Разобрать деепричастие морфологический разбор. Разбор причастий и деепричастий. II. Морфологические признаки

Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

Морфологический разбор деепричастия

1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

2. Перечислите морфологические признаки:

Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

Возвратность;

Переходность;

Неизменяемость.

3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

Обратите внимание!

Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

Письменный морфологический разбор деепричастия

Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

3. (Как? что делая?) Звеня.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

Устный морфологический разбор деепричастия

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаём ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи.

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма - инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

Учебные комплексы предлагают разбор деепричастия, соответствующий подходу к нему как к гибридной части речи.

Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть речи (деепричастие), неизменяемость, вид, синтаксическая функция. Комплекс 2 предлагает указывать возвратность и вид. Комплекс 3 предлагает следующую схему: от какого глагола образовано, вид, синтаксическая функция. Если исходить из того, что деепричастие - самостоятельная часть речи, то схема разбора изменяется.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

(А. Н. Толстой)

Разбор деепричастия как формы глагола:

потягивая - глагол, нач. форма потягивать ;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

жмурясь - глагол, нач. форма жмуриться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - глагол, нач. форма окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;



Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

потягивая - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт роль: часть обстоятельства.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо ), объектом и объектом (лодка с парусом ), признаком и объектом (готовый на самопожертвование ).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приёмы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчёркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом ещё обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других - подчёркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчёркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки ; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от,из-за ;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив,вдоль ;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу ;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие ;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время , в связи с, в зависимости от, по направлению к .

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине ,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро ,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день ,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни ,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причём таких разрядов в нём выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради .

Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

II. Указать начальную форму - инфинитив.

III. Установить лексическое значение слова.

IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

2. Переходный или непереходный, указать значение.

а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

VII. Морфологические особенности деепричастия :

1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

1. Вид связи с другими словами.

2. Роль в предложении.

Образцы анализа

Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

(Ги де Мопассан)

I. Взявшись

II. Взяться .

III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

V. , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

VII. Морфологические особенности :

1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

VIII. Синтаксические особенности :

1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

(Ги де Мопассан)

I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

II. Здороваться .

III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

VII. Морфологические особенности :

1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

VIII. Синтаксические особенности :

1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.