Рада утвердила особый статус донецка и луганска. Что такое особый статус Имеют особый статус и

Закон об особом статусе отдельных районов Донбасса может остаться только на бумаге. Изначально задуманный как рамочная инициатива (реальным смыслом он наполнится после принятия дополнительных подзаконных актов), он сразу вызвал неприятие как со стороны исполнительной власти - особенно тех чиновников, кто идет на парламентские выборы по спискам конкурентов президентской партии, так и ДНР/ЛНР. Также он подвергся обструкции «майдановской» общественности, расценившей закон как уступки России, и, стало быть, как проявление слабости власти. Выдержит ли мирный процесс такую атаку или война разгорится с новой силой?

Декларация, а не закон

Напомним, Рада гарантировала территориям, контролируемым ДНР/ЛНР, право на расширенные полномочия местного самоуправления (в частности, право создать собственную народную милицию и влиять на назначение прокуроров и судей), особые отношения с РФ, защищенные объемы финансирования из госбюджета. Также 7 декабря на территориях должны пройти выборы местного самоуправления.

И хотя формулировки закона достаточно расплывчаты и требуют уточнения, министры правительства Арсения Яценюка уже заговорили, что на деле все будет не так, как в законе. Например, защищенное финансирование из госбюджета за счет налогов, которые будут определять каждый год. Министр юстиции Павел Петренко уже заявил, что Кабмин не выделит ни копейки районам Донбасса, контролируемым боевиками. «Мы будем финансировать восстановление из госбюджета только тогда, когда на этой территории восстановится украинская власть и предприятия начнут работать. Формула проста - скинулись и восстанавливаем. А не за счет расходов всей Украины», - развил тему Арсений Яценюк на заседании правительства. По его поручению Минфин создаст спецфонд, наполнять который положено за счет владельцев предприятий и международной помощи. Однако олигархи вряд ли захотят наполнять «копилку Донбасса». По словам экономиста Александра Охрименко, для тех из них, кто нажился на проведении АТО, начало мирного процесса означает потерю экономической выгоды. Поэтому закон вряд ли заработает реально.

«Закон, в котором фактически четыре страницы, - не более чем декларация. Его приняли, чтобы Путин сделал следующий ход и продолжил вывод войск из Донбасса», - пояснил логику правительства в эфире канала « » советник главы МВД Антон Геращенко.

Красная тряпка для Майдана

Президент и его политсила не могли и придумать лучшего «подарка» оппонентам из лагеря Майдана накануне выборов, чем «особый статус» части районов Донбасса. Вскоре после голосования решение Рады разнесла в пух и прах Юлия Тимошенко, назвав его «полной сдачей интересов Украины в Донбассе, легализующей терроризм и оккупацию Украины». В похожем ключе высказались и Олег Тягнибок, и Олег Ляшко. Дальше всех зашел Дмитрий Ярош: «Принятие закона является попыткой антигосударственного переворота. Если Порошенко не опомнится, у нас будет новый президент и главнокомандующий», - пригрозил он в соцсети.

Получается, закон, задуманный как стабилизатор ситуации в Донбассе (или хотя бы дающий армии передышку), наиболее радикальные политики восприняли как красную тряпку, провоцирующую антипрезидентские настроения среди его соратников по Майдану.

  • Порошенко: «Я предложу Донбассу такие права, которые другие не имели за историю»

«Негодование патриотически настроенной части общества понятно: его вызывает как суть закона - политическая капитуляция, так и форма принятия - циничная манипуляция понятием «парламентаризм», - считает политолог Владимир Цыбулько. - Теперь те, кто отождествляет себя с Майданом и его ценностями, имеют в руках оружие. Добровольческие батальоны, бойцы Нацгвардии, просто ВСУ возмущены, ведь именно их собратья проливали кровь в Донбассе».

Устроит ли перемирие

Закон не встретил понимания и среди вождей ДНР/ЛНР. Они заявили, что им все равно, какие законы принимает Украина, и документ об особом статусе - лишь повод начать переговоры, в конце которых будет независимость ДНР/ЛНР, причем в границах Луганской и Донецкой областей.

Наконец, обращает на себя внимание ужесточение риторики и действий Запада. Так, во время визита Порошенко в Штаты было объявлено о новом пакете санкций против России и об оказании Украине военной помощи со стороны США.

«Если кого-то вооружают, речь идет не о филантропических соображениях. Появление большого количества оружия в зоне конфликта вряд ли будет способствовать деэскалации конфликта, речь может идти даже о развертывании более глобального конфликта», - полагает политический эксперт Кость Бондаренко.

Сможет ли перемирие выстоять под всеми этими ударами?

