Трудно тебе идти против рожна толкование. Значение слова «рожон. Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим .

Объясняя неистовство Павла – Савла, в будущем великого апостола Павла, – против верных и против Церкви, Лука показывает, что он увлекся нечистой ревностью, потому что на нем исполнилось сказанное Христом: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (). Потому что он делал это не так, как другие иудеи. Да не будет! Что он делал это по ревности, это очевидно из того, что он отправился и во внешние города, а иудеи не обращали внимания и на находящихся в Иерусалиме. Они об одном только и заботились, то есть о том, чтобы пользоваться почестями. Савл идет в Дамаск потому, что это был великий и царствующий город и он боялся, чтобы этот город не увлекся христианскою проповедью. Не идет он с просьбой к претору, но идет к первосвященнику, потому что имел намерение делать все законно.

«Чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» . Что такое «последующих сему учению?» Может быть, так называли себя веровавшие, так как одна только их вера была такой, посредством которой мы возносимся на небо. Или же Павел называл их последователями сего учения – пути, возможно, из чувства презрения и в насмешку над ними, потому что бесчестного человека они обыкновенно называли «сбившимся с пути». Он искал власти не тут же наказывать христиан, но вести их в Иерусалим, потому что он хотел действовать с большей властью.

. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил .

Видение произошло не в городе, но на пути и в тишине, потому что толпа не поверила бы, а только посмеялась бы, так как и при Иисусе Христе слышавшие голос с неба «говорили, что это гром» (). А Савл заслуживал веры, потому что рассказывал о том, что с ним случилось. Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути «внезапно осиял его свет» , чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это, так как он заслуживал веры, так как он и видение видел, и болезнь претерпел. Это говорит Павел и защищаясь перед Агриппой (см. ).

«Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Христос не говорит ему: «веруй!», но упрекает его, говоря: «что ты гонишь Меня?» Почти что говорит: «Что малое или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это?»

«Я Иисус, Которого ты гонишь» . Это сказано вместо «не думай, что ты враждуешь против людей, но – против Меня, Господа твоего». Для чего это явление и вразумление Савлу не было сделано вначале? Для того, чтобы показать, что Христос действительно воскрес. Потому что как уверовал бы гонитель Его и неверующий Его воскресению, неистово преследующий верующих, если бы сила воскресения Его не была велика? А почему не тотчас же после воскресения? Чтобы очевиднее обнаружилась вражда против учения о воскресении и более Божественной явилась перемена в образе мыслей Павла.

«Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» . Всех бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного Промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. Потому что если бы они уверовали, то показалось бы, что они свидетельствуют по пристрастию. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он. Поэтому-то здесь и сказано: «Люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос» , то есть голос Павла, «а никого не видя» , кому он отвечал. Позже, в Иерусалиме, Павел рассказывал: Бывшие… «со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» ().

«Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел» . Очи Павла пострадали, потому что избыток света обыкновенно действует болезненно, так как и глаза имеют меру. Говорят также, что чрезмерный звук делает глухими и бесчувственными.

«И три дня он не видел, и не ел, и не пил» . Для чего он сделал это? Потому что он очень раскаивался в том, что преследовал , и печалился, и молился, и просил Бога, чтобы было прощено ему это.

. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое .

Почему Анания, не будучи из числа достопамятнейших и известных учеников Спасителя, получает власть огласить и уврачевать Павла, имевшего сделаться таким великим проповедником Евангелия? Потому что Павел должен был быть наставлен в истинах веры не человеком, но самим Христом. Потому и Анания его окрестил и уврачевал, но ничему не учил. А что он не был из числа очень известных, это очевидно из его опасения и страха, что открывается из его слов. Он так боялся преследования со стороны Павла, что был поражен и пришел в ужас, когда только услышал от Господа имя его. Он не обратил внимания даже и на то, что было сказано затем: что Савл "молится" , что он видел видение, что он слеп и что Анания посылается к нему для того, чтобы оказать ему благодеяние и спасти его.

«Видел в видении мужа, именем Ананию» , потому что он не мог видеть наяву, так как был слеп.

