Сравнительный анализ института главы государства в российской федерации, белоруссии, швеции, финляндии и великобритании. Институт главы государства Функции и полномочия главы государства в странах СНГ

Введение

Глава 1. Президент как глава государства в системе органов государственной власти 16

1.1 Правовая природа президентской власти 16

1.2 Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ 41

1.3 Легислатура главы государства 54

Глава 2. Основные элементы конституционно-правового статуса президента в странах СНГ 73

2.1 Функции и полномочия главы государства в странах СНГ 73

2.2 Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ 153

2.3 Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности президента в странах СНГ 178

Заключение 202

Библиографический список 208

Приложение 236

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих" стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР. Несмотря на многовековой опыт, накопленный развитыми странами мира в сфере организации и деятельности президентства, для государств-участников СНГ данный институт является достаточно новым. При этом следует учитывать, что, несмотря на относительную новизну, уже накоплен определенный опыт функционирования института президента в странах СНГ, дающий возможность для взвешенного анализа и корректировки норм законодательства и правоприменительной практики. Данный опыт требует научного осмысления предназначения института главы государства, обобщения и политико-юридической оценки, и, в силу этого, -специального исследования.

Правовая природа президентской власти

Демократические преобразования начала 1990-х годов оказали влияние на создание новой системы организации государственной власти в странах СНГ. Эта система основана на основных демократических принципах, в числе которых: верховенство права, приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда, принцип разделения властей. Среди названных принципов одним из важнейших является принцип разделения властей.

Ш. Монтескье писал: «В государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная... .Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных людей»1.

Приведенные положения Монтескье по-прежнему актуальны и нашли свое применение в практике государственного устройства стран СНГ.

В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к пониманию принципа разделения властей2, его исследование осуществляется разными методами. А. А. Мишин различает два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально-юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Во всех демократических странах конституционной основой и конституционным принципом осуществления государственной власти признается принцип разделения властей. И если на более ранних этапах государственного строительства под разделением властей понималось расчленение государственной власти на три различные и самостоятельные власти, которые действовали изолированно друг от друга, то теперь под разделением властей обычно имеется ввиду разграничение функций -законодательства, управления и правосудия, которые осуществляются различными органами. Такое понимание четко просматривается и в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П Суд констатировал: разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие

Таким образом, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

В. И. Радченко полагает, что институт Президента Российской Федерации... «вышел» из конституционной модели принципа разделения властей в Российской Федерации, и осмысление «национальной» конституционной модели разделения властей в Российской Федерации позволит адекватно определить правовую природу института президента". Мы считаем, что данное суждение применимо ко всем странам СНГ.

По мнению В. Е. Чиркина, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентарных республик, рассматривать президентскую власть как особую ветвь власти, имеющую арбитражно координационный характер. В данных ребпубликах глава государства играет руководящую роль по отношению к исполнительной власти, а также наделен отдельные элементы участия в законодательной и судебной власти, что проистекает из положения президента как главы государства. Обладая такими полномочиями, президент в полупрезидентской республике может стать доминирующей фигурой. Возникает четвертая ветвь государственной системы разделения властей1.

Складывающаяся разновидность особой президентской власти в странах СНГ имеет специфические черты: - Наличие тенденции к «демократическому вождизму» цезаристского типа". - Комплексный характер власти, то есть президенты в странах СНГ конституционно наделяются полномочиями других высших органов власти (не только исполнительной, но и законодательной и судебной).

Наличие у президента особых контрольных полномочий (прежде всего в отношении органов исполнительной и законодательной власти), которые либо принадлежат ему по конституции, либо устанавливаются им фактически.

Стремление встать над всеми другими ветвями власти, сосредоточив у себя функции и полномочия арбитра по отношению к ним, что уже предполагает самостоятельность и организационно-правовую независимость от Парламента, Правительства, высших судебных структур, политических партий (в большинстве случаев), а в итоге и от всего общества.

Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ

В государствах с республиканской формой правления, в том числе и странах СНГ, где главой государства является избираемый президент, в отношении кандидата на пост президента установлены определенные нормы, квалификационные требования, которым он должен соответствовать.

Согласимся с мнением Н. А. Сахарова, что большинство их вполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост1. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией на главу государства. Исходя из значимости и места в системе органов государственной власти главы государства, предъявляемые к кандидату в президенты требования традиционно закреплены в конституционно-правовых нормах.

Одним из таких требований, предъявляемых к лицу, претендующему на занятие поста президента, является наличие у него гражданства. По общему правилу права, свободы и обязанности личности, их объем и содержание находятся в прямой зависимости от правового статуса лица, в данном случае связаны со статусом гражданина.

Конституции стран СНГ разграничивают права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина Безусловно, правовой статус человека не тождественен правовому статусу гражданина, однако между ними наблюдается определенная связь.

На единство прав и свобод человека и гражданина указывал И.Е. Фарбер: «Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина. Основные права и свобода гражданина - это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему» . По мнению Б.С. Эбзеева - «права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту»".

Ф.Ф. Кокошкин подчеркивал, что фактические основания различия между гражданами и остальным населением лежат в действительном или предполагаемом участии первых в той коллективной жизни народа, которая создает и поддерживает государство. Граждане участвуют в образовании и сохранении той общественной силы, на которую опирается государственная власть. Поэтому они являются не только отдельными от государства субъектами, вступающими в юридические отношения с ним, но и членами государства, составными элементами государственной личности. Граждане в собственном смысле входят в состав народа, остальные - только в состав населения государства3.

