Сообщение о первом полете. Интересные факты о первом полете в космос человека (15 фото). Изначально никто не мог предугадать, как поведет себя в космосе человеческая психика

Будущий космонавт родился 9 марта 1934 года в Гжатском районе, деревне Клушино в простой крестьянской семье.

Детство и юность

В 1941 году пошел в первый класс, но война остановила учебу на 3 года. В 1949 году, после окончания шестого класса, поступил в ремесленное училище в Люберцах. Получил специальность формовщика-литейщика. В 1954 году стал заниматься в Саратовском аэроклубе, где выполнил 196 полетов. Одновременно с отличием закончил Саратовский индустриальный техникум.

Служба в армии и учеба

В 1955 году юношу призвали служить в армию. В это время с отличием окончил первое военно-авиационное училище летчиков. Два года нес службу около Мурманска. Налетал 265 часов на МиГ-15 бис.

Подготовка к первому полету

В 1959 в Советском Союзе Военно-воздушные силы активно занялись отбором претендентов для первого полета в космос. Всего было 20 кандидатов. Подготовка космонавтов проходила в Звездном. Лучшие летчики-истребители должны были обладать абсолютным здоровьем, профессионализмом, стрессоустойчивостью. Государственная комиссия утвердила кандидатуру Гагарина для полета на космическом корабле «Восток». Запасным космонавтом назначили Германа Титова.

Полет в космос

12 апреля 1961 года на космодроме Байконур был произведен старт корабля «Восток», . На его борту был пилот-космонавт Юрий Гагарин. «Восток» завершил полет на 108 минуте, выполнив один оборот вокруг Земли. Несмотря на внештатные ситуации, Гагарин катапультировался и опустился на парашюте в двух километрах от берега Волги.

Задача полета - проверка человеческих возможностей в космосе, технического оборудования в полете и связи корабля с землей, была выполнена.

Жизнь после полета

Первый летчик-космонавт стал знаменитым во всем мире. По приглашениям он посетил 30 стран, много занимался общественной работой.

В звании полковника в 1968 году Юрий Алексеевич Гагарин закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.

В 1966 году началась подготовка к новому космическому полету по программе «Союз». На новом корабле полетел Комаров, а дублером был Гагарин. Комаров погиб из-за неисправности парашютной системы.

Гибель космонавта

Как руководитель Центра подготовки космонавтов, Юрий Алексеевич имел возможность не тренироваться и не летать. Но он добился права на полеты, подтвердив квалификацию летчика-истребителя.

27 марта 1968 года произошла авиационная катастрофа, в которой погиб Ю.А. Гагарин и В.С. Серегин. Самолет МиГ-15 УТН выполнял тренировочный полет недалеко от деревни Новоселово Владимирской области. Попав в плоский штопор, он разбился.

Память о летчике-космонавте

Имя первого космонавта увековечено многими орденами, медалями и дипломами.

Удостоен звания Героя Советского Союза.

Город Гжатск переименован в Гагарин. Военно-воздушная академия, Саратовский технический университет, аэропорт Оренбурга, самолет, центр подготовки космонавтов носят имя первого космонавта.

Мы навсегда запомним этого мужественного человека с красивой и доброй улыбкой.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Доклад о полёте Юрий Гагарин сделал Государственной комиссии утром 13 апреля 1961 года в городе Куйбышев (ныне - Самара) в просторной комнате обкомовской дачи. Дача располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку...

Доклад и следом за ним ответы на вопросы членов Госкомиссии заняли в общей сложности два с половиной часа. Речь Юрия Алексеевича Гагарина стенографировалась и записывалась на магнитофонную ленту.

С того дня стенограмма доклада и запись голоса Юрия Гагарина хранились три десятилетия под грифом «Совершенно секретно». Стенограмма впервые была опубликована в 1991 году в журнале «Известия ЦК КПСС», а два фрагмента записи голоса космонавта - в том же году на грампластинке звукового журнала «Кругозор»...

