Новый завет. Как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет? Толкование нового завета лопухина читать

Владимир Носов: Прошла Светлая Седмица, но не все провели её так же хорошо, как время Великого Поста. Многие расслабились, а некоторые потеряли всё то, чего достигли во время поста и как бы отброшены назад. Как избежать подобного состояния? Сейчас этим вопросом многие озадачены, потому что сейчас пребываем в радости, но одновременно чувствуем, что как бы и молитва исчезла, и мало читаем слово Божие. Батюшка, что вы посоветуете?

О.Олег Стеняев: Конечно, Пасха - это главный праздник в восточной христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, как я часто объясняю, Его враги, Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества - это было свидетельство, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть тот, как пишет апостол Павел: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это послание к Римлянам (Рим. 4, 25). В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего? Святитель Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на послание к римлянам» писал: «Сказав о нашей вере, апостол говорит так же о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на середину крест. Заметь, каким образом указав на причину смерти, он обращает её в доказательство воскресения. „За что Христос распят?“ - спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить Свое учение об оправдании как верой Авраама, которой Он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов. Говоря же о смерти Христа, он говорит и о воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными». И Амвросиаст, известный древнехристианский экзегет, так же писал в своих комментариях на послание к римлянам: «Крещеные до страданий Христовых получили только прощение своих грехов. После же воскресения все, крещеные до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святого, который есть знак верующим, что они – сыны Божии. Страданием Спасителя побеждена смерть, которая прежде господствовала по причине греха, но она уже не осмелится властвовать над теми, кто оправдан». И действительно, друзья, за время прошедшего поста многие из нас, братья и сестры очень хорошо подвизались. Некоторые впервые в жизни совершали течение поста. Но есть серьезная опасность. При разговении некоторые так расслабляются, что в течение Светлой Седмицы теряют всё то, чего достигли в Великий Пост. Кирилл Александрийский писал в своих комментариях на Евангелие от Матфея: «И это весьма справедливо. Ибо если кто - нибудь однажды, освободившись от пороков, не образумится - то впадет в нечто, тягчайшее прежнего. Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен от этого. Есть еще и третья важная причина – угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех причин не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем, и получили в качестве детоводителя закон, призывающий к свету истинного богопознания, то скверный и нечистый дух удалился от них. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и не занятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников». В пост кто-то действительно начал посещать храм более интенсивно. Кто-то весь пост изучал священное Писание, не пропускал чтение утренних и вечерних молитв, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки святого Евангелия. Праздничное же состояние не всегда является состоянием, которым может удерживать нас от легкомысленных поступков. Говорил сам Господь через пророка Исайю: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Это книга пророка Исайи (Ис 1, 13-14). Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на книгу Бытия» писал: «Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет - или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды». То – есть, братья и сестры, если праздник окажется для Господа чем-то ненавистным и даже бременем - отчего это? Это имеет место, если мы не переживаем духовный рост во время празднования, а напротив, расслабляемся и теряем все, чего достигли, и оказываемся даже в худшем состоянии, чем до начала поста или праздника. Пока есть время радостных дней Светлой Седмицы, но они уже проходят. Но мы будем попразднство совершать до Вознесения, не будем сильно расслабляться. Будем трезвиться, как сказано в Писании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» . А смотрите, что писал Василий Великий, это проповедь об отвержении мира: «То, что дьявол по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове» (Иов 1, 6 -7). Там рассказывается о том, как дьявол обходит всю землю и всматривается в каждого человека. Поэтому, братья и сестры, наша задача - сконцентрировать все усилия для того, чтобы до праздников, в праздники, после праздников оставались преданными Христу и Его заповедям. Т.е. надо иметь чувство, что мы живем в присутствии Бога. Это чувство не должно покидать нас и в дни праздничного разговения. В послании к коринфянам написано (2 Кор. 6, 2): «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот теперь день спасения», т.е. праздничный день - это благоприятное время для исправления, но не для расслабления. Итак получается: время поста - это время исправления, время церковных праздников - это время духовного возвышения, а не падения, и время после праздника, после поста - это время подготовки к следующему посту. Ибо пост - это подлинная весна для души человека, т.е. такое состояние, когда мы живем с полным ощущением, что живем в присутствии Бога. И это ощущение не должно нас покидать и в дни праздничные, как и в дни постные. Тогда и праздники наши будут угодны Богу, и наши прошения и моления в любой ситуации.

Владимир Носов: И хочется ещё добавить, что и будем продолжать приветствовать словами: Христос Воскресе!

О.Олег Стеняев : Воистину Воскресе!

Телефонный звонок: Христос Воскресе. Раба Божья Татьяна из Москвы. У меня вопрос по первому соборному посланию апостола Петра (1 Пет. 5, 13): «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Вопрос, сын мой - что это значит? Марк был ему сыном? Можете объяснить?

О.Олег Стеняев: Речь идет о том, что Марк был духовным чадом апостола Петра. Давайте вспомним послание апостола Павла. О Павле мы точно знаем, что Павел был бездетный. И он писал послание к Тимофею, и в этих посланиях Павел приветствует Тимофея словами: «Возлюбленный сын мой Тимофей». Имеется в виду, что Павел по отношению к Тимофею был духовным отцом, а Тимофей был духовным сыном Павла. Марк был не просто духовным чадом апостола Петра, он был его секретарем, помощником. В Евангелии от Марка есть записанные проповеди апостола Петра. Потому что Марк не был свидетелем тех событий, которые описаны в этом Евангелии. Там он о себе немножко пишет. А в целом церковная историография устанавливает, что Евангелие от Марка - это записанные проповеди апостола Петра. И мы, кстати, на радио «Радонеж» начали изучение Евангелия от Марка. Но из-за праздничных дней мы пока приостановили, но если будем жить, Господь позволит - в следующее воскресенье с 7 до 8 вечера, когда у нас библейский лекторий, мы продолжим изучение этого Евангелия.

Телефонный звонок: Батюшки, Христос Воскресе. Поздравляю с праздником вас. Хочу спросить. Скажите, пожалуйста, в домашних условиях, с какого дня можно начинать читать Псалтырь по усопшим?

О.Олег Стеняев: С Радоницы. В Радоницу у нас богослужение в понедельник вечером. Потому что любой церковный день начинается с заходом солнца.

Владимир Носов: Батюшка Олег, некоторые святые отцы говорили о необходимости внимания человека к самому себе. Что это такое?