«Права граждан, - писал В.В. Сокольский, - распадаются на права частные и права политические. В древности иностранцы не имели ни тех, ни других прав. В современном государстве пользуются частными, но не пользуются политическими правами, ибо пользование сими последними предполагает полное слияние интересов данного лица с интересами данного государства, а такое слияние можно предположить только в подданных»1. Однако, существует и иная позиция по данному вопросу. Так, В. В. Вискулова высказала иное мнение по поводу принадлежности политических прав лицам, не обладающим статусом гражданина в условиях интернационализации: «Анализ российского и зарубежного законодательства по этому вопросу позволяет нам вьщелить три категории политических прав: политические права, предоставляемые всем иностранным гражданам; политические права, предоставляемые отдельным группам иностранных граждан; политические права, не предоставляемые иностранным гражданам. К первой категории можно отнести право на объединение, распространяемое законодательством болыпинства государств на «каждого» (ст. 30 Конституции РФ, ст. 36 Конституции Республики Беларусь), право обращений (ст. 40 Конституции Украины). Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей можно одновременно отнести как ко второй, так и к третьей категории»".

Таким образом, реализация политических прав и свобод неразрывно связана с институтом гражданства, поскольку посредством данной группы прав воля народа трансформируется в волю государства.

По мнению Б. -С. Эбзеева «гражданство - это связующее звено между свободой личности и народным суверенитетом. Личность, реализуя свои гражданские права и обязанности, тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоциированным носителем которого она является» .

В государственно-правовой литературе сложилось известное понимание гражданства как научной категории, определяемой либо через понятие правовой (политико-юридической) принадлежности к государству, либо связи лица с государством.

Функции и полномочия главы государства в странах СНГ

Одним из наиболее важных элементов конституционно-правового статуса государственного органа, в том числе и главы государства, являются его функции, которые определяют его предназначение в государственном механизме.

Как отмечает А.Б. Венгеров, правильное теоретическое решение вопроса 0 взаимосвязи функций государства и структур, обеспечивающих их выполнение, имеет существенное практическое значение, «поскольку государственный орган необходимо создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию».1

Функции государства, по мнению Н. И Матузова и А. В. Малько - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение".

По мнению А.А. Мишина и Б.А. Страшуна, функции государства одновременно выступают как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений3.

Существует множество точек зрения ученых стран СНГ по вопросу функций государства, их определения и системы. В то же время понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. По мнению А.И. Лукьянова, «функции органов государственной власти дают предметно-политическую характеристику их деятельности и представляют собой основные стороны их социально-политического назначения, главные направления работы»

Реализация функций и задач государства в функциях и задачах органов государственного власти осуществляется по линии их конкретизации. При этом учитывается место конкретного органа в государственном механизме, возложенные на орган задачи, специфика и потребности той сферы общественной жизни, на которую он воздействует. Президенту же, исходя из этого, свойственны особые функции. Так Л.А. Окуньков пишет: «...из действующей Конституции вытекает, что над этими властями исполнительной, законодательной и судебной - есть координатор: президентская власть, которая соединяет деятельность всех этих властей»".

«По сути дела, здесь заложена концепция президента как носителя наивысшей легитимности (законности) власти в государстве, политического лидера, гида нации, ведущего ее за собой, арбитра и верховного координатора по отношению к парламенту, правительству и всем органам власти и управления субъектов федерации» . Данная формула оказала значительное влияние на содержание аналогичных конституционных формулировок существа президентской власти почти во всех странах СНГ. Президент гарант конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства (ст. 7 Конституции Азербайджана, ст. 49 Конституции Армении). В статье 69 Конституции Грузии установлено, что президент «обеспечивает единство и целостность страны». Согласно ст. 79 Конституции Беларуси, кроме этого, он «гарант экономической и политической стабильности». В Казахстане Президент Республики еще и «символ и гарант единства народа» (п. 2 ст. 40), впрочем как и в Азербайджане, где он такое единство воплощает, обеспечивая «преемственность Азербайджанской государственности» (п. 2 ст. 8). Похожие формулировки содержатся и в ст. 42 Конституции Кыргызской Республики, ст. Конституции Молдовы (здесь формулировки более умеренны), ст. 54 Конституции Туркменистана, пп. 1-3 ст. 93 Конституции Узбекистана, ст. 102 Конституции Украины. По Конституции Таджикистана Президент, кроме перечисленного выше, является гарантом «преемственности и долговечности государства» (ст. 64).

Конституционные функции государства и конституционные функции президента находятся в соотношении «целого» и «части». Указанное соотношение, в свою очередь, имеет существенные особенности, которые диктуются политико-правовыми основами института президента - «главы государства».

Согласимся с М.Т. Баймахановым, который предлагает следующую логическую последовательность «категорий, характеризующих государство, с учетом реалий жизни: сущность государства; долговременные или преходящие задачи; задачи, решаемые им на данном этапе; функции государства».1 Применительно к государственным органам, в частности к президенту, выявленную «логическую последовательность» целесообразно продолжить таким образом: вытекающие из задач и функций государства задачи и функции конкретного государственного органа, определяемые его конституционным статусом; компетенция (права, обязанности и предметы ведения) государственного органа, реализуемая в установленных организационно-правовых формах; увязанная с функциями и компетенцией ответственность государственного органа.

Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ

Для реализации конституционных полномочий глава государства издает акты. Объем полномочия президента издавать акты и условия его осуществления во многом зависят от типа политического режима.

При тоталитарных и авторитарных режимах президенты наделены самыми широкими полномочиями в издании указов, заменяющих собой законы. В условиях демократических режимов и осуществления принципа, разделения властей президенты также наделяются правом издавать указы, постановления и принимать другие решения в пределах своих полномочий: По мнению Н. А. Сахарова акты главы государства при демократическом режиме «во-первых, имеют не.силу закона, а являются подзаконными по своему статусу. Во-вторых, сфера действия президентских актов, носит ограниченный характер, и они отнюдь не подменяют собой, законодательство; а тем более конституционные нормы»1. Однако анализ Конституций стран СНГ позволяет сделать вывод, что во многих странах СНГ нормативные акты главы государства принимаются по широкому кругу вопросов, в том числе и по таким, которые формально-юридически, принадлежат компетенции высшего представительного и законодательного органа. Поэтому на практике и предметно и содержательно некоторые акты главы государства в странах СНГ имеют фактическую силу закона- и-принимаются по вопросам, не отнесенным Конституциями к компетенции главы государства.

