Современные инновации в образовании: виды и примеры. Инновации в образовании. Высшее учебное заведение как инновационная структура Методы внедрения инноваций

1

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. Формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) преподавания и обучения должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства. Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика как на региональном, и особенно на федеральном уровне способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом. В статье рассмотрены основные системные и структурные изменения в современном высшем образовании России, указаны основные пути инновации высшей школы.

высшее образование

профессиональная подготовка

инновационные изменения высшей школы

1. Димитрюк Ю.С., Ветров Ю.П. Исследовательский компонент содержания и технологий современного инженерного образования / Ю.С. Димитрюк, Ю.П. Ветров // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития». – 2013: Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – № 9 (27). – С. 41-45.

2. Булах К.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.?id=22295 (дата обращения: 24.07.2017).

3. Ляпунова А.Д. Инновационная система управления вузом в современных условиях / А.Д. Ляпунова // Материалы круглого стола II всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании», 09–10 апреля 2009 года: Липецкий государственный педагогический университет (Липецк), 2009. – С. 43-47.

4. Султанова Д. М. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Султанова Дилара Мирзалиевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. – Махачкала, 2011. – 202 с.

5. Долгополова Н.В. Системные и структурные изменения в современном высшем образовании в России / Н.В. Долгополова // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития», 2014. – №8 (41): Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – С. 34-37.

6. Белов С.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к разработке инновационных образовательных технологий / С.А. Белов // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы науки». – Тамбов, 2013. – № 9 (48). – С. 37-41.

Одной из ключевых характеристик мирового сообщества на современном этапе исторического развития является радикальное ускорение социального и научно-технического прогресса, а также широкомасштабное распространение современных идей и технологий. В связи с этим воспроизводство знаний, опирающееся на инновационную основу, оказывает все большее воздействие на темпы экономического развития. Динамика внедрения инноваций в экономику России, задаваемая высшим руководством страны, в преобладающей мере зависит от формирования ее новой структуры, в составе которой научно-образовательная сфера занимает все более значимое место, что в значительной степени обусловлено укреплением позиций ее наиболее действенных институтов - высших учебных заведений. С целью формирования стратегии развития, направленной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, у России нет другого пути, чем формирование экономики, опирающейся на знания и умения нового, инновационного типа. Указанное обстоятельство вместе с потенциалом научно-образовательной сферы, обеспечивающим инновации в промышленности и экономике, обусловливает особое местоположение этой социально-экономической системы в макроэкономической системе страны. Для осуществления требуемых инноваций, сама научно- образовательная сфера обязана применять в своей деятельности самые современные информационные и инновационные технологии. Последнее напрямую связано с усовершенствованием технологий, механизмов и способов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы. Эти выводы полностью и многократно подтверждены мировым опытом, говорящим о том, что модернизация, улучшение системы образования, основанной на инновациях, невозможна без определения основополагающих приоритетов экономической политики государства, задающих основной вектор управляющих воздействий на образовательную среду. Также не подлежит сомнению и тот факт, что научно-образовательная сфера в целом и высшая школа в частности, по причине своего уникального положения в социуме, являются не столько конечной целью внедрения инноваций, сколько непременным условием стабильного инновационного развития экономики любой страны .

Углубление значения и роли инновационной деятельности в развитии социума вполне закономерно ведёт к ускорению темпов разработки и внедрения инноваций. Накопление предпосылок для качественных преобразований в образовательных институтах, а именно в высшей школе, влечёт за собой не только трансформацию ее внешних параметров, но и приводит к активному поиску, а также внедрению новых качеств системы образования. Изучение преобразований в высшей школе призвано к жизни не только поступательным процессом социально-экономических трансформаций российского общества, но одновременно и кризисом основ высшей школы, как углубляющимся противоречием между новыми потребностями и запросами, в частности, формирующегося постиндустриального общества, и настойчиво сохраняющимися сложившимися формами и методами развития знания, а также построения системы научно-образовательной практики субъектов обучения. В целом же, все векторы, темп, а также итоги процессов преобразований в вузе задаются с учетом образовательной политики, корректно формулируемых управленческих решений и готовности научно-педагогического коллектива к участию в трансформировании, связанным с опережающим развитием социума .

Опережение может проходить с помощью постоянных и планомерных изменений, в свою очередь, требующих стратегических разработок планов по развитию высшей школы в современном социально-экономическом окружении, самоидентификации в условиях изменения требований к высшему профессиональному образованию. К данным изменениям можно отнести: поглощение и управленческих, и образовательных процессов новыми технологиями, ужесточение предъявляемых требований к качеству высшего образования, разнообразие методов передачи знаний (в рамках корпоративного, дистанционного и иных видов обучений), поддержка принципа разнообразия направлений подготовки, уровней, форм получения высшего образования, общедоступность, а также ответственность высшей школы перед социумом. Наряду с этим вузы, как социальные институты, всегда стремятся к состоянию стабильности и по этой причине сопротивляются радикальным изменениям.

Хоть и является невозможным точно определить генезис термина «инновация» (новшество), предполагается, что данный термин пришёл из естественных наук в общественные, поскольку в первую очередь и в подавляющем количестве инновации внедряются в области медицины, промышленности и агрономии. Хотя и новшества сопровождают социум с самого начала его формирования, как педагогическая категория они сравнительно молоды и в этом состоит одна главных из причин того, что при их определении существует большие разногласия, но в то же время нет существенных непониманий и разночтений.

Самые критические различия в определении термина «инновации» связаны с употреблением родственных и близких по значению терминов для их характеристики. Это разнообразие терминов хоть и подчёркивает синонимическое богатство языка, но также и указывает на настоятельную необходимость их конкретизации и не только лишь ради теории, но и ради практики. Инновации - это не только идеи, но и средства, и процессы, и результаты, взятые в единстве качественного усовершенствования педагогической системы. Некоторые педагоги считают инновации узким пониманием модернизации образования, некоторые — широким и т. п. Другие - слово «нововведение» заменяют терминами модернизация, осовременивание, реформа, оптимизация, совершенствование и т. д.

Под определением «педагогические инновации» мы понимаем проводимые в педагогической системе реформы, которые улучшают как течение, так и итоги учебно-воспитательного процесса. Но нововведения могут не только улучшить, но и ухудшить систему. Некоторые из новшеств могут быть или стать тормозом для модернизации образовательной системы. Относящиеся к итогам внедрения новшеств в образование вопросы в такой же степени можно отнести и к области педагогической инноватики.

