Порты римской империи. В египте нашли самый древний в мире морской порт Древние порты

Глава «Порты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

В эпоху империи происходит дальнейший рост объема морской торговли в Средиземном море. Увеличивается число кораблей и их тоннаж, а также и количество морских перевозок. Этот процесс, естественно, требует строительства новых портов и реконструкции старых. В первые века н.э. возникают, гигантские порты, такие как Остия, Карфаген, Александрия.

Все порты, в том числе и использующие естественные гавани, имели различного характера искусственные сооружения: волноломы, молы, дамбы, маяки и т.п. Малые порты имели один бассейн для стоянки, разгрузки или погрузки кораблей, крупнейшие порты - несколько.

Простейший тип порта (порты Траяна в Центумцеллах и Таррацине в Италии и порт в Цезарее в Палестине) с одним бассейном мог иметь различное устройство. В качестве бассейна для порта стремились использовать бухту или лагуну (например, порт Клавдия в Остии, рис. 165), снабженную целым рядом искусственных сооружений. В тех же случаях, когда экономические или иные потребности заставляли строить порт в том месте, где бухт не было, создавалась искусственная бухта, защищенная от моря молами. Иногда мол шел длинной полосой, вдоль берега, отгораживая порт от моря. Чаще, однако, строились порты с двумя молами и узким проходом между ними.

Во II в. н.э. очень популярны были порты, бассейн которых имел в плане округлую или полигональную форму (например, порт Траяна в Остии). Удобство этого типа заключалось в большой длине причалов, что позволяло одновременно швартоваться большому числу кораблей.

Широко были распространены порты, имеющие не один, а несколько бассейнов. Восходя к типу эллинистического порта, где один бассейн предназначался для торговых, а другой для военных судов, они в значительной мере в эпоху империи утратили свою военную функцию. К этому типу принадлежали все крупнейшие порты империи, а также и многие другие (Тир, Сидон, Кизик). Иногда использовалась система, сочетавшая морские и речные порты (Остия, Антиохия в Сирии). Для улучшения условий судоходства в таких случаях нередко проводились каналы.

Большое внимание уделялось строительству маяков. Канал, соединявший порт с морем, часто делился на два рукава естественным или искусственным островком, на котором располагался маяк. Один из рукавов в таком случае предназначался для входа, а другой - для выхода судов.

Порт рассматривался не только как утилитарное сооружение, но и как монументальный ансамбль. Особо выделялся вход, где возводились высокие башни маяков. Вдоль причалов обычно строились портики, на молах возводились триумфальные арки, а в глубине комплекса портовых сооружений - храмы морских божеств.

Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.

Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

Продолжаем рассматривать интересную книгу 18-го века, которая называется «Гидравлическая архитектура, или искусство отведения, поднятия и управления водами для различных потребностей жизни» (Architecture hydraulique, ou, L’art de conduire, d’elever et de menager les eaux pour les différens besoins de la vie), 1737г. В 1-ой части статьи было рассмотрено 3 тома этой книги. Последний, 4-й том, посвящен искусству строительства портов, и всему, что связано с их обслуживанием и обороной: фортам, маякам, шлюзам, разводным мостам. Но начнем мы с рассмотрения древних портов.

Античные порты

1 План древнего порта Карфагена в Африке, 2 План древнего порта Нового Карфагена 3 План древнего порта Александрия в Египте, 4 План древнего порта Афин (нынешних Фетин).

