Библейская энциклопедия читать. Иллюстрированная библейская энциклопедия. Как пользоваться Энциклопедией

Уничтожение нечестивых

Язычники спасаются за доброту

Читайте также:

Можно ли сказать, что притчи - это лишь то, чем пользовался наш великий Учитель Христос?

На самом деле, притчи в Библии встречаются намного чаще, чем мы, люди, обычно это представляем. И когда ученики Христа спросили: ‘’для чего притчами говоришь им?’’ (Матф.13:10), то ответ Господа показал суть не только притч, но и всего Священного Писания:

‘’вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи’’ (Мар.4:11,12).

Слово Бога написано таким образом, что каждый читающий эту книгу, может понимать её по-своему, так, как велит ему его внутренняя сущность. И люди нередко находят в ней те или иные места из Писаний, которые подтверждают именно их взгляды. Но так быть не должно, так как Господь сказал: ‘’Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят’’ (Матф.5:8).

‘’Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят’’ (Матф.5:8)

И в данной статье [проявляя осторожность, с просьбой к Всевышнему о мудрости], мы постараемся беспристрастно разобрать те аллегории, которые не изъясняются пророками. Так же постараемся вывести некий принцип, который поможет более адекватно понимать притчи в Библии.

Притчи Соломона

Начнём с того, что писал о притчах мудрый Соломон:

‘’Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их ’’ (Прит.1:5,6).

И это было не просто сиюминутное высказывание выскочившее из головы… Многие просто соглашаются с тем, что Соломон превосходил мудростью всех, кто жил до прихода Христа на землю (3Цар.4:29-31.).

Однако не многие задумываются над тем, что притчи Соломона – это не просто книга ‘’Притчи’’, это книга аллегорий, образов, указывающих на нечто большее.

Этот мудрый Сын Мира [Соломон], являлся образом великого Учителя Христа, Который учил притчами (Матф.12:42. Мар.4:33,34.). Тем не менее, притчи Соломона люди всё так же пытаются воспринимать буквально.

Возьмём для примера некоторые притчи Соломона:

1) ‘’Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы’’ (Прит.20:20).

Нормальному человеку впору задуматься, действительно ли светильник перегорает от того, что человек злой и неблагодарный по отношению к своим родителям?.. Бесспорно, закон учит почитать своих родителей, однако аллегорически, это указывает на Всевышнего Отца, образом Которого был Авраам, а так же Небесный Иерусалим [Царство Небесное], образом чего являлась жена Авраама, Сарра (см. Галат.4:22-26. Мал.1:6.).

Светильником, в данном смысле, является духовное видение человека (см. Исаия.29:13,14. Амос.5:18-20.).

2) ‘’Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда’’ (Прит.22:14).

Как вы, дорогие читатели, это себе представляете?.. ‘’Настоящий мужчина’’ больше обращает внимание не на красивые слова буквальных блудниц… В данном стихе, речь идёт о ДУХОВНЫХ блудницах.

Обратите внимание на эту притчу:

""И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти’’ (Прит.7:10-12,25-27).

И позднее, апостол Иоанн, описал притчу – видение о блуднице Вавилон:

‘’с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле’’ (см. Откр.17:1-5).

Так же, о духовных блудниках предупреждал апостол Пётр:

‘’Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия’’ (2Пет.2:1-3,14.).

А как понять слова из второй части притчи: ‘’на кого прогневается Господь, тот упадет туда’’ (Прит.22:14)?.. Об этом писал апостол Павел:

‘’со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду’’ (2Фесс.2:10-12.).

3) Есть в 31-й главе книги Притч описание так же и добродетельной жены.

Обратите внимание на слова: ‘’много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их" (Прит.31:29.).

  • Что это за супер жена, которая превзошла всех других жён?..
  • Или, что это за муж, который ‘’известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли’’ (Прит.31:23)?..
  • На самом деле величественным мужем здесь представлен Царь царей, Христос (Откр.19:11,16.).
  • Непревзойдённая и добродетельная жена в данной притче является образом церкви Христа (Ефес.5:30-32. Иоан.14:12.).

Если внимательно исследовать контекст, именно к такому выводу мы и сможем прийти – сравнить:

1) Прит.31:11. – Ефес.4:11-13. Матф.25:14-23.

2) Прит.31:15,18. – Лук.12:35,36,42,43. Матф.5:14.

3) Прит.31:22,25,31. – Михей 5:5,7. Зах.9:16. Откр.2:25,26.

