I съезд советов ссср. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Основные решения первого общесоюзного съезда советов

Всесоюзные Съезды Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР) 1922-1938.

Создание системы высших органов СССР неразрывно связано с созданием самого нового государства – Союза Советских Социалистических республик.

Весной и летом 1922 г. велись переговоры между РСФСР и УССР об уточнении их федеративных отношений. В мае 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию под председательством М.В. Фрунзе для решения этого вопроса. В ходе ее работы выяснилась необходимость установить новые формы государственных отношений не только между РСФСР и УССР, но и между другими республиками. «Было решено, - писал М.В. Фрунзе, - предложить всем союзным республикам обсудить вопрос о взаимоотношениях советских республик во всей широте и наметить соответствующие решения». Летом 1922 г. вопрос об уточнении принципов построения федерации был поставлен президиумом ЦИК БССР и Закавказским крайкомом РКП (б) в ЦК партии.

Однако по вопросу о принципах создания единого союзного государства не было единого мнения.

Первоначально высказывались три точки зрения:

1) создание союза в форме конфедерации, при которой все республики обладали бы национальными рынками, валютой, таможенными системами, армиями и т.п.;

2) включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии;

3) создание федерации равноправных республик.

Неприемлемость первого предложения выявилась быстро, тогда как второе, исходившее от Сталина, активно навязывалось республикам. Подготовленный И.В. Сталиным проект «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на началах автономии, не предусматривал гласного его обсуждения, а был рассчитан на реализацию в директивном порядке. Широкое распространение этой идеи объяснялось тем, что органы РСФСР (съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы)\ в 1921- 1922 гг. уже фактически приобрели значение общефедеральных. За «автономизацию» республик выступали и отдельные представители автономных республик РСФСР. В сентябре-октябре 1922 г. план «автономизации» обсуждался на пленумах ЦК компартий советских республик. Безоговорочно этот план поддержали ЦК Компартий Азербайджана и Армении; пленум ЦК Компартии Грузии призвал его преждевременным; ЦК Компартии Белоруссия выдвинул идею сохранения договорных отношений между БССР и РСФСР. И хотя мнение Украины еще не было известно, 23-24 сентября 1922 г. комиссия ЦК РКП (б) одобрила тезисы Сталина.

В.И. Ленин не участвовал в обсуждении, но, ознакомившись с материалами 26 сентября 1922 г., направил членам Политбюро письмо. Отвергнув идею «автономизации», Ленин выдвинул и обосновал идею образования союза республик - Союза ССР. Именно советская социалистическая федерация представлялась ему наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Функционирование советской федерации он мыслил как длительный этап разрешения всех противоречий в области национальной жизни, включая сферу государственных отношений, «Такой союз, - писал Ленин, - нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью». Формально согласившись с ленинским предложением, Сталин не отказался от своей позиции и выдвинул тезис о примате классового над национальным. Об этом он говорил в докладе на XII съезде партии (апрель 1923 г.), когда Союз ССР уже был создан, но еще не была утверждена Конституция СССР. Новый проект комиссии ЦК РКП (б) был окончательно утвержден на Пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Он получил полное одобрение партийных и советских органов, трудящихся масс республик. ЦИК УССР (16 октября 1922 г.), I Закавказский съезд Советов (13 декабря), IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря), X Всероссийский съезд Советов (26 декабря) одобрили и поддержали идею создания Союза ССР. Октябрьский Пленум ЦК РКП (б) образовал комиссию для выработки «Основных пунктов» будущей Конституции СССР. Комиссия приняла предложение М.И. Калинина создать в качестве верховного органа власти Всесоюзный съезд Советов (первоначальный проект ограничивался общесоюзным ЦИК).

Предложение Л.Б. Каменева и Т.В. Сапронова о том, чтобы создаваемое государство именовалось РСФСР, было отвергнуто. Выработка проекта Основ Конституции и текста Союзного договора была поручена подкомиссии, которая приняла документы, подготовленные Г.В. Чичериным и Д.И. Курским. Было предложено на I съезде Советов СССР принять Декларацию и Договор об образовании СССР лишь в основном, затем ратифицировать их в ЦИК республик и только после этого на II съезде Советов СССР окончательно утвердить эти документы.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР, 33 - от БССР. Съезд утвердил два основных документа: Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В первом из них говорилось, что Союз ССР - это добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем социалистическим советским республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой сохранялось право выхода из Союза. Союзный договор состоял из 26 пунктов, в которых определялись основы объединения - компетенция Союза ССР, структура органов власти и управления, устанавливалось единое гражданство и т.п. I съезд Советов СССР избрал ЦИК СССР. В тот же день, 30 декабря, на первой сессии ЦИК СССР был избран его Президиум и четыре председателя ЦИК СССР (по числу объединившихся республик). Президиуму было поручено подготовить к следующей сессии ЦИК - к апрелю 1923 г. - проекты положений о наркоматах СССР, о СНК и СТО СССР, о ЦИК СССР и его членах, проекты государственного флага и герба СССР.

Таким образом, I съезд Советов СССР стал завершающим этапом объединительного движения народов советских республик. Создание СССР явилось выдающимся событием, показавшим возможность и целесообразность такого союза народов на началах добровольности и равноправия. Представляется, что главной целью образования СССР было даже не решение национального вопроса как такового. Скорее это была форма организации связей между национальными государствами. Но если идея объединения и создания федерации равноправных республик не вызывала возражений, то вопрос о том, как осуществить на практике конструирование органов власти и управления федерации, некоторое время был не совсем ясным. Поэтому вскоре после съезда Советов ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию ЦИК под председательством М.И. Калинина. Одновременно Пленумом ЦК РКП (б) была создана конституционная комиссия под председательством Сталина. 27 апреля 1923 г. (после XII съезда партии) Президиум ЦИК решил создать новую Конституционную комиссию в составе 25 чел. из представителей всех союзных ЦИК. Расширенная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. Были обсуждены проекты Конституции СССР, разработанные ВЦИК, ЦИК УССР и ЦИК БССР. В ходе работы над единым проектом Конституции развернулась острая полемика вокруг его отдельных положений и статей. В некоторых из представленных в Конституционную комиссию проектов содержались идеи конфедерации, в других - «автономизации».

