Cочинение «Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. Написать мини сочинение на тему чему учит рассказ шукшина критики Чему нас учат рассказы шукшина

автор: Виктор МАРЬЯСИН (г. ХАБАРОВСК)
Рубрика в газете: Под конфетти уходящего года, № 2019/47, 19.12.2019
При ютубовском знакомстве с таким плазменным нигилистом, внучатым чекистом и бунташным селфи-эволюционистом как Невзоров Александр Глебович (для краткости НАГЛ) – нашего провинциального брата иной раз с непривычки захватывает диссидентский восторг и некритичное глуповатое возбуждение, словно прекраснодушного гимназиста с полной рюмкой налитой ему гусарами водки по их возвращению из задающего политические и культурные моды Парижа. Дескать, есть, оказывается, на свете свободолюбивая интеллектуальная мысль, рядом с которой все государственные, общинные, мировоззренческие, религиозные скрепы не стоят ломаного гроша. А потому пошли-ка все дружно вон! Кроме преподобного Глебыча и его наукообразной благоподобной вести. О вкусах, как говорится, не спорят, однако персональная фишка этого воскресшего, словно феникс, фронтмена стоит того, чтобы под конфетти уходящего года о ней беззлобно поговорить.

№ 2019/47, 19.12.2019
Когда думаешь о Пасхе – на каком-то подсознательном уровне, в глубинах души, рождается радостный трепет. А как иначе, ведь это «праздник праздников и торжество торжеств». Помимо соприкосновения с великим сакральным смыслом, у каждого православного есть свой опыт переживания Пасхи, свои традиции, свой ассоциативный ряд. Когда ко мне попал сборник пасхальных рассказов и размышлений современных писателей «Тайна Воскресения», выпущенный молодым московским издательством «Вольный Странник», я вновь в этом убедилась, а ещё окунулась в мир чудесных, глубоких, тонких пасхальных историй.

В завершающийся год 50-летия журнала «Аврора»

автор: Иван САБИЛО (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


№ 2019/47, 19.12.2019
В апреле 2007 года мне в Москву из Петербурга позвонил Николай Коняев, предложил войти в состав редколлегии «Авроры» и сказал, что теперь он будет возглавлять журнал. Я порадовался такой новости и дал согласие. Он попросил меня переговорить с Михалковым – Сергей Владимирович входил в прежний состав редсовета и согласится ли теперь на вхождение в новый. Я сказал, чтобы включал его – свежий номер должен вот-вот выйти, а я переговорю либо с самим Михалковым, либо с его помощницей Л.Салтыковой, и, думаю, получу добро.

№ 2019/47, 19.12.2019
За свою долгую жизнь Яков Петрович Полонский повидал немало городов, был и за границей: в Германии, Франции, Италии. Но родная Рязань всегда жила в его сердце, душа поэта постоянно стремилась в родные края.

автор: Вадим КУЛИНЧЕНКО (пос. КУПАВНА, Московская обл.)
№ 2019/47, 19.12.2019
Как и многих других нововведений на Руси, основателем орденской системы был Пётр 1, который одновременно с благим намерением награждения людей за их дела на благо Отечества, ввёл и бюрократическую систему чинов, плоды которой мы ныне пожинаем.

автор: Денис БАЛИН (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


Рубрика в газете: По следам кинопремьер, № 2019/47, 19.12.2019
В прокат вышла военно-историческая драма «Ржев» режиссёра Игоря Копылова, снятая по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Фильм сумел привлечь внимание зрителей и кинокритиков, за несколько недель набралось приличное количество положительных и отрицательных отзывов. Правда, за первые выходные проката он занял только пятое место в России по сборам и количеству зрителей. Создатели утверждают, что хотели рассказать «честно и правдиво о войне», но получилось ли у них?

Как русский язык сближает народы


Об удивительных встречах на пространстве русской культуры, о проблемах языков малых народов, об особом мировоззрении писателей-билингвов и о некоторых «трудностях перевода» «ЛР» побеседовала с поэтом, переводчиком, литературоведом, редактором специальных выпусков «Новой северной газеты» города Пыть-Ях (ХМАО) – Князом Гочагом.

Один из спасателей Югры предлагает интервью некоему журналу «Жу жу»


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Корреспондент: Доброго дня. Скажите, вам нравится наше гражданское общество? Главный спасатель Югры: Нет. Корреспондент: 19 лет Спасение Югры – чиновничья-околочиновничья организация. В чём отличие такой организации от настоящей общественной?


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Тридцать лет назад в Ханты-Мансийске была учреждена ассоциация коренных малочисленных народов «Спасение Югры». Но чего удалось за это время добиться таёжникам? Лучше ли стало мансийским рыбакам, хантыйским оленеводам или лесным ненцам? Видимо, об этом пойдёт речь сегодня на очередном съезде Ассоциации в Нягани. В канун этого форума мансийский подвижник Андрей Лонгортов решил выступить с обращением.

автор: Магомед АХМЕДОВ (г. МАХАЧКАЛА, Республика Дагестан)


Рубрика в газете: Жизнь национальностей: в поисках гармонии, № 2019/47, 19.12.2019
Был он болен и слаб… / И признался красавице Белле,* / Провожая глазами её восхитительный стан, / Что устал от всего… / И что нервы давно на пределе: / «Так в Россию хочу!.. / Без России мечты оскудели… / Мне б куда-нибудь в горы… / Безвестным… В седой Дагестан»

О чем заставляет задуматься рассказ Шукшина «Срезал» простого читателя? Наверное, в первую очередь о человеческом уважении друг к другу. Еще о дружбе и семье. О том, что было, и что могло бы быть…

Каждый человек – есть кузнец своего счастья. Зависть и подлость всегда преграждают путь к заветной цели. Этому не учат в школах, но об этом пишут практически все авторы. Шукшин не стал исключением. В своем рассказе он создает образ «провокатора» и «судьи» в одном лице – . Он считает, что раз человек чего-то смог в жизни добиться, то уж точно не своим умом и непосильным трудом. Однако сам мужчина, по сути ничего не смог для себя сделать. Он научился лишь унижать других, и то, это делает не от большого ума.

Автор не упоминает о семье Глеба, скорее всего потому, что он ее не имеет. Возможно, живы еще его родители, но и их, скорее всего он не ценит. У мужчины нет друзей, а те ребята, что с ним общаются, скорее всего, просто коллеги, ведь работы в селе не так много. Его «сомнительная слава» держит мужчину в заложниках. Она не дает ему завоевать ни почета, ни уважения. Многие уже давно поняли, что он за человек, и не хотят лишний раз иметь с ним общих дел.

Высмеивая других, мужчина порой сам становится шутом. Так вышло и в случае с . Капустин так увлекся своими глупыми рассуждениями, что ввел кандидата в ступор. Таких глупостей, ни Журавлев, ни его супруга раньше не слышали. Они так же не поняли этого странного визита к ним в дом.

Странная сельская забава, ждет каждый раз новую «жертву». Капустин «срезает» людей, просто от того, чтобы лишний раз показать свое превосходство. Он даже не понимает, что тем самым он подчеркивает отсутствие своего интеллекта. Ведь искать недостатки в других, ждать, что человек ошибется и «упадет» - это подло.

Что же разозлило Капустина? Почему он буквально возненавидел Журавлева? Ответ очевиден – зависть. Причин для этого чувства предостаточно. Глеб сам об этом упоминает в своих «душеспасительных» наставлениях. Кандидат имеет жену, дочь, он специалист в своей области, любит мать, а главное – приехал на такси. Для мужчины это становится перебором. Он не понимает, что это норма жизни для обычных людей, поэтому ведет себя дерзко и очень грубо. Но стоит Журавлеву начать общаться с оппонентом, на его «языке», как тот переходит практически на личные оскорбления и угрозы.

У всех присутствующих после такого «показательного выступления» остается неприятный осадок на душе. Возможно, кто-то уже пожалел кандидата, а возможно, так же как Капустин – позлорадствовал тому, что и этого «срезали».

Человеческая глупость – многолика. Автор показывает, какую причудливую форму она иногда принимает. Для одних неприемлемо даже подумать плохо о человеке, а для других входит в норму намеренно его прилюдно унизить. Только справедливость все же существует, и бумеранг негатива когда-нибудь вернется к «многоуважаемому» Капустину. Возможно, это будет не скоро, и он еще многих сможет «срезать».

А с другой стороны, мужчина и так уже наказан. Ведь самой главной радостью у него остается «срезать» людей, которые, в отличие от него, всего добиться в этой жизни.

Урок – конспект по литературе для 8 класса

Василий Макарович Шукшин. Рассказы

Цели урока : знакомство с биографией и личность В.М.Шукшина; привитие интереса к изучению его творчества.

Оборудование:

  1. Фото В.М.Шукшина (можно оформить стенд «Сегодня на уроке» с фотографиями из его жизни (см.Приложение№1)).
  2. Выставка книг В.М.Шукшина.
  3. Диск со слайдами «Моменты биографии Шукшина», с видеосценкой по рассказу Шукшина «Сельские жители» и песней «Миленький ты мой» (см.Приложение №2)
  4. Компьютер, графопроектор

Ход урока:

I . Вводная часть

Эпиграф к уроку:

Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…

(Звучит любимая песня В.М.Шукшина «Миленький ты мой» (см.Приложение

№3)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация по рассказам знаменитого писателя, удивительного актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Мне бы очень хотелось, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одаренного человека и не ушли с этого урока равнодушными.

Рассказы его просты и взяты из жизни. Они не учат, как правильно жить, но они помогают нам взглянуть на себя со стороны. Может быть, кто-то из вас узнает в героях Шукшина самого себя.

План урока:

  1. Биография В.М.Шукшина (сопровождается слайдами – приложение №1).
  2. Рассказы «Дядя Ермолай», «Микроскоп» (которые дети прочитали дома).
  3. Видеосценка по рассказу «Сельские жители» (см.Приложение №3).

II. Основная часть

  1. Биография В.М.Шукшина.

Рассказывает ученик (рассказ сопровождается слайдами Приложение №3). Задание дать ученику на дом заранее.

Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974) - русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России. В рассказах (сборник «Сельские жители», «Там, вдали», «Характеры»), романе «Любавины» и фильмах («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная»)-образы «странных» людей из народа, «чудиков», несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни.

Главные роли Василия Шукшина в фильмах: «Два Федора», «Комиссар, «У озера», «Они сражались за Родину». Поставил фильмы: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная» .

«Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали. О том, как это произошло, позднее вспоминала его жена - Мария Сергеевна Шукшина:

«Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья (сестра Василия Макаровича) дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет… По Чуйскому тракту тогда много заключенных работало. Бывало, им потихоньку то хлебушка, то картошки сунешь. У самих тоже не больно было. Своего все высматривала. Нет, не нашла…»

Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22 летняя Мария Сергеевна Шукшина впала в отчаяние. Есть свидетельства, что в тот момент она хотела отравить себя и детей, лишь бы не видеть того, что происходило вокруг. Но это отчаяние длилось недолго. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина. Как вспоминал позднее Василий Шукшин: «Это был человек редкого сердца - добрый, любящий… Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми…» Однако и этот брак оказался недолгим - в 1942 году П. Куксин погибнет на фронте.

По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «Себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки Катуни (река, протекающая в селе Сростки) и скрывался на ее островах по нескольку дней.

В 1944 году Вас Шукшин окончил семь классов Сросткинской школы и поступил учиться в автотехникум в городе Бийске (35 км от Сросток). Но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу. Он был слесарем, строил электростанцию и железнодорожный мост. Затем его призвали в армию, в морфлот.

Ответственный, внимательный к делу матрос Василий Шукшин нес радиовахты наравне со старослужащими, лучшими специалистами, и неудивительно, что вскоре ему повысили классность, назначили на должность старшего матроса. Выделялся он среди сослуживцев и характером. В общении с товарищами, когда речь шла о службе, был краток, праздных разговоров не любил, суждения его были авторитетны…

В. Шукшин много читает, он частый посетитель Морской библиотеки. Пишет - и не только письма родным и близким, которым он писал много и часто. Это были и первые литературные пробы молодого Шукшина. Именно в Севастополе проявился его писательский талант. Бывшие сослуживцы-матросы хорошо помнят, как Василий Шукшин читал им свои рассказы «Двое на телеге» и «Разыгрались в поле кони»…

Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил им, писал для него театральные миниатюры, сценки; увлекался спортом, особенно боксом…»

Вернувшись в родные Сростки, Василий Шукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5 - 7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора. Однако проучительствовал недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя - поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором райкома партии. И вот тогда Вася Шукшин решает отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. Мать не стала препятствовать сыну в этом желании, более того, сделала все что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну. Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки-клеши и сапоги.

Рассказывает Юрий Никулин : «Василий рассказывал о том, как он поступал во ВГИК. Когда он приехал с Алтая сдавать вступительные экзамены, места в общежитии не оказалось. Шукшин решил ночевать на бульваре недалеко от Котельнической набережной. Только задремал на скамейке, как его разбудил высокий худощавый мужчина с палкой в руках. Шукшин, приняв его за сторожа, испугался.

Чего спишь здесь? - спросил мужчина.

Ночевать негде, - ответил Шукшин.

Пойдем ко мне, переночуешь, - сказал незнакомец.

Привел к себе домой, напоил чаем и всю ночь вел с ним разговоры.

Когда Шукшин уже начал учиться, ему кто-то издали показал на режиссера Ивана Пырьева . И Василий Шукшин узнал в нем человека, у которого провел ночь. Только много лет спустя Василий в беседе с Пырьевым спросил:

А вы помните, Иван Александрович, как я у вас ночевал однажды?

Не помню, - ответил Пырьев. - У меня много кто ночевал».

Однако вернемся в лето 1954 года.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Василий Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда и подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм (режиссер) …

На экзамене Роммм ему говорит: «ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?» Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Ромм сказал: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером». И тут вдруг Василий Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина - с хвостом на четырех копытах - и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь - во… Где уж тут книжки читать!» Вгиковские бабки счастливы - нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».

Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года во сне во время съемок фильма "Они сражались за Родину", в возрасте 45 лет. Диагноз: сердечная недостаточность.

  1. Рассказы «Дядя Ермолай» и «Микроскоп».

Учитель у выставки книг В.М.Шукшина: «В.М. оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна. Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие. Один из любимых героев писателя – Чудик», человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущийся к к прекрасному, к справедливости, к знаниям, к искусству и потому чуждый и непонятный обывателям. В рассказах В.М. богатый, сочный разговорный язык автора и его героев.Особенность его рассказов – повествование с юмором, за которым прослеживается грусть, осознание норм нравственности и любовь к человеку

«Дядя Ермолай» - так называется рассказ, написанный от первого лица. В его основу положен случай, произошедший в детстве с самим автором, когда ему было 11–12 лет. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. (Краткий пересказ учеником.)

Анализируем текст с опорой на предложенные учителем вопросы.

Что вас поразило в рассказе?

Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своём?

Как вы думаете, сознаются ли они потом, когда пройдёт время?

Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду?

В чём, по-вашему, заключается основная мысль рассказа?

Ради чего он был написан?

Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»?

Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за обмолоченным хлебом. Не сознались и потом. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? (Рассказ написан в 1971 году, а произошло это в детстве.) Надо помнить то, что оставило неизгладимый след в детской душе. Вывод. Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа - память, совесть, правда).

«Микроскоп» . (краткий пересказ учеником)

Тот же “чудик” - Андрей Ерин.

Каково поведение героя?

Что думает?

Что делает? Вывод о характере и “странностях” героя:неуёмное стремление человека к познанию, странность, чудачество - открывает для себя тайны микромира, озабочен грядущими судьбами человечества.

  1. Видеосценка по рассказу «Сельские жители»

Учащиеся просматривают видеосценку, снятую учениками по одноименному рассказу. Понадобится компьютер и графопроектор. Анализируют ее по вопросам.

Охарактеризуйте бабку и внука. (Бабка – энергичная, крикливая, глупая, но любознательная. От того и боится лететь на самолете, что мало знаний о мире. Внук – застенчивый, скромный, обидчивый до глупости, но тоже любознательный: хочет, как и бабка посмотреть на Кремль, на Москву.)

Какими словами говорит бабка? (Бабка неграмотна, оттого и речь у нее неправильная: анулироваем, со знающими людями, страсть такая и т.д.)

Как повлиял сосед на решение бабки? (Он считал, что он много знает, т.к. летал на самолетах и везде ездил. Но на самом деле он тоже был глуп, поэтому запугал бабку сначала, а потом когда она была уже запугана им, приободрил: «Ничего не робейте».)

III. Заключительная часть

  1. Беседа по уроку:

О ком вы узнали сегодня на уроке?

Кто такой был В.М.Шукшин?

Назовите его рассказы, фильмы?

В чем особенность его рассказов?

Кто является героями его рассказов? А любимый герой?

2. Вывод по уроку (должны сделать сами учащиеся): Василий Макарович Шукшин – великий человек. Талант его огромен и разносторонен: он великолепный актер, режиссер фильмов, которые стали шедеврами, знаменитый писатель и драматург, личность с незаурядным характером и судьбой. Рассказы его жизненны, их легко читать. Своими произведениями он не учит, как правильно жить, но учит смотреть на себя и свои поступки со стороны.

Учитель: Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы так же, как и начать, словами В.М.Шукшина: «Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».

Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни. Осталась светлая память о этом удивительном человеке.

3. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Чему меня научили рассказы В.М.Шукшина».


Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. Наиболее современными в искусстве и литературе мне представляются вечные усилия художников, которые отдаются исследованиям души человеческой. Это всегда благородно, всегда трудно.
В. Шукшин
Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро – практически с самых первых своих произведений. Причем, настолько прочно и определенно, что уже первая его книга дала основание критике говорить обособим, шукшинском герое, потому сто это очень своеобразный и сильный талант. Аннинский пишет о творчестве Шукшина: «По первому впечатлению книги Шукшина – это пестрый мир самобытнейших, несходных характеров, но, вдумавшись, видишь, что Василий Шукшин Писал не множество разных типов, а один психологический тип, вернее одну судьбу, ту самую, о которой говорят: «шукшинская жизнь».»
Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя.
В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что помогло людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу.
Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная способность радоваться - признак несокрушимой силы духа.
Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки – Ванька и Наташка – весь день предоставлены сами себе. Но – детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и – шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство.
Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее «шукшинских» характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать «Барыню», ни за что «дать по сопатке» товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, «пужает», хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь.»
Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы.
Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается!
Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».
С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».
Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя – он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства. В его героях есть тот «запах доброты», с которым они живут долго и счастливо.
Я убежден, что этим «запахом доброты» обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны.
Л.Н.Толстой писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».
Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания «шукшинских» героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой.
Сам писатель говорил о своем творчестве: «Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце… Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется…» И это Шукшину удалось!

Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя.
В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что помогло людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу.
Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная способность радоваться - признак несокрушимой силы духа.
Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки – Ванька и Наташка – весь день предоставлены сами себе. Но – детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и – шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство.
Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее «шукшинских» характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать «Барыню», ни за что «дать по сопатке» товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, «пужает», хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь.»
Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы.
Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается!
Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».
С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».
Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя – он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства. В его героях есть тот «запах доброты», с которым они живут долго и счастливо.
Я убежден, что этим «запахом доброты» обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны.
Л.Н.Толстой писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».
Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания «шукшинских» героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой.
Сам писатель говорил о своем творчестве: «Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце… Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется…» И это Шукшину удалось!