Первые попытки перехода российского образования на путь модернизационного развития относятся к началу 2000-х гг., когда окончился этап формирования обновленной системы образования в постсоветской России, которая, в свою очередь, заключалась в появлении негосударственных высших учебных заведений, переориентированию системы высшего образования на обеспечение запросов рынка труда, а также постепенном применении международных стандартов организации образовательного процесса. В начале 2000-х гг. руководство страны, осознавая насущность модернизации системы образования как базиса для культурной и экономической конкурентоспособности России в мировом масштабе, взяло курс на стимулирование разработок в области инновационных моделей и технологий, а также их внедрение в систему высшего образования. На современном этапе социально-экономических развития система высшего образования не может существовать вне пространства государственного контроля и поддержки, только за счет одних лишь коммерческих инвестиций. Поэтому становится всё более актуальным вопрос о формировании единой стратегии модернизации высшего образования и реализации в ее рамках общего курса на социально-экономическое и социокультурное развитие Российского государства .

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. И потому формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) и преподавания, обучения и внеучебной деятельности (для субъектов обучения) должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства.

Инновационные поиски педагогики высшей школы в свете реализации парадигмы компетентностного подхода к образованию направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребности личности будущего специалиста в развитии своего творческого потенциала, готовности и способности действовать успешно в нестандартных ситуациях. В последние годы в педагогике разработан целый ряд инновационных технологий обучения, соответствующих форм, методов и средств, обладающих большим потенциалом в развитии личности будущего специалиста.

Фундаментальные ценности высшей школы лежат на позициях инновационности в развитии, что расширяет ее познавательный потенциал, опирающийся на принципы проблемной ориентированности и междисциплинарности, а также практикоориентированных форм обучения . Традиционные функции, выполняемые университетами, являются: проведение научных исследований и трансляция знаний. На данном же этапе развития общества вузы все чаще привлекаются для решения задач развития регионов, что в свою очередь формулирует третью функцию университета - быть социокультурным центром, системообразующим фактором развития регионального пространства. При этом по своей природе многие инновации вступают в противоречие, с одной стороны, со всем консервативным, которое направлено на сохранение традиционно сложившегося академического положения высшей школы, а с другой стороны, - нацелены, в рамках стратегического планирования, на существенное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности вузов. В таком случае указанные цели могут быть достигнуты обеспечением в структурных подразделениях вуза интеграции образовательной и научной деятельности, свободы научного творчества, аккумулирования ресурсов на главных векторах развития науки, техники и технологий, создание благоприятных организационно-педагогических условий для всех субъектов инновационных процессов.

Отметим некоторые обстоятельства, которые влияние на усовершенствование и оптимизацию основных направлений системы высшей школы, а именно:

1) динамические изменения условий труда;

2) формирование новой парадигмы экономического развития;

3) демократизация образования;

5) изменения в демографии стран.

Отметим, что изменения высшей школы происходят как в России, так и во всех постиндустриальных странах. Если провести сравнительный анализ, то можно понять, что российские реформы во многом отличается от таких же реформ, происходящих в других странах постсоветского пространства. Отметим, что во многих странах мира именно влияние государства на деятельность вузов снизилось, следствием чего стало массовое распространение высшего образования, а также сложности удовлетворения значительно выросших потребностей социума в получении людьми данного образовательного уровня.

В новой редакции Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского социума обозначено формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», включающей в себя такие компоненты: готовность и способность к непрерывному образованию, критическое мышление, профессиональную мобильность, креативность и предприимчивость, конкурентоспособность, сочетание индивидуальных и командных способностей, владение иностранными языками как коммуникационными инструментами. Соответственно, система образования в стране должна быть ориентирована на развитие в гражданах вышеперечисленных инновационных качеств, в том числе и путём определенной модернизации образовательного процесса, внесения новшеств в учебно-методические планы и программы, а также расширения функциональной составляющей учреждений высшего профессионального образования. Одним из самых важных направлений в рамках стратегии модернизации российского высшего образования стало расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности высших учебных заведений. Для решения этой задачи был взят курс на создание и развитие при вузах малых инновационных предприятий. Важным моментом в процессе модернизации российского образования является разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

По нашему мнению, переход вузов на инновационную модель развития по своей сути является динамичным процессом высокой интенсивности и эффективности, и запускающим в действие различные факторы, среди которых важное место занимает фактор человеческого капитала, т.е. субъектов, способных осуществить разработку, внедрение и продвижение модернизации общества. Вузы постоянно ставят перед собой задачи создания и реализации проектов и успешно решают их. Высшие учебные заведения активно применяют актуальные технологические решения, анализируют и вырабатывают способы решения проблем, а также проводят мониторинг и находят конкурентные преимущества. При этом если первостепенное значение придаётся аккумулированию собственного опыта, накоплению знаний с применением собственных потенций, а также развитию и совершенствованию собственной базы знаний для своего бизнеса, то такие вузы называют самообучающимися. Именно данными вузами на рынке научно-образовательных услуг позиционируют себя вузы, которые нацелены на внедрение инноваций. Особенно важно для такого вуза обучение, поскольку свое конкурентное преимущество он строит на инновациях.

Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика, как на региональном и особенно на федеральном уровне, способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом .

Определение различия в особенностях функционирования вузов даёт право говорить о поляризации регионального развития высшей профессиональной школы, о разновекторности структурно-содержательных преобразований в высших учебных заведениях, в частности, в использовании самых разных методов, ресурсов и стратегий для их воплощения. Данный выбор часто предопределяется ориентацией на краткосрочную перспективу, решение текущих, сиюминутных задач, традиционностью подходов к тактическому выбору. Данный целевой вектор позволяет говорить о важности разработки инновационных образовательных технологий, вбирающих в себя имеющийся в педагогической науке и практике опыт по реализации основных принципов гуманистического подхода к личности обучающегося . Многим высшим учебным заведениям сложно до конца определиться в стратегических направлениях своего развития, выбрать ту политику, которая будет реализована в рамках стратегического управления. Инновационные методы развития высшей школы в настоящее время довольно полно отражают процесс развития актуальных идей постоянного учения, а также современных тенденций формирования единого образовательного пространства. Использование в системе высшего образования модульной структуры профессиональной подготовки, гуманизация образования, а также активное развитие высоких технологий включаются в основные ресурсы современной формации; предполагается реализация многочисленных проектов по разработке и внедрению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В наши дни новейшие компьютерные технологии все в большей степени являются и инструментом и средой делового сотрудничества. Этот социально-конструктивный тезис не только констатирует подлинный потенциал мультимедиа, виртуального пространства и сетевых технологий, но и призван объединить заинтересованных лиц вокруг общезначимых проектов и целей. Одним из таких проектов должна стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов.

Главнейшим социальным следствием информатизации является создание глобальной информационно-коммуникационной системы и единого информационного пространства. Виртуальная реальность - новая сфера, которая расширяет возможности для социального креатива. Это диктует приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание России в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - технологические инновации. Сегодня место рождения новых технологий и фундаментальных открытий переместилось из университетской науки в корпоративную. Это означает, что ученые - специалисты по подготовке кадров оказываются менее компетентными в новых видах деятельности, чем их коллеги из производственных корпораций и уже не в состоянии не только опережать развитие, но и даже успевать за ним.