Карфаген

Так выглядит современный порт Карфагена :

Он вроде совсем не похож на старинный порт, а по размерам водного пространства примерно такой же. Если верить масштабу древнего плана, 500 туазов на котором равны 1 км. Тогда залив, в котором находился старый порт, имеет примерно 7-8 км в диаметре (новый порт – 5х10км — измеряла в программе Планета-Земля), остров посередине, на котором располагался город, примерно 4х5км. Военный порт (Port des galeries) располагался отдельно от торгового порта (Port Marchand). Но вход в военный порт осуществлялся через торговый. Описание порта Карфагена, данное в этой книге:

«На острове Кохон располагался арсенал военно-морского флота; его периметр составлял приблизительно 4000 туазов (8км), облицованный самыми красивыми камнями, восточная сторона состояла из сводчатых ниш, способных укрыть от жара солнца 220 самых сильных кораблей, которые тогда изготовлялись. Входы в эти ниши были украшены богатыми мраморными колоннами Ионического ордена, а в конце были склады для такелажа и всего, что было необходимо экипажам каждого судна. Два превосходных портика заканчивали этот остров на обоих концах; его периметр, граничащий с великолепными причалами, включал здания, предназначенные для размещения офицеров флота; школы, где обучались лоцманы и другие ученики, руководящие маневрированием. (а маневрировать в замкнутом пространстве при наличии большого количества кораблей, используя только силу ветра и паруса (?), думаю, было очень непросто – прим. мое) . Существовали также доки для ремонта подводной части судна и верфи для строительства и переоборудования судов; одним словом, все вообразимые удобства. Посреди этого острова находился дворец адмирала, настолько возвышенный, что он мог видеть из своего дома все, что проходило в двух портах и ​​за их пределами. Такое же великолепие наблюдалось в торговом порту, который необходимо было пройти, чтобы зайти в порт военных кораблей; его вход был закрыт двумя большими молами, на концах которых находились 4-х этажные башни, и расстояние между ними для прохода кораблей внутрь гавани составляло всего 20 таузов (40м). На вершинах башен размещались маяки.»

Так выглядит место, которое, как сейчас считается, было Карфагенским портом и его реконструкция:


Это место находится в 2,5 км севернее современного Карфагенского порта. Мое мнение: оно не подходит под описание древнего порта Карфагена хотя бы потому, что имеет небольшие размеры — диаметр водяного круга всего 300 метров, а диаметр центрального острова -130 м. На нем бы не смогло разместиться все то, что присутствует в описании. Вероятно, это была гавань, но построенная позже. По тому же принципу, что и Старый Карфаген, только в очень уменьшенном варианте.

Новый Карфаген

Ныне Картахена расположен на юге Испании. Римляне называли его новым Карфагеном, потому что он был основан карфагенянами. Во время написания книги конфигурация некоторых портов уже была изменена. Например, Новый Карфаген во время завоевания его римским военачальник Сципионом в 209 г. до н.э.., находился на полуострове, соединенным с землей узким перешейком. Возможно, этот остров был искусственным? И, видимо, он был сооружен по принципу старого Карфагена.


Мануэль де ла Круз: Вид на Картахену, 1786, холст, масло, Мадрид, дворец Монклоа

Сейчас этот порт выглядит совсем не так, как в древние времена:


Современный вид порта Картахена

Александрия

Так в книге описывается основание Александрии:

«Карфагенская республика находилась в самой высокой точке власти, когда Александр Великий после осады Тира заложил основы Александрии в 332 году до рождения Иисуса Христа. Этот принц, побродив по берегам Египта до западного рукава Нила, заметил между островом Фарос и Марейским озером (Мареотида -прим. мое) , место, максимально подходящим для того, чтобы воплотить проект, который он задумал для строительства города, достойного ношения его имени.

После смерти Александра Македонского птолемеи (династия правителей Египта в IV-I веках до н. э. - в эпоху эллинизма – прим. мое) , имея в своем распоряжении Египет, использовали все возможное, чтобы увеличить начальную славу Александрии: тот, кого прозвали Филадельфом (царь Египта в 285-246 годах до н. э.) , внес наибольший вклад в обогащение его произведениями, необходимыми для того, чтобы сделать его самым великим портом мира. Ему удалось присоединить остров Фарос к материку большой дамбой, разделившей залив на две отдельные гавани, соединенные между собой проходами, проделанными в дамбе и перекрытые двумя мостами, каждый из которых был поддержан крепостью. Возведенной в море, на фундаменте, который, как и фундамент дамбы, имел глубину более 36 футов (11 м). Восточный вход в гавань был трудным из-за скалистого участка берега. Но на восточном мысу находился знаменитый маяк, который не только освещал, но и защищал доступ в порт.