Место актов президента в системе законодательства зависит также от формы правления того или иного государства, применительно к странам СНГ - от типа республики.

Для президентских республик характерна широкая возможность главы государства своими актами регулировать общественные отношения:

В полупрезидентских республиках глава государства также обладает правом издавать указы, но почти все они носят подзаконный административный характер. Кроме того, часто президентские указы могут вступить в силу только при наличии второй подписи премьер-министра или того министра, в ведении которого находится сфера применения указа. В парламентарных республиках возможность президента влиять на законодательный процесс посредством указов сведена к минимуму, его право на издание подобных указов, носит формальный и ограниченный характер.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения (ст. 90 Конституции. России), которые обязательны на всей территории государства и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Следует отметить, что издаваемые президентом акты не всегда именуются указами. Позволим себе не согласится с мнением С В. Полениной; что «наименование, которое присваивают своим нормативно-правовым, актам каждый из органов государства, играет, безусловно, важную роль для-определения характера принимаемого решения, однако его выбор носит скорее характер субъективного усмотрения законодателя, чем объективно обусловленной необходимости»1. Дальнейшее исследование покажет, что в странах СНГ акты главы государства, имеющие различное наименования отличаются и разной юридической силой; то есть различное наименование актов является объективно обусловленной необходимостью.

В странах СНГ глава государства издает: в Беларуси - декреты, указы и распоряжения (ст. 85 Конституции Беларуси), в Узбекистане и Туркменистане -указы, постановления и распоряжения (ст. 94 Конституции Узбекистана, ст. 56 Конституции Туркменистана), в Украине, Кыргызстане, Грузии, Азербайджане, Таджикистана и Армении - указы и распоряжения (ст. 106 Конституции

Украины, п. 1 ст. 47 Конституции Кыргызстана, ст. 73 Конституции Грузии, ст. 113 Конституции Азербайджана, ст. 70 Конституции Таджикистана, ст. 56 Конституции Армении) в Казахстане - законы, указы, имеющие силу закона, указы и распоряжения, (ст. 43 Конституции Казахстана). В Молдове единственным видом актов президента являются указы (ст. 94 Конституции Молдовы).

Таким образом, среди актов президента в странах СНГ можно выделить следующие виды: 1) указы, имеющие силу закона; 2) декреты; 3) указы; 4) постановления; 5) распоряжения.

Проанализируем такие специфические акты главы государства в некоторых странах СНГ как законы, декреты и указы, имеющие силу закона. Так, в Белоруссии и Грузии президенты кроме традиционных указов и распоряжений, имеющие общеобязательную силу на всей территории издает декреты, имеющие силу закона.

В системе институтов государственной власти высшее место формально или реально принадлежит главе государства, представляющему данное государство как внутри страны, так и вне ее. Теории государства в зависимости от критерия множественности субъекта главы государства, известны две его формы: единоличная и коллегиальная. Наиболее распространенной является единоличная форма главы государства, выражением которой является либо наследственный монарх, либо выборный президент. Коллективными главами государств являются и хунты в виде военных или военно-революционных комитетов, которые устанавливаются в странах в результате военных переворотов Черкасов, А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира [Текст]/ А.И. Черкасов. - СПб.: Дело, 2008. -с. 247- 280. .

Реальные статус и роль главы государства во многом определяются формами государства, прежде всего формой правления и государственно-политическим режимом Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие [Текст]/ Р.В. Енгибарян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -С411-420.. При всем различии места и роли глав государств в разных странах можно выделить ряд их общих функций и полномочий. Так, для полномочий главы государства независимо от того, является ли он монархом или президентом, характерно предоставление ему прав созыва сессий парламента, отсрочки его заседаний, промульгирования и опубликования законов, а нередко и права роспуска парламента, права отлагательного или абсолютного вето, права обращения в орган конституционного контроля и др. Глава государства обычно формирует правительство или принимает участие в его формировании, обладает правом отправления правительства и его министров в отставку или участия в этом процессе, правом назначения судей или участия в формировании судебных органов, правом предоставления, восстановления гражданства, предоставления убежища, помилования осужденных, награждения государственными наградами, правом заключения международных договоров и соглашений, их ратификации и денонсации, назначения и отзыва дипломатических представителей, принятия верительных и отзывных грамот иностранных дипломатических представителей и др. Обычно глава государства является и верховным главнокомандующим вооруженными силами страны со всеми вытекающими из этого полномочиями.

Конкретный объем, пути и формы реализации полномочий главы государства в отдельных странах зависят как от формы государственного правления и государственно-политического режима в данной стране, так и от других установлений ее конституции. При этом одни полномочия глава государства осуществляет самостоятельно, а другие (особенно в парламентских республиках и монархиях) -- по предварительному решению иных государственных органов (парламента, правительства), т.е. в порядке контрассигнации. На этой основе рассмотрим теперь особенности конституционно-правового статуса двух основных разновидностей главы государства -- монарха и президента Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]/В.Е Чиркин. - М., 1997.-- с 374..

Особенности конституционно-правового статуса монарха

Монархия -- это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства -- монарху (королю, императору, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

Общими полномочиями главы государства при монархической форме правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся в истории и современности отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение принципиальную значимость указанных юридических признаков монархии Тихомиров Л.А. Монархическая государственность [Текст]/ Л.А. Тихомиров. - С-Пб.: 1992. - С.668. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить того, что номинально именно монарх олицетворяет верховную власть. Вместе с тем конституции различных монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения [Текст] / В.Е. Чиркин.- М.: 1997. - С. 132..

