Интеллектуальные игры для младших. Интеллектуальная игра для школьников. Детские игры на развитие памяти

Цель: способствовать формированию нравственных качеств.

Задачи:

    создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки;

    учить различать добрые и злые чувства и поступки;

    развивать у детей через игру внимание, память, наблюдательность, смекалку, воображение, гибкость мышления; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников;

    способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей; закреплять способы саморегуляции поведения; развивать коммуникативные способности.

Условия игры:

1.Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

2.В игре принимают участие все обучающиеся класса.

3.Игра проходит в четыре тура, после каждого тура выбывают участники, набравшие наименьшее количество звёзд.

4. Участник, который первый поднимет карточку с числом, соответствующим правильному ответу, получает звезду и передвигается по игровому полю на 1 шаг вперёд. (Можно поставить в ряд стульчики, карточки располагаются на них, а участники стоят сзади за своими стульчиками)

5. В финал выходят два человека, победитель остаётся один.

Оборудование: таблички с числами 1, 2, 3, для каждого участника; карточки двух цветов, красного и зелёного; звёзды; ростовая кукла Емеля на печке.

Ход игры:

Вступительное слово.

1 тур "Всезнайка" (10 вопросов)

2 тур "Сказочный" (10 вопросов)

3 тур "Веришь -не веришь" (10 вопросов)

Музыкальная пауза

4 тур "Финал"

Рефлексия игры, заключительная часть.

Вступительное слово.

Ведущий: Часто, в обыденной жизни, мы встречаем выражение "звёздный час", особенно когда это касается людей, которые добились определённых успехов. О художниках, актёрах, учёных, писателях говорят, что какой-то момент их жизни был "звёздным часом". Это момент, когда человек смог наиболее полно реализовать свои возможности, т.е. применить свои таланты, знания и умения. "Звёздный час" – это момент наивысшего признания в жизни человека.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре, в ходе которой каждый из вас, если очень постарается, тоже сможет показать свои знания и умения и приблизит свой "звёздный час".

Игра состоит из 4 туров. В каждом туре 10 вопросов. За каждый верный ответ и самый быстрый, участник получает звезду. Четвёртый тур -финальный, где останутся только 2 человека, самых быстрых, внимательных и сообразительных. Итак, начинаем!

1 тур "Всезнайка"

1.Как называется первый месяц весны?

- март

Апрель

Май

2. Какое по цвету молоко будет у коровы, если сама она чёрная?

Чёрное

- белое

Вкусное

3. Какой продукт вреден для зубов, если его употреблять в большом количестве?

Хлеб

Колбаса

-сахар

4.Как называется очень запутанная дорога?

- лабиринт

Путаница

Чехарда

5. Как называется наша Родина?

Франция

- Россия

Германия

6. Как называются звуки, которые тянутся голосом?

- гласные

Согласные

Твёрдые

7. Какое дерево из перечисленных относится к хвойным?

Берёза

Осина

- сосна

8. Назовите слово, которое обозначает предмет, относящийся к живой природе

Камень

- белка

Пенал

9. Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?

Улётные

Залётные

- перелётные

10. Как называются произведения, в которых зло борется с добром, но добро всегда побеждает?

Рассказ

Быль

- сказка

Ведущий:

Подведём итоги первого тура, подсчитаем звезды. К сожалению, несколько ребят покидают наше игровое поле. (Но им предложено подарить свои звёзды(у кого они есть) своим друзьям, оставшимся в игре.)

2 тур " Сказочный"

1. Какие поступки чаще всего совершает Баба Яга?

Добрые

- злые

Поучительные

2. Кем являлся Крокодил Гена для маленького Чебурашки?

Соседом

Дядей

- другом

3. Кто выручил в беде Заюшку, у которого хитрая Лиса заняла избушку?

-петух

Кот

Медведь

4.Какая была старуха в сказке о "Золотой рыбке"

Весёлая

- жадная

Добрая

5. Назовите отрицательного сказочного героя

- Старуха Шапокляк

Карлсон

Дюймовочка

6. Кого мечтал завести в друзья Малыш?

Котёнка

-щенка

Хомячка

7.Кто спас Дюймовочку от замужества с Кротом?