Это превосходное здание, достойное того, чтобы быть помещенным в ранг одного из семи чудес света, было выполнено под руководством Сострата, самого искусного архитектора своего времени; его квадратное основание, каждая сторона которого была длиной 104 туазы (208м), на первом этаже этого великолепного здания находился гарнизон; в середине была поднята башня из восьми этажей, каждый из которых отступал в галерее, великолепно украшенный, облицованный квадратными плитами белого мрамора огромных размеров. Ночью на вершине этой башни, возвышенной на 75 саженей (160м), находился большой огонь, видимый в море на 300 стадий, то есть на расстоянии около 20 лиг (96 км).»

Жаль, нет описания, что служило источником огня? И описание маяка отличается от современного и по габаритам и по внешнему виду. Это современное представление о том, как выглядел Александрийский маяк:


Реконструкция Александрийского маяка

Афины

На старинном плане неправильно показано, что порт Пирей располагался рядом с Афинами. На самом деле между ними 8,5 км. Это правильней показано на другой схеме:


Карта Пирея и Афин: порт, состоящий из трех естественно изолированных заливов, соединен с городом дорогой, защищенной Длинными стенами, двойной стенкой около 10 км.

Считается, что эти стены были построены в 5-м веке до н.э. для защиты прохода от порта к городу Афины. Впоследствии они разрушались и снова восстанавливались. До наших дней дошел небольшой участок этой стены:

Благодаря такой стене, зачищающей дорогу, соединяющую город с портом, горожане могли выдерживать длительные осады с суши, имея возможность поставлять продовольствие и другие товары морем.


Современный вид порта Пирей

Сиракузы


1 План порта Сиракуз, 2 План порта Родос, 3 план порта Генуи, 4 план порта Мессина

Сицилия, по мнению автора, самый благоприятный остров в Средиземном море для устройства портов. Самый красивый из этих портов находился в Сиракузах – столице Сицилии и имел потрясающее тройное ограждение , более 8 лиг в окружности (38,5 км).


aerial view of Ortigia island in Siracusa, Sicily, Italy

Вот любили древние цифру «три». Следующий рассматриваемый порт на острове Родос тоже имел тройное укрепление:

«В прежние времена гавань Родоса была окружена тремя рядами укреплений , с чрезвычайно высокими башнями, и с глубоким рвом у подножия каждого кольца. Первое кольцо окружало город за портом, и упиралось в военный арсенал, заключенный в крепость, включающей в себя цитадель. Второе кольцо включало в себя все, а третье было сооружено таким образом, чтобы защитить вход в гавань с флангов.»

Я думаю, что многие слышали о колоссе Родосском – одном из 7-и чудес света, сооруженном или воздвигнутом в 280 г. до н.э. Но почему-то современные источники умалчивают о том, что это была не только гигантская статуя, а еще и маяк. Вот что написано о нем в этой книге:

«Проход во внутреннюю гавань находился между ногами колосса, который служил маяком. Колосс был таким большим, что корабли проходили между его ног с поднятыми парусами. Он был посажен на платформах двух башен, каждая из которых была основана на скале. Этот колосс, который представлял собой статую Аполлона высотой 120 футов (36,6м или примерно 12-и этажный дом — прим. мое) , держал в одной руке скипетр, а в другой, поднятой вверх руке, очаг, который давал большое пламя, служащее для освещения в ночное время. Чтобы сохранять свет этого фонаря, внутри колосса располагалась лестница. Вход внутрь статуи находился в подошве стопы. Говорят, что родосцы возвели ее в честь Аполлона, вскоре после того, как Деметрий снял осаду города. Это было первое из семи чудес света, работа скульптора Хареса, ученика знаменитого Лисиппа, которому потребовалось на ее возведение 12 лет.
Сарацины, захватив остров Родос в 653 году, обнаружили этот колосс лежащим около гавани уже долгое время, разрушенный землетрясением. Они продали его еврею, который разрезал его на куски и набрал 7200 центнеров металла (720 тонн); это стоило триста талантов, или 1 500 000 ливров черной монеты.»