Представители отдельных автономных республик (в частности, Татарской) вообще предлагали ликвидировать РСФСР, с тем чтобы автономные республики вошли в СССР непосредственно, как субъекты федерации.

Сводный проект Конституции СССР был подготовлен комиссией к середине июня 1923 г. Затем он был одобрен на Пленуме ЦК РКП(б), рассмотрен и одобрен высшими органами государственной власти союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и решил вынести его для окончательного утверждения на II съезд Советов СССР. 6 июля 1923 г. первая общесоюзная Конституция вступила в силу. В июле Президиум ЦИК СССР известил народы и правительства мира о том, что высшие органы власти и управления СССР оформились и начали действовать. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация, принятая еще I съездом Советов СССР, вошла в Конституцию без изменений. Договор вместо 26 теперь содержал 72 статьи. Конституция определила структуру союзных органов власти, их компетенцию. Специальный раздел был посвящен гарантиям суверенных прав союзных республик. Сочетание союзного суверенитета и суверенитета республик гарантировалось разграничением сферы компетенции между союзными и республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в национально-государственном строительстве. Эти изменения шли по нескольким направлениям:

1) изменение состава СССР в результате образования новых союзных республик;

2) изменение государственно-правовой формы некоторых республик, автономных областей;

3) усиление роли центра, союзных органов власти и управления в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

Крупным событием стало национально-государственное размежевание в Средней Азии. До 1924 г. на территории Средней Азии и Казахстана существовали три государственных образования - Туркестанская АССР, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская НСР. Их границы не совпадали с этническими границами расселения народов. В январе 1924 г. на XII съезде Советов Туркестанской АССР был поставлен вопрос о национально-государственном размежевании. 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары, Хорезма)», которое затем было обсуждено в этих республиках. 14 октября 1924 г. ВЦИК принял решение о выделении Туркестанской АССР из состава РСФСР, предоставив ее народам право создать собственные национальные образования.

В результате размежевания были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. 27 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил решение о создании среднеазиатских национальных республик и областей. 2 января 1925 г. территория Памира была включена в состав Таджикской АССР в качестве Горно-Бадахшанской автономной области.

Для управления вновь созданными республиками и областями в организационный период были образованы временные ревкомы. Они провели необходимую подготовку к проведению выборов в местные Советы и на первые национальные съезды Советов. Наряду с определением границ вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание - распределение между республиками и областями всех ценностей (фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т.п.), исходя из численности их населения и размера территории.

III съезд Советов Союза ССР13 мая 1925 г. единогласно принял в состав Союза ССР Туркменскую ССР и Узбекскую ССР В 1929 г. Таджикская республика из автономной была преобразована союзную. Принимая во внимание, что эта республика по национальному, экономическому и географическому признакам являлась совершенно обособленной от Узбекской ССР, ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. утвердил преобразование Таджикской АССР в Таджикскую ССР. На VI съезде Советов СССР (1931) она была принята в состав СССР. Таким образом, к началу 30-х годов в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. В то же время уточнялись границы союзных республик: их стремились привести в более полное соответствие с границами фактического расселения народов. Так, к Белоруссии, например, отошла часть территории РСФСР - отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где преобладало белорусское население, к Таджикистану - часть территории Узбекской ССР и т.п.

В середине 20-х годов было проведено размежевание Горской республики. В феврале 1924 г. по докладу А.И. Микояна «О конструкции власти в Горской республике» Оргбюро ЦК партии приняло решение о создании Северо-Осетинской и Ингушской автономных областей и Сунженского (казачьего) округа. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и другие автономные области Северного Кавказа и Дагестанская АССР в 1925 г. вошли в состав Северо-Кавказского края. В 1934 г. в результате слияния двух областей была создана Чечено-Ингушская автономная область. В мае 1923 г. было оформлено создание Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В июле 1923 г. Карельская трудовая коммуна была преобразована в Карельскую АССР. В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую АССР.

В марте 1924 г.

Политбюро ЦК КП(б)У обсудило доклад Г.И. Котовского о создании Молдавской республики, а в июле было принято постановление о создании Молдавской АССР со столицей в г. Балта. Кара-Киргизская автономная область в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а 18 ноября 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В январе 1930 г. Мордовский округ, созданный в 1928 г. в составе Средне-Волжского края, был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. Мордовия получила статус автономной республики.

В марте 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в Кара-Калпакскую АССР. В декабре 1934 г. была преобразована в автономную республику Удмуртская (Вотская) автономная область. Такие же изменения государственно-правовой формы национальных объединений происходили и в Закавказских республиках, где получили статус автономий Нахичеваиский край (1924) и Нагорный Карабах (1923) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР.

Особое место среди национальных образований занимали национальные округа. Они возникали главным образом в местах расселения народностей Севера и Дальнего Востока. Так, в конце 20-х - начале 30-х годов возникли 10 национальных округов: Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский.

Укрепление советского многонационального государства предполагало ликвидацию фактического неравенства народов. Достигалось это прежде всего путем прямой материальной помощи республикам. В Среднеазиатские и Закавказские республики переводились из РСФСР фабрики и заводы со всем оборудованием и частью квалифицированных кадров, направлялись оборудование, техника, инвентарь, семена. Большие ассигнования выделялись на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию республик Средней Азии. ЦИК и СНК в 1929 г. приняли решение, по которому высокие темпы развития экономики национальных республик обеспечивались главным образом за счет РСФСР: в бюджет РСФСР отчислялось 64,3 % промыслового налога (остальная его часть поступала в общесоюзный бюджет), тогда как в бюджеты других республик отчислялись все 100 % налога; от сумм однократного обложения в бюджет РСФСР отчислялось 54 %,БССР - 75, УССР - 100, ЗСФСР - 75%.

После объединения республик в единое союзное государство были созданы общесоюзные органы власти - всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставались республиканские съезды Советов и ЦИК. Подобное положение сохранялось до 1936 г., когда с принятием принятия Конституции СССР вся система Советов была перестроена. Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов [от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее - областных, краевых и окружных) съездов Советов - по одному делегату от 125 тыс. жителей] путем открытого голосования. В тех республиках, где не было губерний, делегаты избирались непосредственно на съездах Советов союзных республик.

Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.). Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны. Последний принцип сохранялся до 1946 г.