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции.

Непрерывное образование могло бы совмещать в себе преимущества академической и корпоративной школ. Причем не только в области профессионального подготовки и переподготовки, но и в области формирования мировоззрения. Современная система образования должна предусматривать: во-первых, возможность для специалиста постоянно находится в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечить, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структурной деятельности; во-вторых, непрерывного личного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе. Однако ни та, ни другая задача традиционной системой образования пока не решается. Более того, господствующая в технологии образования антропологическая парадигма предполагает, что цель образования, обучения и воспитания выражается во внешнем, форматирующем воздействии общества на личность средствами образовательной системы. Обучающийся рассматривается системой в качестве объекта воздействия, а потому попытки привить ей задачи индивидуализации (субъективации) обучающегося обречены на неудачу в силу противоречия целевым функциям системы.

Очная система образования связывает петлей отрицательной обратной связи «профессионализм - способность к обновлению личности информацией», реально ограничивающей уровень компетентности. Здесь уместно вспомнить известный принцип дорастания карьеры до уровня некомпетентности. Наиболее оптимальный выход из этой ситуации предлагает дистантное образование с использованием средств телекоммуникаций. Непрерывное дистантное образование позволяет всегда оставаться актуальным. Оно дает возможность включать в образовательную систему новейшие достижения науки, в отличие от традиционной образовательной системы, системы с «мертвым временем» около 5 - 6 лет, которое соизмеримо со временем удвоения информации. В дистантном образовании обучение действительно становится интеллектуальным многокомпонентным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным субъектом информационной среды (преподаватели и другие студенты). Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее субъектом (среда и обучающийся). Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Процессы, происходящие внутри, репрезентируются во вне и наоборот.

Эффективное функционирование системы дистанционного обучения требует разработки и создания учебно-методических комплексов нового поколения. В создании таких комплексов следует учитывать возможности полимодального предъявления информации по широким информационным каналам аудиовизуальных средств, эксплуатационные удобства печатной учебной продукции, коммуникативные возможности, предоставляемые средствами телекоммуникаций в режиме on-line и off-line связи.

Библиографическая ссылка

Колосова О.Ю. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1067 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

минимизации затрат на удовлетворение потребностей в продукции комплекса лесных отраслей или территориального промышленного лесного комплекса (ТПЛК) путем ее районирования в соответствии с вариантами концентрации и специализации производства и динамики развития комплекса.

Сочетание рассмотренной модели с моделью планирования комплекса мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов осуществляется через показатель затрат на лесовосстановление) к возрасту рубки главного пользования. В нем интегрируются объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий, операционных затрат и капитальных вложений.

Предлагаемый методический подход является одним из инструментов управления стратегическим развитием как региональных лесных комплексов, так и ЛПК в целом и ориентирован на обоснование территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей на принципах комплексного использования лесных ресурсов регионов на основе постоянного и неистощительного лесопользования, организации выпуска конкурентоспособной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранения экологического равновесия территорий.

При этом при обосновании территориального размещения и масштабов лесопромышленного производства по федеральным округам Российской Федерации наряду с такими факторами, как наличие лесных ресурсов и рынков сбыта лесобумажной продукции, необходимо учитывать факторы, связанные с наличием и перспективами развития железнодорожных, водных и автомобильных транспортных путей, энергетических мощностей и газовых магистралей.

Совершенствование структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит:

Освоить новые лесные массивы;

Обеспечить рациональное и комплексное использования заготовленной древесины;

Повысить уровень комбинирования лесопромышленного производства;

Сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции;

Вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину;

Улучшить структуру экспорта лесобумажной продукции.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Феде- №248/482 // Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные рации до 2020 года: утверждена Приказом Минпромторга пособия" / под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: "Фе-России и Минсельхоза России от 31 октября 2008г. никс", 2003. 448 с.

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.Ю. Красикова

Инновационные реформы отечественной экономики поднимают все больше и больше вопросов, один из них о том, что можно считать инновациями в сфере высшего образования. Приводится классификация таких инноваций, рассматривается структура инновационной системы высшего образования и роль инструментария внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационную систему РФ. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: образование; экономика образования; образовательный кластер; инновации в образовании; организация и управление образовательными процессами.

INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION T.Yu. Krasikova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Innovative reforms of the native economy raise more and more questions. One of them is what can be considered as innovations in higher education. The paper provides the classification of these innovations. It examines the structure of the innovation system of higher education and the role of instruments for the innovation introduction in higher education in the innovation system of the Russian Federation. 1 figures. 1 table. 9 sources.

Key words: education; economics of education; educational cluster; innovations in education; organization and management of educational processes.

1 Красикова Татьяна Юрьевна; аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89526298530, e-mail: [email protected]

Krasikova Tatiana, Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Credit, tel.: 89526298530, e-mail: [email protected]

В настоящее время, когда развитие экономики Российской Федерации ориентировано на достижение инновационности, параллельно поднимается вопрос об инновациях в сфере образования, в частности -высшего. Прежде чем начать рассматривать данный вопрос, необходимо отметить следующее.

Сам тип инновационной экономики, или, как ее называют в западных странах, - «интеллектуальная экономика», основан на постоянном технологическом совершествовании производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Главное отличие инновационной экономики заключается в том, что прибыль создается не за счет материального производства (как в типе «индустриальная экономика») и концентрации финансов (капитала), а за счет интеллекта ученых и новаторов, т.е. именно знание становится основным капиталом.

Наступление такого вида формации давно предсказывали в своих работах социологи, экономисты и футурологи, например, Э. Тоффлер говорил о переходе человечества к новой цивилизации, т.е. на смену аграрной цивилизации и индустриализации приходит новая, информационная цивилизация, или, как ее чаще называют в работах, касающихся этой проблематики, - информационное общество .

Информация и знания в процессе информатизации, совершенствования и распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий приобретают статус основного капитала. Относительно образования «знание» выступает еще и предметом образовательного процесса, и оно должно приносить выгоду. И вот тут проявляется специфика знания как товара. Выгоду от него получают тот, кто потребляет: само образовательное учреждение, предприятие и общество. При переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний общество сталкивается с тем, что, рассматривая образование с точки зрения его соответствия социально-экономическим потребностям, как настоящего, так и будущего времени, сам процесс модернизации образования основывается не только на организационных нововведениях, но и на содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Таким образом, мы находимся на очередном этапе поиска перспективных направлений развития сферы высшего образования. Сохраняя за собой прежние черты, черты социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование напрямую влияет на конкурентоспособность государства. Следует помнить, что индекс «высшее образование и профессиональная подготовка» входит в число 12 показателей, определяющих уровень развития экономики стран в глобальном отчете Strategy Partners для Всемирного Экономического Форума, и служит главным показателем конкурентоспособности страны. В большинстве стран мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, в которых создается существенная часть национального богатства, уникальная по своей значимости. Поэтому, говоря о становлении инновационного климата в Рос-

сийской Федерации, нельзя сбрасывать со счетов внедрение инноваций в сферу высшего образования.

