Почему в воронеже отказались создать музей вдв. Воздушно-десантные войска России: история, структура, вооружение Воронежское учение 1930 г обр вдв

В обозримом будущем наш город лишний раз подчеркнет свой статус места, где было создано ВДВ.

На днях мэрия Воронежа опубликовала тендер на проведение проектно-изыскательных работ для возведения уникального музея Воздушно-десантных войск. Этот объект планируют расположить в парке Победы в Северном микрорайоне города. В этом месте уже есть памятник «Воронеж – Родина ВДВ». Каждый год около него собираются ветераны этого рода войск и скандируют свое фирменное «Никто кроме нас». Музей ВДВ должен подчеркнуть статус столицы Черноземья, как Родину ВДВ. Ведь именно в небе над нашим городом 89 лет назад зародился этот один из сильнейший родов войск на планете.

В честь праздника Казанской иконы Божией матери наше издание хотело бы рассказать о том, как в небе под Воронежем были созданы Воздушно-десантные войска. В современном мире ВДВ до сих пор являются одними из наиболее мощных военизированных образований. Русские десантники – это слава, честь и непреодолимая сила нашей Родины.

Проект будущего музея ВДВ в Воронеже

Начать надо с того, что с зарождением авиации в СССР возникла и идея быстрой переброски войск по воздуху. В те 20-е годы XX века самолеты для этих целей были довольно неприхотливыми. Они могли приземляться и взлетать с любой более-менее горизонтальной площадки. Однако тогда речь шла скорее о спасении пилотов, а не целой группировке войск.

Однако история Вооруженных сил России знает, как в 1928 году на собрании Военно-воздушеых сил Советского Союза выступил Леонид Григорьевич Минов. Он затронул роль парашютов в авиации. То выступление сильно заинтересовало руководство страны. Минова отправили в Соединенные Штаты Америки, дабы там он мог изучить состояние парашютного дела.


Леонид Минов

И вот, Иосиф Виссарионович Сталин принимает решение о показательном прыжке в небе над Воронежем. Наш город для этих целен был выбран не случайно. В конце 20-х годов XX века у нас располагался крупнейший авиационный узел в Союзе. В Воронеже базировалась 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА.

Руководителем показательного прыжка был назначен Леонид Минов. Его помощником назначили молодого летчика Якова Мошковского. Так, 26 июля 1930 года состоялся первый в истории человечества прыжок перед летным составом авиационной бригады.


Тяжелые бомбардировщики на воронежском аэродроме

Вот, что затем вспоминал Леонид Григорьевич Минов:

Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек, - рассказывал корреспондентам Леонид Минов.



С тех пор 26 июля считается Днем рождения ВДВ. А, поскольку небесным покровителем этого рода войск является Илья пророк, то десантники отмечают свой праздник каждое 2 августа.

Существенную роль в развитии ВДВ сыграл генерал армии СССР Василий Филиппович Маргелов. Для каждого десантника – это очень и очень значимая фигура. Именно этот военачальник первым понял, что в современных на то время операциях в глубоком тылу противника могут действовать только высокомобильные и готовые к широкому маневру солдаты. В итоге под более, чем 20-летним руководством Маргеловым (в 1954-1959 и 1961-1979 годах) ВДВ СССР стали одними из самых эффективных в Вооруженных силах страны. Служба в этом роде войск стала наиболее престижной. Фотография с Василием Филипповичем в дембельском альбоме ценилась у десантников превыше всего прочего.


Василий Маргелов

В будущем музее ВДВ в Воронеже кроме самого здания планируется также и установка памятника Василию Маргелову. Само же учреждение планируется полукруглым. Его экспозицию выстроят на основе совмещения традиционных витрин и мультимедийного оборудования. В них будут размещаться личные генерала Маргелова, а также дневники упомянутого выше майора Мошковского. В музее хотят создать интерактивный стол. Он будет содержать историю и характеристики каждого экспоната. А для проведения тематических уроков, конференций и кинопоказов обустроят мультимедийную зону с проекционным оборудованием.