До 1936 г. избирательное право предоставлялось некоторым лицам, не состоявшим в гражданстве СССР: иностранцам, принадлежавшим к рабочему классу или не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Число делегатов, избиравшихся на съезды, постоянно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с1673 до 2106.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Всего момента образования СССР (1922) было созвано семь очередных и один чрезвычайный съезд Советов СССР (на нем была утверждена Конституция СССР 1936 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы - Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых на съездах, в условиях зарождения и развития административно-командной системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.

Образованный на I съезде Советов СССР ЦИК СССР включал 171 члена и 136 кандидатов. Представительство союзных республик в нем было пропорционально численности их населения. При этом РСФСР и УССР добровольно отдали часть своих мест в пользу менее населенных республик. Среди членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2 %, крестьяне - 13,6,служащие и интеллигенция - 40,2 %. Численный состав ЦИК СССР изменялся: на III съезде Советов в ЦИК СССР было избрано 582 чел., на VII съезде Советов - 757 чел.

По своей структуре ЦИК СССР сначала был однопалатным, а с июля 1923 г. - двухпалатным. Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях - сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились 3 раза в год. По Договору об образовании СССР сессии ЦИК СССР намечалось проводить в столицах союзных республик, но в Конституцию СССР это положение не вошло. Состоялось всего две выездные сессии: в 1925 г. - в Тбилиси, в 1927г. - в Ленинграде. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК. С начала 30-х годов на сессиях ЦИК СССР была введена новая процедура: делегатам предлагалось утвердить «списком» постановления, принятые Президиумом ЦИК между сессиями ЦИК СССР. На сессии в январе 1934 г. этот список состоял из 34 постановлений, в январе 1936 г. он уже насчитывал 66 постановлений. Утверждение «списком» лишало делегатов возможности обсуждения закона, внесения в него изменений.

Для подготовки всех материалов и сессий ЦИК обе палаты избирали свои Президиумы, которые образовывали общий Президиум ЦИК СССР. Первое заседание Президиума ЦИК состоялось 10 января 1923 г. Он включал 19 чел.: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. На первой сессии ЦИК второго созыва был избран новый Президиум в составе 21 члена. Кроме 7 человек, избранных на совместном заседании обеих палат, в него вошли в полном составе Президиумы обеих палат. Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК СССР. Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, мог приостанавливать действие постановлений СНК СССР, съездов Советов союзных республик и республиканских ЦИК. Президиум мог издавать постановления, распоряжения; он информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. В начале 30-х годов нормотворческая деятельность Президиума расширилась, в ряде случаев он решал вопросы, относившиеся не только к компетенции ЦИК, но и съездов Советов. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

С начала 20-х годов существующие законы начали толковаться так, чтобы ими можно было прикрыть беззакония. Например, статью 107 УК («спекуляция») начали применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб по госцене, тогда как закон точно определял, что спекуляция - это скупка и перепродажа с целью наживы.

Пик «чрезвычайного законодательства» приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Это постановления ЦИК и СНК СССР о едином сельскохозяйственном налоге (23 июня г.) и налоговом обложении кулаков (23 декабря 1930 г.), об ответственности за порчу сельскохозяйственной техники (13 февраля г.), на основании которых в республиканских УК предусматривалось наказание в виде штрафов или принудительных работ сроком от 6 месяцев до 3 лет. В постановлении от 21 января 1931 г. за преступления, дезорганизующие работу транспорта (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и т.п.), предлагалось применять наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а за действия, носящие явно злостный характер, - высшую меру с конфискацией имущества; ЦИК союзных республик предлагалось дополнить статьей 17 свои Уголовные кодексы.

В 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли ряд постановлений, ужесточавших меру наказания: за хищение почтовых отправлений, за незаконный убой и умышленное нанесение увечий лошадям, за хищение государственного, колхозного и кооперативного имущества (покушавшиеся на него «должны рассматриваться как враги народа», а мера наказания - 10 лет с конфискацией имущества или расстрел); об отмене п. «Е» ст. 47 КЗОТ (за неявку на работу без уважительных причин надлежало увольнять с лишением карточек); 1 декабря 1934 г. по постановлению ЦИК СССР были внесены изменения в статьи УК союзных республик о совершении террористических актов: срок следствия по таким делам не должен был превышать 10 дней, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались, приговор о высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Главной особенностью этого чрезвычайного законодательства была не только их беспредельная жестокость, но и необыкновенно растяжимость: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок.

Вместе с тем Президиум ЦИК СССР помимо законодательной деятельности обладал и другими рычагам воздействия. Например, когда в ноябре 1929г. Пленум ЦК ВКП(б) потребовал усилить роль местных Советов в проведении коллективизации, Президиум ЦИК провел совещание (январь 1930 г.) представителей Советов. Было признано, что Советы должны встать во главе колхозного движения, а сельский Совет, не перестроивший своей работы, подлежал немедленному переизбранию. 31 января 1930 г. было разослано циркулярное письмо во все ЦИК союзных республик, в котором «рекомендовалось» провести досрочные перевыборы в сельские и районные Советы, если их состав был засорен «чуждыми элементами» и плохо руководил коллективизацией.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений.

В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились:
Всесоюзный комитет нового алфавита;

Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями;

Комитет по земельному устройству трудящихся цыган;

Комитет по земельному устройству трудящихся евреев,

Комиссия по улучшению труда и быта женщин,

Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству,

Комиссия по делам религиозных культов,

Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

Всего в непосредственном ведении ЦИК СССР находилось более 100 учреждений, на его бюджете числилось несколько газет и журналов, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Высший орган власти из законодательного органа постепенно превратился в некий «всеобщий наркомат», управляющий огромным хозяйством.

На протяжении всего периода объем полномочий и прав Союза ССР и республик не был стабильным, он менялся в сторону расширения прав Союза преимущественно по вопросам руководства промышленностью и финансами. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов, с 1930 г. все кредитование сосредоточивалось в союзных органах, в частности в Госбанке СССР. В 30-е годы были сделаны решительные шаги к централизации судебной системы, расширилась сфера общесоюзной юрисдикции. Все это лишь отчасти можно объяснить необходимостью концентрации сил и средств для восстановления и реконструкции народного хозяйства.