Так, в соответствующей литературе и в дискуссиях, предметом обсуждения которых являются инновации в сфере высшего образования, предложено разделение на группы .

К первой группе относятся непосредственно педагогические инновации, которые можно разделить на две подгруппы: внутрипредметные инновации, т.е. те, которые реализуются внутри преподаваемого предмета, и общеметодические, когда в педагогическую практику внедряются нетрадиционные технологии: дистанционное образование или творческие задания для студентов, или же к таким можно отнести активное включение студентов в образовательный процесс, что давно практикуется в западных вузах, где старшекурсники, вернее, магистранты-отличники оказывают посильную помощь профессору в подготовке лекционных занятий в качестве прохождения практики.

Вторую группу представляют инновации административного ресурса, а именно инновации, относящиеся к ресурсу управления. В качестве примера мы приведем образование на базе учреждения образовательных кластеров, в том числе и социального типа. Хотя, рассматривая «образовательный кластер» как инновации административного ресурса, нельзя не отметить, что этот вид инновации подразумевает и возможность внедрения тех же педагогических инноваций (например, включение в образовательный процесс т. н. «сэндвич-процессов», т.е. чередование получения теоретических знаний с практикой).

Интересной кажется мысль о выделении в отдельную, третью, группу идеологических инноваций , хотя пока непонятно, что именно является предметом таких инноваций: создание корпоративной культуры университета, общей как для студентов, так и для административного и педагогического персонала, или прямые интеграции изменений внешней среды в образовательное поле университета. В любом случае нам представляется, что этот вопрос привлечет интерес не только самих педагогов, но и социологов, управленцев высшей школы и других специалистов.

Некоторые авторы предлагают при подходе к классификации инноваций в сфере высшего образования рассматривать глобальные и локальные инновации. На наш взгляд, такой подход весьма оправдан. В конце концов, успешную образовательную реформу Республики Татарстан в части создания образовательного кластера и его весьма успешное функционирование можно смело отнести к локальным инновациям, оказывающим влияние на общую картину глобальных инноваций в сфере высшего образования Российской Федерации .

Данную классификацию можно рассмотреть еще подробнее - в зависимости от масштабности инноваций, можно выделять инновации в пределах одного структурного подразделения вуза или инновации в пределах всех звеньев и элементов системы. Под системой может пониматься как отдельный вуз, так и группа вузов.

Также необходимо выделять инновации, исходя из фактора времени. В рамках данного критерия инновации классифицируют как замещающие, отменяющие, открывающие и ретровведения. В первом случае речь идет о замещении старого элемента системы новым, более современным. «Отмена» подразумевает прекращение деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью. Открывающее - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного .

Необходимо отдельно отметить одну из особенностей инновации как экономической категории. И. Милославский, профессор МГУ, заметил, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а значит, к ней необходимо также применять оценку эффективности ее внедрения .

Итак, инновации в сфере высшего образования всех уровней, вне зависимости от классификации, должны:

1) отличаться новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю услуг;

4) качественно изменять и улучшать процесс обучения.

Понятно, что на данном этапе времени образовательный процесс требует улучшения его качества. В основе улучшений данного процесса нам представляется важным уточнить практический подход к деятельности, т.е. представить учебный процесс как систему взаимосвязанных процессов, а не набор независимых друг от друга дисциплин, преподавателей и

Если мы представим, что главный продукт здесь -знания, то становится очевидным факт, что сама актуализация образования в указанных выше условиях, а именно глобализации и информатизации, требует особенного внимания к реализации инноваций в сфере высшего образования.

Говоря об инновациях в сфере высшего образования, следует говорить о создании инновационной системы, которая включает:

1) оптимизацию инновационных процессов;

2) создание инновационной инфраструктуры;

3) налаживание связей между элементами инновационной системы как самого вуза, так и региона и государства .

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса как самих инноваций в сфере высшего образования, так и непосредственного процесса внедрения инноваций в данную сферу представляется абсолютно невозможным без создания инновационной системы вуза, где внедрение инноваций является комплексным процессом, затрагивающим все уровни управления качеством образовательного процесса в данном конкретном вузе. Необходимо помнить, что основная задача инноваций в сфере высшего образования - это создание эффективного механизма подготовки молодого специалиста для производственной деятельности, а данный процесс невозможен без привлечения регионального и федерального элементов, как регуляторов стратегического планирования инноваций в сфере высшего образования.

В общем виде инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования с элементами, участвующими в создании, внедрении, управлении и контроле за инновациями в указанную сферу, и его место в инновационной системе РФ (как производите-

кафедр, как это имеет место в большинстве вузов РФ. ля продукта «знания») представлен на рисунке.

Инновационная система РФ

Инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационной системе РФ

Потребность в инновациях, в том числе и в инновационных формах обучения, диктуется ускоряющейся динамикой изменения общественных отношений. Это проявляется в применении новых информационных технологий, перенятии международного опыта в различных методиках обучения, информатизации образования, внедрении новых форм обучения (примером последних является Уральский государственный технический университет, где в схему подготовки специалиста внедрили элемент «тьютор», который наравне с преподавателем обучает студента не теории, а практическим навыкам, тем самым лекция в виде стандартной трансляции знаний уступает место более эффективному механизму взаимодействия образовательного процесса и профессионального развития студента как будущего специалиста) .

Таким образом, понятие инновации в сфере высшего образования не исчерпывается одним только педагогическим ресурсом. Одной из основных задач внедрений инноваций в данную сферу считается повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и улучшение его привлекательности для региона вуза. А если вспомнить об особенности товара «образование», то отметим, что, прежде всего, внедрение инновационных элементов в сферу высшего образования должно помогать в ориентировании выпускника вуза на успех в той профессиональном поле деятельности, которое он избрал, также помогать ему в успешном взаимодействии с субъектами на рынке труда и нацеливать на успешное интегрирование в формирующееся информационное общество.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб.: Питер, 2006.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.

3. Идрисова С.Г. Система управления качеством в вузе применительно к инновационным процессам: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. C. 5-7.

4. Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.

5. Кихтан В.В. Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования // Научно-культурологический журнал RELGA, № 6 (204). 2010. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-

Библиографический список

www.woa/wa/Main?textid=2612&leveИ=main&level2=a№rtides.

