской мощи России. В 2010 году крейсер Аврора в Санкт-Петербурге отметил свое 110-летие. 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег. Такое решение было принято в связи с сокращением численности войск. Став филиалом Военно-морского музея, корабль останется на балансе Балтийского флота. Так же, как и раньше, теперь уже курсанты нахимовского училища здесь ежедневно будут поднимать и опускать Андреевский флаг.

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».
Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера - в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе "Новое Адмиралтейство", под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: "Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй". В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора "Парижская Коммуна" (бывший "Севастополь"). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера "Аврора" пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с "Парижской коммуны". На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры "Форты Кронштадта" одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что "Аврора" - единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Легендарный крейсер «Аврора» на месте вечной стоянки у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки

Как сообщают новостные ресурсы, сегодня корабль ВМФ № 1 проследовал из Кронштадта к месту постоянной стоянки у Петроградской набережной в центре Санкт-Петербурга. Легендарный крейсер прошёл под тремя разведёнными мостами - Благовещенским, Дворцовым и Троицким - и завершил свой 40-километровый переход у набережной Большой Невки около 5 часов утра при большом стечении народа - петербуржцев и гостей северной столицы.

Крейсер «Аврора». Краткая история

Многим крейсер «Аврора» известен главным образом как один из символов Октябрьской революции - корабль, 25 октября (7 ноября) 1917 года давший сигнал к началу штурма Зимнего дворца, однако и другие сведения из его послужного списка, связанные с важнейшими событиями отечественной истории, наверное, не менее интересны современных россиян. Вот вкратце история легендарного крейсера.

Афиша мультфильма «Аврора»

  • Крейсер «Аврора» был назван в честь парусного фрегата «Аврора» , который принимал участие в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.
  • Корабль был заложен 23 мая 1897 года, а 11 (24) мая 1900 года торжественно спущен на воду по личной команде Николая II, в присутствии двух императриц и многочисленных членов императорской фамилии.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота и принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • Во время Русско-японской войны «Аврора» - один из кораблей 2-й эскадры Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, в составе которой принял участие в участие в Цусимском сражении, а также Гулльском инциденте, когда (в ночь на 22 октября 1904) в Северном море, недалеко от английского города Халл (Гулль), корабли эскадры обстреляли британские рыболовецкие суда, приняв их за японские миноносцы. Кстати сказать, «Аврору» в этом «сражении» сначала также приняли за вражеский корабль, по ней был открыт огонь. В результате, в крейсер попало 5 снарядов, а судовому священнику оторвало руку.
  • 25 октября (7 ноября) 1917 года в 21:40 из носового орудия крейсера «Аврора» был произведён холостой выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, который закончился арестом Временного правительства, что стало завершающим этапом захвата большевиками власти в Петрограде и началом Октябрьской социалистической революции. С «Авроры» также было передано воззвание «К гражданам России!», написанное В. И. Лениным
  • В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, с весны 1919 года - в консервации, а с сентября 1922 года крейсер стал использоваться в качестве учебного корабля.
  • Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда артиллерийские орудия «Авроры» были сняты и установлены на южных подступах к городу в районе Пулковских высот для защиты рубежа Воронья Гора - Киевское шоссе.
  • 17 ноября 1948 года крейсер бросил якорь на месте своей «вечной стоянки» - у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле был открыт филиал Центрального военно-морского музея.
  • В 1967 году «за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера Аврора ” в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний» корабль был награждён орденом Октябрьской революции. Вся необычность события состоит в том, что на ордене изображён сам корабль. Таким образом, «Аврора» получила награду имени самого себя.
  • В 1973 году режиссёром на киностудии «Союзмультфильм» был снят мультфильм «Аврора» , в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Матусовского «Крейсер „Аврора”».