С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов (особенно СНК СССР), ужесточению централизации управления и сужению компетенции республик. Прежде всего это касалось промышленности и финансов. Например, первоначальный список предприятий общесоюзного значения, утвержденный 12 ноября 1923 г., все время увеличивался за счет предприятий, изымаемых из республиканского ведения. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому при наличии согласия соответствующего органа союзной республики предприятия передавались в ведение Союза ССР по решению СНК СССР, а при отсутствии такового - по решению Президиума ЦИК. На основании этого постановления многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов. Значительно расширилась компетенция союзных органов в 1932 г. в связи с ликвидацией ВСНХ.

Образование Союза ССР изменило правовое положение республик. Во всех союзных республиках были приняты новые конституции, которые, исходя в целом из принципов Конституции СССР, в то же время являлись ее дополнением. В некоторых конституциях (РСФСР, ЗСФСР, ТССР) отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР. В конституциях Абхазской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР имелись статьи о праве выхода из СССР. По-разному трактовался вопрос о государственном языке. В Грузии государственным объявлялся грузинский язык, в Абхазии - два языка (абхазский и русский), в Конституции Белорусской СССР говорилось, что все законодательные акты публикуются на белорусском, русском, еврейском и польском языках.

Нарушался демократический порядок обсуждения и принятия важнейших решений. C конца 20-х годов законопроекты все реже посылались на обсуждение в республики, а в 1929 г. вообще было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь республики должны были предварительно вносить их на рассмотрение в СНК СССР. Это ограничение законодательной инициативы республик не только не было исторической необходимостью, но являлось прямым следствием ужесточения централизации управления, ущемления прав союзных республик. Республики неоднократно ходатайствовали об отмене тех или иных постановлений ЦИК или СНК СССР. Между V и VI съездами Советов с подобными просьбами РСФСР обращалась 26 раз, УССР - 26, Узбекская ССР - 5, ЗСФСР - 4 раза.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

А. Кулаков. I Всероссийский съезд Советов. Открытка

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов - состоялся в 3 - 24 июня (16 июня - 7 июля) 1917 года. Решение о созыве съезда было принято в марте 1917 года Всероссийским совещанием Советов. Съезд явился одним из ключевых событий в период между Февральской и Октябрьской революциями.

Предыстория

Стачечная волна разливалась на фоне развивающейся аграрной революции: к июню уже 43 губернии были охвачены движением крестьян, поднимавшихся против помещиков и кулаков. Рабочее и крестьянское движение влияло на армию; борьба солдат против войны усиливалась. Чем дальше шла революция, тем чаще буржуазия обращалась к единственному, по ее мнению, средству спасения положения: к наступлению на фронте. 3 июня по докладу Милюкова «О внешней политике России» частное совещание членов Государственной думы единогласно приняло резолюцию, в которой говорилось:

Однако буржуазия понимала, что без помощи «со стороны» армию в бой не поднять. Эту помощь она ждала от соглашателей. 9 июня военный министр Керенский подписал приказ о наступлении, но не указал даты его начала. Он ждал утверждения своего решения I Всероссийским съездом Советов, начавшим свои заседания 3 июня.

Подготовка съезда и его состав

Вопрос о созыве Всероссийского съезда Советов был подставлен Всероссийским совещанием Советов в марте 1917 года. Подготовительная работа к съезду была возложена на Исполком . Норму представительства на съезд также установило Всероссийское совещание Советов. Советы районов с населением от 25 000 до 50 000 избирателей посылали двух делегатов, от 50 000 до 75 000 - трёх, от 75 000 до 100 000 - четырёх, от 100 000 до 150 000 - пять, от 150 000 до 200 000 - шесть, свыше 200 000 - восемь делегатов. В той же пропорции избирались делегаты и от армий фронта. При этом выборы должны были проводиться на армейских съездах.

Делегаты от Советов, представлявших менее 25 000 избирателей, допускались на съезд с правом совещательного голоса. Кроме того, совещательный голос имели также все члены Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Исполкома Совета крестьянских депутатов, представители социалистических партий, входивших в состав исполкомов. Предполагалось, что на съезде будет 1200-1500 делегатов. Прибыло на съезд 1090 человек, из них в правом решающего голоса 822 и с правом совещательного голосоа 268 человек.

Партийный состав I Всероссийского съезда Советов
Партия Число
делегатов
Доля
Эсеры 285 36,7 %
Меньшевики 248 31,9 %
Большевики 105 13,5 %
Интернационалисты 32 4,1 %
Внефракционные социалисты 73 9,4 %
Объединённые социал-демократы 10 1,3 %
10 1,3 %
Группа Плеханова «Единство» 3 0,4 %
Народные социалисты 3 0,4 %
Трудовики 5 0,6 %
«Стоя́щие на платформе партий
социал-демократов и эсеров»
2 0,3 %
Анархисты 1 0,1 %
Всего заявивших о партийности: 777 100 %

Соглашатели имели на съезде подавляющее большинство. Большевиков было почти 13,5 % из числа заявивших о своей партийности и немногим более 9 % всех делегатов съезда. Однако большевики представляли единую организованную группу, в то время как соглашатели делились на различные течения. Я. М. Свердлов, характеризуя состав съезда, отмечал, что хотя большевики составляли меньшинство и группы эсеров и меньшевиков значительно их превышали, «но и у тех и у других фракция подразделяется на правых, центр, левых…»

М. И. Калинин, докладывая о результатах работы мандатной комиссии, отметил, что своих делегатов на съезд послали 305 объединённых рабочих, солдатских и крестьянских Советов; 53 - районнные, областные, губернские, уездные и армейские организации; 21 - из действующей армии, 8 - тыловых воинских и 5 - флота. Следовательно, делегаты съезда представляли организованные Советами пролетариат и крестьянство всей России, а также всю армию. Если бы съезд заявил, что берёт власть в свои руки, никакие силы не смогли бы ему противодействовать. Съезд наглядно демонстрировал глубокое расхождение между действительной силой революционных масс и бессилием тех, кто считал себя их руководителями. Соглашатели горделиво расхаживали между делегатами, хвастливо утверждали, что «с ними вся страна», но упорно отказывались повести массы по революционному пути.