Притчи Христа

Итак, царь Соломон был лишь подобием нашего Царя и Учителя Христа (Матф.12:42.). И когда пришёл наш Господь, Он так же в учениях использовал притчи. Существует обоснованное подозрение, что, если бы в Евангелиях не было объяснений притч Христа [судя по тому, как большинством принято буквально воспринимать притчи Соломона и другие аллегорические описания в Библии], то смысл этих [уже изъяснённых] притч, скорее всего так и остался бы тайной. Однако, растолкование притч нашим Господом показало возможность и необходимость понимать аллегорически многие другие тайны Библии, которые мы ещё обсудим впоследствии.

А как нам понять те притчи Христа, которые Господь не изъяснял? Существует принцип: ‘’При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово’’ (2Кор.13:1). Поэтому, изъяснение какого либо места Писания так же должно подтверждаться другими местами Писания.

И для наглядного примера попробуем таким образом понять и изъяснить две притчи:

1) ’’подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее’’ (Матф.13:45,46).

Данная притча подразумевает нашего Господа Христа, который искупил себе церковь свою, оставив то, что имел до своего прихода на землю.

Почему это можно понимать именно так? Учитывая принцип, что ‘’при двух и трёх свидетелях, будет твёрдо всякое слово’’, мы можем обратить внимание на эти места Писания: (Прит.1:5,6; 31:10,15-18,23,29. Ефес.5:32.). Деян.20:28. 1Кор.6:19,20.

2) ‘’Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов’’ (Матф.13:47-50).

Здесь мы видим, что наш Учитель, по большей части уже изъяснил эту притчу; однако, чтобы она принесла нам больше пользы, нам так же важно понять её СУТЬ. Например, какими критериями пользуются Ангелы, отделяя пригодную ""рыбу"" от плохой? В книге Лев.11:10 показано, что рыба, не имеющая [перьев] и чешуи, считается скверной.

И заметьте, когда первые люди согрешили, и нагота стала символом их греховности, тогда сам Всевышний дал им одежды (Быт.3:9,11,21.).

На протяжении всей книги Библии, одежда имеет большое символическое значение, показывающее то, насколько праведен человек – см. Откр.3:17,18. 2Кор.5:3,4. Откр.16:15. Матф.22:11-13.

Притчи из книги Псалом

Притчи использовали не только мудрый Соломон и наш Учитель Христос, их использовали так же Давид и другие пророки. Обратите внимание на ключевую деталь:

‘’Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира’’ (Матф.13:34,35).

Эти слова были приведены из псалма, который, на первый взгляд, просто повествует о библейской истории и неверности Израиля (Псал.77:2,3.). Но первое впечатление обманчиво. На самом деле эта история полна пророческих образов, указывающих на Иисуса Христа, и то, как впоследствии принял его Израиль.

Чтобы изъяснить все эти образы, понадобится написать отдельную книгу (Иоан.21:25.). Поэтому, для сравнения приведём лишь некоторые моменты:

1) Псал.77:14. – Исх.13:21,22; 14:19,20. Исх.23:20,21; 33:2,3. Евр.4:1-3,7,8. Матф.9:2-6.

2) Псал.77:15-17. – 1Кор.10:4-6. Иоан.7:37-40.

3) Псал.77:23-25. – Матф.4:1-4. Иоан.6:27,49-51.

4) Псал.77:36-39. – Рим.3:11-13,19,21,24-26.

5) Псал.77:70-72. – Иез.34:2,22-24. Матф.9:35,36. Иоан.10:6,11,14,15.

Так же, ярким описанием притчей, можно назвать 126-й и 127-й псалмы.

На первый взгляд может показаться, что дети- это благословение для любого христианина. Однако в жизни это бывает далеко не всегда.

  • Например, далеко не у всех праведных царей Иуды вырастали богобоязненные дети.
  • На время признака последних дней было предсказание о том, что

‘’восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое…’’ (Мар.13:12,13).

Так о чём же нам говорится в этих словах:

‘’Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах (Пс.126:3-5)?..

Что это за человек, который ‘’наполнил ими колчан свой’’ ?

Ответ даётся через пророчество Исаии:

‘’Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23. Так же: Исаия.49:2,3).

Когда фарисеи пытались доказывать Христу, что они являлись детьми Авраама, Господь оспорил это, указав на то, что их ДУХОВНЫМ отцом, был дьявол (Иоан.8:37-44.).