О.Олег Стеняев: Действительно в священном Писании сказано: «Вникай в себя и в учение, т.е. в Писание и предание. Занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя»(1 Тим. 4,16). Очень важные слова записал святитель Игнатий Брянчанинов: «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума». Кстати, отец Павел Флоренский писал, что «главное место церковной разрухи – невнимание, не размышление над культом». А культ связан с религиозной личностью каждого из нас. Это значит невнимание к своей собственной религиозности. Действительно, братья и сестры, мы можем быть внимательны к другим людям. Например, когда мы общаемся с начальством, с уважаемыми, значимыми людьми, мы со всяческим вниманием вслушиваемся во все, что они нам говорят. Мы можем быть внимательны к нашим родным, близким, к тем людям, которые обратились к нам, например, за помощью. Но, увы, к самому себе человек относится недостаточно внимательно. Прежде всего, надо сконцентрировать наше внимание на тех чувствах, которые наполняют наше сердце. Святые отцы учат нас, чтобы мы погрузили свой ум в собственное сердце и, рассматривая, контролировали бы движения чувств. Как известно, в результате грехопадения чувственный аппарат человека пострадал наиболее ужасным образом. И Христос говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Блаженный Иероним Стридонский писал: «Из сердца , сказал Он, т.е. Христос, исходят злые помыслы . Душа или начало, поступка - не в мозге, как у Платона, а, согласно Христу, в сердце. Нужно отвергать людей, считающих, что мысли навевает дьявол, и что будто бы они не исходят из нашей собственной воли. Диавол может способствовать и разогревать злые помыслы, но он не может их рождать». И, к сожалению, мир чувств иногда начинает доминировать над внимательным отношением к себе, и тогда мы становимся заложниками собственных чувств: есть настроение - мы молимся, нет настроения - мы не молимся или сокращаем молитвенное правило так, что молитвы как бы и не было. В подобной ситуации мы должны проявить усердие. Апостол Павел видел сложность такого противоречивого внимания к себе, точнее невнимания, особенно в молитвенной жизни. В 1 послании к Коринфянам он обозначает проблему словами: «Что же делать?» И, отвечает на этот вопрос: «Стану молиться духом, т.е. сердцем, чувствами. Стану молиться и умом. Буду петь духом, т.е. сердцем, чувствами. Буду петь и умом» (1 Кор. 14-15). Чтобы мир чувств не сделал нас заложниками всплесков нашей души. Чувственный аппарат человека, как я уже сказал, наиболее поврежден в результате грехопадения. В Писании, например, сказано (Быт. 6-5): «И увидел Господь Бог, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Все мысли и помышления в сердце. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Помышления сердца их были зло во всякое время, потому что не временем только, но постоянно и во всякой части грешили, ни днем, ни ночью не переставали исполнять лукавое свое помышление». И человек каждый, братья и сестры, должен всегда контролировать мир собственных чувств. Это помогает нам тогда, когда мы вникаем в себя и в Писание, т.е. мы сообразуем внутреннее состояние своей души со словесами Божественного Откровения. Кстати, об этом писал тоже Игнатий Брянчанинов: «Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого». Так же братья и сестры бывает так, что, когда человек молится, читает те или иные молитвы, например утреннее, вечернее правило, от невнимания к себе он вдруг теряет ощущение смысла этих молитвенных чтений и иногда спрашивает себя: «А кому я молюсь? Это молитва Иисусу Христу или Божией Матери?» И человек начинает смотреть это в книге. На молитве сердечное внимание, т.е. соединение ума и чувства, должно доминировать. Я уже как то рассказывал: наши предки, когда молились по рукописным псалтырям, канонникам имели перед собой текст, где не было деления на слова. И не надо думать, что это была экономия бумаги или пергамента. Дело совсем в другом. Когда в молитвеннике текст нарезан на слова, человек действительно может читать их, а думать о чем угодно. А если перед нами текст, написанный в соответствии с древней традицией - а так было принято и у древних греков, и у евреев, и у славян - то человек не может читать текст и думать о чем угодно. Если текст сплошной, нет деления на слова, только мысль ушла в сторону, внимание ослабело - как процесс чтения сразу останавливается. И сам я, кстати, пользуюсь современным изданием Киевской псалтыри, которая была написана в 1397 г. Мне очень удобно, используя мудрость древних, контролировать внимательное отношение к тексту и к себе, насколько я внимателен к этому тексту. И когда я дома читаю Евангелие, я тоже пользуюсь подобным текстом. Сейчас эти факсимиле доступны, любой человек может заказать для себя такую книгу или скачать в интернете. Вот такая практика подачи материала, его сохранения свидетельствует о более чем внимательном отношении наших предков к собственной молитвенной жизни, о внимании к себе. Чтобы сознание и не расслаблялось, и не рассеивалось (Притч. 15, 31):«Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми». И ещё, что мы должны запомнить. Мы должны внимательно относиться к нашим действиям дома и вне дома. Иногда, кстати, мы вне дома ведем себя лучше, чем дома. К сожалению, очень часто бывает, что мы вспоминаем о том, что мы христиане, только когда мы в храме, за богослужением, когда мы все вместе хором поем, например, Символ веры за Литургией или молитву «Отче наш». Но нельзя быть христианином хором. Каждый должен принимать своё решение. Верующий человек призван к тому, чтобы оставаться верующим и в храме, и вне храма, дома и на работе, чтобы везде мы жили с ощущением того, что мы живем в присутствии Бога. О древних праведниках, таких как Енох, Ной, Авраам, сказано, что они ходили с Богом или пред Богом. Что значит ходить с Богом или пред Богом? Это жить с полным осознанием того, что ты живешь в присутствии Создателя. Это жить с мыслью, как говорили в дни Господа Иисуса Христа, что над тобою есть Око видящее, Ухо слышащее и есть книга, в которую записываются все твои деяния. Поэтому мы должны быть внимательны, прежде всего, к себе. И если мы такого духовного делания не приобретем в своей жизни, будем относиться к себе легкомысленно, то это будет порухой для других. И напротив, если человек будет внимательно с религиозной точки зрения относиться к себе - то, как отцы говорили: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Телефонный звонок : Воистину Воскресе. У меня такой вопрос. Я прочитала книжку Ефрема Филофейского « Моя жизнь Иосифа Исихаста». Она меня очень поразила, захотелось следовать каким- то советам. Но в одном я преткнулась. Он рекомендует использовать мирянам «Откровенные рассказы странника...». А Алексей Ильич Осипов и святитель Игнатий Брянчанинов, на которого он ссылается - они оба категорически отвергают эту книжку и очень против этих практик.