На съезде присутствовало около 1000 гостей, в том числе весь состав Временного правительства и зарубежные представители, выступившие с приветствиями съезду. От Независимой рабочей партии Англии вместо её вождя Д. Макдональда, которого английское правительство фактически не пустило в Россию, выступил реэмигрант Цион, бывший участник Свеаборгского восстания, ставший членом этой партии в годы эмиграции; от бельгийских социалистов - Э. Вандервельде; от чрезвычайной американской миссии - правый социалист Ч. Рассел; от Американской федерации труда - Дж. Дункан; от американских и норвежских социалистов - А. Уилльямс; от Румынской социалистической партии - Х. Раковский. Поток иностранных приветствий подчёркивал значение съезда и его возможности.

Повестка дня

Первоначальная повестка дня намечалась в таком порядке:

Уже в конце мая Исполком Петроградского Совета утвердил докладчиков по намеченной повестке дня и тезисы их докладов. Однако в самом начале съезда порядок дня был изменен. На первое место был вынесен доклад о власти, а вопрос о войне отодвинут на второе. Дело в том, что с фронта и из провинции поступали многочисленные сведения о нежелании солдат продолжать войну, о требовании мира. Меньшевики и эсеры имели все основания ожидать принятия съездом «нежелательной» резолюции. Поэтому они решили сначала «подготовить» делегатов, утомить их в многодневных выступлениях и прениях по другим обсуждавшимся вопросам, а затем протащить резолюцию об отношении к войне в нужном дяя себя, духе.

Против этого трюка соглашателей выступили большевики. Они подали в президиум заявление с предложением немедленно обсудить вопрос о наступлении на фронте, подготавливаемом в ближайшее время. В заявлении указывалось, что это наступление продиктовано магнатами союзного империализма и имеет своей конечной целью подавление революции. Поэтому, подчёркивали большевики, на съезд ложится колоссальная историческая ответственность, и он не может молчаливо пройти мимо опасности, которая нависла над завоеваниями революции .

Однако президиум съезда выступил против предложения большевиков, и 4 июня было решено первым поставить вопрос о революционной демократии и правительственной власти, вторым - отношение к войне. Остальные вопросы переносились на предварительное обсуждение в секциях.

Вопрос о власти

По первому вопросу от имени Петроградского Совета доклад делал М. И. Либер. Он говорил о причинах апрельского кризиса, отставке Милюкова и Гучкова и позиции, занятой соглашателями. Он отметил, что у меньшевистско-эсеровского блока было несколько вариантов возможного отношения к власти: сохранить всю власть в руках буржуазии, передать всю власть Советам и, наконец, «умыть руки» и устраниться от власти. Но ни один из этих вариантов, утверждал Либер, не был приемлемым, так как на первый вариант «демократия» не могла согласиться, во втором случае Советы одни не удержали бы власть, а в третьем - создавалась возможность «анархии» и, следовательно, военной диктатуры. Поэтому в создавшемся положении лидеры меньшевиков и эсеров, утверждал Либер, оказались вынужденными принять участие в образовании коалиционного правительства .

После Либера выступил И. Г. Церетели. В длинной патетической речи он оправдывал соглашателей, доказывал, что они ведут свою собственную линию, которая не является ни буржуазной, ни большевистской, резко критиковал большевистский лозунг «Вся власть Советам!». Россия, уверял Церетели, не подготовлена к социализму, и в ней невозможна. Центральным пунктом его речи была защита коалиции, а следовательно, и власти капиталистов. Он прямо заявил, что единственное средство спасения страны - коалиция с буржуазией и сохранение капиталистического строя. В качестве последнего довода в пользу коалиции с буржуазией Церетели указал на отсутствие партии, готовой взять на себя бремя власти. «В настоящий момент, - заявил он, - в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займём ваше место. Такой партии в России нет». В ответ на это Ленин громко крикнул из зала: .

Ленинская реплика прозвучала твердо и уверенно. Почти усыплённая длинными и скучными выступлениями лидеров соглашателей, аудитория встрепенулась: всем хотелось знать, кто мог бросить столь смелый вызов, казалось, безраздельным хозяевам съезда. В тот же день, 4 июня, Ленин выступил на съезде.

Первый и основной вопрос, стоящий перед нами, говорил Ленин, это вопрос о том, «где мы присутствуем,- что такое те Советы, которые собрались сейчас на Всероссийский съезд…» . «А я вас спрашиваю,- продолжал Ленин,- есть ли такая страна в Европе, буржуазная, демократическая, республиканская, где бы существовало что-нибудь подобное этим Советам? Вы должны ответить, что нет. Нигде подобного учреждения не существует и существовать не может, потому что одно из двух: или буржуазное правительство с теми „планами“ реформ, которые нам рисуют и которые десятки раз во всех странах предлагались и оставались на бумаге, или то учреждение, к которому сейчас апеллируют, то нового типа „правительство“, которое революцией создано…» . Прерываемый, с одной стороны, враждебными репликами, а с другой - поддерживаемый дружными аплодисментами, он призвал передать всю политическую власть в руки Советов.

Все выступавшие, отметил Ленин, признавали первое Временное правительство. «А тогда, когда большевики, злосчастные большевики, говорили: „никакой поддержки, никакого доверия этому правительству“, сколько тогда сыпалось на нас обвинений в „анархизме“!» . Затем Ленин перешёл к характеристике коалиционного правительства. Оно ничем, кроме состава, говорил он, не отличается от первого. Разруха по-прежнему разъедает народное хозяйство, капиталисты наживаются, а правительство, как и раньше, лишь обещает реформы. Россия находится накануне полного краха, и нужны революционные меры для её спасения. Они вовсе не так сложны, как об этом заявлял Церетели. «Он говорил,- сказал Ленин,- что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: „есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком“ …окажите доверие нам, и мы вам дадим нашу программу» .

Излагая большевистскую программу в экономической области, Ленин указал на своекорыстие, хищническое хозяйничанье капиталистов как важную причину анархии производства и разрухи, настаивал на введении рабочего контроля и на публикации точных сведений о неслыханных прибылях капиталистов. «Опубликуйте прибыли господ капиталистов,- популярно объяснял он,- арестуйте 50 или 100 крупнейших миллионеров. Достаточно продержать их несколько недель, хотя бы на таких же льготных условиях, на каких содержится Николай Романов, с простой целью заставить вскрыть нити, обманные проделки, грязь, корысть, которые и при новом правительстве тысяч и миллионов ежедневно сто́ят нашей стране» . Ленин призвал прекратить войну, которая и при новом правительстве осталась империалистической, отказаться от наступления и передать всю полноту власти Советам. «…А в России,- говорил Ленин,- нет такой группы, нет такого класса, который бы мог сопротивляться власти Советов» .