Песня «Крейсер „Аврора”». Слушать онлайн

Кадры из мультфильма «Аврора»
Режиссёр : Роман Качанов
Сценаристы : Роман Качанов и Рудольф Тюрин
Оператор : Теодор Бунимович
Роли озвучивали : Вячеслав Тихонов, Сергей Филиппов, Клара Румянова, Мария Виноградова, Алексей Консовский
Киностудия «Союзмультфильм». СССР, 1973

Песня «Крейсер „Аврора”». Аккорды. Текст. Биографии авторов

На странице песни можно найти аккорды «Крейсера „Аврора”» во всех 12-ти тональностях, подобрать бой (перебор), прочитать текст произведения, а также ознакомиться с биографиями Владимира Шаинского и Михаила Матусовского - авторов песни «Крейсер „Аврора”»

Торпедно-минное вооружение 3 381-мм ТА (8 торпед типа «98») до 1908 г.; до 150 мин заграждения типа «М-1908» с 1908 г.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г. выполнял функции учебного крейсера.

Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли.

Спуск на воду

Построен по кораблестроительной программе 1895 г.

Ирония Истории - крейсер, который считался провозвестником революции, могильщиком Российской империи и Императорской фамилии , был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго , в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) – Пирей - порт Суэц - Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим », 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана . 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны . Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) - Либава (2.10) - Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста . Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за японские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко , 16-23.10) - Дакар (30.10-3.11) - Габун (13-18.11) - Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) - Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка , 28.11-4.12) - бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904-3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам , 31.03-13.04) - бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова , - бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 г. крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом .

Первая мировая война

Зимой 1914-1915 гг. прошел модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счет демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсере «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны - из 209 6-дм снарядов в проволоку попало три и еще один - в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошел в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.

В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счет всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительство .

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Межвоенный период и Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Табличка бакового (носового) орудия крейсера

Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России , было принято решение восстановить «Аврору», как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря . На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924-1930 годах корабль совместно с учебным кораблём «Комсомолец» совершил ряд учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

Мемориальный корабль

Ещё до окончания войны, в 1944 году, было принято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945-1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ , однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища , против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. О судьбе этого крейсера рассказывает одноимённый детский мультфильм (1976), песня из которого «Что тебе снится, крейсер Аврора?» завоевала популярность и стала прочно ассоциироваться с кораблём. Во время ремонта, в 1945-46 годах, крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг» , играя роль «Варяга» .

Музей на корабле начал создаваться с 1950 году силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея . С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции .

В конце 1980-х годов корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984-1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. Работы сводились к следующему:

Последний выход крейсера "Аврора", спущенного на воду в 1900 году, на Неву

Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована на южный берег Финского залива на недостроенную военно-морскую базу Ручьи, затоплена вблизи побережья, где в настоящий момент растаскивается на металл . Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

  • Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
  • Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.
  • Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном военно-морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов.

Командиры крейсера

Командиры крейсера

  • Кап. 1 ранга ранга А. А. Мельницкий (ноябрь 1897 - октябрь 1898),
  • кап. 1 ранга П. П. Молас (октябро-ноябрь 1878, ноябрь 1898 - январь 1900),
  • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь 1900),
  • кап. 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900),
  • кап. 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 - июль 1904),
  • кап. 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 - 14.05.1905, погиб),
  • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14 мая - сентябрь 1905),
  • кап. 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 - май 1908),
  • кап. 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 - январь 1909),
  • кап. 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 - декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 - апрель 1913),
  • кап. 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 - июль 1914),
  • кап. 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 - февраль 1916),
  • кап. 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 - 28.02.1917, убит матросами),
  • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917),
  • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 - июль 1918),
  • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
  • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 - январь 1928),
  • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 - сентябрь 1930),
  • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 - июнь 1931),
  • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
  • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 – март 1932),
  • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 – октябрь 1934),
  • кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 – январь 1938),
  • кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
  • кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 – август 1940),
  • кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 – март 1941),
  • кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
  • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 – июль 1943),
  • кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 – август 1948),
  • кап. 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 – январь1950),
  • кап. 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 – февраль 1952),
  • кап. 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 – сентябрь 1953),
  • кап. 2 ранга Н. П. Епихин (снтябрь 1953 – август 1959),
  • кап. 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 – июль 1961),
  • кап. 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 – май 1964),
  • кап. 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 – май 1985),
  • кап. 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 – ноябрь 1989),
  • кап. 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989).