«Здесь имеет от первосвященников власть вязать всех» . Откуда было это им известно? Естественно было находящимся в страхе допытываться и узнавать то, что против них замышляется. Посмотри на страх, каков он, потому что он не допустил, чтобы дошло до его слуха имя «Павел», и уже говорит: «Боюсь, чтобы как-либо он не отвел меня в Иерусалим».

«Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд» . Не только, говорит, он сделается верующим, но и учителем, и будет иметь великое дерзновение, «перед народами и царями» и перед иудеями предстанет. Этим Господь ободряет Ананию, а вместе и пристыжает его, как бы говоря: «Если он так неистовствовал из-за Меня и убивал, и однако же будет терпеть все, то неужели ты не хочешь даже и крестить его? Потому повелеваю тебе идти к нему, что «он есть Мой избранный сосуд» и что пронесет имя Мое». Анания, услышав, что Павел слеп, возрадовался, и смысл его слов был таков: «Это хорошо, оставь его слепым, зачем повелеваешь мне отверсть очи его? Чтобы он опять стал вязать? Или чтобы он снова стал наказывать нас?» На это Господь говорит: «Он не только не будет делать ничего ужасного, но и будет терпеть многое за Меня».

. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске .

Посмотри, какое послушание после величайшего страха. Итак, эти слова Анании были изречены им не вследствие неверия, но вследствие страха и трепета.

«Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня» . Тотчас знакомит его с именем Господа. И притом Христос не сказал Анании: «Я явился Савлу», но сказал: «он научен Духом»; и действительно, не являлся ему лично, но, конечно, явился делами и действиями. Говорит «явившийся тебе» ; не сказал: «ослепивший тебя и отклонивший поношение». Говорит: «послал меня» . Не мое, говорит, это дело. Я слуга благодати. Таким образом, они не могли ничего вымышлять от себя.

«И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» . Чешуи отпадают и показывают, что воспаление сильно и что исцеление не подлежит сомнению.

«Встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» , потому что силы его ослабели отчасти от путешествия, отчасти от страха, отчасти от голода, а отчасти от малодушия. Заметь, что он не решился принять пищу до тех пор, пока не получил великих даров.

. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий .

«И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» .

Не говорит Павел, что Иисус воскрес, что Он жив, но что? Тотчас тщательно доказывает, что «Он есть Сын Божий» . Тотчас он сделался учителем, потому что он не стыдился того, что в нем произошла перемена по отношению к тому, что сделалось для него ясно.

«Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев» . Иудеи смущены, потому что чему он научен был из закона Моисеева, о том спрашивал и их. Они думали, что, избавившись от Стефана, они избавились и от этих рассуждений, а между тем нашли другого совопросника, более сильного, чем Стефан. Он, доказывая это, преподавал и изъяснял из тех писаний, которые им были известны.

. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик .

Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд.

«Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» . Заметь, что Павел спасается не благодатью, но человеческой мудростью, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес.

«Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам» . Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но, напротив, идет туда, где более их преследовали. И заметь, что он даже ищет учеников Спасителя, так он весь воспламенился и переполнился ревностью о проповеди , и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным.

Справедливо может возникнуть недоумение, как апостол Павел в послании говорит: «Не пошел в Иерусалим… а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил… в Иерусалим видеться с Петром… Другого же из апостолов… не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (), – а здесь говорится, что он пришел в Иерусалим и Варнава привел его к апостолам. Итак, или в Послании к Галатам апостол Павел сказал: "не пошел" в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Итак, он не пошел к апостолам, но «старался пристать к ученикам» . Это он делал, будучи одновременно и учителем, и учеником. Или Павел в Послании к Галатам не говорит об этом путешествии в Иерусалим, потому что его историограф многое сокращает и сводит события, бывшие в разные времена. "Старался" же, говорит Лука, «пристать к ученикам» . Шел к ним не смело, но с робостью.

«Все боялись его, не веря, что он ученик» . Боялись, конечно, ученики, а апостолы не верили его обращению, потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.

. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались .

Что Варнава человек кроткий и снисходительный, это видно и из этого, и из того, что им сделано после этого. Может быть, он и прежде знал Павла, будучи другом его. К каким апостолам привел он Павла? Может быть, к Петру и Иакову, о которых и сам Павел в Послании к Галатам говорит, что знал их. Обрати внимание на Павла: он не идет к апостолам, как человек скромно о себе думающий, но идет к ученикам, как будто бы и он только ученик. А Варнава ведет его и к апостолам и рассказывает о том, какое Павел имел дерзновение.

