В п зинченко психология. Владимир Петрович Зинченко: биография. Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

Методология и история психологии (2009. № 1. С. 87-112)

Публикации в сборниках и трудах 1

Другие публикации автора

  1. Зинченко В.П. Человек и техника (1965)
  2. Зинченко В.П. Восприятие и действие (1967) – издана также на японском языке
  3. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа (1969) – издана также на английском, венгерском и чешском языках
  4. Зинченко В.П. Психология восприятия (1973) – издана также на испанском и чешском языках
  5. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики (1974)
  6. Зинченко В.П. Эргономические основы организации труда (1974) – издана также на английском и испанском языках
  7. Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности (1975)
  8. Зинченко В.П. Психометрика утомления (1977) - издана на английском языке
  9. Зинченко В.П. Основы эргономики (1979)
  10. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти (1980)
  11. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии (1963)
  12. Зинченко В.П. Формирование действия (1984)
  13. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? (1994)
  14. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии . - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
  15. Зинченко В.П. За пределами зоны ближайшего развития. - на английском языке (1994)
  16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании (1995)
  17. Зинченко В.П. От классической к органической психологии (1996), - издана также на английском языке
  18. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили К началам органической психологии (1996)
  19. Зинченко В.П. Образ и деятельность (1997)
  20. Зинченко В.П. Живое знание (1998)
  21. Зинченко В.П. Психология доверия (1999, 2001)
  22. Зинченко В.П. Мысль и Слово Г. Шпета (2000)
  23. Зинченко В.П. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. (2001)
  24. Зинченко В.П. Мышление и язык (2001)
  25. Зинченко В.П. Психологическая педагогика (2001)

Биография

В. П. Зинченко окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А. В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков". Официальными оппонентами были А. Р. Лурия и П. Я. Гальперин. В 1966 - защитил докторскую диссертацию на тему "Восприятие и действие". Официальными оппонентами были Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и Б. Ф. Ломов.

В 1969 г. В. П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г. В. П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. – В. П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

Вехи трудовой деятельности

В 1951–1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954–1961 - аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.

В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год - член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна" и руководит ею до настоящего времени.

Под руководством В. П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Педагогическая и лекционная работа

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко. За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе; более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии; около 20 лет преподает в МИРЭА, ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва), в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте, в Западносибирском гуманитарном институте, в Государственном университете "Дубна", в Университете Натальи Нестеровой, в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы Введение в психологию, Общая психология, Психология доверия, Методология психологии, Психологическая педагогика, Культурное и духовное развитие человека и др. К новому учебному году он готовит курс Психология искусства.

На протяжении ряда последних лет В.П.Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы. Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. его в третий раз ждут, в Японии с докладом "Размышления о воспитании души".

Государственное и общественное признание научной деятельности

Действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук. В П Зинченко многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов" "Эргономика", "Сознание", "Человек", председателем Международного Научного совета "Эргономика" стран-членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время В. П. Зинченко - президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Владимир Петрович - член редколлегии ряда журналов "Вопросы психологии", "Вопросы философии". "Человек", Ежегодника "Системные исследования", "Journal of Russian and East European Psychology" и др.

В.П. Зинченко - основатель и главный редактор международного научного журнала .

Научная деятельность

Обшая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции.

Приоритетна, безусловно, психология - культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Медиа-материалы

Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

Доклад профессора В. П. Зинченко "Сознание как предмет и дело психологии" на Международном симпозиуме "Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик" , Москва, 2009.

Выступление В. П. Зинченко на III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности».

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 2

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 4

Доклад В. П. Зинченко "Опыт думанья о думанье"

Владимир Петрович Зинченко на юбилее Психологического института РАО 23 октября 2012 г.

В.П. Зинченко об отчестве Л.С. Выготского

Тезисы.

(В дискуссии принимали участие: Зинченко, Грязнова, Копылов, Андрейченко, Зильберштейн, Клоков, Кияшко, Галкин, Тараканова).

Зинченко А.П.

Кто такой методолог? Начну с байки, которую когда-то слышал от Георгия Петровича Щедровицкого. Это было в каком-то аэропорту, в видеозале. Смотрели мы японский фильм, действие происходило в древние времена. Воюют между собой самураи, и вот в одном эпизоде какой-то самурай японским мячом снес голову другому самураю. Все это было снято очень натуралистично. Георгий Петрович толкнул меня локтем и сказал: «Саша, вот это и есть методолог» - про того японца, который отрубил голову мечом.

Самого Г.П. называли в свое время, в 60-е годы, «Главный методолог». Справка для молодежи - в те времена, в СССР, шли успешные запуски ракет в космос, и все знали, что в стране есть «Главный теоретик» космонавтики и «Главный конструктор» космических ракет. Теперь мы знаем, что это были Келдыш и Королев). И вот по аналогии Олег Генисаретский иронично называл Г.П. «Главный методолог».

