Камень ножницы бумага продолжение игры. Как играть в игру “Камень - ножницы - бумага“. Игра "камень-ножницы-бумага" и в простом, и в сложном варианте — отличный тренажёр для наблюдательности, ума и сообразительности

Камень, ножницы, бумага - известная во всем мире игра. Мы предлагаем вам сыграть с компьютером. Если вы знаете правила игры, то можете приступать.

Описание игры

Игра популярна в силу своей простоты, непредсказуемости и тем, что не требует специальных приспособлений и реквизитов. Вся игра проходит с помощью рук людей. В игре могут участвовать два и более игрока. Игроки одновременно сжимают в кулак одну из своих рук, трясут кулаками 2-3 секунды, произнося «раз-два-три» или «цу-е-фа», затем разжимают кулаки и показывают друг другу с помощью пальцев руки один из трех знаков - камень, ножницы или бумагу. Камень - сжатый кулак, ножницы - распрямленные указательный и средний пальцы руки, бумага - раскрытая ладонь.

Как правило, дети играют в игру для веселья и поднятия настроения, взрослые используют ее в качестве удобного способа случайного выбора персоны (наравне с подкидыванием монетки, вытягиванием спичек).

Правила игры

Победитель определяется по правилам:
- камень побеждает ножницы (камень затупляет ножницы)
- ножницы побеждают бумагу (ножницы разрезают бумагу)
- бумага побеждает камень (бумага заворачивает камень)
- ничья, если у всех игроков одновременно показан одинаковый знак

Играют до тех пор, пока не останется один игрок. Он и будет победителем.

Играть онлайн

Ниже вы видите изображения камня, ножниц, бумаги. Кликните левой кнопкой мыши по картинке с изображением того предмета, который хотите выбрать. После этого компьютер выберет свой предмет. Выигрывает тот, кто хитрее.

Счет компьютера: 0

Камень
Ножницы
Бумага

Камень


Камень

Ножницы


Ножницы

Правила игры

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке.

Победитель определяется по следующим правилам:

  • Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
  • Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
  • Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)

Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации, когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы».

История

Несмотря на то, что исход игры кажется случайным, при наличии определённых навыков исход игры можно предугадать. После нескольких игр можно распознать определённые неслучайные «паттерны » в поведении соперника. Это связано также с тем, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул «камень», то во второй раз целесообразно показывать «ножницы»: он, скорее всего, выберет «бумагу».

По игре проводятся чемпионаты мира с значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Существует международная федерация и официальные правила проведения соревнований.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Камень ножницы бумага" в других словарях:

    Ножницы - получить на Академике рабочий купон на скидку Искусница или выгодно ножницы купить с бесплатной доставкой на распродаже в Искусница

    Эту страницу предлагается объединить с Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок … Википедия

    Жесты используемые в игре (слева направо: камень, бумага и ножницы). Каждый из знаков побеждает один из двух остальных. Камень, ножницы, бумага популярная детская игра на руках, известная во многих странах мира. Иногда используе … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Камень, ножницы, бумага. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К об … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Две гейши развлекают клиентов игрой на сямисэне … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Путь воина. Путь воина Разработчик Павел Яковлев Даты выпуска 19 января 2002 Версия Релиз Жанр … Википедия

    Жанр олимпийские игры … Википедия

Одному Богу известно, сколько спорных ситуаций в детстве решалось с помощью игры в «Камень, ножницы, бумага». Да что там малышня, полным-полно взрослых ребятушек, находящих легкий выход за считанные секунды и выброшенный знак. Так что же скрывается за незатейливым выкидыванием пальцев: воля случая или выверенная стратегия? Ученые твердо знают ответ и дают свой победоносный рецепт.

Совсем недавно коллектив китайских исследователей из Чжэцзянского университета (Zhejiang University) оповестил мир о смелых выводах своих психологических тестов. Ученые с декабря 2010 г. по март текущего провели 5 экспериментальных циклов. Каждый цикл включал в себя 12 сессий c 6 участниками. Итого, общее количество испытуемых достигло 360 человек. Соотношение полов составило 217:143 с женским перевесом (попросту девушки активней записывались). Студент или аспирант мог участвовать в исследовании лишь единожды. Люди находились вне зоны видимости друг друга, перед экранами монитора. Тем самым был исключен вербальный и визуальный контакт. Каждый из участников затратил от полутора до двух часов на 300 игр со случайным соперником. Стимулом к победам служило небольшое денежное вознаграждение за каждый выигранный раунд.