«Говорил также и состязался с Еллинистами» или с теми иудеями, которые говорили по-гречески. Потому что другие евреи, закоренелые, не могли и смотреть на него или, вернее, даже решились убить его.

«Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию» . Напуганные тем, что случилось со Стефаном, отправляют его в Кесарию, а потом также и в Тарс, чтобы он там и учил, и находился в безопасности, как в собственном отечестве, потому что иудеи не бесились против других так, как против него. Ибо других апостолов они уже знали и бешенство, направленное против них, в них уже ослабело от времени; знали также, как они часто находили себе защиту и каким уважением пользовались они в народе.

«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое» . Лука хочет сказать, что оттуда пришел Петр. Итак, чтобы ты не подумал, что он сделал это из страха, он сначала сказал, что эти церкви имели мир, потому что когда в Иерусалиме был разгар вражды, апостолы пребывали в нем, а когда там настал мир, они отправились проповедовать и в другие места.

. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя ; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу .

Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено, конечно, в особенности в назидание многих. Потому что Лука говорит: «И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» . А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то апостолы и хромого не спрашивали. Как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них, конечно, распространилась раньше: так многие желали, «дабы хотя тень проходящего Петра» , говорит Лука, «осенила кого из них» (). Потому-то там и было сотворено много чудес, а здесь тогда только было положено начало им.

. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника .

Лука называет имя ученицы «Тавифа, что значит: «серна»,» показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству.

«Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» . То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру «просить, чтобы он не замедлил придти к ним» . Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле проповеди . Поэтому-то Лука и говорит, что было близко.

«Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» . Выражение «живя с ними» показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь.

«Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился» . Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа. «Преклонив колени» , усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее.

«Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою», – одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.