Итак, 28 лет прошло с момента нашего знакомства. И сейчас я могу сказать, что все годы, пока я ездил за ним по городам и весям, я стремился «снять» его уникальный способ мысли и действия. Все остальное меня интересовало в меньшей мере.

А после того, как Учитель умер, я поставил задачу – технологизировать то, что он делал и превратить это дело в систему тренажеров, игр, и разного рода занятий. Я пробовал обсуждать эту задачу на методологических конгрессах и натолкнулся на возмущение.

Копылов .

Что именно технологизировать? То чем Г.П. занимался? А чем именно он занимался? Технологизация чего?

Зинченко.

Возможна технологизация с пособа работы и мысли. Но не персональных техник, это уходит с человеком навсегда, а вот то, что делалось им вместе с коллективом, которым он руководил, и всем методологическим движением…

Для того чтобы решать задачу технологизации способа мысли и действия, необходимо учебное заведение.

«Технологический» не означает перенос. Когда мы осваивали понятие «технология», то оно обычно обсуждалось на следующем примере. Есть сапожник, который вручную, нетехнологично, тачает сапоги. А в другом месте находится заводик, где линия станков выплевывает партии кроссовок…

Андрейченко. Что-то, что было у Г.П., потеряно навеки, но делается вот это. Вот здесь делается это. Работает машина, проходя через которую, люди могут получить те или иные способности.

Зинченко.

Методология - это «школа». И в школе есть место для «Учителя». Даже когда Учителя уже нет, школа есть, и у этой школы есть определенная история. Кстати, в методологической школе очень тщательно подходили к истории и отслеживали, что, скажем, в корпусе методологических представлений идет из Греции, что взято у Декарта, что взято у Кузанского, и что мы придумали сами. Это очень важный был вопрос.

Второе место – методологическая школа сформировала новую картину мира и у этой школы есть особое мировоззрение.

«Картина мира» имеет важнейшее значение. Если я методолог, то я вижу мир, как мир мыследеятельности, или мышления и деятельности. Для меня не существует природы, но есть материал деятельности. Я не скажу, что Бога нет, но я знаю, что есть Мышление, которое все, что нас окружает и нас, людей, в том числе, придумало когда-то, а потом деятельность воплотила эти проекты в материале. В том числе и Бога.

Методология сформировала мыследеятельностную картину мира и, кстати, все великие и многие из ныне живущих управленцев реально в ней живут и ею пользуются, но этого не рефлектируют. Нет надобности. Великое достижение методологии состоит в том, что современная картина мира была ею отрефлектирована.

Третье место это практика. Методология немыслима без практики. И там, где у меня на схеме обозначена практика, есть несколько ленточек. Практика «образования», практика «игры», практика «управленческого консультирования». Их не так много этих практик, я перечислил, наверное, основные на сегодняшний день. Поставим здесь троеточие.

Эти три места лежат сверху жирной лини. Что за место находится ниже? То, что выше жирной линии, я обозначаю как принципы самоорганизации. Я должен понимать, к какой я школе принадлежу, если я действую и мыслю как методолог. Я должен демонстрировать свою «картину мира» всем своим пониманием, прежде всего, а затем поведением и действием в тех практиках, которыми я занимаюсь. А вот здесь внизу, четвертое место лежит, это что, что называется «образ жизни». Методология, уважаемые коллеги, тем она и противна, что предполагает особый образ жизни.

Например, Г.П. называли «Бродячий философ», он сменил множество мест работы и был кандидат философских наук, а в СССР обязательно нужно было принадлежать к какому-нибудь профессиональному сообществу. Сейчас у нас с вами совсем другая ситуация. Некоторые из вас тоже пытаются писать кандидатские работы, чтобы стать философами, но я по секрету вам скажу: это все давно и безнадежно устарело.

Здесь нужно сформулировать следующее - методолог не может быть человеком организации, поскольку его принципы самоопределения не предполагают следования нормам поведения в организации…

Вот сейчас американцы активно обсуждают понятие «свободных агентов». Они утверждают, что сегодня в США 25% занятых – это свободные агенты. Это разносторонне подготовленные люди, которые включаются в какую-то деятельность, на основании договора, выполняют работу, а потом из нее выскакивают. Сидят по домам, у них у всех Интернет… Методолог в этих современных понятиях – это свободный агент.

Вопрос из зала. В чем перспектива вхождения, в какую либо школу? Есть разные школы, спортивные, математические и т.д. Какие перспективы дает методологическая школа?