Такой же смысл имеет 126-й и 127-й псалом, который указывает на ДУХОВНЫХ детей [Авраама – как образ Небесного Отца, и Сарру – как образ Небесного Царства] (Псал.127:3. Исаия.49:14,20-22. Галат.4:22,24,26.). Важно в первую очередь то, насколько у таковых детей чистая внутренняя сущность от Небесного Отца.

Апостол Павел писал:

‘’…ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого’’ (Рим.9:6-8,25,26).

‘’Нет уже Иудея, ни язычника… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники’’ (Гал.3:28,29).

Выше приведённые изъяснения из книги Псалом являются лишь ничтожно малой частью того, о чём на самом деле повествуется в этих пророческих песнях (Втор.31:19; 32:1-44.). Смысл нашего описания состоит в том, чтобы показать, что Библия, это та книга, которая заслуживает не просто чтения, но и пристального внимания – Прит.2:1-9.

Например, Закон, который был дан через Моисея, всегда ли он имеет прямой смысл? Написано: ‘’Не заграждай рта волу, когда он молотит’’ (Втор.25:4). Если бы впоследствии апостол Павел не написал разъяснения о том, что это касается соработников у Бога трудящихся в церкви (1Кор.3:9; 9:9,10.), как бы мы сегодня понимали этот закон о волах?..

Из данного примера, мы так же можем понимать, что для исследования Писания важны, как Святой Дух (1Кор.2:13,14.), так и УСИЛИЯ для понимания духовного мира от Всевышнего (Матф.11:12,13.).

Знамения в Библии

Притчи в Библии, описываются не только какими либо примерами и образами (Иез.17:2-15; 20:47-50.).

Например, у пророка Иезекииля, описывается событие, пророческое действие [или знамение], которое так же является своего рода притчей. В ней написано:

‘’…так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь и налей в него воды; сложи в него куски мяса, все лучшие куски, бедра и плеча, и наполни отборными костями; отборных овец возьми, и [разожги] под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости разварились в нем. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! и Я разложу большой костер… Прибавь дров, разведи огонь, вывари мясо; пусть все сгустится, и кости перегорят. И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла. Труд будет тяжелый; но большая накипь его не сойдет с него; и в огне [останется] на нем накипь его…

В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобою’’ (Иез.24:3-5,9-13).

Но являются ли такие пророческие действия–притчи редкостью в Писаниях?.. Кроме изъяснённых знамений в Библии, о медном змее, которого вознёс Моисей в пустыне (Иоан.3:14.), и пророке Ионе, бывшем в чреве рыбы три дня и три ночи (Матф.12:38-40.), на самом деле, таковых в Писании множество.

Навуфей и его виноградник

К примеру, обратим внимание на историю с Навуфеем:

‘’у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник… Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! … И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер. … Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение’ ’ (3Цар.21:1-3,11-13,16).

Как вы думаете, кого представляет Навуфей в пророческой истории о винограднике?.. Пророк Исаия писал:

‘’Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль’’ (Ис.5:7).

  • А вот Тот, кто владел ‘’наследством отцов’’, на самом деле был Сын Давидов, Христос, Царь Израиля (Матф.21:33-39.).
  • В этой истории с Навуфеем царица Иезавель являлась образом священства Израиля, духовной проститутки (Иез.23:4,45, Иоан.19:15).

Елисей, две медведицы и 42 ребенка

История о том, как Елисей проклял детей, вследствие чего было растерзано двумя медведицами 42 ребёнка, кому-то может показаться нелепой. Однако в этом знамении-притче существует глубокий смысл. Писание повествует:

‘’И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка’’ (4Цар.2:23,24).

(14 + 14 +14 = 42) ‘’Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов’’ (Матф.1:17).

Какая связь существует между этими двумя фактами?

Отметим такую параллель:

  • Елисей, был преемником Илии и получил двойной Дух (см. 4Цар.2:9-11.).
  • Так же, Христос был преемником Иоанна Крестителя [большего Илии – Лук.1:13,17.], и имел несравненно больший Дух.

Впоследствии, больший Елисей, Христос проклял 42-й род от Авраама, сказав:

‘’да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей’’ (Матф.23:35,36).

А кого представляли в истории с Елисеем две медведицы?

Пророк Малахия писал:

‘’помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием’’ (Мал.4:4-6).

Эти два пророка [Илия и Моисей], были свидетелями против нечестивого рода, который не принял Христа (Лук.9:30,31. Иоан.5:45-47.).