То есть, в скором времени Воронеж должен стать Меккой для каждого, кто имеет право говорить каждое 2 августа: «Никто кроме нас».

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж

Памятник находится в Коминтерновском районе города Воронежа, микрорайон Северный, у пересечения улицы Генерала Лизюкова и улицы 60 Армии в парке Победы у торгово-развлекательного комплекса Арена. Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых фигур:
десантника, одетого в военную форму 30-х годов прошлого столетия, и стоящего рядом с ним подростка, держащего в руке модель самолета.
Над фигурами стальная конструкция, почти 10 метровой высоты, в виде раскрытого парашюта. Пьедестал выполнен из отполированных гранитных плит, на которых выбиты название - «Воронеж - Родина ВДВ» и флаг ВДВ.

Памятник «» олицетворяет Воинский долг, мужество и преемственность поколений .

Проект монумента разработан творческой группой под руководством воронежского скульптора, члена Союза художников России Петрихина Владимира Назаровича.

Это один из современных (сравнительно «молодых») памятников Воронежа .

Открытие памятника

Изначально памятник планировали открыть на 1 августа 2010 к 80-й годовщины ВДВ, однако торжественное мероприятие пришлось отложить на месяц из-за чрезвычайной ситуации, вызванной пожарами лета 2010 года.

Официальное открытие монумента «Воронеж - Родина ВДВ» состоялось 4 сентября 2010 года . Торжественная часть была превращена в целый праздник с возложением цветов к подножию скульптуры, маршем роты почетного караула, показательными выступлениями парашютистов, после чего состоялся праздничный концерт.


История возникновения ВДВ и памятника «Воронеж - Родина ВДВ»

Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, состоялась первая в мировой истории выброска десанта.

В Воронеже историческое место высадки первого десанта занимает территорию парка Победы у ТРЦ «Арена». В 1930 годы здесь была земля свободная от пахоты, в 2-х километрах от аэродрома, недалеко от хутора Клочково. Данное событие положило начало формированию подразделений ВДВ и таким образом, Коминтерновский район города Воронежа стал родиной ВДВ .

В наше время поле, где приземлялись первые десантники, превратилось в застроенный многоэтажными домами жилой микрорайон Северный , а пустырь около Академии искусств, на котором был установлен памятник, превратился в большой парк, названный Парком Победы .

В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак - гранитный камень и мемориальная доска с надписью: «ЗДЕСЬ 2 АВГУСТА 1930 ГОДА ПРОИЗВЕДЕН ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ В СССР В КОЛИЧЕСТВЕ ДВЕНАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК». А позже 4 сентября 2010 установлен памятник «Воронеж - Родина ВДВ».

Фотографии памятника Воронеж - Родина ВДВ






















Видео с открытия памятника Воронеж - Родина ВДВ

Годы создания:

Памятник установлен в Северном микрорайоне Воронежа на месте высадки первого в СССР десантного формирования

Описание памятника:

Впервые высадка военных парашютистов и выброс груза с оружием и боеприпасами для десантников состоялась под Воронежем 2 августа 1930 года. Теперь этот день ежегодно отмечается как день рождения отечественных воздушно-десантных войск, а Воронеж по праву считается родиной ВДВ.

Первый памятник десантникам был установлен на этом месте 2 августа 1997 года. Это – красная гранитная глыба, на лицевой поверхности которой укрепили металлическую табличку со словами: «ЗДЕСЬ 2 АВГУСТА 1930 г. ВПЕРВЫЕ В СССР БЫЛ ВЫСАЖЕН ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ В КОЛИЧЕСТВЕ ДВЕНАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК»

В наше время поле, где приземлялись первые десантники, превратилось в застроенный многоэтажными домами жилой микрорайон, а пустырь близ Академии искусств, на котором был установлен первый памятник, превратился в большой парк, названный Парком Победы.