Бондаренко считает, что сможет: «Европейцы и в особенности США вряд ли пойдут на эскалацию в ближайшие полтора месяца. 4 ноября пройдут довыборы в Сенат и Конгресс, причем демократы пока проигрывают по голосам. Обама вряд ли захочет портить рейтинг новым обострением в Украине, о чем не преминул сообщить украинской власти». Вероятность сохранения перемирия политолог Владимир Фесенко оценивает в 15–20%. «Сорваться может на любой стадии, ведь закон не дает никаких гарантий. Однако это хотя бы маленький, но шанс», - резюмировал эксперт.

Минские переговоры

Сегодня в Минске состоятся переговоры группы по урегулированию ситуации в Донбассе. Как заявил спецпредставитель президента экс-президент Леонид Кучма на встрече с послом РФ в Украине Михаилом Зурабовым, спецпредставителем председателя ОБСЕ Хайди Тальявини и представителями ДНР и ЛНР, за закрытыми дверями планируют принять детализированный документ о прекращении огня. Источник РИА «Новости» в представительстве РФ при ОБСЕ уточнил: в документе будет написано, какие вооружения должны быть выведены, на какое расстояние разведут войска.

Депутаты Госдумы в среду приняли в III чтении законопроект "О Московском государственном университете имени М.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Этим документом определяется статус обоих вузов как федеральных государственных бюджетных учреждений, учредителями которых является правительство РФ.

Согласно законопроекту, устав обоих университетов будет утверждаться правительством, а ректоры назначаться на должность президентом РФ. При этом оговорен срок их полномочий и в МГУ и в СПбГУ: он не может превышать пять лет. Однако по решению главы государства ректоры могут быть назначены на новый срок. У президента также есть право досрочно освобождать руководителей вузов от занимаемых должностей.

Законопроектом определяется, что в состав обоих университетов "входят филиалы, представительства, факультеты и иные подразделения без права юридического лица". Кроме того, в них "могут входить юридические лица, в том числе институты". Руководители этих юридических лиц, которые входят в комплекс обоих университетов, должны назначаться на должность и освобождаться от нее ректорами данных вузов по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ. Деканы же и заведующие кафедрами обоих университетов будут избираться в порядке, предусмотренном их уставами.

Законопроектом определяется, что порядок финансирования юридических лиц, которые входят в научно-образовательный комплекс обоих университетов, за счет средств федерального бюджета сохраняется до дня вступления в силу федерального закона о бюджете на 2010 год.

Пример для остальных

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев считает, что принятие закона об особом статусе МГУ и СПбГУ позволит крупнейшим вузам страны стать примером для российских образовательных учреждений.

"С принятием закона на два крупнейших университета страны ложится важная задача: они должны своим примером показать российским образовательным учреждениям новые модели работы во всех сферах, включая научную, образовательную и инновационную деятельность", - приводит в среду слова Кропачева пресс-служба вуза.

В свою очередь, президент СПбГУ Людмила Вербицкая сказала "Интерфаксу", что принятие закона в третьем чтении - "чисто технический момент". "Однако мы очень рады этому, потому что долго к этому стремились, была проделана большая работа", - отметила она. По ее словам, особый статус университета дает возможность вузу самостоятельно готовить образовательные программы и планы. "Это, с одной стороны, подчеркивает большое доверие к нам, а с другой - это большая ответственность. Мы должны стать примером для всех вузов".

Пресс-служба СПбГУ подчеркнула, что благодаря новому закону университет сможет гибко реагировать на изменения в потребностях общества на образовательные услуги высокого уровня, максимально использовать интеллектуальные и иные ресурсы, а также обеспечить продвижение собственных образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.

Закон об ответственности

Между тем ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что закон о статусе Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов позволит сохранить фундаментальные основы отечественной высшей школы. По его словам, "проект обсуждаемого закона систематизирует ряд уже существующих особых возможностей, которые до сих пор регламентировались различными правовыми актами".

Например, речь идет о праве самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, праве проводить дополнительные профильные вступительные испытания, праве на выдачу собственных дипломов об образовании. "Именно поэтому данный закон - закон об ответственности, а не закон о привилегиях. Об ответственности ведущих и старейших российских университетов перед коллегами, обществом и государством", - сказал Садовничий, добавив, что "новый законопроект - шаг к фиксированию новой структуры".

"Уже сегодня существуют федеральные университеты, призванные стать ведущими образовательными и научными центрами России, национальные исследовательские университеты, задача которых проводить серьезные научные исследования и разрабатывать новые производственные технологии, есть также региональные университеты. Все вместе они призваны решать весь спектр академических задач, но при этом для каждого из них та или иная функция является приоритетной", - сказал ректор МГУ.

Говоря о том, почему именно эти два вуза наделяют особым статусом, Садовничий заявил: "Это обусловлено исторически. Во-первых, эти вузы - старейшие и крупнейшие в России. Во-вторых, уникальны их масштаб, разносторонность академических процессов и политическая роль - в смысле политики образования".