6. Моисеев Б.Б. Инновационный проект «Специалист -Предприятие». Многоуровневая система профессиональной подготовки: материалы Междунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С. 10-12.

7. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Инновационная образовательная деятельность в Уральском государственном техническом университете-УПИ: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С 52-53.

8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.

9. Современные наукоемкие технологии, 2007. № 12.

УДК 331:338.45.62

МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М.П. Кузьмин1, М.Ю. Кузьмина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены подходы к повышению эффективности работы наиболее важного ресурса предприятий алюминиевой отрасли - их сотрудников. Исследованы методы, которые наиболее часто используются зарубежными компаниями, а также российскими металлургическими компаниями. Предложена система мотивации труда, наиболее оптимальная для предприятий алюминиевой промышленности. Рассмотрены основные особенности, отличающие персонал градообразующих предприятий алюминиевой промышленности от персонала других промышленных предприятий, находящихся в крупных городах. Подчеркнута необходимость создания системы эффективной заработной платы на предприятиях алюминиевой промышленности. Предложен собственный подход к классификации структуры нематериального стимулирования работников. Ил. 1. Библиогр. 22 назв.

Термин «инновация» означает «новшество». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать потребности страны, региона, города, района - как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт.

На пути реформирования высшего образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система Интернет, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция – это университизация высшего образования в Беларуси и процесс интеграции высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование. Включение вузов Беларуси в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход белорусского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

На смену общему профессиональному образованию приходит целостное совокупное личностно-ориентированное образование. Основанием для этого являются тенденции развития современного образования.

1. Каждый уровень образования признается составной частью системы непрерывного образования.

2. В образование широко внедряются информационные технологии, что изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение, технологизация образования значительно расширяет интеллектуальную деятельность учащихся.

3. Отмечается переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, что предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, самообразования.

4. Изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обуславливают принципы его реформирования в начале XXI столетия и формирования соответствующих им инноваций (Зеер).

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность. Сегодня в педагогике представлены три парадигмы профессионального образования: когнитивно-, деятельностно- и личностно-ориентированная. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс (цели, содержание, методы и средства обучения) как исследовательская деятельность. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный материал – как дидактически «препарированные» научные знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта нового поколения. Педагогические концепции этой парадигмы – традиционная, академическая, репродуктивная. С идеологической, управленческой точки зрения это наиболее эффективный и предпочтительный подход. С психолого-педагогической точки зрения – это личностно отчужденное образование (М. М. Поташник). Деятельностно-ориентированная парадигма образования ориентирована на выполнение социального заказа. Образование является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности – это целевая установка данной парадигмы образования. И когнитивно-, и деятельностно-ориентированное образование направлены на достижение качества образования, понимаемое как обученность и социально-профессиональная подготовленность.

Центральным звеном личностно-ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов (Д. Г. Левитес). К принципиальным положениям этой парадигмы образования относятся:

1. Приоритет индивидуальности;

3. Опережающий характер обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности;

4. Личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в саморазвитии. Личностно-ориентированное образование с государственной и управленческой позиций крайне сложно, дорого, а с педагогической - технологически не обеспечено.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 г. и основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь, переход на инновационный путь развития экономики рассматривается в качестве необходимого условия для обеспечения долгосрочного экономического роста и неуклонного повышения благосостояния белорусских граждан. Инновационное развитие предполагает построение нового типа экономики, основанной на создании, распространении и использовании научно-технических знаний во всех отраслях и секторах экономики для снижения производственных издержек, повышения производительности труда и роста конкурентоспособности национального производства.

Успешный переход на инновационный путь развития требует наличия в стране высокоразвитого научно-технического потенциала - в первую очередь, научных кадров и широкой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, производящих научно-технические знания. Тем не менее, как учит международный опыт, знания сами по себе не трансформируют экономику, и затраты на их производство далеко не всегда приносят высокую отдачу. Успешное построение инновационной экономики требует создания механизмов, обеспечивающих востребованность научно-технических знаний в экономике и высокую отдачу от их внедрения.

Несмотря на значительные трудности переходного периода, Беларуси в целом удалось сохранить значительный научно-технический потенциал. Тем не менее, по-прежнему нерешенной остается проблема несоответствия «структуры и научно-технического уровня исследований потребностям развития экономики» и «отсутствия практического применения в экономике многих разработок». В мировой практике решение данной проблемы осуществляется путем создания национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей координацию деятельности производителей научно-технических разработок (в том числе научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений) и потребителей этих разработок (предприятий) на основе рыночных принципов, т.е. исходя главным образом из критериев прибыльности. Беларусь является одной из стран, принявших политическое решение о построении подобной системы «рыночного типа».

Высшие учебные заведения должны стать важной частью национальной инновационной системы, что делает необходимым существенную трансформацию их традиционных функций как в сфере обучения и профессиональной подготовки, так и в области проведения научных исследований. В частности, интеграция вузов в НИС потребует пересмотра содержания и целей обучения с учетом потребностей экономики, а также усиления их роли в проведении научных исследований и внедрении их результатов в экономической деятельности. Данные изменения реализуются главным образом путем создания в рамках вузов объектов инновационной инфраструктуры, занимающихся коммерциализацией научных разработок, передачей технологий и проведением научных исследований на контрактной основе: парков высоких технологий, технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий. Деятельность подобных структур обеспечивает встраивание вуза в процессы производства, передачи и внедрения знаний в качестве субъектов рынка.

В Беларуси создание и деятельность объектов инновационной инфраструктуры во многом опирается на зарубежный опыт, в первую очередь США и других англоязычных стран. На основе анализа белорусского опыта и его сопоставления с зарубежным в данном материале будет проанализированы первые результаты и обозначены некоторые потенциальные проблемы для научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов, связанные с работой инновационных подразделений.

В современном инновационном менеджменте инновации определяются как целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности организации по адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования (З. Г. Найденова). При сохранении своей сущности инновации, формализуясь посредством осуществления определенной деятельности, тем не менее, идентифицируются применительно к той сфере, в которой они внедряются. Не является исключением область высшего образования, в том числе высшего юридического образования.

Необходимость инноваций в сфере образования вызвана вовлечением образовательного пространства Республики Беларусь в национальную инновационную систему, в том числе в сферу инновационных отношений, осложненных иностранным элементом. Важнейшим потребителем результатов инновационной деятельности становится экономика – область, где в наибольшей степени проявляется эффективность инновационной среды. В специальной литературе справедливо отмечается, что рыночная экономика требует инновационного образования, которое могло бы формировать у обучаемых способности к самообразованию как деятельности, направленной в будущее, воспитывать у них социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах (В. И. Ноздрин-Плотницкий).