Абсолютная монархия -- это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений, не деля эту власть ни с кем. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Дуалистическая монархия -- ранняя разновидность ограниченной монархии, в рамках которой происходит определенное отделение законодательной власти от монарха, сохраняющего всю полноту исполнительной власти. В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а избираемому парламенту. Но в то же время монарх, во-первых, обладает правом абсолютного вето, которое не может быть отклонено парламентом; а во-вторых, монарх чаще всего сохраняет за собой право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Важно и то, что в таких монархиях король обычно имеет неограниченную возможность распускать парламент и тем самым превращать дуалистическую монархию в абсолютную Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / А.А. Мишин. - М.: Феникс, 1996.- С. 78.. Правительство в таких монархиях ответственно только перед ним и не подотчетно парламенту, который способен влиять на деятельность правительства лишь через использование своего права утверждать государственный бюджет. В целом же в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха над представительной властью.

Парламентарная (парламентская) монархия -- это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх -- парламент -- правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации Монархия [Электронный ресурс] / Википедия -- свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Дата обращения: 12.05.2011. - Загл. с экрана.

Особенности конституционно-правового статуса президента

Термин «президент» происходит от латинского «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли лиц, председательствующих на различных собраниях. В современном понимании президент - это должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок. Родиной института президентства считаются США Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире [Текст] / Н.А. Сахаров. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 c.. Наиболее типичными полномочиями президента являются следующие: президент олицетворяет свою страну в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств; он может иметь своих представителей в регионах страны. Иными словами, президент -- высший представитель всей страны.

В области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц Котенков А.А. Президент -- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе [Текст] / А.А. Котенков // Государство и право. - 1998.- № 9. - С. 21-25 . В некоторых странах он может сам возглавлять правительство или созывать его и председательствовать на его заседаниях. Именно президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др Косопкин, А.С. Президент, конгресс, законодательство [Текст] / А.С. Косопкин// Государство и право. - 2008. - №1. - С. 4-12. .

В законодательной области и иной нормотворческой деятельности президент обычно обладает правом законодательной инициативы, подписывает, промульгирует и публикует законы, может обладать правом отказа от подписи принятых парламентом законов и правом обращения в орган конституционного контроля по поводу конституционности законодательных и иных правовых актов Енгибарян, Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие [Текст]/ Р.В. Енгибарян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 543 с.

с.411. В отношении парламента президент обычно назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, обладает правом досрочного роспуска парламента или его нижней палаты, обращаться к парламенту с посланием о программе законодательной деятельности в стране и другим вопросам.

В области судебной власти президент назначает или предлагает кандидатуры судей высших судебных инстанций, а иногда и других судов, обладает правом помилования и смягчения наказания, а с согласия парламента нередко может объявлять и амнистию. Это же относится и к назначению и предложению кандидатур для назначения прокуроров.

В зависимости от существующей в государствах с республиканской формой правления модели президентской власти различают президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти. В государствах с парламентарной формой правления президент не располагает реальной властью, он осуществляет свои полномочия по согласованию с правительством Чиркин В.Е. Президентская власть [Текст] / В. Е. Чиркин. // Государство и право. 1997. - № 5.- С 27 - 31..

Особенности статуса президента в президентской республике:

1) президент избирается населением независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием); 2) президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства; 3) правительства как коллегиального органа обычно не существует. Каждый министр в отдельности назначается и освобождается от должности президентом, но кандидатуры министров должны быть утверждены парламентом; 4) правительство президента не несет политической ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может отправить правительство в отставку. Президент, в свою очередь, не имеет права распускать парламент и назначать досрочные выборы Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита [Текст] / В.Б. Кувалдин // Полис. 1998. - № 5.- С. 42 - 48..

Особенности статуса президента в парламентарной республике:

1) президент избирается парламентом или избирательной коллегией с участием парламента; 2) президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства. Глава государства обычно осуществляет свои полномочия с согласия и по инициативе правительства. В большинстве парламентарных республик существует институт контрасигнатуры актов главы государства соответствующими членами правительства; 3) президент назначает главу правительства из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций парламента (так как правительство должно пользоваться доверием парламента) и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства; 4) правительство несет политическую ответственность перед парламентом. В случае, если парламент выразит вотум недоверия правительству, оно будет вынуждено уйти в отставку, однако президент по рекомендации правительства может принять решение о роспуске парламента и назначении досрочных выборов Котенков А.А. Президент -- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе [Текст] / А.А. Котенков // Государство и право. 1998.- .№ 9.- С.10 - 15..

Особенности статуса президента в полупрезидентской республике:

  • 1) президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов; 2) президент является главой государства. Исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства; 3) правительство назначается президентом, однако оно должно пользоваться доверием парламента; 4) правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента.
  • *****

Итак, суммировав вышесказанное, можно сделать вывод, что институт главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Выделяют два основных вида главы государства - монарх и президент. В зависимости от формы правления полномочия монарха и президента существенно различаются. Роль и полномочия президента в реальном управлении страной также существенно зависят от того, о какой республиканской форме правления идет речь.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 ПРЕЗИДЕНТ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.. 6

1.1 Правовая природа президентской власти. 6

1.2 Место главы государства в системе власти. 11

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЕ. 16

2.1 Институт президентства в Республике Беларусь. 16

2.2 Президент и его правовой стсатус в Российской Федерации. 20

2.3 Место и роль главы государства в Украине. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

Фрагмент работы:

Сравнительный анализ институтов глав государств Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины позволил выявить их отличительные особенности. Так, Президент Республики Беларусь, занимая самостоятельное положение в системе органов государственной власти, в значительной мере тяготеет к ветви исполнительной власти. Будучи по существу верховным магистратом, глава государства имеет такие властные полномочия, каких не имеет ни одна другая ветвь государственной власти – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная. Как бы возвышаясь над ними, глава государства, взаимодействуя с ними и являясь властным арбитром, занимает подобающее ему доминирующее положение среди других ветвей власти, являясь первой, главной и высшей ветвью власти....