Так что же необходимо знать для победы? После наблюдения за огромным количеством «сражений», ученые обнаружили, что игрок, победивший своего противника в текущей партии, с большей вероятностью повторит свои действия в следующем раунде, а с меньшей вероятностью станет что-либо менять.

С другой стороны, если игрок проигрывает два или более раза подряд, он прекратит показывать неудачную комбинацию и постарается разбить именно тот знак, который только что позволил оппоненту победить его.

Таким образом, если бы игрок А имел череду проигрышей, а игрок Б только что выкинул ножницы, и тем самым разрезал бумагу А, то А, скорее всего, выкинет камень, который даст неплохие шансы на выигрыш, так как Б, вероятно, будет придерживаться той же победной тактики. Психология поведения проста: побеждаешь — не меняешься, проигрываешь — переключаешься.

Проиграли? Выкиньте тот знак, который бьет последний победный знак вашего оппонента.

Выиграли? Не продолжайте показывать тот же знак, вместо этого выкиньте последнюю комбинацию вашего проигравшего соперника.

Все еще не до конца понятно? Вот какие выигрышные стратегии помогут вам оставаться непобедимыми:

Если вы победили в последней игре…

Если вы проиграли в последней игре (и противник не в курсе этой методики)…

  • …выкинув камень, переходите к ножницам в следующей схватке
  • …выкинув ножницы, переходите к бумаге в следующей схватке
  • …выкинув бумагу, переходите к камню в следующей схватке

Если вы проиграли в последней игре (и противник в курсе этой методики)…

  • …выкинув камень, переходите к бумаге в следующей схватке
  • …выкинув ножницы, переходите к камню в следующей схватке
  • …выкинув бумагу, переходите к ножницам в следующей схватке

Вы можете более подробно ознакомиться с методикой проведения исследований в , предоставленном китайскими учеными на суд публики. Разумеется, он оформлен на английском языке и содержит расклады и формулы, малопонятные далеким от математики людям.

И в заключение добавлю, что вину за проигранные машины, дома и жены в «камень, ножницы, бумагу», прежде всего, стоит возлагать на свой азарт, а не китайские умы и автора данных строк.

Пробовали ли вы приведенные советы в деле? Может быть, в вашей жизни есть интересные истории, связанные с этой игрой? Поделитесь в комментариях.

Камень, ножницы, бумага — популярная детская игра на руках, известная во многих странах мира. Иногда используется как методика случайного выбора персоны для какой-либо цели (наряду с бросанием монеты, вытягиванием соломинок и т. п.)

Правила игры

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке.

Победитель определяется по следующим правилам:

* Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
* Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)

Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации, когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы».

Игра была изобретена в Китае. Согласно книге Уцзацзу (кит. 五雜組/五雜俎, пиньинь Wǔzázǔ) написанной Се Чжаочжи (Xiè Zhàozhì, 謝肇淛) во времена поздней династии Мин, военачальники эпохи поздней династии Хань играли в игру, называемую шоушилин (shǒushìlìng, 手勢令), которая признаётся эквивалентной современной «Камень, ножницы, бумага». Шоушилин может быть переведено как «команды рукой».

Никаких упоминаний о использовании игры в Западной Европе до появления прямых контактов с Азией нет. Западные писатели в конце XIX века просто упоминают о ней как об азиатской игре.

Региональные разновидности

В некоторых регионах эта игра носит название «Бу-Це-Фа»: соответственно при розыгрыше вместо «раз… два… три…» говорят «бу… це… фа…». В некоторых регионах также произносят «цу… е… фа…», «цу… зи… ко», «чу… ва… чи…» или другие три слога вместо «раз… два… три…».

В некоторых странах[источник не указан 201 день][какие?] игра называется «Муравей — человек — слон»: слон давит человека, человек давит муравья, муравей кусает слона.

Существует версия игры, в которую включён колодец. Он показывается как камень, только пальцы не плотно сжаты, таким образом, образуется «колодец».

Считалка звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И колодец, тоже надо
Раз, два, три!

Камень, ножницы, бумага,
И колодец, во дворе
Раз, два, три!

Правила просты — бумага побеждает колодец (накрывает), а колодец побеждает камень и ножницы (они тонут).