гравюра с изображением колосса из географического словаря с источником огня в руке

Интересно, что они использовали в качестве источника света? Неужели дрова? Или греческий огонь? Автор книги, к сожалению, об этом не пишет. Или я не смогла найти это описание в тексте. Греческий огонь (или жидкий огонь) - это горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Первый прототип этого огня как раз появился при защите острова Родос в 190г. до н.э. (на 90 лет позже строительства маяка-колосса). Это была смесь сырой нефти, серы и масла. (информация взята из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907).


современный вид Родоса

Сейчас на месте колосса стоят олени. Слабо сделать реконструкцию гигантской статуи?


Родос. Стены старой крепости
Современный вид Родоса

Неужели этим стенам около 2,5 тыс. лет?

Затонувшие города Средиземного и Черного морей

Сделаю небольшое отступление в своем повествовании, так как есть один интересный момент, касающийся всех портов, расположенных на Средиземном море, и соединенных с ними акваториях. Собственно, это весь мировой океан, по большому счету? Но не будем так широко охватывать, тут по месту хотя бы разобраться. Всем понятно, что порт может находиться только на уровне воды. Так как он имеет к ней непосредственное отношение, и его посетители – корабли, не умеют летать по воздуху или вбираться по ступеням. Могут, правда, с помощью шлюзов или специальных приспособлений преодолеть некоторую высоту, но морские порты, как правило, находятся на уровне моря. И если уровень моря поднимается, то он поднимается на одну величину по всей площади водной поверхности. И соответственно берег уходит под воду на эту же величину. И, по идее, все порты после этого должны оказаться под водой? Все порты, построенные ДО момента поднятия уровня воды. Такое поднятие воды в Средиземном, и соответственно в Черном и Азовском морях, было. Сейчас исследователи находят лежащие под водой руины городов вдоль побережья Италии, Греции и на противоположной стороне Средиземного моря.


Затопленный город Павлопетри, Греция
Затопленный город Байи, Неаполитанский залив, Италия

Частично затоплена Александрия, находящаяся на противоположной стороне:

И расположенный недалеко от нее город Гераклион. Сейчас он лежит в двух с половиной километрах от берега под 10-метровой толщей воды.

Древний город Акра считается Крымской Атлантидой:


Впервые он упоминался в 4 веке до н.э.. И считается, что город был полностью затоплен в 3-м веке н.э. Причиной затопления города, так же как и других затопленных городов, считается землетрясение, в результате которого берег погрузился под воду. Т.е. не вода поднялась, а суша опустилась. Это может объяснять тот факт, что не все древние средиземноморские и черноморские порты сейчас находятся под водой, а лишь некоторые из них. Другой вариант: было поднятие уровня воды, и все сохранившиеся до наших дней порты были построены позже.

Большое исследование о затонувших городах Причерноморья в серии статей Elena Topsida

Атлантида

К слову о затонувших городах. Обнаружила интересную реконструкцию столицы Атлантиды по описанию Платона:


По его словам столица эта находилась в месте, созданным богом Посейдоном для своей земной возлюбленной:

«Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных – три) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга.»

Через многие века, когда возлюбленная Посейдона уже умерла, ее многочисленные потомки преобразовали место, в котором жила их Прародительница в свою столицу:

«Прежде всего, они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. …От моря они провели канал в 96 м шириной и 30 м глубиной, а в длину на 50 стадиев (9,6км) вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец, разделявших водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера. Сверху же они настлали перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание: высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину 3 стадия (576м), и следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине; из двух следующих колец водное было в 2 стадия (384м) шириной и земляное опять-таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее находившийся в середине остров, было в стадий шириной (192м).»