Майский жук

Полевая мышь

- ласточка

8 . Какая была в начале сказки бабушка Федора, от которой убежала посуда?

- ленивая

Трудолюбивая

Заботливая

9. Кто помогал в трудной ситуации Крошечке - Хаврошечке?

Клубок ниток

- коровушка Бурёнушка

Петушок Золотой Гребешок

10. Назовите героиню сказки, которая, благодаря своему трудолюбию, терпению и доброму сердцу, прошла много испытаний судьбы, превратилась в принцессу и вышла замуж за принца

Алёнушка

- Золушка

Машенька

Подведение итогов 2 тура.

3 тур "Веришь - не веришь"

Для ответов применяются цветные карточки: красный - нет (не верю)

зелёный - да (верю) (можно сделать небольшое отступление на правила дорожного движения, на сигналы светофора: красный - нет, идти нельзя! зелёный - да, путь открыт.)

Ведущий: Верите ли вы, что...

1. Чебурашку нашли в апельсинах. (да)

2.У старухи Шапокляк в сумочке жила мышка (нет)

3.Если ты на уроке очень устал, то можешь поспать (нет)

4.Улыбаться надо чаще. (да)

5. Сейчас придумали такие правила, когда можно не уступать место старшему (нет)

6.Сказка - это ложь. (да)

7. Перед едой можно руки и не мыть. (нет)

8. Помогать нужно только друзьям. (нет)

9.О кошках и собаках заботиться не обязательно. (нет)

10. Колобок был глупым и доверчивым. (да)

Подводятся итоги 3 тура.

Для перерыва и отдыха предлагается игра "Музыкальная звезда"

На полу разбросаны звездочки, на одну меньше, чем количество детей(в игру пригашаются снова все участники). Дети под весёлую музыку танцуют, когда музыка прекращается, они стараются быстрее взять одну звёздочку, кому не досталось звезды, тот выходит. Затем игра продолжается, каждый раз вместе с участником убирается одна звезда с игрового поля. А тот, кто возьмет последнюю, у того она остаётся. А если это уже выбывший участник основной игры, то он может подарить свою "звёздную добычу" другу.

4 тур Финал

В финале остаются 2 человека, у которых насчитывается наибольшее количество звёзд. Парное количество звезд убирается. Шанс выиграть возрастает у того участника, у кого остались звёзды. Немаловажная роль отводится тому моменту, что, если ты - человек добрый, у тебя много друзей, а если есть друзья, то они свои звёзды подарят именно тебе.

Всем ребятам предлагается собрать из "рассыпавшихся" букв слово:

Н Б С О Е А Ж Л Е К =БЕЛОСНЕЖКА

Затем финалистам по времени предлагается, наоборот, используя только эти буквы, составить как можно больше других слов, отвечающих на вопрос что? И снова выручает дружба! Финалист может пригласить себе в помощники своего друга (одна голова - хорошо, а две - лучше).

Побеждает тот, у кого слов будет больше!

При подведении итогов финала помогают звёзды. Их можно использовать вместо слова (если составленные слова у игрока уже закончились).

Ведущий: Вот и наступил твой звёздный час! Это произошло благодаря твоим знаниям, твоим стараниям и стремлению к этой победе. Твои верные друзья были рядом и поддержали тебя в трудную минуту. Поздравляем тебя и желаем, чтобы в жизни твоей всегда были рядом надёжные и верные друзья, а этот звёздный час был лишь только ступенькой к большим победам и достижениям!

(Предоставляется слово победителю. Он может сказать, всё, о чём мечтает, чего хочет. Может сказать о том, что ему не нравится и он хочет это изменить.)

Ведущий: А вот есть такой сказочный герой, которому очень повезло. Был он ленивый, сам ничего не хотел делать, даже с печки слезть, и то было лень. Но нашлась в сказке волшебная щука, которая исполняла все его желания. Отгадайте, кто это? ЕМЕЛЯ.