Исторические изображения

  • Крейсер Аврора изображён на ордене Октябрьской Революции , которым сам же и награждён (в 1967 году).
  • В связи с тем, что большинство матросов были уроженцами Вятской губернии , знамя Авроры было передано на вечное хранение в город Киров (Вятка) и ныне находится в музее Диорамы.
  • При съемке фильма "Крейсер Варяг" на "Авроре" закрепили еще одну трубу.

Полезная информация

  • Адрес : 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230-8440
  • Проезд : Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
  • Режим работы : Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
  • Экскурсии : вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Примечания

Литература

  • Материалы Центрального военно-морского музея.
  • «Аврора». - БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117-118.
  • «Аврора»: альбом - Л.: Сов. художник, 1967.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1981. С. 57.
  • Андреев В. Революционный держите шаг. - М., 1973. С.168-177.
  • Асеев Н. Земля и люди. - М.: 1961. С. 203.
  • Бадеев А. «Аврора».- В кн.: Отчий дом: сборник. - М.: «Мол. гвардия», 1978.
  • Балтийский флот. Исторический очерк. - М., Воениздат, 1960.
  • Бартев Г. П. Балтийские зори. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
  • Бартев Г. П. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1983.
  • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи «Авроры»: Документальный очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
  • Белкин С. И. Рассказы о знаменитых кораблях. - Л.: Судостроение, 1979.
  • Белышев А. Балтийская слава. - Калининград, 1959. С. 41-46.
  • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара крейсера «Аврора»). - В кн.: Корабли-герои. - М., 1976. С. 106-107.
  • Березов П. Залп с «Авроры». - М.: Политиздат, 1967.
  • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л., Лениздат. 1967.
  • Бурковский Б. В. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1979.
  • Буров А. В. Блокада день за днем. - Л., 1979. С. 55, 63, 67, 388.
  • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер «Аврора»: памятник отечественного кораблестроения. - Л.: Лениздат, 1987.
  • Великий Октябрь. Сборник документов. - М.: 1961. С. 52, 53, 327, 340, 351, 352.
  • Годунов М. Н. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1988.
  • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. - Л.: Лениздат, 1982. С. 70-84.
  • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера «Аврора»: Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. - М., 1966. С. 78, 83.
  • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 - 15 мая 1905 г. - СПб.: «Галея Принт», 1998. - ISBN 5-8172-0002-3.
  • Летов Б. Корабли-герои. - М.-Л.: Детгиз, 1950.
  • Максимихин И. А. Легендарный корабль. - М.: «Мол.гвардия», 1977.
  • Мельников Р. М. Корабли-памятники // «Человек. Море. Техника». - Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301-321.
  • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М.: Воениздат, 1948. С. 76.
  • Неволин А. С. Авроровцы. - М.: Воениздат, 1987.
  • Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987.
  • Поленов Л. Л. «Аврора»: тайны столетней истории. - СПб.: «Нордмед-Издат», 1997. - (События, корабли, люди).
  • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат, 1957.
  • Тихоокеанский флот. - М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63, 134, 270.
  • Чернов Б. М. Судьба высокая «Авроры». - М.: Политич. лит., 1983.
  • Харченко В. И. На «Авроре» бьют склянки. - М.: Изд. ДОСААФ, 1967.
  • Холодняк А. «Аврора». - Л., 1925.
  • Юнга Е. С. Крейсер «Аврора». - М.: Воениздат, 1949.

Крейсер в искусстве

Литература
  • Николай Черкашин. Торпеда для «Авроры»
  • Михаил Веллер . Ноль часов
Фильмы
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней «Что тебе снится, крейсер Аврора…»
  • Ленин в Октябре
Стихи и музыка Торпедно-минное вооружение 3 381-мм ТА (8 торпед типа «98») до 1908 г.; до 150 мин заграждения типа «М-1908» с 1908 г.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г. выполнял функции учебного крейсера.

Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли.

Спуск на воду

Построен по кораблестроительной программе 1895 г.