О.Олег Стеняев: Я не рекомендовал бы вам читать эту книжку. И где вы нашли ссылку на «Рассказы странника»? Дело в том, что миряне должны читать книги святых отцов, которые были написаны для людей, живущих в миру. Потому что нет никакого смысла для человека, живущего в миру, читать наставление для монашества. Здесь могут произойти дикие перегибы, перекосы. Я сталкивался с такой ситуацией. По-моему, не один раз рассказывал, как однажды мне позвонила одна прихожанка - я тогда служил в храме «Всех скорбящих радость» , на Большой Ордынке –и говорит: «Муж прочитал «Добротолюбие», и особенно - главы о безмолвии. Замкнулся, молчит и ни с кем не разговаривает. Не только с женой, он с детьми перестал разговаривать». Я схватил с собой томик Златоуста. Мне всегда близок этот автор. Приезжаю к нему и показываю, где черным по белому написано, что муж имеет жену для того, чтобы собеседовать с женою. Он раз! - мне томик «Добротолюбия», тычет носом в целый раздел священнобезмолвствующих. Я ему говорю: но это же глупость полная. Ты, семейный человек, вдруг берешь на себя практики людей, которые удалились от мира, у них не было никаких семей, кроме монашеского общежития. Поэтому в таких вещах мы должны быть осторожны. Мирянам не рекомендуются такие книги для чтения. Я помню, когда я уже был семинаристом, я обратился к своему покойному духовнику отцу Димитрию Дудко, чтобы он меня благословил читать «Добротолюбие». Он говорит, ни в коем случае не читай «Добротолюбие». Я говорю: почему? Станешь фарисеем. Я потом только уже по пришествию многих лет, стал читать «Добротолюбие». С годами, конечно, это становится не так опасно для человека. Но особенно вначале, когда они увлекаются чтением подобной монашеской литературы - это неправильно.

Владимир Носов: Т.е. эта книга не должна быть первой книгой.

О.Олег Стеняев: Надо читать писания отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. Это почти весь Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский. Это часть трудов Василия Великого, но не все. Это письма для мирян святителя Феофана Затворника, они так и называются: «Для мирян». Мирянин здесь найдет для себя более созидательную пищу, чем будет читать «Приношение монашеству» в творениях Феофана Затворники и Игнатия Брянчанинова. Поэтому очень важно, когда мы не просто берем какую-то пищу, а пищу, соответствующую нашему росту. Ведь многие из нас младенцы во Христе. Младенца мы же не кормим мясом, мы не даем бифштексы кровавые. Младенец питается молочком. Так и человек, который начинает ходить вне традиции, должен постепенно вступать в этот мир. И изучать те материалы, которые соответствуют его статусу. Или это одинокий человек, или семейный. Тут есть принципиальная разница.

Владимир Носов: А мне известен случай, когда, будучи людьми семейными, братья уехали в монастырь на паломничество. Там всерьез, не иначе как по искушению какому-то, они задумались о монашеской жизни. Мне кажется, на эти мысли лучший ответ, как говорится: «Ушел в монастырь - не думай о семье. Создал семью - не думай о монастыре».

О.Олег Стеняев: Конечно, это несовместимые вещи. На Руси было принято, когда семейные люди во время поста отправлялись на покаяние в монастырь. Мы знаем, что русские цари и царь Иван Грозный, и царь Алексей Михайлович Тишайший пешком ходили из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру на покаяние и там проводили какое-то время. Ничего плохого нет, если православная семья поехала на Соловки и провела там неделю - две на послушаниях. На самом деле монашеский образ жизни для русских людей всегда некий эталон, к которому они стремятся. Но нельзя стремиться к этому эталону в ущерб внутрисемейным отношениям. Это будет перегиб. Потому что даже Христос сказал о безбрачии: «могущие вместить, да вместят» т.е. не все это вмещают, и не всем надо стремиться к монашеству. Вообще в таких случаях надо спрашивать благословение, прежде всего родителей, если они религиозные люди. И, конечно же, благословение опытных духовников, которые знают человека.

Владимир Носов: Отец Олег, прошло Фомино воскресенье. Мы воспоминали о том, как Христос дверями затворенными в теле вошёл в Сионскую горницу к апостолам. Как такое вообще возможно?

О.Олег Стеняев: Речь идет о том, что воскресшее тело Христово - это прославленное тело (Филип. 3,21). Апостол Павел писал: «Он, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» т.е. Христос по воскресению из мертвых пребывал в прославленном теле. В теле, которое избежало воздействий физиологического мира. И Он это делал для нас и за нас, чтобы потом и наше уничижённое тело преобразить, чтобы оно было сообразно славному телу Его. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15) . Это секрет, как приобрести славу. Если мы пойдем путем уничижения, то восстанем в славе. Путем гордыни к благодати не приобщимся. Как сказано: «Б ог гордым противится, а смиренным дает благодать». И мы знаем, как Христос молился: «Душа моя теперь возмутилась». И в тоже время Он молился: «Отче! прославь имя Твое» (Иоанн, 12) т.е. во Мне. Эти слова - как-бы просьба о славе воскресенья. Как Христос говорил: «Ищите прежде Царствия Божия и славы его. Остальное приложится». Августин Блаженный писал: «Бог сотворил душу человека», т.е. каждого человека. Прежде всего, имеется в виду человека состояние до грехопадения: «Бог сотворил душу человека со столь сильной природой, что через обилие в ней блаженства она способна сообщить телу обилие жизненности и с действенностью нетления», т.е. в саму нашу природу заложена сила преодолевающая тление. И Григорий Двоеслов, папа Римский писал, что тело Христа по воскресении было явлено в той же природе, т.е. это как наше тело, но в иной славе. Августин так же писал: « Спаситель и по воскресении, будучи уже хотя и в духовной, но в истинной плоти, принимал вместе с учениками пищу, ибо у таких тел отнимается не возможность, а потребность в пище». Вспомним, как Христос говорил о людях, которые будут жить в раю: «В Царстве Божьем не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы». И святые отцы говорят: «Это не в том смысле, что они станут ангелами, они будут как ангелы», но они уже не будут жениться, выходить замуж не потому, что не могут, а у них не будет этой потребности. Потому что иерархия ценностей у людей в том мире будет совсем другая.

Владимир Носов: Батюшка, всё-таки вопрос остается. В прославленном, преображённом теле все же мы видим, что остаются язвы, раны распятия. Почему это, для чего это? Как это объяснить?