4 сентября 2010 года в парке Победы состоялось торжественное открытие монумента «Воронеж – Родина ВДВ». Он представляет собой скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых фигур – десантник, одетый в военную форму 30-х годов прошлого столетия, и рядом с ним подросток, держащий в руке модель самолета. Над ними взметнулся парашютный купол – стальная конструкция девятиметровой высоты. Пьедестал памятника выполнен из отполированного гранита.

Воздушно-десантные войска РФ – это отдельный род войск российских вооруженных сил, находящийся в резерве Главнокомандующего страны и непосредственно подчиняющийся Командующему ВДВ. В настоящий момент эту должность занимает (с октября 2016 года) генерал-полковник Сердюков.

Предназначение воздушно-десантных войск – действия в тылу противника, совершение глубоких рейдов, захват важных объектов неприятеля, плацдармов, нарушение работы вражеских коммуникаций и управления противника, проведение диверсий в его тылу. ВДВ были созданы в первую очередь как эффективный инструмент наступательной войны. Для охвата противника и действий в его тылу ВДВ может использовать десантирование — как парашютное, так и посадочное.

Воздушно-десантные войска по праву считаются элитой вооруженных сил РФ , чтобы попасть в этот род войск кандидаты должны соответствовать очень высоким критериям. В первую очередь это касается физического здоровья и психологической устойчивости. И это естественно: десантники выполняют свои задачи в тылу противника, без поддержки своих основных сил, подвоза боеприпасов и эвакуации раненых.

Советские ВДВ были созданы в 30-е годы, дальнейшее развитие этого рода войск было стремительным: к началу войны в СССР было развернуто пять воздушно-десантных корпусов, с численностью 10 тысяч человек каждый. ВДВ СССР сыграли важную роль в победе над гитлеровскими захватчиками. Десантники активно участвовали в Афганской войне. Воздушно-десантные войска России официально были созданы 12 мая 1992 года, они прошли обе чеченские кампании, участвовали в войне с Грузией в 2008 году.

Флаг Воздушно-десантных войск – это голубое полотнище с зеленой полосой в нижней части. В его центре находится изображение золотого раскрытого парашюта и двух самолетов такого же цвета. Флаг был официально утвержден в 2004 году.

Кроме флага, существует еще и эмблема этого рода войск. Это пламенеющая гренада золотого цвета с двумя крылышками. Есть также средняя и большая эмблема ВДВ. На средней эмблеме изображен двуглавый орел с короной на голове и щитом с Георгием Победоносцем в центре. В одной лапе орел держит меч, а в другой – пламенеющую гренаду ВДВ. На большой эмблеме гренада помещена на голубой геральдический щит, обрамленный дубовым венком. В ее верхней части находится двуглавый орел.

Помимо эмблемы и флага Воздушно-десантных войск, существует еще и девиз ВДВ: «Никто, кроме нас». У десантников есть даже свой небесный покровитель – святой Илия.

Профессиональный праздник десантников – День ВДВ. Он отмечается 2 августа. В этот день в 1930 году было впервые произведено парашютное десантирование подразделения для выполнения боевой задачи. 2 августа День ВДВ празднуют не только в России, но и в Белоруссии, Украине и Казахстане.

Воздушно-десантные войска России имеют на вооружении как обычные виды военной техники, так и образцы, разработанные специально для этого рода войск, с учетом специфики его задач.

Назвать точную численность ВДВ РФ сложно, данная информация является секретной. Однако по неофициальным данным, полученным из российского Министерства обороны, она составляет около 45 тыс. бойцов. Иностранные оценки численности этого рода войск несколько скромнее – 36 тыс. человек.

История создания ВДВ

Родиной ВДВ является Советский Союз. Именно в СССР была создана первая авиадесантная часть, это произошло в 1930 году. Сначала появился небольшой отряд, который входил в состав обычной стрелковой дивизии. 2 августа было успешно проведено первое парашютное десантирование во время учений на полигоне под Воронежем.