Зинченко. Например, понимание своего места в культуре. Есть хороший японский фильм «Гений дзю-до». Старый фильм про древние времена. В Японии множество мастеров дзюдо и они постоянно устраивают стычки. И вот что интересно, как только бойцы начинают драться, то они сразу рефлексивно фиксируют, к какой школе принадлежит противник, по движения, ударам, по элементам техники и т.д. Известно, что где-то в Китае есть монастырь Шаолинь (его недавно Путин посетил), это место, откуда изначально почти все восточные единоборства произошли. А затем, на длинных отрезках истории каждый мастер вводил в технику что-то новое и создавал собственную школу. И вот для японских мастеров единоборств важно зафиксировать к какой они школе принадлежат. Главный герой этого фильма никак не мог победить некоего «плохого парня», который знал несколько оригинальных приемчиков. В конце концов, герою с огромным трудом удалось достать свиток, на котором были описаны все приемы той школы, к которой принадлежал его противник. И вот он изучил эти приемы, разработал контрприемы и в конце победил.

Андрейченко. Я вот до сих пор, в некоторых случаях, в которых мне нужно принять решение, задумываюсь, как отнесся бы Г.П. к тому или иному моему решению. В школе всегда есть учитель, он используется как некоторый образец, если хотите, в функции Бога. Поэтому в случае, когда ты не знаешь, как поступить, ты начинаешь обращаться к образцу, либо рассчитываешь на внутренний голос. Действуешь и оснащаешься различными инструментами и приемами. Это и есть школа.

Зинченко

Методологическая школа отличается от всех тем, что учитель отбрасывает от себя поколение учеников, и каждый раз проблематизирует предыдущие свои шаги в отношении школы и идет отдельно от школ, своим путем, методологическим. Да школы создаются, их, по крайней мере, несколько. Вот такая картина, кумулятивная является неадекватной.

Методологическая позиция – это и есть то, что нарисовано мною на схеме. Не «морковка», которая что-то там связывает, а я связываю, стоящий у доски. Поскольку мыследеятельностная картина мира, которая на схеме как место изображена, она гетерогенна. А это значит, что она включает в себя схемы на доске, живых персонажей, которые стоят у доски и коммуникацию, через которую это все доносится до аудитории. Или на доске, возле твоей морковки я мог бы написать «Зинченко», но это незаконная графика, нельзя рисовать на доске Зинченко, потому что вот он я здесь стою. И это, кстати, есть главное отличие МД картины мира от естественно-научной! Естественно-научная схватывает в схемах объекты и формулирует законы их жизни – в действительности мышления! А мыследеятельностная только частично принадлежит пространству мышления и рисуется на схеме, а другие ее части предполагают наличие живой практики (в данном случае – педагогической) и связей – коммуникации и понимания.

Дело в том, что мыследеятельностная картина мира так устроена, что ее нельзя использовать не по назначению. Поскольку, инструменты методолога и все рефлексивные перебросы от мышления к действию являются прозрачными. Методолог не может работать конфиденциально. Вот он стоит, выступает, рисует, действует. И у него работает принцип соответствия слова делу и мысли. Если этого нет, если кто-то начинает делать одно, говорить другое, а на доске фиксировать третье, то, поскольку все это видят - это есть обычное вранье или политика, но не методология.

Я бы сказал, что методологическая работа в силу принципов МД прозрачна и не допускает поэтому «плохих парней». Они сразу становятся понятными и разоблаченными.

Игра выращивает такие техники, чтобы понимать происходящее и действовать как минимум в трех слоях.


Вот я что-то делаю, передо мной поставлена задача, например, разработать проект для фирмы (нижний слой). Мне нужно сделать этот проект, но не получается. Оказывается, что методолог отличается от бизнесмена тем, что он может перейти во второй, вышележащий слой, они все у него вместе, рядом. И здесь заняться работой другого типа – найти в культуре такие инструменты, которых ему не хватает в работах нижнего слоя, которые происходят в его практической деятельности, чтобы получить результат.

Если не получается и в этом слое и он не может найти подходящее средство или инструмент, с помощью которого можно решить задачу, то можно сделать выход в третий слой, где могут быть организованы собственно методологические разработки инструментов и понятий, которых не хватает во втором слое. В этом многообразии возможностей и состоит сила методолога.

Поскольку деятельность методолога так «трехэтажно» устроена, что бы он ни делал, у него всегда есть уверенность в успехе. И кроме всего прочего, он всегда знает, в отличие от других людей, что все зависит только от него. Это кстати очень важный момент, потому что большинство людей, получивших естественно-научную подготовку (а это те, кто требует объективированных знаний), склоны винить в своих неудачах других людей и объективные обстоятельства. Методолог так никогда не скажет, не имеет права. И если ему что-то мешает, то он начинает обсуждать, как ему эту помеху преодолеть. А если не находит ответа, то начинает обсуждать, как в принципе это можно было бы преодолеть, например по Платону.

Что несет с собой ОД игра, как определенная технология. Я утверждаю, что ОД игра есть единственное место, где возможно создание и функционирование, в определенный, короткий отрезок времени, полной мыследеятельности. Что это значит? Это значит создание действий, которые организуются мыслью, в ходе проблематизирующей коммуникации. Больше это нигде невозможно, кроме как в игре. Этого не может случиться без специальной организационной работы, ОД игру очень долго нужно готовить. Это похоже на атомную бомбу, сначала готовим специальный пусковой механизм, а потом происходит взрыв (кумулятивный эффект).