Список использованной литературы:

Алборова, С.С. К вопросу о легислатуре главы государства / С.С. Алборова // Право и государство: теория и практика. –– № 3. – С. 32–35. Березка, С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине. Сравнительно-правовой аспект: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / С.В. Березка. – Москва, 2003. – 27 с. Бобракова, Н.В. Институт главы государства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Н.В. Бобракова. – Краснодар, 2008. – 25 с. Горохова, О.Б. Президент Российской Федерации как субъект правовой политики / О.Б. Горохова // Ленинградский юридический журнал. – 2009. – № 2. – С. 179–184. Дегтев, Г.В. Правовая основа власти главы государства в системе государственных органов по Конституции Российской Федерации / Г.В. Дёгтев // Ценности и смыслы. – – № 1 . – С. 37–55. Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: Монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: [Профтехобразование], 2002. – 838 с. Жуков, К.А. Роль Президента Республики Беларусь в деятельность органов исполнительной власти / К.А. Жуков // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития. – Минск, 2007. – Т. 1. – С. 31–33. Калинин, А.М. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как главы государства. теоретико-правовой аспект / А.М. Калинин // Закон и право. – – № 1 . – С. 23–27. Калинин, А.М. Характеристика правового статуса главы государства / А.М. Калинин А.М. // Молодой ученый. – – № 12-1 . – С. 224–226. Масловская, Т.С. Институт президентства в Республике Беларусь: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Т.С. Масловская. – Минск, 2004. – 23 с. Петрова, М.С. Участие президента в нормотворческом процессе / М.С. Петрова // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития. – Минск, 2008. – Т. 1. – С. 48–49. Романенко, В.Б. Место главы государства в системе разделения властей: вопросы теории / В.Б. Романенко // Право и государство: теория и практика. – –№ 10 . – С. 18–20. Черкасов, А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: конституционно-правовое регулирование и практика / А.И. Черкасов. – Москва: Экзамен, 2006. – 221 с. Чилкот, Р.Х. Теории сравнительной политологии / Р.Х. Чилкот. – М.: Изд. дом «Инфра-М»: Весь мир, 2001. – 558 с. Чиркин, В.Е. Глава государства: сравнительно-правовое исследование / В.Е. Чиркин. – Москва: Норма: Инфра-М, 2012. – 239 с. Эндрейн, Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем / Ч.Ф. Эндрейн. – М.: Изд. дом «Инфра-М»: Весь мир, 2000. – 318 с.

Данная глава содержит некоторые общие исходные положения. Она в известной мере схематична, но без выяснения содержания терминов и понятий (а они обедняют палитру действительности и часто нуждаются в оговорках) трудно, а то и невозможно анализировать общие признаки и видовые особенности различных глав государств, своеобразие их правового положения.

Вопросы терминологии

Словосочетание «глава государства» возникло, видимо, в давние времена по отношению к монархам. Ныне это официальный термин государствоведения, используемый, например, и в монархической капиталистической Испании (ст. 56 Конституции Испании 1978 г.), и в Социалистической Республике Вьетнам (ст. 101 Конституции СРВ 1992 г.) . Эти два слова не всегда соответствуют представлениям людей о лице, возглавляющем государство.

В СССР население верно считало подлинным главой государства И. В. Сталина, сосредоточившего в своих руках огромную власть, хотя, за исключением сравнительно короткого периода времени, он не занимал никаких государственных постов, а был Генеральным секретарем правящей (единственной)

Коммунистической партии. В свое время лидер нового курса в Китае, обеспечивший подъем экономики страны, Дэн Сяопин занимал юридически не очень важную должность (председатель военного комитета ЦК Коммунистической партии Китая и одновременно Государственного военного комитета), но он фактически был главой государства. Подобный пост - Председатель Государственного комитета обороны КНДР - занимал Ким Чен Ир - «любимый вождь корейского народа» (другой официальный титул «Солнце нации»), являвшийся реальным главой государства. После его смерти в 2011 г. этот высокий пост занял один из его сыновей - Ким Чен Ын, являвшийся реальным главой государства. А население Великобритании или Японии, хотя и считает первым лицом в государстве монарха, вовсе не рассматривает его как подлинного руководителя государства или как лицо, сосредоточивающее в своих руках основные рычаги власти.

В юридической трактовке понятия главы государства тоже произошли изменения. Термин «глава государства» применяется в новых конституциях по отношению к монархам, которые действительно правят (например, король Иордании, султан Омана), и к тем, которые лишь царствуют (все монархи в странах Европы, включая Великого герцога Люксембурга и князя Монако), к президентам, которые по своему усмотрению осуществляют полномочия главы государства (Бразилия, Мексика, США, Венесуэла и др.), и к тем из них, которые делают это «по совету» правительства, созданного парламентом (Германия, Индия, Италия и т. д.). В результате не только в представлениях рядовых граждан, но и в юридической литературе, а то и в самих текстах конституций, во-первых, произошло раздвоение понятия «глава государства» (фактически в некоторых конституциях говорится, что лицо, названное в конституциях главой государства, им реально не является, что нередко видят и сами граждане), а во-вторых, произошла замена юридического анализа института главы государства фактическим, который по существу стал доминирующим не только в политологии и государствоведении, но и в правовой науке.

Мы не хотим сказать, что второй подход плох, напротив, правовая наука становится ближе к реальной жизни. Но такое расщепление понятия правового института главы государства вряд ли плодотворно, хотя и вызвано объективными условиями. Оно не только следствие консерватизма правовых институтов (а они консервативны по своей природе) и жесткости традиций, но и свидетельство неудачи попыток науки конституционного права выработать новую терминологию, которая объединила бы юридическую конструкцию и явления жизни. Поэтому, несмотря на новые реалии и возникающие правовые конструкции, мы пользуемся веками сложившейся терминологией, и какого-либо прорыва в этом отношении не наблюдается.

