Алексей Константинович Толстой. Обсыпается весь наш бедный сад…. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» А. Толстой Осень осыпается весь мой бедный сад толстой

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» Алексей Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Анализ стихотворения Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения « » Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении « » Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.

Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.

Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа - желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.

В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.

Эмоции героя - центральный момент лирического сюжета «Осени…» Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.

Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.

Алексей Константинович Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…». Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…». Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.

Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.

Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа — желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.

В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.

Эмоции героя — центральный момент лирического сюжета «Осени…». Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.

Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.


СТИХОТВОРЕНИЯ ОСЕННИЕ (сентябрь, октябрь, ноябрь):

Читайте подборку текстов стихов об осени, коротких и больших, грустных и красивых осенних стихотворений известных поэтов классиков (русских и зарубежных)

Алексей Толстой
«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Максимилиан Волошин «Осень... осень... Весь Париж...»

Осень... осень... Весь Париж,

Очертанья сизых крыш

Скрылись в дымчатой вуали,

Расплылись в жемчужной дали.

В поредевшей мгле садов

Стелет огненная осень

Перламутровую просинь

Между бронзовых листов.

Вечер... Тучи... Алый свет

Разлился в лиловой дали:

Красный в сером - это цвет

Надрывающей печали.

Ночью грустно. От огней

Иглы тянутся лучами.

От садов и от аллей

Пахнет мокрыми листами.

Иосиф Бродский «Осень выгоняет меня из парка...»

Выгоняет меня из парка,

Сучит жидкую озимь

И плетётся за мной по пятам,

Ударяется оземь

Шелудивым листом

И, как Парка,

Оплетает меня по рукам и портам

Паутиной дождя;

В небе прячется прялка

Кисеи этой жалкой,

Гром гремит,

Как в руке пацана пробежавшего палка

По чугунным цветам.

Аполлон, отними

У меня свою лиру, оставь мне ограду

И внемли мне вельми

Благосклонно: гармонию струн

Заменяю - прими -

Неспособностью прутьев к разладу,

Превращая твоё до-ре-ми

В громовую руладу,

Как хороший Перун.

Полно петь о любви,

Пой об осени, старое горло!

Лишь она своей шатер распростёрла

Над тобою, струя

Ледяные свои

Бороздящие суглинок свёрла,

Пой же их и криви

Лысым теменем их острия;

Налетай и трави

Свою дичь, оголтелая свора!

Я добыча твоя.

Эдуард Багрицкий «Осень (Литавры лебедей замолкли вдалеке...)»

Литавры лебедей замолкли вдалеке,

Затихли журавли за топкими лугами,

Лишь ястреба кружат над рыжими стогами,

Да осень шелестит в прибрежном тростнике.

На сломанных плетнях завился гибкий хмель,

И никнет яблоня, и утром пахнет слива,

В весёлых кабачках разлито в бочки пиво,

И в тихой мгле полей, дрожа, звучит свирель.

Над прудом облака жемчужны и легки,

На западе огни прозрачны и лиловы.

Запрятавшись в кусты, мальчишки-птицеловы

В тени зелёных хвой расставили силки.

Из золотых полей, где синий дым встаёт,

Проходят девушки за грузными возами,

Их бёдра зыблются под тонкими холстами,

На их щеках загар, как золотистый мёд.

В осенние луга, в безудержный простор

Спешат охотники под кружевом тумана.

И в зыбкой сырости пронзительно и странно

Звучит дрожащий лай нашедших зверя свор.

И Осень пьяная бредёт из тёмных чащ,

Натянут тёмный лук холодными руками,

И в Лето целится и пляшет над лугами,

На смуглое плечо накинув жёлтый плащ.

И поздняя заря на алтарях лесов

Сжигает тёмный нард и брызжет алой кровью,

И к дёрну летнему, к сырому изголовью

Летит холодный шум спадающих плодов.

Эдуард Багрицкий «Осень (Я целый день шатаюсь по дорогам...)»

Я целый день шатаюсь по дорогам,

Хожу в деревни и сижу в корчмах.

В мою суму дорожную бросают

Потёртый грош, творожную лепёшку

Или кусок солёной ветчины.

Я вижу, как пирожница-Зима

Муку и сахар на дороги сыплет,

Развешивает леденцы на ёлках,

И пачкает лицо своё мукой,

И в нос украдкой песню напевает.

Но вот - задумается хлопотунья,

Забудет печь закрыть засовом плотным,

И тёплый дух, откуда ни возьмись,

Повеет вдруг, и леденцы растают,

И почернеет рыхлая мука.

И вот по кочкам, по буграм и тропам

Сначала робко, а потом смелее,

Подняв рукою платье до колен

И розовые ноги обнажив,

Вприпрыжку, брызгая водой из луж,

Уже спешит к нам девушка-Весна.

Тогда на холм зелёный я взбираюсь,

Гляжу из-под ладони в даль сухую -

И вижу, как развалистой походкой,

На лоб надвинув вязаный колпак

И потный лоб рукою отирая,

К нам Лето добродушное плетётся.

Оно придёт и сядет у дороги,

Раскинет ноги в башмаках тяжёлых,

Закурит трубку и заснёт на солнце.

Но и над ним склоняется лицо

Работницы, и сумрачная Осень

Дремотное расталкивает Лето.

И, пробуждённое, оно встаёт,

Зевает и бранится потихоньку,

Чтобы, избави бог, не услыхала

Работница печальной воркотни;

И медленно, через леса и долы,

Оно бредёт развалистой походкой

В неведомый никем простор. А Осень

Спешит в сады, где соком благодатным

Наполнены тяжёлые плоды.

Она весь день работает. В корзины

Навалены и яблоки, и груши.

Из ячменя варят по сёлам пиво.

От мёртвых туш струится дым весёлый,

И пахнут воском ульи на припёке.

Привет тебе, о благостная Осень,

Питательница сирых и убогих,

Склонившаяся над корзиной тяжкой,

Откуда мерно падают на землю

То рыжий колос, то созревший плод.

И мы, бродяги, подбираем жадно

В свои подолы сладкие подарки.

Когда ж окончится страда степная

И над скрипящими в полях возами

Курлыканье раздастся журавлей, -

Я, бедный странник, подымаю руки

И говорю: иди, иди, родная,

Святая из святых. Да путь твой будет

Душист и ясен. Да не тяготят

Тебя плодов тяжёлые корзины.

И ты идёшь, ведомая станицей

Летящих журавлей. Идёшь и таешь.

И только плащ твой треплет на ветру.

Ещё мгновенье - и за поворотом

Исчез и он. Кружится пыль, и листья

Взлетают над холодною землёй.

* * *

Вы читали стихи про осень, короткие, большие и красивые осенние стихотворения - тексты онлайн. (содержание всех стихов - справа )
Короткие стихи про осень: сентябрь, октябрь, ноябрь: большие и красивые осенние стихотворения - от великих поэтов классиков из коллекции стихов сайт

.............

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... "

А. К. Толстой - известный поэт и драматург ХIХ века. В стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» автор очень красочно и тонко описал осеннюю природу. Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.

Вторая половина стиха говорит о внутреннем переживании автора, его состоянии сердца и чувствах. Он описывает свое романтическое отношение так же легко и просто, как только, что говорил об осени. Красота описанной картины осени и его внутренние чувства, которые переполняют сердце, очень похожие - они прекрасны и чисты. У поэта нет слов, которые смогли бы передать то, что он имеет внутри и от этого он, только «молча, слезы льет».

В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Яркие картины природы, описанные поэтом с любовью к родному краю, поражают красотою и восхищают своей проникновенностью. Стихи А. К. Толстого очень легкие и мелодичные, многие обрели широкую популярность в народе и стали песнями.

Анализ стихотворения "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... "
А. К. Толстой – известный поэт и драматург ХIХ века. В стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» автор очень красочно и тонко описал осеннюю природу. Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
Вторая половина стиха говорит о внутреннем переживании автора, его состоянии сердца и чувствах. Он описывает свое романтическое отношение так же легко и просто, как только, что говорил об осени. Красота описанной картины осени и его внутренние чувства, которые переполняют сердце, очень похожие – они прекрасны и чисты. У поэта нет слов, которые смогли бы передать то, что он имеет внутри и от этого он, только «молча, слезы льет».

В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Яркие картины природы, описанные поэтом с любовью к родному краю, поражают красотою и восхищают своей проникновенностью. Стихи А. К. Толстого очень легкие и мелодичные, многие обрели широкую популярность в народе и стали песнями.