В некоторых регионах России существует усложнённая версия этой игры, которая обычно не служит методикой выбора персоны, а сама по себе является игрой. Например, версия, где за победу Камнем даётся 1 очко, за победу Бумагой — 2 очка и за победу Ножницами — 3 очка. Тогда подсчитываются очки за несколько игр, или пока кто-то не наберёт 10 очков

Есть расширенная версия игры, где помимо «камня», «ножниц» и «бумаги» в этой игре присутствует «топор», «лимонад», «отвёртка», «карандаш», «огонь» и «вода».[источник не указан 201 день]

Правила для этой версии игры сложнее:

* топор побеждает бумагу («рубит бумагу»)
* Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
* Камень побеждает ножницы («камень ломает ножницы»)
* Ножницы побеждают лимонад («ножницы протыкают бутылку лимонада»)
* Лимонад побеждает отвёртку («отвёртка ржавеет в лимонаде»)
* Отвёртка побеждает огонь («отвёртка не горит в огне»)
* Огонь побеждает шоколад («огонь плавит шоколад»)

Вода является наиболее выигрышным и в то же время наиболее рискованным ходом:

* Вода побеждает шоколад, бумагу, отвёртку и огонь
* Ножницы, камень, лимонад и карандаш побеждают воду

Считалка (вступление) у этой версии игры звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И бутылка лимонада,
И коробка шоколада,
И отвёртка — тоже надо!
Карандаш, огонь, вода…
Цу-Е-Фа!

Камень, ножницы, бумага,
Карандаш, огонь, вода,
И бутылка лимонада,
И железная рука!
Цу-Е-Фа!

Или вот так:

"Камень, попа, антилопа! Цу-Е-Фа!

В этом случае железная рука заменяет отвертку, а шоколад вообще вычеркивается (огонь побеждает бумагу)

В эту версию игры удобнее играть, когда количество игроков — пять или более (иначе приходится переигрывать множество раз).

На самом деле расширенный версий игры намного больше. Начиная от пяти элементов и заканчивая даже 101 !

Пять элементов

7 элементов

9 элементов

15 элементов

25 элементов

здоровенная раскладка на 101 элемент
http://www.umop.com/rps101/rps101chart.html

Упоминания в искусстве

ерои американского комедийного сериала «Теория Большого взрыва» играют в усложнённый вариант этой игры — «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок». Правила игры описываются следующим образом:
« Ножницы режут бумагу. Бумага заворачивает камень. Камень давит ящерицу, а ящерица травит Спока, в то время как Спок ломает ножницы, которые, в свою очередь, отрезают голову ящерице, которая ест бумагу, на которой улики против Спока. Спок испаряет камень, а камень, разумеется, затупляет ножницы. »

По теории вероятности в классическом варианте вероятность победы 0,(3) (так же как и проигрыша и переигровки). В усиленном Споком и ящерицей ситуация меняется: вероятность победы 0,4 (+6 %), вероятность проигрыша 0,4 (+6 %), а переигровки 0,2 (-12 %). То есть если использовать улучшенный вариант инструмента разрешения споров, то в среднем количество не результативных раундов будет меньше.

В первой главе романа Яна Флеминга «Жизнь даётся лишь дважды» в эту игру играют Джеймс Бонд и Тигр.

Интересная информация

Игру часто упоминают в качестве примера для иллюстрации отсутствия математического свойства транзитивности (В математике бинарное отношение R на множестве X называется транзитивным, если для любых трёх элементов множества a,b,c выполнение отношений aRb и bRc влечёт выполнение отношения aRc.

Формально, отношение R транзитивно, если \forall a, b, c \in X,\ a R b \land b R c \Rightarrow a R c.).

Несмотря на то, что исход игры кажется случайным, при наличии определённых навыков исход игры можно предугадать. После нескольких игр можно распознать определённые неслучайные «паттерны» (Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»).) в поведении соперника. Это связано также с тем, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул «камень», то во второй раз целесообразно показывать «ножницы»: он, скорее всего, выберет «бумагу».

По игре проводятся чемпионаты мира с значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Существует международная федерация и официальные правила проведения соревнований.

Ученые разгадали алгоритм выигрыша в "камень-ножницы-бумага"
http://newsru.com/world/19dec2007/game_over.html

текст статьи

Британские ученые провели исследование и установили, что в популярной детской игре "Камень, ножницы, бумага" самым выигрышным вариантом являются "ножницы", сообщает The Daily Mail.

Правила популярной во всем мире игры достаточно просты: "камень" тупит "ножницы", "ножницы" режут "бумагу", а "бумага" заворачивает "камень". Дело в том, что чаще всего противник подсознательно ожидает жеста "камень", поэтому показывает "бумагу". Использовав эту логику можно повысить свои шансы на выигрыш и обмануть ожидания оппонента, показав "ножницы", пишет британская газета.