Приоритетными направлениями инновационной деятельности в системе высшего образования являются:

1. Основанные на системных изменениях в образовательном пространстве Республики Беларусь изменения локального характера образовательного процесса в учреждениях образования на уровне структурных подразделений и, прежде всего, факультетов и кафедр. Все возможные изменения образовательного пространства на уровне отдельных учреждений образования и их структурных подразделений должны основываться на идентификации образовательного пространства Республики Беларусь как единого образовательного пространства с присущими ему общими закономерностями развития.

2. Разработка и использование в системе высшего образования инновационных продуктов: учебное локальное нормотворчество; целевое программное обеспечение; перспективное учебно-методическое обеспечение; постобразовательная профессиональная адаптация; обмен профессиональными навыками и др.

Инновационная модель развития высшего образования предполагает реализацию системного подхода в вопросах разработки и использования инновационных продуктов с распространением их на все виды образовательной деятельности. При этом необходимо руководствоваться в первую очередь такими общими принципами, как приоритетность образования, светский характер образования, демократический характер управления образованием, преемственность уровней и непрерывность образования, активное участие государства как основного гаранта конституционного права граждан на образование в развитии сферы образования, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования, предполагающий свободу выбора педагогическими работниками методики обучения и воспитания, педагогических технологий, средств обучения, а обучающимися - учреждения образования, направления, профиля подготовки (специальности), формы получения образования.

3. Планирование инновационных образовательных проектов различных уровней и срочности: системные и локальные, долгосрочные и краткосрочные, национальные и международные и т.д. Инновации в сфере высшего образования должны основываться на планировании конкретных проектов с разработкой присущих планированию элементов. Планирование позволяет обеспечить последовательность и качество образовательной деятельности, а также рационально распорядиться имеющимися ресурсами.

4. Моделирование национальных и международных интеграционных процессов в сфере образования, а также деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Инновационная деятельность в сфере высшего образования не может успешно осуществляться, если она осуществляется вне интеграционных процессов происходящих в экономике, праве и политике.

5. Развитие обеспечительных элементов системы высшего образования, среди которых: информационный, материальный, правоприменительный и др. Обеспечительные элементы системы высшего образования могут позиционироваться в качестве образовательной инфраструктуры, необходимой для обеспечения образовательного процесса.

Весь путь развития педагогической науки показывает, что основное противоречие в образовательном процессе проявляется в отношениях «старого» и нового, то есть традиционного и инновационного. Причиной этого является, с одной стороны, потребность в устойчивых компонентах для стабилизации образовательного процесса, которые впоследствии складываются в педагогические традиции, но с другой стороны, обязательны нововведения, инновации, которые обеспечивают динамику развития данного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что система высшего юридического образования, равно как и в целом современное образование Республики Беларусь, нуждается в инновациях. Процесс имплементации инноваций в существующую систему высшего образования следует рассматривать как процесс постоянный, учитывающий состояние и уровень развития национальной системы высшего образования. С другой стороны, инновации в системе высшего образования отличаются своими особенностями и должны учитывать специфику специальности и перспективы профессионального совершенствования.

  • Созаев Константин Губадиевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • СТУДЕНТ
  • ИННОВАЦИИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье предпринята попытка анализа проблем, возникающих в ходе утверждения в образовательный процесс вуза новых форм и методов организации работы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельности, развитию творческого мышления.

  • Вера как один из помощников в работе с инкурабельными больными
  • Совершенствование качества обслуживания потребителей

В последние десятилетия качество системы образования отечественной высшей школы вошло в противоречие с общественным развитием, дальнейшим прогрессом науки, техники и экономики, развитием человечества в целом. С целью выхода из этой критической ситуации в настоящее время в нашем обществе активизировался научный поиск, предприняты шаги по оптимизации образовательного процесса вузов, вырабатывается новая стратегия развития российского высшего образования, намечены базовые параметры модернизации образования, разработано новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов. В системе высшего образования ставятся цели повышения качества жизни вузовских коллективов различных инноваций посредством утверждения компетентностного подхода.

Понятие «инновация» происходит из латинского языка, и в переводе означает введение чего-либо нового, процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур . В педагогической литературе термин «инновация» подразумевает идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественно совершенной педагогической системы . Решая цели и задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием в области подготовки специалистов, свободно владеющих своей профессией и ключевыми компетенциями, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурные профессиональные коммуникации, российская система высшей школы опирается на положения и принципы Болонской декларации. Целью данного документа, подписанного Россией в 2003 году является создание европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность студенчества, нарастить конкурентоспособность высшей школы. Первым и скорее всего, основным положением декларации является требование введения в вузе двухуровневого обучения, в частности – уровня бакалавриата, длительностью в 3-4 года (но не менее 3-х лет) и уровня магистратуры продолжительностью в 1-2- года. Первый из данных уровней завершается присвоением выпускнику звания «бакалавр», второй – «магистр».

Далее декларация рекомендует «внедрение» системы зачетных баллов (кредитов), аналогично с ESTC (Europan Commrinity Course Cretit Transter System) европейской системы перерасчета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности, предоставление возможности для студенчества свободного передвижения из вуза в вуз для набора баллов. Документ предлагает «свободное перемещение» студентов из одного вуза в другой в пределах как своей страны, так и Европы в целом. Наряду со студентами рекомендуется «расширение» мобильности и преподавателей, так как предполагается организация конкуренции вузов друг с другом за преподавательским составом. Переход к двухуровневой модели нашей системы высшего образования (бакалавр-магистр) сопряжен с коренным изменением всей структуры учебно-воспитательного процесса.

На решение указанной острой и актуальной задачи направлены принятый новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЭ), Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). В центре внимания данных документов находится вопрос о кардинальном повышении качества образования как комплексной характеристики образования и подготовки учащихся, охватывающей в целостном виде процесс социализации человека, в частности, студента, как его учебную, так и внеучебную деятельность. При этом в документах определен в качестве современной предпосылки результативно-целевой основы образовательного процесса и роли развития личностных качеств обучающихся при его реализации, то есть его ожидаемый результат в понятиях «компетенция» и «компетентность», означающие способности личности применять знания, умения, навыки и другие качества для успешной деятельности в определенной профессиональной деятельности . Реализация новой модели образования, включающей в качестве основной цели – качество и компетентностный подход, требует соответственно применения комплексного подхода к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом.