Когда святому Тарасию, Патриарху Константинопольскому, предложили принять престол патриарший, осквернённый арианской ересью, он ответил: ”...Аще не будет Вселенского Собора, и не истребится еретичество и вера со всеми православными Восточными церквами не соединится, то аз проклятым и осуждённым быти не хощу и Патриаршества прияти не изволяю, никий же бо мя избавит Царь от Божия Суда и вечныя казни” (т. е. если он примет престол не очищенный от ереси). (Из Жития св. Тарасия, Патриарха Константинопольского 25 февр.).
Следовало бы и Патриарху Тихону поступить подобным образом и сказать Собору: ”давайте на Соборе рассмотрим вопрос об Имени Божием, очистим Престол Российской Церкви от имяборческой ереси и тогда я приму его». Но он так не поступил, а, наоборот, не разобравшись с этим вопросом, поступал двоедушно: то он называл себя имяславцем, то имяславие называл лжеучением, а исповедников заблудшими. Но какую же тогда истину он исповедовал? Итак, не разобравшись с этим вопросом, он принимает Патриарший Престол.
“Глаголаше сенаторы (святому) Патриарху Павлу: почто убо ты, при освящении твоём в патриаршество подписал еси на иконоборство? Отвеща Павел: того ради, ныне приях покаяние, понеже тогда подписахся, и боюся да не убо казнён буду от Бога яко страха ради молчах и не глаголах вам истины, ныне же каюся и глаголю, яко несть вам надежды спасения аще в ереси пребудете” (Из Жития св. Павла, Патриарха Константинопольского. 6 ноября).
И Патриарху Тихону следовало бы поступить подобным образом после принятия им от Синода патриаршего престола в ереси имяборческой. Однако он не последовал примеру и св. Павла, не воспользовался своей патриаршей возможностью тут же на Поместном Соборе покаяться за принятие неочищенного от имяборчества Престола Российской Церкви, настоять на соборном рассмотрении этого вопроса. Вот где, и когда, надо было принять на себя истинный подвиг исповедничества и вопреки всему и всем прославить Святейшее Имя Господне, похуленное Российским Синодом!
В своём обращении уже к Патриарху Тихону старцы Афонские приводили пророчество Св. Иоанна Кронштадтского: ”Если Царь сохранит Православную Веру, то царство его утвердится до скончания века. А если Россия не сохранит Православную Веру, то она уже не будет Русью Святой, а будет сбродом всяких иноверцев”. «Но гнев Божий может быть утолён, если Вы, Ваше Святейшество, очистите Престол Церкви Российской от ереси имяборческой и прославите Имя Господне», говорили посланцы афонские Святейшему Тихону. Однако Святейший предпочёл мир церковный славе Имени Божия. Но с кем мир? с имяборцами? с обновленцами? с коммунистами-атеистами?.. С духом антихриста? с возсевшей на престоле Церкви Российской ересью, или хулой на Святейшее Имя Божие?
Св. Димитрий Ростовский учит: “Блаженны миротворцы... кто братию свою несогласием и враждою между собой разделённую в мир и согласие и любовь приводит. Но кто советует мир, закону Божию противный, такой миротворец окаянный, а не блаженный” (Творен. Ч. 5. Киев. 1881 г.). Поэтому сомнительный тот мир, к которому стремился Патриарх, примиряя православных с обновленцами, принимая ересь имяборческую, истинных же исповедников защитивших Святейшее Имя Божие от похуления Синодалами, назвал заблудшими, а веру во Имя Божие, заповеданную Отцом Небесным (1 Ин 3, 23 и др.) назвал лжеучением.
...
Имяславцы считали, что приведённые Святейшему Патриарху неопровержимые аргументы должны были тронуть его сердце и подвигнуть на путь исповеднический, к сохранению сердца или души Православия - веры во Имя Божие (1 Ин 3, 23; Ин 1, 12). Но он выказал своё исповедничество кабинетное и, как впоследствии выяснилось притворное; по всей видимости это его кабинетное название себя имяславцем было не перед Богом, а перед имяславцами, и оно было не искреннее, но лицемерное, и этим самым он подкрепил “базу” имяборцев - членов уже своего Синода и прочих последователей имяборчества. То-есть, он играл двойную роль: перед имяславцами он был имяславец, а перед всем миром имяборец. Но так как официальная часть Российской церкви в лице её высших властей была имяборческая, то в своих действиях по отношению к имяславцам он исходил в соответствии репрессивных директив “Святейшего” Синода.
...
по свидетельству староафонских монахов-изгнанников, и как это видно из циркулярного рождественского послания Патриарха Тихона к духовенству № 3244 Патриарх Тихон, ставши патриархом, называл имяславие «лжеучением», а имяславцев «заблудшими» и «имябожниками», и по отношению к исповедникам афонским действовал в соответствии с инструкцией бывшего Синода, на что есть архивные доказательства. После обращения к нему монаха имяславца Иринея Цурикова с вопросом: «Скажите Ваше Святейшество, когда юноша Савл, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпросил от первосвященника письма идти в Дамаск, чтобы кого найдёт последующих Христову учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю, и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи,? Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9,1-5). Скажите, Ваше Святейшество, услышанное Савлом Слово-Имя «Иисус» Бог, или тварь? Патриарх замявшись ответил: «Бог». Так за что же Вы нас отлучили и предали анафеме? После этого диалога Патриарх Тихон принял в молитвенное общение с собой монаха Иринея Цурикова, главного предводителя имяславцев на Афоне, и архимандрита Давида, который служил с Патриархом на Пасху и ещё несколько раз сослужил ему за Божественной Литургией. А когда архиереи имяборцы стали упрекать Патриарха говоря: «О, вчера имяславцев отлучал от церкви, а сегодня вместе с ними служит» (он не отлучал формально, а просто, как выше сказано, действовал по отношению к имяславцам с точки зрения Синодальной). Услышав против себя эту реплику имяборцев, Патриарх снова прекратил общение с имяславцами и возобновил действие прежнего предписания Синода по отношению к ним. В таких действиях Патриарха усматривалось двоедушие...

И евнух уверовал на пути, и Павел - на пути; но его [Павла] не другой кто привлек, а Сам Христос. Так как это было не по силам для апостолов. Труднее, потому что тогда, как апостолы находились в Иерусалиме и ни один из них не был в Дамаске, он возвратился оттуда верующим; а находившиеся в Дамаске знали, что из Иерусалима он шел еще неверующим, так как он нес письма, чтобы связывать верующих. Как прекрасный врач, Христос подал ему помощь, когда горячка достигла наибольшей силы, потому что надлежало удержать его среди самого неистовства. Тогда особым образом он пал духом и винил себя в своем жестоком дерзновении.