О.Олег Стеняев: Чтение сегодняшнего Евангелия разберем более подробно. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра мои и не будь неверующим, но верующим» (Иоанн 20,27).. В этом стихе мы видим, что у Него сохраняются язвы на руках и ногах. И действительно, это актуальный вопрос. Надлежало телу Христа воскреснуть со всеми ранами и язвами. Очень интересный комментарий подготовил Бэда Достопочтенный, комментируя сказанное в Евангелии от Луки, Лука говорит: «Что Он, Христос сохранил свои язвы не потому, что не мог исцелить их, но чтобы неизменно носить их как свидетельство своей победы» (Лк. 24,40). Августин говорит: «Быть может, в будущем царстве мы будем видеть на телах блаженных мучеников следы тех ран, которые они приняли за имя Христа, и раны эти будут у них не безобразием, а достоинством, некою сияющею в теле красотою, но красотою не тела, а добродетели». Бэда Достопочтенный пишет о Христе: «Чтобы Он, являя следы своей смерти, мог засвидетельствовать искупленным Его кровью, сколь милостивым было это искупление». Бэда объясняет, почему Он оставил эти раны - чтобы засвидетельствовать Свою любовь. И так же он пишет «Чтобы в судный день мог укорять их за их правосудное осуждение», т.е. для них это напоминание о милосердии Божьем, а для других будет укор. Христос и умер за тебя, и распялся за тебя, а ты сам отверг Его и пошел в ад. Августин так же писал: «Христос специально сохранил Свои телесные раны». Ведь Он показал их Фоме, который уверовал только тогда, когда увидел их и вложил в них персты, точно так же Он будет показывать свои раны своим врагам, дабы их обвинила самая истина, говоря: «Се, человек, коего вы распяли, се, язвы, кои вы причинили, узнайте пронзенные вами ребра, ибо они были отверсты вами и за вас, но вы не станете сопричастниками». Ещё говорит Августин: «Я верю, что тело Господне пребывает на небесах таким, каким оно было вознесено на небеса». И действительно, мы читаем в Библии, что един ходатай, един посредник между Богом и человеками - человек Христос Иисус. Почему Павел в этих словах подчеркивает человеческий аспект Христа? Потому, что речь идет о Его ранах. Ибо после того, как Христос вознёсся и воссел одесную Бога Отца. Бог Отец смотрит на каждого человека через раны Своего Сына. И видит нас не просто прощенными или помилованными, но оправданными. Григорий Двоеслов, папа Римский говорит: «Если бы что-либо, вопреки проповеданной Павлом истине, могло измениться в теле Христа после его воскресения, то Господь по воскресение вновь возвратился бы в смерть. Какой глупец станет утверждать подобное? Разве что тот, кто вообще отрицает истинное воскресение плоти». Мысль Григория Двоеслова та, что если бы они не видели эти раны, у кого-то могло появиться сомнение: а тот ли этот Христос, Которого мы видели распятым, Которому под ребро ударили римским копьем? И могли появиться какие-то фантазии относительно Христа. Потому что мы знаем: когда в таком виде, с ранами, Он являлся людям - некоторые не могли это вместить в свое сердце до конца.

Телефонный звонок: Здравствуйте, дорогой батюшка Олег и уважаемый ведущий. С праздником вас. Батюшка Олег, ваше мнение. Стоит ли читать книгу Феррара «Жизнь Иисуса Христа»? Это первый вопрос. Второй вопрос. Иисус Христос наш был евреем. Почему же долгие времена эту нацию так не любят? Объясните, пожалуйста.

О.Олег Стеняев: Если говорить о христианах, то христиане относятся к евреям двойственно. Апостол Павел в послании к римлянам пишет, что они, т.е. евреи, иудеи, конечно, прежде всего, враги по отношению к благовествованию. Но ради отцов - Авраама, Исаака Иакова возлюбленные Божии. Так написал апостол Павел. И этой двойственности мы должны придерживаться. Если кто-то скажет, что они враги Евангелия - ты не все сказал, добавь, что ради Авраама, Исаака Якова они возлюбленные Божии. А если они скажут, что они возлюбленные Божии ради отцов - добавь, враги благовествования святого Евангелия. И эта двойственность у христиан сохраняется. Поэтому мы никогда не строим отношение к еврейской нации, к иудеям только с позиции враждебности. Потому что наше двойственное отношение вмешает и любовь к ним, ради отцов, как пишет апостол Павел, т.е. ради Авраама, Исаака, Иакова. Если говорить о книге Феррара, она проходила церковную цензуру. Она печаталась совершенно открыто. Конечно, были вопросы к этому англиканскому, насколько я помню, автору. Но в целом исторический фон этой книги достаточно интересен. И было несколько изданий этой книги до революции и в послереволюционный период, т.е. близкий к нам. Она для многих настольная книга. Но когда мы читаем неправославных авторов, мы должны больше обращать внимание не на их экзегетику, потому что здесь могут быть вопросы, а на то, как они нам подают исторические реальности. Например, есть такой автор Уильям Баркли. Он баптист по вероисповеданию, но он крупный христианский историк. И многие авторы, которые описывают земную жизнь Христа, ссылаются на Баркли как на современного христианского историка. Который, учитывая и кумранские находки, и те археологические открытия, которые были сделаны за последние десятилетия, раскрывает исторический контекст Евангельских событий. И ничего страшного в этом нет, что мы обращаемся к этим авторам. Достаточно вспомнить, что в древней Церкви у православных большим авторитетом пользовались и писания иудейских авторов. Прежде всего, это Иосиф Флавий, он сохранился в древнеславянских переписанных рукописях. И в древнегреческих рукописях, которые переписывались в монастырях на Афоне. И другой иудейский автор, который всегда признавался христианами за некий авторитет - Филон Александрийский. Например, блаженный Иероним Стридонский, известный христианский экзегет, очень часто цитирует Филона Александрийского. И нечто подобное можем найти и у других авторов, христианских уже, отцов Церкви, которые ссылаются и на Иосифа Флавия, и на Филона Александрийского. Достаточно вспомнить, что в Новом завете апостол Павел ссылается на языческих поэтов и даже цитирует строчки из их поэм. И если вспомнить диалоги Христа, когда Он вел полемику с книжниками и фарисеями. Он достаточно часто цитирует высказывания школа Шамая, а иногда школы Галеля. И эти цитаты у всех специалистов на слуху. Совершенно четко можно понять, почему Христос использовал именно такие фразы, и почему они потом замолкали, потому что они готовы были спорить с Ним, но не готовы были спорить со своими авторитетами, которые для них были, безусловно, авторитеты. Поэтому человек христианской православной традиции может читать авторов, которые не вошли в эту традицию, но которые в своих писаниях, через использование отцами, через их цитаты стали частью этой традиции.

Телефонный звонок: Василий, Москва. Слава Богу, что у нас есть такие проповедники, как вы, батюшка, Димитрий Смирнов, Андрей Ткачев. Дай Бог вам всего хорошего. Батюшка, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет?

О.Олег Стеняев: Я думаю, стоит. Потому что это официальное толкование, толковая православная Библия. До революции была жесткая цензура всех таких писаний. И всё это вычитывалось неоднократно, потом давалось или не давалось одобрение. Православная толковая Библия выходила даже в «Православном обозрении». Это был официальный печатный орган, поэтому статус достаточно высокий. В Библии Лопухина мы находим ссылки на самых разных авторов, включая католических, протестантских. Есть ссылки на тексты Талмуда, но как исторические тексты, с исторической точки зрения, с цивилизационной. Есть ссылки на Мидраши. Но все это, прежде всего, строится на основе святоотеческой экзегезы. Поэтому очень важно это изучать, особенно фенологический анализ разных библейских слов. В толкованиях преемников Лопухина это проводится очень серьезно. Но для новоначальных Амвросий Оптинский рекомендовал читать комментарии на Евангелие блаженного Феофилакта. Я уже неоднократно говорил об этом по радио «Радонеж». Почему Амвросий Оптинский благословлял начинать с Феофилакта? Потому что Феофилакт не уходит в исторические вопросы. Он не вникает в филологический анализ слов. Он очень кратко дает экзегезу предшествующих ему святых отцов, причем в сокращенном виде. В основном он воспроизводит точку зрения святителя Иоанна Златоуста. Но если Златоуст позволяет себе во время беседы уходить в сторону от главной темы, излагать целые страницы на злобу дня, то у Феофилакта все очень коротко и ясно. Поэтому кто хочет начать изучать слово Божье, начинайте с блаженного Феофилакта. Его толкования на Евангелие, прежде всего, и на книгу «Апостол». А если хотите произвести более серьезный анализ - исторический, филологический – конечно, это официальное издание «Толковая православная Библия» в 12 томах. Она выходила до революции. Сейчас она доступна в нескольких разных изданиях.

