Татьяна Павлова
Логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляции»
Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» и буква.
Цель : Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции .
Задачи :
1) Коррекционно – образовательные :
Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов ;
Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями , вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции ;
Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции );
Ознакомление детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно – развивающие :
Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши» ;
Развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно – воспитательные :
Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
Воспитывать интерес к занятию , доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование : дидактическое пособие «Клоун Язычок» , предназначенное для анализа артикуляции звуков .
Ход занятия
1. Организационный момент .
Здравствуйте, ребята, меня зовут… я учитель-логопед .
Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие .
А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)
Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках ) .
Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
А вы знаете, для чего нужен логопед , как он помогает детям?
А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.
Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится «Игра молчанка» .
Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?
Человека окружает множество звуков.
Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа) . Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.
Чем вы слушали? (Ушами) .
Уши- это важный орган нашего тела . Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином речевой звук.
Игра «Звукоподражания» .
Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем : а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
5. Знакомство с органами артикуляции .
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом
Красные звери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :
Первая дверь это губы, вторая- зубы.
Произнеси звук (п) . Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л) . Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д) -здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с) .
Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат .
Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части :
Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.
6. Артикуляционная гимнастика .
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения : «Иглочка» , «Лопата» , «Качели» …
Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года? Правильно осень, несмотря на то, что на улице лежит снег у нас все еще осень, точнее последний месяц осени- ноябрь.
Давайте немного отдохнем, встали 7. Физминутка.
Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо; На веточках сидели присесть, взмахивая руками; Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед; И мы полетели. легкие взмахи руками;
Летели, летели. легкие взмахи руками;
И на землю тихо сели. медленно присесть.
8. Дыхательная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки» ).
9. Понятие звуки. Характеристика звуков.
Мы сегодня много говорим о звуках, а что такое звуки?
Даем характеристику звукам гласным и согласным.
Работа со фишками и схемами.
10. Звуковой анализ слов.
Теперь выложим из фишек слово : лук, оса, луна.
11. Понятие буквы.
Ребята, вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. У каждой буквы есть свое название. Например звук (л) а, бувка эл и т. д.
12. Выложим букву из шнурочков.
Но вначале нам необходимо выполнять упражнения для пальчиков. «Проглот» (с использованием салфетки) .
Ребята, что мы делали сегодня на занятии ? Вам понравилось занятие ? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.
Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Ознакомление детей с тяжелыми нарушениями речи со строением артикуляционного аппарата с помощью игровых приемов.
Задачи:
- Познакомить с речевым аппаратом: губы, зубы, язык, челюсть (их подвижность). Увеличивать объем понимания речи.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать умение действовать по инструкции педагога.
Оборудование: зеркало, комнатные цветы, картинки: “Солнце - тучка”; речевой аппарат; человек; кукла Катя, пароход. Ширма, барабан, дудочка.
Ход занятия
1. Орг. Момент. (Презентация)
Психогимнастика “Солнце - тучка”.
Дети, когда на небе солнышко - нам весело мы улыбаемся, когда тучки на небе гулять нельзя - нам грустно. Посмотрите на солнышко – улыбнитесь, на тучку – грустите.
2. Игра “Что звучит?”
Ребята, послушайте как звучит барабан “Бом - бом”, покажите его на картинке. Послушайте как звучит дудочка “Ду - ду” покажите ее на картинке. Я сейчас спрячу барабан и дудочку и буду на них играть, а вы должны угадать на чем я играла. Вы должны сказать “Бом – бом или ду - ду” или показать на картинке.
3. Игра “Понюхаем цветы”
Ребята, посмотрите своими глазками какие красивые цветы. А чем мы можем цветы понюхать? Правильно носиками. Нюхайте осторожно, ротик закрыли, носиком дышите.
4. Рассматривание частей лица. (зеркало)
Покажите глазки, носик, ротик, ушки.
5. Чтение стихотворения “Сказочка-указочка”.
Дети по показу педагога и в соответствии с текстом показывают на лице губы, зубы, язык, челюсть.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!
6. Физ. минутка “Прятки”
Дети прячутся за стульчиками. Педагог “Где дети? Где Маша? Где Настя? Ку - ку”
Дети выглядывают из - за стульчиков “Вот я! Тут я!”
7. Подражательная речевая деятельность.
Рассматривание картинок. “Катя поет а-а-а. Пароход гудит у-у-у”
Ребята, Катя широко открывает ротик и говорит а – а – а. Повторите за Катей, ребята.
Пароход гудит у - у – у. Ребята, губки вытяните вперед и скажите у – у – у.
8. Фразовая речь. Произнесение “Вот; тут”.
Ребята, покажите и скажите где Катя? Где пароход?
Дети “Вот а - а - а, тут у - у - у ”.
9. Пальчиковая гимнастика “Кулачок - ладошка”.
10. Развитие понимания речи игра “Покажи части тела и лица”.
Рассматривание картинки – человек. Покажи нос, ухо – уши, глаз – глаза и т.д.
11. Итог занятия.
Ребята, вы познакомились с речевым аппаратом, я сейчас буду называть части а вы покажете их на себе: губы, верхняя губа, нижняя губа, зубы, язык, челюсть.