Гомилии на Деяния Апостолов.

«Кто Ты, Господи?» Из прежнего попущения познал власть, из настоящего ослепления понял могущество; теперь уже исповедует владычество (Господа): «Кто Ты, Господи?» Видишь, какая признательная душа; видишь, какое благородное сердце; видишь, какая прямая совесть! Не стал упор­ствовать, не стал спорить, но тотчас признал Владыку. Не как иудеи, которые и видя, что мертвые воскресают, слепые прозирают, прокаженные очищаются, не только не прибегали к делавшему это (Иисусу Христу), но еще называли Его обманщиком; нет, Павел не так, но тотчас обратился. Что же Христос? . А почему не сказал: Я – Иисус воскресший, Я – Иисус, седящий одесную Бога, но: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ? Сказал так для того, чтобы поразить его ум, сокрушить его душу. Послушай, как Павел, спустя долгое время и после бесчисленных своих подвигов, плакал об этом: «ибо я» , говорил он, «наименьший» из всех «Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9) . Если же плакал об этом после бесчислен­ных подвигов и столь долгого времени, то как прилично было ему скорбеть в то время, когда он еще не совершил ни одного подвига, а уже сознавал себя виновным в гонении и слышал тот голос!

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Лопухин А.П.

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

Вопрос Савла к Явившемуся - кто Ты - ясно показывает, что явление ему Господа и все событие его обращения к Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства, благоприятными для него, - борьбой, которая бы могла погрузить его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазии мог быть принят им за объективное ему явление. Из рассказа о событии видно, напротив, что Савл даже и не думал в это время об Иисусе, иначе едва ли бы он не понял сразу и имел нужду спрашивать, кто этот явившийся ему? И вообще подобную внутреннюю борьбу не представляется возможным предположить в Савле в то время, когда он, преследуя христиан, слишком был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср.

Против рожна переть (идти)

Рожон - острый кол. Выражение имеет библейское происхождение. В Деяниях апостолов рассказывается, что Савл, который был гонителем христиан, услышал голос с неба: "Савлеи Почему ты гонишь меня?». Он сказал: "Кто ты. Господи?». На что Господь ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна", то есть противостоять значительно более мощной силе - Богу. Со временем фразеологизм "против рожна переть" приобрел позитивно-оценочного значения: быть отважным, выступать против большой силы.

Проходить красной нитью (лентой)

Это выражение пришло в речи многих народов от английских моряков. С 1776 на фабриках в канаты английского военного флота по всей длине вплетали красную нить, чтобы предотвратить кражу. Какой бы кусок каната отрезали воры, сразу видно, что он флотский.

Сейчас красной нитью называют сквозную мысль, намерение, которое проходит через все выступление оратора, статью, литературный или кинематографический произведение.

Прочитать от доски к доске

Этот фразеологизм связан с книгой. В древности книги писали от руки на пергаменте (специально вычищенной коже козлят, ягнят и телят). Они были значительные по объему и имели большой вес и ценность. Для удобства пергаментную слиток вкладывали в оправу из двух досок, обтянутых кожей. Часто такая оправа была украшена драгоценностями (особенно церковные книги) и застегивалась на замок-застежку. Прочитать всю книгу от начала до конца, ничего не пропуская, значит прочитать от корки до корки, от А до Я.

Птичье молоко

Древние греки считали, что на острове Самое есть все, чего душа пожелает. Чтобы подчеркнуть его богатстве, к длинного списка животных и растений, блюд и напитков добавляли птичье молоко, которого в принципе не существовало.

В шутливом плане выражение означает что-нибудь изысканное, самое желанное. Когда говорят: разве что птичьего молока нет, - имеется в виду значительный достаток, роскошь или огромное разнообразие.

Пуп земли

В широком смысле пуп - центр, основа всего. Фольклорные произведения, основанные на Талмуде (сборнике догматических религиозно-эстетических и правовых законоположений иудаизма) утверждают, что в центре земли, то есть мира, лежит Палестина. В ее центре стоит город Иерусалим, в центре него - храм, в центре храма - алтарь (святая святых), а в центре алтаря - камень перед ковчегом завета, на котором высечена заповеди, данные Богом Моисею. Именно с этого камня, брошенного Богом в море, началось сотворение мира. Существует и другая версия: Бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса.