Интересно это описание тем, что повторяет основные принципы древних Средиземноморских портов и крепостей-звезд: чередование трех колец воды с двумя земляными кольцами, и длинный канал или дорога (в случае Афин), соединяющий берег моря с городом. Были ли построены эти порты и крепости по принципу столицы Атлантиды? Или строились они в одно и то же время? И погрузилась Атлантида вовсе не 9000 лет до н.э., а тогда же, когда и Александрия, Гераклион, Байи, Павлопетри и древние города Черноморского побережья? Или просто построены они были по одному принципу, нам теперь неизвестному?


Крепость Лилль, Франция

Те же три водных кольца и два земляных, только не круглой формы, а звездчатой.

Возвращаемся к нашим портам.

Генуя

Из описания в книге следует, что в 206 году до н.э. этот город уже был и процветал, что не совпадает с официальной версией. Но лично я к этому уже давно привыкла.

«В то время, когда римляне завершили покорение Италии, Генуя, один из древнейших городов Лигурии, был уже красив и процветал. Именно в его порту карфагенский генерал Магон, приблизился в год Рима 548 (206 год до н.э. -прим. мое) с флотом из 30 военных кораблей и большим количеством транспортных судов, нагруженных воинами, которые присоединилась к галлам против их общих врагов. Этот порт, теперь более богатый и процветающий, чем когда-либо, образован бухтой, которая смотрит на юг и защищен выступающим мысом с восточной стороны. Что обусловило появление у первых жителей Генуи военно-морского флота, так как в этом месте корабли были защищены от поперечных ветров.»

О Лигурии из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона:

«Название Лигурии происходит от некогда могущественного доиндоевропейского народа лигуров, сфера влияния которых в доисторическую эпоху достигала севера Европы, пока кельты не вытеснили их обратно на побережье Средиземноморья, откуда они были родом. Предком лигуров была археологическая культура сосудов с квадратным горлом. При римлянах лигуры довольно быстро были ассимилированы.»

Народы Италии в VI веке до н. э.

В общем, лиругы – это народ, который жил на территории Италии до прихода туда римлян. Так же как этруски и иллирийцы. Вопрос, кем являлись этруски и иллирийцы и откуда взялись римляне и греки, вытеснившие их с этих территорий, слишком большой, чтобы рассматривать его в этой статье. Порт Генуи, по-моему, практически не изменился с тех доисторических времен:


Порт Генуи, современный вид

Мессина

Описание порта Мессина:

«Среди других портов Сицилии Мессина, похоже, заслуживает особого внимания своей позицией на проливе, называемом Маяком Мессины, столь грозный по причине неистовства его течений, подводных рифов и пучины, которые назвались древними Сцилла и Харибда, находящиеся у своего северного входа, чей проход настолько опасен, что, когда корабли сносит силой потока или ветром, у них нет шансов на спасение.

Если мы рассмотрим порт Мессины, мы не можем отрицать, что он действительно достоин восхищения; он защищен с восточной стороны полуостровом или мысом, в конце которого находится замок Сан Сальвадор, который защищает вход вместе с батареями, не говоря о цитадели, построенной недавно, которая внушает почтение со всех сторон. Этот порт, который простирается вдоль города, почти 1500 туазов (3 км) в длину и ширину, находится в отличном состоянии»


Современный вид порта Мессина

От крепости звезды и башни уже ничего не осталось, от замка Сан Сальвадор стена с колонной, очевидно сооруженной уже в наше время:

Между Сциллой и Харибдой или Гипеборейский водоворот

Считается, что выражение «Пройти между Сциллой и Харибдой» означает пройти между двумя мифическими чудовищами, одно из которых олицетворяет скалу, другое –водоворот:

