Игры со звуком щ. Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой. Парные и непарные согласные звуки

Алсу Багаутдинова

«Вместе с Незнайкой »

Тема : «Звук щ » .

Цель : знакомство со звуком щ и буквой Щ .

Задачи : - развитие общих речевых навыков (звукопроизношения , чёткой дикции, звучности и подвижности голоса);

Автоматизация звука щ в слогах , словах и предложениях;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие навыков словообразования;

Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов ;

Знакомство с правилами правописания ща, щу, щи;

Организовать самостоятельную работу детей с кассами букв ;

Воспитание усидчивости, умения слушать друг друга.

Оборудование : сказочный герой Незнайка , индивидуальные зеркала, зелёный и красный замки, цветовые символы звуков , артикуляционный профиль звука щ , наборное полотно, кассы букв , полоски бумаги для построения схемы предложения, веер с правилами правописания ща, щу,щи, строчная и заглавная буквы Щ , рисунок Бармалея, предметные картинки (щука, плащ, щепки, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит, и др.)

Место проведения : МДОУ №6 «Тургай» , п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Р. Т. Подготовительная группа.

Предварительная работа : В течение года регулярно проводилась работа над формированием навыков словообразования, слогового и звукового анализа слов , развивался навык построения предложений и построения их схем.

Литература.

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов » , пособие для логопедов, М.: 2001.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 3 тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

3. Азбука правильного произношения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам, ребята, на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас! Давайте, поприветствуем их!

Имитация сбора щавеля.

Дети вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт вас домой. Скажите ей : «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи» .

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звука щ из чистоговорки .

Какой звук повторяется чаще других?

+Звук щ .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком щ и узнаем новую букву Щ .

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ .

Посмотрите в зеркала и произнесите звук щ ! Что стало с вашими губами?

Стали похожи на «окошко» !

Правильно, губы слегка выдвинулись вперёд и стали похожи на «окошко» . Посмотрите на профиль, где находится кончик языка?

Он поднят к бугоркам за верхними зубами.

Правильно, спинка языка поднята.

Давайте, попробуем спеть звук щ !

-Звук щ очень хитрый звук он тянется и поётся , но во рту есть преграда?

Да, язык и зубы.

Ребята, а горлышко поёт или отдыхает?

Нет, оно отдыхает.

Повторим, что можно сказать про звук щ ?

Согласный, глухой.

-Звук щ – всегда мягкий , у него, как и у звука ч , нет старшего брата – твёрдого. Значит, в какой замок, мы его поселим?

В зелёный.

4. Произношение звука щ в слогах .

Ребята, у нас сегодня будет ещё один гость! А какой, вы узнаете, угадав загадку! Послушайте!

Что за мальчик интересный На любой вопрос из вне

Отвечает он всегда : «Не знаю я!" И за это все друзья, прозвали его…

Как ребята, как вы думаете?

Правильно, Это Незнайка !

Н : Здравствуйте, ребята!

- Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами .

Н : А что это у вас за красный замок? И кто там живёт?

Там живут гласные звуки .

Н : А почему их называют гласными звуками ?

Потому что это звуки , которые поются и тянутся.

Н : Ах, как интересно! А наш новый звук может с ними подружиться?

Давайте, их познакомим, ребята! И покажем Незнайке , как они дружат.

Ща, щу, ще, щи.

-Незнайка ты присаживайся с ребятами, вот твоё место!

5. Произношение звука щ в словах .

Ребята, назовите для Незнайки слова , в которых звук щ слышится в начале слова.

Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щётка.

В каких словах наш звук произносится в середине слова?

Клещи, площадь, овощи.

В каких словах звук щ произносим в конце слова?

Лещ, плащ, овощ.

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ . Дети его поправляют.

6. Звуко - слоговой анализ и синтез.

-Незнайка , назови самое короткое слово из четырёх : щи, щит, щука, щегол.

Н : Щегол.

Дети, вы согласны с ним?