И в 70-м году н.э. римскими войсками было уничтожено более миллиона иудеев вместе с Иерусалимским храмом (Лук.23:28-31.).

А могут ли знамения в Библии принести пользу нам?

Апостол Павел писал: ‘’это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков’’ (1Кор.10:11). И потому мы рассмотрим такой пример: ‘’ Так же, как было и во дни Лота…так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится’’ (Лук.17:28,30). Обратите внимание на параллели, которые существуют в Писании, в связи с данной темой:

1) Моральное разложение жителей Содома (Быт.18:20,21.), является прообразом духовного блуда иудаизма вплоть до первого века (Исаия.1:10,21.). В последние дни нечестивого мира так же будет наполнена мера беззакония христианства (2Тим.3:1,5-9. 2Пет.2:1-3,6-10. Дан.8:23.).

2) В Содом были посланы два Ангела-свидетеля (Быт.19:1.).

В первом веке двумя Ангелами-свидетелями были: Иоанн Креститель и Иисус Христос (см. Мал.3:1. Марк.1:2,4,7), которые свидетельствовали против развращённого рода иудеев (Деян.2:40.). В последние дни нечестивого мира, так же будут свидетели от Христа: апостолы и пророки. О них упоминается в Откр.11:3-8. Зах.6:1; 4:11-14. Дан.11:33.

3) Жители Содома не приняли свидетелей от Всевышнего, пытаясь сделать над ними насилие (Быт.19:4,5.). В первом веке н.э. иудейский развращённый род, так же не принял двух свидетелей. Христос сказал: ‘’но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них’’ (Матф.17:12). Настоящие последователи Христа, так же будут особенно жестоко преследуемы во время признака конца нечестивого мира – Дан.7:25; 11:36. Откр.11:7,8. Михей.7:6-9.

4) Гостеприимство Лота учит нас качествам самоотверженности (Быт.19:1-8.). По всей видимости, имея в виду данный случай, апостол Павел писал: ‘’страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле’’ (Евр.13:2,3). Спасает в первую очередь истинная доброта. В первом веке никто толком так и не понимал то, что говорил Христос при Своей жизни на земле; однако, такие качества, как: честность, беспристрастие, доброта от Бога, помогли некоторым увидеть СУТЬ своего Великого Учителя (Псал.118:165. Матф.25:31-40.).

5) И наконец, последнее: некоторые могут утверждать, что они ничего для других плохого не делают, поэтому они так же могут быть спасены . Но и здесь существует параллель: ‘’как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится’’ (Лук.17:28-30).

Когда Лот стал говорить своим зятьям о скором уничтожении Содома, им показалось, что он шутит [бредит] (Быт.19:14.). Не поверив Лоту, они были уничтожены вместе с городом. Именно так же произошло и в первом веке: те, кто не принял всерьёз весть об уничтожении Иерусалима, погибли вместе с грешниками. Христос по этому поводу предупреждал:

‘’думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете’’ (Лук.13:2-5).

О последних днях нечестивого мира было предсказано:

‘’по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь’’ (Матф.24:12).

Вследствие этого, многие христиане потеряют духовное видение, отдавая предпочтение заботе о своём финансовом благополучии.

Итак, друзья: если мы будем вникать в СУТЬ Библейских притч и образов, они помогут нам более глубоко и ярко видеть духовно.

Иногда нам может казаться, что многое в Писании нам уже понятно. Однако, это поверхностное впечатление обманчиво; скорее это происходит по причине нашей самоуверенности. Пусть же, любопытство апостолов Христа послужит для нас примером (Марк.4:10-12.). Чтобы то, что мы читаем из Слова Всевышнего, стало частью нашего внутреннего мира (Прит.2:10-12,16,17.). Аминь.

С. Иаковлев (Бохан)

Для наших читателей: библейские притчи короткие с подробным описанием из различных источников.