Вот и к нам сегодня "приехал" Емеля, да не с пустыми руками! Хоть и ленив он, да душа у него добрая! (Появляется Емеля на печке, из печки достаём угощения, пьём чай и делимся впечатлениями)

Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй – зимой, в третьей – весной, в четвёртой – летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Оценочный лист.
  6. Секундомер.
  7. Гонг.
  8. Грамоты и призы
  9. «Шапочка Мудрейшего»

Описание игры

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 - х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА 1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА 1 2 3 4
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 2 3 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 2 3 4

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

СПОРТЛАНДИЯ 10 20 30 40
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА… 10 20 30 40
РАЗНЫЕ СТРАНЫ 10 20 30 40
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ 10 20 30 40

Несколько вопросов I и II тура относится к категории «Кот в мешке» и к категории «Вопрос-аукцион». Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории «Кот в мешке», то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся «Вопрос – аукцион», топраво ответа получает та команда, которая предложит большую «цену». «Торговаться» могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре у частники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки , т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания – 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается «Шапочка Мудрейшего»

ХОД ИГРЫ

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

Примеры игр

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

Сценарий игры «Мир сказок»

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка - палка,
носок - песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

Игры для старших детей

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.

Валентина Крутакова
Интеллектуальная игра для дошкольников и младших школьников «Хочу все знать!»

Цели :

Развивать у воспитанников познавательный интерес ,

Развивать быстроту реакции, память, мышление, логику, речь,

Способствовать обогащению словарного запаса,

Выяснить уровень осведомленности и знаний ребят в разных областях,

Расширять кругозор, представления об окружающем мире,

Способствовать сплочению коллектива, созданию у ребят хорошего настроения, организации досуга, получению знаний,

Учить работать в командах и парах.

Оборудование : жетоны для каждого участника, лента победителя игры «Хочу все знать » или грамота, сладкие и утешительные призы для всех ребят, карточки с лабиринтами, карточки с изображением разных теней и осколков.

Ведущий предлагает детям выполнить разные задания, ответить на вопросы, по итогам каждого конкурса – задания, ребенку выдается по 1 жетону. В конце игры жетоны каждого игрока подсчитываются и определяется победитель. Для младших ребят задаются простые вопросы, для ребят постарше – потруднее, ответы нужно обосновать.

Ход занятия:

(ведущий – воспитатель)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем интересную игру , она называется «Хочу все знать . Эта игра называется интеллектуальной , требует быстроты реакции, внимания, памяти, работы мозга и вашего умственного развития в целом.

Вам будут предложены разные задания, которые нужно будет выполнить. Мы проверим ваши знания в разных областях, по результатам их выполнения мы выясним знатока , самого эрудированного из вас.

Итак, вы готовым узнать самого мудрого , эрудированного среди вас? Тогда начинаем! Сначала давайте разучим кричалку и все громко, хором, ее прокричим :

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы много чему учимся!

И все у нас получится!

Задание 1. Знатоки сказок

Я начну, а вы заканчивайте,

Только в рифму отвечайте!

В сказке лошадь не простая :

Чудо – грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью (горбунок)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался (колобок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила, жевала сдобу.

К сожалению, у особы,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тетя (кошка)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит (крокодил)

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник (Бармалей)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор (Айболит)

Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пятачок.

Он был раз облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок (Винни Пух)

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется (Чебурашка) .

Молодцы, ребята, верно справились с заданием. Каждый, кто отвечал на вопросы, получает по жетону. А сейчас мы узнаем, кто из вас самый сообразительный.

Задание 2. Вопросы на смекалку, сообразительность.

1. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких же сарделек? (6 минут) .

2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько существ отправлялось в Москву? (1 баба) .

3. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать вам нужно самую малость : сказать, сколько ламп осталось? (пять) .

4. Сколько зубов у взрослого человека? (32) .

5. Как правильно говорить : «У рыбов нет зубов» , «У рыбьев нет зубьев» , «У рыб нет зуб» ? (у рыбы есть зубы) .

6. У какой рыбы глаза на одной стороне? (у камбалы) .

7. Куда заносят исчезающих животных? (в Красную книгу) .

8. А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, что осталось на трубе? (и) .

9. Сколько солнышек на небе? (1) .

10. Сколько всего пальцев у человека? (20. По 5 на каждой руке, по 5 на каждой ноге) .