Теперь я могу дать ответ на вопрос: почему в методологии произошел переход от философии к исследованиям мыследеятельности, а затем к ОД играм. В ходе многолетних исследований мышления были накоплены богатейшие результаты. И возник вопрос, а зачем это все нам нужно? Этот вопрос, очень крутой методолог, один из моих учителей, Саша Раппопорт задавал постоянно Георгию Петровичу. И я думаю, что конструкция ОД игры и есть ответ на этот вопрос. Для того чтобы создавать эти концентрированные сгустки мыследеятельности, нужно проблему ставить, проектировать, программировать, то есть активно пользоваться мышлением. Но многое зависит от того, какой коллектив соберется и какая ставится задача.

ОД игра есть попытка создать кумулятивный эффект на базе результатов исследований мышления, деятельности, коммуникации. Она стала практикой методологии, а потом появилось много разных неожиданных продолжений, например учебный план Тольяттинской академии управления. Он когда-то назывался учебный план с проектированием, поскольку противопоставлялся учебному плану традиционного вуза, который транслирует уже известное и апробированное знание.

Традиционный учебный план это своеобразная конвейерная лента, по ней двигаются студенты и сверху «преподы» надевают им на голову «ведра», а в этих ведрах находится проверенное, утвержденное Министерством образования, единственно правильное знание. Хотя везде есть преподаватели - «диссиденты», пытающиеся работать по другому, но они, как бы много их не было – исключение из утвержденных правил.

Методология разрабатывает другую схему подготовки людей и говорит: «Ребята, для того чтобы научиться жить в этом мире, и быть эффективным, не нужно осваивать предметные знания, а нужно учиться проектировать свою деятельность». Наверное, в ходе проектных работ придется использовать и предметные знания. И нужно уметь привлекать их в нужном месте и в нужных объемах. Грубо говоря - чтобы не быть совсем «охламоном» нужно книжки читать. И мы этого тоже требуем, но в свое время и на своем месте.

Зинченко. Когда я, как методолог, начинаю некое рассуждение, я должен следовать принципам методологической работы, а они гласят: «Если я начинаю что-то делать, то я должен это делать из будущего». Я в мысли должен вынести себя в будущее и решить, что я хочу получить, а после этого вернуться в настоящее и так выстроить цепочку рассуждений, чтобы прийти к исходной цели.

Я вижу миссию методолога в том, что он должен демонстрировать соответствующий образ жизни, воспроизводить среду своей школы, опираться на мыследеятельностную картину мира и практиковать управленческую деятельность. Не обязательно в функции начальника или политика, но присутствуя в системе управления как мыслительная функция.

Зинченко. Управленец должен делать, в отличие от методолога, одну простую вещь – изменять направление процессов. Если вы управляете автомобилем, то вы изменяете направление движения автомобиля, а если вы сидите в министерстве, то движение финансовых потоков. Методолог нужен управленцу для того, чтобы тот увидел соответствующий процесс, мог прогнозировать и т.д. На управленце лежит ответственность за процесс и за то, чтобы происходили изменения, а методолог обеспечивает управленца, оснащает его видением.

Андрейченко. Есть Колумб, который идет открывать Америку, а есть картографы, которые рисуют ему карту.

Зинченко. Методолог не должен на себя принимать функцию ЛПР.

Вопрос из зала. Разве не сам управленец рисует себе будущее? Используя те инструменты, которые он имеет.

Зинченко. На управленце лежит большая ответственность. Управленец всегда работает с тем, что у него есть: организация, страна и т.д. Он должен сделать шаг в будущее. Его ответственность состоит в том, что когда он начнет двигаться в будущее, могут произойти нежелательные изменения и в этом плане ему гораздо сложнее, чем методологу.


Методолог более свободен. А мышление, оно безответственно. Мышление может быть чистым, Вы можете мыслить все, что хотите… Как говорят американцы to think about unthinkable .

Тезисы выделены Цой Л.Н.

6 февраля 2014 года на 83-м году жизни скончался ординарный профессор ВШЭ, действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук Владимир Зинченко.

«Наш род весь состоит из психологов, так что мы могли бы создать свой психологический колледж», - заметил однажды Владимир Зинченко. Сын известного ученого, одного из ведущих представителей харьковской школы психологии Петра Зинченко, он сам в 1953 году окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1956-м - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, а в 1966-м защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие».

В своих первых научных работах Владимир Зинченко изучал онтогенез восприятия. Проводил эксперименты, исследуя процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа. В дальнейшем сфокусировался на изучении форм перцепции, движения и действия. Проводил исследования в области когнитивной психологии, в частности по визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов.