Все Короткие Лучшие

Бесплодная смоковница 1 0

Виноградари 0 0

Девы мудрые и девы неразумные 0 0 Добрый Самаритянин 0 0 Должник и царь 0 0

Зарытый талант 0 0 Званые и избранные 0 0

Исаак и Ревекка 0 0 Исайя о винограднике 0 0

Лот и его дочери 0 0

Наёмники 0 0 Неверный управитель 0 0 Неразумный юноша 0 0 Нищий Лазарь 0 0

О милосердном царе и безжалостном заимодавце 0 0

Плевелы 0 0 Притча о сеятеле 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 2 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 5 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 9 0 0 Проданное первородство 0 0

Смоковница 0 0 Соломоново решение 0 0 Стяжание 0 0 Судья неправедный 0 0

Фарисей и мытарь 0 0

Христос о рабах бодрствующих 0 0 Христос о светильнике 0 0

Царство Небесное 0 0 Царь деревьев 0 0

Адыгейские притчи Армянские притчи Африканские притчи Библейские притчи Буддийские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Дзенские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Китайские притчи Притчи для детей Притчи Иисуса Христа Притчи Леонардо да Винчи Притчи о добре Притчи о дружбе Притчи о женщине Притчи о жизни Притчи о любви Притчи о счастье Притчи Ошо Притчи про детей Притчи про Ходжу Насреддина Русские притчи Семейные притчи Современные притчи Суфийские притчи Татарские притчи Хасидские притчи Христианские притчи Эзотерические притчи Японские притчи

Есть такое выражение у русских людей – «говорить загадками», то есть объясняться в иносказательной форме, говорить не прямо, а в переносном значении. Когда-то на Востоке выражать аллегориями мудрые мысли было обычным делом. Такие истории называли притчами.

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Притчи царя Соломона

Соломон был сыном царя Давида, после смерти которого занял трон Израиля. Он правил страной 40 лет, не воевал с соседями, вкладывая все силы и средства в развитие страны. Люди приходили к царю за советом, если сами не могли решить спор, а однажды к царю из далеких земель пришла царица Савская. Она была наслышана о мудрости правителя и лично убедилась в правоте людских толков.

Соломон написал книгу притч, которая вошла в состав Библии. Авторству Соломона приписывают и книгу Екклесиаста, где показаны размышления о глупости ежедневной суеты, истинный смысл жизни и говорится о человеческой смерти.

Большая часть притч учит тому, что:

  • сыновья должны быть послушны родителям и Богу;
  • рассматриваются преимущества мудрых людей над глупыми;
  • если дал слово, надо держать обещание;
  • показывается пример настоящей и верной жены;
  • хождение к блудницам (проституткам) развратит и погубит человека;
  • дается алгоритм поведения мудрого человека.

Книга притч состоит из 31 главы. В ее главах коротко рассматриваются очень многие жизненные ситуации, а затем Соломон говорит, как вести себя, чтобы поступать хорошо и иметь успех.

Притчи Иисуса Христа

Иисус Христос не только ходил из города в город, исцелял больных и творил чудеса, он учил людей праведной и правильной жизни, в том числе и с помощью притч.

Он рассказывал притчи таким образом, чтобы их понимали только его ученики или те, кто хотят идти за ним, а не фарисеи и книжники, которые искали случая убить Спасителя.

Библейские притчи Иисуса Христа наполнены яркими образами. Не следует искать в притчах Спасителя спрятанные и зашифрованные послания. Уроки библейских притч заключаются в том, чтобы на примере из социальной жизни кратко показать мудрость, которой мы должны следовать.

Притча о блудном сыне

У отца было два сына. Младший ребенок попросил отца разделить наследство со старшим братом и, получив деньги, отправился жить в другой город. Там он потратил все состояние, а когда наступил голод, решил, что лучше ему вернуться домой. Отец принял его с распростертыми объятиями и в честь возвращения сына устроил пир. Старший сын не захотел прийти на пир, он высказал отцу недовольство, что он, не разгибая спины, работает, а отец никогда даже маленького козленка ему не дал, чтобы и он повеселился. В конце глава семьи сглаживает конфликт и примиряет сыновей.

Вот краткий сюжет, наверное, самой знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Что же эта притча означает? Отец – это Бог, а его сыновья – это мы. Мы уходим, убегаем от Бога и думаем, что на чужбине будем жить счастливее, чем дома. Но все равно возвращаемся в родной дом: избитые, измученные, усталые. Отец всегда нас встретит с радостью, даст еды и крышу над головой.

Образ старшего брата – это показная вера законников – людей, которые считают, что Бог их обязан спасти за их заслуги перед ним. Они не хотят делить наследство с другими, потому что думают только о себе.

Притча о добром самарянине

Одной из самых больших и сюжетных притч Иисуса Христа является притча о добром самарянине. Посмотрим на краткий сюжет библейской притчи. Один человек возвращался домой, но на дороге на него напали разбойники, избили и забрали у него все, что он имел при себе. Прошли мимо и священник, и левит, но так и не помогли раненному путнику. Только проезжавший мимо самарянин обвязал раны пострадавшему, отвез его в гостиницу и дал указания, чтобы хозяин гостиницы позаботился об этом человеке.