«Последняя предстартовая подготовка производилась утром. Она началась с проверки состояния моего здоровья и определения надёжности датчиков для записи физиологических функций, которые были наклеены накануне вечером. Затем производились запись физиологических функций на медицинской аппаратуре и медицинское обследование. Всё это прошло хорошо. По мнению врачей, которые осматривали и записывали данные организма, - состояние мое было хорошим. Сам я чувствовал себя хорошо, так как перед этим хорошо отдохнул и выспался.

После этого штатной командой боевого расчёта производилось одевание скафандра. Скафандр одели правильно, подогнали, опрессовали. Затем положили меня в технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, вентиляцию скафандра, проверили связь. Всё действовало хорошо.

Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с моими друзьями-космонавтами (моим заместителем был Титов Герман Степанович) и начальниками поехали на старт. На старте меня на лифте подняли к кабине корабля. Посадка в кресло осуществлялась штатным расчётом, которым руководил Олег Генрихович Ивановский. Все подсоединения и подключения были осуществлены хорошо. Проверка оборудования также прошла хорошо. Связь была двухсторонняя, устойчивая. Хорошая связь.

Настроение в это время было хорошее, самочувствие хорошее. Доложил о проверке оборудования, о готовности к старту, о своём самочувствии. Всё время была непрерывная связь.

Затем было произведено закрытие люка номер 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Всё будет нормально». Расчётом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Всё подправили и закрыли крышку люка. Всё было нормально.

Объявили часовую готовность, получасовую, записали физиологические функции. В общем, всё проходило нормально. Самочувствие было хорошее. Настроение также хорошее.

Потом объявили пятнадцатиминутную готовность. Надел гермоперчатки. Закрыл шлем. Пятиминутная готовность. Минутная готовность и старт. До этого было слышно, как разводили фермы. Получаются какие-то мягкие удары по конструкции ракеты. Ракета как бы немножко покачивалась.

Потом началась продувка. Слышал, как работали клапана. Затем был произведён запуск. Двигатели вышли на предварительную ступень. Появился легкий шум. Затем на промежуточной ступени шум усилился. Когда двигатели вышли на главную, основную ступень, шум усилился, но не был слишком резким, который заглушал или мешал бы работе. Шум приблизительно такой же, как в самолете. Я готов был к гораздо большему шуму. Затем ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом чувствовал, как по конструкции ракеты пошла мелкая дрожь. Характер вибрации: частота большая, амплитуда небольшая.

Я приготовился к катапультированию. Сижу, наблюдаю процесс подъёма. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70 секунда. В районе 70 секунды плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растёт. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале её работы. Перегрузка плавно растёт, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел всё время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться. Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 секунде отделился головной обтекатель. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошёл вниз от «взора», за ракету.

В это время вёл устойчивую хорошую связь с Колпашевом - «Зарей 2».

При пролёте Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Как только произошло разделение, сразу же включился цикл номер 1, пошёл прибор контроля режима спуска, подвижный индекс, пошли часы. Вся система спуска заработала. Произвёл доклад. Связь с Елизовым прекратилась примерно, когда по глобусу было 30° северной широты. Сразу после доклада по УКВ, произвёл доклад по КВ. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 северной широты услышал «Амурские волны», которые передавал Хабаровск. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» - «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал.

При пролёте над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки.

Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвёл прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.

Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Всё равно не пригодится, писать же нечем.

В это время я был в тени Земли, а ещё до входа в тень Земли всё время производил запись на магнитофон. Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал.

Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти всё время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине.

Перед этим я вошёл в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор - на горизонте ничего не видно. Темно. В другой («взор») - тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень.

В это время корабль вращался, градуса 2 - 3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звёзд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на чёрном его фоне видны звёзды. Иногда в иллюминатор попадало 2 - 3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не всё созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу.

Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150 - 152 атмосферы. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме.

При подлёте примерно градусов до 40 южной широты я не слышал Землю. Градусов около 40 - 45 южной широты по глобусу слабо стала прослушиваться музыка и позывные. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и ещё что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, (в апогее) получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это. Мне сообщили, что корабль идёт правильно, орбита расчётная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады.

Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра. Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в чёрный цвет. Совсем чёрный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядоченное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать. Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. Тормозной двигательной установкой был направлен на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно. Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», то есть так как нужно при осуществлении ориентации вручную, затем Земля плавно начала уходить в левый угол, вперед (от ног).

В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска тормозной двигательной установки было примерно 110 атмосфер. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая. Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы.

На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения тормозной двигательной установки, он развернулся примерно градусов на 30. Может быть, даже несколько меньше. Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне тормозной двигательной установки, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и всё записал на магнитофон. Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в тормозной двигательной установке и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атмосфер. Стрелка прибора чётко шла на уменьшение давления. Я почувствовал, как заработала тормозная двигательная установка. Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения тормозной двигательной установки. Перед этим секундомер поставил на нуль. Тормозная двигательная установка работала хорошо. Её включение произошло резко. Перегрузка наросла немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне тормозной двигательной установки сразу прыгнули на нуль. Время работы тормозной двигательной установки составило точно 40 секунд.

Через минуты три подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Мы представились друг другу. Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву. Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть.

Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом. Через командующего округом доложили в Москву обо всём. Поступила команда задержаться на месте приземления. Я там на радостях сфотографировался пару раз. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая тепловая одежда, а в оранжевой и серой оболочке и в гермошлеме я не фотографировался. Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолет, который шёл от города Энгельса. К этому времени я уже спросил и твёрдо знал, что город Энгельс рядом. Мы поехали на место приземления. Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолёте. Едем по шоссе и видим, что вертолёт поднялся и идёт к военному гарнизону. Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолет приземлился. Находившиеся на нём генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолёта. Я сказал, что сейчас сюда должен прилететь генерал Каманин и генерал Агальцов, и что мне надо быть возле места приземления. Садимся около места, где лежат мои парашюты. Мне передали команду, чтобы лететь в город Энгельс. Мы сразу поднялись и полетели туда.

Как только вышел из вертолета, генерал Евграфов сразу же вручил мне телеграмму от Никиты Сергеевича Хрущёва. Поздравительная телеграмма. Я тут прослезился. Наплыв чувств. Затем сразу по телефону связались с Главнокомандующим ВВС. Я доложил Главному Маршалу авиации товарищу Вершинину о выполнении задания. Он меня поздравил с выполнением задания, поблагодарил, поздравил с присвоением воинского звания «майор». Я ответил как положено. Пожелал мне всего хорошего. Главнокомандующий сказал, что сейчас соединят меня по телефону с Никитой Сергеевичем Хрущёвым и Леонидом Ильичём Брежневым. Соединили с товарищем Брежневым. Я доложил о выполнении задания, о том, что все системы работали хорошо, что приземление произошло в заданном районе, что чувствую себя хорошо. Он поздравил меня, пожелал всего хорошего. Я поблагодарил. Он сказал, что скоро нам будет звонить Никита Сергеевич Хрущёв. Мы поехали с генералом Агальцовым на «ВЧ». Вскоре нам позвонил Никита Сергеевич Хрущёв. Я доложил о выполнении задания. О хорошей работе всех систем, о своем самочувствии. Он поблагодарил за выполнение задания, поздравил с окончанием полёта, поинтересовался моей семьёй, родителями. Я сердечно поблагодарил Никиту Сергеевича Хрущёва за его внимание, за отеческую заботу. Он сказал мне: «До скорой встречи в Москве».

Затем было поздравление корреспондента «Правды», корреспондента «Известий» и главного агитатора-пропагандиста товарища Ильичёва. Я поблагодарил их за дружеские, теплые слова, которые они высказали в мой адрес. Они просили меня сказать несколько слов читателям «Правды». На их поздравления с подвигом я ответил, что собственно подвиг не столько мой, сколько всего советского народа, всех инженеров, техников, представителей советской науки. После этого генерал-полковником Агальцовым было принято решение лететь в Куйбышев. Сели на самолет. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась. Всем хочется посмотреть. Добрались к машине. Прилетели. Ну вот и всё.»