Владимир Носов: Батюшка, может быть, в завершение всё-таки вернемся к вопросу, с которого начали? Потому что имеет место некое расхолаживание после праздника, недовольство собой во время поста, чувство упущенных возможностей во время поста. Знаете, есть такое понимание, что Великий Пост - это миниатюра всей жизни.

О.Олег Стеняев: Надо прямо сказать, что те, которые постятся, они хорошо проводят пост, как правило. А вот на Светлой Седмице, некоторые попадают в такие нравственные, моральные зигзаги! Вот, давайте все прекратим чрезмерное празднование. Праздники Божьи тогда Божьими остаются, когда они способствуют духовному росту. А когда мы воспринимаем любой религиозный праздник как индульгенцию для греха - это неправильно. У нас есть время от Пасхи до Вознесения. Поэтому пребудем в трезвости, в здравомыслии, не будем сильно расслабляться. А будем использовать это время для духовного развития и радости. Бог не принимает исполнение заповедей, если они не соединены с радостью веселья. Так сказано в книге Второзакония.

(оценок: 3 , среднее: 3,67 из 5)

Название: Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет

О книге «Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет» Александр Лопухин

«Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет» - это двенадцатитомное произведение русского православного писателя, библеиста, богослова, переводчика, исследователя, а также толкователя Священного Писания Александра Лопухина. Легко и доступно написанная, эта книга объясняет чудеса, описанные в Библии, и привязывает их к историческим событиям. На сегодняшний день произведение было переиздано более 20 раз.

Автор книги родился в семье священника. После окончания семинарии Александр Лопухин стал студентом духовной академии Санкт-Петербурга. Два года он был псаломщиком при церкви российского посольства в Нью-Йорке. Затем вернулся на родину, защитил диссертацию и занялся преподавательской и литературной деятельностью.

Критики отмечают, что каждый труд писателя представляет собой как литературную, так и научную ценность. Так, в книге «Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет» происходит невероятно глубокое осмысление библейской истории. Писатель доказывает, что рассказы о сотворении человека, грехопадении, потопе, смешении языков имеют под собой реальную историческую основу. В данной книге приводится множество объяснений быта, реалий, традиций того времени, когда была создана Библия. Они помогают понять глубину и смысл Библейского Писания.

Кроме того, создатель произведения стремился объяснить те или иные события библейской истории и с научных позиций, то есть с оглядкой на данные современных автору (т.е. дореволюционных) биологии, физики, геологии, археологии, истории и прочих наук. Однако стоит помнить, что, в первую очередь, данная книга выступает своеобразным духовным назиданием читателю, а отсылки к наукам служат только подтверждением достоверности историй, представленных в Библии.

Сам автор отметил, что данная книга предназначена для широкого круга читателей. Ведь он считал, что библейская история станет лучшим «учителем» для каждого здравомыслящего человека. Произведение создавалось для того, чтобы разъяснить особенно непонятные места в Библии, а также избежать «лжетолкования».

Обратите внимание, что в книге Александра Лопухина «Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет» вы найдете замечательные гравюры Гюстава Доре - непревзойденного мастера своего дела, работы которого украшают многие старинные труды по истории и религии.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет» Александр Лопухин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

В настоящем издании читателю предлагается уникальная книга: «Толковая Библия» (толкование Библии), издававшаяся под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852-1904), которая является единственным в своем роде произведением, когда-либо становившимся доступным русскому читателю.

Всплеск гуманитарных наук, явившийся в России результатом целенаправленных мер по развитию народного просвещения, предпринятых в царствование императора Николая I, стал приносить обильные плоды уже со второй половины XIX века. Расцвет всех сфер гуманитарного знания, прежде всего исторической науки, дал России целую плеяду маститых ученых: С.М. Соловьева, В.Г. Васильевского, С.А. Гедеонова, Н.Ф. Каптерева и многих других. Не отставала и богословская наука. Систематические усилия, предпринятые с целью поднятия образовательного уровня выпускников Духовных Академий и выразившиеся в глубоком усвоении последними церковной истории, сравнительного богословия, библеистики, латинского, древнегреческого и древнееврейского языков, не замедлили сказаться на бурном росте российской церковной науки, все более и более становившейся самостоятельной, что выразилось на том этапе прежде всего в способности русских ученых критически осмысливать достижения западноевропейской, прежде всего германской, богословской и церковной науки, также переживавшей невиданный взлет.

Не преминули явиться и собственные, по уровню своему до сих пор непревзойденные, российские ученые-богословы. Имена историков Церкви преосвященного еп. Порфирия (Успенского), В.В. Болотова, А.П. Лебедева, А.А. Спасского, А.П. Дьяконова, библеистов Ф.Г. Елеонского, Н.А. Елеонского, А.И. Покровского, архиепископа Платона (Рождественского), А.А. Олесницкого, И.Г. Троицкого, Г.К. Властова, П.А. Юнгерова и многих других до сих пор составляют золотой фонд русского богословия и церковной науки, и не их вина, что столь блистательное развитие русской церковной науки оказалось прерванным на взлете...

В ряду имен выдающихся российских исследователей Библейских текстов одно из первых мест занимает имя Александра Павловича Лопухина. Сын священника Саратовской епархии, Александр Павлович родился 1 октября 1852 года в селе Митякино. Первоначальное образование свое он получил в Саратовском Духовном училище и Саратовской Духовной семинарии.

В 1874 г. он поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, связи с которой не прерывает до конца жизни. В Академии Лопухин целиком посвящает себя изучению церковных наук (прежде всего библеистики) и языков, как древних, так и новых, избегая при этом соблазнов модного в то время нигилизма. Абсолютное большинство написанных А.П. Лопухиным в течение своей жизни крупных сочинений посвящено библеистике и толкованию текстов Библии. Так, его первоначальными научными интересами стали, еще в студенческое время, Пятикнижие Моисеево и Пророческие книги Ветхого Завета. Последним посвящена его первая работа «О Ветхозаветных пророках», напечатанная в «Церковном Вестнике» в 1875 г. Пятикнижие стало предметом его кандидатской диссертации «О гражданских законах Моисея» (изд. под названием «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея» с приложением трактата «Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения» [СПб., 1882]). Ещё будучи студентом, А.П. Лопухин напечатал в санкт-петербургском богословском журнале «Церковный вестник» более ста научно-публицистических и литературно-критических статей по различным вопросам.