Ирония Истории - крейсер, который считался провозвестником революции, могильщиком Российской империи и Императорской фамилии , был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго , в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) – Пирей - порт Суэц - Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим », 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана . 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны . Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) - Либава (2.10) - Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста . Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за японские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко , 16-23.10) - Дакар (30.10-3.11) - Габун (13-18.11) - Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) - Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка , 28.11-4.12) - бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904-3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам , 31.03-13.04) - бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова , - бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 г. крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом .

Первая мировая война

Зимой 1914-1915 гг. прошел модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счет демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсере «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны - из 209 6-дм снарядов в проволоку попало три и еще один - в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошел в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.

В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счет всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительство .

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Межвоенный период и Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Табличка бакового (носового) орудия крейсера

Когда в 1922 г. началось активное восстановление Морских сил России , было принято решение восстановить «Аврору», как учебный корабль, не в последнюю очередь из-за того, что она четыре года назад уже прошла капитальный ремонт. После восстановительного ремонта и укомплектования командой в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря . На корабле теперь стояло 10х1 - новых 130-мм орудий и 2х1 - 76,2-мм зенитных орудий. В 1924-1930 годах корабль совместно с учебным кораблём «Комсомолец» совершил ряд учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ, посетил порты Берген и Тронхейм (Норвегия, 1924,1925 и 1930), Мурманск и Архангельск (СССР, 1924 и 1925), Гётеборг (Швеция, 1925), Киль (Германия, 1926), Копенгаген (1928), Свинемюнде (Германия, 1929), Осло (1930). Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота молодого Советского государства была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году было произведено обследование корабля и сделан вывод о необходимости второго капитального ремонта. С 1933 на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде велись ремонтные работы, но в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

Мемориальный корабль

Ещё до окончания войны, в 1944 году, было принято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945-1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ , однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Внутренние помещения были переоборудованы для жизни и службы курсантов и преподавателей. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища , против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. О судьбе этого крейсера рассказывает одноимённый детский мультфильм (1976), песня из которого «Что тебе снится, крейсер Аврора?» завоевала популярность и стала прочно ассоциироваться с кораблём. Во время ремонта, в 1945-46 годах, крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг» , играя роль «Варяга» .

Музей на корабле начал создаваться с 1950 году силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея . С 1961 года в связи с постройкой для НВМУ нового жилого корпуса «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек. Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957-1958 и 1966-1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции .

В конце 1980-х годов корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984-1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова по проекту Северного проектно-конструкторского бюро. Работы сводились к следующему:

Последний выход крейсера "Аврора", спущенного на воду в 1900 году, на Неву

Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована на южный берег Финского залива на недостроенную военно-морскую базу Ручьи, затоплена вблизи побережья, где в настоящий момент растаскивается на металл . Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

  • Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
  • Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.
  • Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном военно-морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле, помимо научных сотрудников, служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матросов.

Командиры крейсера

Командиры крейсера

  • Кап. 1 ранга ранга А. А. Мельницкий (ноябрь 1897 - октябрь 1898),
  • кап. 1 ранга П. П. Молас (октябро-ноябрь 1878, ноябрь 1898 - январь 1900),
  • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь 1900),
  • кап. 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900),
  • кап. 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 - июль 1904),
  • кап. 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 - 14.05.1905, погиб),
  • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14 мая - сентябрь 1905),
  • кап. 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 - май 1908),
  • кап. 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 - январь 1909),
  • кап. 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 - декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 - апрель 1913),
  • кап. 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 - июль 1914),
  • кап. 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 - февраль 1916),
  • кап. 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 - 28.02.1917, убит матросами),
  • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917),
  • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 - июль 1918),
  • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
  • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 - январь 1928),
  • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 - сентябрь 1930),
  • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 - июнь 1931),
  • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
  • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 – март 1932),
  • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 – октябрь 1934),
  • кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 – январь 1938),
  • кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
  • кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 – август 1940),
  • кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 – март 1941),
  • кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
  • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 – июль 1943),
  • кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 – август 1948),
  • кап. 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 – январь1950),
  • кап. 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 – февраль 1952),
  • кап. 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 – сентябрь 1953),
  • кап. 2 ранга Н. П. Епихин (снтябрь 1953 – август 1959),
  • кап. 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 – июль 1961),
  • кап. 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 – май 1964),
  • кап. 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 – май 1985),
  • кап. 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 – ноябрь 1989),
  • кап. 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989).