Далее следовали вопросы членов Государственной комиссии Юрию Гагарину. Текст вопросов и ответов в машинописном варианте составил 10 листов... Задавал уточняющие вопросы первому космонавту и делал комментарии по ходу его доклада и главный конструктор космического корабля Сергей Павлович Королёв. Его рукописные комментарии хранятся сегодня в фондах московского Мемориального дома-музея академика С.П.Королёва.

Вечером 13 апреля Королёв и члены Госкомиссии вылетели в Москву. Юрий Гагарин - на следующий день в 10 часов 40 минут...

Строки из дневника Николая Каманина, датированные 13 апреля: «...нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу. Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд.

Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Хрущёву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился. Две-три тренировки устранили этот недостаток. Выступление на Красной площади также было подготовлено довольно быстро. Я уже знал по выступлениям Юры ещё до полёта, что он обладает задатками неплохого оратора.

Вечером два раза звонил Брежнев и несколько раз Вершинин. Обоих беспокоила завтрашняя погода (прогноз был плохим) и порядок выхода из самолёта на Внуковском аэродроме. С Брежневым договорились, что из самолёта первым выходит Гагарин, идёт по дорожке к правительственной трибуне и рапортует Хрущёву, а мы выходим вслед за Гагариным и останавливаемся у подножья трибуны.

Перед сном Юра примерил новую форму и шинель. Раза два я изображал Хрущёва, а он подходил ко мне с рапортом...»

P.S. В газете «Известия» от 14 декабря 1993 года Михаил Колесниченко сообщил: «...отчёт Юрия Гагарина о первом полёте, в котором он, в частности, даёт описание облика Земли и рассказывает о своих ощущениях, вызванных невесомостью, был, в конечном счёте, оценён в 354 500 долларов США». Эти сведения есть в каталоге декабрьского (1993 года) аукциона «Сотби»...

Наверняка на всем постсоветском пространстве сегодня нет такого человека, который не знает, кто такой Юрий Гагарин. Первый полет в космос, совершенный человеком в 1961 году, стал знаменательным событием не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Но как же все это происходило - подготовка, процесс полета, и что было после того, как человек наконец-таки впервые смог попасть в космос? И конечно же, немного о том, каким человеком был сам Юрий Гагарин.

Короткая биография

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), находящейся неподалеку от города Гжатск, который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами, трудившимися на благо страны, а отец к тому же слыл хорошим мастером плотницкого дела. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.

В 1945 г. Гагарины переселились в Гжатск, где Юрий, начиная с 1949 г., учебу в школе совмещал с занятиями в ремесленном училище. В 1951 г. Гагарин поступил в индустриальный техникум, а в 1954 г. отправился в аэроклуб, в котором впервые совершил самостоятельный полет на самолете.

В 1955 г. началась служба Юрия Гагарина в армии, где ему довелось попасть в военно-авиационное училище. Затем он служил в истребительном авиационном полку, где к 1959 г. налетал 265 часов и получил звание старшего лейтенанта. Женился Гагарин в 1957 г. и в браке вырастил двух дочерей.

Подготовка

До того как был совершен первый полет Гагарина в космос, Юрию пришлось записаться в список претендентов в космонавты. Впоследствии ему довелось пройти несколько медкомиссий, прежде чем его признали годным для космических полетов и зачислили в группу кандидатов. В марте 1960 г. Гагарин вместе с семьей выехал на новое место жительства в Москву, где началась его интенсивная подготовка к космическим полетам. Это была не только физическая подготовка, ему также пришлось изучать множество наук из самых различных областей.

Параллельно обучению космонавтов готовился и корабль-спутник «Восток-1», спроектированный Сергеем Королёвым, основоположником практической космонавтики. На нем спустя год Гагарин совершил полет в космос. Юрий увидел его уже летом 1960 г., тогда будущим космонавтам продемонстрировали летательный аппарат. На то время это было довольно сложное устройство, ведь помимо того что корабль должен был совершить полет в космос, его задачей также являлось обеспечить пилоту необходимые условия как в процессе полета, так и по его завершении.

