Праздник павла и февронии в году. День семьи, любви и верности в россии. История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии

Затем переплетите свечи (только не сломайте), установите перед иконами и зажгите. Если проводите ритуал 8 июля, встаньте на колени и сотворите молитву.

Молитва первая

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имярек), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Затем обязательно прочтите «Молитву о счастье в семье Пресвятой Богородице».

Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния.

А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Когда свечи догорят, заверните их в чистый платочек и спрячьте за иконами.

(8 июля 2016) День памяти святых Петра и Февронии в Русской православной церкви отмечается 8 июля.

Святых Петра и Февронию Муромских почитают в народе как покровителей семейного очага, хранителей супружеской любви. По легенде, будущий муромский князь Петр заболел проказой, от которой нигде не мог найти излечения. Однажды он увидел сон о том, что помочь ему сможет крестьянка Феврония из Рязанской земли. Когда девушку разыскали, она в качестве платы за лечение потребовала, чтобы Петр женился на ней. Он дал обещание сделать это, но, избавившись от болезни, не сдержал слово. Болезнь возобновилась, и только после того как Феврония вновь вылечила Петра, он, наконец, исполнил обещанное - и никогда об этом не пожалел.

Петр наследовал княжение после своего брата, но муромские бояре не хотели видеть своей правительницей бывшую крестьянку и велели молодому князю либо отказаться от жены, либо покинуть город. Тогда Петр и Феврония отплыли из Мурома по Оке. В городе же началась смута: люди требовали вернуть княжескую пару на престол. Желание народа было исполнено.

Супруги жили вместе долго и счастливо, а под старость лет приняли монашеский постриг и стали молить Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу, но их просьбу не выполнили, сочтя ее непристойной для людей монашеского звания. Но, несмотря на то, что тела мужа и жены положили в разных обителях, на следующий день они оказались вместе.

Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина - с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.

С супружеством были связаны и некоторые приметы этого дня. Например, считалось, что если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет его семье достаток.

Другие приметы, более приземленные, касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время. Люди подмечали: если свиньи и мыши начинают есть сено - покос будет худой; об этом же свидетельствовало обилие кашки на лугах. Наблюдали и за рассадой: если она хорошо пьет поливку - дни сенокоса будут сухими, если же не вбирает воду - влажными.

С Петра и Февронии ждали еще сорок жарких дней. «После Ивана не надо жупана», - говорили по этому поводу крестьяне (день Ивана Купалы празднуется накануне).

Февронию поминали иногда и отдельно от Петра, называя Русальницей. Существовало поверье, что с этого дня русалки начинают водить хороводы. Поэтому при купании нужно было быть осторожным, чтобы речная дева не утащила на дно.


День Петра и Февронии в 2016 году


День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году - в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины.

Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником - Днем семьи, любви и верности.

Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.

За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.

Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.

Повесть о Петре и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии» - памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Автором повести является известный писатель середины XVI века священник Ермолай (в монашестве Еразм).

После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300.

Содержание «Повести о Петре и Февронии»


В городе Муроме правил князь Павел, и был у него брат Петр. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч. Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие.

В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.

Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника (добывающего дикий мед) - Февронию. Она была очень мудрой девушкой, обделала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет её мужем. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка - простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась и князь снова приехал к Февронии. Она излечила Петра, и он взял её в жены.

После смерти своего брата Павла Петр стал править в Муроме. Но надменные бояре не захотели принимать его жену, которая была не княжеского происхождения, и потребовали супругов покинуть город. Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.
Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.

Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили.

Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах - благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.

Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.

Памятник Петру и Февронии



Петр и Феврония. Село Жайск.
Фото Ширяевых Игоря и Ларисы,
проект «Интересный мир»
.


Святые Петр и Феврония являются покровителями православной семьи и брака. С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи».

Программа была создана в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране.

На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие.

Один из первых памятников святым Петру и Февронии был установлен на их Родине - в Муроме около местного здания ЗАГСа. Композиция носит название «Союз любви - мудрый брак». Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания.


Монастырь Петра и Февронии



Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме - место, где сегодня покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Каждый день тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святым супругам - покровителям православной семьи и брака, и помолиться им о помощи в решении проблем в личной жизни.