Почему не согласны?

В слове щегол 5 звуков .

Сколько звуков в слове щи ?

Два звука .

Какой звук появился в слове щит?

+Звук т .

Сколько звуков в слове щука ?

Четыре звука .

А в слове щегол?

Пять звуков .

Значит, самое короткое слово…

Поставьте картинки на наборное полотно. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука , на втором ряду – предмет с тремя звуками , в третьем – с четырьмя, на самом нижнем ряду – с пятью звуками .

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют её.

-«Разбросайте» звуки слова щука . Обозначьте их кружочками.

Щ, у, к, а.

Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ слова при помощи цветных крышек, которые лежат на партах. Незнайка выполняет задание у доски.

- «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков п , л, а, щ.

Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему плащ.

Н : Да!

Почему не подходит?

Объяснения детей.

К какому слову она подойдёт?

Н : К слову щука!

К слову щипцы.

Сколько слогов в слове овощи?

Н : Два слога. Правильно, ребят?

Объясните, почему вы с ним не согласны.

В слове три слога, т. к. 3 гласные о, о, и.

Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание.

Н : «Возьмите» первые звуки из слов ручка , овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось?

Н : Я обозначу кружочками.

Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками.

Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки .

–Моё задание будет ещё сложнее. Послушайте слоги : ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов?

Щенок, клещи.

Обозначьте их кружочками.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ребёнок у доски.

7. Физминутка.

Два щенка щека к щеке {руки сложить ладонями друг к другу :

Щиплют щётку в уголке к правой,

А у щётки половой а затем к левой щеке. }

Палка есть над головой {руки поднимаем вверх и соединяем

над головой}

Палка – щёлк щенков с плеча {хлопок по плечам}

Два щенка ушли пища. {обойти вокруг своего стола и сесть}.

8. Образование существительных с помощью суффикса «-ищ-» .

Посмотрите, какой рисунок принёс нам Незнайка . Это, какое- то чудище. У него не глаза, а…

Глазищи.

Не усы, а…

Не нос, а…

Не руки, а…

Не ноги, а…

9. Звук щ в предложениях . Анализ словесного состава предложения.

Выкладываются предметы.

-Перед вами вещи :…

Ящик, щётка, плащ и клещи.

Объясните, для чего они нужны?

Плащ – это верхняя одежда.

Составьте с одним из слов предложение и из полосочек бумаги постройте схему предложения.

Анализ одного – двух из предложений.

10. Знакомство с буквой Щ .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

На какую букву она похожа ?

На букву ш , только у неё крючочек внизу.

Теперь прочитайте вот эти слоги!

Ща, щи, щу.

-Запомните правило : ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

11. Чтение и печатание слов с заменой отдельных букв .

В слове пила замените букву л на щ . Что получится?

Даются аналогичные задания со словами плющ – плащ, мука – щука.

12. Звук щ в чистоговорках . Словотворчество детей.

Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке : ащ –ащ –ащ -…

Гол –гол –гол -…

Ель – ель –ель -…

Придумывание чистоговорок – небылиц.

13. Итог занятия.

Ну, Незнайка , понравилось тебе у нас?

Н : Да, очень!

Чему ты научился?

Н : Научился делить слово на слоги, узнал новый звук щ , также обозначать звуки кружочками , читать и писать!

Как ты много узнал! Теперь ты стал Всезнайкой! Правда, ребята?

Что вы, ребята, больше всего запомнили на занятии?

Что больше всего понравилось?

Занятие окончено, до свидания!

До свидания!



, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Обучать навыкам чтения, умению работать с текстом.

2. Содействовать формированию фонематического слуха, речи учащихся, развивать у детей желание и умение принимать участие в беседе.

3. Воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование: "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Молодцы, ребята!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране АБВГДейке с тетушкой Совой.

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Хвостиков виляет,
Зубаста, а не лает.

IV. Работа над новым материалом.

Какой звук имеет буква Щ?