12. Вспомните и назовите пословицы о здоровье. («В здоровом теле – здоровый дух» , «Чистота – залог здоровья» , «Здоровье не купишь, - его разум дарит» и др.).

13. Что может убить лошадь? (капля никотина) .

14. Что тяжелее : 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково) .

15. На столе стояли 3 стакана с вишней. Петя съел вишню из 1 стакана и поставил его опять на стол. Сколько стаканов осталось? (3) .

16. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яиц не несет) .

17. Назови 5 дней недели, не называя их по именам (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) .

18. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, т. к. в феврале 28 дней) .

19. Сколько жирафов плавает в черном море? (нисколько, жирафы не плавают) .

20. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет говорить) .

Молодцы, ребята, старались верно отвечать на вопросы.

А сейчас я предлагаю вам пройти лабиринт, кто быстрее.

Задание 3. Пройди лабиринт

На столике перед вами лежат карточки с лабиринтами, вам надо как можно быстрее их пройти. Дети проходят лабиринт на карточках, помечают путь к выходу из лабиринта. Кто с заданием справляется быстрее и лучше, получает жетон.

Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Задание 4. Загадки

Доска на веревке не хуже лошадки,

Катает всех ловких на детской площадке. (качели)

Из – под крыши крыша

Гулять под дождик вышла. (зонт)

Круглый, гладкий, как арбуз,

Цвет любой, на разный вкус,

Коль отпустишь с поводка,

Улетит он в облака. (воздушный шарик)

Стукнешь о стенку – я поскачу,

Бросишь на землю, а я отскачу,

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать я никак не хочу . (мяч)

Какой это мастер на окна нанес

И литья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (язык, глаза, уши) .

Во лугах растут сестрички,

Золотой у них глазок и белые реснички. (ромашки)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (ежик)

Разноцветное коромысло

Через реку повисло. (радуга)

Сто одежек и все без застежек. (капуста)

Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (солнце)

Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь)

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (муравьи)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки, а сейчас немного отдохните. Вам надо на карточках найти соответствующий осколок или тень, вставить в рисунок нужный фрагмент.

Задание 6. Подбери по тени, осколку

Перед ребятами лежат карточки с нарисованными сосудами, разными тематическими картинками. На некоторых частях картинок на каждой карточке отсутствуют какие – то детали. Задача ребят – найти и вставить в пропущенные места нужные детали, тень, осколки.

Молодцы, ребята, быстро и верно справились с заданием. А сейчас давайте поиграем , отдохнем. Вы знаете, что такое эхо? Представьте себе, что вы - эхо. Я буду говорить фразы, а вы должны повторять эти фразы точно за мной, слово в слово.

Задание 7. Синхронное эхо

Собирайся, детвора /ра, ра/,

Продолжается игра /ра , ра/,

Бей в ладоши веселей /лей, лей/,

Да ладошек не жалей /лей, лей/,

Сколько времени сейчас? /час, час/,

Сколько будет дважды два? /два, два/,

Ходит кругом голова /ва, ва/,

Это ухо или нос? /нос, нос/, (показываем ухо)

А быть может сена воз? /воз, воз/,

Это ухо или глаз? /глаз, глаз/, (показываем ухо)

А вот это что у нас? /нас, нас/, (показываем на коленку)

Как поет в селе петух? /ух, ух/,

Вы хорошие, послушные всегда? /да, да/,

Или только иногда? /да, да/,

Не устали отвечать? /чать, чать/,

Разрешаю замолчать /чать, чать/,

Вот и конец нашей игре /ре, ре/,

И спасибо вам, детворе! /ре, ре/.

Молодцы, ребята, смогли стать настоящим эхом, дружной и сплоченной командой. В игре вы старались помогать друг другу, поддерживать и подбадривать.

Итог занятия :

Вот и подошла наша интеллектуальная игра к концу , вы все старались, хорошо справлялись с предложенными заданиями. Что вы узнали нового для себя, чему научились? Спасибо вам за хорошую игру, ваши знания! Старайтесь и дальше хорошо заниматься, будьте внимательны на занятиях, наблюдайте за происходящим вокруг, за окружающим миром и его изменениям и, старайтесь стать образованными, культурными и интеллектуально развитыми людьми !