Владимир Зинченко - один из создателей отечественной инженерной психологии. В 1961 году он впервые в стране организовал в НИИ автоматической аппаратуры лабораторию инженерной психологии. Около 15 лет заведовал отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, став автором первого в СССР учебника по эргономике. В нескольких вузах создал кафедры психологии, много преподавал, читая лекции не только в российских, но и в западных университетах. Многие его труды переведены на английский, немецкий, японский и другие языки.

В начале двухтысячных годов Владимир Петрович, по его собственным словам, «наконец, остепенился и приобрел постоянное пристанище» - на факультете психологии ВШЭ, который он помогал создавать «с нуля». «Сначала читал здесь «Введение в психологию», - вспоминал он, - а, когда студенты подросли, стал читать «Методологические проблемы психологии».

Три раза подряд он был назван студентами одним из лучших преподавателей ВШЭ. А за особый вклад в развитие образовательной и исследовательской деятельности университета Владимир Зинченко был награжден II степени.

В последние годы несколько публикаций он посвятил проблемам психологии творчества, доверия и… души. Большинству его коллег разговор о душе мог казаться эпатажным, но Владимир Петрович все же был уверен, что «для самой психологии быть между душой и телом значительно лучше, чем быть наукой об отсутствии души».

Высшая школа экономики выражает искренние соболезнования родным и близким профессора Зинченко.

Светлая память о Владимире Петровиче останется в сердцах всех его коллег.

Профессиональные интересы

Общая и экспериментальная психология

Инженерная психология и эргономика, когнитивная психология

Теория и методология психологической науки

Проблемы психического и духовного развития

Психологическая педагогика и развивающее обучение

Российские психологические и философские традиции

Конференции

Седьмой Международный Междисциплинарный Конгресс «Нейронаука для медицины и психологии» (Судак). Доклад: Влияние различной степени эмоциональности людей на эффективность саморегуляции состояний с помощью биологической обратной связи

Доклады на конференциях

  • Зинченко В.П. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? Доклад на конференции «Культурно-историческая психология и конструирование миров» 26-27 февраля 2009 г., Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Зинченко В.П. О начале научной работы М.И. Лисиной. Доклад на международной конференции «Общение и развитие в детском возрасте» 21-22 апреля 2009 г., Москва, Психологический институт РАО.
  • Зинченко В.П. Поведение в свете (темноте) аффекта и интеллекта. Доклад на X конференции ГУ-ВШЭ. 7-9 апреля 2009 г. Москва, ГУ-ВШЭ.
  • Zinchenko V.P.From Stream of Consciousness to its Structure (After M. Bakhtin, G. Shpet and L. Vygotsky). Referat on “The Second International Interdisciplinary Conference on Perspectives and Limits of Dialogism in Mikhail Bakhtin”. Stokholm, 3.06 – 5.06. 2009.

Публикации 140

    Статья Зинченко В. П. // Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія. 2013. № 45. С. 5-35.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 51-59.

    Глава книги Осокина Е. С. , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 339-339.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 5. С. 109-120.

    Статья Белостоцкая Д. И. , Зинченко В. П. // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 49-59.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 137-162.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 3. С. 72-96.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по исследованиям времени в психологии. В трех томах / Под общ. ред.: А. Мелёхин . Т. 1: Методологические проблемы исследования времени в психологии. М. : Lennex Corp, 2012. С. 163-197.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.

    Глава книги , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. // В кн.: Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 144-144.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 6. С. 121-134.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 8. С. 159-190.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского / Отв. ред.: Н. Автономова , ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2012. С. 360-387.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / Под общ. ред.: Т. Хомуленко . Х. : ХНПУ, 2012. С. 22-39.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 4. С. 97-108.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 10. С. 207-230.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Хрестоматия по теории Петра Яковлевича Гальперина / Под общ. ред.: А. Мелёхин . М. : PubMix.com, 2012. С. 153-175.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 7. С. 135-158.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 9. С. 191-206.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: История психологии. Течения, школы, пути развития. М., Штутгарт: Научный мир, 2012.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современная реальность и жизненный путь человека. Психологические аспекты. Материалы Международной научно практической конференции (19-20 апреля 2012 г.) / Под общ. ред.: Е. Сапогова . Тула: Тульский государственный университет, 2012. С. 11-47.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 52-71.

    Статья , Безсонова В. , Чернышева Е. Г. , Осокина Е. С. , Трунова М. С. , Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2012. № 3. С. 1-7.

  • Глава книги , Трунова М. С. , Чернышева Е. Г. , , Зинченко В. П. Успешность прохождения альфа-тренинга в зависимости от показателей Пятифакторного личностного опросника // В кн.: Психофизиологические и висцеральные функции в норме и патологии: Тезисы докл. VI Междунар. науч. конф., посвященной 170-летию кафедры физиологии человека и животных и 100-летию школы электрофизиологии Киевского университета / Отв. ред.: Л. Остапченко . К. : Издательско-полиграфический центр "Киевский университет", 2012. С. 96-96.