Речь Ленина слушали с большим вниманием, особенно когда он говорил о передаче власти Советам. Как раз в этот момент председатель заявил, что время, полагавшееся Ленину для выступления, истекло. Лидеры эсеров в меньшевиков хотели воспользоваться регламентам и прекратить дальнейшее выступление вождя большевиков. Но они не учли настроения делегатов. Многие из делегатов, знавших Ленина лишь по статьям буржуазных и эсеро-меньшевистских газет, сейчас услышали из его уст ясную, чёткую, близкую и понятную им программу. И большинство присутствовавших потребовало дать Ленину возможность продолжить речь.

Продолжая выступление, Ленин доказывал, что переход власти в руки Советов вызвал бы доверие к революционной России со стороны рабочих и трудящихся всех стран, и тогда мир, предложенный Советской властью, несомненно, был бы обеспечен. При этом он подчеркнул, что если бы обстоятельства вынудили Россию, в которой власть принадлежала бы Советам, вести революционную войну, то большевики заявили бы: «мы не пацифисты, мы не отказываемся от войны, если революционный класс у власти, если он действительно устранил капиталистов от всякого влияния на постановку дела, на увеличение той разрухи, которая позволяет им наживать сотни миллионов» .

Выступление Ленина произвело большое впечатление на делегатов съезда. Лидеры эсеров и меньшевиков А. Ф. Керенский, М. И. Либер, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев, В. М. Чернов, Н. Д. Авксеньтев и другие выступили вслед на ним, пытаясь ослабить воздействие ленинской речи. Они избегали полемики по существу, а ухватились за частный вопрос - предложение Ленина арестовать 50-100 капиталистов и учредить контроль над капиталистическими прибылями, доказывая, чго эти меры не имеют ничего общего с , что это бакунизм и т. п. Керенский произнёс трескучую и напыщенную речь. Будущий премьер заявил, что хотя он и не марксист, но уважает марксистов, а предложения Ленина не имеют ничего общего с марксизмом.

Полемика лидеров меньшевиков и эсеров с Лениным убедительно показала, что, несмотря на все их разглагольствовання о социалистических идеалах, практические планы соглашателей не идут дальше укрепления капиталистического строя в России. Особенно ясно сказал об этом Ф. И. Дан. Он говорил: «…Если бы у нас было сейчас и министерство совершенно социалистическое, мы должны сказать, что другой политики, кроме политики буржуазной, революционной демократии, это министерство вести не может» . Это было совершенно откровенное обобщение всех признаний соглашателей, что никакой самостоятельной линии им вести не удалось, что их «третья линия» оказалась не чем иным, как линией буржуазии. О том же свидетельствовала и речь Церетели, который сказал: «…Есть течение,- его представитель развивал здесь свои идеи,- что русская революция может продактовать свои условия капиталистическому миру… Мы говорим: если мы станем на этот путь, мы погубим русскую революцию…» .

После того, как В. П. Ногин в своём выступлении отметил, что в центре внимания съезда были Ленин и большевики, снова выступивший Церетели заявил, что главной задачей момента является создание и укрепление демократической республики. Всё остальное - утопия. Так дальнейшее развитие революции было объявлено «утопией» политическим деятелем, мнившим себя вождём «революционной демократии».

Заключительное слово Либера также свелось к критике Ленина. Он извратил все ленинские мысли, пытался запутать делегатов судьбой Парижской Коммуны, расстрелянной французской буржуазией с помощью немцев в 1871 году .

Прения длились четыре дня. В заключение были представлены четыре резолюции.

Большевистская резолюция характеризовала первое Временное правительство как чисто империалистическое, а второе как империалистическое, но замаскированное участием министров-социалистов. В резолюции указывалось, что политика соглашения с буржуазией довела страну до кризиса, и предлагалось передать всю полноту государственной власти в руки Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов .

От объединённых социал-демократов-интернационалистов резолюцию внёс А. В. Луначарский. Указав на несостоятельность коалиции с буржуазией, резолюция предлагала создать Временный революционный парламент из 300 делегатов съезда при пропорциональном представительстве всех фракций и 100 делегатов от Петроградского Совета. Парламент должен избрать Исполком, который будет осуществлять исполнительную власть через своих министров. Весь старый бюрократический аппарат - земский и думский - ликвидируется. Практически и эта резолюция высказывалась за Советскую власть.

Резолюция меньшевиков-интернационалистов критиковала внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, подчёркивала его топтание на месте, но не требовала смены власти. Фракция предлагала Временному правительству стать сильной властью, действительным орудием воли пролетариата и революционной демократии к миру, созвать Учредительное собрание не позднее 1 сентября .

Четвёртую резолюцию от имени меньшевиков и эсеров зачитал Дан. В ней говорилось, что переход власти к Советам означал бы крушение революции. Поэтому предлагалось одобрить создание коалиции и выразить полное доверие министрам-социалистам. Программа их деятельности должна быть следующей: ускорить созыв Учредительного собрания, создать единый полномочный представительный орган из депутатов Всероссийского съезда Советов солдатских и рабочих депутатов и делегатов Всероссийского съезда крестьянских депутатов. Перед этим органом министры-социалисты должны нести ответственность за проводимую Временным правительством внешнюю и внутреннюю политику.

Первые три резолюции были отклонены съездом. За резолюцию, внесённую фракциями меньшевиков и эсеров, голосовало 543 делегата, против - 126, воздержалось 52 (отсутствовало 65).

Президиум съезда. Слева направо: Скобелев, Чхеидзе, Плеханов, Церетели

Вопрос об отношении к войне

С докладом выступил Дан. «Мы… не должны,- заявил он,- предъявлять этому правительству требований, выставление которых от имени правительства повело бы к немедленному разрыву с союзниками» . Далее он говорил об опасности дезорганизации армии и о необходимости продолжать войну. Сразу после Дана слово взял Ленин. В доступной всем делегатам форме он изложил сущность империализма и цели воюющих группировок. «…Вы поймёте,- говорил Ленин,- как смехотворны мысли о борьбе против войны словами, манифестами, прокламациями, социалистическими съездами… Борьба с империалистической войной невозможна иначе, как борьба революционных классов против господствующих классов во всемирном масштабе» .