Когда у Христа спросили, кто для нас будет ближний, тогда он привел в качестве примера данную притчу. В итоге ближним человеку оказались не его земляки, а враждебный к иудеям самарянин. Тот, кто и нам оказывает милость, доброту и щедрость – ближний для нас.

Самаряне не любили евреев, но в этой притче человек, который должен был быть врагом иудею, позаботился о нем.

Другое толкование притчи может говорить, что самарянин – это сам Господь, который обвязывает наши духовные раны и до времени оставляет в гостинице. Но придет время, когда он придет за нами.

Притча о сеятеле и ее толкование

На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.

Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.

Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.

Короткие библейские притчи

В Евангелии рассказывается много притч. Есть среди них длинные, а есть и совсем короткие, но не менее поучительные. К коротким библейским притчам можно отнести следующие истории:

  • бесплодная смоковница;
  • притча о виноградарях;
  • девы мудрые и неразумные;
  • царь и должник;
  • неверный управитель;
  • зарытый талант;
  • богач и Лазарь.

Эти короткие притчи учат нас тому, что нам надо быть честными, правильно исполнять порученное нам дело, не зарывать свои способности в землю, а служить ими Богу и людям.

Рассмотрим некоторые из самых коротких притч Иисуса Христа.

Богач и Лазар

Богач умирает и попадает в ад, а нищего Лазаря забирают в рай. Богач умоляет забрать его на небо, но ему отказывают, и дело не в его богатстве. Богач неправильно распорядился деньгами, используя их на развлечения, он и не думал помочь Лазарю, который всю жизнь голодал.

Притча о виноградарях

Это история о том, как хозяин виноградника отдал его виноградарям, а те сначала убили слуг хозяина, а потом и его сына, в надежде, что станут властителями виноградаря. Но хозяин поступил с ними по справедливости. В сыне хозяина отчетливо видны черты Иисуса Христа, которого Отец отправил в этот мир, а фарисеи и книжники (виноградари) убили его.

Библейские притчи для детей

В Библии нет специально предназначенных для детей притч. Все зависит от возраста ребенка и от того, как конкретную притчу ему преподнести.

К детским, подростковым притчам можно отнести историю о заблудшей овце. В этой маленькой притче говорится о том, что овца убежала от стада, а когда пастух ее нашел, то обнял и с любовью принял обратно. Пастырь в притче представлен добрым и любящим, для которого важна каждая овца. Так и Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, и для него важен каждый человек, даже тот, кто убегает, а затем, как блудный сын, возвращается домой.

Любую притчу можно рассказать ребенку простым и ясным языком, чтобы он понял и осознал истину, которую могут нести библейские притчи.

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;..
Читать полностью –>

Неразумный юноша

Однажды смотрел я в окна дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходящего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке…
Читать полностью –>

О переходе через Красное море

Сказал Господь Моисею, говоря:
- Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном;
Читать полностью –>

О жертвоприношении Авраама

Бог искушал Авраама и сказал ему:
- Авраам!

Он сказал:
- Вот я.

Бог сказал:
- Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;..
Читать полностью –>

О Давиде и Сауле

Давид жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен-Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны.
Читать полностью –>

Иллюстрированная библейская энциклопедия - это уникальный справочник по Библии. Составленная архимандритом Никифором в 1891 году на основе научных исследований и авторитетных справочных изданий, она пользуется заслуженным уважением и очень популярна и сегодня. Благодаря полноте, простоте и понятности содержания книга стала настольной для нескольких поколений любознательных читателей Библии. Статьи энциклопедии охватывают все области библейского знания: археологию, архитектуру, астрономию, географию, ботанику, зоологию, математику, медицину, нумизматику, педагогику и т. д. В книге приводятся биографии всех лиц Библии и объясняются необходимые для понимания Священного Писания богословские термины. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Архимандрит Никифор (Алексей Михайлович Бажанов, 1832-1895) - русский православный церковный писатель, действительный член московского Общества любителей духовного просвещения, сотрудник Православного палестинского общества. С 25 ноября 1887 года был настоятелем Высокопетровского монастыря в Москве. Главные его труды: «Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия» (М., 1891-92), «Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе» (М., 1894) и несколько статей в «Сборнике для любителей духовного чтения» (М., 1888).