Верховная рада Украины 16 сентября приняла закон о введении особого порядка самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей сроком на три года, а также о проведении внеочередных местных выборов в этих регионах 7 декабря 2014 года.

За закон о предоставлении особого статуса некоторым районам в Донецкой и Луганской областях проголосовали 277 депутатов из 450. А за закон, запрещающий преследование и наказание участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, - 287 депутатов.

Соответствующий законопроект "О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей" был также внесен президентом Украины Петром Порошенко.

Как уже сообщал сайт, Петр Порошенко внес в парламент Украины законопроект, согласно которому вводится особый порядок самоуправления на территории Донецкой и Луганской областей Украины.

Законопроект также предполагает подписание соглашения об экономическом, социальном и культурном развитии отдельных районов. Документ также допускает ежегодную бюджетную господдержку социально-экономического развития отдельных районов.

"Украина гарантирует определение таких расходов общего фонда госбюджета защищенными расходами, объем которых не может меняться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений", - сказано в документе.

Законопроект предусматривает "усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве, которые составляются территориальными общинами, органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными общинами в пределах компетенции, установленной законом".

Документ также предусматривает назначение в Донецкой и Луганской областях на 7 декабря 2014 года внеочередных выборов депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов в отдельных районах.

На территории этих районов решением городских, поселковых, сельских советов создаются отряды народной милиции, координация их деятельности осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским председателем.

"Отряды народной милиции образовываются на добровольных началах из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах отдельных районов Донецкой и Луганской областей", - сказано в законопроекте.

Документом предусмотрено, что государство гарантирует право использования русского или другого языка "в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие".

"Особый статус имеет четкое определение во времени - три года. За это время у нас будет возможность ввести в жизнь вопросы глубокой децентрализации, которая также должна быть предметом внесения соответствующих изменений в конституцию", - пояснил президент Украины.

Порошенко также напомнил, что вопрос об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей является ключевым элементом его мирного плана. "Де-факто они являются элементами децентрализации с полным и безусловным соблюдением суверенитета, территориальной целостности и независимости нашего государства, с гарантированной принадлежностью государству всех основных атрибутов, включая внешнюю политику безопасности и правовую политику", - заявил украинский лидер.

10 сентября украинский президент призвал депутатов Верховной Рады поддержать законопроект о статусе Донбасса, так как от него «зависит судьба мира» и «мирное возвращение этих районов под украинский суверенитет». Он заверил также, что закон об амнистии не освободит от ответственности преступников, которые совершили преступление по статьям уголовного кодекса, в том числе умышленное убийство, терроризм, покушение на жизнь государственного деятеля и работника правоохранительных органов, изнасилование, мародерство, издевательства над памятниками, и «целый ряд других статей, которые должны обеспечить целостность нашего государства».

Законопроект был связан с реализацией мирного плана, положения которого были зафиксированы по итогам встречи трёхсторонней контактной группы в Минске.

В то же время вице-премьер ДНР Андрей Пургин ранее заявил, что Донецкая Народная Республика не пойдет на политический союз с Украиной, однако попытается сохранить экономические и социокультурные связи.

Выступая в эфире канала "Россия 1", он прокомментировал возможный статус республики как автономии в составе Украины. "Политического союза с Украиной не будет однозначно. Мы не можем переступить через кровь, - сказал он. - Люди заплатили тысячами жизней, люди заплатили страданиями, безвинными жертвами. Я не вижу вообще никаких вариантов какого-либо политического союза с Украиной".

По его словам, "ошибки, которые сделал Крым в начале 90-х годов, когда поверил Украине, которая дала ему сумасшедшие полномочия, которые были через четыре года аннулированы, вряд ли кто-то совершит".

"Тем не менее мы должны понимать, что, как ответственные политики, мы должны попытаться сохранить экономические связи, возможно, какие-то социокультурные связи", - считает первый вице-премьер ДНР.

При этом глава ЛНР Игорь Плотницкий признал, что предложенный президентом Украины Петром Порошенко законопроект о статусе Донбасса в основном соответствует переговорным позициям Луганской и Донецкой народных республик.

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:

1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);

3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:

1) членов административных коллективов;

2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);

5) государственных и муниципальных служащих;

6) индивидуальных предпринимателей и др.;

7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив.

Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

3) военнослужащих;

4) государственных гражданских служащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Структура специального административно-правового статуса

1. основания для приобретения статуса:

Условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности...

Административно-правовой статус гражданина России

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей...

Административно-правовые нормы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например...

Административно-юрисдикционный процесс

Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления...

Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания

Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей...

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Административное право в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., Кодексом об административных правонарушениях...

Обстоятельства исключающие административную ответственность

В общепринятом понимании метод означает способ, прием, практическое осуществление чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в России на современном этапе

Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане различают два типа организаций: коммерческие (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия)...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Сделки и представительство

Представительство - сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности...

Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность

"Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей". См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М...

Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности