Файлы. Подготовка к всероссийской олимпиаде по русскому языку Вы серьезно?! А как же «ах, настоящая Россия»

Олимпиадные задания по русскому языку

10 класс

Дорогой участник олимпиады!

Желаем тебе успеха!

1-Блок

1. Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

Критерии - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.


Всего - 2 балла

3.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть

3) Елма же вода плавааше

Всего 9 баллов.

5.Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 2 балл.

Всего 4 баллов.

6.В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Всего 2 балла

2-Блок

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

Критерии и ответы

2.(2балла.)

3. (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

За каждый пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Критерии – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Блок -3

Творческое задание

Обратите внимание! При оценивании будет учитываться умение участника создавать письменное высказывание:

1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность и выразительность речи.

3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Примечание:

Всего –25 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 10 класс русский язык»

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку

школьного этапа всероссийской олимпиады школьников -2017/ 2018 учебного года

10 класс

Максимальный балл -100 баллов

Ответы

Блок-1

1.Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

А. [б]: Победу в словесной битве Борису принесла богатая фантазия.

Б. [ш]: Всем ты, молодец, хорош: и лицом пригож, и весело поешь.

В. [л]: Ласковое море лениво укачивало на волнах лодочку, в которой люди уже задремали под теплым солнцем.

Ответ - А2 Б3 В5 - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Ответ: В двух словах пишется Е: опека, афера.

Всего - 2 балла

3. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

Ответ: 1) Все мы в плену , мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет . Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет . 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии: за каждый правильный ответ – 3 балла

Ответ: 1) Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).

2) Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).

3) Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего - 9 баллов.

5. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Приведите примеры его использования.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Ответы 1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий прошедшего времени.

2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).

Критерии: 1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Ответ: Парадигма.

Всего 2 балла

итого

27баллов

2-БЛОК

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

имя прилагательное: Его поведение опасно.

опасно наречие: Самолёты опасно сблизились.

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

властно наречие: Он властно отдавал распоряжения.

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Ответ. 1а 2б 3а 4б 5б 6б 7а 8а – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

Ответ:1В 2Г 3А 4Б 5А 6В 7Б 8Г– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Всего – 4 балла

итого

Блок-3

Творческое задание

    Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства? Определите основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выпишите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определите их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составьте письменное высказывание.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Максимальный балл –25 баллов

При оценивании учитывается:

3.1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-5-7-10

3.2. Композиционная стройность и выразительность речи.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3.3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста(в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

ВОРОНИНА Н.В.,
ЕГОРОВА Т.В.,
г. Ульяновск

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Из опыта работы Ульяновского областного жюри

Первое полугодие – традиционное время проведения школьных и муниципальных (районных и городских) олимпиад по русскому языку. Это начальные этапы ежегодной Всероссийской олимпиады школьников, и их роль весьма существенна: необходимо организовать и провести отборочные олимпиады так, чтобы победил сильнейший, а остальные участники не потеряли интерес к науке о русском языке и желание участвовать в олимпиаде в следующем году. Из победителей муниципальных туров формируется состав участников следующего – регионального (областного) этапа, по итогам которого – обычно в непростой конкурентной борьбе лидеров – составляется команда учащихся 9–11-х классов, представляющая свою область в заключительном, всероссийском состязании знатоков русского языка.

Каждый этап олимпиады имеет свою специфику, и уровень сложности заданий, естественно, должен возрастать от тура к туру, а значит, задания муниципальных олимпиад должны быть несколько проще, доступнее для школьника, чем задания областного и общероссийского этапов. В начале пути особенно важно не потерять массовость олимпиады, дать возможность многим детям, интересующимся русским языком, попробовать свои силы и показать свои знания. Поэтому именно на школьном и районном уровнях уместно, на наш взгляд, включение в комплект олимпиадных заданий нескольких вопросов и практических задач традиционно школьного характера, проверяющих орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, знание орфоэпических, лексических и грамматических норм современного литературного языка, умение логично изложить теоретические сведения, раскрыть какое-либо понятие в пределах школьной программы. На следующих этапах – областном и тем более заключительном – задания типа Расставьте знаки препинания... Поставьте правильное ударение... Вставьте пропущенные буквы… и т.п. кажутся нам нецелесообразными: достаточно оценить общую грамотность письменных ответов, снимая баллы за орфографические, пунктуационные, стилистические и речевые ошибки. Определить победителей среди филологически одаренных старшеклассников должны задания собственно олимпиадного характера – задания, выходящие за рамки школьного учебника, открывающие школьнику новые лингвистические горизонты.

На любом этапе олимпиада – это не контрольная работа по пройденному в школе материалу. Чтобы вовремя определить среди участников наиболее способных и заинтересованных лингвистической наукой детей, необходимо уже в районных и городских олимпиадах предложить несколько заданий, которые требуют творческого подхода, сообразительности, догадки, языкового чутья, умения самостоятельно анализировать, классифицировать языковые факты, делать обобщения и выводы. Ведущую роль здесь играют задания исторического характера и задания, связанные с анализом текста.

Олимпиадные задания муниципального этапа составляются членами областного жюри (предметной комиссии) и представляются в региональный оргкомитет вместе с правильными ответами, рекомендациями по выполнению заданий, а также с четко разработанной системой оценки (в баллах) каждого выполненного задания.

Предлагаемый далее в качестве примерного образца вариант заданий для муниципального (районного/городского) этапов олимпиады по русскому языку иллюстрирует общие принципы составления комплекта заданий, которые были определены нами в результате многолетней работы в составе областного жюри олимпиады. Это дифференцированность заданий по возрастным параллелям, охват всех разделов предмета, соединение теоретических вопросов с практическим анализом конкретных языковых фактов, включение заданий разного уровня сложности, культурологическая направленность и региональная специфика предлагаемых материалов. Задания рассчитаны на аудиторную работу в течение четырех часов. На практике участники районных олимпиад, занявшие призовые места, обычно набирают от 60 до 80% баллов от их максимального количества – это мы считаем весьма хорошим результатом. На каждом этапе победитель должен видеть перед собой перспективу дальнейшей работы.

В рамках данной публикации приводим также ответы на некоторые из заданий повышенной сложности.

9-й класс

1.

Над горизонтом уже (на)половину показался большой круг полной луны еще совсем (не)яркой (розовато)пепельной готовой каждую минуту стать б_гровой и нарисовать на пыльной тропинке длинные тени степных трав.

На песча(н,нн)ой косе виднелись сложе(н,нн)ые из к_мыша рыба_кие курени и лежали (на)боку большие черные сплош_ просмоле(н,нн)ые баркасы с одинаково пр_поднятыми носом и кормой что делало их похожими на индейские п_роги. Они (ни)чего общего не имели с легкими оде(с,сс)кими ш_ландами-плоскодонками а были настоящие серьезные рыболове_кие посудины из дельты Дуная или как говорилось «из гирла Дуная».

Может быть на таких посудинах мои предки-запорожцы пересекая Черное море совершали набеги на турецкие берега и доходили даже до Константинополя. (В.Катаев)

2. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков, отличаясь только их последовательностью.

1) Ты румян, как маков цвет, / Я, как смерть, и тощ, и бледен. (А.Пушкин) – Князь для белочки потом / Выстроил хрустальный дом, / Караул к нему приставил / И притом дьяка заставил / Строгий счет орехам весть. (А.Пушкин)

2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (К.Паустовский) – Неуклюжие постройки клетки <…> лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице даже днем было темно. (Д.Мережковский)

3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. (Ю.Домбровский) – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю.Домбровский)

3. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой ё ? Какие слова допускают варианты произношения?

Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.

4. Объясните написание выделенного слова со строчной (маленькой) буквы. Приведите свои примеры слов подобного рода в современном языке.

Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. (А.Пушкин)

5. В чем заключается общая особенность употребления выделенных слов в следующих фрагментах из романа А.Пушкина «Евгений Онегин»? Какой стилистический прием представлен в этих предложениях?

1) Татьяна чуть жива. Трике, / К ней обратясь с листком в руке, / Запел, фальшивя. Плески, крики / Его приветствуют. Она / Певцу присесть принуждена; / Поэт же скромный, хоть великий, / Ее здоровье первый пьет / И ей куплет передает. 2) К несчастью, Ларина тащилась, / Боясь прогонов дорогих, / Не на почтовых, на своих, / И наша дева насладилась / Дорожной скукою вполне: / Семь суток ехали оне. 3) Тут был, однако, цвет столицы, / И знать, и моды образцы, / Везде встречаемые лицы, / Необходимые глупцы; <…>.

6. Обозначьте графически морфемный состав выделенных однокоренных слов. Какие из выделенных вами суффиксов являются формообразующими?

Синевато светились звезды. Небо на востоке слегка синевато. Ее глаза казались еще синее. Синь небес и зелень деревьев. Гриб посинел на срезе.

7. а) Укажите род данных слов и объясните свой ответ.

Портье, какаду, мисс, алоэ, пони, шимпанзе, эсперанто, леди, пари, атташе, пюре, кюре, цеце, бра, иваси.

б) Какая особенность рода несклоняемых имен существительных, обозначающих экзотических животных, отражается в приведенном тексте? Укажите все слова текста, в которых отражается родовая принадлежность существительных кенгуру и динго .

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
<……………………………>
Она хитра – и я не прост.
Всю ночь бежали мы до звезд,
И все ж поймал ее за хвост
Неумолимый динго.

(С.Маршак )

8. Какие определения называются несогласованными ? Как они выражаются морфологически? Приведите по одному примеру на каждый случай.

9. Каким путем достигается художественная выразительность данных поговорок и поверий, связанных с народным календарем?

На Корнея (26 сентября) корни в земле зябнут (до этого срока должны быть убраны все корнеплоды). Придет Наум – наставит на ум (с 1 декабря, дня Наума-грамотника, начиналось обучение крестьянских детей). Прокоп (12 марта) дорогу в снегах прокопает. На Олёну (3 июня) лен сеют. На Луку (12 августа) лук сушат. На Тихона (29 июня) птицы стихают – садятся высиживать птенцов. На Прокла (25 июля) шлют проклятие всякой нечисти.

10. Напишите сочинение-миниатюру (объем – 1 стр.) о своем личном имени.

10-й класc

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Дорога по которой они шли была когда-то проезж_(н,нн)а арбой и давно зар_сла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что (ни)чего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито (с)верху (до)низу диким виноградником (в)низу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся зар_сла еж_вичником и камыш_м с серыми колебл_щимися махалками. Местами большие звери(н,нн)ые и маленькие как то(н,нн)ели фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила р_стительности этого (не)пробитого скотом леса на каждом шагу пор_жала Оленина который не видал еще (ни)чего подобного. <...>
Оленин еще был (с)зади когда старик ост_новился и стал огляд_вать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку ла_вшую на него и Оленин увид_л фазана. Но в то(же) время раздался выстрел как из пушки из здоровенного ружья Ерошки и петух всп_рхнул теряя перья и упал (на)земь. (Л.Толстой)

2. Найдите и исправьте ошибки в транскрипции приведенных ниже слов.

Шел [ш’ол], ширь [шир’], еж , в игре [выгр’э ], всё [фс’о], из искры [изы скры], детский [д’э тск’ий], панцирь [па нцыр’], в клуб [вклуп], косьба [кас’ба ], идешь [ид’о ш’].

3. Определите контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является. У слов в переносном значении укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха) .

1) Все живо там: холмы, леса, / Янтарь и яхонт винограда, / Долин приютная краса, / И струй и тополей прохлада. (А.Пушкин) 2) Гирей сидел, потупя взор, / Янтарь в устах его дымился. (А.Пушкин) 3) Гостья очутилась в платье модного покроя и цвета и в длинных хвостах на шее; жасмины понеслись по всей комнате. (Н.Гоголь) 4) Сидят в гостиной шали и сюртуки , вздыхают, чаек попивают с апельсинчиком. (И.Шмелев) 5) И вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала , а за ними заплясала и веранда . (М.Булгаков)

4. Определите лексическое значение выделенного слова. К активной или пассивной лексике оно относится? Почему? Назовите фразеологизм, в состав которого входит это слово, и укажите значение этого фразеологизма.

Лжешь ты все! – завопил Раскольников, уже не сдерживаясь, – лжешь, полишинель проклятый! (Ф.Достоевский)

5. Как называют жителей Курска? Омска? Архангельска? Назовите не менее пяти суффиксов, с помощью которых образуются названия жителей русских городов, приводя по одному примеру. Суффиксы графически выделите.

6. Определите лексическое значение выделенного слова в каждом из предложений. В каком из них представлено первоначальное, исходное значение данного архаичного глагола? Укажите этимологический состав морфем данного глагола и назовите имя существительное современного языка, исторически производное от него.

1) Сто красавиц светлооких / Председали на турнире. / Все – цветочки полевые; / А моя одна как роза. (В.Жуковский . Победитель) 2) Говорили, что каждый вечер у ней собирается кутежная ватага, которая ужинает с полуночи до утра. Что Любинька председает в этой компании и, представляя из себя «цыганку», <…> с распущенными волосами и с гитарой в руке поет. (М.Салтыков-Щедрин . Господа Головлевы)

7. Какие предлоги называются производными ? В предложениях из «Чтений и рассказов по истории России» С.М. Соловьева найдите производные предлоги и укажите, на базе каких частей речи и каким способом они образовались. Определите частеречную принадлежность выделенного слова, подберите к нему омонимичные слова и укажите вид омонимии.

1) Они-то [Кий, Щек и Хорив] построили этот город [Киев], да после изгибли. 2) Когда волохи [влохи, влахи, волхва] напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу. 3) Здесь беспрепятственнее могла собраться русская земля в одно государство и собралась около Москвы. 4) Но опасность большая вставала теперь с Запада, благоразумие требовало идти к ней навстречу. 5) Еще большее раздражение возбудила против себя Швеция в трех других соседних государствах – Дании, Польше и России. 6) Дело не ограничивается движением внутри известного народа, оно обхватывает и другие народы.

8. Из приведенных ниже предложений выпишите падежные формы имен существительных, не соответствующие литературной норме. Определите падеж и укажите современный литературный вариант данной падежной формы. К какому грамматическому роду и типу склонения относятся эти существительные?

1) В водах и в пламе помышляет: / Или умрет, иль победит. (Г.Державин) 2) Мой Сашка меж друзей своих не знал другого имя. (М.Лермонтов) 3) Не встретит ответа / Средь шума мирского / Из пламя и света / Рожденное слово. (М.Лермонтов) 4) То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет. (И.Крылов) 5) Поверь, что у него ни время, ни охоты / На это нет. (И.Крылов)

9. Среди данных предложений укажите односоставные (выпишите их номера). Определите тип каждого односоставного предложения.

1) Расступись, о старец-море… (М.Лермонтов) 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов) 3) Мисюсь, где ты? (А.Чехов) 4) Сорин. Отчего сестра не в духе? Треплев. Скучает. Ревнует. (А.Чехов) 5) На ипподроме зазвонили. (А.Куприн) 6) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) 7) Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин) 8) Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) 9) Проводила друга до передней, / Постояла в золотой пыли. (А.Ахматова) 10) Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви. (К.Симонов) 11) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) 12) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский)

10. Напишите сочинение-миниатюру (объем не более 1 стр.) на тему «Спасибо, музыка, за то…».

11-й класс

1. Вставьте в данных словах пропущенные буквы и укажите, каким принципом орфографии регулируется написание слов в каждой группе.

1) Об_яние, к_вычки, ст_пендия, к_шелка, к_морка, к_валерия, д_л_тант.
2) И_тратить, и_бить, ра_красить, ра_вести, бе_сонный, бе_голосый.
3) Яркая туш_, громкий туш_, подж_г сарай, подж_г сарая, посевная к_мпания, веселая к_мпания.
4) Малыши лепеч_т, ветви колебл_тся, поезда грохоч_т.

2. Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения? Объясните происхождение названного вами термина.

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему? Укажите лексическое значение любых трех слов из данного списка.

О азис, бо а, фламенко , бо монд, ватерполо , вето .

3. В чем заключается особенность употребления выделенных слов в данных предложениях? В каких отношениях находятся эти слова вне данного контекста?

1) А матери смерть – это не смерть, а успение . (М.Пришвин) 2) И – двойника нащупавший двойник – сквозь легкое лицо проступит – лик . (М.Цветаева) 3) Подтягин, опрятный, скромный старик, который не ел, а кушал <….>, посмотрел поверх стекол пенсне на Ганина. (В.Набоков)

4. Одна из глав романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало и как оно образовано? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала ? Назовите источник этого фразеологизма.

5. В каких словарях содержатся приведенные ниже словарные статьи? Ответ докажите.

1) Ехидный. Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ехидьнъ – «хитрый, зловредный» восходит к греч. echidna – «змея».

2) ДОБЛЕСТЬ, -и, ж . (высок.). 1. Мужество, отвага, храбрость. Воинская д. 2. Высокая самоотверженность в работе. Трудовая д.

3) ГЛАЗА, ОЧИ приподн., ВЕЖДЫ трад.-поэт., ЗЕНИЦЫ трад.-поэт., БУРКАЛЫ разг. (преимущ. о выпуклых больших глазах), ГЛЯДЕЛКИ простор., презр., МИГАЛКИ простор., презр., БЕЛЬМА груб.-простор., ЗЕНКИ груб.-простор.

4) Типун на язык кому. Разг. Недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует. Я уронила письмо на колени. Олег спросил: – Бабушка умерла? – С чего ты взял? Типун тебе на язык! (О.Неклюдова. Мой родной дом.)

[Типун – болезненный хрящеватый нарост на кончике языка у птиц.]

6. Определите значение приставки про- в словах фрагмента стихотворения Николая Рубцова . Основу какого стилистического приема составляют глаголы с приставкой про- в данном тексте?

Нет, меня не порадует – что ты!
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда,

Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, –
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь хоть водой напои!

7. Каким словообразовательным способом был образован топоним Новгород ? Какая древняя особенность склонения этого слова отражена в приведенном тексте и с какой целью автор использовал этот лексико-морфологический архаизм?

Я в рублевские лики смотрелся, как в зеркало,
Печенегов лукавых кроил до седла,
В Новегороде меду отведывал терпкого,
В кандалах на Урале лил колокола.

(А.Дольский)

8. В чем заключается особенность выделенных слов в данных ниже предложениях из романа И.Тургенева «Отцы и дети»? Приведите примеры подобных слов в современном литературном языке.

1) – Сигарку сигаркой, – подхватил Ситников, который успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху, – а дайте-ка нам позавтракать, мы голодны ужасно. 2) Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок.

9. Прочитайте цитату из повести М.Булгакова «Собачье сердце» и объясните, какая ошибка в речи Швондера вызывает возмущение профессора Преображенского.

– Мы – управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, – пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
– Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович. – Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

10. Охарактеризуйте средства связи между предложениями в данном тексте. Выпишите неполные предложения. Чем обусловлена их неполнота?

Бабочки только тогда живут, когда хорошо живется. Чуть только им плохо: холодно, ветрено, сыро – они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все плохое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжелых и пасмурных – только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом. (Н.Сладков)

11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова (уроженца Ульяновской обл.) к сыну.

Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному. (Село Прислониха Карсунского района Ульяновской области)

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Согласны ли вы с основной мыслью автора письма? Дайте ответ в форме сочинения-миниатюры.

ОТВЕТЫ

9-й класс

2. 1) Тощ – счет; 2) лещ – щель; 3) краб – парк.

4. Наблюдается переход имени существительного из разряда имен собственных в разряд нарицательных. Ванька (устар., пренебреж.) – название в обиходной речи извозчика на плохонькой лошади с бедной упряжью. Обычно это был крестьянин, приезжавший в город на заработки.

5. Слова скромный, великий, цвет, насладиться в отвлечении от контекста содержат положительную оценку, но в приведенных примерах они употреблены в прямо противоположных значениях и заключают в себе тонкую насмешку. Этот стилистический прием называется иронией . Ирония – один из любимых приемов А.Пушкина. Ср., например, в характеристике поверхностного образования Онегина: И был глубокий эконом.

7. а) К среднему роду относятся неодушевленные несклоняемые имена существительные: алоэ, пари, пюре, бра . К мужскому роду относятся существительные со значением лица мужского пола: атташе, портье, кюре, а также названия животных: какаду, шимпанзе, пони . К женскому роду относятся имена существительные, обозначающие лицо женского пола: мисс, леди . У остальных слов данного списка род определяется по родовому слову: эсперанто – мужской род (язык); цеце (муха) и иваси (рыба, сельдь) – женского рода.

б) Несклоняемые существительные – названия животных относятся к мужскому роду, но в условиях контекста, подчеркивающего пол животного, они могут употребляться и как слова женского рода, если речь идет о самке. Грамматический род таких слов раскрывается в форме согласуемых с ними слов (определений и сказуемых), а также в соотносительных местоимениях 3-го лица (он или она ). В приведенном стихотворении род существительного динго – мужской: поджарый, тощий, неумолимый (динго ), (я) не прост; гнал, поймал . В данном тексте речь идет о двух кенгуру : 1) гнал по лесам его сестру – мужск. род; 2) слово сестра указывает на женский пол второго кенгуру, соответственно, появляются формы женского рода, ср. она хитра , поймал ее .

9. В основе данных образцов устного народного творчества лежит намеренное сближение имен собственных с какими-либо другими словами на основании случайного фонетического сходства: Тих он – тих ий, Олен а – лен и т.д. Это примеры народной этимологии, которая заключается в намеренном или стихийном стремлении мотивировать значение немотивированных слов. В данном случае народная этимология выступает как средство выразительности, вид словесной игры.

10-й класс

2. Шел [шол], ширь [шыр’], детский [д’эц к’ий], в клуб [фклуп], косьба [каз’ба ], идешь [ид’о ш].

4. Полишинель – «человек, вызывающий смех своим поведением, шут». Во французском народном театре – комическое действующее лицо, шут, паяц; соответствует русскому петрушка .

Слово относится к пассивной лексике, т.к. является архаизмом. Употребляется в составе фразеологизма секрет полишинеля – «секрет, известный всем; мнимая тайна».

6. Пред-сед-а-ть – буквально: «сидеть впереди, перед кем-либо». Это исходное значение представлено в предложении 1: красавицы сидели в первом ряду на рыцарском турнире. Переносное значение – «играть ведущую роль, руководить, верховодить, задавать тон» (ср. предложение 2).

Слово председатель непосредственно образовано от основы этого глагола с помощью суффикса -тель.

9. 1 и 8 – определенно-личные, 2 и 7 – назывные, 5 и 6 – неопределенно-личные, 10 и 11 – безличные.

Остальные предложения являются двусоставными. Неполные двусоставные: вторая реплика предложения 4 (Скучает. Ревнует .) и предложение 9.

11-й класс

1. Написание слов в 1-й группе обусловлено историческим (традиционным) принципом. Выбор букв в этих словах с современной точки зрения не мотивирован (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания следует запоминать.

Написание слов во 2-й группе регулируется фонетическим принципом, который предусматривает написание морфем (в данном случае приставок) в соответствии с их звучанием.

Слова 3-й группы демонстрируют дифференцирующий принцип написания. Дифференцирующие написания используются для различения слов и грамматических форм.

Написание слов 4-й группы подчиняется морфологическому принципу, предусматривающему единообразное написание морфем – корня, приставки, суффикса и, как в данном случае, окончания (личное окончание глаголов 1-го спряжения -ут ).

2. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется орфоэпией – от греч. orthos «правильный» и epos «речь». Данные слова являются иноязычными, не до конца освоенными системой русского языка. Их произношение пока «не подчиняется» произносительным нормам русского литературного языка: на месте выделенных гласных, находящихся в предударной и заударной позициях, произносится звук [о]. Значение слов см. по словарю.

3. Слова смерть и успение , лицо и лик, есть и кушать – это языковые синонимы. Стилистические оттенки, которыми они различаются, могут в условиях определенного контекста специально подчеркиваться с художественно-выразительной целью, что ведет к противопоставлению слов; таким образом, синонимы становятся контекстуальными антонимами . Ср. также: не идет, а шествует; у нее не глаза, а очи и т.п.

4. Орало – приспособление для вспашки земли, плуг (ср. также народную форму этого слова – рало «соха»). Слово образовано от древнерусского глагола орати «пахать» с помощью инструментального суффикса -л(о) (ср.: светило ¬ светить, мыло ¬ мыть, покрывало ¬ покрывать и др.). Ср. в поэме Н.Некрасова «Коробейники»: Тит – домой. Поля не о раны .

Перекуем мечи на орала – это лозунг перехода от войны к мирной, созидательной жизни. Выражение библейского происхождения: древний призыв к отказу от распрей и вражды в этой словесной форме содержится уже в Ветхом Завете. Ср. трансформацию этого фразеологизма в стихотворении «Родина» Е.Баратынского:

Прилежный мирный плуг, взрывающий бразды,

Почетнее меча.

5. Словарная статья – краткая лингвистическая характеристика слова. Слово, открывающее словарную статью, обычно называют заголовком, или заглавным словом . Структура словарной статьи зависит от типа словаря. Например, основными компонентами словарной статьи толкового словаря являются следующие: 1) заглавное слово; 2) акцентологическая, грамматическая и (если необходимо) стилистическая характеристика слова; 3) толкование лексического значения; 4) иллюстративный материал как средство раскрытия значения (значений) слова (см. пример под цифрой 2). Обязательным компонентом этимологического словаря является историко-этимологическая справка (см. пример 1). В словарях синонимов приводится весь синонимический ряд, возглавляемый заглавным словом-доминантой, отмечаются стилистические особенности синонимичных слов (см. пример 3). Во фразеологическом словаре на первом месте стоит устойчивое сочетание (фразеологизм) или ключевое слово этого фразеологизма, отмечаются его основные грамматические и стилистические особенности, указывается лексическое значение, которое обычно сопровождается литературной иллюстрацией; часть фразеологизмов сопровождается историко-этимологической справкой (см. пример 4).

7. Существительное Новгород было образовано в древнерусском языке способом сращения (лексико-синтаксическим способом), т.е. слиянием элементов производящего словосочетания Новъ городъ в одно слово без участия словообразующих аффиксов (ср. современные слова типа вечнозеленый, малозаметный и др.). Первая часть сращения – Новъ – является кратким прилагательным, которое в древнейший период склонялось по образцу существительного: нова, нову и т.д. Сохранение самостоятельного склонения двух составляющих слово частей (Новагорода, Новугороду, в Новегороде и т.п.) достаточно часто встречается в качестве архаизма в произведениях на исторические темы. В данном поэтическом тексте архаичная форма – элемент стилизации, также выполняющий функцию создания исторического колорита, перенесения в Древнюю Русь.

8. Слова кресла и воротнички обозначают в данных примерах один предмет, т.е. соответствуют современным словам кресло и воротничок . В текстах XVIII–XIX вв. отражается их принадлежность к разряду существительных с одной числовой формой (только мн. ч.), подобно современным словам брюки, ножницы, очки, сани и т.п.

9. Профессора Преображенского возмущает языковое невежество новоиспеченного представителя власти. В речи Швондера нарушен порядок слов: по правилу придаточное предложение с союзным словом который (а также какой, чей ) должно находиться в непосредственной близости к тому слову, которое это предложение замещает (в данном случае слово собрание, а не дом ).

10. Основные средства межфразовой связи: лексический повтор (бабочки – бабочек; нет – нет), повтор однокоренных слов (живут – живется – в жизни) , местоимения (они – им – они), союзы (чуть только), наречия, указывающие на последовательность событий во времени или на причинно-следственные связи (тогда, потому-то). Текстообразующую функцию выполняют в данном случае и лексические антонимы (хорошо – плохо, живут – обмирают, дни тяжелые, пасмурные – дни светлые, солнечные).

Контекстуальная неполнота представлена в третьем предложении: Впадают в особый сон: ничего не видят… (опущено подлежащее) и во второй части пятого предложения: (есть) только светлые, теплые, солнечные (дни). Наличие неполных предложений не вызывает непонимания именно потому, что перед нами не набор предложений, а связный текст.

О признаках текста и средствах межфразовой связи см.: 1) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. 2) Горшков А.И . Русская словесность. 10–11-е классы. М.: Дрофа, 2002. (Глава VII)


Последнее интервью сына Аркадия Пластова (№5)

Николая Аркадьевича Пластова, заслуженного художника РСФСР, сына Мастера, журналисты, особенно в последние годы его жизни, вниманием не баловали. Ну, поменял старик Москву на Прислониху - его дело. И вообще - о чем спрашивать сына, если об отце и так все известно...

Мы разговаривали с Николаем Аркадьевичем в мастерской его отца, народного художника - перекошенной деревянной избушке 40-летнего «возраста», до краев наполненной работами Аркадия Александровича, не вошедшими в музейные экспозиции. Сын Пластова в паузах между разговором продолжал дело, за которым я его и застала: вырезал деревянный орнамент иконостаса для той самой церкви, которая по проекту его деда была возведена в Прислонихе в 1878 году. На дворе стоял не по-весеннему холодный, со снегом, апрель. Николай Аркадьевич был в валенках и теплой куртке. Не сняла куртку и я - в мастерской стоял почти уличный холод.

Волею судеб это интервью десятилетней теперь уже давности оказалось для Николая Аркадьевича последним - в 2000 году сына Пластова не стало. Наша беседа никогда не публиковалась - редакторы газет и власть всегда хотели видеть в Пластовых хрестоматийно идиллический род художников. Сын Аркадия Пластова в своем интервью поднимает вопросы, которые старательно не «замечали»...

- Николай Аркадьевич, как живется вам в родовом гнезде?

Года два уже очень неважно себя чувствую, но отцовское гнездо требует столько сил, что не до столицы, где я вообще-то обитаю. Я тоже в Прислонихе родился, ходил здесь в начальную школу. Средняя - это уже было в Языково, а 17-ти лет поступил в художественный институт им. Сурикова. В Прислонихе мне всегда хорошо - живешь-то ведь внутри себя, а Прислониха этому всячески помогает. Да вы поглядите - весна приходит, все меняется: я это здесь, на родине, вижу сознательно 65 лет, и отец так же видел. И я, как и отец, удивляюсь той помощи, которую изменения времени года оказывают на душевное самостояние человека.

- Ваши односельчане так же трепетно и философски относятся к приходу весны?

Когда умерли практически все герои Пластова, Прислониха изменилась. Не внешне даже, а внутренне. И к этому прилагали все усилия, думая, что гонят «коней» в сторону прогресса, и чем больше будет у нас страсти к потреблению, тем лучше человеческий материал получится. Произошло все не так. В нашей стране создался страшный дисбаланс между теми, кто производит хлеб, и теми, кто потребляет. Я, конечно, тоже потребитель - жующая особь какая-то... А вот кто на земле - их осталось совсем немного, они потеряли психологию крестьянства. Это не люди земли, это наемники, которые выполняют работы. Все восхищаются: ах, пластовские крестьяне, ах, настоящая Россия! Конечно, отец выбирал лица для портретов, да вот все они, как назло, были единоличниками. Так получалось. Село все переписано отцом в трех поколениях, да только нет больше таких лиц. Да не только лиц - сел тех, лесов тех, которые писал отец, нет. Прислониха тоже была подготовлена к сносу. Совершенно случайно мой друг показал мне проект уничтожения села - здесь должен был быть построен животноводческий комплекс.

- Вы серьезно?! А как же «ах, настоящая Россия»?

Вот так... У меня до сих пор сохранился черновик моего письма в обком - только тогда это прекратили. За другие села заступиться было некому. Я помню, мы с отцом ходили по округе - через каждые 5-7 километров - село. Орлы, Шиловка, Калмыковка, Медянское, Малиновский, десятки других - все умерли. Власть ведь пытается выжить любым способом, и что ей попадает под ноги, она никогда не жалеет. Беда российского руководства много десятилетий в том, что они лишены чувства культуры. У них этого нет. То ли оттого, что они поднимаются из определенных кругов, где это просто не бытует. То ли пока поднимаются по этим ступеням, перешагивая через близких своих жестоким образом, убивают в себе эти чувства. Что бы ни предпринимала власть в отношении культуры, все происходит, на удивление, невпопад. Даже добрые намерения. Культура для них - оседланная корова. А это очень несчастное и смешное зрелище, когда корова, на которую надели седло, воображает себя рысаком. Власть немилостива и не может быть милостива. Мы удивительный народ - единственный в мире, уничтоживший сам себя, запретивший себе вспоминать о былом.

- Но вы-то не перестали помнить!

Мне сам Бог велел - традиции в семье такие. А был бы я не из Пластовых, точно так же преспокойно смотрел бы на эту разруху. Вот, смотрите, от деда остались только три его работы. Вот эту икону, Михаила Архангела, дедушкиного письма, отец выкупил у местного кладовщика.

- Как же она у него оказалась?

Когда церковь громили - году в 35-36, я стоял с бабкой своей, держался за сарафан ее, - выкидывали к церковным воротам, как здесь выражаются, все святье. Иконы, книги, утварь - все это блистало, сверкало... Я же не видел этого раньше: церковь сначала закрытой стояла, а потом ее решили разгромить. Было выброшено прислонихинскими крестьянами Евангелие выносное - замечательное, 18 века, в малиновом бархате. Подошел шофер, бархат этот оторвал и ну чистить сапоги. Я все очень хорошо помню - как страницы церковных книг шелестели под ветром, летали по Прислонихе, как книги 16 века рвали, чтобы трактора протирать. Дед церковь расписывал пополам с художником Грошевым. Так холсты с этой живописью - евангельские сцены, орнаменты срывали со стен, скатывали в рулоны и тащили в бани.

- Зачем?!

А чтобы, когда сойдут краски, наделать из этих холстов безызносные портянки. Ну, бабка мне и говорит: "пойдем, пойдем отсюда - с маленьким стыдно глядеть на это".