Знание этого психологического закона помогло дому Christie"s выиграть крупную сделку у дома Sotheby"s в 2005 году. Японская клиентка не могла решить, на каком аукционе она хочет продать свою коллекцию полотен импрессионистов, и предложила представителям домов сыграть в игру. Руководство дома Christie"s последовало совету 11-летней дочери директора, которая сказала, что все ожидают увидеть "камень". Это помогло выиграть конкурс.

Другая закономерность, связанная с этой игрой, заключается в том, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул "камень", то во второй раз целесообразно показывать "ножницы": он, скорее всего, выберет "бумагу".

В США существует национальная лига по игре "Камень, ножницы, бумага", которая периодически проводит общенациональный чемпионат. По мнению представителей лиги, это самый настоящий вид спорта.

Статья про робота играющего в камень, ножницы, бумага...
http://modusponens.info/2010/05/rock-paper-scissors_robots/

официальный сайт ассоциации игры

http://www.worldrps.com/

здесь можно порубиться в различные виды этой игры во флеш варианте
http://www.newgrounds.com/portal/view/319609

а тут казино, где можно поиграть в эту игруху на реальные деньги в онлайн казино
http://webazart.ru/casino/news/casino-tropez/index.php?id=259

Одному Богу известно, сколько спорных ситуаций в детстве решалось с помощью игры в «Камень, ножницы, бумага». Да что там малышня, полным-полно взрослых ребятушек, находящих легкий выход за считанные секунды и выброшенный знак. Так что же скрывается за незатейливым выкидыванием пальцев: воля случая или выверенная стратегия? Ученые твердо знают ответ и дают свой победоносный рецепт.

Совсем недавно коллектив китайских исследователей из Чжэцзянского университета (Zhejiang University) оповестил мир о смелых выводах своих психологических тестов. Ученые с декабря 2010 г. по март текущего провели 5 экспериментальных циклов. Каждый цикл включал в себя 12 сессий c 6 участниками. Итого, общее количество испытуемых достигло 360 человек. Соотношение полов составило 217:143 с женским перевесом (попросту девушки активней записывались). Студент или аспирант мог участвовать в исследовании лишь единожды. Люди находились вне зоны видимости друг друга, перед экранами монитора. Тем самым был исключен вербальный и визуальный контакт. Каждый из участников затратил от полутора до двух часов на 300 игр со случайным соперником. Стимулом к победам служило небольшое денежное вознаграждение за каждый выигранный раунд.

Так что же необходимо знать для победы? После наблюдения за огромным количеством «сражений», ученые обнаружили, что игрок, победивший своего противника в текущей партии, с большей вероятностью повторит свои действия в следующем раунде, а с меньшей вероятностью станет что-либо менять.

С другой стороны, если игрок проигрывает два или более раза подряд, он прекратит показывать неудачную комбинацию и постарается разбить именно тот знак, который только что позволил оппоненту победить его.

Таким образом, если бы игрок А имел череду проигрышей, а игрок Б только что выкинул ножницы, и тем самым разрезал бумагу А, то А, скорее всего, выкинет камень, который даст неплохие шансы на выигрыш, так как Б, вероятно, будет придерживаться той же победной тактики. Психология поведения проста: побеждаешь — не меняешься, проигрываешь — переключаешься.

Проиграли? Выкиньте тот знак, который бьет последний победный знак вашего оппонента.

Выиграли? Не продолжайте показывать тот же знак, вместо этого выкиньте последнюю комбинацию вашего проигравшего соперника.

Все еще не до конца понятно? Вот какие выигрышные стратегии помогут вам оставаться непобедимыми:

Если вы победили в последней игре…

Если вы проиграли в последней игре (и противник не в курсе этой методики)…

  • …выкинув камень, переходите к ножницам в следующей схватке
  • …выкинув ножницы, переходите к бумаге в следующей схватке
  • …выкинув бумагу, переходите к камню в следующей схватке

Если вы проиграли в последней игре (и противник в курсе этой методики)…

  • …выкинув камень, переходите к бумаге в следующей схватке
  • …выкинув ножницы, переходите к камню в следующей схватке
  • …выкинув бумагу, переходите к ножницам в следующей схватке

Вы можете более подробно ознакомиться с методикой проведения исследований в , предоставленном китайскими учеными на суд публики. Разумеется, он оформлен на английском языке и содержит расклады и формулы, малопонятные далеким от математики людям.

И в заключение добавлю, что вину за проигранные машины, дома и жены в «камень, ножницы, бумагу», прежде всего, стоит возлагать на свой азарт, а не китайские умы и автора данных строк.

Пробовали ли вы приведенные советы в деле? Может быть, в вашей жизни есть интересные истории, связанные с этой игрой? Поделитесь в комментариях.