Космический корабль-спутник «Восток-1»

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоит из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому для этого предусмотрена специальная тепловая защита, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что полет Гагарина в космос был подготовлен основательно.

Подбор кандидатуры

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек - они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Космические полеты - штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.

Помимо этого, требовалось, чтобы кандидат в первые космонавты был коммунистом, а Гагарин как раз недавно вступил в КПСС. Сергей Королёв очень спешил отправить в космос первого человека, ведь ходили слухи, что американцы намерены сделать то же самое уже 20 апреля 1961 г. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято на заседании ГК уже практически в последний момент. Итак, полет Юрия Гагарина в космос назначили на 12 апреля, а Герман Титов должен был стать его дублером.

Полет

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Возвращение на Землю

В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.

Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные - они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи. Вертолет, разыскивавший Гагарина, подобрал его по дороге в город Энгельс и доставил на базу, где ему вручили телеграмму с поздравлением от Советского правительства.

Почести

Изначально не планировалось грандиозных торжеств по случаю прибытия Гагарина в Москву, однако в последний момент планы изменились, и первого космонавта встречали весьма достойно. В столицу Юрий прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей. Покружив над центром города, над Красной площадью, самолет доставил Гагарина в аэропорт Внуково, где его ожидало множество ликующих людей, журналисты и руководство страны. Затем Юрия провезли по улицам Москвы в открытом ЗИЛ-111В, а люди поздравляли его и дарили цветы. На Красной площади было объявлено о присвоении Гагарину званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В дальнейшем он совершил много поездок за границу, и везде его принимали с большой радостью и уважением.

Гагарин в истории

Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля стало Днем космонавтики, и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.

Как говорил Юрий Гагарин, первый полет в космос - это не только его личная ответственность, это ответственность перед всеми людьми мира. Впрочем, много добрых слов было сказано этим замечательным человеком. Рассказывая о своих впечатлениях об увиденном во время полета, он призывал хранить нашу планету и приумножать ее красоту.

12 апреля 1961 года, ранним весенним утром, мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Этот день навсегда вошел в историю человечества. Каким был этот день и что он дал советскому народу - в воспоминаниях современников, которыми делятся сегодня участники проекта "Ты - репортер" и блогеры.

Первая послевоенная радость

"Моей маме тогда было 12 - и она сегодня расплакалась, когда рассказывала мне о 12 апреля 1961 года. И в воспоминаниях Юрия Левитана я читала, что он с трудом сдерживал слезы 2 раза в жизни - когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 45 года, и когда Гагарин в космос полетел" - рассказывает anichchka .

Гордость переполняла людей. Открывались совершенно иные миры. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. В Магнитогорске, например, в это время маленькая девочка Ольга Хаенко очень боялась войны: "Я очень боялась войны, но никто не знал о моих тайных переживаниях. Вдруг - позывные "Широка страна моя родная" и торжественно-тревожный голос Левитана (кто ж его не знал!)...Не дожидаясь продолжения, уверенная, что сейчас будет ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ, я выскакиваю во двор и застываю с вытаращенными глазами и дико бьющимся сердцем. Двор стал заполняться веселыми соседями, которые выскакивали, уже зная о полете Гагарина. Тут и я узнала эту новость и сильно обрадовалась".

Всеобщий праздник

"Нашу соседку, Евгению Алексеевну Серебрякову, тоже переполняли высокие чувства. И она, детский воспитатель, под впечатлением полета Гагарина задумала собирать материалы о космосе. Мы, соседи, ласково называли ее "космонавткой". Она не обижалась и смело заявляла, что если бы не годы, обязательно составила конкуренцию Валентине Терешковой - первой женщине, побывавшей на околоземной орбите" - поделился своими воспоминаниями Владимир Баятов из Ростова-на-Дону.