Мир Библии бесконечно интересен, удивителен, разнообразен. Всех нас, современных читателей Библии, объединяет чувство первооткрывателя, перенесшегося со страниц этой великой книги в необычайный мир веры и мудрости, грандиозных битв и чудесных событий, человеческих страстей и божественного вмешательства в дела земные. Сегодня происходят удивительные вещи - когда-то Библия стала основанием европейской культуры, теперь же мы, люди, воспитанные в этой культуре, возвращаемся к ее истокам, к началу всех вещей. Сделать мир Библии ближе и понятней поможет эта замечательная книга, ставшая плодом многолетней работы ее составителя архимандрита Никифора.

Автору этого труда, стремившегося к созданию «простой, назидательной настольной книги для всякого любознательного православного христианина», удалось построить увлекательный рассказ о Священной истории и всех аспектах жизни в библейские времена.

Герои, книги, города, – всего более пяти тысяч статей по всем темам библейского знания. В энциклопедии использовано более двухсот иллюстраций.

Энциклопедическое и справочное издание, увлекательные рассказы о Священном писании и всех сторонах жизни в давние времена для широкого круга читателей. Статьи Иллюстрированной Библейской энциклопедии охватывают все области библейского знания: математику, архитектуру, астрономию, географию, ботанику, нумизматику, археологию, зоологию, медицину, педагогику.

В Библейской энциклопедии приводятся биографии всех библейских деятелей и объяснение необходимых богословских терминов. Энциклопедия иллюстрирована произведениями выдающихся мастеров западной живописи от эпохи Возрождения до начала XX века.

Энциклопедия подробно знакомит читателя с книгами Священного Писания. Главной целью ее составителя, Архимандрита Никифора, было создание не просто энциклопедии, но и «простой, назидательной настольной книги …для всякого любознательного православного христианина».

Интернет-версия под общей редакцией
Его Преосвященства Александра (Милеанта),
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского

Самое большое на сегодняшний день издание Библейской Энциклопедии на русском языке, созданное на основе достижений современной библеистики:

  • более 6 000 статей по истории, археологии и географии;
  • описание всех ее персонажей, мест, городов, животных и растений;
  • обзорные статьи ко всем книгам Священного Писания;
  • объяснение важнейших библейских богословских понятий;
  • около 200 цветных иллюстраций;
  • более 400 карт, рисунков и схем;

Описание

Библейский словарь Фрица Ринекера призван помочь людям, читающим Библию, лучше понять библейский текст и содействовать его углубленному изучению. И предлагаемое новое издание также преследует эту цель.

Мы предприняли попытку выявить значение библейских понятий и слов, рассмотрев все возможные случаи их ситуативного и контекстуального употребления в Священном Писании. Данным изданием мы предлагаем читателям ознакомиться с результатами нашего исследования. Издание является исправленным и дополненным. Все изменения и дополнения продиктованы стремлением издателей исправить замеченные неточности, сохранив при этом первоначальную форму и структуру словаря Ринекера, и сделать максимально доступными для читателей теологические и исторические сведения.

К изданию и переизданию научно-богословской библейской литературы издатели предъявляют максимально высокие требования, которые рассматривают как основное условие своей книгоиздательской деятельности. Священное Писание обладает непревзойденным авторитетом, будучи Словом Божьим. Оно возникло как проявление суверенной воли Бога, Который претворил Свое Слово в слово человеческое и постоянно сохраняет и утверждает его как Свое Слово. Этот принцип отношения к Библии изложен в статье "Священное Писание". Именно поэтому полемика и размежевание с религиозно-научными и литературно-критическими тезисами были сознательно ограничены в данном издании.

Энциклопедия призвана прежде всего вызвать радостное ощущение истинности Благой Вести. При этом тот, кто стремится объективно и честно подходить к изучению Писания, должен допускать в определенных случаях возможность нескольких параллельных толкований.

Как пользоваться Энциклопедией

Заглавные слова и орфография Энциклопедии соответствуют тексту Синодального перевода.

Имена собственные и географические названия также приводятся в соответствии с библейским текстом в Синодальном переводе. В некоторых случаях параллельно с библейским дается современное географическое название.

При отсылках стрелка всегда стоит непосредственно перед тем заглавным словом, к которому отсылается читатель: -> Отец -> Имена Бога. Римские или арабские цифры и буквы после заглавного слова (-> Сын, I,2а) указывают на соответствующий раздел словарной статьи.