    Глава книги , Чернышева Е. Г. , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012. С. 344-344.

    Статья Zinchenko V. P. // . 2011. Vol. 49. No. 6. P. 18-44.

    Глава книги , Chernysheva E. G. , Ramendik D. M. , Zinchenko V. P. , in: European Perspectives on Cognitive Science Issue 213. New Bulgarian University Pres, 2011. P. 1-6.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 363-382.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 231-271.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 341-352.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 437-464.

    Глава книги Трунова М. С. , Рамендик Д. М. , Чернышева Е. Г. , Шитов А. В. , Безсонова В. Е. , Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 419-420.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 272-284.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 465-491.

    Глава книги Зинченко В. П. , Щедрина Т. Г. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 595-614.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 413-436.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 523-564.

    Статья Хухорева А. В. , Зинченко В. П. // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 33-44.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 513-522.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. Гл. Раздел III. С. 281-582.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 300-319.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 387-411.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 509-512.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 320-340.

    Глава книги Осокина Е. С. , Зинченко В. П. , Чернышева Е. Г. , // В кн.: Всероссийский научный форум с международным участием "Современные тенденции психологической науки и практики", 14-17 апреля 2011 и Международная заочная online конференция "Психология и психотерапия аддиктивной личности", 17-21 октября 2011: сборник материалов. Отечество, 2011. С. 48-48.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 285-293.

    Глава книги Чернышева Е. Г. , , Рамендик Д. М. , Осокина Е. С. , Безносова, В., Зинченко В. П. // В кн.: Нейронаука для медицины и психологии: 7-й международный междисциплинарный конгресс, Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г. / Под общ. ред.: Е. Лосева , Н. Логинова . М. : МАКС Пресс, 2011. С. 451-452.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 565-584.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.

  • Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. / Отв. ред.: . Кн. 3. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 182-189.

  • Глава книги Zinchenko V. P. , Wertsch J. V. , in: Gustav Shpet`s Contribution to Philosophy and Cultural Theory . West Lafayette: Purdue University Pre, 2009. P. 43-53.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания. Пятые Шпетовские чтения. Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 102-112.

    Статья Зинченко В. П. // Методология и история психологии. 2009. № 1. С. 90-117.

    Статья Zinchenko V. P. // Journal of Russian and East European Psychology . 2008. Vol. 46. No. 6. P. 80-91.

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки. М. : Канон, 2008. С. 375-434.

    Статья Зинченко В. П. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1(75). С. 10-13.

    Глава книги Зинченко В. П. , Мамардашвили М. К. // В кн.: Философия. Наука. Культура. «Вопросам философии» 60 лет. М. : Вече, 2008. С. 275-287.

    Статья Зинченко В. П. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна. 2008. № 1

    Глава книги Зинченко В. П. // В кн.: Разумное поведение и язык Вып. 1: Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М. : Языки славянских культур, 2008. С. 33-66.

    Глава книги Zinchenko V. P. , in: The Cambridge Companion To Vygotsky . Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 212-245.

Олександр Прокопович Зінченко

Алекса́ндр Проко́фьевич Зи́нченко (укр. Олекса́ндр Проко́пович Зі́нченко ; 29 декабря (19461229 ) года, Николаев , Украинская ССР - 26 июля года, Киев , Украина), методолог , специалист в области управленческого консультирования , педагог . Ученик и последователь философа и методолога Г. П. Щедровицкого . Сооснователь .

Биография

Учился в школе с углубленным изучением немецкого языка , располагавшейся в Печерском р-не г. Киева .

С третьего класса активно занимался спортом, имел спортивные разряды по велоспорту , футболу , каратэ , лыжному спорту , плаванию .

В 1965-1970 годах учился на архитектурном факультете , по окончании которого получил диплом инженера-строителя .

Первый самостоятельный архитектурный проект выполнил во время службы в Советской армии : спроектировал и руководил строительством музея войсковой части в г. Приозёрск (Карагандинская обл. , Казахстан) .

После демобилизации из армии работал в разных проектных институтах, участвовал в разработке десятка проектов по сооружению санаториев, вузов, жилых домов, интерьеров. С 1974 года - членом Союза архитекторов СССР .

В 1975-1978 годах был слушателем Республиканских курсов иностранных языков на право преподавания английского и французского языков . Также занимался изучением итальянского, испанского и польского языков .

В 1994 году проходил обучение в Высшей банковской школе в г. Боулдер (шт. Колорадо , США) .

В 2000 году перешёл из украинского гражданства в российское .

Научная деятельность

Личное знакомство с основателем СМД-методологии Г. П. Щедровицким состоялось в 1978 году во время проходившего в Киеве Всесоюзного научно-технического совещания по проблемам искусственного интеллекта. С этого времени становится постоянным участником Московского методологического кружка (ММК), а также многочисленных мероприятий, проводимых под руководством и с участием Г. П. Щедровицкого , в числе которых: 57 организационно-деятельностных игр (ОДИ), сотни семинаров, конференций, учёных советов .