"Мне мама рассказывала, что люди в тот день высыпали на улицу: совсем незнакомые друг другу - обнимались, плакали)) Во дворы вытаскивали столы и несли на них кто что мог, вместе отмечая ТАКОЕ событие!", - пишет в ЖЖ vodani4_ey .

В Бресте, как и во многих других городах, в этот день до ночи с главной площади не уходили люди. "Когда узнали о полете Гагарина, то на площадь потянулись люди. В основном студенты Брестского педагогического института. Они что-то радостно кричали, все взбудораженные, праздничные. В воздух взлетали бенгальские огни. Позже кто-то из взрослых рассказывал, что одна такая тлеющая свеча упала на белое пальто девушки и то ли подожгла его, то ли просто измазала сажей. Ближе к вечеру, когда достаточно стемнело, на площадь приехала кинопередвижка. На столб повесили экран и показывали фильмы про Циолковского" - цитирует Татьяна Мухоровская заметку в областной газете того времени.

Большие и маленькие подвиги

Несмотря на то, что 12 апреля пришлось на середину рабочей недели, народ выходил на улицы, у всех было праздничное настроение, все радовались, веселились. В стране наступил праздник. По воспоминаниям бабушки Дмитрия Ясенкова , "руководство киностудии "Мосфильм" объявило всем работникам на киностудии, что этот прекрасный день - знаковый день для нашей страны. А за выполнение и перевыполнение плана за 12 апреля 1961 года полагалась даже повышенная премия".

О перевыполнении планов в честь этого праздника рассказывает и Георгий Андреев из Вологды: "12 апреля, услышав радостную новость о полете Гагарина, старший машинист Михаил Шмаргунов, помощник машиниста Сергей Воробьев и кочегар Юрий Цветков решили посвятить этому событию тяжеловесный рейс. Бригада в тот день провела поезд, превышающий норму на 400 тонн, с опережением графика…в редакцию "Красного Севера" в 10.30 позвонил слесарь Сергей Курков. - Восхищен достижениями нашей науки! Сейчас горы свернуть хочется!...Стихийный митинг возник и на ступеньках у главного здания судоремонтного завода. - Теперь мы с удесятеренными силами перевыполним задания!- решили рабочие. - Будем и мы бороться за освоение нашего "речного космоса"!"

"Студент медицинского училища Юрий Сицило после объявления по радио успел записать частоты корабля-спутника, включил свой приемник и передал радостную весть в Сталинградскую область, другу из Болгарии, знакомому из Венгрии и услышал слово "Луна". Нас поздравляли иностранные радиолюбители, многие говорили, что теперь недолго и до высадки СССР на Луну", - пишет Георгий Андреев.

"Мне было 6 лет, жила в Куйбышеве. Мама пришла за мной в детский сад радостная-радостная и рассказала, что Гагарин в космос полетел. По дороге домой она мне сообщила, что и я в этот день должна сделать нечто выдающееся. Посему, придя, домой, я впервые сама спичкой зажгла комфорку", вспоминает 4may .

Известия об этом событии срывали даже уроки в школах, Владимир Соколов рассказал, как это было: "Передали сообщение, тут же началась трансляция с Красной площади. Люди несли плакаты "Юрий - герой", "Все в космос". Конечно, никаких занятий в школе почти не было, учителя только отбивались от наших вопросов. Нас отпустили по домам где-то на урок раньше. Было ощущение абсолютной нереальности происходящего, как во сне, когда ждешь, что разбудят".

Также в школе застало это событие и блогера jkl_jkl : "Посреди уроков всех собрали на линейку. Включили на полную мощность репродуктор, из которого послышался задорный, почти мальчишеский голос: "Дорогие соотечественники!" Голос понравился. Наверное, он очень красивый, этот майор Гагарин! И тут директор школы объявляет, что все занятия на сегодня отменяются, и все могут идти домой и смотреть телевизор.

"Мои мама и отец поженились 12.4.61. Тогда был такой порыв, что они вышли из загса и сказали одновременно, что у них родится космонавт. Но через 3 года родилась я.:)" - пишет orang_m .