История создания экологического отряда в школе. Экологический отряд «Зеленый путешественник»: опыт и перспективы сотрудничества. II этап: «Скорая помощь»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №6 города Солнечногорска Московской области Гармония души (или как сделать нашу гимназию красивее)

Руководитель:

Пономарева Елена Евгеньевна,

учитель математики


Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий.


Состав отряда:

Учащиеся 9 «А» и 9»Б» классов.

Цель работы отряда:

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным проблемам экологии родного края на примере пришкольного участка гимназии,
  • дать необходимый минимум знаний в этой области,
  • воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

Практическая работа

  • Уборка растительного мусора с участка
  • Обработка почвы
  • Пересадка и деление многолетников
  • Формирование крон декоративных

кустарников

  • Поддержание в порядке цветников
  • Работа в яблоневом саду, сиреневой аллее

и аллее елей

  • Уход за комнатными растениями

Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами…. И не разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: как прекрасна почва! К. Чапек


У нас в гимназии много цветов.

Они всегда должны быть в полном порядке .


Чтобы деревья и кустарники хорошо росли,

необходима рыхлая почва.

Мы над этим поработали!


В стрижке кустов

мы почти

профессионалы


В яблоневом саду

было много работы!


Аллея елей у нас

очень красивая.

Мы навели

порядок и здесь.


После нашего кропотливого труда цветник во внутреннем дворе благоухает!

Наш замечательный участок – предмет гордости всех гимназистов. Мы с удовольствием на нем работали!




Растения и травы на школьном дворе МБОУ гимназии № 6.

выполнила ученица 8 «А» класса Савина Лариса.

Члены нашего отряда подготовили презентации и доклады


Конкурс газет и плакатов

Жук Ольга

Горланова Дарья

Заводскова Валерия


День экологии в летнем

детском лагере гимназии


Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов


Г.Л. БАРСУКОВА,
руководитель детского экологического отряда,
учитель биологии и экологии ЦО № 1943, г. Москва

Организация работы экологического отряда

Детский экологический мобильный отряд (ДЭМО), существует в ЦО № 1943 с весны 2004 г. Необходимость создания такого движения возникла давно и этому было немало причин. Наш ЦО расположен на самой границе Москвы, около Красногорского леса, который является зоной отдыха жителей района и г. Красногорска. Из года в год экологическая ситуация в лесу становилась все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибли многие растения, исчезали звери и птицы.

Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи лесу, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии леса – вот далеко не полный перечень того, что заставило нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью. С чего начать работу? Создавать просто еще один отряд, группу детей, которые ходят в лес и убирают мусор, изначально не хотелось, т.к. виделись более широкие цели такого движения:

– организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;
– сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

Экологическое движение школьников существует давно. Его опыт, методики и значение известны (пример – школьные лесничества). В нашем же проекте нужно было совместить воспитательную деятельность среди школьников и взрослого населения района; обосновать необходимость организации движения, проведя экологический мониторинг леса и прилегающих территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам леса с помощью СМИ и сотрудничества с управой (администрацией района).

Перед нами встали две главные проблемы:

1) как организовать детское экологическое движение в рамках одной школы;

2) какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только школьников, но и взрослого населения?

Обе проблемы, как нам кажется, удалось решить. Практическая значимость проекта создания и работы детского экологического отряда виделась в следующем:

– создание методики организации экологического отряда в отдельно взятой школе (ЦО);
– разработка системы мероприятий по сохранению леса, проводимых совместно с лесничеством и управой;
– накопление опыта взаимодействия учащихся с общественностью;
– организация детского досуга;
– профориентационная работа со старшеклассниками;
– организация научно-исследовательской работы с учащимися в рамках отряда.

После того как определились цели и задачи, мы перешли непосредственно к работе. От этапа к этапу изменялась не только форма деятельности – постепенно складывалось биоцентрическое мировоззрение школьников.

I этап: « Ознакомительный»

На этом этапе учитель проводит для школьников ознакомительную экскурсию в лес, чтобы показать масштабы антропогенного воздействия. По результатам этой экскурсии организуется диспут, на который приглашаются «старожилы» с фотографиями и видеоматериалами 10–15-летней давности.

II этап: «Скорая помощь»

На этом этапе организуется субботник. Его цель – показать экологическую обстановку в районе объекта в целом. Вторая и главная цель этого этапа – попробовать объединить ребят в группу, имеющую общую природоохранную задачу.

III этап: «Внимание! Опасность!»

В результате проведения субботника у учащихся формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса (реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, объединяющее детей.

IV этап: «Действуй!»

Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе важно так организовать работу отряда, чтобы ребята начали поиск путей решения проблемы. Экологический отряд – сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

– проведение экологического мониторинга состояния леса и близлежащих водоемов;
– выступление с результатами и предложениями в СМИ района, создание общественного мнения;
– ознакомление администрации района с проблемами и предложение мероприятий по сохранению объекта живой природы;
– организация постоянных мероприятий по уборке леса в рамках работы отряда и совместно с администрацией района, лесничеством, другими школами и местными жителями.

V этап: «Анализ опыта»

VI этап: «Преемственность»

Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передать приходящим им на смену молодым.

Старшие ребята помогают руководителю отряда не только в обучении младших, выполняют многие аспекты воспитательной работы. Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

Подводя итоги трехлетней работы ДЭМО, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы видим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (изучение биоценоза, химико-экологические пробы, экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители и администрация района, редакции газет, корреспонденты), тяжелый и неблагодарный физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагается путь к новому биоцентрическому мировоззрению.

Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

Программа работы

экологического отряда

«ЭКОС»

Руководитель: учитель биологии

Гордиенко Людмила Викторовна

«Так, современный мир пришёл-таки

к тому состоянию, когда стало понятно

что дальнейшее развитие цивилизации

может быть только в гармонии

с природой, а не за счёт неё»

(Н. В. Фёдоров, из Послания

Государственному Совету)

Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического отряда. Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, чтение художественной литературы на экологическую тематику, игровые обучающие ситуации. Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе.

Наряду с традиционными формами работы используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Отряд «ЭКОС» (экологический театр) создаётся на базе МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Программа экологического отряда рассчитана на детей школьного возраста (5- 8 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Время работы лагеря - вторая смена (конец июня – началоиюля).

Цель:

    Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром; способствовать развитию гуманного отношения к природе.
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Формы работы

  • Поисковая работа;

    Экологический десант;

    Интеллектуальные игры;

    Экологические игры;

    Экологическое просвещение населения через листовки;

    Исследовательская работа

    Выступление экологического театра

Ожидаемые результаты работы

За время работы в отряде дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ, умения подготовить отчёт о проведённой работе.

Выпуск экологической газеты, листовок – обращений к населению, фотогазеты о жизни и работе отряда.

Выступления экологического театра перед учащимися летнего пришкольного лагеря.

Расширят кругозор о жизни животных и растений через работу с литературой и просмотр научно-популярных фильмов.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Риски

Погодные условия не позволят выполнить часть запланированных мероприятий, проводимых на свежем воздухе.

Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.

Устав отряда

Дети обязаны:

    Неукоснительно выполнять режим.

    Принимать активное участие во всех мероприятиях.

    Найти себе занятие по душе.

    Быть полезными для других.

    Верить в себя и свои силы.

    Реализовывать все свои способности и таланты.

    Не скучать.

    Охранять природу и научить этому других.

Дети имеют право:

    Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

Наша песня

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзьям, планету,

Всем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем,

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Девиз отряда

Мы не рушим, не взрываем.

Мы природу охраняем!

План работы отряда

1 день

1. Организационный день.

1) Знакомство.

2) Обсуждение и утверждение плана работы.

3) Ознакомление с распорядком работы

2. Оформление кабинета

3. Распределение обязанностей

2 день

1. Поисковая работа к часу экологии «Прошу прощения, природа»

2. Интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп».

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

3 день

2. «Угадай-ка» (загадки о природе)

3. Час экологической игры.

4 день

1. Подготовка к часу экологии «Прошу прощения, природа»

5 день

1. Проведение часа экологии «Прошу прощения, природа»

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

6 день

1. Час занимательной зоологии.

2. Подготовка и выпуск листовок «Природа в опасности».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

7 день

2. Игра-конкурс «Экологическая мельница»

3. Калейдоскоп игр. (подвижные игры)

8 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Экологическая игра «Счастливый случай»

3. Час экологической игры.

9 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

10 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Подготовка к акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

3. Калейдоскоп игр.

11 день

1. Экологическая сказка «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

12 день

1. Проведение акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

2. Просмотр фильма о правильном и здоровом питании.

13 день

1. Экологические чтения. Подготовка к КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

2. Час Занимательной ботаники.

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

14 день

1. Праздник «На золотом крыльце сидели».

2. КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

3. Конкурс мудрейших (решение экологических кроссвордов, их составление».

15 день

1.

2 . КВН «В экологии мы асы».

3. Час экологической игры.

16 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

17 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Экологический круговорот.

3. Калейдоскоп игр.

18 день

1. Выступление агитбригады «Природа в опасности».

2. Итоговое занятие.

    Обзор и обсуждение всех проведённых мероприятий.