Внёс значительный вклад в систематизацию и развитие схемотехники в СМД-методологии : являлся разработчиком «Музея схем» (первая редакция была представлена в 1984 году), основал практику конструирования схем (серия специальных ОДИ по теме «Схемы и знаки в мыследеятельности»: ОДИ-28 (1983), ОДИ-34 (1984), ОДИ-45 (1985)), разработал программу работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» (1993), подготовил и провёл десятки семинаров и несколько конференций по теме «Схематизация и знакотехническая работа» и др.

Являлся организатором первых трёх методологических съездов, которые были проведены в Киеве в 1989-м, 1990-м и 1991-м годах .

Занимался педагогической деятельностью, начиная с 1980 года и вплоть до последних дней жизни: в качестве визит-профессора читал циклы лекций в различных вузах бывшего СССР , в последние годы организовывал и проводил проектно-аналитические сессии для студентов Тольяттинской академии управления (ТАУ) , последний семинар, в котором А. П. Зинченко принял участие и который состоялся по его инициативе, был посвящён общей управленческой и методологической подготовке школьников .

Начиная с 1987 года, начал заниматься управленческим консультированием в сферах: финансы, хозяйство, производство, образование, здравостроительство, социальная поддержка, муниципальное и региональное управление, энергетика, агробизнес и др.

В 1990 году инициировал разработку организационного проекта Сети методологических лабораторий (СМЛ), координировал последующую работу по функционированию и развитию сети . В рамках СМЛ:

В 1991-1995 годах был директором предприятия «Касталь» .

В 2008-2012 годах работал под началом давнего партнёра по организации и проведению ОДИ А. Г. Реуса , возглавлявшего на тот момент времени ОАО ОПК «Оборонпром» , занимался «управлением знаниями» (проектировал и организовывал проектно-аналитические сессии, рабочие семинары, тренинги по выделению и анализу управленческого опыта и т. п.) .

Библиография

  • Методологическая школа управления: В 8 книгах. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / В. Б. Христенко , А. П. Зинченко , А. Г. Реус и др. - М., 2012. - ISBN 978-5-9614-4310-3 .
  • Управление знаниями в системе работ с персоналом корпорации. Корпоративная антропотехника / А. Г. Реус , А. П. Зинченко , С. Б. Крайчинская . - М., 2012. - ISBN 978-5-9614-2212-2 .
  • Общая управленческая подготовка / А. П. Зинченко . - Тольятти, 2006.
  • Рельсы. Трубы. Провода. Опыт управления инфраструктурными комплексами. Из рабочих тетрадей заместителя председателя Правительства РФ В. Б. Христенко / Сост.: А. П. Зинченко . - М., 2004.
  • Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / Сост.: А. П. Зинченко . - М., 2003. - ISBN 5-7749-0315-X ; М., 2004. - ISBN 5-7749-0354-0 .
  • Игровая педагогика (Система педагогических работ Школы Г. П. Щедровицкого) / А. П. Зинченко . - Тольятти, 2000. - ISBN 5-8146-0015-2 .
  • Педагогическая инженерия / А. П. Зинченко . - Тольятти, 1997.
  • Зинченко А. П. «Изготовление мысли» по Г. П. Щедровицкому // Вопросы методологии. - 1996. - № 1-2.
  • Зинченко А. П. Нормальная школа в истории и культуре мыследеятельности // Проектирование нормальной школы: Сб. ст. - Тольятти, 1996.
  • Зинченко А. П. Учебный план и траектории становления человека // Кентавр. - 1996. - № 2.
  • Зинченко А. К программе исследований и разработок по теме «Сфера книги» // Культура и культуротехника в контексте образования: Сб. ст. - Тольятти, 1995.
  • Зинченко А. Культура и искусство // Культура и культуротехника в контексте образования: Сб. ст. - Тольятти, 1995.
  • Зинченко А. П. Ремесло методолога // Кентавр. - 1995. - № 1.
  • Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ: Метод. пособие / А. П. Зинченко . - Тольятти, 1995.
  • Введение в мышление и деятельность организатора / А. П. Зинченко . - К., 1994.
  • Зинченко А. П. К программе работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» // Кентавр. - 1994. - № 1.
  • Зинченко А. П. Образовательная программа Сети методологических лабораторий. // Вопросы методологии. - 1994. - № 3-4.
  • Зинченко А. П. Проектирование в современных образовательных системах // Проектирование нормальной школы: Сб. ст. - Тольятти, 1994.
  • Зинченко А. П. Понятие об исследованиях в мыследеятельности // Вопросы методологии. - 1994. - № 1-2.
  • Зинченко А. П. Об устройстве и употреблении понимающих машин // Вопросы методологии. - 1992. - № 3-4.
  • Зинченко А. П. О типах рациональности // Рационализм XXI века. - Обнинск, 1991.
  • Зинченко А. П. Понятие о практической науке // Вопросы методологии. - 1991. - № 1.
  • Зинченко А. П. Искусственно-техническая картина мира // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. - Обнинск, 1990.
  • Зинченко А. П. Исследовательские программы в сфере инженерной мыследеятельности // Проблемы организации и развития инженерной деятельности. - Обнинск, 1990.
  • Коллективные формы организации труда в архитектурно-градостроительном проектировании / А. П. Зинченко . - К., 1990. - ISBN 5-7705-0356-4 .
  • Зинченко А. П. Проектирование новых культурных форм в организационно-деятельностных играх // Социальное проектирование в сфере культуры. - М., 1987.
  • Зинченко А. П. Выпуск в XXI век // Архитектура. - 1986. - № 3.
  • Зинченко А. П. Идеализация в ситуациях организации рефлексии коллективной мыследеятельности // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. - Новосибирск, 1986.
  • Зинченко А. П. Анализ ситуации в методологии и теории проектирования // Техническая эстетика. - 1985. - № 8.
  • Зинченко А. П. Организация рефлексии в процессах коллективного решения проблем // Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск, 1984.
  • Зинченко А. П. Игра (учебно-воспитательный процесс в ВУЗе) // Архитектура. - 1982. - № 9.
  • Зинченко А. П. О трудностях самоопределения // Архитектура. - 1982. - № 21.
  • Жилые образования из мобильных модульных ячеек / А. П. Зинченко . - М., 1975.

Напишите отзыв о статье "Зинченко, Александр Прокофьевич"

Примечания

  1. День памяти Александра Прокофьевича Зинченко [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=920:zinchenko&catid=1:obshhie-novosti&Itemid=50, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Христенко В. Б. , Реус А. Г. Александр Прокофьевич Зинченко [Электронный ресурс] // Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». - Веб-сайт Фонда ГП. - 27.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.fondgp.ru/news/latest/13, свободный. - Загл. с экрана.
  3. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». - Веб-сайт Фонда ГП. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.fondgp.ru/mmk/personalia/1970/13, свободный. - Загл. с экрана; Биография [Электронный ресурс] // Александр Зинченко: www.alzin.ru. - Персональный сайт А. П. Зинченко. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.alzin.ru/bio.html, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Методология в России // Кентавр. - Сетевой журнал. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: v2.circleplus.ru/personalia/odi/zinchenko/index_html, свободный. - Загл. с экрана.
  5. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/educat/about_org_zalex.html, свободный. - Загл. с экрана.
  6. Зинченко А. П. Г. П. Щедровицкий как практик и современная практика СМД-методологии [Электронный ресурс] // Александр Зинченко: www.alzin.ru. - Персональный сайт А. П. Зинченко. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.alzin.ru/files/gppraktik.doc, свободный. - Загл. с экрана.
  7. Зинченко Александр Прокофьевич [Электронный ресурс] // Тольяттинская академия управления. - Веб-сайт ТАУ. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.taom.ru/pgs/information/org_zin.htm, свободный. - Загл. с экрана.
  8. Указ президента Российской Федерации о приёме в гражданство Российской Федерации от 25 мая 2000 года [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. - Веб-сайт НТЦ «Система». - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2000022000&docid=88, свободный. - Загл. с экрана.
  9. Умер помощник председателя Коллегии ЕЭК Александр Прокофьевич Зинченко [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Веб-сайт ЕЭК. - 27.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/27-07-2015-1.aspx, свободный. - Загл. с экрана.
  10. Сообщение о смерти А. П. Зинченко [Электронный ресурс] // Персональный блог Юрия Зинченко в Фейсбуке. - Социальная сеть «Фейсбук». - 26.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.facebook.com/photo.php?fbid=1043469305665402&set=a.777053238973678.1073741828.100000070268552, свободный. - Загл. с экрана.
  11. Сообщение о месте прощания с А. П. Зинченко [Электронный ресурс] // Персональный блог Юрия Зинченко в Фейсбуке. - Социальная сеть «Фейсбук». - 26.07.2015. - Дата доступа: 05.09.2015. - Режим доступа: www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1043775958968070&id=100000070268552, свободный. - Загл. с экрана.

Отрывок, характеризующий Зинченко, Александр Прокофьевич

– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.

  • (Россия, г. Москва) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО, автор более 300 работ.

Родился 10 августа 1931 года в семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.); Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.); Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии // Вопр. философии, 1977. №7 (соавт. М.К.Мамардашвили); Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.); Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".
К учебникам и учебным пособиям относится большая словарно-понятийная работа. В.П. Зинченко публиковал статьи в ВСЭ, в Философской и Педагогической энциклопедиях В настоящее время он заканчивает работу над 3-м изданием Психологического словаря