Исторические изображения

  • Крейсер Аврора изображён на ордене Октябрьской Революции , которым сам же и награждён (в 1967 году).
  • В связи с тем, что большинство матросов были уроженцами Вятской губернии , знамя Авроры было передано на вечное хранение в город Киров (Вятка) и ныне находится в музее Диорамы.
  • При съемке фильма "Крейсер Варяг" на "Авроре" закрепили еще одну трубу.

Полезная информация

  • Адрес : 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230-8440
  • Проезд : Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
  • Режим работы : Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
  • Экскурсии : вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Примечания

Литература

  • Материалы Центрального военно-морского музея.
  • «Аврора». - БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117-118.
  • «Аврора»: альбом - Л.: Сов. художник, 1967.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1981. С. 57.
  • Андреев В. Революционный держите шаг. - М., 1973. С.168-177.
  • Асеев Н. Земля и люди. - М.: 1961. С. 203.
  • Бадеев А. «Аврора».- В кн.: Отчий дом: сборник. - М.: «Мол. гвардия», 1978.
  • Балтийский флот. Исторический очерк. - М., Воениздат, 1960.
  • Бартев Г. П. Балтийские зори. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
  • Бартев Г. П. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1983.
  • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи «Авроры»: Документальный очерк. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1975.
  • Белкин С. И. Рассказы о знаменитых кораблях. - Л.: Судостроение, 1979.
  • Белышев А. Балтийская слава. - Калининград, 1959. С. 41-46.
  • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара крейсера «Аврора»). - В кн.: Корабли-герои. - М., 1976. С. 106-107.
  • Березов П. Залп с «Авроры». - М.: Политиздат, 1967.
  • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л., Лениздат. 1967.
  • Бурковский Б. В. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1979.
  • Буров А. В. Блокада день за днем. - Л., 1979. С. 55, 63, 67, 388.
  • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер «Аврора»: памятник отечественного кораблестроения. - Л.: Лениздат, 1987.
  • Великий Октябрь. Сборник документов. - М.: 1961. С. 52, 53, 327, 340, 351, 352.
  • Годунов М. Н. Крейсер «Аврора»: путеводитель по музею. - Л.: Лениздат, 1988.
  • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. - Л.: Лениздат, 1982. С. 70-84.
  • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера «Аврора»: Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. - М., 1966. С. 78, 83.
  • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 - 15 мая 1905 г. - СПб.: «Галея Принт», 1998. - ISBN 5-8172-0002-3.
  • Летов Б. Корабли-герои. - М.-Л.: Детгиз, 1950.
  • Максимихин И. А. Легендарный корабль. - М.: «Мол.гвардия», 1977.
  • Мельников Р. М. Корабли-памятники // «Человек. Море. Техника». - Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301-321.
  • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М.: Воениздат, 1948. С. 76.
  • Неволин А. С. Авроровцы. - М.: Воениздат, 1987.
  • Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987.
  • Поленов Л. Л. «Аврора»: тайны столетней истории. - СПб.: «Нордмед-Издат», 1997. - (События, корабли, люди).
  • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат, 1957.
  • Тихоокеанский флот. - М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63, 134, 270.
  • Чернов Б. М. Судьба высокая «Авроры». - М.: Политич. лит., 1983.
  • Харченко В. И. На «Авроре» бьют склянки. - М.: Изд. ДОСААФ, 1967.
  • Холодняк А. «Аврора». - Л., 1925.
  • Юнга Е. С. Крейсер «Аврора». - М.: Воениздат, 1949.

Крейсер в искусстве

Литература
  • Николай Черкашин. Торпеда для «Авроры»
  • Михаил Веллер . Ноль часов
Фильмы
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней «Что тебе снится, крейсер Аврора…»
  • Ленин в Октябре
Стихи и музыка