    Награждения

    Мир стоит перед угрозой глобального потепления и двух кризисов: энергетического и экологического. Поэтому главной задачей общества является готовить экологически грамотных людей, которые ясно представляют взаимосвязи в системе «природа — человек — производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека.
    Особое место в экологическом воспитании отводится отрядам экологического направления.
    Экологический отряд «Зеленый путешественник» Межводненской средней школы был сформирован в 2017 году. Этот год был объявлен Годом экологии в России. В состав отряда вошли учащиеся 7-10 классов. Возглавила отряд эколидер, ученица 10 класса Екатерина Будько.
    За время своего существования экологический отряд провел работу, направленную на формирование у школьников экологической компетентности, а также были организованы и проведены следующие мероприятия:
    - посадка кустарников, деревьев, цветов на пришкольном участке;
    - на побережье озера Джарылгач проведена Зеленая акция по посадке лесополос;
    - благоустройство памятников погибшим воинам-односельчанам, Матросу Яше;
    - помощь ветеранам труда;
    - участие в акциях «Свобода от отходов», «Сделаем Крым чистым», «Первоцвет», «Сохрани можжевельники Крыма», «Бумаге - вторую жизнь».
    Кроме того, были проведены экологические уроки «День Земли», «День защиты бельков», «Международный день леса», «Скопа — птица-2018», «Вода и здоровье», флэшмоб, экологические викторины.
    Работая в экологическом отряде, школьники учатся планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в коллективе, овладевают универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками. Участвуя в работе экологического отряда, ребята приобретают позитивный социальный опыт, у них формируется активная гражданская позиция.
    В дискуссиях, которые возникают в ходе проведения акций, дети являются участниками эффективных методов изучения региональных экологических проблем с реальными местными экологическими условиями, поиска возможностей их решения, так как акции по охране окружающей среды играют роль своеобразного камертона в процессе формирования экологического мышления.
    Кроме того, система работы экологического отряда позволяет создавать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между учителем и учащимися, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности, вести наблюдения, привлекать к решению экологических проблем значительное количество людей, вести просветительскую работу среди населения и учащихся. Развитие экологических знаний, в свою очередь, создает надежные предпосылки соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический вариант.
    Таким образом, экологическое воспитание, благодаря созданию экологических отрядов, послужит основой формирования гуманистически-ориентированного мировоззрения людей и должно быть всеобщим и непрерывным.
    Л. Гаврилова,
    учитель географии,
    куратор экологического отряда «Зеленый путешественник»
    Межводненской средней школы

    Выступление на заседании школьного экоцентра

    Отчёт о работе экологического отряда «Радуга»

    за 2017-2018 учебный год

    Общие данные:

    МБОУ «Карагайская СОШ №2».

    Экологический отряд « Радуга»

    Количество участников - 18 человек

    Дата создания отряда - сентябрь 2016 года

    Руководитель отряды - Новикова Анастасия Алексеевна

    Цель: Привлечь внимание обучающихся к актуальным проблемам экологии.

    Задачи: - Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.

    Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

    Приобщить обучающихся к природоохранной и просветительской деятельности.

    Формы и методы, используемые в отряде:

    Экскурсии в краеведческий музей;

    Встречи со специалистами - экологами;

    Экологические акции;

    Экологические праздники;

    Выпуск экологических газет, листовок, статей и брошюр;

    Школьные конкурсы фотографий и рисунков;

    Научно - практические конференции;

    Девиз: «Только вместе , только дружно, п омогать природе нужно!»

    Экологический отряд работает по трём направлениям

    - просветительское;

    - общественно-полезное;

    - учебно-познавательное.

    Приняли участие в мероприятиях школьного экологического проекта «Экологический календарь».

    Проведена выставка рисунков и викторина. (1 место).

    22 Марта - Всемирный день воды

    В этот день в школе проведена акция « В каждой капле воды - жизнь». Для учащихся 1-4 проведена игра - викторина « Вода - чудесный дар природы». (2 место)

    13 декабрь - День бурого медведя. (1 место в экологической квест-игре)

    1 апреля - Международный день птиц.

    Проведена интеллектуально-экологическая игра «Птичья неделя » (2 место).

    Пропагандистская и просветительская деятельность по охране окружающей среды.

    1. Выпуск экологической газеты «Радуга».

    2. Проведение экоуроков:

    «Хранители воды» «Вода России. Чистые реки», «День Байкала».

    3. Сбор макулатуры (2 место)

    4. Участие в краевой тематической олимпиаде «Рысёнок» (2 и 3 места)

    5. Муниципальная акция «Покормите птиц»

    Акция-конкурс «Каждой пичужке - наша кормушка» (3 место)

    Интеллектуально-творческая игра «Птичий переполох» (3 место).

    6. Участие в межмуниципальной конференции «Экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (сертификат участников).

    7. Участие во Всероссийском тематическом турнире «Мир вокруг нас» (диплом участника).

    Цели и задачи достигнуты.

    Приложение