Однако первое применение парашютного десанта в военном деле произошло еще раньше, в 1929 году. Во время осады антисоветскими повстанцами таджикского города Гарм туда на парашютах был сброшен отряд красноармейцев, что позволило в кратчайшие сроки деблокировать населенный пункт.

Через два года на базе отряда была сформирована бригада особого назначения, а в 1938 году она была переименована в 201-ю воздушно-десантную бригаду. В 1932 году решением Реввоенсовета были созданы авиационные батальоны особого назначения, в 1933 году их количество достигло 29 штук. Они входили в состав ВВС, и их основной задачей была дезорганизация тыла противника и проведение диверсий.

Следует отметить, что развитие десантных войск в Советском Союзе было очень бурным и стремительным. На них не жалели средств. В 30-е годы страна переживала настоящий парашютный бум, вышки для прыжков с парашютом стояли практически на каждом стадионе.

Во время учений Киевского военного округа в 1935 году впервые была отработана массовая высадка десанта парашютным способом. В следующем году было проведено еще более массовое десантирование в Белорусском военном округе. Иностранные военные наблюдатели, приглашенные на учения, были поражены масштабностью десантов и мастерством советских парашютистов.

Перед началом войны в СССР были созданы воздушно-десантные корпуса, в состав каждого из них входило до 10 тыс. бойцов. В апреле 1941 года по приказу советского военного руководства в западных областях страны было развернуто пять корпусов ВДВ, уже после нападения Германии (в августе 1941 года) началось формирование еще пяти корпусов ВДВ. За считанные дни до немецкого вторжения (12 июня) было создано Управление воздушно-десантных войск, а в сентябре 1941 года подразделения десантников были выведены из подчинения командующих фронтов. Каждый корпус ВДВ был весьма грозной силой: кроме отлично подготовленного личного состава, он имел на вооружении артиллерию и легкие плавающие танки.

Помимо десантных корпусов, в состав РККА также входили мобильные десантные бригады (пять единиц), запасные полки ВДВ (пять штук) и учебные заведения, которые готовили десантников.

ВДВ внесли значительный вклад в победу над гитлеровскими захватчиками. Особенно важную роль сыграли воздушно-десантные части в начальном – самом тяжелом – периоде войны. Несмотря на то, что воздушно-десантные войска предназначены для ведения наступательных действий и имеют минимум тяжелого вооружения (по сравнению с другими родами войск), в начале войны десантников часто использовали для «латания дыр»: в обороне, для ликвидации внезапных немецких прорывов, для деблокирования окруженных советских войск. Из-за такой практики десантники несли неоправданно высокие потери, снижалась эффективность их применения. Зачастую и подготовка десантных операций оставляла желать лучшего.

Воздушно-десантные подразделения принимали участие в обороне Москвы, а также в последующем контрнаступлении. 4-й корпус ВДВ зимой 1942 года был десантирован в ходе проведения Вяземской десантной операции. В 1943 году во время форсирования Днепра в тыл противника были выброшены две бригады ВДВ. Еще одна крупная десантная операция была проведена в Маньчжурии, в августе 1945 года. В ее ходе посадочным способом были десантированы 4 тыс. бойцов.

В октябре 1944 года советские ВДВ были преобразованы в отдельную гвардейскую армию ВДВ, а в декабре того же года – в 9-ю гвардейскую армию. Дивизии ВДВ превратились в обычные стрелковые дивизии. В конце войны десантники участвовали в освобождении Будапешта, Праги, Вены. 9-я гвардейская армия закончила свой славный боевой путь на Эльбе.

В 1946 году десантные подразделения были введены в состав Сухопутных войск и подчинялись министру обороны страны.

В 1956 году советские десантники участвовали в подавлении Венгерского восстания, а в середине 60-х сыграли ключевую роль в усмирении еще одной страны, которая хотела покинуть социалистический лагерь – Чехословакии.