Мифические чудовища, мифическая Гиперборея. Что между ними общего? А общее – Скала и Водоворот. Вспомните описание из карты Меркатора:

«Там находилась неизвестная страна, которая состояла из четырех основных островов, расположенных кругом вокруг Полюса. Четыре большие текущие внутрь реки соединяли мировой океан с внутренним морем, в котором точно в точке полюса выступала большая черная скала, имеющая в окружности 33 морских мили, и почти дотягивалась до неба: Черная Скала. Эта скала была магнитной, это объясняет, почему все компасы указывают на север. Из-за скорости внутрь текущей воды, образовался большой круговорот или вихрь вокруг скалистого острова, в котором вода в конечном итоге исчезала в глубинах земли.»

Возможно, что-то похожее на то, что попытались изобразить авторы фильма «Звездные войны изгой один»:

Мое предположение, что весь материк Гиперборея был искусственным сооружением. И, возможно, эта установка в центре материка способствовала созданию благоприятного климата на материке, а может, и на всей планете? Гольфстрим – не ее ли отголосок? А миф о Сцилле и Харибде — описание этой установки?

Но кроме Гольфстрима в мировом океане существуют еще местные водовороты. Они показаны на этой схеме:


M2 прилив, высота прилива показана цветом. Белые линии - это котидальные лини с фазовым интервалом 30°. Амфидромические точки - тёмно-синие области, где сходятся белые линии. Стрелки вокруг этих точек показывают направление «обегания».

Официально они называются не водоворотами, а амфидроми́ческими точками. Но читаем, что собой представляют эти точки:

«Амфидроми́ческая точка - это точка в океане, где амплитуда приливной волны равна нулю. Высота прилива увеличивается с удалением от амфидромической точки . Иногда эти точки называют узлами приливов: приливная волна «обегает» эту точку вокруг по или против часовой стрелки. В этих точках сходятся котидальные линии.»

Некоторые водовороты крутятся по часовой стрелке, другие – против нее. Они движутся всегда с одной и той же скоростью и делают 1 полный оборот за 12 часов 25 минут, т.е. примерно 2 раза за сутки. Считается, что это связано с вращением Луны вокруг Земли.

И если Средиземноморские порты имели сложности своего устройства, то порты Атлантического побережья Франции имели (и имеют до сих пор) сложность во много крат больше. Посмотрите на схему водоворотов. Прилив в Средиземном море практически отсутствует, в то время как у берегов Франции он достигает в некоторых местах 12 метров. Об этом я уже писала в 1-ой части, описывая сложности устройства порта Дюнкерка.

Порты западного побережья Франции


1 Проект по созданию порта Ла-Уг, 2 Проект порта Шербур, 3 Гранвиль, включая проект порта и внутренней гавани, которая должна быть там сформирована
Современный вид порта Ла-Уг

Хорошо видны уходящие под воду территории во время прилива.


Современный вид порта Шербур

Практически ничего не осталось здесь от старого порта. Круглые форты на концах мола были построены в середине 19-го века. Но один из них был разрушен во время 2-й мировой войны:


Форт-де-л’Эст (восточный конец длинной морской стены), полуразрушенный во время Второй мировой войны

Второй жив:


Форт-де-л’Уэст (западный конец длинной морской стены)
Современный вид порта Гранвиля

На этом пока все. До новых встреч.

В оформлении этой статьи использована иллюстрация осады Карфагена из компьютерной игры «Total war rome 2»

При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Порту – второй по величине город в Португалии, а также важный экономический, промышленный и культурный центр страны. Город расположен в северо-западной части Пиренейского полуострова, в 270 км к северу от Лиссабона, в устье реки Дору и всего в нескольких километрах от Атлантического океана. Порту часто называют «северной столицей» Португалии.