Такое не может повториться?
- Если найдем, кого громить, почему бы и нет. По-моему, мы так устроены. Недавно листал книжку «Заповедные леса России» - пластовским местам посвящена целая страница: якобы как некой охраняемой государством ценности. А кому охранять, если ульяновским властям дела нет до тех уголков, где писал отец свои картины? Сколько я ни говори, никому не надо.

- То есть прошел очередной юбилей, и слава Богу...

Я так и живу - от одной даты похорон отца до следующей: почему-то власть страшно любит отмечать день смерти Пластова. Придут, поговорят и разъедутся... А последние много лет вообще никого нет. Но тут уж ничего не поделаешь - так власть относится к певцу России, к культуре вообще. Отец при жизни выставок не делал, а я осмелился устроить посмертные выставки его работ в Манеже, в Санкт-Петербурге - блистательные, надо сказать. И что? Никакого интереса у начальства, хотя, казалось бы, сам Бог велел посмотреть, какое «перо» у «птицы» наших, российских мест. А я никогда ничего не просил. Просишь - вступаешь в зависимость, будешь в роли этакого просителя. Да ладно бы только я, а то ведь и отца за собой приведешь. За что этакое ему - по прихожим мотаться? Он свое дело сделал. Если кто не видит... За отца я даже в прихожей президента не буду стоять. Отцовские работы всех президентов переживут. Кажется, Курбэ... который отказался от Ордена «Почетного легиона»... сказал: «Государство некомпетентно в вопросах искусства». И он прав. Вот что бы я хотел сказать власти, так свое горькое слово. Потому что это не ко мне, Пластову, относится, а к России. Лет 15 назад, если не больше, село попросило меня спроектировать памятник павшим за Родину. Из 200 человек, которые ушли из Прислонихи на фронт, вернулись человек 30. И как ни встретишь солдат бывших - ты бы хоть ради нас вычертил. Сделал. Приступили к работам - пошла самодельщина. Вместо бронзовых цифр, мраморных табличек - цемент. Бронзовые цифры, правда, были отлиты, но их почему-то увезли в Ульяновск представители реставрационных мастерских. Теперь памятник павшим стоит в жалком, полусделанном виде - я не могу признать его своей работой. А ветераны почти все умерли - осталось два-три человека. Но каждый День Победы жалкая сцена разыгрывается возле монумента говорятся ненужные, фальшивые слова, а вот исполнить проект достойно памяти фронтовиков так и не смогли.

- Николай Аркадьевич, а пол в мастерской всегда такой наклонный был?

Да что вы - фундамент просел, лаги погнили: мне самому все это исправить не под силу. Хотя, по документам, здесь с 1993 года - музей-усадьба, памятник российского значения, охраняется государством. Из этой мастерской вышло все, чем славен Пластов, все, что висит в музеях. Сколько передумано здесь было, сколько сочинено! Вот эту деревянную лошадку отец смастерил для моего сына Коли, он тоже художник. У лошадки, обратите внимание, хвост настоящий - отец специально с Колей ходил на конеферму - у лошади позволили отрезать «локон», так сказать. Да все эти предметы были для него живые. Я не ставлю, конечно, знак равенства, но во Флоренции, в абсолютно пустом доме Микеланджело экспонируется якобы его уцелевший во времени башмак и терракотовый эскизик. С великим почтением это подано, водятся экскурсии. А у Пластова скоро будут показывать фундамент, на котором стоял дом.

- Но хоть кем-то дом охраняется?

Кем - мной. Семьей.

- Что ж - выходит, следующие поколения и башмака пластовского не увидят?

Пока жив, что-нибудь сохраню.

Рано или поздно Россия вспомнит о Пластове. Отец займет свое место и здесь, и в мировом искусстве по целому ряду открытий, которых до него не было и быть не могло. Это ведь только ему, изволите видеть, взбрело в голову 60 лет быть здесь ежегодно. Хоть на крыше вагона, но сюда - делить со своими героями способ существования, знать их изнутра. Это такой способ жизни, который не повторялся. Когда будет повтор, какой принесет результат - неизвестно. Работы отца - это исторический памятник ушедшей России. Когда Россия пожелает на себя оглянуться, она должна будет вглядываться в Пластова, чтобы понять самое себя.

Людмила Дуванова

1. Слово «эпидемия» содержит в составе греческий элемент «ЭПИ - ». Определите его значение. В каких лингвистических и литературоведческих терминах есть этот элемент?

Оценка – 3 балла

2. В каких словах ударение падает на второй слог?

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску, и всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

Оценка – 10 баллов

8. Есть ли противоречие в словосочетании «КОСИТЬ СЕНО»? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценка – 2 балла

9. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Турки, казахи.

Басни, яблоки, граммы.

Блюдца, апельсины , эполеты, свечи, заморозки.

Оценка - за каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.

10. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке суффикса – ОТ:

Забота, сирота, охота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, пехота.

Оценка - 4 балла.

2 тур

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб , на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз , подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том , что он написан художником?

Оценка – 20 баллов.