Что это за звук?

Он впервые у нас. Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работу с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно, наша старая знакомая Сова. Слайд 2.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

А теперь поработаем с новым звуком.

Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Можно ли его спеть?

Как называются звуки, при произношении которых, воздух задерживается? (Согласные.)

Давайте произнесем звук [щ] сначала твердо, а потом мягко.

А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ]. Определите, он глухой или звонкий? (Глухой.)

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (Согласный, глухой, всегда мягкий.)

Посмотрите вокруг и назовите предметы, в которых встречается звук [щ]. Слайд 3.

Сравните звук [й], [ч], [щ].

Что вы заметили? (У звука [й], [ч] появился новый друг.)

Проведем звуковой анализ слов: щука, роща, щавель, щепка. Слайд 4.

Сколько слогов в слове щука, щавель? (2 слога.)

Сколько гласных и согласных букв в слове щепка, роща? (В слове "щепка" 2 гласных и 3 согласных звука)

Сколько букв и звуков в слове щавель? (6 букв, 5 звуков)

Работа с учебником.

Прочитайте слоги с буквой щ в учебнике на странице 56.

Со всеми ли гласными звуками можно встретить букву щ? Почему?

Давайте прочтем стихотворения про щетку, выберем слова со звуком [щ].

Самостоятельно прочтите текст "Щука" на стр. 53.

Ответьте на вопросы текста, подтверждая предложениями из текста.

Где водится щука?

Как двигается щука?

Как говорят про щуку?

Как вы понимаете это высказывание?

Понаблюдайте за словами, в которых встречается буква щ.

Обсудите это со своим товарищем по парте.

Что вы заметили? (Буква щ не дружит с буквами я, ю.)

Какое правила необходимо запомнить?(Ча, ща пиши с буквой А, чу, щу пишу с буквой У.)

Прочитайте и запомните правило на странице 53.

V. Итоги урока.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Что вы узнали про букву Щщ?

I. Повторение.

Чтение «Волшебной таблицы» с буквами X и Ц.

Чтение с доски.

Вот наш дом. У дома сад. В саду растут вишни и малина. За домом дуб. Наш сад мал, но хорош.

II. Работа по теме.

1. Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ).

Артикуляция, характеристика звука.
Вывод: согласный, шипящий, глухой, мягкий.

Придумайте слова с новым звуком.

У меня пропал носок, Утащил его... (щенок). Медведица рыщет,

Медвежат под елкой... (ищет).

4. Доскажи словечко.

Капризные сандалии

Однажды мне сказали. –

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой... (щетки).

5. Запомните слова со звуком [щ], которые встретятся вам в сказке Эдина «Верное средство».

ВЕРНОЕ СРЕДСТВО

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит он по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

-Я знаю верное средство, - щебечет щегол. - Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет...

-Глупости! - прервал его мышонок Мыша. - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!

-Да, это средство верное, но помогает только мышам, - серьезно сказал поросенок Персик. - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Не-е-т," я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-ак...

Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

III. Физкультминутка.

Рыбки

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

IV. Знакомство с буквой Щ, щ (картинка).

Разбойница щука

Жить рыбам мешала -

Ловила плотву,

Карасей обижала

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Но как-то однажды

Взяла и пропала...

Видать, на крючок

Рыболову попала!

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем мы щавель на щи,

В поле травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

1.На что похожа буква Щ?

На расческу щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В.Степанов

Место буквы в алфавите.

Игра «Слоговое лото».

Составь слова из слогов: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле.

V.Чтение с доски, печатание.

ща щуки щенок

щу лещи щегол

щи ищу роща

ще чищу чаща

плащ товарищ щавель

плащи товарищи щука

VI.Словарь «Овощи».

Мама принесла овощи. Морковь, картошка, горох, лук, свекла – овощи. Она будет варить щи.

Штриховка (геометрические фигуры по шаблону) .

Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия

Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.

ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.

Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.

Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.

Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".

Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.