Фразеологизм «пуп земли» часто употребляют в ироническом смысле для характеристики человека, без оснований претендует на главную роль в чем-то, считает, что все окружающие должны сосредоточить внимание именно на ней.

Пускать на ветер

Согласно народному поверью, ветер имеет душу и большую силу. Чтобы его задобрить, чтобы не был разрушительным, люди "подкармливали" ветер, то есть приносили жертвы: хлеб, мясо, остатки праздничных блюд, крупы, муку и т. Все это бросали навстречу ветру в надежде, что тот не навредит.

Фразеологический оборот "пускать на ветер" сейчас означает еще и не беречь, а не приумножать, не смотреть должным образом, а "пускать слова на ветер" - зря говорить, обещать нереально, недополучать слова.

Узы Гименея

Гименей - сын античных богов Диониса и Афродиты, покровитель брака и брака. По одному из мифов, он певец и музыкант, внезапно умер на свадьбе Диониса (вариант: потерял голос). Его именем назван торжественную свадебную песню в честь молодых. Согласно преданию, Гименея воскресили.

Его изображали в виде красивого юноши с зажженным факелом и гирляндой цветов; по убеждению древних людей, слабое пламя факела во время свадьбы - несчастная примета для молодых супругов. Поскольку путы - это цепь, которой связывали людей или животных, брачные связи стали называть узами Гименея.

Выражение "узы Гименея" означает "супружеские связи". Пятая колонна

Фразеологизм принадлежит генералу испанской армии Е. Мола. Осенью 1936 во время наступления франкистов на Мадрид он обратился по радио к населению столицы, заявив, что, кроме четырех испанских армейских колонн, еще пятая колонна, которая осуществляет в городе подрывную шпионскую работу. С тех пор пятой колонной называют шпионов, диверсантов, людей, которые занимаются подрывной, антигосударственной деятельностью в стране.

Пск. Сопротивляться, противостоять какой-л. большой силе. СПП 2001, 65.

  • - Ср. Я-то сочувствую, да вот... Нельзя ""... Салтыков. Мелочи жизни. 2, 1, 2...
  • - Разг. Действовать наперекор сложившимся традициям, мнениям. ФСРЯ, 183; Ф 2, 49; ЗС 1996, 499...
  • - МОЛОДЕ́-, -дца́,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - не должно - противиться общему порядку Ср. Плыть по течению...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Идти противъ теченія не должно - противиться общему порядку. Ср. Плыть по теченію...
  • - Противъ рожна прати. Ср. Я-то сочувствую, да вотъ... Нельзя «противъ рожна прати»... Салтыковъ. Мелочи жизни. 2, 1, 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ. ПОЙТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ. Разг. Поступить вопреки своим нравственным принципам, убеждениям. Да сверх того они в состоянии сознательно идти против совести из слабости на известных пунктах...
  • - ИДТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. ПОЙТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. Книжн. Экспрес. Поступать наперекор принятым правилам, привычкам, традициям...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Прост. Экспрес. Предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу. Условия я не подписал, но всё же раз в «Ниве» существует такой порядок, то стоит ли переть против рожна...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. Действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, провал. Ведь трудно, милый мой, нам прать против рожна! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ворон. Зачем, для чего? СРНГ 35, 156...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Прост. То же, что лезть на рожон 1. ФСРЯ, 391; БМС 1998, 495; БТС, 820; Ф 2, 41, 85...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 9 подвергнувший себя опасности подвергнувший себя риску полезший в петлю полезший на рожон поперший на рожон пошедший ва-банк пошедший на риск ...