Из президиума съезда вновь, как и при обсуждении вопроса о власти, пытались прервать Ленина, но большинство делегатов настояли на продолжении речи. Среди делегатов съезда было много солдат, они внимательно слушали выступление Левина. А он между тем разоблачал зависимость Временного правительства от союзного империализма, высмеивал доводы о том, что без финансовой поддержки Англии и Франции России не обойтись: «…Поддержка эта „поддерживает“, как веревка поддерживает повешенного. Пусть русский революционный класс скажет: долой эту поддержку, я не признаю долгов, заключённых с французскими и английскими капиталистами, я призываю к восстанию всех против капиталистов. Никакого мира с немецкими капиталистами и никакого союза с англичанами и французами!»

Ленина на трибуне сменил Керенский. Его речь носила провокационный характер. Он зачитал воззвание Леопольда Баварского и заявил, что Ленин говорит на том же самом языке. Выступая против предложений Ленина дать свободу народам Армении, Финляндии, Украины и другим народам, Керенский заявил, что это план «революционной и социальной авантюры».

Выступая от имени меньшевиков-интернационалистов, Л. Мартов критиковал лидеров соглашательского большинства за политику шатания в лавирования. С одной стороны, говорил он, они рассчитывают на пробуждение народных масс, а с другой - боятся раздразнить союзников. Необходимо пересмотреть договоры и провозгласить отказ от аннексий. Если союзники не согласятся с этим, нужно порвать с ними, и это будет не сепаратный мир, а революционный выход из войны. Но Мартов заявил и о своем несогласии с Лениным, ибо Ленин, по его словам, предлагал немедленно перекроить карту мира на основе принципа самоопределения народов.

Эсеры и меньшевики вновь мобилизовали все свои силы для критики Ленина, но они уже сами стали опасаться, что сосредоточение внимания на ленинских выступлениях может привести к обратному эффекту: делегаты станут задумываться, не являются ли идеи большевиков правильными. Поэтому президиум предоставил слово Церетели с тем, чтобы он объяснил, почему приходится так упорно спорить с большевиками. В своей речи Церетели полностью поддержал клевету буржуазии о том, что большевики ответственны за анархию в стране. «Мы, министры-социалисты,- разъяснял он,- уделяем так много внимания фракции большевиков и разделяющим их точку зрения, потому, повторяю, что здесь слабый пункт нашей революции. Сейчас контрреволюция в прямой борьбе не страшна. Но она в нашу крепость революции может ворваться через эти ворота».

После этого Церетели перешёл к прямым и открытым угрозам: «Если… все наши убеждения ни к чему не приведут и… будут подготовляться опасные эксцессы, как бы для того, чтобы дезорганизовать революцию, тогда придётся вообще поставить вопрос: может ли в цепи революции оставаться это слабое эвено…» Эти слова Церетели свидетельствовали о том, что в борьбе с большевизмом лидеры соглашательских партий не остановятся даже перед применением крайних мер.

Особенно резкое противодействие вызвала у соглашателей идея о переходе к в России. Как эта революция,- говорил меньшевик С. Л. Вайнштейн,- может начаться в нищей, убогой, крестьянской России? То, что социалистическая революция будет поддержана восставшими угнетёнными народами Азии, ничего общего с марксизмом не имеет; это - бакунизм. Плеханов при этом крикнул с места: «Верно» . Взяв слово, он также высказал убеждение, что «немедленное осуществление социалистических идеалов невозможно в России, да и за границей невозможно» . С тезисом о том, что без победы пролетарских революций на Западе победа социалистической революции в России невозможна, выступил . «Нам не дано другого союзника на карте Европы, кроме пробуждающегося европейского пролетариата,- заявил он.- Если он не пробудится…, русской демократии грозит смерть…»

По вопросу о войне были внесены четыре резолюции. Первую зачитал Дан, выступив от фракции меньшевиков и эсеров. Суть её сводилась к утверждению, что Временное правительство в основу своей внешней политики уже положило программу мира без аннексий и контрибуций и теперь требуется, чтобы правительства союзных с Россией стран присоединились к этой программе. Гораздо большее значение имела заключительная часть резолюции, в которой говорилось: «…пока войне международными усилиями демократии не положен конец, русская революционная демократия обязана всемерно содействовать усилению боевой мощи нашей армии и способности ее к оборонительным и наступательным действиям, ибо крушение русского фронта было бы поражением русской революции, тяжким ударом делу всей международной демократии. В частности, съезд полагает, что вопрос о наступлении должен быть решён исключительно с точки зрения чисто стратегической» . Иначе говоря, авторы резолюции подчёркивали, что вопрос о наступлении не является принципиальным, что это лишь вопрос военной целесообразности, а потому в его обсуждение съезд входить не должен. Оборона или наступление - дело генералов,- таков был подтекст последних слов резолюции.

Бер от имени меньшевиков-интернационалистов огласил резолюцию, в которой они высказывались против наступления, но не призывали к смене власти. Резолюция рекомендовала Временному правительству продолжать добиваться пересмотра тайных догороров и в случае отказа союзников не останавливаться перед выходом из Антанты.

Большевики внесли две резолюции. Первая, зачитанная Е. Преображенским, давала развёрнутую и исчерпывающую характеристику ведущейся захватнической войне, указывала на полное крушение внешней политики коалиционного правительства, которое пыталось отвлечь внимание народных масс от совершающихся аннексий.

Резолюция большевиков предлагала I Всероссийскому съезду Советов немедленно обратиться к рабочим и солдатам всех воюющих стран с воззванием, в котором было бы указано, что съезд отвергает захватнические цели всех воюющих держав, признаёт право на свободу всех угнетённых наций, не считает для себя обязательными тайные договоры, заключённые царём, призывает угнетённые классы всех стран бороться против своих правительств. Для выполнения этой программы резолюция призывала съезд Советов взять власть в свои руки.

Вторая резолюция большевиков была зачитана С. Г. Шаумяном. Она разъясняла большевистскую формулу «мир без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов». Большевики отвергали возвращение к довоенным границам, требовали свободы для всех наций, независимо от того, когда и как они были её лишены. Резолюция предлагала рабочим всех стран для достижения этих целей бороться со своей буржуазией и своими капиталистическими правительствами.