Правда, многие конституционалисты уже давно отмечают и продолжают указывать на существующее несоответствие правовой конструкции «глава государства» и действительности в некоторых странах. Анализируя систему органов государства в Великобритании, Ж. и Ж.-Э. Жиккели говорят о фактической безвластности главы государства - королевы, о том, что глава государства вовсе не главное лицо в нем. Они констатируют, что «принятие решений централизует премьер-министр», что королевскую власть «унаследовал» кабинет (министров. - В. Ч.) и его глава. Французские ученые используют в связи с этим даже слова «диктатура премьер-министра» . «Соединенным Королевством управляет премьер-министр», - констатируют Ф. Амон и М. Тропе . Не столь резкие, но подобные выводы делают британские конституционалисты . Аналогичной является ситуация в Японии, где по Конституции монарх безвластен, в Германии, где решающую роль играет не президент, а премьер-министр (канцлер) и которую исследователи иногда называют «канцлерской республикой», в Италии, Индии и некоторых других странах, где премьер-министр опирается на поддержку парламента. Реальный глава государства в парламентарных монархиях, парламентарных республиках, а иногда и в парламентарно-президентских республиках это скорее премьер-министр, а не президент.

Отмечая несоответствие термина «глава государства» реальному положению такого лица в условиях многих существующих государств, исследователи, однако, не выдвигают детальных и обоснованных предложений об отказе от этого термина или о его замене. В первых республиканских конституциях его не было. Он появился в монархиях и лишь потом вошел в республиканские конституции, но не сразу. Сначала о президентах республик говорилось как о главах исполнительной власти. Таким же образом в соответствии с концепцией разделения властей характеризуется и монарх. Одновременно иногда указывается, что он вместе с парламентом осуществляет законодательную власть (такие несостыковки в юридической терминологии идут издавна).

До настоящего времени не во всех конституциях по отношению к монархам и президентам применяется термин «глава государства». Конституции нередко употребляют слова «король», «эмир», «султан» или «президент» без такой характеристики, не указывая его место в системе власти.

В марксистско-ленинской доктрине отношение к термину «глава государства» было отрицательным. В науке его считали наследием феодально-монархических традиций. В СССР вопрос о главе государства обсуждался в докладе И. В. Сталина о проекте Конституции СССР 1936 г. Слова «глава государства» не упоминались, речь шла о недопустимости должности единоличного президента. Поэтому термин «глава государства» иногда продолжал употребляться в советской юридической литературе с разъяснениями, что, во-первых, это - термин прошлого, а во-вторых, глава государства в СССР - коллегиальный, это Президиум Верховного Совета СССР («советского парламента») . В дальнейшем в некоторых зарубежных социалистических странах созданные по прежней традиции должности единоличных президентов были заменены коллегиальной президентурой (Президиум республики в Венгрии, Государственный совет в Польше и др.), затем в отдельных странах должность президента была введена наряду с коллегиальным органом (Болгария, Румыния и др.). В настоящее время названия «глава государства» и «президент» употребляются в Конституции Вьетнама 1992 г. (в Конституции КНР 1982 г. слов «глава государства» нет, есть «Председатель республики», но соответствующий иероглиф может быть переведен на русский язык как «президент», хотя для президента есть и другой иероглиф). Вместе с тем в обеих странах (СРВ и КНР) наряду с этими единоличными должностями есть коллегиальный постоянно действующий орган - Постоянный комитет парламента. Традиционные полномочия главы государства распределены между этим органом и президентом (председателем республики). В КНДР президента нет (теоретически его место занимают Президиум Верховного народного собрания и отчасти Государственный комитет обороны КНДР). Заявлено, что в истории страны был и остается единственный президент - покойный Ким Ир Сен . На Кубе президента тоже нет, но председатель Государственного совета является одновременно премьер-министром (эти посты в течение десятилетий до 2008 г. занимал Ф. Кастро, теперь занимает его брат Рауль). Неофициально Государственный совет на Кубе называют коллегиальным главой государства. Словом, попытка исключить из обихода термин «глава государства», если она и была в марксистско-ленинском подходе к системе органов государства, не состоялась.

По отношению к другим коллегиальным органам, выполняющим функции главы государства (Союзному (федеральному) совету в Швейцарии, Президиуму (Президентству) Боснии и Герцеговины), этот термин также официально не используется. Они не названы так в конституциях. В Швейцарии он не употребляется и неофициально. Гораздо чаще главой государства в Швейцарии называют президента, избираемого Союзным советом, который главой государства не является (он выполняет функции председательства в Совете). О неофициальном использовании термина «глава государства» по отношению к Президиуму Боснии и Герцеговины (он состоит из трех человек - боснийца, серба и хорвата) у нас данных нет.

По отношению к «двойственным» органам, выполняющим функции главы государства, термин «глава государства» иногда используется в конституциях (он применен к двум соправителям княжества Андорра - ст. 43 Конституции Андорры 1993 г. и к капитанам-регентам Республики Сан-Марино - ст. 3 Декларации прав граждан и основных принципов устройства Сан-Марино 1974 г.).

В настоящее время термин «глава государства» используется в конституциях и научной литературе в первую очередь для указания на особое, первенствующее, положение лица или на высокое положение коллегиального органа (соответствующей структуры), которое они занимают. Теоретически единоличный глава государства, коллегиальный или структурный орган по своему положению уступают только парламенту, но такие должностные лица, органы или структуры на деле выполняют функции парламента между его сессиями, а иногда значение их некоторых составных частей (например, лидера государства в Иране, существующего наряду с президентом Ирана) выше значимости парламента.

Монарх юридически занимает в иерархии место не ниже парламента (в тех странах, где есть парламент), а, по крайней мере, рядом с парламентом. Вспомним в связи с этим положения конституций некоторых стран о том, что законодательная власть осуществляется совместно парламентом и монархом (они, кстати сказать, распространены в отдельных случаях и на президента) . Идея верховенства (суверенитета) парламента в Великобритании (затем в некоторых других, но не во всех, странах англосаксонского права) появилась позднее, да и опирается она не столько на нормы конституций, сколько на теоретические положения ученых-юристов. Как говорилось, главы о монархах почти всегда, а о президентах нередко размещены в конституциях перед разделами о парламенте. В отношении монарха это можно объяснить традицией. Что же касается президента, то это отражает стремление создателей конституций поставить его на первое место (Франция, многие страны Америки, но не США). Парламент не может отменить акты главы государства. Они имеют непререкаемое значение. Их может сделать недействующими только конституционный суд (признав не соответствующими конституции), но ведь суд таким же образом может остановить (или предотвратить) и действие законов. Исключения в этом случае относятся только к коллегиальной президентуре (ее акты парламент отменить вправе), к части структурной президентуры (постоянным комитетам во Вьетнаме и Китае) и к актам президента Ирана в бицефальной , двуглавой структуре главы государства в Иране.