После окончания войны мир вступил в эпоху противостояния двух супердержав – СССР и США. Планы советского руководства отнюдь не ограничивались только обороной, поэтому воздушно-десантные войска в этот период развивались особенно активно. Упор был сделан на повышение огневой мощи ВДВ. Для этого был разработан целый ряд авиадесантируемой техники, включая бронетехнику, артиллерийские системы, автомобильный транспорт. Был значительно увеличен парк военно-транспортной авиации. В 70-е годы были созданы широкофюзеляжные транспортные самолеты большой грузоподъемности, позволяющие перевозить не только личный состав, но и тяжелую боевую технику. К концу 80-х годов состояние военно-транспортной авиации СССР было таково, что она могла обеспечить выброску парашютным способом почти 75% личного состава ВДВ за один вылет.

В конце 60-х годов был создан новый вид подразделений, входящих в состав ВДВ, - десантно-штурмовые части (ДШЧ). Они мало чем отличались от остальных частей ВДВ, однако подчинялись командованию групп войск, армий или корпусов. Причиной создания ДШЧ стало изменение тактических планов, которые готовили советские стратеги на случай полномасштабной войны. После начала конфликта вражескую оборону планировали «ломать» с помощью массированных десантов, высаженных в ближайшем тылу противника.

В середине 80-х годов в составе Сухопутных сил СССР было 14 десантно-штурмовых бригад, 20 батальонов и 22 отдельных десантно-штурмовых полка.

В 1979 году началась война в Афганистане, и советские ВДВ приняли в ней самое активное участие. Во время этого конфликта десантникам пришлось заниматься контрпартизанской борьбой, ни о каком парашютном десантировании, конечно же, речи не было. Доставка личного состава к месту боевых операций происходила с помощью бронетехники или автотранспорта, реже применялось десантирование посадочным способом с вертолетов.

Десантников часто использовали для несения охранения на многочисленных заставах и блокпостах, разбросанных по всей стране. Обычно десантные части выполняли задачи, более подходящие для мотострелковых подразделений .

Следует отметить, что в Афганистане десантники использовали боевую технику сухопутных войск, которая больше подходила для жестких условий этой страны, чем их собственная. Также части ВДВ в Афганистане были усилены дополнительными артиллерийскими и танковыми подразделениями.

После распада СССР начался раздел его вооруженных сил. Эти процессы коснулись и десантников. Окончательно разделить ВДВ смогли только к 1992 году, после этого были созданы Воздушно-десантные войска России. В их состав вошли все подразделения, которые находились на территории РСФСР, а также часть дивизий и бригад, которые ранее располагались в других республиках СССР.

В 1993 году в состав ВДВ РФ входили шесть дивизий, шесть десантно-штурмовых бригад и два полка. В 1994 году в подмосковной Кубинке на базе двух батальонов был создан 45-й полк специального назначения ВДВ (так называемый спецназ ВДВ).

90-е годы стали серьезным испытанием для российских десантных войск (впрочем, как и для всей армии). Численность ВДВ была серьезно сокращена, часть подразделений расформировано, десантники вошли в подчинение Сухопутных войск. Армейская авиация была передана военно-воздушным силам , что значительно ухудшило мобильность ВДВ.

Воздушно-десантные войска РФ принимали участие в обеих чеченских кампаниях, в 2008 году десантники были задействованы в Осетинском конфликте. ВДВ неоднократно принимали участие в миротворческих операциях (например, в бывшей Югославии). Подразделения ВДВ регулярно участвуют в международных учениях, они охраняют российские военные базы за рубежом (Кыргызстан).

Структура и состав воздушно десантных войск РФ

В настоящее время ВДВ РФ состоят из структур управления, боевых подразделений и частей, а также различных учреждений, которые обеспечивают их.

Структурно Воздушно-десантные войска имеют три основных компонента:

  • Воздушно-десантный. В него входят все воздушно-десантные подразделения.
  • Десантно-штурмовой. Состоит из десантно-штурмовых частей.
  • Горный. В него входят десантно-штурмовые подразделения, предназначенные для действия в горной местности.