В российской науке социологические проблемы образования находятся в поле внимания Г.Е. Зборовского, Р.Э. Кесаевой, З.М. Сабанова , К.Г. Созаева , В.Г. Харчевой, Е.Л. Щуклиной, проблемы комплексного системного подхода, в соответствии с которым под педагогической системой понимается целостное единство всех факторов образования, деятельностный подход к формам формирования и обучению личности и концепцию о поэтапном развитии умственных действий разработали В.И. Андреев, ПЯ. Гальперин, А.Н. Леонтьев. А.К. Марков, психологические теории личности Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн и др. Вопросы самоорганизации и учебно-профессиональной деятельности и самостоятельной работы рассматриваются в трудах В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.А. Тахохова . Проблемы управления качеством образования анализировались М.М Поташником, В. Добреньковым, Е.В. Ковалевым, Р.Ф. Кутлияровой , Л.Х. Магазова , В.Я. Нечаевым. Вопросы развития современной концепции качества подготовки высококвалифицированных специалистов рассмотрены в трудах С.А. Амбаловой , В.И. Байденко, М.И. Бекоевой , Е.Ж. Володиной, А.П. Егоршина, Э.М. Короткова. Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены труды М.И. Бекоевой , А.С. Белкина, З.К. Малиевой , А.М. Новикова, Б.А. Тахохова , А.В. Хуторского, В.Ф. Яковлев и др. Нынешняя концепция модернизации процесса повышения качества образования в рамках компетентностного подхода в вузах ориентирует на включение в содержание и организацию обучения, как непосредственных участников образовательного процесса, так и других заинтересованных в этом деле работодателей, родителей учащихся. Руководствуясь принципами Болонского процесса, Законом образовании 2012г. ФГОС третьего поколения, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., главной задачей высшего образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей. В стандартах третьего поколения указано, что выпускник должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Структура компетентностного опыта включает ориентировочную основу: 1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; 2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; 3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); 4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени и др.); 5) рефлексии и самоконтроля своих действий .

Компетентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Таким образом, главной задачей высшего профессионального образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей.

С целью разрешения указанных противоречий и повышения уровня процесса обучения и воспитания в высшей школе происходит переориентация в ней от социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к образовательному процессу, к новой концепции – гуманитарному, ставящему в центр образования студента с его индивидуальными возможностями и способностями, т.е. в логической схеме «преподаватель-студент» на первый план выходит студент, а преподаватель становится его помощником, тьютором-наставником и поддерживающим учащегося в ходе совместной с ним учебной работы. В итоге этой перестройки ведущим источником в обучении и воспитании становится, во-первых, активность самого студента, во-вторых, формой развития учащегося выступает самоактуализация, и, в-третьих, условиями эффективного развития студента является удовлетворение базовых потребностей личности (в комфортных межличностных отношениях, в реализации творческого потенциала в познании в соответствии со своей индивидуальной когнитивной стратегией, в-четвертых, вооружение студента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания своей жизненной стратегии, своего поведения, деятельности и общения.

Таким образом, принципы Болонской конвенции, внедряемые в настоящее время в отечественной высшей школе, как инновации, способствуют утверждению в ней в более широких масштабах, чем прежде, индивидуализации познавательной деятельности студентов в комплексе с развивающим подходом. А для достижения этой цели, как указывают специалисты, следует поставить студента в условия, вызывающие в нем внутреннюю потребность в знаниях, поскольку лишь в этом случае можно говорить об улучшении качества подготовки специалистов, формировать творческую личность . Процесс внедрения Болонской декларации в деятельность вузов сопровождается утверждением в ней различных инноваций профильного и дистанционного обучения, новых и информационно-коммуникационных технологий улучшения материальной базы, финансирования и самостоятельности в управлении. При этом инновации охватывают не только содержание программ, планов учебных дисциплин, но и формы технологии обучения, введение в учебных процесс педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения воспитания, управления, новых способов работы, новых организационных форм и др. .

Изменения вносятся и в методики учебной работы. Все активнее используются методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и др., предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. В современных условиях организация новых форм обучения и воспитания студентов в вузе в соответствии с требованиями Болонской декларации к качеству образования замедляется из-за трудностей по двум проблемам: во-первых, из-за сложности перестройки позиции личности преподавателей от авторитарного управления учащимися к совместной деятельности и сотрудничеству, во-вторых, трудностями при переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные задания к ориентации на продуктивную и творческую мыслительную деятельность студентов.

В целях оптимизации данных противоречий в вузах идут активные процессы изменения позиции преподавателей в ходе учебно-воспитательной работы со студентами, ориентация их к созданию на занятиях сотворческой обстановки, которые определяют как «синкретическая или диалогическая, или коммуникативная». Сегодня, преподаватели вузов значительно более активно, чем прежде стали уделять внимание проблемам развития личности студента, формирования его способностей к самообразованию, самообучению, стремясь к формированию у него мотивов к выработке умений и навыков углублять и расширять свои знания, развивать мышление и интеллект.

Важным направлением в указанном плане становится педагогическая деятельность в вузе, нацеленная на то, чтобы в процессе самостоятельной и внеаудиторной работы «научить студента учиться». Для этого стали использоваться такие формы выработки качественных умений, как умения и навыки работы со специальной литературой, справочниками, освоение информационных и телекоммуникационных технологий, умения вести поиск необходимой информации в интернете, овладения рациональными методами в подготовке к практическим, семинарским занятиям, к тестированию и самотестированию на компьютере и т.д. С введением принципов Болонской конвенции в учебный процесс вуза изменяются функции преподавателя при изложении учебной информации. Студенты теперь должны получать как можно больше «живого» «сегодняшнего» знания. И не только в ходе практик, но и из уст преподавателя, который в этом случае должен быть исследователем, экспериментатором, а не только транслятором написанного в учебниках, совсем не им добытых знаний. И если мы говорим о качестве, т.е. адекватности знаний и образовательном процессе меняющимися требованиями общественной жизни и деловой практики, то «живое» знание должно носить опережающий характер.

Претворение данного положения в практику становится возможным благодаря внедрению в учебно-воспитательный процессе неизвестных до сих пор дидактических и воспитательных программ – учебно-методических комплексов, предполагающих оптимизировать деятельность педагога. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности и предусматривают использование в процессе образования методов проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, посредством которых актуализируется творческий потенциал студентов.

Сделав стратегической целью отечественной высшей школы максимальное раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности студента на благо общества, и, делая при это упор на активность, самостоятельность обучающихся, их способности адаптироваться к меняющимся условиям, важную роль играет контроль, учет и оценка знаний студентов, как наиболее ответственный этап и средство обучения, позволяющий не только определить степень освоения студентами учебного материала, но и, одновременно, выявлять недостатки преподавания и наметить пути их устранения .

Известно, что традиционные методы контроля знаний в вузе, нередко позволяют учитывать только фактические знания студентов при ответе на стандартные вопросы, оценить их навыки и умения. А ведь не менее важно в итоговой оценке знаний по дисциплине учитывать индивидуальные способности студента к самостоятельной работе, умению решать конкретные задачи. Эти цели призваны решать внедренная в вузах страны инновация – рейтинговая оценка результатов различных видов деятельности в вузе, в том числе, учебной. Слово «рейтинг» происходит от английского «torate» – оценивать и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценки обученности и подготовки по преподаваемой дисциплине основана на балльной оценке всех видов деятельности студентов за определенный период времени и подсчете набранных ими баллов.