Закончив в 1878 г. Академию, Лопухин становится сотрудником «Церковного Вестника», однако 1 июня 1879 года его, как прекрасно владеющего английским языком (явление, не столь уж частое среди тогдашней образованной публики), назначают псаломщиком русской миссионерской церкви в Нью-Йорке. Следует сказать, что уже ранее Лопухин испытывал неподдельный интерес к жизни и устройству Соединенных Штатов Америки, навеянный еще в отрочестве чтением увлекательных книг Майна Рида и Фенимора Купера. «Путевые заметки русского псаломщика», написанные Александром Павловичем, а также замечания о различных вопросах церковно-общественной жизни экзотической и малоизвестной тогда русским Америки регулярно печатались в «Церковном Вестнике», с которым Лопухин не прерывал связей. Параллельно с этим он сотрудничал в американском православном журнале «The Oriental Church Magazine», издававшемся при русской церкви в Нью-Йорке.

В течение двух лет пребывания в Америке Лопухин подготовил магистерскую диссертацию, посвященную церковной ситуации в Северо-Американских Соединенных Штатах, под названием «Римский католицизм в Северной Америке», по успешной защите которой он 5 октября 1881 года получил в Санкт-Петербургской Академии ученую степень магистра богословия.

Проведя после защиты ещё один год в Америке, Лопухин 30 октября 1882 г. получил должность секретаря совета и правления Санкт-Петербургской Духовной Академии, в связи с чем окончательно оставил Америку, в которой к тому времени успел в значительной мере разочароваться. Итог своему пребыванию в Америке и наблюдению над ее религиозной жизнью А.П. Лопухин подвел в книгах «Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных Штатах Америки» и «Религия в Америке» (СПб., 1882), в которых он стремился познакомить русских читателей с особенностями американской жизни и пытался проанализировать религиозное и экономическое положение США. Через несколько лет Александр Павлович посвятил этой тематике публичные лекции 1886 года, напечатанные сначала в «Христианском чтении», а затем отдельной книгой («Заокеанский запад в религиозно-нравственном отношении». СПб., 1887). В этих произведениях видно умеренно-спокойное, но в целом доброжелательное отношение Александра Павловича к заокеанской жизни конца XIX века.

В 1883 году в Академии доцент А.П. Лопухин получил кафедру сравнительного богословия, а после упразднения оной в связи с принятием нового устава Академии в 1884 г. — кафедру древней гражданской истории, каковую и возглавлял вплоть до своей смерти, читая лекции по всеобщей гражданской истории. В 1890 г. Лопухин как заведующий кафедры получил от Святейшего Синода звание экстраординарного профессора.

Жизнь в многоконфессиональной Америке сделала А.П. Лопухина сторонником сближения разных вероисповеданий, однако не сделала его экуменистом в современном смысле этого слова. Под сближением он понимал отказ инославных от заблуждений, отделявших их от вселенского Православия, и их воссоединение с ним. Так, профессор Лопухин весьма приветствовал стремление англикан к общению и воссоединению с православными, активно участвовал в собеседованиях со старокатоликами и радовался присоединению к Православию несториан Урмии (см. его «Несториане илисиро-халдейцы». СПб., 1898; «Обращение сиро-халдейских несториан в лоно Православной Церкви». СПб., 1898; «Католикос Востока и его народ» // Христианское чтение. 1898). Усматривал он также и некоторую положительную динамику в развитии Американской Епископальной Церкви, проявлявшей неподдельный интерес к устройству Русской Православной Церкви и предпринявшей у себя некоторые преобразования в православном духе.

Будучи непоколебимым приверженцем идеи религиозного просвещения и связанного с ним развития церковной науки, А.П. Лопухин уделял много времени как публичным лекциям, так и подготовке к изданию многочисленных книг, призванных знакомить читателя с толванием Библии и последними достижениями библейской науки, а также способствовать его духовному просвещению. С этой целью им переводились работы крупнейших западных библеистов, а также составлялись и собственные сочинения. Так, им были переведены с английского языка многие произведения англиканского богослова Ф.В. Фаррара: «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды апостола Павла», «Жизнь и труды апостола Иоанна», «Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви», «Первые дни христианства», «Власть тьмы в царстве света», выпущенные в свет в 1886-1887 гг. под редакцией и с комментариями самого Лопухина, подчас придававшие сочинениям Фаррара даже большую глубину и литературный блеск, нежели в оригинале. Кроме сочинений Фаррара, Лопухиным также был осуществлен перевод с латинского языка сочинения Фомы Кемпийского «Размышление о жизни, страданиях и воскресении Господа нашего Иисуса Христа» (СПб., 1899).

Нельзя не отметить тот факт, что Александр Павлович внимательно редактировал издаваемые им западные сочинения, зачастую сокращая места, не соответствующие учению Православной Церкви. Следует отметить, что подобное вмешательство в текст, хотя и является недопустимым при современном подходе к публикации, как правило, не представляло ущерба росту научной осведомленности православного читателя, так как А.П. Лопухин, обладая глубокими и независимыми познаниями в богословии, библеистике, церковной и гражданской истории, имел огромный талант находить и отсеивать те концепции иностранных авторов, которые сама же западная наука впоследствии признавала ошибочными.

Даже и теперь не утратили целиком своего значения такие выдающиеся труды А.П. Лопухина, как составленная им трехтомная «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (СПб., 1895), а также двухтомное «Руководство к библейской истории Ветхого и Нового Завета» — сочинения, послужившие прелюдией к начатому им, однако завершенному уже после его кончины главнейшему труду — «Толковой Библии». (Самое обширное на данный момент толкование Библии).

Будучи превосходным историком, имевшим вкус не только к библейской, но и ко всемирной истории, Лопухин внимательно следил за изысканиями в области ассиро-вавилонских древностей, особенно же за теми их аспектами, которые имели непосредственное отношение к библейской истории (см. его «Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым». СПб., 1904). Этой проблематике Александр Павлович посвятил свою докторскую диссертацию, завершить которую ему, впрочем, помешала преждевременная смерть.

Весьма немалое место занимала в жизни А.П. Лопухина и церковно-издательская деятельность. Им были написаны сотни статей, посвященных различным вопросам веры, церковным делам, богословской науке и общественной жизни, опубликованные практически во всех заметных церковных печатных органах, таких, как «Церковный Вестник », « Христианское чтение », «Странник», «Православное обозрение», «Церковные Ведомости», из которых первые два он редактировал (с 1892 и 1893 гг. соответственно), а в третьем выступал с 1899 г. в качестве редактора-издателя. Кроме того, им было написано много статей по историко-церковной и библейской тематике в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Не было ни одного более или менее крупного события в современной ему церковной жизни России и мира, на которое бы А.П. Лопухин не отозвался своей публикацией.