В настоящий момент в состав ВДВ РФ входит четыре дивизии, а также отдельные бригады и полки. Воздушно-десантные войска, состав:

  • 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, место дислокации Псков.
  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, расположена в Иваново.
  • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия, место дислокации – Новороссийск.
  • 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия - Тула.

Полки и бригады ВДВ:

  • 11-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, место дислокации – город Улан-Удэ.
  • 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Москва).
  • 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Место дислокации – город Камышин.
  • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Расположена в Ульяновске.
  • 83-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада. Место расположения – Уссурийск.
  • 38-й отдельный гвардейский полк связи ВДВ. Находится в Московской области, в поселке Медвежьи Озера.

В 2013 году было официально объявлено о создании 345-й десантно-штурмовой бригады в Воронеже, но затем формирование подразделения было перенесено на более поздний срок (2017 или 2020 год). Есть информация о том, что в 2020 году на территории Крымского полуострова будет развернут десантно-штурмовой батальон, а в будущем на его базе будет сформирован полк 7-й десантно-штурмовой дивизии, которая ныне дислоцируется в Новороссийске.

Кроме боевых частей, в состав российских ВДВ входят еще и учебные заведения, в которых готовят кадры для ВДВ. Основным из них и наиболее известным является Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, которое в том числе готовит и офицеров для ВДВ РФ. Также в структуру этого рода войск входят два Суворовских училища (в Туле и Ульяновске), Омский кадетский корпус и 242-й учебный центр, расположенный в Омске.

Вооружение и техника ВДВ России

Воздушно-десантные войска РФ используют как общевойсковую технику, так и образцы, которые были созданы специально для этого рода войск. Большинство видов вооружения и боевой техники ВДВ было разработано и изготовлено еще в советский период, но существуют и более современные образцы, созданные уже в новейшее время.

Наиболее массовыми образцами бронетехники ВДВ в настоящее время являются боевые машины десанта БМД-1 (около 100 единиц) и БМД-2М (около 1 тыс. единиц). Обе эти машины выпущены еще в Советском Союзе (БМД-1 в 1968 году, БМД-2 в 1985 году). Их можно использовать для десантирования как посадочным, так и парашютным способом. Это надежные машины, которые были испытаны во многих вооруженных конфликтах, однако они явно устарели, как морально, так и физически. Об этом открыто заявляют даже представители высшего руководства российской армии., которая была принята на вооружение в 2004 году. Однако ее производство идет медленно, сегодня на вооружении находится 30 единиц БМП-4 и 12 единиц БМП-4М.

Также на вооружении подразделений ВДВ есть небольшое количество бронетранспортеров БТР-82А и БТР-82АМ (12 штук), а также советский БТР-80 . Наиболее многочисленным бронетранспортером, которые в настоящее время использует ВДВ РФ, является гусеничный БТР-Д (более 700 штук). Он был принят на вооружение в 1974 году и является весьма устаревшим. Его должен сменить БТР-МДМ «Ракушка », но пока его производство движется очень медленно: сегодня в строевых частях от 12 до 30 (по разным источникам) «Ракушек».

Противотанковое вооружение ВДВ представлено самоходной противотанковой пушкой 2С25 «Спрут-СД» (36 единиц), самоходными противотанковыми комплексами БТР-РД «Робот» (более 100 единиц) и широким спектром различных ПТРК: «Метис», «Фагот », «Конкурс » и «Корнет ».

Есть на вооружении ВДВ РФ и самоходная, а также буксируемая артиллерия: САУ «Нона » (250 штук и еще несколько сотен единиц на хранении), гаубица Д-30 (150 единиц), а также минометы «Нона-М1» (50 единиц) и «Поднос» (150 единиц).