Глава государства может отменить закон парламента (только монарх в отдельных странах, имеющий право абсолютного вето) или на время приостановить его действие (до преодоления вето главы государства парламентом). Поэтому в отношениях законодательной и исполнительной властей (если по традиции считать главу государства исполнительной властью) ситуация обстоит гораздо сложнее, чем тезис: исполнительная власть исполняет законы. Юридически в некоторых странах монарх - участник законодательной власти. Ниже об этом будет сказано подробнее.

Глава государства занимает центральное (реальное или мнимое) место в государственном аппарате. Монарх, президент, а также коллегиальный монарх (например, в ОАЭ Совет эмиров) или коллегиальная президентура (например, Федеральный совет в Швейцарии) выступают как глава этого аппарата. Глава государства - центр полномочий государственного аппарата. Он (в том числе коллегиальный орган) глава государственной службы, назначает своими актами высших гражданских и военных служащих, судей и др. (он реально делает это или лишь подписывает документы). Если глава государства не делает назначений непосредственно, в президентских, президентско-парламентарных и отчасти парламентарнопрезидентских республиках он представляет кандидатуры для назначений. Вспомним о частичной реформе в России Конституционного Суда РФ в 2009 г., в результате которой председатель Суда и его заместители не избираются Судом, а их кандидатуры представляются президентом для назначения в Совет Федерации. Аналогичный порядок существовал до этого при назначениях состава Верховного и Высшего Арбитражного судов. Такая практика представления конкретных лиц на эти должности или только на должность председателя конституционного суда (иного органа, осуществляющего конституционный контроль) есть и в других странах. В Украине для кандидатур президента зарезервированы две ведущие должности министров в правительстве (министры обороны и иностранных дел), некоторые другие должности.

Губернаторы (префекты и др.) регионов, субъектов федерации, автономных образований, иных частей (генерал-губернатор в странах британского Содружества ) в конечном счете подчинены главе государства (в том числе генерал-губернаторы по нормам права или правовым обычаям - монарху, хотя на деле в парламентарных монархиях он не руководит ими). Губернаторы регионов (в том числе субъектов федерации) нередко назначаются президентом (Индия и др.), им часто подчинены и главы субъектов федераций, занимающие свою должность другими способами (например, в России).

Центральное место главы государства в государственном механизме связано также с тем, что он почти всегда по своему положению является главнокомандующим (не имеет значения, что главой государства может быть женщина, никогда не бравшая в руки оружия, и что у главы государства может быть отнюдь не высшее воинское звание: например, Николай II в России был главнокомандующим в Первой мировой войне в звании полковника, такое же звание имеет сейчас королева Великобритании Елизавета II).

Особое место главы государства (для единоличного главы) иногда определяется в конституциях терминологическими характеристиками. В Конституции Марокко 1996 г. (ст. 19) говорилось, что король - «командир», руководитель правоверных (amir-al-munimin), в ст. 245 Конституции Гондураса 1982 г. сказано, что президент осуществляет «общее руководство государством».

Для характеристики роли главы государства часто используются слова «символ», «гарант», «защитник», «арбитраж» (главы государства), «представитель государства» и др. Такие положения содержатся как в монархических (Испания, Марокко, 2011 г.), так и в республиканских конституциях (Казахстан, Франция), там, где глава государства осуществляет реальную власть и где он ее фактически не имеет. Сходство некоторых таких формулировок важно для создания общего понятия главы государства.

Слово «символ» обычно употребляется в монархических конституциях (Испания, Япония и др.), но иногда оно содержится и в конституциях республик (ст. 188 Политической конституции Колумбии 1991 г.). Слово «символ» используется в основных законах в целом в одинаковом смысле: как символ государства и единства народа (Япония), символ национального единства (Колумбия), символ единства государства и его преемственности (Испания), символ единства государства (Марокко). В подавляющем большинстве основных законов слова «символ» нет, но и в них монарх или президент тоже воспринимается как символ определенного государства.

Слова «гарант» или «гарантирует» используются обычно в новых конституциях (Болгария, Марокко, Россия и др.). Говорится, что глава государства - гарант конституции, территориальной целостности государства, прав человека и гражданина и т. д. Как одинаковый по смыслу используется термин «защитник» (слово «протектор» как официальное название фактического главы государства использовалось и в XVII в. в английских актах).

В немногих конституциях характеристика главы государства включает слова «арбитр» или «арбитраж». Впервые такая терминология была использована в Конституции Франции 1958 г., создававшейся под руководством Президента Ш. де Гол- ля, стремившегося к личной власти. В Конституции говорится, что президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). В подавляющем большинстве основных законов прямого упоминания арбитража нет, но де-голлевская идея нашла применение. О функции посредничества президента между ветвями власти говорится в Конституции Румынии 1991 г. (ст. 80), в Конституции Гаити 1987 г. (ст. 136) сказано, что президент следит за нормальным функционированием институтов государства. Сказанное относится и к Конституции РФ 1993 г. Как и Ш. де Голль в условиях кризиса, российский Президент Б. Н. Ельцин стремился к полноте власти и после обстрела здания парламента ее получил. В принятой после этого Конституции РФ 1993 г. говорится, что президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Стремление к координационно-арбитражной роли президента обозначилось и в формулировках конституций некоторых других стран с элементами авторитарного режима (Белоруссия и др.). В определенные периоды развития общества, в кризисных условиях это может быть необходимо, но стремление главы государства возвышаться над другими ветвями власти в качестве арбитра вряд ли может быть принято в демократическом обществе.