Крупнейшим свершением А.П. Лопухина на ниве церковного просвещения стала его «Общедоступная богословская библиотека», выходившая в качестве приложения к журналу «Странник», владельцем которого он стал и которому с 1903 г. посвятил себя целиком, уйдя с поста объединенной редакции академических журналов «Церковный Вестник» и «Христианское Чтение». С целью популяризации журнала А.П. Лопухин предпринял издание приложений, которые отсылались подписчикам в качестве премий. В серии этих приложений вышли «Жизнь и труды святых Отцов и Учителей Церкви», сочинения Фаррара в переводе самого А.П. Лопухина, «История Христианской Церкви в XIX веке», «Воскресение Христово как величайшее и достовернейшее из чудес», «Симфония на Ветхий и Новый Завет». В составе этой библиотеки Лопухин начал издание полного русского перевода творений свт. Иоанна Златоуста в десяти томах, положил начало изданию «Православной Богословской Энциклопедии», а также «Толковой Библии».

О начале издания «Толковой Библии» было объявлено в октябрьском номере «Странника» за 1903 год. В аннотации предстоящего издания, в частности, говорилось, что приступая к этому изданию, редакция полагает, что она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества. С каждым годом Библия все более распространяется и в обществе, и в духовенстве, и недалеко то время, когда она сделается настольной книгой во всяком благочестивом доме. Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест — вот цель настоящего издания». «Толковая Библия», таким образом, отнюдь не представляет собой строго научного издания, ибо на первый план в ней выходит стремление авторов к духовному назиданию читателей, а также стремление подкрепить достоверность Библии ссылкой на данные положительной науки. Соотношение научного и духовно-образовательного подхода, а также уровень комментариев разнятся от книги к книге, ибо в написании их участвовало большое количество разных по своему научному уровню и видению проблемы авторов.

К прискорбию, Александр Павлович Лопухин смог застать выход в свет лишь первого тома задуманного им многотомного издания комментированной Библии. Ранняя смерть унесла его в расцвете творческих сил 22 августа 1904 г. Отпевание покойного профессора и статского советника возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Ямбургский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Всея Руси. Похоронен был Александр Павлович Лопухин на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

Кончина А.П. Лопухина вызвала большой резонанс в стране. На его смерть в 1904 г. откликнулись некрологами журналы «Странник», «ЦерковныйВестник», «Исторический Вестник», газеты «Правительственный Вестник» (№ 194), «Биржевые Ведомости» (№ 431), «Тифлисский Листок» (№ 208), «Виленский Вестник» (№ 373), «Одесские Новости» (№ 6402), «Московские Ведомости» (№ 235) и «Новости Дня» (№ 7625).

Ты не напрасно в мире жил:

Для веры, света и познанья

Ты сил немало положил,

Труда, любви и дарованья.

Ты путь свой честно совершил,

Служа отечеству и вере,

Таланта в землю не зарыл,

Исполнил долг в законной мере.

На страже бдительно стоял,

Храня народ от лжепророков,

И веру в ближних утверждал,

Остерегая от пороков.

И не заглохнут семена,

В сердца внесенные тобою.

Ты патриотов имена

Умножил на Руси собою.

Смерть ученого, к счастью, не привела к прекращению его главных издательских проектов. Изданию «Православной Богословской Энциклопедии», продолженному после смерти Лопухина профессором Н.Н. Глубоковским (с пятого тома), увидеть свое окончание помешала лишь революция. Издание дошло до двенадцатого тома, содержавшего статьи на букву «К».

Продолженное преемниками А.П. Лопухина издание «Толковой Библии» завершилось в 1913 году. В течение десяти лет было издано двенадцать томов, последовательно предлагавших читателю комментарии и толкование библейских текстов на все книги Ветхого и Нового Завета.

Сам Александр Павлович успел подготовить лишь комментарий на Пятикнижие Моисеево, составивший первый том «Толковой Библии». Начиная с исторических книг Ветхого Завета Библии (книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств) работу взяли на себя выдающиеся русские библеисты профессор Киевской Духовной Академии священник Александр Александрович Глаголев (книга Руфь, 3 и 4 книги Царств, 2 книга Паралипоменон, книга Товит, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, Песнь Песней, книги пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, книга Деяний Апостолов, Послание Иакова, 1 и 2 Послание Петра, 1-3 Послания Иоанна Богослова, Послание апостола Иуды), профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Федор Герасимович Елеонский (книга Иисуса Навина), профессор Казанской Духовной Академии Василий Иванович Протопопов (1 и 2 книги Царств), профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Иван Гаврилович Троицкий (книга Судей), профессор архимандрит (впоследствии епископ) Иосиф (книга Иудифь, книга Есфирь, 1-3 книги Маккавейские), магистр богословия священник Александр Васильевич Петровский (1 книга Паралипоменон, книга Иова, книга пророка Даниила), профессор Киевской Духовной Академии Владимир Петрович Рыбинский (1 и 2 книга Ездры, книга Неемии, книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея), профессор Василий Никанорович Мышцын (книга Екклезиаста), профессор Московской Академии Александр Иванович Покровский (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книга пророка Исайи), профессор Киевской Духовной Академии Михаил Николаевич Скабалланович (книга пророка Иезикииля), преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Петрович Розанов (книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книги пророков Варуха и Мала-хии, Евангелия от Марка, Луки и Иоанна, Послание Павла к Римлянам, 1 и 2 Послание Павла к Коринфянам, Послание к Га-латам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппинцам, Послание к Колоссянам, 1 и 2 Послание Павла к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону), преподаватель Санкт-Петербургской Семинарии Павел Смарагдович Тычинин (книга Премудрости Соломона, книга пророка Ионы), священник Дмитрий Рождественский (книга пророка Захарии), Н. Аболенский (3 книга Ездры), священник Михаил Фивейский (Евангелие от Матфея), К.Н. Фаминский (1 и 2 послание Павла к Фессалоникийцам), протоиерей Николай Орлов (Послание к Евреям, Откровение Иоанна Богослова).

В 1988 г. в Стокгольме вышло второе, репринтное, издание «Толковой Библии» А.П. Лопухина, приуроченное к празднованию тысячелетия христианства на Руси. Данное толкование Библии ставило своей целью вновь познакомить широкую читательскую аудиторию Советского Союза с вершинным достижением отечественной библейско-исторической науки предреволюционного времени. Издатели не ставили своей целью вносить какие бы то ни было изменения в текст комментариев, ограничившись изменением формата издания — так, все двенадцать томов оригинального издания были за счет применения особо тонкой бумаги помещены в трех томах с сохранением старой пагинации.