По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.
Мощи святых были перевезены сюда в 1992 году. Во времена советской власти они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года - в Рождественском соборе города Мурома.

Свято-Троицкий монастырь возведён в середине XVII века на деньги состоятельного купца. На месте построенной в XIV веке деревянной церкви Святой Троицы был воздвигнут Троицкий собор. Рядом с ним на одном фундаменте были построены Казанская надвратная церковь и колокольня. Окончательно ансамбль монастыря сформировался в XIX веке, когда были достроены келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы.

С приходом совестной власти монастырь был закрыт, но не был разрушен - считался памятником архитектуры и охранялся государством. Богослужебная и монашеская жизнь здесь возобновилась в 1991 году.


Храм Петра и Февронии в Муроме



Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их Родине - в городе Муроме, но и далеко за её пределами. Они являются покровителями православной семьи и брака. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.

И все же главным храмом, с которым, прежде всего, ассоциируются имена святых Петра и Февронии - это Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Здесь покоятся их мощи. Ежедневно тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и помолиться им о семейном благополучии.

В Троицком соборе по воскресным дням у открытой раки с мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.
Мощи святых были перевезены в Троицкий собор в 1992 году. В советское время они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года - в Рождественском соборе города Мурома.

Молитва Петру и Февронии

О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!

Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.

Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

http://foma.ru/petr-i-fevronya.html

Какого числа день Петра и Февронии в 2016 году отмечается и какова его история? Эта дата - 8 июля. Причем из года в год она не изменяется. День Петра и Февронии будет отмечен как праздник российского народа, вернувшийся к нам из нашего далекого прошлого.

Сколько бы ни существовало человечество, всегда нас будут привлекать романтические истории, подобные сказке о Золушке и прекрасном принце. Такие истории трогают любое сердце, может быть, именно такие примеры из жизни наших предков призваны возродить священные традиции русского народа.

8 июля – день Петра и Февронии, семейной пары, канонизированной в 16 веке Русской православной церковью, история которых столь же невероятна, сколь и романтична.
Петр – из семьи Муромского князя, в Феврония – простая рязанская крестьянка, наделенная чудодейственным даром исцеления людей. Встреча их была судьбоносной, но непросто складывались их отношения до брака: Петр, исцеленный Февронией от проказы, не сдержал данного при знакомстве слова и не женился на своей исцелительнице. Но судьба все равно свела этих людей вместе, чтобы уже не разлучать никогда: они стали мужем и женой и полюбили друг друга вечной любовью.

Судьба не щадила Петра и Февронию и в браке: Муромский народ не сразу полюбил Февронию, не желая признавать ее подходящей спутницей представителя знатного рода. Но любовь творит чудеса: прожив в согласии и любви много лет, эти супруги стали любимцами горожан. Их супружеская жизнь – прекрасный пример современным молодым и немолодым семьям совместного преодоления трудностей, поддержки и уважения друг друга в супружестве.

Позднее оба приняли монашеский постриг. 8 июля 2016 года – день их смерти (а умерли Петр и Феврония в один день) и будет в очередной раз праздноваться русским народом как праздник семейного благополучия.

2008 год стал для этого праздника особым. С 8 июля этого года день смерти местночтимых святых стал Всероссийским праздником. Первыми предложили отмечать этот праздник не только в церкви, но и в светских учреждениях потомки Петра и Февронии. Предложение жителей Мурома поддержали члены Совета Федерации: день Петра и Февронии с 2008 года празднуют и православные верующие и все россияне, которым дороги наши обычаи.

8 июля 2016 года, когда день Петра и Февронии в 2016 году празднуется, страна будет отмечать день семьи, многие новобрачные скрепят свои чувства узами брака, праздничные мероприятия, направленные на поддержание семьи - этого единственно верного и достойного соединения мужчины и женщины для рождения и воспитания детей, пройдут в разных городах и селах. Счастливы будут те, кто заключил брак в этот день. И хотя праздник этот испокон века празднуется народом, прекрасная идея сделать его популярным и широко отмечаемым всей страной, должна способствовать укреплению института брака, созданию и упрочению семейных уз россиян.