По вопросу о том, как проводить голосование большевистских резолюций, раздельно или вместе, разгорелся спор. Меньшевики предлагали объединить их в одну. С. Шаумян, Н. Крыленко, В. Ногин объясняли, что большевики предлагают раздельное голосование, так как сторонники мира без аннексий могут проголосовать за вторую резолюцию, не соглашаясь с первой. Резолюции голосовались отдельно и были отклонены. Большинством голосов была принята резолюция меньшевиков и эсеров, оглашённая Даном.

съезд Советов рабочих, крест. и красноармейских депутатов, провозгласивший образование Союза Сов. Социалистич. Республик; состоялся в Москве 30 дек. 1922. Участвовали делегации РСФСР (1727 делегатов, из них с решающим голосом - 1217), УССР (соответственно 364 и 354 делегата), ЗСФСР (91 и 73), БССР (33 и 23). Нац. состав делегатов: русские - 62,5%, украинцы - 8%, белорусы - 1,1%, евреи - 10,8%, представители народов Кавказа - 4,5%, представители тюркских народов - 5,7%, латыши и эстонцы - 3,4%, представители др. национальностей - 4%. Социальный состав: рабочие - 44,4%, крестьяне - 26,8%, интеллигенты и служащие - 28,8%. Члены и кандидаты РКП(б) составляли 94,1% делегатов, члены др. партий (еврейской с.-д. партии, левые социалисты-федералисты Кавказа, анархист) - 0,2%. Повестка дня: рассмотрение Декларации об образовании Союза ССР, рассмотрение Договора об образовании Союза ССР (докладчиком по этим вопросам был И. В. Сталин), выборы ЦИК СССР. В основе образования СССР лежали глубокие объективные процессы развития сов. общественного и гос. строя. Три осн. причины диктовали необходимость объединения независимых, договорных сов. республик в союзное сов. многонац. гос-во: задачи восстановления нар. х-ва и стр-ва социализма, задачи обороны страны в условиях капиталистич. окружения, интернациональный характер Сов. власти. Клас. природа социалистич. гос-ва, исторически сложившееся разделение труда, экономич. и культурные связи между республиками, развитие федеративных связей между ними, опыт совместной революц. борьбы народов России - все это служило важными предпосылками создания СССР. Предшествующий ему опыт воен.-политич., внешнеполитич. и экономич. сотрудничества сов. республик убедил массы в целесообразности образования союзного многонац. социалистич. гос-ва. Руководящая роль в создании Союза ССР принадлежала Коммунистич. партии. Октябрьский (1922) пленум ЦК РКП(б) принял постановление о создании федеративного гос-ва на базе добровольного союза равноправных и суверенных сов. республик. Пленум выделил комиссию для разработки конституционных основ СССР, в к-рую вошли представители РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Состоявшиеся в декабре 1922 7-й Всеукр., 4-й Всебелорус. 1-й Закавказский и 10-й Всеросс. съезды Советов вынесли решения о необходимости образования СССР и избрали свои полномочные делегации на 1-й Всесоюзный съезд Советов. 29 дек. конференция полномочных делегаций республик обсудила порядок работы и одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 1-й съезд Советов СССР избрал своим почетным председателем В. И. Ленина, к-рый по болезни отсутствовал на съезде, и послал ему приветствие. Пред. съезда был избран М. И. Калинин. Съезд единогласно решил утвердить в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Ввиду чрезвычайной важности этих док-тов и желательности выслушать окончат. мнение о текстах конституционных актов всех объединяющихся республик, съезд постановил передать оба док-та на дополнит. рассмотрение ЦИК союзных республик. ЦИК СССР поручалось рассмотреть полученные отзывы, утвердить тексты Декларации и Договора, ввести их в действие и представить окончат. тексты док-тов на утверждение 2-го съезда Советов СССР. Избранный на съезде ЦИК СССР состоял из 371 члена и 138 кандидатов от всех союзных республик. 1-я сессия ЦИК СССР (30 дек. 1922) избрала Президиум ЦИК из 19 членов и 13 кандидатов в члены. Председателями ЦИК были избраны: М. И. Калинин - от РСФСР, Г. И. Петровский - от УССР, Н. Нариманов - от ЗСФСР, А. Г. Червяков - от БССР, секретарем ЦИК - А. С. Енукидзе. Лит.: I съезд Советов СССР. Стенографич. отчет, М., 1922; Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистич. Республик. Сб. док-тов, т. 3, М., 1960; Якубовская С. И., Строительство Союзного сов. социалистич. гос-ва. 1922-25 гг., М., 1960 (библ.). Г. Д. Комков. Москва.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Съезда народных депутатов СССР о пакте Молотова-Риббентропа от 24.09.1989 г.

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ

ОТ 1939 ГОДА

1. Съезд народных депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и правовой оценке .

2. Съезд народных депутатов СССР соглашается с мнением Комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в критической международной ситуации, в условиях нарастания опасности агрессии фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей - отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете, эта цель не была достигнута, а просчёты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усугубили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла перед трудным выбором.

Обязательства по договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам договор подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постановление о ратификации было принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24 сентября 1939 года.

3. Съезд считает, что содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований. Однако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан «секретный дополнительный протокол», которым размежевывались «сферы интересов» договаривавшихся сторон от Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии.

Подлинники протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая, фототехническая и лексическая экспертизы копий, карт и других документов, соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.

4. Съезд народных депутатов СССР настоящим подтверждает, что договор о ненападении от 23 августа 1939 года, а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и границе между СССР и Германией, равно как и другие советско-германские договоренности, - в соответствии с нормами международного права - утратили силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.

5. Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939-1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничение «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.

Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926—1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией.

6. Съезд констатирует, что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым втайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Совета и Правительства СССР, эти протоколы были изъяты из процедур ратификации. Таким образом, решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несёт ответственности за этот сговор.

7. Съезд народных депутатов СССР осуждает факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания.

Протоколы не создавали новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами, но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств.

8. Съезд народных депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях целостного, взаимозависимого мира и расширяющегося взаимопонимания.

Председатель Верховного Совета СССР