Архимандрит Никифор

Иллюстрированная библейская энциклопедия


Предисловие

Алексей Михайлович Бажанов, архимандрит Никифор р. 1835 ум. 1895. Настоятель Высокопетровского монастыря в Москве

Под указанным названием печатается обширный труд, предпринятый мною еще в начале прошлого года. В более или менее обширных статьях, а нередко в коротких и сжатых, смотря по важности предмета, «Популярная библейская энциклопедия» отвечает почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др. Богословские термины, за исключением терминов строго библейского значения, опущены. Объяснение подробностей библейских терминов касается как канонических, так и неканонических книг Свящ. Писания, с тем однако, что объяснения последних отличаются значительной краткостью по сравнению с первыми. Издание включает приблизительно 7500 объяснений различных слов, встречающихся в ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книгах Свящ. Писания.

«Исследуйте Писания» (Ин. 5:39), сказал Господь Спаситель в одном месте, и в другом: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29), и вот, имея главной целью ближайшее ознакомление читателей с боговдохновенною красотою, силою и выразительностию книг Свящ. Писания, составитель означенного труда имеет также в виду, чтобы оный, помимо своей специальности служить для различных библейских справок, составлял и простую, для всех понятную, назидательную, настольную книгу не только для образованного, но и для всякого любознательного православного христианина, любящего глаголы живота вечного. В начале каждой статьи помещается объяснение каждого слова, цитата или несколько цитат, строго проверенных с Русскою Библиею, которой преимущественно пользовался составитель, и наконец уже изложение содержания статьи. Источниками и пособиями при составлении «Библейской энциклопедии» служили: Библия на славянском языке и в русском переводе, «Богословие» преосвящ. Макария и Антония, «Пространный христианский катехизис и начатки православного христианского учения» м. Филарета, «Словарь православного церковно-служебного языка и священных обрядов» пр. Михайловского, «Библейский словарь» А. Верховского, «Опыт библейского словаря» пр. Солярского, “Handworterbuch des biblischen Alterthums” D-r Eduard Riehm, D. Eaidies “Biblical Cyclopoedia”, “Beeton"s Bible Dictionary”, “Cassel"s Bible Dictionary” и др. Три последние английские издания оказались особенно полезными при составлении «Популярной библейской энциклопедии», так что многие статьи по части библейской географии, биографии, ботаники, зоологии, этнографии и пр., с некоторыми изменениями, заимствованы из оных, ввиду их богатой библейской содержательности, изящного изложения и новейших научных исследований.

Издавая библейскую энциклопедию почти по всем отраслям библейского знания, перечисленным выше, надеюсь, что настоящий труд окажется не только полезным, но и душеспасительным чтением для множества лиц, с любовью и благоговением читающих слово Божие, и что, с другой стороны, читатели снисходительно отнесутся к выполнению такой обширной, многотрудной задачи, каково издание «Полной библейской энциклопедии», и покроют своею любовью, если сверх чаяния встретятся в оной какие-либо мелкие опечатки и погрешности.

Арх. Никифор

А! восклицательное междометие, выражающее вообще радость, печаль, а иногда сожаление или презрение (Иез. XXV, 3) и почти равносильное междометиям: О! в некоторых местах Свящ. Писания, как, напр., у Исаии (I, 24) и Э! (Мк. XV, 29); иногда употребляется в значении союза противительного (Иер. I, 6).

Аалар (II Езд. V, 36) – так называется начальник израильтян, вышедших из плена вавилонского, из местностей Фермелефа и Фелерса, но не могших доказать своего происхождения от Израиля. В I кн. Езд. (II, 59) стоит название третьей местности, откуда они вышли, именно: Херуб-Аддан-Иммер.

И бросил Аарон жезл свой… и он сделался змеем (Исх. 7:10)

Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх. XXVIII, 1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. IV, 16, VII, 1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх. VI, 23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр. V, 4). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. XXXII, 4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх. 1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев. VIII). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев. X, 1-7). Книга Числ (III, 4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертью Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев. X, 3). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с эфиоплянкою. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис. XII). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана с 250 человек наиболее выдающихся израильтян из других колен. Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Чис. XVI, 3) – говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. XVI, 41): вы умертвили народ Господень, вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14 700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. XVI, 4249). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в Скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; поутру жезл колена Левиина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис. XVII, 8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство навеки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления израильтян в Землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис. XX, 12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис. XX, 28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. X, 6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. XX, 2 9). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс. CV, 16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р. Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г. и смерть в 1451 г.