Сейчас мы подсчитаем все ваши жетоны, заработанные вами на нашей игре «Хочу все знать ,узнаем, кто из вас стал самым эрудированным, умным, интеллектуальным (подсчет жетонов) . А теперь мы будем проводить награждение. Самым умным стал (стала (имя, фамилия ребенка - победителя) . Ему вручается лента победителя, почетная грамота, всем участникам - сладкие поощрительные призы. Всем спасибо, до новых встреч на наших играх и занятиях .

Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.

Интеллектуальные игры для детей и младших школьников можно придумывать самим, можно воспользоваться уже имеющимися играми. В любом случае, польза от таких игр есть.

Рассмотрим некоторые из, уже существующих, интеллектуальных игр.

Игра — интеллектуальное казино АЗ И Я.

Данная игра примечательна тем, что её можно интерпретировать, используя любую страну, государство, океаны и много чего ещё.

Хотя придётся немного «повозится», чтобы подобрать некоторые названия, вопросы и характеристики. Суть данной игры в том, чтобы закрепить знания о стране, государстве, в данном случае об Азии.

Данная игра включает 4 тура, задания, которых задаются всем командам. Ответы должны писать на бумагу, затем озвучивать по истечении определённого времени (например, 60 сек.).

  • Первый тур. Суть заключается в том, чтобы правильно ответить на вопросы об Азии (А З И Я, состоит из 4-х букв, значит будет по 4 вопроса). Вопросы о стране должны быть те, которые изучались на уроках. За каждый правильный ответ, команда получает по букве (от слова Азия).
  • Второй тур. Перечислить названия рек, достопримечательностей…, того, что изучалось на уроках о данной стране. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
  • Третий тур, называется « интеллектуальное казино», где необходимо задавать вопросы о стране, ответы на которые дети должны были знать из пройденной программы. За каждый правильный ответ – 5, 10, 15 балов (количество баллов зависит от сложности вопроса, где сложность определяет учитель при составлении вопросов). Составьте по 3-4 вопроса каждой сложности.
  • Четвёртый тур, называется «блеф клуб». Здесь задаются вопросы на логику и внимательность (вопросы, содержащие правильный или не правильный ответ). Нужно ответить «да» или «нет», при этом, если надо, пояснить. Например, вопрос — Столица Азии – Ташкент? Ответ – «нет», у Азии нет столицы, она не является государством.

Игра окончена, знания закреплены, есть победители. Поощрения – на Ваше усмотрение.

Конкурс, составь слово из словосочетания, или другого слова

Эта игра интересна для школьников любого возраста. Необходимо из букв слова или словосочетания составить как можно больше существительных, при этом каждую букву можно использовать только один раз.

Данное задание можно усложнять, допустим, составлять английские слова из английского слова. Например, слово параллелепипед.

Составляем слова: пар, лед, парад, лапа, плед…

Конкурс « Анаграмма»

Это где имея два или более существующих слов, необходимо составить одно, например города.

  1. сто и ров – слово РОСТОВ,
  2. лис и вьюн – слово ВИЛЬНЮС,
  3. пол и вата — ПОЛТАВА…

А если Вы хотите научить своего ребенка как составить слова из большого слова считайте .

Мозайки и конструкторы

Хорошо развивают логику игры мозаики.

Различны конструкторы:

  1. лего,
  2. деревянные,
  3. железные…

Задания в журналах

Журналы, развивающие логику и мышление, в которых имеются такие задания как:

  1. ребусы,
  2. головоломки,
  3. кроссворды,
  4. дорисуй картинку,
  5. найди отличия,
  6. и другие.

Это только некоторые игры, из числа многих, которые существуют. Большинство из них можно развивать, привнося в них что-то своё.

Многие игры Вы можете придумывать сами, это совсем не сложно, главное ориентироваться на возраст своих детей (школьников). В любом случае, будете Вы пользоваться классическими существующими играми, или своими придуманными, неважно.

Эффект точно будет, благодаря множеству из таких игр, дети не только развиваются умственно, но и учатся работать в команде.
Играя – можно стать умнее!

Во что бы дети ни играли,
Чего бы им ни задавали,
Усвоить нужно лишь одно,
Все игры быть должны с умом.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!