В конституциях говорится, что глава государства - представитель государства, иногда - «верховный представитель». Он представляет государство внутри страны: во взаимоотношениях с территориальными частями государства, в отношениях с гражданами (в США иски к государству направляются против (versus) президента) и другими субъектами права. Формы такого представительства будут рассмотрены ниже. В данном случае важно лишь отметить, что официальные действия и акты главы государства рассматриваются как действия и акты, совершаемые государством, от его имени.

В законодательстве слова «представитель власти» (государственной власти, государства) иногда употребляются также по отношению к государственным должностным лицам, наделенным соответствующими полномочиями. Поэтому, чтобы обозначить особую представительную роль главы государства в конституционном законодательстве, может быть целесообразной формулировка «верховный представитель государства».

В конституциях используются также другие понятия, относящиеся к главе государства. В монархиях это «регент», «регентский совет», «коронация», «коронованный монарх», в республиках - «вице-президент», иногда «заместитель президента», а в юридической литературе и в официальных документах - «инаугурация», «президент-элект» и «исполняющий обязанности президента».

Коронованный монарх - это монарх, т. е. наследник престола, достигший совершеннолетия и прошедший после этого при вступлении на престол обряд коронации (лицо может достичь совершеннолетия и раньше, но торжественный обряд коронации проводится как знак реального обретения власти). Если монарх унаследовал трон малолетним, эта процедура откладывается до его совершеннолетия (обычно до 18 лет, в некоторых странах до 21 года). При малолетнем монархе учреждается должность регента (т. е. правителя) или создается регентский совет (обычно из числа родственников). Акты малолетнего монарха издаются от его имени, но скрепляются подписью регента (членов регентского совета). Последний случай создания регентского совета с включением в него не- родственников монарха в Европе имел место в Болгарии в 1944 г., но вскоре монархия в Болгарии была упразднена. Некоторые конституции стран Востока устанавливают, что регентский совет создается не из числа родственников (Таиланд).

Термины «инаугурация», «вице-президент» и другие названные выше применяются в республиках. Инаугурация - торжественное введение президента в должность, сопровождающееся принесением им присяги. Иногда присягу должен приносить и вице-президент (например, Кипр). Президент- элект - это название избранного, но еще не вступившего в должность президента. Иногда конституции устанавливают значительный промежуток времени между избранием президента и вступлением его в должность (это время необходимо, в частности, для завершения дел прежним президентом и для того, чтобы избранный президент вошел в курс государственного управления).

Исполняющим обязанности президента в период его временного отсутствия, непродолжительной болезни, хирургической операции и т. д. обычно является вице-президент. Если такая должность в данной стране не предусмотрена (например, Германия, Россия, Франция), то исполняющим обязанности президента становятся по очереди (в случае невозможности лица по какой-либо причине исполнять такие обязанности) либо председатель верхней палаты парламента, председатель нижней палаты, председатель верховного (или конституционного) суда, либо глава правительства, а иногда правительство в полном составе. В России такие обязанности возлагаются на главу Правительства РФ.

  • Применяется и более сложная терминология. Например, в ст. 82 Конституции Папуа - Новой Гвинеи 1975 г. употребляется словосочетание «королева и глава государства Папуа - Новой Гвинеи». Наиболее разнообразнаяофициальная терминология по отношению к главе государства (президенту)использовалась в некоторых законах государств Тропической Африки. Официальный титул главы государства включал слова «освободитель», «лидер революции» и даже, например, «лев, разгрызающий любую кость». В монархических странах официальный титул главы государства (например, в прошлом вРоссии) иногда включает полный перечень (император, король, великийкнязь, князь и т. д.) составных частей государства.
  • См.: GicquelJ., Gicquel J.-Ё. Droit constitutionnel et institutions politiques.21-tone fed. P.,2007. P. 230, 238.
  • В Андорре соправители реализуют эти функции совместно и раздельно.
  • В обоснованиях говорилось о праве вето президента и о необходимостиподписания им закона для того, чтобы закон стал законом.
  • Бицефальный - от лат. bis - дважды и греч. kephale - голова.
  • Многие страны британского Содружества являются республиками, у нихсвой глава государства - президент. Половина членов Содружества - монархии. Их глава государства - британский монарх. Теоретически считается, чтоон назначает в эти государства генерал-губернаторов. На деле такое лицо определяется парламентами и правительствами государств - членов Содружества. Например, Конституция Папуа - Новой Гвинеи 1975 г. устанавливает, чтогенерал-губернатор назначается только на два срока по предложению правительства страны и утверждается 2/3 голосов членов местного парламента(ст. 88), а затем получает «патент» на управление от монарха из Лондона. Британский монарх может назначить или уволить генерал-губернатора только посовету местного правительства. Уволить его может также местный парламентбольшинством голосов (монарх в Лондоне обязан выполнить это решение,т. е. подписать соответствующий документ).
  • Acting president (англ.) - временно исполняющий обязанности президента (не «действующий президент»).

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти .

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

    законодательную (парламент);

    исполнительную (глава государства, правительство);

    судебную .

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов.

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

    олицетворяет собой единство нации;

    является символом государства;

    представляет страну на международной арене;

    выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

    служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх ,президент, премьер-министр . Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которыхформа правления иполитический режим .

В монархиях главой государства является король, им­ператор, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях (ОАЭ, Сау­довская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.

В республике главой государства является, как правило, президент . Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага. Неодинаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица.

Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламен тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

В полномочия президента входит:

    формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

    обращение к парламенту с посланиями;

    роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

    подписание и контроль за исполнением законов;

    право вето на отдельные законодательные акты;

    назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

    право помилования, амнистии;

    решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

    прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

    ведение переговоров и заключение международных соглашений;

    введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.