Средства противовоздушной обороны ВДВ состоят из переносных ракетных комплексов (различные модификации «Иглы » и «Верба »), а также ЗРК ближнего радиуса действия «Стрела ». Отдельное внимание следует уделить новейшему российскому ПЗРК «Верба», который только недавно был принят на вооружение и сейчас он поставлен на опытную эксплуатацию только в несколько частей ВС РФ, в том числе и в 98-ю дивизию ВДВ.

На эксплуатации в ВДВ также находятся самоходные зенитные артиллерийские установки БТР-ЗД «Скрежет» (150 единиц) советского производства и буксируемые зенитные артиллерийские установки ЗУ-23-2.

В последние годы в ВДВ начали поступать новые образцы автомобильной техники, из которых следует отметить бронеавтомобиль «Тигр », вездеход Снегоход А-1 и грузовой автомобиль КАМАЗ-43501.

Воздушно-десантные войска достаточно укомплектованы системами связи, управления и радиоэлектронной борьбы. Среди них следует отметить современные российские разработки: комплексы РЭБ «Леер-2» и «Леер-3», «Инфауна», систему управления комплексами ПВО «Барнаул», автоматизированные системы управления войсками «Андромеда-Д» и «Полет-К».

На вооружении войск ВДВ стоит широкая номенклатура стрелкового оружия, среди которого есть как советские образцы, так и более новые российские разработки. К последним относится пистолет Ярыгина , ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Основным личным оружием бойцов остается советский автомат АК-74, однако уже начались поставки в войска более совершенного АК-74М. Для проведения диверсионных заданий десантники могут использовать бесшумный автомат «Вал «Орлан-10» российского производства. Точное количество «Орланов», находящееся на вооружении ВДВ, неизвестно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В городе высадки первого десанта потребовались десятилетия, чтобы увековечить память об этом событии. А на закладной камень в Северном районе пошла глыба, приготовленная ветераном авиации на могилу [фото]

Изменить размер текста: A A

Впрочем, ничего удивительного. С увековечиванием памяти о первом групповом десантировании в Воронеже всегда были большие проблемы. Тема эта словно заколдованная. Об этом «Комсомолке» рассказал краевед Владимир Елецких. В середине 80-х он собирал материалы для планировавшегося в воронежском ДОСААФе музея ВДВ, которому так и не суждено было открыться…

Почему именно Воронеж стал родиной ВДВ

Наш город выбрали для той легендарной десантной операции не случайно. В конце 20-х годов на юго-западной окраине Воронежа располагался крупнейший военный авиаузел. Здесь базировалась особая 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА.

В июне 1930 года авиабригада понесла тяжелую потерю - при совершении испытательного полета под Саратовом разбился самолет ТБ-1. Погибли комбриг Александр Осадчий и шесть человек экипажа (их могилы находятся в парке «Орленок». - ред .). Одной из причин гибели летного состава комиссия признала неумение членов экипажа пользоваться парашютами.

И тогда 3 июля главком ВВС Баранов издал приказ № 0476 о проведении в Воронеже первого учебно-тренировочного сбора по прыжкам с парашютом. А поднимать боевой дух деморализованной авиабригады и обучать летчиков парашютированию направили Леонида Минова - высококлассного спеца, парашютного аса, обучавшегося в Америке . Он свою задачу выполнил блестяще - 12 человек двумя группами удачно приземлились 2 августа 1930 года на показательных учениях МВО.

Добиться от властей Воронежа того, чтобы увековечить то памятное событие, оказалось гораздо труднее и длительнее, чем в далеком 1930-м научить людей преодолевать страх высоты.

Парашютные реликвии городу оказались не нужны

Идея открыть в нашем городе музей ВДВ родилась у ветеранов местного аэроклуба ДОСААФ. И краевед Владимир Елецких взялся им активно помогать. Сбор материалов для музея длился несколько лет - и не только в Воронеже, но и в столице. Вместе с бывшим летчиком-полярником Cтаниславом Австриевским, собиравшимся стать директором музея, Елецких, вооружившись тяжелым катушечным магнитофоном, побывал дома у вдовы легендарного парашютиста Леонида Минова. Записали ценные воспоминания ее и друзей, собрали фотографии. И получили поистине царское предложение от супруги парашютиста.