Издательство «Даръ», приступая в 2005 году к переизданию данного классического труда толкованиие Библии Лолухина, стремилось предложить его читателю в новом, более удобном и исправленном виде. С этой целью комментарии на то или иное место Священного Писания следуют непосредственно за библейским текстом (в оригинале они размещены в нижней части страницы мелким, неудобочитаемым шрифтом). Стремясь сохранить во всей неповторимости текст оригинала, редакторы устранили лишь очевидные огрехи и опечатки, в большом количестве встречающиеся в оригинальном издании и воспроизведенные в стокгольмском издании 1988 г. Была проведена сплошная правка греческих и латинских слов и выражений, в большом количестве встречающихся в тексте комментариев, так как в них, к сожалению, число ошибок изначально превышало всякую допустимую меру. В то же время в новом издании было решено отказаться от приведения древнееврейских слов в их оригинальном написании и использовать кириллическую транскрипцию, по возможности точно передающую звучание слов древнееврейского языка.

Более того, была предпринята попытка выверить многочисленные (около 50000) ссылки на различные места Священного Писания, встречающиеся по ходу комментария, и исправить неточности первого издания Толковой Библии Лопухина (количество которых оказалось весьма значительным).

Таким образом, толкование Библии Лопухина в новом издании представляет собой куда более надежный труд, чем два предыдущих и является одним из лучшим на сегодняшний момент.

Наряду с этим в значительной мере был устранен еще один недостаток, присущий первоначальному изданию: небрежность в цитировании исследовательских трудов зарубежных и отечественных ученых. В значительном большинстве случаев при пользовании оригинальных изданий «Толковой Библии» читателю непросто выяснить, какую конкретно работу цитирует составитель комментария, зачастую ограничивающийся лишь упоминанием имени того или иного ученого без указания точного названия работы, места и года ее издания, а также цитируемых страниц. Данный недостаток оказался, к сожалению, в такой степени присущ труду преемников А.П. Лопухина, что его полное устранение оказалось технически невозможным. Впрочем, и с этой точки зрения новое издание предложит читателю значительно более надежный и точный материал: приведены полные выходные данные отечественных и иностранных работ, использованных составителями отдельных комментариев «Толковой Библии», а также установлены (по возможности) труды, названия которых не упомянуты в текстах комментариев. Современные географические названия приведены в новом издании в современном виде.


Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие.

Издание исправленное и дополненное, 2003 год

Понятие о Библии.

Со словом “Библия” у нас соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Но, в сущности, это не одна книга, а целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями и принадлежащих или богодухновенным (книги канонические), или только богопросвещенным мужам (книги неканонические).

Такой состав и происхождение Библии открывается уже из истории самого термина – “Библия.” Он взят с греческого языка от слова βίβλος, что значит “книга,” и употреблен во множественной форме τά βιβλία от единств, уменьшительного – τό βιβλίον, означающего “небольшую книгу,” “книжечку.” Следовательно, τά βιβλία буквально означает собой целый ряд или собрание таких небольших книг. Ввиду этого св. Иоанн Златоуст толкует это слово как одно собирательное понятие: “Библия, – говорит он, – это многие книги, которые образуют одну единую”.

Это коллективное обозначение Священного Писания одним собирательным именем несомненно существовало уже и в ветхозаветный период. Так, в своей подлинной греческой форме τά βιβλία встречается в первой Маккавейской книге (1 Мак. 12:9), а соответствующий сему еврейский перевод дан у пророка Даниила (Дан. 9:2), где произведения Священного Писания обозначены термином “Гассефарим” (םירפםה), что значит “книги,” точнее – известные определенные книги, так как сопровождаются определенным членом – “га”.

В период новозаветной истории, по крайней мере на первых его порах, мы еще не находим слова “Библия,” но встречаем целый ряд его синонимов, из которых наиболее употребительны следующие: “Писание” (ή γραφή Лк. 4:21; Ин. 20:9; Деян. 13:32; Гал. 3:22), “Писания” (αί γραφαί – Мф. 21:41; Лк. 24:32; Ин. 5:39; 2 Пет. 3:16), “Святые Писания” (γραφαί άγίαι – Рим. 1:2), “Священные Писания” (τά ίερά γράμματα – 2 Тим. 3:15).

Но уже у мужей апостольских, наряду с только что перечисленными названиями Священных Писаний, начинает встречаться и термин τά βιβλία. Однако во всеобщее употребление он входит только со времени известного собирателя и истолкователя Священного Писания – Оригена (III в.) и особенно святого Иоанна Златоуста (IV в.).

От греческих авторов такое собирательное обозначение Священного Писания перешло и к латинским писателям, причем множественная форма среднего рода τά βιβλία окончательно получила здесь значение единственного числа женского рода bіblіа. Это последнее наименование, в его латинской форме, перешло и к нам в Россию, благодаря, вероятно, тому обстоятельству, что наши первые собиратели славянской Библии стояли, между прочим, и под влиянием латинской Вульгаты.

Главной чертой, отличающей Священные Писания “Библии” от других литературных произведений, сообщающей им высшую силу и непререкаемый авторитет, служит их богодухновенность. Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. По свидетельству святого Апостола Петра, “никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:21). У Апостола Павла встречается даже и самое слово “богодухновенный” и именно в приложении к Священному Писанию, когда он говорит, что “все Писание богодухновенно” (ΰεόπνευστος: 2 Тим. 3:16). Все это прекрасно раскрыто и у отцов Церкви. Так, святой Иоанн Златоуст говорит, что “все Писания написаны не рабами, а Господом всех – Богом;” а по словам святого Григория Великого “языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь.”

Но эта “богодухновенность” Священных Писаний и их авторов не простиралась до уничтожения их личных, природных особенностей: вот почему в содержании священных книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Священного Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературах особенностей их авторов.

Другим весьма важным признаком священных книг Библии, обусловливающим собой различную степень их авторитетности, является канонический характер одних книг и неканонический других. Чтобы выяснить себе происхождение этого различия, необходимо коснуться самой истории образования Библии. Мы уже имели случай заметить, что в состав Библии вошли священные книги, написанные в различные эпохи и разнообразными авторами. К этому нужно теперь добавить, что наряду с подлинными, богодухновенными книгами появились в разные эпохи и не подлинные, или не богодухновенные книги, которым, однако, их авторы старались придать внешний вид подлинных и богодухновенных. Особенно много подобных сочинений появилось в первые века христианства, на почве евионитства и гностицизма, вроде “первоевангелия Иакова,” “евангелия Фомы,” “апокалипсиса Апостола Петра,” “апокалипсиса Павла” и др. Необходим, следовательно, был авторитетный голос, который ясно бы определял, какие из этих книг, действительно, истинны и богодухновенны, какие только назидательны и полезны (не будучи в то же время богодухновенными) и какие прямо вредны и подложны. Такое руководство и дано было всем верующим самой Христовой Церковью – этим столпом и утверждением истины – в ее умении о так называемом каноне.