    Словарь синонимов

"Идти против рожна" в книгах

«Идти, идти, в заботах и слезах…»

Из книги автора

«Идти, идти, в заботах и слезах…» Идти, идти, в заботах и слезах, Но что же мы в природе изменили? Все так же зимний ветер пыль метет И леденит фиалки на могиле. Идти, идти, в заботах и слезах, Всему на свете узнавая цену, И все, что погибает на глазах, И все, что поднимается на

«С большевистской решительностью поднимайтесь все в бой под руководством коммунистов против всякого национализма, против фашизма, против империалистической войны»

Из книги По следам легенды автора Корнешов Лев Константинович

«С большевистской решительностью поднимайтесь все в бой под руководством коммунистов против всякого национализма, против фашизма, против империалистической войны» Даже самые опытные агенты охранки не смогли установить, когда и как уехал товарищ Олекса через

1941–1950 годы «НКВД – это вам не польская полиция. На большого зверя нужно идти с топором. Мы будем бороться и против Гитлера, Сталина и всех оккупантов». УПА в бою и резне со всеми

Из книги Степан Бандера в поисках Богдана Великого автора Андреев Александр Радьевич

1941–1950 годы «НКВД – это вам не польская полиция. На большого зверя нужно идти с топором. Мы будем бороться и против Гитлера, Сталина и всех оккупантов». УПА в бою и резне со всеми Создание УПАРоевой сотни особого назначения Украинской Повстанческой Армии, псевдо «Вихрь», в

24.5. С вором идти против вора

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

24.5. С вором идти против вора Господин Ван ехал на автобусе домой. В тот день он получил причитающиеся после нового перерасчета зарплаты деньги, почти 1000 юаней (около 240 марок). Вот жена обрадуется, думал он. Выходя из автобуса, он почувствовал, как кто-то лезет к нему карман.

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.- Военные успехи Фридриха. - Витербо и Флоренция подчиняются его власти. - Положение дел в Риме. - Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. - Папа жалует роду Франджипани в ленное владение Тарент. - Император хочет идти па

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.- Военные успехи Фридриха. - Витербо и Флоренция подчиняются его власти. - Положение дел в Риме. - Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. - Папа жалует роду Франджипани в ленное владение

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников Давно существует ошибочное мнение, что противостояние славянофилов и западников возникло в России в 30-40-х годах 19-го века и это спор интеллектуалов, интеллигентов по поводу оценки

Идти или не идти – вот в чем вопрос

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Идти или не идти – вот в чем вопрос Нет удовольствия в том, что нечего делать. Вся прелесть в том, что дел полно – и ничего не нужно делать. Мэри Литтл Интровертов часто раздирают внутренние противоречия: идти или не идти на какое-то общественное мероприятие. Все мы

Что будет, если идти против потока

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора

Что будет, если идти против потока Если же это невозможно и вы все же добиваетесь нужного вам результата, снося по дороге массу препятствий, - скорее всего, это добром не кончится. Дело в том, что через препятствия и трудности Жизнь указывает нам на то, что мы чего-то не

ИДТИ ПРОТИВ ПРИРОДЫ - ЭТО ТОЖЕ ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО

Из книги Анархизм и другие препятствия для анархии автора Блэк Боб

ИДТИ ПРОТИВ ПРИРОДЫ - ЭТО ТОЖЕ ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО Рецензия на: Роберт Антон Уилсон. Естественный Закон, или Не натягивай резинку на стручок. Порт Таунсенд: LoompanicsUnlimited, 1987.Это остроумное полемическое выступление куда познавательнее (и куда занятнее), чем можно

«НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ»

Из книги 2008_38 (586) автора Газета Дуэль

«НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ» Его правый хук внушал противникам ужас, а фанатов приводил в настоящий восторг: любители бокса по всему миру с нетерпением ждали Олимпиады в США, на которой Теофило Стивенсон имел все шансы стать чемпионом в четвертый раз, и лишь большая

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и

35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти? Слова Христа об

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,

Глава 9 Не идти вперед – значит, идти назад Non progredi est regredi Рассказ Татьяны о бесконечных отношениях и бесконечных разрывах, в которых так и не поставлена точка

Из книги Русские семьи счастливы по-своему автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 9 Не идти вперед – значит, идти назад Non progredi est regredi Рассказ Татьяны о бесконечных отношениях и бесконечных разрывах, в которых так и не поставлена точка Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Ходже

Можно идти против потока

Из книги Быть богатым, что вам мешает автора Свияш Александр Григорьевич

Можно идти против потока Наличие больших проблем вовсе не означает, что вы обречены на неудачу, вовсе нет. Займите позицию игрока и упрямо идите к своей цели, невзирая на встречающиеся трудности и не впадая в негативные переживания. И тогда ваше упорство будет