Квартира хранила ауру Леонида Григорьевича. Повсюду были памятные фотографии, дипломы, медали, жетоны - настоящий музей парашютизма в миниатюре, - вспоминает Владимир Леонидович. - Видя наше восхищение, хозяйка призналась, что муж наказал ей: «Если надумают в Воронеже устроить музей парашютизма, отдашь все, что попросят! Но чтобы мой кабинет был сохранен полностью - пусть все знают, как жил Минов». И добавила: «Не сомневайтесь, отдам все вместе с кабинетом, если пообещаете выставить, как есть!» Это было бы весьма ценное приобретение для Воронежа…

Однако принять такой подарок, как и много других, уже приготовленных в столице, не пришлось. Подножку подставил родной Воронеж.

Когда мы приехали к директору Центрального музея авиации и космонавтики Степанову , он был в бешенстве. Оказалось, в это время из воронежского областного Совета ДОСААФ пришла петиция с отказом принять собранные для будущего нашего музея экспонаты. По банальной причине - отсутствие средств, помещения и штата. Евгений Николаевич тогда просто негодовал: «Три года мы собирали для вас коллекцию, потратили столько сил и средств... 13 ящиков раритетов, в том числе первый котельниковский парашют! И от этого отказаться - это просто дикость какая-то! Я обижен на Воронеж. Половину экспонатов отдам в Рязань , вторую - в Харьков , там все пригодится!»

Установку памятной доски и камня в честь десантников пробивали больше 10 лет

Долгоиграющая эпопея «отфутболивания» сопровождала и установку памятной доски (ее открыли в 1996-м) и закладного камня (в 1997-м) в честь десантников в Воронеже. Совет ветеранов аэроклуба во главе с Василием Никифоровым пробивал их больше десяти лет.

Сколько пришлось тогда собрать документов, потратить нервов, чтобы открыть мемориальную доску на бывшем штабе 11-й авиабригады на Космонавтов, 60! - рассказал Владимир Леонидович. - У чиновников было недоверие к исторической достоверности того приказа 30-го года о проведении в Воронеже учебно-тренировочных прыжков. Сколько было пресловутых отговорок, что «приказ утерян, что, может быть, первые групповые прыжки были не в Воронеже»... Так именно я в ту памятную в середине 80-х поездку в Москву привез номер того приказа. Копию его мне показал биограф Леонида Минова Игорь Глушков . И это сыграло свою роль.

Инициативу ветеранов авиации по установке памятного камня тоже не сразу удалось воплотить.

Было много преград. Во-первых, долго не могли определиться с местом, - вспоминает Елецких. - Сам десант высадился у хутора Клочково, сейчас это район Тепличного. Но я предложил место у академии искусств - там большой парк, и на этом месте когда-то оканчивалось аэродромное поле, а значит, и здесь тогда прыгали парашютисты и укладывали свои парашюты в полет. Место понравилось ветеранам аэроклуба. Тогда всплыли проблемы с финансированием - архитекторы предлагали слишком крупные и затратные проекты, таких миллионов во время ельцинской разрухи просто негде было взять. И тогда, услышав об этом, заслуженный летчик и участник войны Владимир Никитин сказал мне: «Если дело только за этим, я готов отдать на памятный знак свой надгробный камень!» Глыба была выкуплена администрацией Коминтерновского района у ветерана за смешную сумму, и в 1997-м камень наконец поставили... Кстати, после установки памятника «Воронеж - родина ВДВ» десантники, помня мытарства, связанные с закладным камнем, выразили желание сохранить и его. И глыбу просто передвинули. Теперь она лежит на газоне перед катком «Северное сияние», в десятке метров от нового монумента.