Рейтинговая система оценки уровня знаний, к примеру, была внедрена в СОГУ им. К.Л. Хетагурова в 2007 году. Она нацелена на оценку уровня подготовки студента как в ходе текущей учебной деятельности его умений и навыков в процессе участия на семинарских, лабораторных занятиях, подготовке рефератов, написания контрольных работ, так и выполнения компьютерного тестирования, сдаче устных зачетов и экзаменов. В СОГУ им. К.Л. Хетагурова на первом и втором курсах ряда факультетов – филологическом, экономическом, фармацевтическом, юридическом и искусства было проведено исследование того, как балльно-рейтинговая система контроля качества знаний удовлетворяет потребности студентов в образовании, насколько она успешно функционирует и влияет на учебную мотивацию. Большинство из опрошенных студентов – 53,5% из первокурсников и 61,4% второкурсников признают, что балльно-рейтинговая система имеет как плюсы, так и минусы. На преимущества БРС указали 34,0% из респондентов, на недостатки этой системы – 28,0% из опрошенных. К достоинствам балльно-рейтинговой системы студенты относят, что можно самому заработать побольше баллов и получить зачет и экзамен по набранной сумме, возможно сдавать учебный материал дробно, блоками, система держит студента в напряжении и, соответственно, улучшает дисциплину и посещаемость, что способствует более прочному усвоению знаний, письменная форма аттестации помогает давать более четкие, обдуманные ответы (по сравнению с устными формами контроля) позволяет избежать избыточного волнения на экзамене, анонимность работ, исключает субъективный подход преподавателя и т.д. К недостаткам БРС студенты относят следующие факторы: мало времени отводится на подготовку к рейтингам, большое количество аттестаций за одну неделю, по 2-3 работы приходится сдавать за один день, фактор невротизации (психологическое давление наблюдателя), недостаточное время для написания работы, невозможность объективной оценки знаний, имеется возможность не работая в течение семестра, просто списать и получить максимальное количество баллов и получить незаслуженную высокую оценку, субъективизм преподавателей при проверке работ, малое количество баллов, начисляемых за текущую работу студента .

Указанные в исследовании замечания и предложения студентов по организации и проведении рейтинговой системы оценки уровня знаний были учтены сотрудниками управления качества образования университета. Поэтому в процессе организации работы по балльно-рейтинговой системе особое внимание придается тому, чтобы она способствовала большей активности и заинтересованности студента, стимулировала его систематическую учебную работу Как видно, внедрение в вузах в виде инноваций многоуровневой подготовки специалистов по схеме введения модульности построения учебных планов, кредитной оценки трудоемкости дисциплин, компетентностный подхода ведет к определенным позитивным улучшениям в отношении студенчества к успеваемости и учебе, что вселяет некоторые надежды, что кризисная ситуация в высшей школе будет переломлена и создана положительная динамика повышения качества образования. Но в деятельности вузов на сегодняшний день, к сожалению, вместе с отмеченными улучшениями, существует немало отрицательного, проблем и нерешенных вопросов, как в ходе утверждения принципов Болонской декларации, так и внесения изменений в учебные планы, содержание, методы, технологии, формы учебных занятий, стиле педагогической работы и организации учебно-познавательного процесса, контроля и оценки уровня образования и др.

Так, социологические исследования показывают, что пока в вузах, как и прежде, нет достаточной и кропотливой работы с первокурсниками в период их адаптации к условиям учебной деятельности, оказании им помощи в выработке умений и навыков самостоятельной работы с литературой, на лекциях, в процессе подготовки к семинарским занятиям и т.д. В вузах ощущается нехватка необходимой литературы и учебных пособий. В последние годы появилось много новых учебников, учебных пособий и переведенных монографий, делаются попытки написания учебных пособий на кафедрах и их издание малым тиражом для собственных учебных нужд. Но этого явно недостаточно. Поэтому целесообразно стимулировать выпуск как отечественной, так и переводной, а также возможностей вузов в создании учебников и учебных пособий, строго соответствующих требованиям государственных стандартов и компетентностного подхода

В деятельности вузов по внедрению инноваций и повышению качества образования имеются и ряд других назревших проблем. В частности, внедрение новаций в вузах замедляется чаще всего, с точки зрения преподавателей, чрезмерно завышенной нагрузкой их учебными часами, отсутствием у них материальной заинтересованности. Новая система стимулирования труда преподавателей не удовлетворяет многих из них. Поэтому необходимо решение вопроса о достойной оплате труда педагогов, поскольку без этого трудно требовать от них полной отдачи сил и значительного повышения уровня их педагогического мастерства.

Другая «болевая точка» большинства вузов – это устаревшая материально-техническая база учебного процесса. На необходимость ее модернизации указывает тот факт, что в настоящее время коллектив факультета владеет лишь одним компьютерным классом с 8-10 компьютерами, которых, увы, недостаточно для нормальной работы.

Не менее важное значение имеет проблема необходимости организационной работы по обобщению и распространению опыта преподавателей, творчески работающих по внедрению инновационных технологий обучения, чтобы на примере лучших образцов показывать преимущества этих новых форм, направлять интересы других их коллег на проведение инноваций.

И, наконец, необходим и крайне важен постоянный анализ проходящих в вузовской системе изменений. Такой анализ может проводиться различными путями, одним из которых может стать исследование общественного мнения основных субъектов системы высшего образования – студентов и преподавателей. Их оценка хода инновации важна потому, что, в конечном итоге, они направлены на них и от них зависит претворение этих новшеств в жизнь. Сопоставление полученных оценок позволит говорить о проблемах, возникающих в вузах, об их перспективности и т.д. Ибо, если преподаватели и студенты не окажут поддержку предлагаемым инновациям, то вряд ли возможно надеяться на успешный исход дела преобразования высшей школы.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.
  3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта -будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
  4. Гагиева Л.А. Основные направления совершенствования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы //сайт. 2016. Т. 2. № 50. С. 330-334.
  5. Гулиева С.А. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа //Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2012. №9. С. 10 -20.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Магазова Л.Х.. 2016. Т. 1. № 41. С. 219-223.
  7. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 132-134.
  8. Подповетная Ю.В. Интеграция учебной деятельности и самообразования с целью развития профессиональных компетенций будущих бакалавров //Вестник Южно- уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2011. Выпуск №3(220).
  9. Сабанов З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук /Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2004.
  10. Сионина Л.Н., Шкерина Т.А.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.
  11. Созаев К.Г. Проблема оптимизации самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза на основе компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов //Современные научные исследования и инновации. 2016. №2 (58). С. 920-924.
  12. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288-294.
  13. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.
  14. Яковлев В.Ф.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.