12. Анализ занятия.
Ребята, вы очень внимательно меня слушали, рассматривали картинки и старались сами говорить. Молодцы!
Слайд 3
Дыхательный аппарат представляет собой:
а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами
б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло;
в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику.
В дыхании также принимают участие:
г) мышцы брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и
д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других – расширение и вдох.
Слайд 4
Диафрагма
В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.
Слайд 5
Гортань
- Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой.
- Она занимает переднюю часть шеи.
- Состоит гортань из 5 хрящей и мышц.
- Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань.
- Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.
Слайд 6
Связки
Цели презентации:
Рассмотреть человеческий речевой аппарат в его узком
и широком значении, его строение;
Проследить процесс образования звуков речи;
Выделить функции отдельных участков и органов,
принимающих участие в процессе образования звуков
речи.
Каждый звук речи - явление не только физическое, но и физиологическое, поскольку в его образовании и восприятии задействована ЦНР. С физиол
Каждый звук речи - явление не толькофизическое, но и физиологическое, поскольку в
его образовании и восприятии задействована
ЦНР. С физиологической точки зрения речь и
предстаёт одной из её функций.Принято считать, что непосредственным
источником образования звуков речи служит
струя воздуха, выталкиваемая из лёгких через
бронхи, трахею и полость рта наружу.
Поэтому речевой аппарат рассматривают в
узком и широком смысле.
В широком смысле речевой аппарат включает в себя:
Центральную нервную систему (ЦНР);Органы слуха (и зрения – для письменной
речи), необходимые для восприятия звуков;
Органы речи, необходимые для производства
звуков.
В узком значении речевой аппарат представляет собой органы речи, состоящие из:
Дыхательных органов;Гортани;
Надгортанных органов;
Надгортанных полостей.
Дыхательные органы – это:
Лёгкие;Бронхи;
Дыхательное горло
(трахея).
Гортань (ларинкс) –
верхняя
расширенная часть
трахеи. Здесь
расположен
голосовой аппарат.
Голосовой аппарат состоит из хрящей и мускулов. Его остов образуют перстневидный и щитовидный хрящи. Перстневидный хрящ соединён с трахее
Голосовой аппарат состоит из хрящей и мускулов. Егоостов образуют перстневидный и щитовидный хрящи.
Перстневидный хрящ соединён с трахеей и является
основанием гортани. Голосовые связки эластичны,
способны растягиваться и укорачиваться.Процесс создания звуков речи начинается с того,
что воздух, нагнетаемый дыхательными
органами, проходит сквозь голосовую щель и
заставляет дрожать голосовые связки. Под
влиянием колебания возникают звуки
определённой частоты.
Верхний этаж речевого аппарата
Выводы
Речевой аппарат в широком смысле включает ЦНР,органы восприятия и органы речи, в узком
рассматривается как система речевых органов;
Первоосновой любого звука речи является нервный
импульс из речевых центров головного мозга и струя
воздуха из лёгких, которая проникает через голосовую
щель, а затем продвигается через гортань и
надгортанные полости;
Дыхательные органы образуют воздушную струю,
голосовые связки под её давлением создают звуки
определённой частоты. Органы, находящиеся в ротовой
полости, уже формируют звук окончательно
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Подобные документы
Роль дыхания в жизни человека. Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Строение носовой полости человека. Правое и левое лёгкие. Строение бронхиол и альвеол. Газообмен в легких и тканях. Роль кислорода в жизнедеятельности клетки.
презентация , добавлен 11.01.2010
Формирование и развитие голоса у детей. Физиология голоса у детей. Болезни органов голосового аппарата, их профилактика. Гигиена и охрана голоса детей. Мероприятия по гигиене голоса детей. Правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата.
реферат , добавлен 15.11.2008
Сущность и функции дыхания. Внешнее и внутреннее дыхание. Перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей к легким. Верхние и нижние дыхательные (воздухоносные) пути. Строение гортани, носовой полости, трахеи. Образование звука.
презентация , добавлен 16.02.2012
Авторы создания клеточной теории. Особенности архей и цианобактерий. Филогения живых организмов. Строение эукариотической клетки. Подвижность и текучесть мембран. Функции аппарата Гольджи. Симбиотическая теория происхождения полуавтономных органелл.
презентация , добавлен 14.04.2014
Клеточная теория Шлейдена и Шванна. Состав вирусов. Методы изучения клетки. Строение и функции ее поверхностного аппарата, мембраны, надмембранного комплекса, хромопластов, лейкопластов, рибосом, органелл, ядра, ядерной оболочки, кариоплазмы, хромосом.
презентация , добавлен 13.11.2014
История развития физиологии пищеварения. Характеристика пищеварения и пищевых веществ. Строение и функция пищеварительного аппарата. Пищеварение в ротовой полости и глотание, в желудке, в тонком кишечнике. Строение печени и желчевыделительного аппарата.
реферат , добавлен 21.10.2013
Строение таза - расположенной в основании позвоночника части скелета человека. Поперечные размеры измерения таза. Связь формы и величины таза с его функцией. Подвздошно-поясничная, внутренняя запирательная, грушевидная мышцы. Строение женского таза.
презентация , добавлен 18.03.2015