Древние времена

История современного Порту ведет свое начало с давних времен, когда Пиренейский полуостров был оккупирован римлянами, и насчитывает уже более двух тысяч лет. В те времена город назывался Portus Kale и был достаточно крупным торговым портом империи.

После распада Римской империи в Порту господствовали свевы, а с 585 года – вестготы. В 711 году, во время арабского вторжения на Пиренейский полуостров, Порту одним из первых был захвачен маврами. В 868 году военачальник и вассал короля Астурии Альфонсо III Великого Вимара Переш отправился отвоевывать оккупированные маврами земли. После освобождения области между реками Миньо и Дору (в том числе и города Порту) с разрешения Альфонсо III Вимара Переш основал и возглавил здесь графство Condado de Portucale, от которого и произошло впоследствии название «Португалия».

Средние века

В 1387 году в Порту состоялось бракосочетание короля Португалии Жуана I и дочери английского герцога Джона Гонта Филиппы Ланкастерской, закрепившее в так называемом «Виндзорском договоре» подписанный еще в 1373 году англо-португальский договор. Действующий и в наши дни Англо-португальский альянс является старейшим военным альянсом в мировой истории.

В 14-15 веках Порту стал одним из крупнейших судостроительных центров Португалии. В начале 15-го века по инициативе португальского инфанта Генриха Мореплавателя (сына короля Жуана I) из Порту был организован ряд экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья, которые, собственно, и заложили основы морского и колониального могущества Португалии, а также положили начало эпохе «Великих географических открытий».

Новое время

В 1809 году Порту основательно пострадал в ходе вторжения войск Наполеона Бонапарта в Португалию, а уже в 1820 году стал одним из центров Португальской революции, которая привела к принятию в 1822 году либеральной конституции и последующим гражданским войнам между приверженцами абсолютной и конституционной монархий. Важную роль город сыграл в упразднившей монархию революции 1910 года, а также в революции 1974 года, в результате которой произошло окончательное становление демократии в Португалии.

В 1996 году исторический центр Порту был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Порту – один из самых колоритных городов Европы, в архитектурном облике которого так гармонично сочетаются различные стили – романский, готика, ренессанс, барокко, неоклассика и модерн.

Возраст порта, по оценке ученых, 4600 лет. Хеопс, также известный как Хуфу, царствовал с 2580 до 2550 до н.э. Гавань возвели в 180 километрах к югу от Суэца, в предгорьях пустынных гор.

Порт был найден возле огромного архива папирусов, который является самым старым известным на сегодняшний день. На этих папирусах описан процесс строительства порта, который использовался царем Хеопсом, чтобы завезти материалы, необходимые для строительства Великой пирамиды Гизы.

Т.к. порт находится далеко от Гизы, вероятнее, всего он служил для поставок относительно легкой меди и минералов, используемые для изготовления инструментов. А инструменты уже применялись для строительства пирамиды.

По словам руководителя раскопок, профессора Сорбонны Пьера Талле, сам факт существования этой гавани дает нам представление об эффективности управления и его (Хеопса) способности организовывать весьма сложные логистические операции почти пять тысяч лет назад.



Археологи, в частности, обнаружили 22 судовых якоря, покрытых известняком, в районе швартовки, которые, вероятно, упали с судов, поскольку никаких следов крушений не было найдено. Были обнаружены несколько больших сосудов для хранения различных вещей рядом с якорями, а также гончарные печи. Рядом с причалом ученые нашли остатки крупных каменных сооружений 30 метров в длину и от 8 до 12 метров в ширину.

Талле считает, что это были административные центры, координировавшие работу порта, а также использовались для хранения материалов и продуктов питания для шахтеров, работающих на Синае. Ну, и как своего рода гостиницы для моряков.

Между двумя из этих строений археологи нашли тайник с 99 каменными якорями, некоторые из которых до сих пор с веревками. Значительное число имеют надписи красными чернилами с названием судна. Это действительно впечатляющий уровень организации для того времени.